Как формировать у детей полезные привычки
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №38 ст. Роговская
Консультация для родителей
«Формирование у детей полезных привычек»
Воспитатель: Шарафан Ольга Григорьевна
Консультация для родителей
«Формирование у детей полезных привычек»
Уважаемые родители!
Согласитесь, что приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Здоровье детей является абсолютной ценностью и включает в себя три уровня – биологическое, социальное и психологическое. Родители и воспитатели хотят видеть детей здоровыми, веселыми, физически хорошо развитыми. Сегодня разговор пойдет о полезных привычках.
«Привычка – образ действия, состояние поведения или склонность, усвоенные кем – не будь за определенный период жизни, вошедшие в обыкновение, ставшее обычным состоянием для кого – ни будь. (Д. Ушаков. Толковый словарь) .У каждого человека в течении жизни вырабатываются много привычек. Для кого – то стало привычным делом – заниматься спортом, читать книгу, трудиться на огороде. Все это полезные привычки. Представьте себе человека, который редко моет руки, не стрижет ногти. Дома горы не мытой посуды, крошки, вокруг них вьются мухи. Вечно отсутствует носовой платок Заботиться ли этот человек о своем здоровье? Верно, не заботиться. Ведь, и немытые руки и грязь под ногтями могут стать причиной многих опасных болезней.
Итак, чтобы ребенок был здоровым, нужно:
Заботиться о чистоте его тела, стричь ногти. Учить его умываться и мыть руки с мылом перед едой, после прогулки. После посещения туалета. Учит чистить зубы. Приучать убирать свою комнату, заправлять кровать и мыть посуду.
Ведь недаром говориться: «Чистота – залог здоровья». Давайте, совместными усилиями
будем приучать детей к здоровому образу жизни и полезным привычкам. Показывать и объяснять на собственном примере, чтобы ребенок не представлял без этого ни один день.
1 Привычка. Соблюдение чистоты и личной гигиены.
Водные процедуры (обтирание, обливание, душ) тренируют организм и помогают ему противостоять опасным микробам.
Культурно – гигиенические навыки воспитывают:
• Опрятность;
• Самостоятельно мыть руки, лицо, чистить зубы, пользовать мылом, полотенцем, носовым платком;
• Прививают навыки поведения за столом;
2 Привычка. Соблюдение питьевого режима.
3 Привычка. Закаливание.
Дома детей закаливают по рекомендации педиатра из поликлиники, а в детском саду под присмотром медицинского персонала.
4 привычка наш вечный друг – утренняя гимнастика.
После утренней гимнастики повышается настроение, появляется аппетит. Ведь зарядка регулирует работу всех органов, помогает включиться в дневной ритм. Зарядка должна стать ежедневной привычной процедурой уже с трехлетнего возраста. Делайте упражнения вместе с ребенком, поощряйте его, подбадривайте. Может ли человек быть здоровым, если он ведет не подвижный образ жизни? Нет! Его мышцы не тренируются. Он не дышит свежим воздухом, ему не хватает солнечных лучей и кислорода.
Велосипед, самокат, роликовые коньки, купание в речке, игра в бадминтон, катание на коньках, лыжах – это ли не праздник для детей, тем более с любимыми папой и мамой.
5 Привычка. Двигательная активность учит:
• Формировать гармоничное тело, правильную осанку и мелкую моторику рук;
• Обогащать двигательный опыт за счет усвоения детьми основных движений в играх, упражнениях.
Помогайте ребенку в тех видах движений, которые вам кажутся легкими, не трудными. Пусть ребенок почувствует, что вы дорожите им каждую минуту и ВТО же время не мешайте ему быть самостоятельным. Ребенку необходима достаточная двигательная активность в любое время года и ваша забота. Посещайте бассейн, принимайте водные процедуры. Например (массаж, ЛФК, физиотерапию, циркулярный душ.) ходите в лес. Особенно полезен воздух в хвойных лесах. Этот воздух настоящий целительный настой.
6 Привычка. Длительная прогулка на свежем воздухе.
Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. Дети должны гулять не менее 2 раз в день не менее 3 часов. А летом неограниченно. Поэтому после детского сада не спешите с ним домой, погуляйте. Поверьте, вы не сделайте ему хуже. От вечерней прогулки ребенок будет лишь крепче спать.
7 Привычка. Режим дня — это прекрасный друг нашего здоровья. Если мы всегда в одно, и тоже время встаем, завтракаем, обедаем, ужинаем, ходим на прогулку, ложимся спать, то у нашего организма вырабатывается биологический ритм, который поможет сохранить здоровье и бодрость.
8 Привычка. Правильное питание.
По поводу рационального питания, вы можете проконсультироваться у врача – педиатра или у медицинской сестры в детском саду.
• Самый главный совет — не заостряйте внимание на плохом аппетите, не упрашивайте ребенка, не заставляйте. Лучше покажите пример.
• Очень важно создать за столом доброжелательную обстановку и хорошее настроение.
И помните всегда, что здоровье человека на 60% зависит от его поведения, на 20 % — от здоровья родителей, на 20% — от условий жизни. Поэтому необходимо с детства воспитывать у ребенка полезные здоровые привычки, которые помогут добиться успеха, достичь цели в жизни, быть счастливым. Человек может стать рабом вредных привычек, если не воспитывать с детства уважение к самому себе.
Пусть ваши дети и вы будут всегда здоровы!
Источник
М ысль воспитать у моего сына правильные привычки пришла после того, как он стал с точностью копировать меня. Случилось это в 1 год и 1 месяц. Я мыла полы, а он отбирал швабру и мыл сам. Мела двор – он забирал веник. Сажала в стульчик для кормления – хотел сидеть, как взрослый, на обычном стуле за столом.
Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!
Тогда я и решила: буду учить. Иногда запрещала ему делать то, для чего он, по моему мнению, не дорос. Это была моя ошибка. Сейчас все его начинания я поддерживаю и ищу варианты для их реализации. А если это что-то опасное – стараюсь найти альтернативу.
Благодаря своим пробам и ошибкам, я смогла вывести правильную формулу формирования привычек.
1. План действий
Прежде, чем приступить к обучению малыша, нужно выписать все качества и привычки, которые хотите в нём развить. Дать на каждый пункт примерное время освоения навыка. Это может быть неделя, две, месяц, полгода – всё индивидуально. Это необходимо, в первую очередь, для вас, чтобы вы смогли сориентироваться по времени. Привычку нужно внедрять одну за другой. Не настаивайте на оперативности. Помните: тише едешь – дальше будешь. Если у вашего малыша есть задатки к определённому навыку, то начните с них. Вам будет проще и легче. И не забывайте одно важное правило: личный пример заразителен. Вы тоже должны выполнять всё то, чему хотите научить своего ребёнка.
2. Регулярность и эргономика дома
Главный алгоритм формирования привычки – это регулярность выполнения определённых действий и эргономика дома. Эргономика дома включает в себя удобное расположение мебели, бытовых предметов и тех вещей, которые часто используются нами. У каждой вещи должно быть своё доступное место. Создав такие условия, вы сделаете отличный фундамент для начала формирования хороших привычек.
Дальше посмотрите на ваше помещение глазами ребёнка. Станьте двухлетним крохой. Подумайте, выполним ли этот навык физически, не будет ли малышу что-то мешать, сможет ли он чувствовать себя комфортно, подходя к определённым местам в доме. Хотите научить его мыть руки, но полноценного доступа к раковине нет? Значит, нужно подготовить специальную стремянку для деток, можно обойтись лёгким стулом, который малыш сможет сам передвигать. Обязательно научите его правильно открывать кран. Покажите, как намыливать руки, попробуйте использовать пальчиковую гимнастику. Убедитесь, что после водных процедур кроха может дотянуться до полотенца. В каждом движении должна быть логика.
Поддерживайте начинания и стремления детей. Они сами будут вам подсказывать, какую привычку стоить развивать в первую очередь. После этого возвращаетесь к списку, вы можете его корректировать.
3. Терпение и постоянство
Ищите варианты, каким образом вы сможете облегчить детям обучение. Вы педагог и выбираете план обучения, учитывая особенности своего ребёнка. Наберитесь терпения и помните о регулярности. Нельзя сегодня разрешить что-то делать, а завтра нет. Детям нужна стабильность, все эти скачки «можно/нельзя/давай потом» не могут её гарантировать.
4. Постоянный анализ ситуации
Если ребёнок забыл что-то сделать, то не ругайте его. Предложите свою помощь и сделайте вместе. Если не получается внедрить привычку, ребёнок противится или вы запутались, то отступите. Действуйте по правилу: шаг вперёд – два назад. Как и взрослому человеку, детям сложно к чему-то привыкнуть. Они любят стабильность. Даже маленькие и постепенные изменения переносятся с трудом. А если до этого были неудачные попытки, то это самый верный выход в такой ситуации.
5. Положительные эмоции
Ваше восхищение и поощрение ласковыми словами дадут ребёнку мотивацию к обучению. Но всё должно быть в меру и честно. Если результат вас не впечатлил, то лучше промолчите. Не нужно ругать или показывать фальшивую радость. Дети чувствуют всё. Они могут не понять в чём дело, но неприятные ассоциации останутся. Вы можете похвалить малыша за его старательность, за то, что помог вам. Например, ребёнок заправил кровать. Поблагодарите его за это. Расскажите, как в комнате стало уютно и красиво. Будьте радостны, когда хвалите. Таким образом, вы научите кроху видеть конечную цель.
6. Не манипулировать ребёнком
Никакого шантажа: «Собери мусор – пойдёшь смотреть мультик», «Убери за собой посуду – получишь конфету». Просите о помощи: «Я не успеваю убрать мусор, можешь мне помочь?». Инструменты для уборки мусора должны быть привлекательными. Некоторые дети боятся пылесоса. Замените его щеткой для подметания, чтобы детской ручке было удобно её держать. Не забудьте про совок. Интересуйтесь мнением малыша. Нравится ли ему выполнять задания, которые вы ему даёте. Ищите подсказку, в каком русле его обучать.
7. Не ждать идеала
Ваша задача – найти подход к малышу. Многие детки любят возиться в воде. Вы можете разрешить ребёнку помыть посуду. Пусть сделает это плохо, придёт время, и он научится. Главное — выработать привычку: поел, убрал со стола, помыл посуду. Если ребёнок плохо помыл, то исправьте это, когда он не видит, иначе малыш перестанет вам доверять. Наберитесь терпения. Огромное желание детей учиться чему-то новому и познавать мир вы можете использовать для развития целеустремленности и обучению менеджменту. Вам будет сложно первое время, может быть, пройдут годы. Но в переходный возраст вы скажите себе «спасибо».
8. Учитывать особенности характера
Ребёнок – это не солдат в подчинении, где отказ или несоблюдение правил ведёт к наказанию. Относитесь к нему как к постороннему ребёнку, которого нужно обучить. К чужим детям мы пытаемся найти подход, а к своим — нет. Поэтому мы не видим или забываем учесть их особенности, истинные потребности.
9. Поощрять инициативу
Игрушки, с которыми ребёнок может играть без вас, должны находиться в зоне доступа. Лучше их разделять по категориям. Он сможет сам складывать и убирать. К горшку ребёнок должен подходить без труда. Хочет малыш мыть горшок — пусть моет. У него появится желание и смысл на него садиться. Лёгкий доступ ко всему, что необходимо. Логика везде. Хочет резать, как вы, ножом? Пожалуйста. Пластиковый нож и варёные овощи в помощь. Импровизируйте.
10. Создать личное пространство для малыша
Выделите на кухне один ящик или полку для посуды вашего малыша, куда он будет складывать её сам. Не забудьте про полочку для его обуви. Если не жалко мебель, то можно наклеить картинки с этими предметами, чтобы малышу было легче всё запомнить. Он живёт с вами и должен чувствовать себя значимым. Главная особенность малыша – его маленький рост. Установите на уровне ребёнка пару крючков в прихожей для его курточек. Сделайте место, куда бы он мог складывать свою шапочку или рукавички. Оборудуйте не только его комнату, но и весь дом. Продумайте каждую деталь.
Могу сказать, что в воспитании привычек важно самим подавать хороший пример. Быть радостным, мотивируя детей на формирование важных навыков. Уметь понимать ребёнка, относиться терпеливо к его промахам и постоянно поддерживать. Кроме нас, никто этого не сделает. Не гасите в детях желание и стремление к новым знаниям. И за ваш нелёгкий кропотливый труд они отблагодарят вас своей любовью, успешностью и дисциплинированностью.
Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!
А как вы прививаете детям правильные привычки?
Источник
Герасимова Татьяна
Консультация для родителей «ЗОЖ формируем у детей полезные привычки»
Консультация для родителей
«ЗОЖ: формируем у детей полезные привычки».
Герасимова Т. А.
Фоменко Н. А.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Именно в это время у ребенка происходит осознание собственного «Я», формируется правильное отношение к миру, окружающим людям. Поэтому как в семье, так и в дошкольном учреждении ребёнку должны помочь как можно раньше понять ценность здоровья, осознать цель его жизни, побуждать самостоятельно и активно сохранять и приумножать своё здоровье.
От каких факторов зависит здоровье ребёнка?
Статистика утверждает, что на 50% здоровье человека зависит от того, какой образ жизни он ведёт, т. е. от него самого, на 20%-от наследственных факторов, на 20%-от условий внешней среды (экологии, и на 10% -от работы системы здравоохранения. Именно на 50% состояния здоровья подрастающего поколения мы, педагоги и родители можем и должны повлиять.
Само понятие «здоровье» имеет несколько определений и формируется как результат взаимодействия внутренних (пол, наследственность, возраст) и внешних (социальных, природных)компонентов:
Физическое здоровье-степень и уровень роста и развития органов и систем организма.
Психическое здоровье-состояние психической сферы человека, его душевное равновесие, комфорт.
Соматическое здоровье-биологическая программа индивидуального развития, текущее состояние органов и систем организма.
Нравственное здоровье-система установок, ценностей, мотивов поведения в обществе.
Привычка к здоровому образу жизни-основная, главная, жизненно важная привычка, которая должна объединять в себе результат решения образовательных, воспитательных, развивающих и оздоровительных задач. Поэтому необходимо использовать различные формы работы в ДОУ и в семье для того чтобы именно в дошкольном детстве заложить основы ЗОЖ.
В нашем дошкольном учреждении формирование потребности у детейв здоровом образе жизни осуществляется по нескольким направления:
1. Формирование привычки к ежедневным занятиям зарядкой и физкультурой (двигательный режим обеспечивается в НОД, самостоятельной и совместной деятельности, для этого спортивный уголок пополняется в том числе различными нестандартными пособиями и атрибутами).
2. Формирование понятия о том, что вредно, что полезно для организма человека. (режим дня, питание, закаливание, навыки безопасного поведения в быту, на улице, на природе и т. п.) , пополнение РППС, беседы, проекты, игры, пособия, проблемные ситуации и др.
3. Формирование культурно-гигиенических навыков. Закрепление полученных навыков приводит к формированию привычки, что в свою очередь имеет положительное влияние на формирование ЗОЖ (формыорганизации так же используются различные: ди, С. Р. И., игры-упражнения, беседы, чтение художественной литературы наблюдения, рассматривание и т. д.)
4. Формирование потребности родителей в укреплении и сохранении здоровья детей, в качестве личного примера (Периодически организуются консультации, анкетирование, выпуск памяток по ЗОЖ, совместнае мероприятия, для повышения компетентности родителей в данном вопросе.
Нет задачи важнее и сложнее, чем вырастить здорового человека и главными помощниками и союзниками в этом вопросе должны стать родители и педагоги.
Основные компоненты ЗОЖ, которым необходимо уделять особое внимание в семье при формировании у детейздоровьесберегающих навыков:
Необходимость занятия физкультурой и спортом;
Ежедневные прогулки на свежем воздухе, закаливание;
Рациональное питание;
Соблюдение режима дня;
Соблюдение правил личной гигиены;
Медицинское воспитание детей (понимание важности своевременного обращения к врачу и т. п);
Положительный эмоциональный настрой, дружелюбное отношение к окружающим;
Бережное, внимательное отношение к окружающей среде.
В последнее время возросло количество детей, страдающих частыми простудными заболеваниями, имеющими лишний вес, нарушение осанки. Одной из провоцирующих такую ситуацию причин является малопордвижный образ жизни наших детей. Желая отдохнуть от напряженного рабочего дня многие родители зачастую предлагают детям занятия с настольными, компьютерными играми, рисованием, просмотр телевизора, что так, же по мнению родителей ещё и предотвращает возможные травмы от подвижных игр. «Пусть лучше посидит- спокойнее будет»-рассуждают родители, то время когда лишают своего ребёнка главной врождённой потребности детского организма-потребности в движении. Именно от удовлетворения этой потребности зависит его здоровье, формирование и функционирование всех систем детского организма. Движение в детском возрасте это ещё и способ познания мира, ориентировки в пространстве. Поэтому очень важно стремиться изменить пассивный, малоподвижный образ жизни, на активный, здоровый, проявляя заботу и любовь к соему здоровью и здоровью своих детей, научиться выделять важное, полезное и избавляться от лишнего и вредного, таким образом приобщая своих детей к здоровому образу жизни.
Здоровый образ жизни-это не просто сумма усвоенных знаний, а адекватное поведение человека в различных жизненных ситуациях, в некотором смысле-стиль жизни. Всё чему мы учим детей они должны уметь применять на практике, в реальной жизни, вести себя самостоятельно и ответственно в различных неожиданных ситуациях дома, на улице и т. д.
Источник
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 0-1 год
- 1-3 года
- 3-7 лет
- 7-12 лет
Воспитывая ребенка, родители не всегда уделяют необходимое внимание формированию у него привычек. А зря, ведь, как известно, избавиться от вредных привычек куда сложнее, чем сформировать хорошие.
Как формируется привычка
Процесс формирования привычек имеет некоторые особенности. В основе любой привычки лежит навык. Показывайте, как правильно выполнять то или иное действие медленно, чтобы ребенок понимал каждую выполняемую операцию. Только научившись выполнять действие хорошо и быстро, ребенок может сформировать привычку. Приучение ребенка выполнять необходимые действия требует постоянного контроля со стороны взрослого, но этот контроль должен быть участливым и благожелательным.
Привычка возникает тогда, когда ребенок начинает осваивать новые действия. Например, ребенка научили заправлять постель. Научившись это делать самостоятельно, он или сразу, встав с кровати, заправит ее или отложит на потом, а может, вообще не станет ее застилать. В это время очень важно, чтобы действие повторилось несколько раз под присмотром взрослых – так сформируется хорошая привычка застелить постель сразу после сна.
Однако и хорошо усвоенный и выполненный несколько раз способ действия не позволяет говорить о формировании привычки как таковой. Ребенок должен получать удовольствие или от самого процесса выполнения какого-либо действия, или от его результата. Если ребенку нравится чтение книг перед сном, это вполне может стать его привычкой.
Похвала ребенку служит своеобразным стимулом поступить в следующий раз также. Поэтому каждый раз после выполнения действия, сформировать привычку выполнения которого вы стремитесь, не забывайте хвалить малыша. Постарайтесь, чтобы формирование хорошей привычки сопровождалось только положительными эмоциями. Для формирования хороших привычек у детей очень хорошо подходит игровая форма, интересные или поучительные истории, поручения.
Привычка мыть руки
Приучать малыша мыть руки нужно уже тогда, когда вы начинаете его прикармливать. В это время некоторые малыши уже начинают ползать, их руки соприкасаются с полом. Однако и малыша, руки которого, по вашему мнению, совершенно чистые, нужно приучать их мыть. Для мытья рук малыша можно найти интересные потешки, песенки, чтобы этот процесс ассоциировался у него с чем-то приятным. Главное не лениться и не забывать мыть руки малышу.
Подросшему малышу необходимо показать, как это делать правильно, чтобы это не выполнялось для галочки. Мыть руки также необходимо и после прогулки на улице. Важно объяснить ребенку, для чего нужно мыть руки. Осознание ребенком необходимости этого действия поможет сформировать эту хорошую привычку.
Привычка чистить зубы
Сформировать эту хорошую привычку крайне важно. Чем раньше начать чистить зубы малышу, тем более естественной будет восприниматься эта гигиеническая процедура.
Для того, чтобы у ребенка появилась эта привычка, научите его делать это правильно. Объяснить малышу, почему нужно чистить зубы можно в форме сказки – придумать историю о том, как зубная паста и щетка спасают его белые и красивые зубки от черных пятен. Кроме того, ребенок обязательно должен видеть, что и родители чистят зубы. Будьте примером своему ребенку.
Чтобы процесс чистки зубов был более увлекательным, уделите внимание покупке красивой зубной щетки. Ребенку обязательно она должна нравиться. Кроме того, у малыша может быть несколько зубных щеток, тогда каждый раз он может выбирать, какой пользоваться сегодня. Это будет и проявлением его самостоятельности, и своеобразной игрой.
Привычка делать утреннюю зарядку
Делать утреннюю зарядку – хорошая и полезная привычка ребенка. Сделайте это занятие интересным, и малышу оно обязательно понравится. Зарядка не должна быть долгой, ребенок должен взбодриться, а не устать после нее.
Дети отличаются большой подражательностью, поэтому делайте зарядку вместе. Кроме того, для малышей более эффективны упражнения, выполняемые совместно с мамой – вы можете покидать друг другу мяч, подержать веревку, через которую малыш должен перелезть. Для детей старшего возраста больший интерес представляет не сам процесс, а результат, которого он может добиться, например, как долго он сможет попрыгать на скакалке, сколько раз сможет ударить по мячу, не уронив его. Зная то, что движет вашим ребенком, вы можете организовать утреннюю зарядку так, чтобы ребенок получал от нее удовольствие, и как результат – сформируете хорошую привычку у ребенка.
Привычка складывать игрушки
Как только у малыша появились свои игрушки – определите для них место: у машинок свой гараж, полка для книг, шкафчик для мягких игрушек и так далее. Не важно, что пока малыш совсем маленький и даже физически не сможет убрать игрушки. Убирайте игрушки вместе, чтобы он видел, как это делается, рассказывая, что и куда нужно класть. Делать это надо регулярно, а не от случая к случаю. Ребенок должен понимать, что игрушки – это его ответственность. На детей постарше поучительно действует сказка «Федорино горе», ведь и от ребенка могут убежать его игрушки, если они будут лежать не на своих местах.
Начинать формировать хорошие привычки надо как можно раньше. Как только у ребенка сформировался навык, выполнения которого вы хотите сформировать в его привычку, начинайте следить за тем, чтобы ребенок выполнял это действие регулярно.
Привычка — осознанный навык, поэтому объясняйте ребенку, для чего нужно это делать и какой результат он может получить. Задача взрослых – сформировать привычку так, чтобы он выполнял действие, даже когда никого нет рядом. Конечно, будут промахи и ошибки — этого не избежать, но реагировать на них нужно правильно, чтобы не отбить у ребенка желание что-то делать.
Для того, чтобы привычка сформировалась, необходимо похвала и поддержка со стороны родителей, положительные эмоции. Если ребенок получает удовольствие от выполнения или результата того или иного действия, оно обязательно станет его хорошей привычкой.
Марина Карамашева
Источник