Как объяснить детям чем полезны овощи

Беседа с детьми: «Овощи и фрукты – полезные продукты!»

Цель: формировать представления о правильном питании как составной части сохранения и укрепления здоровья; познакомить с полезными свойствами овощей и фруктов.

Задачи:

•формировать представления о здоровом питании;

•расширять знания о полезных свойствах овощей и фруктов;

•способствовать осознанию необходимости витаминов в пище;

•воспитывать полезные пищевые привычки; развивать познавательный интерес;

•обогащать словарный запас.

Оборудование:

•презентация

•корзина с полезными продуктами;

•корзина с вредными продуктами.

Ход беседы

(Приложение)

Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться.

Чтоб расти и развиваться

 И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться

 С ранних юных лет уметь.

Если азбука питания

 Привлечёт твоё внимание,

Будешь весел и здоров,

Проживешь без докторов.

Воспитатель: Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье – это богатство, которое Нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди укрепляют или разрушают то, Что дано природой. Важную роль в сохранении и укреплении здоровья играет правильное Питание. А для правильного питания нужны … полезные продукты. В них содержатся питательные вещества: жиры, белки и углеводы. К сожалению, многие предпочитают полезным совсем другие продукты. Послушаем разговор Пончика и Здоровячка.

Инсценировка «Пончик и Здоровячок».

Пончик: Мармелад, пирожное, отличное мороженое!

                Булочки, ватрушки, сладкие пампушки,

               «Марсы», чипсы и «Пикник» развивают аппетит.

Здоровячок: Овощи и фрукты –

                         Вкусные продукты.

Пончик:   Жёлтая фанта – напиток для франта.

                  Знайте, дамы, господа. –

                  «Сникерс» – лучшая еда!

Здоровячок:  Любишь есть ты «сникерс» сладкий –

                        Зубы будут не в порядке.

Пончик:         Стать здоровым мне помог

                        С красным кетчупом хот-дог…

Здоровячок:  Будешь часто есть хот-доги –

                         Через год протянешь ноги.

Пончик:         В благодарность пепси-коле

                        Лучше всех учусь я в школе!

                        Я собою очень горд:

                        Я купил сегодня торт!

Здоровячок:  Сладостей сто,

                         А здоровье – одно!

                         Фрукты, овощи – полезней:

                          Защищают от болезней!

Воспитатель: Какие продукты любит Пончик? Кто из вас ест такие продукты?

— Почему вы любите такие продукты?

— О каких продуктах говорил Здоровячок? Что он о них сказал? (Ответы детей.)

— Сегодня мы будем говорить об овощах и фруктах и о их пользе дл человека.

— А почему овощи и фрукты полезны для человека? (В них много полезных веществ.)

— Тысячи лет назад люди стали употреблять в пищу овощи. И пользу овощей заметили уже тогда. Есть много пословиц и поговорок об овощах. Вот некоторые из них:

Лук – от семи недуг.

Лук да капуста лихого не допустят.

Обед без овощей – праздник без музыки.

Зелень на столе – здоровье на сто лет.

Овощи – кладовая здоровья.

— Какие овощи вы знаете? (Ответы детей.)

Воспитатель: Все овощи очень полезны. В них содержатся вещества, необходимые для роста и развития детей.

— В древние времена обычная огородная грядка с успехом заменяла аптеку. Древнегреческие врачи назначали своим пациентам редьку и огурцы для улучшения пищеварения и зрения. В те времена делали лекарство из лука и петрушки, использовали целебные свойства моркови. Капуста считалась лекарством от многих недугов. И сейчас в народной медицине используют целебные свойства овощей: кашицей тёртого картофеля лечат ожоги и раны, листья капусты применяют при ушибах и воспалениях суставов. А лук и чеснок для большинства из нас первые домашние лекарства, когда мы заболеваем простудой и гриппом. Вдыхание паров лука и чеснока хорошо помогает при кашле и ангине. Не зря говорят: «Лук – от семи недуг».  Но разве только в овощах есть полезные вещества? Где они есть ещё, поможет выяснить игра «Доскажи словечко».

Словно месяц под звездой

 Фрукт волшебно-золотой.

Леденец для обезьян.

В жёлтой курточке … (банан).

На высокой ветке зреет,

Словно лампочка желтеет,

И блестит как после душа.

Ну, конечно, это … (груша).

Жёлтый цитрусовый плод

 В странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он,

А зовут его … (лимон).

Гнутся ветки до земли.

Что же мы на них нашли?

Листья будто шапочки,

А под ними … (яблочки).

Крупных ягод гроздь большая

 Сладким соком угощает.

Подарил нам летний сад

 Ароматный … (виноград).

С виду он, как рыжий мяч,

Читайте также:  Чем сложнее модель тем она полезней

Только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин –

Это спелый … (апельсин).

Воспитатель: Что же общего у всех овощей и фруктов? (Витамины.)  «Витамин» – вещество, необходимое для поддержания здоровья нашего организма. Но организм не создаёт запасов ценных витаминов. А поэтому их нужно постоянно пополнять.Витамины поступают в наш организм только с пищей. Вот почему овощи и фрукты должны быть в рационе регулярно.

Витамин А:

Меня запомните, друзья.

Вам для роста нужен я.

Для костей, зубов и зренья,

В этом, братцы, нет сомненья.

И полезен я для кожи,

Волосам я нужен тоже.

— Я есть в моркови, помидорах, апельсинах, капусте.

Витамин В:

Если у вас меня дефицит –

Значит отсутствует аппетит.

Чтобы бодрым, сильным быть

 Не грустить и не хандрить

 Вам советую, друзья,

Есть продукты, где есть я!

— Я есть в свёкле, горохе, кукурузе, редьке, бананах.

Витамин С:

Я нужный и отважный,

И очень, очень важный.

При простуде, при болезнях

 Я, конечно, всех полезней.

— Я живу в лимоне, апельсине, смородине, луке, чесноке, огурцах.

Витамины – просто чудо!

Сколько радости несут.

Все болезни и простуды

 Перед ними отойдут.

Вот поэтому всегда

 Для нашего здоровья

 Полноценная еда –

Важнейшее условие!

Без витаминов жить нельзя!

Они надёжные друзья!

Воспитатель: Ребята, вы узнали, почему люди должны обязательно употреблять в пищу соки, ягоды, фрукты и овощи. Конечно, ребята, мы не можем сегодня рассказать обо всех овощах и фруктах. Но хочется, чтобы вы всегда помнили, что от того, что мы едим, зависит наше здоровье.

Полезные советы.

Овощи и фрукты любят все на свете.

Бабушки и дети советы знают эти.

Виноград и вишня лечат все сосуды.

Абрикос от сердца, груша – от простуды.

От простуды и ангины помогают апельсины,

Ну а лучше съесть лимон, хоть и очень кислый он.

Помни истину простую – лучше видит только тот,

Кто жуёт морковь сырую или сок морковный пьёт.

Нет полезнее продуктов – вкусных овощей и фруктов.

И Серёже, и Ирине – всем полезны витамины!

Ничего на свете лучше нету

 Заменить на яблоко конфету.

Чипсы поменять на апельсин,

Чупсы поменять на мандарин.

Сухомятке предпочесть морковку.

В овощах и фруктах больше толку.

Если хочешь быть здоров,

Позабыть про докторов,

Кушай овощи и фрукты.

Это лучшие продукты!

Источник

Жанна Аникина
Беседа с детьми о пользе овощей и фруктов.

Программное содержание:

1 Продолжать обогащать представления об овощах и фруктах.

2 Закрепить умение классифицировать, выделять признаки (внешние: форма, величина, цвет; особенности поверхности, вкусовые, обонятельные признаки овощей и фруктов).

3 Уточнить и пополнить знания детей об овощах и фруктах, как продуктах питания, их пользе;

4 Упражнять в проведении элементарных опытов по выявлению вкусовых качеств;

5 Закреплять навыки исследовательской деятельности;

6 Закреплять умение узнавать овощи и фрукты по описанию, отвечать на вопросы полно;

7 Упражнять в употреблении прилагательных, обозначающих признаки и качества овощей и фруктов.Пополнить словарный запас словами: садовод, овощевод, выращивать, ухаживать;

8 Воспитывать любознательность, развивать восприятие, память и речь.

Словарная работа: названия овощей, фруктов; овощ, фрукт, осень, грядка, рассада, посадка, урожай, огород, сад, витамины.

Зрелый, вкусный, полезный, румяный, душистый, горький, сладкий, кислый, гладкий, шершавый, сочный.

Вырастать, сорвать, выдернуть, вскопать, созревать, сажать, поливать, собирать, ухаживать, полоть, мыть, Школьный огород чистить, резать, есть.

Оборудование:

Корзина с овощами,картины: «Сбор урожая в саду», «Школьный огород», «Ящик ощущений», подносы, кукла-осень.

Материалы для проведения опытов: тарелка с кусочками нарезанных овощей и фруктов, вилки, салфетки.

Ход занятия:

1 часть

Звучит спокойная музыка. Воспитатель приглашает войти детей в групповую комнату, обращает внимание на гостью (кукла-осень).

-Ребята, как вы думаете, как зовут нашу гостью? Как вы догадались? (ответы детей).

-Здравствуйте, ребята, я принесла вам свои дары. Узнайте что это. Я буду читать стихотворения, а вы – договаривать слова. А отгадки складывать в корзину.

***

Здесь весною было пусто,

Летом выросла….

***(капуста)

Собираем мы в лукошко

Очень крупную….

***(картошку)

От дождя земля намокла-

Вылезай толстушка….

***(свёкла)

Из земли за чуб плутовку

Тянем сочную….

***(морковку)

Помогает деду внук

Собирает с грядок….

***(лук)

Вот зелёный толстячок-

Крупный, гладкий….

***(кобачок)

И красавец, великан-

Тёмно синий….

***(баклажан)

А теперь пойдём мы в сад

Там созрел уж….

***(виноград)

Для Володи и Катюши

Соберём в корзину….

Вот и всё! Хоть и устали,

Урожай мы весь собрали!

-Ребята, посмотрите, у нас в корзине все овощи и фрукты смешались. Давайте покажем осени, что мы знаем овощи и фрукты. Поиграем в игру «Разложи овощи и фрукты». На один поднос выложим только фрукты, на другой только овощи.

-А теперь давайте проверим, не ошиблись ли мы?

Осень: Вы ребята молодцы, я вижу что вы знаете овощи и фрукты.

-Ребята, пойдёмте к стульчикам. Давайте поиграем пальчиками (пальчиковая гимнастика 2 раза)

***

Мы капусту рубим,

Мы морковку трём

Мы капусту солим,

Мы капусту жмём.

2 часть

Осень: Ребята, осень пора сбора урожая. Посмотрите на эту картину, как вы думаете, как она называется? (при затруднении помогает) Рассмотрите её.

-Где выращивают овощи?

-На чём растут овощи?

-Как готовят землю к посадке?

-Что сажают в землю?

Читайте также:  Чем полезно оливковое масло в салате

-Как ухаживают за овощами?

-Когда собирают урожай?

-Кто ухаживает за овощами?

-Послушайте ребята мой рассказ. Овощи растут в огороде. Весной землю в огороде сначала копают, потом делают грядки. На грядки сеют семена и сажают рассаду. Летом грядки поливают, пропалывают от сорняков, рыхлят землю. А осенью собирают урожай. Ухаживает за овощами овощевод.

Осень: Ребята, а вы, наверно знаете, что у разных овощей съедобны разные части. У одних овощей – вершки, а у других – корешки, а у третьих и вершки и корешки.

-Хотите поиграть в игру «Вершки-корешки», подойдите к этому столу. Разложите овощи на три группы: на один поднос положите овощи у которых съедобны вершки, на другой, овощи у которых съедобны корешки, а в середине на тарелку положите те овощи, у которых съедобны и вершки и корешки. (Дети выполняют задание коллективно и проверяют правильность выполнения)

3 часть

Детей приглашают сесть на стулья. Воспитатель вывешивает другую картину, обращает внимание детей на неё.

-Что изображено на этой картине?

-Что выращивают в саду?

-На чём растут фрукты?

-Кто ухаживает за садом?

-Фрукты выращивают в садах. Они растут на деревьях. Ухаживает за садом садовод.

-Хотите побывать во фруктовом яблочном саду? Закройте глаза и представьте, что мы пошли с вами гулять и пришли в сад. В саду стоит яблонька. А на её ветке висит красивое, румяное яблочко. Сильно яблоньку трясём, в руки яблочко возьмём. Ах, какой приятный вкус и душистый (ароматный) запах. Глаза откройте, посмотрите на ладошку, на ней яблочко лежит, вдохните его аромат. (Дыхательная гимнастика 3 раза)

Осень: Осень щедрая пора, хочу вас угостить своими дарами.

-Попробуем ребята, угощенье осени, пройдите за стол. Посмотрите, кто узнал, что лежит на тарелочках? Наколите на вилку то, что бы вы хотели попробовать. Попробуйте и опишите вкус овощей и фруктов. Какой на вкус помидор? И т. д.

-Во всех овощах много витаминов, значит, все они полезны для человека.Не зря говорят: «Обед без овощей, что праздник без музыки». Но перед едой их нужно мыть, как осень сделала сегодня. Вам понравилось угощенье? Спасибо осень за твои дары.

Осень: Я, осень – весёлая пора! Хотите поиграть со мной? Подойдите к этому столу. Посмотрите, в этот волшебный ящик я сложила овощи и фрукты. «Ручку в ящик опусти! Овощ нам определи и скорее назови!» Как ты догадался, какой это овощ? Какой он на ощупь?

Осень: Мне друзья уже пора, до свиданья детвора!

-Очень жалко расставаться, но мы будем ждать встречи с тобой в следующем году. Ребята, а давайте на память о нашей встрече сделаем подарок осени? Что бы вы хотели подарить осени? (ответы детей). Я думаю, что осень будет рада послушать нашу песенку о ней. (Дети исполняют песню) Попрощаемся с нашей гостьей осенью.

Источник

Анна Яковлева
Польза и вред овощей в питании дошкольника

Польза и вред овощей в питании дошкольника.

Не секрет, что родители очень часто стремятся убеждать собственных детишек в том, что овощи очень полезны. Только многие взрослые люди не задумываются над смыслом собственных слов, толком ничего не зная о пользе и вреде, того или иного овоща. Но, в конце концов, нельзя же ребенка переводить, исключительным образом на популярное нынче сыроедение? Однако люди убеждены в том, что только в сыром состоянии, овощи могут нести, хоть какую-нибудь пользу, в большинстве случаев. Известно, что все овощи делятся на крахмалистые и не крахмалистые. Совершенно точно можно сказать одно. Если овощи вводятся в рацион ребенка неправильным образом либо даются малышу без всякой меры, такие продуты питания, способны принести вред, вместо привычной для них пользы. Но овощи отличаются от остальных продуктов собственным составом. И без них в рационе малыша, тоже нельзя будет обойтись.

Полезные свойства овощей для детей:

Итак, овощи не особо богаты жирами и белками, но зато они являются насыщенными цельным комплексом витаминов и различных минеральных веществ. Овощи обладают огромным количеством углеводов, а также целым рядом иных соединений, без коих будет невозможным нормальный процесс развития детского организма. Из огромного многообразия важных пищевых волокон, важнее всего пектиновые вещества, содержащиеся в овощах. И больше всего их именно в свекле. И еще важна клетчатка, что находится совершенно во всех овощах. Пищевые волокна будут играть крайне важную роль в процессе по оздоровлению микрофлоры кишечника. А недостаток пищевых волокон в питании малыша, способен привести не только лишь к наличию временных неприятностей, вроде запоров, но и к огромным проблемам в будущем. Пищевые волокна способны выводить из человеческого организма ионы тяжелых металлов и радионуклиды. А фитонциды, которые содержатся во множестве овощей, способны оказывать бактерицидное воздействие. Каждый фрукт или овощ имеет в своем составе не только массу клетчатки, но и значительное количество витаминов и минеральных веществ. Но при введении новых продуктов в рацион малыша не стоит торопиться, чтобы не спровоцировать возникновение аллергии и нежелательных пищевых реакций.

Практически все овощи и фрукты являются источниками антиоксидантов, такие полезные компоненты положительно сказываются на работе всех органов и систем, они защищают клеточки организма от агрессивного влияния разных факторов окружающей среды. Витамины и минералы, которыми богата растительная пища, крайне важны для полноценной работы иммунной системы, для профилактики самых разных вирусных и инфекционных заболеваний. Многие овощи и фрукты имеют в своем составе кальций, нужный для полноценного развития костной системы, также они богаты калием, который важен для сердца малыша. Их польза для детей и в том, что большинство таких продуктов имеет в своем составе витамины группы В, необходимые для здоровья и полноценного развития нервной системы, для поддержания здоровья кожи и волос

Читайте также:  Какую рыбу полезно есть на диете

малыша.

Самые полезные витамины в овощах.

Итак, какие же из овощей являются самыми полезными? На самом деле ответить на этот вопрос очень сложно, так как все они по-своему полезны и уникальны. Поэтому, поговорим лучше о витаминах, которых больше всего содержится в тех или иных овощах.

1. Витамина А больше всего находится в моркови, горохе, фасоли и картофеле;

2. Витамины группы Д в большом количестве содержаться в капусте, той же самой моркови и картофеле;

3. Природными источниками витамина Е и филлохинона являются зеленый салат, горох, томаты, спаржа и брокколи;

4. Витамина С очень много содержится в капусте, картофеле, болгарском перце и зеленом салате;

5. Витамины группы В находятся в картофеле, зеленом салате, свекле, горохе и белокочанной капусте.

Самые полезные овощи для детей

Выделить из всех овощей самые полезные практически невозможно. Любой из них содержит в себе комплекс необходимых веществ, оказывающий положительное воздействие. Некоторые выводы о самых полезных овощах можно сделать, основываясь только на конкретных ситуациях.

Овощис самой низкой аллергенной активностью:

• капуста;

• кабачки;

• огурцы;

• лук;

• картофель.

Самые полезные овощи для кишечника:

• свекла;

• кабачки;

• патиссоны;

• баклажаны;

• тыква;

• морковь;

• картофель.

Овощи,укрепляющие зрение:

• морковь;

• сладкий перец;

• свекла.

Полезны при вирусных и бактериальных инфекциях:

• чеснок;

• лук;

• сладкий перец;

• редис;

• редька;

• репа.

Дети, при выборе самого полезного овоща, всегда будут ориентироваться на свой вкус. А о нем, как известно, не спорят.

Лечебные свойства овощей для детей:

Если в питании ребенка, находящегося в более взрослом возрасте, будет недостаток овощей, существует возможность возникновения болезней желчевыводящих путей, а еще есть вероятность, желчнокаменного заболевания, хронического воспаления кишечника и прочих серьезных проблем. Пищевые волокна, содержащиеся в овощах, способствуют предотвращению запоров и они не позволяют осуществляться малейшей задержки лишнего жира в организме, уверенно ведя контроль скорости всасывания углеводов в кишечнике ребенка. К тому же, полезные бактерии, принимают активнейшее участие в процессе по образованию определенных витаминов группы B, PP и фолиевой кислоты. Но всегда нужно помнить о балансе. Нельзя, чтобы овощей было слишком много, в детском рационе.

Как приготовить овощи ребенку

Конечно, приготовить разные овощиможно практически всеми известными способами: потушить, зажарить, сварить, припустить и т. д. Но, возвращаясь к пользе, некоторые из них лучше избегать. Так, например, жареные овощи принесут больше вреда. В процессе этого метода термической обработки продукты лишаются практически всех полезных веществ. Кроме того, научно доказано, что любая жареная пища уменьшает время свертывания крови, способствует ожирению, хуже переваривается, негативно воздействует на работу желудочно-кишечного тракта.

Самым лучшим вариантом является питание сырыми овощами. Но некоторые из них все-таки никак не обходятся без термической обработки, например, картофель, баклажаны. А для маленьких малышей в возрасте до 1 года сырые овощи не рекомендованы, потому что дольше перевариваются и могут вызвать вздутие живота, газообразование, кишечные колики. Поэтому для детского питания лучше готовить блюда, пользуясь такими способами, как варка на пару и тушение. Так в продуктах сохраняются полезные вещества. Маленьким детям до года овощи толкут или измельчают в блендере до пюреобразного состояния. Это исключает проблемы с пережевыванием пищи, улучшает ее переваривание, ускоряет преобразование в энергию.

Для того чтобы заинтересовать детей необходимо овощи вкусно приготовить и красиво подать. Для малышей младше года можно сделать овощное пюре, сварить манную кашу с добавлением тыквы, пудинг из моркови и яблок, тыквенную запеканку и множество других оригинальных блюд. Для детей постарше выбор кулинарных рецептов еще шире и обязательно найдется хотя бы парочка гастрономических задумок, которые понравятся ребенку.

Как сохранить пользу овощей?

Витамины содержащиеся в овощах могут разрушаться под действием высоких температур и неправильного хранения. Поэтому очень важно знать, как сохранить всю пользу этих продуктов питания.А для этого нужно:

если вы любите овощи в отварном виде, то не стоит их очищать от кожуры – она будет препятствовать разрушению полезных веществ;

максимальное количество витаминов и минералов сохраняется в овощах при недлительном тушении или пропаривании;

готовить овощи следует только в эмалированной посуде, которая плотно закрывается крышкой;

съедать приготовленные овощи нужно сразу же, хранить их более 2 часов не рекомендуется.

Если вы закупаете заранее много овощей (например, на зиму, то обязательно сохраняйте все правила их хранения. Заверните каждый овощ в бумагу и положите в прохладное темное место. Только в таких условиях овощи сохранять свою максимальную пользу.

Противопоказания к употреблению овощей детьми:

Итак, всегда необходимо чувство меры и установка определенного баланса. Ведь излишнее количество пищевых волокон способно ускорить процесс прохождения пищи через кишечник ребенка. Итогом этому вполне может стать развитие диареи у малыша.

Источник