Как не полезна вещь невежда про нее
Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
Какъ ни полезна вещь, цѣны не зная ей,
Невѣжда про нее свой толкъ все къ худу клонитъ.
Крыловъ. Мартышка и Очки.
См. Невежи судят так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк.
- Невежда — Дословно «ам hа-арец» — народ земли. А. Г. в Библии — положительное прозвище земледельцев, старейшины которых принимали активное участие в управлении государством…
Энциклопедия иудаизма
- невежда — Это слово, имеющее значение «малосведущий человек», было заимствовано из старославянского, где образовано, как и слово невежа…
Этимологический словарь русского языка Крылова
- невежда — Заимств. из ст.-сл. яз. См. невежа…
Этимологический словарь русского языка
- Свой уголок — свой простор. Своя хатка — родная матка. — См. ДВОР — ДОМ -…
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- Свой умок — свой домок, свой уголок. — См. УМ -…
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- невежда — См. невежество …
История слов
- невежда — …
Словарь антонимов
- невежда — ; мн. неве/жды, Р….
Орфографический словарь русского языка
- как ни полезна вещь, цены не зная ей{,} — Невежда про нее свой толк все к худу клонит. Крылов…
Толково-фразеологический словарь Михельсона
- Клонит ко сну — КЛОНИТЬ КО СНУ кого. СКЛОНИТЬ КО СНУ кого. Вызывать сонливое состояние…
Фразеологический словарь русского литературного языка
- Куда клонит — кто. Разг. Экспрес. Что и с какой целью хочет сделать, сказать кто-либо. — Ты что же этим хочешь сказать, — спросила её сестра, догадываясь, куда она клонит …
Фразеологический словарь русского литературного языка
- Вздыхает так, что леса клонит. — См. ГОРЕ -…
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- Вина голову клонит. — См. КАРА — ПРИЗНАНИЕ -…
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- Сон не берет, дрема не клонит, еда на ум нейдет. — См. ГОРЕ -…
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- Черненька коровка, рожки железные, тем и полезна… — Черненька коровка, рожки железные, тем и полезна: зимний день по дважды, летний однажды, на камешек доит; межмолок не ходит …
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- зная — …
Словарь синонимов
«Деревья буйный ветер клонит…»
Деревья буйный ветер клонит,
Срывая блеклый их наряд,
И в мрачном небе тучи гонит
Без устали за рядом ряд.
Луга и нивы опустели,
Чернеет мокрая земля,
И скоро жуткий вой метели
Встревожит тихие поля.
Река оденется покровом
Из льда, а следом
К добру или к худу?
Этот вопрос, говорят, можно задать домовому, но кто в данном случае являлся домовым, было неясно и, кроме того, заключенные не имеют права задавать вопросы… И к чему? Им никто не ответит. Даже домовой.Всякая неожиданность озадачивает. А то, что меня прямо с
К добру или к худу?
Этот вопрос, говорят, можно задать домовому, но кто в данном случае являлся домовым, было неясно и, кроме того, заключенные не имеют права задавать вопросы… И к чему? Им никто не ответит. Даже домовой.Всякая неожиданность озадачивает. А то, что меня прямо с
Нация акционеров: к добру… или к худу
Согласно другому, немодному истолкованию, именно усилия государства вытащить экономику из болота усугубили ситуацию, поскольку мучительная перестройка затянулась на долгие годы и стоила больших издержек.В любом случае для
К чему она клонит?
Что она предлагала мне взамен моей помощи? Было ли это просто уловкой или она рассчитывала на мой комплекс вины, чтобы заставить меня составить ей следующее послание для прямой почтовой рассылки? Я был счастливо женат, имел двоих детей и массу дел по
[5)] Средние цены, или цены издержек, и рыночные цены
[а) Вводные замечания: индивидуальная стоимость и рыночная стоимость; рыночная стоимость и рыночная цена]
[543] Для того чтобы развить теорию дифференциальной ренты, Рикардо выдвигает в главе 2-й («О ренте») следующее
9.5. «Вещь в себе» и «вещь для нас» (Иммануил Кант)
Во второй половине XVIII – первой половине XIX в. в Германии было несколько живших в разное время выдающихся мыслителей, создавших грандиозные философские учения. Их интеллектуальная деятельность вошла в историю под
Иммануил Кант. «Вещь в себе» и «вещь для нас»
Во второй половине XVIII – первой половине XIX в. в Германии было несколько живших в разное время выдающихся мыслителей, создавших грандиозные философские учения. Их интеллектуальная деятельность вошла в историю под названием
ГЕРОЙ ИЛИ НЕВЕЖДА?
Главное различие между суфиями и «верующими» заключается в том, что вера — это убеждение, уверенность без доказательства, в то время как суфийское знание основано на фактах. Это часто оспаривается богословами, поскольку они постоянно путают знание и
«Вещь в себе» и «вещь для нас». Иммануил Кант
Во второй половине XVIII – первой половине XIX в. в Германии было несколько живших в разное время выдающихся мыслителей, создавших грандиозные философские учения. Их интеллектуальная деятельность вошла в историю под названием
Глава I. К худу это или к добру?
Твоя жизнь – это путь, на котором тебе дается возможность пройти разные испытания и найти свою душу.
Валентина Толкунова
Порой в жизни наступают такие времена, когда думаешь: «Нет, я не справлюсь! Еще чуть-чуть – и все обрушится!» Все вокруг
Клонит в сон…
Cтыдно сказать, но я часто засыпаю за чтением рекомендуемых Вами книг. Не потому, что неинтересно, а непроизвольно отключаюсь. И спать-то не хочу, но как в гипноз впадаю. Что делать? Почему это со мной происходит?Во– первых, от воздействия высшей энергии,
Глава восемнадцатая. НЕВЕЖДА
После долгого разговора Уповающий оглянулся и увидел Невежду, который все так же шел один позади обоих товарищей.— Посмотри, — сказал он Христианину, — как этот юноша сильно отстал и как он нехотя, вразвалку идет.— Да, вижу. Он избегает наше
Клонит в сон…
Cтыдно сказать, но я часто засыпаю за чтением рекомендуемых Вами книг. Не потому, что неинтересно, а непроизвольно отключаюсь. И спать-то не хочу, но как в гипноз впадаю. Что делать? Почему это со мной происходит?Во– первых, от воздействия высшей энергии,
Секрет № 1
Вы должны продать только одну вещь: свой статус
Первое и самое главное из того, что вам необходимо, – иметь статус эксперта, специалиста в своей области. И сразу но. Ваша область не есть то поле, в котором находятся ваши продукты и услуги. Это только часть вашей
Источник
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
___________
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
Анализ / мораль басни «Мартышка и очки» Крылова
Басня «Мартышка и очки» — одно из самых известных произведений Ивана Андреевича Крылова, неизменно включаемое в школьную программу.
Басня написана в 1815 году. Ее автору в тот момент исполнилось 46 лет, он трудится в Публичной библиотеке Петербурга. В литературном отношении писатель практически полностью переключился на басенное творчество. Сборник 1815 года вышел с иллюстрациями. Басня сочинена в размере вольного ямба, типичного для И. Крылова. Активность одного действующего лица (Мартышки) перекрывается невозмутимостью другого (Очков). Небольшая узконосая обезьянка «к старости» стала подслеповатой. В неволе она могла достигнуть весьма преклонного возраста – лет тридцати и даже сорока. «Слаба глазами»: стала плохо видеть, а значит – попадать впросак. «У людей слыхала»: она жила у кого-то (скорее всего, в дворянском доме) почти на правах члена семьи. «Зло не большой руки»: идиома, означающая, что дело поправимо. «Очков с полдюжины»: шесть штук. «Достала»: попросту стянула. «Вертит и так и сяк»: пример устаревшего ударения в слове. «Темя»: область головы ближе к затылку. Дальше череда колоритных приставочных глаголов, соединенных перечислительной градацией: прижмет, понюхает, нанижет, полижет. «Не действуют никак». Очки не «оживают», чтобы поведать ей свои тайны, точнее, главную из них – искусство их ношения. «Тьфу пропасть!»: обезьяна бранится. Достается и людям за «враки», даже себя она величает «дураком» за то, что слушала небылицу про пользу очков. «На-волос»: очередная идиома И. Крылова, означающая «ни на волосок, нисколько». «О камень хватила»: разозленная Мартышка выбежала с очками во двор, где и расколотила их так, что «брызги засверкали» (это еще и метафора). «Познатней»: имеющий имя и вес в обществе. Следом идет мораль: невежде все не впрок, не разобравшись, он бранит даже весьма хорошие вещи. Если не получилось что-то у одного, не факт, что не выйдет у другого. Также обыгрывается тема знаний, просвещения, попадающих в руки неучей. Возможно, есть и подтекст восприятия новшеств разными поколениями (обезьяна-то была пожилой). Наконец, доступность очков героине не принесла пользу. Лексика разговорная, пересыпанная выразительными, местами устаревшими, оборотами. Перепадам ритма и интонации способствуют широкие возможности разностопного ямба.
В «Мартышке и очках» И. Крылов представляет на суд читателя невежество и самодовольство.
- Следующий стих → Иван Крылов — К соловью (Басня)
- Предыдущий стих → Иван Крылов — Мальчик и змея (Басня)
Слушать аудио-басню:
Читать стих поэта Иван Крылов — Мартышка и очки (Басня) на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник
Невежда как качество личности – склонность предъявлять претензию на знание, будучи неучем, несведущим, малообразованным, тёмным человеком.
Художник Жан Луи Давид выставил в Салоне одну из своих лучших картин и, находясь в зале, слушал восторженные отзывы публики. Вдруг он увидел в зале кучера, который был явно недоволен его картиной. Художник подошел к нему и спросил: «Мне кажется, что картина вам не нравится? Нельзя ли спросить — почему?» Кучер отрезал: «Не нравится! Этот художник совершенный невежда и совсем не разбирается в лошадях. Посмотрите, он нарисовал морду лошади в пене, хотя она не взнуздана. Разве такое возможно?» С этим замечанием профессионала художник был вынужден согласиться и вечером он пририсовал лошади уздечку.
Невежда – олицетворённое предубеждение. В невежде на удобрённой невежеством почве буйным цветом растёт злоба, зависть, жадность и целая вонючая куча других пороков. Основную долю несчастий человек испытывает именно потому, что он невежда. Невежда близок к скудоумию. У невежды разум чахнет от недостатка пищи.
Для невежды недомыслие и тупость является мудростью. Невежда мыслит себя повелителем своей и чужих судеб, хотя сам целиком зависит от внешних обстоятельств. Нет ничего страшнее, когда невежда принялся за дело.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её еще и гонит.
—————————-
Бывает столько же вреда,
Когда невежда не в свои дела вплетётся
И поправлять труды учёного возьмётся.
Всё в мире относительно. Альберт Эйнштейн как-то заметил: «Все с детства знают, что то-то и то-то невозможно. Но всегда находится невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие».
Такое, к сожалению, бывает редко. Обычно в невежде рыщет зло. Из-за своей чрезмерной самоуверенности и неадекватного самомнения получается, что он якобы всё знает, поэтому никогда не задаёт вопросов.
За счёт невежд выживают политиканы – популисты, они добиваются своих низменных целей именно потому, что толпа в основной своей массе состоит из чудовищных невежд.
Философ Кит писал: «С лягушкой, живущей в колодце, нельзя говорить об океане: она слишком привязана к своей дыре. С насекомым, живущим только одно лето, нельзя говорить о зимней стуже: оно ограничено временем своей жизни».
Чем более человек невежда, тем сильнее в нём сидит страсть судить и осуждать других.
С позиций приближённости к Абсолютной истине все мы, по большому счёту, — невежды. Мудрость веков гласит, что в материальном мире каждый только и думает, как расправиться со своими врагами, но при этом не понимает, что у него нет иных врагов, кроме собственного необузданного ума и пяти чувств. Каждый обитатель материального мира служит своим чувствам. Под влиянием невежества живое существо забывает об этом и оказывается во власти вожделения, гнева, жадности, иллюзии, безумия и зависти. Обусловленная душа целиком находится во власти законов материальной природы, и, тем не менее, считает себя независимой и думает, что победила своих врагов на всех направлениях. Таким образом, если кто-то полагает, будто вокруг него много врагов, он просто невежда; разумный человек хорошо знает, что истинные наши враги внутри нас: это наш необузданный ум и чувства.
Священные трактаты нам говорят: мы все невежды, только в разных областях. Мы считаем себя большими специалистами в какой-то области, что это значит? Это значит, что в других областях мы глубокие невежды. Поэтому другой человек он тоже в чём-то большой специалист, а в чем-то невежда. Поэтому мы все равны. Между нами стоит такой широкий знак равенства. И этот знак равенства говорит о том, что нам гордиться-то нечем.
Невежды как никто обожают поучать, советовать и наставлять.
Французский философ Ж. Лабрюйер писал: «Догматический тон всегда является следствием глубокого невежества: лишь человек непросвещенный уверен в своем праве поучать других вещам, о которых сам только что узнал; тот же, кто знает много, ни на секунду не усомнится, что к его словам отнесутся внимательно, поэтому говорит с подобающей скромностью. Невежество — состояние привольное и не требующее от человека никакого труда; поэтому невежды исчисляются тысячами и подавляют учёных числом».
В контексте описания психологического портрета невежды интересна басня И.А. Крылова «Павлин и соловей»:
Невежда в физике, а в музыке знаток,
Услышал соловья, поющего на ветке,
И хочется ему иметь такого в клетке.
Приехав в городок,
Он говорит: «Хотя я птицы той не знаю
И не видал,
Которой пением я мысли восхищал,
Которую иметь я столь желаю,
Но в птичьем здесь ряду,
Конечно, много птиц найду».
Наполнясь мыслию такою,
Чтоб выбрать птиц на взгляд,
Пришел боярин мой во птичий ряд
С набитым кошельком, с пустою головою.
Павлина видит он и видит соловья
И говорит купцу: «Не ошибаюсь я,
Вот мной желанная прелестная певица!
Нарядной бывши толь, нельзя ей худо петь;
Купец, мой друг! скажи, что стоит эта птица?»
Купец ему в ответ:
«От птицы сей, сударь, хороших песней нет;
Возьмите соловья, седяща близ павлина,
Когда вам надобно хорошего певца».
Не мало то дивит невежду господина,
И, быть бояся он обманут от купца,
Прекрасна соловья негодной птицей числит.
Невежда как неотёсанный чурбан обычно находится под влиянием энергии невежества, если это так, значит, он делегирован на свет демоническими силами, поэтому является причиной многих человеческих трагедий. Невежда всё, что не знает, считает за вздор. М. Пришвин говорил: «Невежда — это кто говорит о том, чего не знает». Невежда тот, в ком воцарилась темень разума, в ком ночь безлунная и беззвёздная.
Мост через бездну сможешь навести
И там пройти, где вздыбилась природа,
Но если встал невежда на пути,
Прощай, надежда! Дальше нету хода!
Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/
Источник