Как определяется время полезной работы локомотива
Полный оборот — это время от момента выхода локомотива на контрольный пост основного депо под поезд до момента следующего его выхода на тот же контрольный пост под следующий поезд.
θл = То + 2Lуол/Vуч + 2КТсб + Тоб, , час
где То – средний простой локомотива на станции основного депо, ч;
Тоб – средний простой локомотива на станции оборотного депо, ч;
Тсб – средний простой локомотива на станции смены бригад , ч;
К – число станций смены бригад;
Lуол – длина участка обращения локомотивов, км;
Vу – участковая скорость, км/ч.
Эксплуатационный оборот — это время, от момента выхода локомотива на контрольный пост основного депо под поезд до момента возвращения локомотива после поездки на тот же контрольный пост.
θл = 2Lуол/Vуч + 2КТсб + Тоб, , час
Среднесуточный пробег локомотива – это количество километров пробега, приходящихся на один локомотив эксплуатируемого парка в среднем за сутки.
Sл = ∑MSл /Мэ , км/сут
где ∑МSл – локомотиво-километры линейного пробега (во главе поездов, в двойной тяге, при работе по системе многих единиц и при одиночном следовании) без учёта пробега толкачей;
Мэ – локомотивный парк.
Производительность локомотива – количество тонно-километров брутто перевозочной работы, приходящееся в среднем в сутки на один локомотив эксплуатируемого парка грузового движения.
Производительность локомотива определяется по формуле
Wл = QбрSл,, т*км*бр / лок*сут,
Для повышения производительности локомотива необходимо обеспечить:
¾ полновесность и полносоставность поездов,
¾ рост грузоподъемности вагонов,
¾ увеличение пробега локомотивов,
¾ уменьшения оборота локомотивов.
Эти меры приведут к снижению потребного рабочего парка локомотивов и эксплуатационных расходов в перевозочном процессе.
Перечислить виды сообщений груженых вагонопотоков на подразделениях дороги. Охарактеризовать виды сообщений. Описать методику расчета основных количественных показателей эксплуатационной работы. Указать пути сокращения коэффициента порожнего пробега вагонов.
Груженые вагонопотоки на подразделениях дороги делятся на четыре вида сообщений:
Местное сообщение (Uм.с) — вагоны, загружаемые и выгружаемые на рассматриваемом подразделении.
Ввоз (Uвв) — вагоны, поступившие с других подразделений под выгрузку на рассматриваемое подразделение.
Вывоз (Uвыв) — вагоны, погруженные на подразделении назначением на другие подразделения.
Транзит (Uтр) — вагоны, поступившие с других подразделений и сданные на соседние подразделения без выполнения грузовых операций.
Основные количественные показатели эксплуатационной работы отделений дорог
Погрузка Uп = Uвыв + U м.с.
Выгрузка. Uв = Uвв + U м.с.
Прием груженых Uпргр = Uтр + Uвв.
Сдача груженых Uсдгр = Uтр + Uвыв.
Работа дороги (отделения) U = Uтр + Uвв + Uвыв + U м.с,
Или U = Uп + Uпргр ;
U = Uв + Uсдгр .
Работа местного вагона и сети Uм = Uс = Uп= Uв
Работа порожнего вагона Uпор = Uп + Uсдпор .
Общий пробег может быть выражен как сумма гружёных ΣnSгр и порожних ΣnSпор вагоно-км, т.е. ΣnSо = ΣnSгр+ΣnSпор ΣnSпор = α·ΣnSгр
где α – коэффициент порожнего пробега
Для сокращения порожнего пробега необходимо:
— максимально использовать вагоны под сдвоенные операции,
— исключить встречные пробеги порожних,
-шире применять контейнерные перевозки, повышая тем самым взаимозаменяемость вагонов, передавать порожние вагоны по кратчайшим направлениям,
— постепенно создавать резервы порожних вагонов в местах массовой погрузки грузов
Перечислить основные качественные показатели использования грузовых вагонов (оборот, среднесуточный пробег и производительность вагона). Дать определение основным показателям использования грузовых вагонов. Привести формулы расчета (не менее трех). Проанализировать их взаимозависимость.
Оборотом вагона – (важнейший качественный показатель эксплуатационной работы) называется время, затрачиваемое на выполнение цикла операций от момента окончания одной погрузки до момента окончания следующей погрузки этого же вагона.
Θв = (l0/Vу + l0·tтех/Lтех + Kм·tгр)/24, сутки,
Где l0 — полный рейс вагона: l0 = lгр + lпор, км
Lтех – вагонное плечо (среднее расстояние, через которое вагон проходит технические станции);
tтех – простой вагона на одной технической станции;
Kм – коэффициент местной работы; Kм = Uп+ Uв / U
tгр – простой местного вагона под одной грузовой операцией. tгр = tм / Ксд
Среднесуточный пробег вагона рабочего парка – называется расстояние в километрах, проходимое им в среднем за сутки.
Sв = l0/Θв
При изменении рейса среднесуточный пробег тоже изменится, хотя и в меньшей степени, чем оборот вагона.
Производительность вагона – это количество эксплуатационных тонно-километров (нетто), приходящихся на один вагон рабочего парка.
Wв = Sв·P0д т.км. бр / сут
где P0д – динамическая нагрузка вагона общего парка, т.
Ускорение оборота, повышение производительности и среднесуточного пробега вагона – важнейшие задачи эксплуатационной деятельности железных дорог.
Пути сокращения оборота вагона:
— сокращение порожнего пробега вагонов;
— сокращение простоя вагонов под одной грузовой операцией;
— сокращение простоя вагона на технических станциях;
— увеличение вагонного плеча;
— увеличение участковой скорости движения.
Участковую скорость увеличивают повышением ходовой и технической скоростей движения поездов благодаря постановке более мощных локомотивов, улучшения состояния пути, а также сокращения стоянки на промежуточных станциях.
Чем меньше оборот вагона , тем выше среднесуточный пробег и производительность вагона.
Источник
Расчет производится по формуле 1.7.4:
= , (1.7.4)
где — время в чистом движении тепловоза, (ч);
— среднесуточный пробег локомотивов, (км);
— техническая скорость, (км/ч).
— для грузового движения:
= =18 ч.
— для пассажирского движения:
= = 17 ч.
Расчет производится по формуле 1.7.5:
tП.Р = , (1.7.5)
где tП.Р — время полезной работы, (ч);
SСУТ — среднесуточный пробег локомотивов, (км);
VУЧ — участковая скорость, (км/ч).
— для грузового движения:
= = 21 ч.
— для пассажирского движения:
= = 20 ч.
Расчет производится по формуле 1.7.6:
П = mC SСУТ , (1.7.6)
где П — суточная производительность (т•км/бр);
mC — масса состава, т;
SСУТ — среднесуточный пробег локомотива, (км).
— для грузового движения:
= 6 0001 178 = 7068000 т•км/бр.
— для пассажирского движения:
= 1 3661 221 = 1667886 т•км/бр.
В соответствии с Программой повышение эффективности работы локомотивного хозяйства на 2005-2007 гг., утвержденной приказом президента ОАО РЖД №893 27 сентября 2004г. Для поддержания тягового подвижного состава и мотор-вагонного подвижного состава в исправном состоянии распоряжением ОАО РЖД № 3р от 17 января 2005г. Устанавливаются следующие виды планового технического обслуживания и ремонта локомотивов Технические обслуживания ТО — 1, ТО — 2 и ТО — 3 являются периодическими и предназначены для контроля технического состояния узлов и систем локомотива в целях предупреждения отказов в эксплуатации. Постановка локомотивов на технические обслуживания ТО — 4,ТО — 5а, ТО — 5б, ТО — 5в, ТО — 5г планируется по необходимости.
Для локомотивного депо определяется количество подвижного состава, которые в установленные сроки должны проходить в депо и на заводе плановый ремонт и техническое обслуживание. Количество локомотивов, полученное для прохождения соответствующих видов ремонта и технического обслуживания и определяются по формуле1.7.7:
NРЕМ = , (1.7.7)
где NРЕМ — годовая программа ремонта, (локомотивов);
SГОД — годовой пробег локомотивов, (км);
LР — нормы пробегов между ТО, ТР, КР, (тыс. км).
— для грузового движения:
Расчет программы капитального ремонта производится по формуле 1.7.7:
NКР = = 27 локомотивов.
где NСР — годовая программа ремонта для СР, (локомотивов).
Расчет программы среднего ремонта производится по формуле 1.7.8:
NСР = N КР, (1.7.8)
NСР = 27 = 27 локомотивов.
Расчет текущего ремонта в третьем объеме производится по формуле 1.7.9:
NТР-3 = (NКР + NСР), (1.7.9)
NТР-3= (27 + 27) = 165 локомотива секций.
Расчет текущего ремонта во втором объеме производится по формуле 1.7.10:
NТР-2= (NКР + NСР + NТР-3), (1.7.10)
NТР-2= (27 + 27 + 55) = 109 локомотивов.
Расчет текущего ремонта в первом объеме производится по формуле 1.7.11:
NТР-1= (NКР + NСР + NТР-3 + NТР-2), (1.7.11)
NТР-1 = (27 + 27 + 55 + 109) = 436 локомотивов.
Расчет технического обслуживания в третьем объеме производится по формуле 1.7.12:
NТО-3 = (NКР + NСР + NТР-3 + NТР-2+ NТР-1), (1.7.12)
NТО-3 = (27 + 27 + 55 + 109 + 436)= 2 616 локомотивов.
— для пассажирского движения:
Расчет программы ремонта производим по тем же формулам что и для грузового движения.
Расчет программы капитального ремонта:
NКР = = 4 локомотива.
Расчет программы среднего ремонта:
NСР = 4 = 4 локомотива.
Расчет программы текущего ремонта третьего объема:
NТР-3 = (4+4) = 4 локомотивов.
Расчет программы текущего ремонта второго объема:
NТР-2 = (4 + 4 + 4) = 12 локомотивов.
Расчет программы текущего ремонта первого объема:
NТР-1 = (4 + 4 + 4 + 12) = 74 локомотива.
Расчет программы технического обслуживания третьего объема:
NТО-3 = (4 + 4 + 4 + 12 + 74) = 229локомотивов.
— для маневрового движения по формуле 1.7.13:
NКР = , (1.7.13)
где S ГОД — годовой пробег;
R — количество рабочих дней в году.
Расчет капитальной программы ремонта:
NКР = = 0, 25 локомотива.
Расчет средней программы ремонта:
NСР = — 0, 25 = 0, 25 локомотива.
Расчет текущей программы ремонта третьего объема:
NТР-3 = — (0, 25 + 0, 25) = 0, 5 локомотива.
Расчет текущей программы ремонта второго объема:
NТР-2 = — (0, 25 + 0, 25 + 0, 5) = 1 локомотив.
Расчет текущей программы ремонта первого объема:
NТР-1 = — (0, 25 + 0, 25 + 0, 5 + 1) = 2 локомотива.
Расчет программы технического обслуживания третьего объема:
NТО-3 = (0, 25 + 0, 25 + 0, 5 + 1 + 2) = 32 локомотивов.
Все расчеты годовой программы ремонта сводим в таблицу 1.7.1:
Таблица 1.7.1 — Программа ремонта на год грузового, пассажирского и маневрового движения
Размеры в локомотивах
Программа ремонта | 3ТЭ10М | ТЭП 70БС | ТЭМ 2А |
NКР | 27 | 4 | 0,25 |
NСР | 27 | 4 | 0,25 |
NТР-3 | 55 | 4 | 0,5 |
NТР-2 | 109 | 12 | 1 |
NТР-1 | 436 | 74 | 2 |
NТО-3 | 2616 | 229 | 32 |
Источник
Общее время работы поездных локомотивоввключает: время нахождения локомотивов в движении (), на промежуточных станциях (), на путях основного и оборотного депо () и пунктах смены локомотивных бригад ():
(3.10)
Локомотиво — часы движения поездных локомотивов:
(3.11)
где — техническая скорость движения, км/ч
Время нахождения поездных локомотивов на промежуточных станциях определяется:
(3.12)
Локомотиво — часы нахождения поездных локомотивов на деповских путях и в пунктах смены локомотивных бригад определяются из выражения:
(3.13)
где — суточные размеры поездов соответствующей категории
t — норма простоя локомотива на путях основного и оборотного депо () и пунктах смены локомотивных бригад (). Принимается, что основное депо находится на станции А и норма простоя на перу поездов — 3часа, оборотное депо — на станции В (=1 час). Пункт смены локомотивных бригад — на станции Б (=0,5 часа).
Расчет локомотиво — часов работы локомотивов произведен в табл. 20, 21, 22.
Общий пробег локомотивов равен:
(3.14)
где — пробег локомотивов во главе поездов; — одиночный пробег локомотивов; — условный пробег локомотивов.
Пробег локомотивов во главе поездов равен пробегу поездов:
Сумма пробега локомотивов во главе поездов и в одиночном следовании составляет линейный пробег локомотивов:
(3.15)
Расчет линейного пробега локомотивов производится в табл. 23.
Условный пробег локомотивов учитывает их работу при простое на промежуточных станциях и пунктах смены локомотивных бригад. При этом локомотиво — км условного пробега приравниваются соответствующие локомотиво — часам, так как коэффициент соотношения затрат на простой в горячем состоянии и пробег локомотивов равен единице.
(3.16)
Со сборными поездами на промежуточных станциях может производиться маневровая работа поездными локомотивами. Коэффициент соотношения пробега поездных локомотивов при маневровой работе и их простоя равен пяти, тогда
(3.17)
где — локомотиво — часы простоя сборных поездов на промежуточных станциях.
Результаты расчета пробега поездных локомотивов показаны в табл.24.
Эксплуатационный парк локомотивов:
лок (3.18)
где — эксплуатационный парк поездных локомотивов; — парк специальных маневровых локомотивов.
Эксплуатационный парк поездных локомотивов определяется как отношение общих локомотиво — часов работы локомотивов к числу часов работы транспортных средств за год.
лок
Парк специальных маневровых локомотивов:
лок (3.19)
где — среднесуточная производительность маневрового локомотива, вагонов /локомотивов
Качественные показатели работы локомотивов
Эффективность использования локомотивов на отделении дороги характеризуют следующие показатели:
Коэффициент использования локомотивов:
(3.20)
Коэффициенты вспомогательного пробега локомотивов:
— линейного вспомогательного:
(3.21)
— общего вспомогательного:
(3.22)
3. Среднесуточный пробег локомотива, км/сут:
(3.23)
км/сут
4. Средняя масса поезда брутто, тонн:
(3.24)
тонн
5. Среднесуточная производительность поездного локомотива, тыс. тонно — километры брутто/локомотивов:
(3.25)
тыс. тонно — км бр/локом
6. Средняя техническая скорость движения:
(3.26)
км/ч
7. Средняя участковая скорость движения:
(3.27)
км/ч
Источник
Общий пробег локомотивов определяется как сумма линейного и условного пробега и измеряется в локомотиво-км.
Линейный пробег определяется раздельно по его видам:
во главе поездов;
в одиночном следовании;
в двойной тяге;
в подталкивании.
Двойная тяга и подталкивание в курсовой работе не предусматриваются.
Пробег локомотивов во главе поездов равен пробегу поездов (табл. 2.3).
Пробег поездных локомотивов в одиночном следовании на участке равен разнице между пробегом во главе поездов «туда» и «обратно». Результаты расчетов сводятся в табл. 9.
Таблица 9. Расчет линейного пробега локомотивов
наименование участков | пробег локомотивов во главе поездов, тыс лок-км | лок-км одиночного следования | общий линейный пробег, тыс лок-км | ||
туда | обратно | всего | |||
А-Б | 3477,20 | 3305,16 | 6782,36 | 172,05 | 6954,41 |
Б-В | 2197,95 | 2111,70 | 4309,66 | 86,25 | 4395,91 |
всего за год по отделению | 5675,16 | 5416,86 | 11092,01 | 258,30 | 11350,31 |
то же в среднем за сутки | 15,55 | 14,84 | 30,39 | 0,71 | 31,10 |
Далее следует рассчитать суточные размеры движения в поездах (N) по участкам и направлениям (без учета неравномерности по периодам года) по формуле:
,
где — годовой пробег поездов по участкам и направлениям;
— длина участка.
Результаты расчетов сводятся в табл. 10
Таблица 10. Расчет размеров движения в поездах по участкам
наиенование участков | протяжен- ность | поездо-км за год в тыс | количество поездов за сутки | ||||
сборных | сквозных порожних | сквозных груженых | сборных | сквозных порожних | сквозных груженых | ||
А-Б | 300 | 219 | 31,875 | 3226,33 | 2 | 1 | 29 |
Б-А | 300 | 219 | 903,75 | 2182,41 | 2 | 9 | 20 |
Б-В | 200 | 73 | 28,75 | 2096,20 | 1 | 1 | 29 |
В-Б | 200 | 73 | 562,5 | 1476,20 | 1 | 9 | 20 |
Потребный парк локомотивов следует определить способом подсчета времени работы локомотивов на передвижение поездов, на стоянки на промежуточных станциях, на стоянки в пунктах основного и оборотного депо и на стоянки в пунктах смены локомотивных бригад. Предполагается, что все поездные локомотивы имеют одинаковую серию. В этом случае локомотивный парк, потребный для поездной работы, рассчитывается по формуле:
,
где — время в чистом движении, часов в сутки;
— время простоя на промежуточных станциях, часов в сутки;
-время простоя в пунктах основного депо, ч;
— время простоя в пунктах оборота, ч;
— время простоя в пунктах смены бригад, ч.
Расчет затрат времени локомотивом следует определить отдельно для сквозных и сборных поездов, а также одиночных локомотивов, так как нормы скорости движения и нормы простоя локомотивов для них неодинаковы.
Число сквозных и сборных поездов берется из табл. 10.
Число одиночных локомотивов, следующих по участку в сутки, определяется как разница между числом поездов в направлении «туда» и «обратно» (табл.3.2). Нормы технической и участковой скорости и нормы простоя локомотивов в пунктах основных и оборотных депо и в пунктах смены бригад заданы.
Nод А-Б = 32 — 31 = 1 поезд
Nод Б-В = 31 — 30 = 1 поезд
Рассчитаем для участка А-Б:
— на участке расположен один пункт смены бригад;
— размеры движения 32 поезда в четном направлении и 30 в нечетном;
— техническая скорость сквозных поездов 69 км/ч, участковая — 60 км/ч;
— нормы простоя в пунктах смены бригад 0,6 ч на 1 поезд, в пунктах основного депо и в пункте оборотного депо — по 2,6 ч на пару поездов.
Затраты времени локомотивами в этом случае определяются следующим образом:
время в чистом движении = 300 /69 = 4,35 лок-ч на 1 поезд, на все поезда — = 4,35 · 59=259,01лок-ч
время на участке на 1 поезд = 300 / 60 = 5 лок-ч, на все поезда = 5 ·59 = 295 лок-ч
простои на промежуточных станциях = 295-259,01=35,99 лок-ч
простои в пунктах основного депо = 59 ·2,6/2 = 76,7 лок-ч
простои в пунктах оборотного депо = 59 ·2,6/2 = 76,7 лок-ч
время простоя в пунктах смены бригад = 0,6 ·61=35,4 лок-ч
Потребный рабочий парк локомотивов для работы со сквозными поездами на участке А-Б будет равен:
= (259,01+35,99+76,7+76,7+35,4) / 24 = 20 локомотивов
Аналогично для остальных участков
Результаты расчетов систематизируются в соответствии с табл. 11.
Парк специальных маневровых локомотивов (Мман) определен заданием.
Работа специальных маневровых локомотивов и маневровая работа поездных локомотивов сборных поездов определяется в локомотиво-км условного пробега.
Величина условного пробега определяется по следующему соотношению: 1 час работы маневрового локомотива равен 5 км условного пробега.
Время работы маневровых тепловозов принять 23 часа в сутки (1 ч — время на выполнение технических операций с локомотивом). Тогда локомотиво-часы маневровой работы специальных маневровых локомотивов () будут равны:
,
а локомотиво-км — = 5
Все время простоя сборных поездов на участке локомотивы выполняют маневровую работу. Это время для сборных поездов определено в среднем в сутки в табл. 11 в графе «время простоя на промежуточных станциях».
Следовательно, локомотиво-часы маневровой работы поездных локомотивов за год () будут равны:
=.
Величина условного пробега поездных локомотивов будет равна:
= 5.
Все простои локомотивов (в пунктах основного и оборотного депо смены бригад, на промежуточных станциях) так же пересчитываются в условный пробег по соотношению: 1 час простоя равен 1 км условного пробега.
Величину годового простоя локомотивов, занятых в поездной работе, можно определить умножением суточной величины простоев, определенных в табл. 11, на 365.
Локомотиво-км условного и линейного пробега суммируются.
Результаты расчетов помещают в табл. 12 и 13.
Таблица 12. Маневровая работа, выполняемая поездными локомотивами
наименование участка | число сборных поездов в год | простой сборных поездов на промежуточных станциях за год, час | локомотиво-часы маневровой работы | локомотиво-км маневровой работы |
А — Б | 1460 | 7300 | 7300 | 36500 |
Б — В | 730 | 2433,33 | 2433,33 | 12166,67 |
итого за год | 2190 | 9733,33 | 9733,33 | 48666,67 |
то же в среднем за сутки | 6 | 26,67 | 26,67 | 133,33 |
Таблица 13. Сводные данные о работе локомотивного парка на отделении
№ п/п | виды пробега | локомотиво-часы в тыс. за год | локомотиво-км в тыс. за год |
1 | Линейный пробег, в т.ч. одиночное следование | 170,88 | 11350,31 |
2 | Условный пробег в том числе: | 337,73 | 1059,05 |
а)маневровая работа поездными локомотивами | 9,73 | 48,67 | |
б)маневровая работа специальными локомотивами | 167,90 | 839,50 | |
в)прочий простой | 160,09 | 170,88 | |
итого за год | 508,61 | 13468,41 |
Источник