Как попасть в реестр общественно полезных услуг

В связи с последними событиями, которые были освещены в нашей прошлой статье (https://zen.yandex.ru/media/id/5e86ffef96544a69b3c5514d/podderjka-nko-vo-vremia-koronovirusa-5ebe7a808d813877565f0d13), хотелось бы рассказать о том, как попасть в реестр СОНКО ( Социально-ориентированные некоммерческие организации)

Для начала немного терминов, чтобы было более понятно о чем пойдет речь.

Социально-ориентированные некоммерческие организации— признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных законом формах и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.

Под некоммерческой организациейисполнителем общественно полезных услуг понимается некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2016 № 1096 установлен Перечень общественно полезных услуг в соответствии с приоритетными направлениями деятельности НКО в сфере оказания общественно полезных услуг.

Условия признания некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг:

1. иметь статус социально ориентированной некоммерческой организации;

2. оказывать общественно полезные услуги надлежащего качества на протяжении одного года и более;

3. не иметь задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.

Действия для получения статуса исполнителя общественно полезных услуг:

СОНКО должна получить заключение о соответствии качества оказываемых ею услуг установленным критериям в органах власти, осуществляющих оценку качества общественно полезных услуг.

В зависимости от компетенции такую оценку осуществляют федеральные органы исполнительной власти либо территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В зависимости от сферы оказываемых услуг заключение выдаётся Минтрудом России, Минюстом России, Минобрнауки России, Минкультуры России, Роспотребнадзором (территориальным органом Роспотребнадзора), Минюстом России (территориальным органом Минюста России), Минздравом России, Ростуризмом, Рособрнадзором, Минспортом России, ФАДН России. Если оценка качества осуществляется несколькими заинтересованными органами, обращение с заявлением во все эти органы не требуется. Достаточно обратиться в один из таких органов, а он, в свою очередь, при необходимости истребует все необходимые сведения.

2. После получения заключения о соответствии качества оказываемых НКО-ИОПУ установленным критериям необходимо обратиться с заявлением о признании организации исполнителем общественно полезных услуг в Минюст России либо его территориальный орган (в зависимости от компетенции).

Для того, чтобы попасть в реестр СОНКО, Вам необходимо получить статус исполнителя общественно полезных услуг (ИОПУ).

Решение о признании организации исполнителем общественно полезных услуг либо об отказе в признании организации исполнителем общественно полезных услуг принимается Минюстом России в течение 5 рабочих дней со дня поступления документов.

Источник

11 мая 2017

В августе 2016 года президент утвердил приоритетные направления деятельности социально ориентированных НКО, подписав указ № 398. На основании этого указа правительство разработало перечень общественно полезных услуг и критерии оценки их качества, они были утверждены в постановлении № 1096. С 2017 года Минюст начал вести новый реестр НКО-исполнителей общественно полезных услуг, и включённые в него некоммерческие организации смогут рассчитывать на субсидии от государства.

Отметим, что новая линия финансирования НКО будет дополнительной к уже существующим. А как именно этот механизм будет работать на практике, мы увидим только в течение этого году: Минюст еще продолжает согласование нормативных актов и их доработку.
7 декабря 2016 года в Общественной палате РФ прошло «нулевое чтение» (тогда еще — проекта) постановления правительства №1096, на котором обсуждались последние поправки от представителей НКО. Присутствовавшая там директор департамента по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции РФ Анна Котова, рассказала об учтенных ранее замечаниях и заверила собравшихся, что процедура внесения в новый реестр будет несложной для НКО, если они уже работают в сфере общественно-полезных услуг.
Мы подготовили «дорожную карту», которая поможет НКО пройти административные формальности и получить право на субсидии из бюджета.
Государство намерено субсидировать только социально ориентированные НКО.

Чтобы НКО могла получить субсидию по этой линии финансирования, в её уставе должно быть указано хотя бы одно из 20 направлений деятельности, перечисленных в указе президента РФ №398 от 8 августа 2016 года о приоритетных направлениях деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг.

Если ни одного направления из этого перечня в вашем уставе нет, вам следует внести в него изменения. Если есть — вы можете делать следующий шаг.

НКО должна обратиться в Минюст, чтобы ее признали исполнителем общественно полезных услуг и внесли в соответствующий реестр. Для этого вы должны предоставить в Минюст:

«а) заявление о признании НКО исполнителем общественно полезных услуг, составленной по форме, приведенной в приложении №2 к Порядку включения в реестр (Постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 № 89);

б) заключение заинтересованного органа (органов) о соответствии качества оказываемых НКО общественно полезных услуг установленным критериям;

в) справку о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, выданную органом контроля за уплатой страховых взносов, подтверждающую отсутствие задолженности;

г) справку об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, выданную налоговым органом, подтверждающую отсутствие задолженности.

Остановимся подробнее на подпункте б) из этого списка. «Заинтересованными органами» могут выступать, федеральные и территориальные органы исполнительной власти, а также их подразделения, которые курируют непосредственно ваше направление работы (также, по финансовой части, вас курируют местные налоговые органы). Заключение о соответствии качества услуг НКО установленным критериям выдаётся на официальном бланке органа исполнительной власти. Сами критерии перечислены в постановлении правительства РФ №1096.

При этом — внимание! — наименования общественно полезных услуг в заключении должны соответствовать перечню общественно полезных услуг, который утвержден постановлением правительства РФ №1096. А их детализация — содержанию таких услуг, включенных в базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ. Эти перечни составляют сами ведомства. Обратите внимание, что формулировки приоритетных направлений в указе президента РФ №398 и в постановлении правительства №1096 несколько различаются.

Отказать НКО во включении в реестр исполнителей общественно полезных услуг могут только по двум основаниям:

непредставление (несвоевременное представление) в Минюст документов, которые перечислены выше;

включение НКО в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.

В реестр НКО — исполнителей общественно полезных услуг включать будут на 2 года, после чего нужно будет подавать заявление в Минюст повторно. Со слов Котовой, если НКО в течение 2 лет работала добросовестно, без нареканий, подтверждённых документами, со стороны заинтересованных и контролирующих органов, то во второй и последующие разы, достаточно будет подать в Минюст одно только заявление, а не весь пакет документов.
В то же время, Минюст может и исключить НКО из этого реестра. Оснований для исключения НКО из этого реестра пять:

а) истечение двух лет со дня признания НКО исполнителем общественно полезных услуг и внесении такой организации в реестр;

б) поступление в Минюст России документов, подтверждающих прекращение деятельности НКО (путем реорганизации, ликвидации или исключения из единого государственного реестра юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ);

в) включение НКО в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента;

г) поступление в Минюст от заинтересованного органа (органов) заключения о несоответствии качества оказываемых НКО общественно полезных услуг установленным критериям;

д) поступление в Минюст от налоговых органов и (или) органов контроля за уплатой страховых взносов документов, подтверждающих возникновение у НКО своевременно непогашенной задолженности по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством РФ платежам.
Следующий шаг: начинаем борьбу за получение государственных субсидий.
Процедуры отбора НКО должны будут проходить уже на местах. Заниматься этим должен координационный совет при губернаторе или мэре, возглавляемый как минимум одним из заместителей губернатора. В совет должны входить также представители различных ветвей власти, местных общественных палат и НКО.

Этот же совет должен объявлять конкурс или госзаказ на общественно полезные услуги. Он же будет принимать решения о том, кто получит субсидии от государства, и их размер.

По словам члена комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Елены Тополевой-Солдуновой, четкий механизм распределения субсидий пока не прописан, работа над ним продолжается. По ее мнению, в дальнейшем, Минэкономразвития, агрегатор изменений, должен будет выпустить методические рекомендации, разработанные совместно со всеми заинтересованными сторонами. Эффективность работы с социально ориентированными НКО в регионах должна оцениваться на уровне полномочных представителей президента в федеральных округах, считает Елена Тополева-Солдунова.
Еще одно важное условие: к моменту подачи заявки на субсидию, НКО должно не меньше года отработать в заявленном направлении и не иметь претензий со стороны органов надзора.

Большим плюсом для НКО, которое подаёт заявку, будут благодарности от любых органов власти, организаций, частных лиц. Чем больше, тем лучше — все это тоже будет учитываться при принятии решений.
Изменения и поправки в тексте: По просьбе читателей уточняем, что новая линия финансирования НКО будет дополнительной к уже существующим.

Источник: https://gosvopros.ru/nko/NKO-reestr/

Нормативно-правовая база:

Указ Президента Российской Федерации от 08.08.2016 № 398 «Об утверждении приоритетеных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг»

Постановление Правительства Российской Федерации от 27.10.2016 № 1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания»

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 № 89 «О реестре некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезгых услуг» (вместе с «Правилами принятия решения о признании СОНКО исполнителей общественно полезных услуг», «Правилами ведения реестра некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг»)

Источник

— Слышали, что некоммерческие организации — исполнители общественно-полезных услуг могут быть включены в реестр некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг. Какие виды общественно-полезных услуг необходимо осуществлять некоммерческой организации для того, чтобы попасть в реестр? Может ли некоммерческая организация, оказывающая бесплатную юридическую помощь населению Магаданской области, претендовать на включение в этот реестр. Какие действия необходимо предпринять и куда необходимо обратиться? Есть ли какие-то привилегии для таких организаций?

Условия признания некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг

С 1 января 2017 г. в законодательство Российской Федерации введено понятие некоммерческой организации — исполнителя общественно полезных услуг.

Исходя из определения некоммерческой организации — исполнителя общественно полезных услуг (далее — НКО-ИОПУ), установленного п. 2.2. ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (далее — Федеральный закон) НКО-ИОПУ должна отвечать одновременно следующим требованиям:

— иметь статус социально ориентированной некоммерческой организации;

— оказывать общественно полезные услуги надлежащего качества на протяжении одного года и более;

— не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента;

— не иметь задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.

Соблюдение некоммерческой организацией одновременно всех требований является условием признания социально ориентированной некоммерческой организации (далее — СОНКО)   исполнителем общественно полезных услуг, что позволит таким СОНКО участвовать в оказании услуг в социальной сфере наравне с другими хозяйствующими субъектами, обеспечивая их надлежащее качество.

Какие привилегии предоставляет некоммерческой организации
статус исполнителя общественно полезных услуг

СОНКО, признанная исполнителем общественно полезных услуг,   включается в реестр НКО-ИОПУ и наделяется правом на приоритетное получение мер поддержки в прядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Такая поддержка будет оказываться НКО-ИОПУ не менее 2 лет.

Критерии оценки качества оказания общественно полезных услуг

В целях получения такого статуса организация должна доказать, что оказываемые ею услуги соответствуют критериям оценки качества оказания общественно полезных услуг. Критерии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2016 № 1096:

— соответствие общественно полезной услуги установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации требованиям к ее содержанию (объём, сроки, качество предоставления);

— наличие у лиц, непосредственно задействованных в исполнении общественно полезной услуги (в том числе работников организации и работников, привлеченных по договорам гражданско-правового характера), необходимой квалификации (в том числе профессионального образования, опыта работы в соответствующей сфере), достаточность количества таких лиц;

— удовлетворённость получателей общественно полезных услуг качеством их оказания (отсутствие жалоб на действия (бездействие) и (или) решения организации, связанные с оказанием ею общественно полезных услуг, признанных обоснованными судом, органами государственного контроля (надзора) и муниципального надзора, иными органами в соответствии с их компетенцией); 

— открытость и доступность информации о некоммерческой организации;

отсутствие организации в реестре недобросовестных поставщиков по результатам оказания услуги в рамках исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»в течение 2 лет, предшествующих подаче заявления о включении в формируемый реестр некоммерческих организаций.

По мнению Комиссии Общественной палаты по развитию некоммерческого сектора и поддержке СОНКО, в целях обоснования соответствия организации этому критерию целесообразно представить в орган власти, осуществляющий оценку качества, все имеющиеся у сотрудников СОНКО документы, которые подтверждают профильное образование, в том числе дополнительное (дипломы, сертификаты и проч.), а также стаж (опыт) работы по профилю (копии трудовых книжек, справки и иные подобные документы, подтверждающие факт осуществления соответствующей деятельности).

Виды общественно полезных услуг

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2016 № 1096 установлен Перечень общественно полезных услуг в соответствии с приоритетными направлениями деятельности НКО в сфере оказания общественно полезных услуг. Указанным перечнем установлены следующие виды общественно полезных услуг:

1. Предоставление социального обслуживания в форме на дому.

2. Предоставление социального обслуживания в стационарной форме.

3. Предоставление социального обслуживания в полустационарной форме.

4. Социально-трудовые услуги, направленные на оказание содействия в вопросах трудоустройства и в решении вопросов, связанных с трудовой адаптацией молодежи, матерей с детьми, инвалидов, граждан пожилого возраста, лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

5. Услуги, предусматривающие реабилитацию и социальную адаптацию инвалидов, социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

6. Услуги по оказанию социальной помощи детям, инвалидам, гражданам пожилого возраста, лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам, а также по их социальному сопровождению.

7. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

8. Услуги по профилактике социального сиротства, включая психолого-педагогическое и социальное сопровождение семей для предотвращения отказа от новорожденного ребенка, сокращения случаев лишения родительских прав в части консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи родителям детей и профилактики отказа родителей от воспитания своих детей, ограничения их в родительских правах, лишения их родительских прав, а также в целях обеспечения возможности восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав.

9. Услуги, направленные на социальную адаптацию и семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

10. Оказание помощи семье в воспитании детей.

11. Услуги по организации отдыха и оздоровления детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе организация деятельности специализированных (профильных) лагерей.

12. Услуги в сфере дошкольного и общего образования, дополнительного образования детей.

13. Услуги по психолого-педагогическому консультированию, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

14. Услуги в сфере дополнительного образования граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе услуги обучения навыкам компьютерной грамотности.

15. Услуги в сфере дополнительного образования сотрудников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций (в том числе проведение консультативных и просветительских мероприятий), направленного на повышение качества предоставления услуг такими организациями.

16. Услуги по профилактике социально значимых заболеваний, курения, алкоголизма, наркомании, включая просвещение и информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни.

17. Услуги, предусматривающие медико-социальное сопровождение лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, и лиц, нуждающихся в медицинской паллиативной помощи, включая организацию оказания медицинской паллиативной помощи и содействие в ее получении.

18. Услуги, направленные на медико-социальную реабилитацию лиц с алкогольной, наркотической или иной токсической зависимостью.

19. Услуги в области физической культуры и массового спорта.

20. Услуги по сбору, обобщению и анализу информации о качестве оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, осуществляемые организацией-оператором в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» в части популяризации системы независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования и возможности участия в ней потребителей услуг, вовлечение граждан в независимую оценку.

21. Деятельность по оказанию услуг, направленных на развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защиту самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации, социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов.

Алгоритм действий некоммерческой организации при
получении статуса исполнителя общественно полезных услуг

1. СОНКО должна получить заключение о соответствии качества оказываемых ею услуг установленным критериям в органах власти, осуществляющих оценку качества общественно полезных услуг.

В зависимости от компетенции такую оценку осуществляют федеральные органы исполнительной власти либо территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В зависимости от сферы оказываемых услуг заключение выдаётся Минтрудом России, Минюстом России, Минобрнауки России, Минкультуры России, Роспотребнадзором (территориальным органом Роспотребнадзора), Минюстом России (территориальным органом Минюста России), Минздравом России, Ростуризмом, Рособрнадзором, Минспортом России, ФАДН России. Если оценка качества осуществляется несколькими заинтересованными органами, обращение с заявлением во все эти органы не требуется. Достаточно обратиться в один из таких органов, а он, в свою очередь, при необходимости истребует все необходимые сведения.

Детализированный по услугам перечень органов, которые осуществляют оценку качества ОПУ, определен в приложении № 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 26.01.2017  № 89 «О реестре некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг».

Кроме того, перечень органов государственной власти, осуществляющих оценку качества общественно полезных услуг, размещен на сайте Минюста России в сети Интернет  и доступен по ссылке  https://minjust.ru/ru/node/286925.

2. После получения заключения о соответствии качества оказываемых НКО-ИОПУ установленным критериям необходимо обратиться с заявлением о признании организации исполнителем общественно полезных услуг в Минюст России либо его территориальный орган (в зависимости от компетенции).

Компетенция Минюста России и его территориальных органов при получении СОНКО статуса исполнителя общественно полезных услуг

Минюст России (его территориальные органы):

— предоставляет государственную услугу по принятию решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг;

предоставляет государственную услугу по оценке качества оказания социально ориентированной некоммерческой организацией содействия в предоставлении бесплатной юридической помощи.

По общему правилу Минюст России (его территориальные органы) принимают решение о признании СОНКО исполнителем общественно полезных услуг и вносят сведения о такой СОНКО в реестр некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг. Для этого СОНКО представляет:

— заявление  о признании организации исполнителем общественно полезных услуг;

— заключение о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям, выданным уполномоченным органом государственной власти.

 Между тем, из данного правила есть исключение. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2017  № 89 заключение об оценке качества оказания социально ориентированной некоммерческой организацией содействия в предоставлении бесплатной юридической помощи выдаёт Минюст России (его территориальный орган).

Таким образом, в случае, если СОНКО осуществляет такой вид деятельности, как оказание бесплатной юридической помощи, то организация дважды обращается в Минюст России (его территориальный орган). Сначала для получения заключения об оценке качества оказания СОНКО содействия в предоставлении бесплатной юридической помощи. Затем для признания организации исполнителем общественно полезных услуг и включения СОНКО в реестр некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг.

Процедурные вопросы предоставления Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по оценке качества оказания социально ориентированной некоммерческой организацией содействия в предоставлении бесплатной юридической помощи урегулированы приказом Минюста России от 01.03.2019  № 34.

Можно ли за получением государственной услуги обратиться в любой территориальный орган Минюста России

Получение государственной услуги о признании организации исполнителем общественно полезных услуг и государственной услуги по оценке качества оказания социально ориентированной некоммерческой организацией содействия в предоставлении бесплатной юридической помощи в любом территориальном органе Министерства юстиции Российской Федерации по выбору заявителя (экстерриториальный принцип) не предусмотрено.

В данном случае действует исключительно территориальный принцип. Территориальные органы Минюста России принимают решения о признании исполнителем общественно полезных услуг в отношении:

межрегиональных, региональных и местных общественных организаций и движений;

региональных отделений международных, общероссийских и межрегиональных общественных организаций и движений;

местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации;

религиозных организаций, образованных централизованными религиозными организациями, имеющими местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации;

иных некоммерческих организаций, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации некоммерческих организаций, установленный Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Контактные данные в Магаданской области и в Чукотском автономном округе для обращения СОНКО по интересующим вопросам

Государственная услуга на территории Магаданской области и Чукотского автономного округа предоставляется Управлением Минюста России по Магаданской области и Чукотскому автономному округу

Магаданская область

Место нахождения: г. Магадан, ул. Дзержинского, 1, этаж 3-й, кабинеты № 23, 25.

Телефоны для справок:

8 (413-2) 63-46-23, 65-02-05, 60-88-38, 8-914-032-03-65.

Адрес электронной почты: ru49@minjust.ru,

Чукотский автономный округ

Отдел по Чукотскому автономному округу Управления Минюста России по Магаданской области и Чукотскому автономному округу

Место нахождения: г. Анадырь, ул. Отке, 35

Телефоны для справок:

8 (42722) 2-41-83, 8-914-081-79-09,  8-918-336-89-47

Адреса электронной почты: ru49_chao@minjust.ru, ozs@chukotnet.ru

Более подробная информация размещена в разделах официального    сайта Управления в сети Интернет: https://to49.minjust.ru/ru

Источник