Как полезные ископаемые зависят от рельефа
2 года назад
+4
Сегодня я составлю сравнительную характеристику основных геопараметров крупнейших российских равнин — Западно-Сибирской и Русской, а также постараюсь выявить закономерности расположения их рельефных форм и залегания полезных ископаемых от строений коры нашей планеты.
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Русской равнины
Русская равнина раскинулась в северо-восточном регионе Восточной Европы, от побережья Каспия и Азова до холодных северных морей Баренцева и Белого. Её территория очерчена:
- с запада рекой Вислой;
- с северо-запада Скандинавским хребтом;
- с юго-востока и юго-запада, соответственно, Кавказом и европейскими горами.
Равнина находится на одноимённой плите докембрийской эпохи (возраст более 540 млн лет), средняя, максимальная и минимальная высоты составляют 170, 470 и -28 метров соответственно (последний показатель – каспийское побережье).
Практически все формы рельефа — тектонического происхождения. В направлении с севера на юг резкое чередование крупных возвышенностей сменяется преобладающими низменностями. Огромные заболоченные территории богаты торфом, а в горах найдены обширные месторождения каменного угля. Почва весьма плодородна.
За счёт своей протяжённости Русская равнина подвержена ураганам и засухам, особенно в южной части (каждый третий год — аномально низкая влажность).
Западно-Сибирская равнина, её геология и полезные ископаемые
Эта равнина находится в Азии, в северной её части; её территория очерчена:
- Казахским мелкосопочником на юге;
- побережьем Карского моря на севере;
- Горной Шорией и Алтаем на юго-востоке.
Расположена равнина на складчатой Западно-Сибирской плите, образовавшейся в эпоху палеозоя, то есть сразу после докембрия. Происхождения также тектонического. Средняя высота — около 150 метров, на юге и западе — до 250-300.
Поскольку на Западно-Сибирской равнине наблюдается в основном низинный рельеф, то закономерно образование здесь месторождений газа, нефти и торфа (около 50% запасов России).
Здесь также нередки ураганы, особенно в приморских областях.
2 года назад
+4
Русская равнина расположилась в Восточной Европе, а Западно-Сибирская на севере Азии. Первая раскинулась на Русской плите с докембрийским фундаментом, а вторая — на Западно-Сибирской плите с палеозойским фундаментом. Соответственно возраст пород Русской равнины около 4 млрд.лет, а Западно-Сибирской — 540 млн.лет. У Западно-Сибирской равнины самая низкая высота 50-100 м, средняя высота — 140 — 150 м, а самая высокая высота 250 м. Тогда как самая низкая высота Русской равнины — 200-300 м, средняя высота — 171 м, а самая большая — 479 м.
На формирование рельефа Русской равнины повлияло оледенение, когда возникли многие озера, а Западно-Сибирской — опускание и поднятие части плиты, из-за чего особенно сильно выражена заболоченность территории. Обе равнины особенно богаты водными и растительными ресурсами, рудными, нерудными и топливными полезными ископаемыми.
Месторождения полезных ископаемых на нашей планете зависят от строения Земной коры и от расположения разных форм рельефа.
Так, рудные ископаемые, которые были образованы, в большинстве своем, из магмы, которая попала в земную кору. Поэтому их месторождения располагаются в горах или на древних щитах. Ископаемые образовались, когда было активное излияние магмы также там, где фундамент близко к поверхности.Осадочные ископаемые чаще всего залегают в предгорных прогибах, в осадочном чехле платформ, а так же в краевых и внутренних прогибах древних платформ.
Из-за равнинного рельефа на территории Западной-Сибири осуществляется свободный воздухообмен, что вызывает суровый континентальный климат, а также циклоны на границе территорий с разным давлением. Равнинный рельеф на территории Русской равнины так же благоприятствует переносу воздуху, что приходят циклоны с Атлантики или Арктики, а также антициклоны с континента.
Ваш ответ
Как написать хороший ответ?
Источник
Практические работы по географии 8 класс
Практическая работа № 1. Характеристика географического положения России.
Цель: формирование знаний об особенностях географического положения РФ.
Оборудование:атлас России, контурная карта России, цветные карандаши, черная ручка.
Ход работы:
1.Красным цветом выделить границу России.
2.Выделите синим цветом полярный круг, пересекающий Россию.
3.Проведите границу между Европой и Азией.
4.Выделить и подписать название крайних материковых и островных точек России. Подписать их координаты.
5.Подписать океаны и моря, омывающие Росси.
6.Подписать острова, полуострова и архипелаги России.
7.Выделите и подпишите климатические пояса России.
8.Подписать пограничные с Россией государства
9.Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Практическая работа № 2.Определение поясного времени для различных пунктов России.
Цель: формирование умений определять поясное время
Оборудование: карта «Часовые пояса России»
Ход работы:
Карточка 1.
1. Определить, сколько времени в Магадане, если в Екатеринбурге 5 ч. утра.
2. На острове Вайгач 13 ч. Определите поясное время на острове Врангеля.
Карточка 2
1. Определить время во Владивостоке, если в Москве 12 ч.
2. Рассчитать поясное время в г. Якутске при условии, что в Самаре поясное время равно 10 ч.
Карточка3
1. Определить, сколько времени будет в Якутске, если в Москве 14 ч.
2. Который час в Новосибирске, если в Санкт-Петербурге 9 часов утра?
Карточка 4
1. Определить, сколько времени будет в Москве, если в Петропавловске-Камчатском 8 часов Вечера
2. В Сургуте 17 ч. Сколько времени в этот Момент в Волгограде?
Карточка 5
1. Определить, сколько времени будет в Якутске, если Омске 15 часов.
2. Определить, сколько времени в Улан-Уде, если в Екатеринбурге 16 часов.
Карточка 6
1. Определить сколько времени в Москве, если в Хабаровске полночь.
2. Определить, сколько времени в Архангельске, если в Норильске 17 часов.
Карточка 7
1. Который час в Мурманске, если в Красноярске 2 часа ночи?
2. В Сургуте 14 ч. Сколько времени в этот момент в Оренбурге?
Карточка 8
1. В Оймяконе 5 часов утра. Сколько времени в этот момент в Саратове?
2. В Астрахани 8 часов утра, сколько времени в Магадане?
Карточка 9
1. В Екатеринбурге 2 часа дня, сколько времени в Новосибирске?
2. Сколько времени в Магадане, если в Иркутске 3 часа ночи?
Карточка 10
1. В Норильске 7 часов утра, сколько времени в Архангельске?
2. Сколько времени в Краснодаре, если в Хабаровске 11 часов утра?
Карточка 11
1. Если в Томске полночь, то который час в Москве?
2. Сколько времени в Челябинске, если в Магадане 14 часов?
Карточка 12
1. Сколько времени будет во Владивостоке, если в Москве 4 часа утра?
2. Сколько времени будет в Норильске, если в Верхоянске 18 часов?
Карточка 13
1. Сколько времени в Астрахани, если в Якутске 8 часов вечера?
2. Сколько времени в Иркутске, если в Москве 6 часов утра?
Карточка 14
1. На острове Вайгач 13 ч. Определите поясное время на острове Врангеля.
2. Определить, сколько времени будет в Норильске, если в Самаре 17 часов?
Карточка 15
1. В Екатеринбурге 2 часа дня, сколько времени в Новосибирске?
2. На сколько и куда надо перевести стрелки часов пассажирам, если они прилетели из Санкт-Петербурга в Новосибирск?
Карточка 16
1. Поясное время населенного пункта отличается от местного времени Омска на 3 часа. В каком часовом поясе находится этот населенный пункт?
2. Сколько времени в Краснодаре, если в Хабаровске 11 часов утра?
Карточка 17
1. Определить, сколько времени в Архангельске, если в Норильске 17 часов.
2. Поясное время данного населенного пункта отличается от московского на 4 часа. В каком часовом поясе находится этот населенный пункт?
Карточка 18
1. На сколько и куда надо перевести стрелки часов, если из Владивостока перелететь в Москву?
2. Сколько времени будет в Норильске, если в Верхоянске 18 часов?
Карточка 19
1. На сколько и куда надо перевести стрелки часов при перелете из Москвы в Якутск?
2. В каком часовом поясе время отличается на 3 часа от времени в Новосибирске?
Карточка 20
1. На сколько и куда нужно перевести стрелки часов туристу, если он едет на поезде из Новосибирска в Москву?
2. Определить, сколько времени в Улан-Уде, если в Екатеринбурге 16 часов.
Карточка 21
Определите варианты, в которых различие времени между городами указано правильно:
1. Москва – Красноярск 4 часа
2. Москва – Иркутск 5 часов
3. Москва – Магадан 10 часов
4. Москва – Тюмень 2 часа
Карточка 22
Определите варианты, в которых различие времени между городами указано правильно:
1. Москва – Томск 5 часа
2. Москва – Новосибирск 2 часов
3. Самара – Чита 10 часов
4. Москва – Якутск 6 часа
Карточка 23
Определите варианты, в которых различие времени между городами указано правильно:
1. Омск – Красноярск 1 часа
2. Воронеж – Якутск 5 часов
3. Хабаровск – Иркутск 4 часов
4. Волгоград – Омск 3 часа
Карточка 24
Определите варианты, в которых различие времени между городами указано правильно:
1. Москва – Воронеж 4 часа
2. Якутск – Красноярск 2 часов
3. Мурманск – Магадан 7 часов
4. Верхоянск – Волгоград 2 часа
Карточка 25
1. Сколько времени в Астрахани, если в Якутске 8 часов вечера?
2. Сколько времени в Краснодаре, если в Хабаровске 11 часов утра?
Карточка 26
1. Сколько времени будет во Владивостоке, если в Москве 4 часа утра?
2. Сколько времени будет в Норильске, если в Верхоянске 18 часов?
Карточка 27
1. Определить время во Владивостоке, если в Москве 12 ч.
2. Рассчитать поясное время в г. Якутске при условии, что в Самаре поясное время равно 10 ч.
Карточка 28
1. Определить сколько времени в Москве, если в Хабаровске полночь.
2. Определить, сколько времени в Архангельске, если в Норильске 17 часов.
Карточка 29
1. В Екатеринбурге 2 часа дня, сколько времени в Новосибирске?
2. На сколько и куда надо перевести стрелки часов пассажирам, если они прилетели из Санкт-Петербурга в Новосибирск?
Карточка 30
Определите варианты, в которых различие времени между городами указано правильно:
1. Москва – Томск 5 часа
2. Москва – Новосибирск 2 часов
3. Самара – Чита 10 часов
4. Москва – Якутск 6 часа
Практическая работа № 3.Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.
Цель: формирование умения ориентироваться в источниках географической информации, формирование умений комплексного использования географических карт для выявления причинно-следственных связей; оценивание природных условий и обеспеченности природными ресурсами отдельных территорий России.
Оборудование: атлас, тетрадь, письменные принадлежности.
Ход работы
1. Сравнить содержание тектонической и физической карт.
2. Установить наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми на отдельных территориях нашей страны.
3. Фактический материал обобщить в форме таблицы
Тектоническая структура | Крупные формы рельефа | Полезные ископаемые |
4. Сформулировать вывод по теме практической работы.
Практическая работа № 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения на территории страны.
Цель:формирование умений работать с различными типами карт, формирование умения выявлять географические зависимости и закономерности, на основе результатов наблюдений; на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснить ход географических явлений.
Оборудование:учебник, атлас, тетрадь, письменные принадлежности.
Ходу работы:
1. Заполнить таблицу на основе использования материалов учебника и карт атласа.
Город | уровень солнечной радиации | температура | годовое количество осадков | испаряемость | К | |
январь | июль | |||||
Диксон | ||||||
Нарьян-Мар | ||||||
Архангельск | ||||||
Киров | ||||||
Воронеж | ||||||
Астрахань | ||||||
Сочи |
2. Сделать вывод о закономерностях территориального распределения климатических показателей.
Источник
В рельефе Африки преобладают равнины и плоскогорья с высотами от 200 до 1000 м. Средняя высота материка составляет 660 м (второе место после Азии). Менее 10% поверхности занимают низменности, более 20% — горные области. Самой высокой точкой Африки е вулкан Килиманджаро (5895 м), самой низкой — впадина озера Ассаль (153 м ниже уровня моря). Окраинные части материка, в основном, поднятые по сравнению с внутренними районами. Вместе с тем поверхность Африки однообразна. Важной особенностью рельефа Африки является условный ее разделение на высокие и низкие. Высокие элементы рельефа сосредоточены на востоке и юге материка (Высокая Африка), где средние высоты составляют 1000-2000 м. На севере и западе материка (Низкая Африка) преобладают высоты до 1000 м.
Почти целый материк — это давняя африкано-Аравийская платформа, которая является частью материка Гондвана, фундамент которого формировался в течение архея и протерозоя. Древние складчатые сооружения, составляющие основу платформы, развивались на протяжении длительного времени сотни миллионов лет назад. Сейчас их корни составляют фундамент материка, который в разных своих частях испытывал поднятий и опусканий. В зонах опусканий накапливались осадочные породы. В некоторых местах в земной коре образовывались разломы, по которым на поверхность выливалась магма.
Современный рельеф северной и южной частей материка существенно отличается. На севере больше зон опусканий, неоднократно затапливались морями. Разрушенные давние складчатые сооружения перекрылись осадочными породами. На этих плитах
сформировались плоские равнины. Древние кристаллические породы выходят на земную поверхность только на северном побережье Гвинейского залива, в центре Сахары и вдоль Красного моря. На них преобладает рельеф нагорья и плоскогорья.
В Восточной и Южной Африке плоскогорья и нагорья на кристаллических щитах занимают большую часть территории. В мезозое и кайнозое произошли грандиозные движения земной коры материка. Особенно активно они проходили в его восточной части, где образовалась, крупнейшая на планете система разломов. В Африке она простирается от Суэцкого залива через Красное море, Эфиопское нагорье и Восточноафриканское плоскогорье до нижнего течения реки Замбези. По трещинам происходили вертикальные и горизонтальные перемещения больших блоков земной коры. Образовались поднятия — горсти и опускания — грабены. Горсть в рельефе соответствуют глыбовые хребты Восточноафриканский-го плоскогорье с плоскими вершинами и крутыми склонами. Во многих грабенах образовались узкие и глубокие озера. Разломы сопровождались вулканической деятельностью. Горсти распространены и в Южной Африке. Вулканическая деятельность продолжается и сегодня. Вдоль разломов в Восточной Африке и на побережье Гвинейского залива есть действующие вулканы (например Камерун).
На крайнем северо-западе и юге материка к древней платформы присоединяются подвижные складчатые пояса — Атласские горы на северо-западе и Капские горы — на юге. Складчатые движения в Капских горах закончились во время герцинской горообразования, в Атласских — при альпийского.
Африка богата разнообразными полезными ископаемыми, наличие которых обусловлено геологическим строением. Так, преобладание на материке полезных ископаемых магматического и метаморфического происхождения — это результат распространения древних интрузий, которые залегают близко к поверхности.
В южной части материка является наиболее месторождений полезных ископаемых магматического происхождения. Мировое значение имеют запасы меди (Замбия), золота (Южная Африка), урана (Южная Африка, Намибия).
Осадочные полезные ископаемые накапливались во впадинах, которые характерны для Низкой Африки. Поэтому нефтяные месторождения расположены на территории Северной и Западной Африки. Кроме нефти, здесь есть месторождения природного газа и фосфоритов. Африка богата и другими нерудные полезные ископаемые, в первую очередь — алмазы. Особенно много их в Южной Африке. Западная Африка богата алюминиевые и марганца руды (осадочного происхождения).
Сравнительно бедна полезными ископаемыми Восточная Африка.
Источник
Кружок Край родной 6 класс
Тема; особенности рельефа и полезные ископаемые Ртищево
Цель: Развитие личности школьника на основе усвоения краеведческого содержания.
Задачи: Использование карты как информационных, образно-знаковых моделей действительности.
Понимание смысла собственной деятельности и личностных качеств.
Осознание роли курса в комплексном изучении россии.
Тип занятия: урок открытия новых знаний
На уроках географии, истории вы изучали способы и методы исследовательской работы Давайте их вспомним
• Говоря об этимологии слова «исследование», заметим, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, мы должны уметь сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию,
В основном вы перечислили активные формы исследования. Но есть и другие:
Как вы считаете тихое чтение литературы является ли формой и методом исследования? Почему?
При работе с текстом надо видеть
информацию:
• фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)
• подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
• концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)
Учащиеся повторяют материал, изучают памятку
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации,
классификации объектов;
Постановка учебной задачи
Сегодня мы будем работать с тестами, но непростым, а текстом карты. Что мы можем узнать по физической карте? То есть тоже можем выделить фактуальную, подтекстовую, концептуальную части
Уч-ся высказывают предположения и определяют тему : гп и рельеф
формулирование познавательной цели;
«Открытие» учащимися новых знаний
Город Ртищево расположен на западной окраине Приволжской возвышенности в 214 км к северо-западу от Саратова. Занимает площадь 32,95 км². Протяженность города — 5,25 км в длину и 4,5 км в ширину, высота над уровнем моря около 210 метров.
Поверхность территории города Ртищево, расположенного в юго-восточной части Окско-Донской низменности на Донской равнине, представляет собой плоско-волнистую, слабо всхолмлённую равнину, в разной степени расчленённую эрозионной сетью. На территории города расположено довольно много оврагов: на западе — Попов, северо-западе — Красный Луч, юго-западе — Третьяк и на юге — Дубовый. В оврагах Красный Луч и Дубовый построены пруды площадью около 15 тыс. м² и около 12 тыс. м² соответственно.
В пределах города Ртищево протекает несколько малых рек, наиболее крупными из которых являются притоки Хопра — Ольшанка и Изнаир. Река Ольшанка протекает по северной границе города и является одним из водоприёмников его гидросистемы. Река Изнаир протекает южнее Ртищево. Вода из неё использовалась для нужд города с 1940 года до постройки в конце 1980-х годов водопровода из реки Хопёр.
По гидрогеологическому районированию, территория города Ртищево принадлежит Сурско-Хопёрскому артезианскому бассейну. На территории этого района почти всюду до глубины 10-20 м залегают безводные валунные суглинки и глины среднечетвертичного возраста. Только местами они заключают в себе слабый водоносный горизонт — грунтовые воды, изредка используемые посредством шахтных колодцев.
Полезные ископаемые
В окрестностях города выявлен и разведан комплекс различных видов нерудных полезных ископаемых и твёрдых горючих ископаемых. Нерудные полезные ископаемые представлены сырьём для производства строительных материалов — кирпичными и керамзитовыми глинами; стекольными и строительными песками. Кирпичные глины, как строительный материал в Ртищево являются общераспространённым видом сырья. Широко распространены строительные пески, половина или более половины, которых являются пригодными для производства бетона. Месторождения строительного камня мелкие, лишь частично удовлетворяющие нужды местного строительства.
Из твёрдых горючих ископаемых имеются месторождения торфа, однако в настоящее время его добыча не ведётся.
В целом город Ртищево хорошо обеспечен минерально-сырьевой базой строительных материалов, имеет перспективные месторождения минерального сырья сельскохозяйственного и промышленного назначения.
Учащиеся знакомятся с особенностями ГП и рельефом Ртищево
Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации).
Самостоятельная работа
А теперь выполним в тетради таблицу из 2-х граф
Рельеф и полезные ископаемые
Учащиеся выполняют задание в тетради
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Рефлексия
Выполнение детонантного задания:
Р – то, что относиться к Ртищево
Т
И
Щ
Е
В
О
Учащиеся выполняют и обсуждают полученные результаты
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Д/з.
В библиотеке найти литературу, проанализировать её согласно плану продуктивного чтения.
Источник