Как приучить ребенка есть полезные продукты
Откажитесь от воспитания запугиванием, постоянных одергиваний, сведите запреты к минимуму и старайтесь всеми возможными способами поддержать или пробудить интерес к самопознанию. Это особенно важно в 3-4 года, когда появляется ощущение «Я» и в подростковом возрасте.
Сама постановка вопроса подразумевает, что ребенок по каким-то причинам то, что полезно, есть не хочет. Но есть дети, которые не любят газировку: «Потому что газики язычок кусают». Есть дети, которые чипсам предпочтут яблоки с сыром. Это вопрос привычек – и детских, и родительских. Как же привыкнуть к полезным продуктам? И какие продукты считать полезными? Есть же мнение, что полезно все – вопрос, в каких пропорциях и когда давать.
Детская норма – 200-500 г еды за прием
Самое простое определение полезной еды – это когда вся еда переваривается полностью, не оставляя в организме никаких токсинов. Полезной еда становится в процессе приготовления (когда вам удается сохранить максимальное количество нужных веществ во время варки, жарки или парки), полезной еду делает и наш образ жизни.
Для начала определимся с терминами – что такое еда полезная обыкновенная? Мясо, рыба, молочные продукты, макароны, крупы, хлеб, овощи и фрукты, чистая питьевая вода, соки, компоты и отвары. Еда вареная или тушеная, почти всегда горячая (как минимум – на три четверти рациона). Мясо, рыба и творог – нежирные. Макароны и хлеб – из твердых сортов пшеницы. Согласитесь, в принципе ничего сложного.
Так же, как театр начинается с вешалки, полезная еда начинается с антуража и правильной атмосферы. Сам процесс еды должен быть приятным – ритуалом вкушения и приобщения. А если ребенок расстроен или разозлен, то еда пролетит так, что он и не заметит, еда в плохом настроении приводит к болезням – это уже научно доказанный факт. Поэтому если малыш в печали, лучше сдвинуть обед или ужин на 15-20 минут, дать ребенку выпустить пар, посидеть обнявшись, послушать музыку, и только потом уже кушать.
А дальше все просто. Во-первых, полезная еда всегда должна быть в поле зрения ребенка. И время от времени в поле зрения ребенка должны появляться родители, жующие полезную еду. У наших знакомых дети лет до пяти не жаловали фрукты, хотя и груши, и бананы всегда лежали в вазочке. А малые подойдут, ухватят кусочек и пожмут плечами – ни о чем. Но постепенно они распробовали и то, и другое, и третье, и теперь для них яблоко с медом слаще любой конфеты.
Чтобы пища переваривалась, кишечник должен работать. Ходьба — это лучший помощникВо-вторых, неполезная еда не должна быть под строгим запретом. Да-да-да. Хотите вы этого или нет, дети про существование леденцов или чипсов все равно узнают. Наша дочь до первого похода в детский сад не подозревала о существовании колбасы, и если честно, сейчас я не знаю, хорошо это или плохо. Может быть, было бы лучше, если бы она имела представление о разных вкусах, по принципу «всего понемножку» и с разумным родительским пиаром полезных блюд: «А теперь попробуй вот это».
В-третьих, самый эффективный способ накормить ребенка – сделать так, чтобы он сам захотел есть. Проще всего – аппетит нагулять на свежем воздухе. Это знают все шеф-повара, голодному человеку вкусным кажется все. Исключений у этого правила нет.
В-четвертых, не заставляйте ребенка есть то, что он не хочет. Лучше включите фантазию (или компьютер), чтобы один и тот же овощ приготовить в 30 вариациях. Честное слово, даже морковку можно сделать принцессой стола – салат из морковки с апельсинами, оладьи морковно-яблочные, печенье из моркови и морковно-облепиховый сок. А вы сами готовите с удовольствием? Это тоже важно, потому что все наши эмоции попадают в тарелку, и хорошие, и плохие. Лучше баловать ребенка радостью, приправленной грецкими орехами с черносливом, чем усталостью, пополам с костистой рыбой. Да, про работающих мам мы тоже знаем. Поверьте, гимнастика шиацу, даже только для лица, много времени не занимает, а тонус вечером поднимает. Купите домой оранжевый домашний костюм – цвет имеет значение для настроения. А ваше хорошее настроение — это тоже часть большого дела приобщения ребенка к здоровой еде.
Источник
Очень часты жалобы молодых родителей в кабинете врача: «Он у нас не ест мясо, рыбу, не пьет молоко, только булочки и конфеты, ничем больше накормить невозможно…»
Вариации продуктов, попадающих в опалу у малыша, могут быть различными, но суть остается той же: ребенок проявляет избирательность в еде, и явно не в пользу полезных продуктов. Родители переживают по поводу получения ребенком необходимых для роста и развития калорий, и во время еды происходят настоящие войны или спектакли. Почему так происходит и что делать, делится опытом Рassion.ru.
Сигнал организма
Иногда на определенных этапах роста и развития ребенку требуется преобладание одного вида пищи и ограничение другого — в периоды построения и укрепления скелета, когда кроха начинает ходить, зачастую малыши подсознательно и интуитивно предпочитают молочное, так как эти продукты богаты недостающим кальцием. А вот мясное и каши, к примеру, временно попадают в опалу.
Такое состояние обычно проходит по мере накопления необходимых веществ и не требует паники со стороны родителей и насильственных кормлений. Даже взрослый организм зачастую подает сигналы о том, что ему нужно и не нужно, говоря: «хочу мяса» или «потуши капусты». Ребенок также имеет право слушать сигналы своего организма и следовать им.
Подайте пример
Конечно, все родители знают, что правильное питание важно для детей, и за завтраком предлагают ему надоевшую манную кашу, в то время как сами нос воротят от одного ее вида, уплетая сосиски с яичницей. Вот подумайте сами, вы бы стали на месте ребенка есть кашу?
Хотите, чтобы он ел полезные продукты — покажите ему пример и приучите всю семью питаться правильно и полезно, ешьте все одинаковую еду на завтрак. Проявите фантазию: аппетит убивает однообразие и серость, скука. Если котлета будет в форме рыбки с глазами из моркови, соблазн съесть ее будет велик, а пресловутую манную кашу можно сделать безумно вкусной, превратив ее в чудесный и воздушный пудинг.
Дайте ребенку проголодаться
Родители зачастую из благих намерений пытаются накормить малыша посытнее и поплотнее, не задумываясь о том, что его потребности с возрастом меняются, и он уже не полугодовалый малыш, которому нужно есть строго по расписанию через 2,5-3 часа.
Дети с возрастом переходят на более резкие приемы пищи, им нужно «нагулять аппетит» и израсходовать предыдущие калории, так как тело их растет уже не так активно, и энергии на рост уходит не столь много. Поэтому вспомните, что голод — это лучший стимул для привереды, дайте ребенку походить и проголодаться.
Когда ребенок захочет поесть, предложите то, что запланировали на завтрак или обед, и если блюдо отвергнуто, не идите на поводу и не думайте, что ваше чадо скончается от голода. Перекройте доступ ко всем перекусам и отправьте на полчаса «догуливать аппетит» — обычно самые упорные съедают нелюбимые котлеты со второго-третьего раза. Сложнее всего в этой ситуации — пересилить себя и понять, что кормление не должно быть чем угодно, лишь бы вовремя.
Учите малыша есть самостоятельно
Очень часто приемы пищи превращаются в балаган с плясками дедушек и уговорами бабушек, и к кормлению ребенка привлекают всех, вплоть до кошки Мурки. Это приводит к закреплению у ребенка неправильных пищевых рефлексов и формированию капризности в еде.
Не стоит практиковать подобных методик, лучше привлечь малыша к процессу приготовления пищи и сервировке. Ребенок с гораздо большим рвением поест то, что приготовили с мамой вместе, и если ему будет дано право выбора тарелочки, салфетки и места еды.
Еще одной причиной плохого аппетита является боязнь того, что ребенок все запачкает и раскидает еду, тогда мама сначала рвется кормить ребенка сама, чтобы все было чисто, а когда он подрастает, выясняется, что он не научился есть ложкой или вилкой. За этим следует категорический отказ от правильной еды в пользу того, что можно взять руками и быстро съесть.
Поэтому, как только вы научите ребенка удерживать в руках ложечку, пусть учится кушать сам — кухню отмыть не так сложно, а вот навыки малышу необходимы.
«Маскируем» нелюбимую еду
Есть, конечно, отдельные нелюбимые продукты, которые ребенку полезны, но от которых он воротит нос категорически. Однако хитрая мама всегда может умело спрятать их в любимом блюде.
Итак, если малыш:
…не любит мясо
Малыши не жалуют мясо потому, что оно достаточно плотное, и его нужно жевать зубками. Тогда можно пропускать мясо через блендер или мясорубку, добавив его в суп, сделать пирог с начинкой из фарша, так это будет напоминать лакомство.
Можно сделать паштет с тыквой и морковью, добавив в него печень, куриное мясо или говядину, из-за сладкого вкуса моркови и тыквы он понравится малышу больше — можно намазать паштет на любимую булочку или на кусочек овоща. Сделайте много густого соуса со сметаной или йогуртом, скатайте из фарша мелкие фрикадельки и залейте их соусом, чтоб не было понятно, что это мясо.
Кто же не любит гамбургеры? Так сделайте тонкую котлетку или тщательно отбитый кусочек курицы или мяса на пару, нарежьте овощи, сыр и салат, сложите все этажами. Особенно здорово будет, еслималыш поможет вам приготовить часть блюда, а мясо вы положите незаметно в самом конце — попросив малыша закрыть глаза.
Если ребенку по каким-то причинам нельзя давать мясо или он его не любит — заменить его по составу смогут рыба, творог, яйца и молочные продукты.
…не ест овощи
Обычно дети не едят овощи потому, что они не так красивы и ярки по вкусу, как фрукты. Дети обычно «едят» глазами, поэтому блюдо должно им нравиться внешне — тогда будет большее желание съесть его.
Вам понадобится фантазия в оформлении блюда: выложите из овощей человечка, цветочек, грибочки — сложно не соблазниться подобными картинками. Выложите из овощей фигуры, и кроме обеда у вас будет полезная развивающая игра. Пригласите малыша строить из овощей — пусть он сам создаст съедобную картинку для вас, а вы — для него. А потом поешьте вместе — вы кормите его, а он вас, кто быстрее…
Для улучшения вкуса овощей их можно припустить на сливочном масле, а затем уже тушить. Из свежего помидора и щепотки специй и зелени при малыше сделайте домашний кетчуп — с ним блюдо будет вкуснее.
Выбирайте овощи, которые малыш больше любит — сладкую кукурузу, болгарский перец, помидоры, а нелюбимые овощи, мелко порезав, в небольшом количестве прячьте среди любимых. Не стоит забывать, что из многих овощей можно делать вкусные и сладкие блюда: из тыквы и моркови можно делать печенье и кексы, запеканки, а из кабачка и цветной капусты — оладьи.
Если малыш категорически не хочет есть овощи — сделайте из них овощной густой бульон и варите на нем супы, добавляя немного овощей, смолотых в пюре. Варите каши с овощными пюре, делайте с ним соусы, добавляйте в котлеты. Попробуйте вместе с ребенком вырастить овощи на подоконнике или на грядке на даче. Выращенные собственными руками овощи вряд ли окажутся невкусными.
…не хочет рыбу
Рыба полезна ценными минералами, легко усваиваемым белком и жирными кислотами. Однако не все дети ее любят. Тогда можно сделать рыбный фарш и начинить им блинчики или булочку. Можно запечь рыбу под сырной корочкой или полить соусом.
Детям нравится «взрослая» еда — сделайте для них полезные рыбные шашлыки. На деревянные шампуры насадите отварные или запеченные кусочки рыбы, а также кусочки помидора, перца, огурца, отварного картофеля, моркови сыра. Рыбу можно плотно зажать между любимыми овощами.
Можно сделать рыбные игрушки — из филе вырежьте фигурки, обмакните их в яйцо или сухари и запеките в духовке, потушите рыбу в виде фарша с овощами. Чтобы рыбный запах был несильным, сделайте котлетки или фрикадельки с зеленью и рисом — они замаскируют вкус и запах рыбы.
***
Вариантов приготовления блюд из нелюбимых продуктов много, важно проявить фантазию, и тогда список нелюбимых блюд сократится до минимума, а то, что еще вчера было «невкусным», перейдет в меню блюд, которые малыш просит снова и снова.
Источник
24.12.2019
2
Здоровое питание — здоровый ребенок
Каждая мама, которая видит, что ее ребенок хорошо и с удовольствием ест, чувствует удовлетворение и считает себя подсознательно «хорошей матерью». Это заложено в нас природой. Но что, если ребенок кушает, но только в основном вредные продукты?
Как рассказать ребенку о правильном питании и приучить его к здоровой еде? Возьмите на заметку наши советы!
Правила питания для детей
1. Научите ребенка чувствовать потребности своего тела.
Очень часто родители заставляют малыша доесть все до последней крошки, съесть ложечку за папу, за маму, хотя ребенок говорит, что уже наелся. Таким образом взрослый показывает ребенку, что он не знает сам, голоден или нет, а взрослый знает. То же самое происходит, когда родители контролируют размер порций.
Поэтому важно доверять своему малышу. Задача родителей не заставлять есть, а беседовать детьми о значении еды. Объясняйте ребенку, в чем важность различных продуктов для его организма, для чего он кушает: «Когда ты бегаешь и прыгаешь, то быстрее всего ты можешь подзарядиться куском хлеба, потому что хлеб — источник быстрой энергии. Но при этом у нашего организма есть и другие потребности. Нам нужен жир, например, сливочное масло, для того, чтобы в твоей голове рос мозг. Белок — те кирпичики, из которого строятся мышцы. Мясо, рыба, курица помогают тебе вырасти больше и быстрее.
Когда вы рассказываете о значении продуктов ребенку, ему гораздо интереснее и понятнее, зачем их есть.
Также стоит помнить, что маленькие дети, если они здоровы, хорошо регулируют свой аппетит. Они будут есть, если голодные.
2. Сделайте полезную еду доступной для ребенка.
Для этого пересмотрите, какая еда находится сейчас в доступности у малыша. В отсутствии здоровых вариантов ребенок не научится есть ту еду, которая полезна. Если малыш дотягивается до нижних ящиков шкафов, и там лежит печенье и конфеты, он и будет их просить.
Убедитесь, что еду малышу легко кушать. Например, дети любят резаную морковь, огурцы, сельдерей, болгарский перец, кусочки яблок и мандарин. Храните эти овощи и фрукты порезанными на нижней полке холодильника, на столе, где ребенок сможет к ним сам дотянуться. Если достаточно рано предлагать эти продукты, ребенок будет их есть. У него появится привычка кушать овощи и фрукты, а не сушки, печенье и конфеты. Постепенно ограничивайте сладкое, предлагая ребенку более полезные альтернативы.
3. Правильно предлагайте новый продукт.
У вас может уйти до 15 попыток прежде, чем ребенок согласится попробовать новое блюдо или продукт и привыкнет к нему. Это нормально. Ваша задача — дать малышу возможность сформировать собственное вкусовое мнение. Ребенок имеет право любить или нет какую-то определенную еду. При этом продукт, который вы хотите предложить малышу, должен быть регулярно на вашей кухне.
4. Используйте разную подачу одних и тех же блюд.
Курица может быть подана кусочками, волокнами, суфле или нафарширована. Овощи добавляйте в смузи, например, шпинат. Готовьте запеканки из творога или ленивые вареники, если малыш не ест обычный творог. Для детей важен не только вкус, но и цвет, запах и текстура пищи. Используйте эти факторы в приготовлении еды.
5. Подавайте личный пример:
- в вашей тарелке тоже должны быть полезные продукты, которые вы хотите, чтобы ел ребенок.
- следите за своей собственной реакцией на еду.
- демонстрируйте интерес к еде и радость, когда вы предлагаете новый фрукт, овощ или новое блюдо.
6. Убедитесь, что ежедневный рацион ребенка разнообразен.
В нем должно быть достаточно еды, которая вкусна и приносит удовольствие.
Не делайте из еды запретный плод. Она должна быть разная, в том числе вкусная и не очень полезная. Главное придерживаться баланса. Ребенок должен получать адекватную манеру восприятия разной еды.
Если ребенок отказывается есть какой-то продукт, не стоит уговаривать, договариваться или спорить. Очень скоро малыш не будет есть не потому, что эта еда ему не нравится, а потому что он борется с вами на эту тему.
Если мы говорим ребенку: «Я лучше знаю, что ты любишь есть, бери и ешь!» — мы запрещаем ребенку слушать собственное тело и, что оно ему говорит. С другой стороны получается, что за него думает и принимает решение взрослый, и сопротивление со стороны малыша усиливается.
Как приучать ребенка к правильному режиму питания
Установите правила в отношении еды
Решите для себя, как, где и когда будет питаться ваш ребенок в течение дня. Существует две крайности: родители кормят только в определенное время, или же ребенок питается ненормированно и в любом месте (на кухне за столом, в комнате на диване, в постели).
Нужно найти “золотую середину”, которая подходит для всей семьи.
- Установите правило — есть за столом на кухне. Еда в машине и за телевизором — только в крайних случаях. Совместное время за столом очень важное. Посидите с детьми или пригласите их потом за стол, когда вы начнете есть, если дети не очень маленькие. Но помните, что ребенка 2-5 лет дольше, чем 20 минут, держать за столом несправедливо. Он просто не может сидеть на одном месте дольше. Время за столом — одно из лучших, когда вы можете поделиться всей семьей своими переживаниями, обсудить прошедший день. Когда мы едим, мы чувствуем себя в безопасности, единение с остальными. В этот момент гораздо легче раскрыться и поделиться чем-то приятным. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок-подросток делился с вами в будущем, научите его разговаривать с вами в 4-6 лет. Легче всего это как раз делать за совместным приемом пищи.
- Введите запрет на просмотр телевизора, игр на телефоне и планшете во время еды. Убирайте свой телефон, чтобы показать своим примером ребенку, как вести себя во время приема пищи.
- Разделите понятие “десерта” и “лакомства”. Пусть десертом будут фрукты, полезное желе и другие правильные сладости. Лакомство — шоколад, газировка, пончики, чипсы. Ребенок постепенно привыкнет, что десерты вы едите каждый день, а лакомства мама готовит или покупает по выходным и праздникам. Так вы не создадите у малыша ожидание регулярного десерта в виде шоколада (или других вредных сладостей), который будет обязательно происходить за ужином.
- Устраивайте “особый ужин”, когда вы будете совместно “праздновать” еду. Например, раз в неделю или в месяц вы накрываете красивый стол с праздничной скатертью и особой посудой. Вместе с детьми планируете меню, выбираете продукты и блюда, которые будете готовить. “Особый ужин” — незаменимый инструмент для единения семьи и воспитания чувства общности у детей.
С какими сложностями вы сталкиваетесь при организации полезной диеты для малыша?
Понравиласть статья? Оцените:
Источник