Как полезен для развития ребенка детский сад

Как полезен для развития ребенка детский сад thumbnail

Зачем ребенку нужен детский сад

Зачем ребенку нужен детский сад? Насколько важно для ребенка общение со сверстниками с самого раннего возраста? Разбираем сложные вопросы детского воспитания.

Мамина забота – главное в жизни малыша. До 3-х лет дитя постоянно нуждается в матери. По мере роста чадо расширяет свое жизненное пространство и круг общения, больше контактирует с внешним миром. Материнские объятия становятся тесны. Чтобы физическое, интеллектуальное, эмоциональное развитие ребенка было гармоничным, ему необходимо взаимодействие со сверстниками, правильное и систематическое обучение, некоторая доля самостоятельности, достаточная активность. Все это в полной мере обеспечивают ребенку в детcком садике. Детский возраст – время, когда закладываются основы здоровья, личности, интеллекта.

Зачем нужен детский сад?

Иногда родители сомневаются, зачем отдавать ребенка в детский сад. Особенно часто такой вопрос задают, если мама – домохозяйка, в семье живут бабушки, готовые «сидеть» с внуками, или есть возможность нанять няню. «Какая важность в том, что сын или дочь растет без сверстников» – считают они.

Общение со взрослыми не заменит малышу контактов со сверстниками, опыта построения отношений в социуме. Для правильного развития малыш должен освоить разные модели отношений. Занятия с родителями – слабая альтернатива обучению у опытных педагогов, знающих тонкости детской психологии и особенности восприятия знаний в зависимости от возраста. Важность детсадов трудно переоценить. Ведь успехи взрослого человека, как и его проблемы, родом из детства.

Главная польза детского сада:

  • активное, разностороннее общение и обучение взаимодействию в коллективе;
  • приобретение новых навыков;
  • выявление и разностороннее развитие способностей, правильное развитие;
  • сбалансированное детское питание;
  • приучение к дисциплине и самостоятельности.

О вкусной и полезной пище

Что лучше: мамины домашние пирожки и оладушки, сладости от любящей бабушки или полноценный, сбалансированный рацион, составленный опытными диетологами? Ответ очевиден. В семье ребенка часто балуют, закармливают вкусной, но вредной пищей: шоколадными конфетами, леденцами, тортами, мороженым. Пользы от таких продуктов мало. Детское здоровье страдает от избытка сахара, красителей и жира. В саду дитя получит необходимые калории, витамины и микроэлементы в строгом соответствии с потребностями организма и рекомендациями специалистов по питанию.

Детсад правильного режима

Строго ли соблюдают дома правильный режим дня ребенка? Часто ли чадо засиживается допоздна у телевизора? Слушается ли взрослых «с первого слова»? Родители знают о важности четкого расписания в жизни малыша, но не всегда находят силы соблюдать его. В саду воспитатели придерживаются установленного распорядка, постоянно поддерживают дисциплину. Ребенку, привыкшему все делать «по часам», впоследствии будет легче адаптироваться к строгим школьным правилам.

«Домашние» дети часто лишены достаточной активности. Они проводят много времени в четырех стенах за просмотром мультфильмов и играми на планшете. Такие занятия не приносят пользу, детский организм нуждается в движении. В дошкольном учреждении с малышами проводят зарядку, дают им возможность побегать и порезвиться на прогулке, устраивают эстафеты и спортивные состязания.

Развиваем правильно

Родители из лучших побуждений часто стремятся сделать своего малыша чемпионом по боксу, полиглотом, гениальным математиком или виртуозом-скрипачом. Иногда у ребенка нет свободной минуты, чтобы просто поиграть любимой машинкой или куклой, его время расписано по секундам. В саду воспитатели знают, что необходимо детскому организму в определенном возрасте, сколько времени он должен учиться новому, сколько – играть и отдыхать.

В погоне за модой родители отдают детишек на плавание, балет, верховую езду, английский или китайский без учета склонностей и желаний чада. Детский ум не подготовлен к восприятию сложной информации, которую пытаются навязать ему мамы и папы. В дошкольном учреждении педагоги способны разглядеть в малыше способности к творчеству, изучению языков или занятиям спортом. Если малыш рвется к мольберту и краскам, они дадут ему возможность порисовать, но не станут заставлять часами разучивать гаммы.

Домашние занятия с ребенком обычно нерегулярны и лишены системы. В садике разработана программа развития малышей разного возраста и подготовки их к школе. Мальчики и девочки не только узнают буквы и цифры, освоят навыки чтения, лепки и рисования, но научатся самостоятельной и последовательной работе, умению добиваться поставленных целей.

Сила коллектива

Дома малыш получает определенную роль. Он либо «несмышленыш», нуждающийся в постоянной опеке и поучении, либо «царь и бог», все прихоти которого мгновенно исполняются, либо «надежда и гордость», призванная воплотить нереализованные мечты взрослых. В коллективе ребенок – один из многих сверстников. Здесь он может быть самим собой, общаться с разными детьми, учиться находить общий язык с каждым и отстаивать свою позицию. Посещать детский садик необходимо для развития правильных навыков коммуникации, поведения в социуме.

Как заботятся о детском развитии «у нас» и «у них»

Во всем мире признают важность детских садов. В разных культурах понимают, что дает коллектив ребенку. Первый садик был организован в Шотландии в начале XIX века. В Россию нововведение пришло в 60-х годах позапрошлого века. Сегодня в РФ насчитывается около 60 000 детских дошкольных учреждений. Воспитание ребенка проводится в соответствии с программами, разработанными педагогами, врачами, психологами.

В США в ясли принимают малышей с 1,5 месяцев, в Южной Корее, Японии, Нидерландах, Израиле – с 3-х. В Германии и Швеции в сад идут с 1 года. Во Франции законодательно закреплено обязательное посещение дошкольных учреждений ребятами с трехлетнего возраста.

В России ребеночка примут в ДОУ младшей группы с 2 месяцев, а в обычное – с двух лет. В нашей стране в среднем 65% мальчишек и девчонок охвачено коллективным дошкольным воспитанием. Из оставшихся 35% малышей большинство остается дома не по желанию родителей, а по причине отсутствия мест в садах и яслях.

Так быть или не быть в детсаду

Окончательное решение в вопросе о том, стоит ли ребенку ходить в детсад, принимают родители. Взвесив все «за» и «против», папа и мама обычно приходят к мнению, что вливаться в коллектив нужно начинать с раннего возраста. Важно не упустить момент, когда дитя готово к самостоятельности и способно с легкостью принять изменения. Старшим мальчикам и девочкам это сделать сложнее: у ребенка формируются стойкие привычки, особенности характера.

Если грамотно выбрать дошкольное учреждение, ребенку ходить в детский сад станет интересно, полезно и весело, а родителям будет радостно наблюдать за успехами сына или дочери.

Источник

Педагог и журналист Елена Погорелая, которая уже много лет работает с детьми, рассказывает о детях, которых лучше не стоит отдавать в детский сад, а попытаться найти другие способы социализировать ребенка или облегчить жизнь себе, и о тех, которым садик, наоборот, будет крайне полезен.

Споры на тему «водить или не водить в садик» ничуть не уступают по натиску спорам на тему прививок. Сторонники сада твердят о социализации (желательно лет с полутора) и опасности материнского выгорания, противники — о нарушении привязанности и пожизненной травме, которую садик наносит ребенку.

В принципе, примирить эти стороны невозможно. Возможно лишь обобщить информацию, предложив оценить, насколько детский сад показан именно этому конкретному ребенку, именно в этот период развития событий. Потому что не существует детей однозначно пригодных или, наоборот, непригодных для детского сада. Зато существуют конкретные ситуации, когда посещение сада может быть целесообразным и наоборот.

Единственный ребенок в патриархальной многопоколенной семье

Таких семей сейчас мало, но все-таки они есть. Семьи, где несколько поколений взрослых родственников проживают на одной территории либо на расстоянии двух-трех автобусных остановок. Где бабушка помогает молодым родителям вести хозяйство, дедушка возит ребенка на дачу по выходным, незамужняя тетушка водит на развивающие занятия, а прабабушка стряпает фирменные довоенные пирожки.

Ребенок из такой семьи, как правило, хорошо развит, тонко чувствует настроение окружающих взрослых (даже в самой прекрасной семье отношения между разными поколениями редко обходятся без разногласий, и ребенку приходится к этому приноравливаться), умеет нравиться взрослым друзьям семьи, учителям и соседям. Как будто бы этому ребенку нет необходимости посещать детский сад — он всегда под присмотром. И все же, чего ему явно недостает? Ответ очевиден: общения с себе подобными и — как следствие — умения строить горизонтальные связи.

В детской компании отношения развиваются иначе, чем между взрослыми и детьми. Здесь обостряется конкуренция (у ровесников нет привычки, например, поддаваться в игре), формируется групповая динамика, распределяются роли, без всякой дипломатии выражаются антипатии и симпатии. После трех лет, когда у детей появляется потребность в «горизонтальной» коммуникации, ребенку имеет смысл начать посещать детский сад, чтобы освоить ее.

На этом месте противники садов обычно начинают говорить о различных занятиях и прогулках на детских площадках. Это хорошо для начала, но в общем — не то. На занятиях, и тем более на прогулках, все происходит в так называемом поле родителей. Дети ориентируются на наши реакции и рассчитывают на нашу поддержку. Сад в этом случае обеспечивает полевые условия, в которых тоже полезно учиться существовать.

Естественно, при возникновении всякого рода конфликтов и трудностей родителям необходимо подключиться к происходящему — но об этом чуть ниже.

Ребенок, живущий с одним родителем

Собственно у родителей-одиночек возможностей избежать сада практически нет. Мама, вынужденная зарабатывать, либо отдает дитя в ясли с полутора лет, либо оплачивает няню до трех, а потом уже — в сад. Казалось бы, надо — так надо, о чем разговор? Но зачастую такие родители мучаются сильным чувством вины, особенно если их обступают сторонники альфа-родительства и теории Гордона Ньюфелда.

Однако как раз-таки теория привязанности здесь выручает. Согласно Ньюфелду, один взрослый — необходимый минимум для создания привязанности. Но ведь взрослых-то может быть больше! В такой ситуации воспитатель детского сада вполне может стать еще одним человеком, с которым ребенка связывают отношения привязанности. Звучит утопично, но может быть стоит подумать, поспрашивать у соседей, пособирать отзывы. И, разумеется, установить контакт с воспитателем, «на которого» вы выходите в сад.

Кого вам не хватает в семейной системе, какая роль кажется вам подходящей — спокойной ли «бабушки», строгой «тети», отвечающей за установление границ, или креативной двоюродной «старшей сестры»? Воспитатели, работающие в саду, обычно откликаются на подобный запрос о привязанности с пониманием, особенно если он подкрепляется уважительным отношением, вниманием к их непростой работе и заинтересованностью ребенка.

Ребенок с СДВГ

Детям с синдромом расстройства внимания и гиперактивностью часто навешивают ярлыки несадиковских, проблемных. На самом же деле ребенок с СДВГ может вписаться в сад лучше любого другого и не испытывать трудностей при адаптации. Ведь что нужно таким детям? Четкий режим — каркас для неустойчивой нервной системы, твердо, но доброжелательно установленные границы, структурированное чередование периодов умственного и физического напряжения. Конечно, все это можно устроить и дома, но ценой невероятных усилий отдельного взрослого. Ребенок с СДВГ не может тихо собирать конструктор, пока вы отвечаете на письма, и играть с кастрюлями, пока вы готовите. Нет, его жизнь — сплошной захватывающий экшн, и если в доме есть еще пожилая болеющая бабушка или младенец, требующий тишины, маме становится очень и очень непросто.

Тогда как в хорошем саду мы имеем и развивающие занятия по 15 минут каждое, и переключение внимания, и активные игры, и предсказуемость в плане режима. К тому же необходимость подстраиваться под окружающих оттягивает на себя адаптационные механизмы ребенка, временно притормаживая его бурную деятельность, а непосредственная реакция на его импульсивные слова и поступки (в семье куда более сглаженная) позволяет наладить обратную связь и способствует улучшению коммуникации.

Обычно детей с СДВГ охотно задействуют в подвижных играх старшие мальчики и побаиваются однолетки. Поэтому — единственное замечание — если есть возможность устроить ребенка в разновозрастную группу, хотя бы на первых порах, так и сделайте.

Ребенок с особенностями развития

Инклюзия — больная тема для нашего общества, и тем не менее есть ощущение, что рано или поздно мы к ней придем. К тому, что в малой группе на десять относительно здоровых (точнее — нейротипичных) детей будут два-три ребенка с ДЦП, синдромом Дауна, задержкой психического и речевого развития и так далее. Как правило, этим детям показан сад начиная с чуть более старшего возраста, чем так называемым нейротипикам, но показан! И зачастую именно игровая деятельность в компании нейротипичных детей, именно активное взаимодействие с ними, пусть и невербальное, улучшает текущее состояние ребенка и способствует его развитию больше, нежели индивидуальные занятия с дипломированным дефектологом.

Наоборот: дети с сохранным интеллектом, помещенные в «коррекционную» среду, дают сильный регресс. Это особенно заметно по «отделениям милосердия» — палатам лежачих и неговорящих детей в интернатах, куда «по недосмотру» периодически попадает сохранный ребенок, который не может, к примеру, ходить. Развитие таких детей сильно страдает, а через несколько месяцев начинается и серьезная деградация.

Здоровые дети при подобном инклюзивном подходе тоже получают множество преимуществ: учатся базовому уходу и сопереживанию, видят разные типы реакций и пробуют разные способы коммуникации. А главное — не испытывают застарелой советской боязни другого, и мир их открыт.

«Мое мнение: несадиковских детей не бывает», — пишет психолог и арт-терапевт Анна Быкова, бывший воспитатель в ясельной группе детского сада, автор только вышедшей книги «Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад». Бывают зато ситуации, однозначно препятствующие нормальной и тем более успешной адаптации ребенка к детскому саду.

Ребенок в состоянии стресса

Любые изменения в семье требуют от ребенка времени на привыкание. Переезд, развод или размолвка родителей, рождение младшего или появление приемного ребенка — меняется уклад и движение жизни, меняются роли в семье. Все это заставляет организм ребенка работать с повышенным напряжением, задействовать дополнительные ресурсы, которых у нас ограниченное количество. Между тем часто бывает, что именно к стрессу приурочивается первое посещение детского сада. Родился малыш — и родителям не до возни со старшим трехлеткой. Ушел муж — и маме необходимо вот прямо сейчас выходить на работу. Переехали в новую квартиру — и получили путевку в сад…

Но если ребенка, находящегося в состоянии стресса, отдать в детский сад, то ему придется адаптироваться сразу к двум новым системам, и с этим двойным напряжением его организм может просто не справиться. В лучшем случае он выдаст психосоматику и станет реагировать на каждый мимолетный вирус, в худшем — дело может дойти до социальной дезадаптации, замедления или регресса в развитии. Выход из этого положения только один — постараться заранее создать подушку безопасности для ребенка и дать ему время сперва приспособиться к новой истории в семье, а потом уже к саду.

Ребенок в состоянии острого горя

Кому коллектив ни в каком своем виде не нужен категорически — так это ребенку в состоянии острого горя. За это насмерть бьются все специалисты по семейному устройству: за то, что нельзя ребенка, только что изъятого из семьи, препровождать в учреждение и включать в общий цикл «лото — шапито — дружным хором Барто». Потеря ли это родителя, серьезная болезнь кого-то из членов семьи или смерть любимой собаки — в любом случае ребенку, перенесшему эту травму, требуется уединение и время «отгоревать». Уверенность взрослых, что он «отвлечется в саду и забудет», чревата неврозом. И даже если вы сами после потери способны идти на работу и вкалывать с гордо поднятой головой — не требуйте этого от ребенка.

Конечно, бывает, что в какой-либо ситуации ничего нельзя сделать: кошка погибла, а на работе аврал, дедушек-бабушек нет, у самой льются слезы, но не сидеть же дома из-за выпавшей из окна кошки! В таком случае опять-таки нужен выход на воспитателя: рассказать о случившемся, попросить дать ребенку уединиться, не вовлекать его в шумные развлечения, предупредить о возможной агрессии или аутоагрессии. А самим — разделить его чувства и, по возможности не замалчивая потерю, найти в себе мужество поговорить с ним «о жизни и смерти».

Ребенок, испытывающий трудности с горизонтальной коммуникацией

Любимое возражение противников детских садов — эта ваша социализация! («Вот я ходила в сад и не социализировалась, а совсем наоборот»).

Совершенно верно. Потому что если не владеющего навыками горизонтальной коммуникации ребенка бросить в группу детей, как с моста в реку, навыки эти не разовьются (а если разовьются, то у минимального процента благодаря счастливому сочетанию темперамента, обстоятельств и чьей-то внезапной симпатии). А по-другому, как кажется, взрослые в большинстве своем не умеют. Все они — либо социализированные экстраверты (иди подружить с этой девочкой, что ты букой стоишь?), либо не испытывающие потребности в общении интроверты (а зачем тебе с кем-то общаться? вот сколько игрушек, смотри, посиди поиграй), либо насмерть напуганные еще в собственном детстве социопаты (мою нежную деточку — да в этот ужас? А как же теория привязанности, базовое доверие и все дела?). В итоге ребенок, особенно не совпадающий по темпераменту с типом родителя, дезадаптируется и боится горизонтальных контактов: вроде бы и общаться охота, но как? И чего от них ждать, от ровесников, и про что с ними взаимодействовать?

А ведь надо-то — просто учить. Учить общаться, и желательно еще до всякого садика — в песочнице, в компании друзей, приглашая к себе товарищей ребенка по играм. Разрабатывать общие кейсы и организовывать ролевую игру; называть чувства участников ситуации и предлагать варианты развития событий. А самое главное — наблюдать: что радует ребенка при контактах со сверстниками, что тревожит, с какими ситуациями он не умеет управиться, как из них выходить? Эти наблюдения — замечательная почва для развития эмоционального интеллекта ребенка, и все это вам пригодится не только в саду.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Источник