Как приучить ребенка к полезным привычкам

Как приучить ребенка к полезным привычкам thumbnail

Что мешает привычкам стать привычками

Свято место, пусто не бывает. Если не сформировать ребёнку полезные привычки, то их место быстро займут вредные.

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.

С нами уже более 30 000 подписчиков!

Каждому родителю знакомы следующие ситуации:

  • малыш забегает на кухню, хватает еду, жадно её ест. На вопрос: «Руки вымыл(-а)?» – стыдливо отворачивается или начинает спорить, отвечая: «Ещё вчера!»;

  • ребёнок собирается в школу, а на голове хаос из волос. Можно даже не спрашивать про то, видел ли он расчёску с утра;

  • перед сном целуя ребёнка, чувствуешь, что зубной пастой даже не пахнет, хотя вечером также нужно чистить зубки, как и утром.

Как же помочь ребёнку привыкнуть к полезным действиям и выполнять их регулярно, а не время от времени? Секретов несколько. Меньше повторять ошибок и больше задумываться о том, как вовлечь своего ребёнка в нужный образ жизни.

Как приучить ребенка к полезным привычкам

4 основные ошибки при выработке полезных привычек

1. Отсутствие постоянства. Если ребёнку постоянно менять правила игры, то ему будет очень сложно сориентироваться. С привычками так же. Когда вы учите ребёнка застилать кровать, это требование должно работать и дома, и в гостях у бабушки, и в гостинице на отдыхе.

2. Критика. К сожаению, негативный пример не учит, как правильно. После слов «Ты всё делаешь не так!» у ребёнка только останется впечатление, что у него всё не получается. Стоит уточнить, что именно не удаётся малышу, а потом показать правильное действие. «Ты слишком быстро почистил зубы, давай чистить дольше и аккуратнее. Зубной пасте нужно время, чтобы помочь твоим зубам».

3. Невыполнение своих требований. Когда мы требуем от малыша умываться по утрам, а сами ходим целый день неумытые, это не очень понятно ребёнку. Ему кажется, что мы заставляем его делать то, что сами не считаем важным. «Что я, самый глупый что ли? Сами не умываетесь, а я должен?» – это частая реакция детей на замечания родителей.

4. Отсутствие подкрепления. После любого действия должна быть обратная связь. Моменты, когда мы не получаем оценки, пролетают мимо внимания. Ребёнка следует похвалить за то, что он сделал. А ещё лучше научить самому хвалить себя за верное действие. Помыл руки – улыбнулся и сказал: «Я – молодец, чисто вымыл руки».

Как приучить ребенка к полезным привычкам

Что делать, чтобы привычка стала нормой

Вот важные правила, которые помогут привить ребёнку полезные привычки:

1. Будьте примером для детей.

Все малыши хотят быть похожими на родителей. Уже в более позднем возрасте они начинают смотреть на окружающих, а пока мама и папа – это весь их мир. Поэтому они такие «повторюшки». Это качество заложено в нас природой. Малыши копируют то, что делают взрослые. Так человечество выживает. Ведь поведение говорит о том, что, повторяя образ жизни, можно дорасти до такого возраста. Помните, пример важнее, чем слова.

Если мама курит около вытяжки на кухне и просит ребёнка не курить, потому что это вредно, ребёнок, скорее всего, будет страдать зависимостью от сигарет. В этой ситуации работают два стимулятора – слова и действия, которые противоречат друг другу. Но дети перенимают именно пример, что видят их глаза, чувствует тело. Если бы слова влияли на воспитание так сильно, как мы того хотели, то мы все давно делали бы зарядку по утрам, не ложились спать поздно, ели меньше сладкого и так далее.

Как приучить ребенка к полезным привычкам

2. Вовлекайте детей в действия.

У ребёнка до 7 лет обучение лучше идёт через игру. Почему бы не поиграть в чистку зубов или мытьё рук? Для девочки это может быть «завтрак для принцессы»:

– Всем известно, что принцессы кушают еду чистыми руками, ложатся спать с чистыми зубками, ходят на улицу в чистой одежде. Ты же принцесса? Давай, так и будем делать!

С мальчишками можно всегда поиграть в мойку для машин:

– Ну что, ребята? Кто свои «колёсики» (ручки) вымоет в ванной быстрее? А сапожки в мойку кто отнесёт? А ну-ка с зубной пастой помоем зубки, как в настоящей мойке! Сейчас поедем на заправку супчиком и картошкой!

Когда вы будете сами получать удовольствие от полезных привычек, дети обязательно захотят присоединиться. Радость от расчёсывания волос, умывания с визгами радости привлечёт внимание малыша. Попробуйте сопровождать свои действия эмоциями на виду у малыша: подойдите к зеркалу, расчешите волосы, охните и скажите: «Какая я теперь красавица!». Результат не заставит себя ждать.

Как приучить ребенка к полезным привычкам

3. Рассказывайте о цели действия.

Нам не очень нравится, когда нас используют вслепую. И детям тоже. Им важны ответы на вопросы: «Почему?», «Зачем?». Познакомив детей с целью, вы даёте им не только возможность проверять результат, но и понимание того, насколько важны эти процедуры. Например, зубки чистят, чтобы они блестели, вкусно пахли, были крепкими (после чистки зубов предложите ребёнку улыбнуться в зеркало, посмотреть на блеск, чистоту, пощёлкать зубками).

Как приучить ребенка к полезным привычкам

О церемониях и правилах игры

Очень важно помнить, что привычка – это то, что требует закрепления. Деткам нужно повторять действия изо дня в день минимум три недели, а иногда и дольше. Обязательно учитывайте особенности малыша: если ребёнку сложно справляться самостоятельно, то продолжайте помогать. Вот чистить зубы ребёнку иногда приходится до 8 лет. Потому что некоторые дети ещё не умеют так шевелить своей кистью руки, как взрослые. Это нужно учитывать.

Вводите в жизнь привычки постепенно, по одной. Так будет проще вам и ребёнку.

Создавайте малышу такие условия, в которых выполнить действие будет проще и интереснее, чем забыть про него. Например, купите красивую зубную щётку и поставьте песочные часики, чтобы засекать время, или возьмите необычное мыло для рук. Многим деткам нравится жидкое или прозрачное глицериновое мыло. Сделайте так, чтобы, увидев эти предметы, малыш сам хотел повторять полезную привычку.

Ну а если ваш ребёнок ещё совсем кроха, то всё равно приучать к режиму стоит уже сейчас. Получается, что вместе с ним вы и у себя формируете полезную привычку. Ведь даже в роддоме просят мам умывать личико малышей ватными дисками, промывать глазки, чистить носик, мыть ручки в определённое время. Это прекрасная основа для полезных привычек в старшем возрасте.

Быстрая регистрация

Получите 5% скидку на первый заказ!

Режим – не жизнь по часам, а понимание последовательности того, что за чем идёт, создание привычного стиля жизни.

Надеемся, что вам помогут наши советы, и вы сможете выработать у вашего ребёнка полезные привычки, стать увереннее в себе, заложить фундамент для крепкого душевного и физического здоровья.

Составить материал помогла логопед, коуч Ларина Елена Анатольевна
(Skype: Larina Elena Фея)

А какие привычки уже сформированы у ваших деток?
Поделитесь в комментариях!

Источник

Аккуратными не рождаются – ими становятся, так что у вас есть все шансы приучить ребенка к порядку.

«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький Принц»

Наверное, у многих из нас еще свежи воспоминания о том, как родители пытались приучить нас к порядку, заставляя прибираться хотя бы в своей комнате. Но… игрушки всегда категорически отказывались отправляться на свои места, а разбросанные вещи почему-то все время грозились превратиться в ковер, ровным слоем застилающий пол. Теперь история продолжается, но уже с вашими детьми?

Полезные советы родителям, как приучить ребенка к порядку

В идеале ребенка нужно начинать приучать к порядку, как только он начнет проявлять первый интерес к уборке, то есть с 2-3 лет. В этом возрасте дети будут воспринимать процесс как новую игру, поэтому вполне смогут собрать свои игрушки и помочь протереть пыль, помахивая тряпочкой по полкам рядом с мамой. Не препятствуйте таким проявлениям самостоятельности и не говорите малышу «у тебя не получится», «ты еще слишком мал» или «не мешай», иначе он привыкнет, что за него все делают старшие, и момент может быть упущен, тогда приучить ребенка к чистоте будет сложнее.

Постарайтесь превратить наведение порядка в увлекательную игру: убирайтесь под музыку и в этот день помимо традиционных « надо протереть пыль-пропылесосить-помыть полы» разбирайте вместе с ребенком «ящики с забытыми мелочами» и шкатулки, к которым у него обычно нет доступа. Вечером можно не просто собирать игрушки, а готовить комнату к приходу эльфов, которые будут танцевать в темноте и могут споткнуться о разбросанные игрушки. Пусть малыш знает, что если оставить кукол спать на полу, однажды они могут обидеться.

Постарайтесь не просто заставлять ребенка бездумно убираться по схеме «игрушки-книжки-пыль…» или «потому что так надо», а объяснить ему, для чего нужен порядок. Аргумент «завтра будет проще найти нужную вещь» на первых порах может не срабатывать. Объясните, что вам неприятно находиться в комнате, где все разбросано, покажите, как вы следите за порядком в своем шкафу и предложите сделать то же самое «самому» и научить порядку свои игрушки. Дети обожают подражать взрослым и с удовольствием будут делать «как мама».

Чтобы ребенку было легче поддерживать порядок в комнате, у каждой вещи должно быть свое место: для книг – полки, для игрушек – отдельная коробка, для вещей – шкаф, для носков и нижнего белья – отдельный ящик, так ребенку будет легче ориентироваться, куда что складывать.

Ни в коем случае не наказывайте ребенка за беспорядок, иначе любовь к чистоте может исчезнуть, даже не появившись. Малышу не особо интересно просто протереть полку и сложить на нее все свои игрушки, поэтому, пока он маленький, придумайте для него сценарий, например, что игрушки собираются в кругосветное путешествие, хотят открыть новые неизведанные территории и не должны брать с собой пыль, потому что она может быть опасна.

Стоит учитывать, что детям легче воспринимать конкретные поручения, а не абстрактную просьбу «прибраться в комнате», так что давайте им четкие задания (расставить книжки на полке, выбросить фантики от конфет и т.д.). Можно написать, что необходимо сделать, на листе бумаге, чтобы в ваше отсутствие ребенок ставил галочки или вычеркивал выполненное яркими фломастерами.

Если у вас двое или больше детей, можно устраивать конкурсы, кто уберется быстрее.

Ни в коем случае не приучайте ребенка убираться за награду, иначе впоследствии «за просто так» он откажется наводить порядок.

Малыш должен получать мелкие задания регулярно, а не от случая к случаю, но старайтесь не давать однообразных поручений, иначе уборка быстро наскучит, предоставьте ему право выбора – «помогать маме на кухне или складывать игрушки в коробку?»

Не стоит ругать ребенка за неловкость и переделывать при нем то, что ему не удалось – заново вытирать пыль или перемывать полы. И обязательно хвалите своего юного помощника, даже если он сделал что-то неумело, иначе рискуете задушить на корню его веры в собственные способности. По возможности убирайтесь вместе, чтобы уборка не превращалась в скучную рутинную работу, которую ребенку предстоит проделать в одиночестве.

Маленькие хитрости, которые помогут приучить ребенка к порядку

Не стоит придавать чистоте в доме педантичное внимание, ребенок должен научиться убираться по мере необходимости так же естественно, как и чистить зубы два раза в день и умываться поутру. Вот маленькие хитрости, которые помогут упростить процесс:

По возможности не используйте в отделке детской зоны или комнаты материалы-«пылесборники» (пушистые ковры, драпировки, тяжелые гардины, которые трудно снимать).

Мелкие предметы лучше уберите в ящики или специальные коробки и шкатулки: с коробки стереть пыль легче, чем с каждой маленькой вещицы.

Не стоит превращать детскую в выставку игрушек – вместе с малышом рассадите на стеллажах только любимых зверей, кукол и «предметы первой необходимости». Все остальное можно убрать в коробки и достать, когда ребенку надоедят привычные игрушки.

Приблизительно с 2 лет дети уже могут выполнять простые действия на кухне – расставлять тарелки и раскладывать столовые приборы. Сначала выполняйте все действия вместе, затем постепенно приучайте ребенка мыть за собой грязную чашку, вытирать посуду, а также выбрасывать мусор в корзину.

С 4 лет (а иногда и раньше) ребенок уже захочет самостоятельно решать, как лучше и красивее расставить предметы на полке в своей комнате – не пресекайте его стремление к прекрасному.

Не старайтесь сразу нагрузить ребенка по полной, поручив ему много дел. Начните с 2-3 постоянных обязанностей (например, собрать игрушки, отнести грязное белье в корзину, собрать портфель, сложить игрушки), и обязательно контролируйте их исполнение.

Постепенно у малыша могут и должны появиться и другие постоянные обязанности. Например, он вполне справится с поливом комнатных растений, если купить для этого маленькую лейку.

И напоследок

Помните, что приучение ребенка к чистоте – процесс кропотливый и постоянный, а также что вы для детей – самый главный пример, и дети копируют не только ваши хорошие привычки. Именно поэтому постарайтесь не жаловаться в присутствии детей, что устали и не хотите мыть посуду или убираться, иначе на следующий день можете услышать, как они повторяют все, услышанное от вас накануне применительно к наведению порядка в детской.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

И ЕЩЕ НЕМНОГО ИНТЕРЕСНОГО

Скрин-фри детство: как занимают детей родители, которые из принципа не включают мультфильмы

Что делать, если ребенок не хочет ходить в детский сад

Личный опыт: как живет семья, в которой растет ребенок с аутизмо

Источник

Содержание:

  • Почему так трудно сопротивляться вредной еде
  • Как рекламировать ребенку правильное питание
  • Какие семейные привычки питания стоит поменять
  • 5 способов приучить детей к полезной еде

Увы, с меню в детском саду и школе, которое не всегда отвечает требованиям ВОЗ к правильному питанию, бороться чаще всего невозможно. Но в семье-то что мешает прививать детям полезные пищевые привычки? Это тоже нелегко — родителям приходится менять стереотипы, в которых растили их самих, учиться критически относиться к упакованной еде и правильно общаться с ребенком: не запрещать вредное, а рекламировать полезное. Попробуем?

Почему так трудно сопротивляться вредной еде

Нездоровая еда очень быстро и незаметно проникает в нашу жизнь. Иногда даже под видом здоровой, поэтому противостоять этому действительно непросто.

Во-первых, упакованная еда — удобная штука. И с этим сложно поспорить: схватил что-то и ешь на ходу. Или купил полуфабрикатик, принес, разогрел и съел. Чистенько и без фарша по стенам.

Во-вторых, промышленная еда формирует зависимость, что вовсе не случайно. Идет битва титанов за наши желудки и кошельки — повсюду рекламируют здоровые продукты, которые никакого отношения к здоровью не имеют. На это работают целые отделы в больших корпорациях.

Наконец, последствия питания нездоровой едой видны далеко не сразу. Диабет же не зарабатывается за неделю, согласитесь. И вроде бы умом понимаешь, что это вредно, но так как последствия в моменте не видны, то почему бы и не скушать. Вкусно же.

И если уж взрослым тяжело удержаться от соблазна и начать фильтровать, что такое хорошо и что такое плохо, то от детей этого ожидать наивно. Рассказывать им страшные истории развития болезней от вредных продуктов — так себе стратегия.

Ну, не бывает такого, чтобы съел кусок колбасы — и тут же уехал на ампутацию ноги или отстегнулась селезенка, например. Потому нудить о «вредно/полезно» зачастую малоэффективно. Что же делать?

Как рекламировать ребенку правильное питание

— Мам, что на ужин? — спросил меня старший сын, — мы на карате сегодня долго в спаррингах стояли, я так устал и очень хочу есть!

— Кто победил? — интересуюсь я.

— Егор, — обиженно отвечает он, — он в трех раундах выиграл, а я только в одном.

— Понятно, — отвечаю я, — ну, бывает, что тут скажешь… Ладно, садись кушать. Я приготовила плов с нутом.

— Опять нут? — капризно произнес сын, — я не люблю нут и не хочу его!

— Я знаю, поэтому положу тебе его совсем немного, — сохраняю спокойствие я, — раньше мне тоже он казался каким-то странным на вкус, а сейчас очень нравится. Мне кажется, со временем и ты его полюбишь.

— Не думаю, — буркнул сын.

— Ну, как знаешь, — говорю я, — просто от бобовых хорошо растут мышцы, а значит и увеличивается сила удара. Вроде это круто помогает на спаррингах в каратэ… Но я не уверена, тебе виднее.

— Ладно, уговорила, — миролюбиво соглашается он, — давай нут, мышцы мне нужны.

Ставлю себе галочку за находчивость и с облегчением накладываю плов.

В прошлом году к нам часто приходила в гости соседская девочка. Пухленькая и с волосами ниже пояса. Мечтает похудеть и иметь волосы как у Рапунцель. Но любит сладкое. В полдник кладу перед ней орехи, а у нее с собой печенье.

— Слушай, от печенья ты точно не похудеешь, а орехи помогут твоим волосам стать еще роскошнее.

— Правда?

— Да, я много читала о пользе орехов, — с серьезным видом говорю я, — горсточка в день — это хорошая альтернатива твоему сладкому печенью.

— Тогда я попробую, — заинтересованно ответила она. Еще один плюсик мне в карму.

Это не идеальная стратегия. Но она дает возможность поискать мотивацию для ребенка. Не всегда срабатывает, но попробовать вполне можно.

Какие семейные привычки питания стоит поменять

Раз от ответственности за формирование здорового пищевого поведения у тех, кого мы родили, никуда не деться, неплохо бы понимать слабые места в нашем собственном воспитании. Давайте вспомним кое-какие установки из детства.

«Ты не выйдешь из-за стола, пока все не доешь!»

Или:

«Не получишь сладкое, пока тарелка не будет пустой».

А еще бывает так:

«В его возрасте положено съедать 200 мл каши. Поэтому я и запихиваю ее, хоть малыш и плюется».

«Выбрасывать продукты нельзя, надо доедать все!»

Знакомо?

Подобный формат взаимоотношений с едой уходит корнями в прошлое, когда поколения наших прабабушек, бабушек и мам жили в условиях дефицита продуктов или откровенного голода.

Времена изменились, но шаблоны поведения все еще передаются. Нам стоит это осознавать и менять. Потому как более актуально сейчас беспокоиться, не переедает ли ребенок, чем уговаривать «ложечку за папу, ложечку за маму».

Если кажется, что он не наедается или мало ест — это личная проблема родителей или родственников. Не детей (конечно, при условии нормального развития). Ведь они наверняка умеют слышать свой организм и определять степень сытости. Но испортить их своими «надо доедать», пока не выключились природные механизмы регуляции, как у многих взрослых, — увы, более чем реально.

Еще один стопроцентно рабочий способ для этого: отсутствие режима питания. Это когда детям разрешается постоянно таскать куски между основными приемами пищи. Там погрыз печеньку, здесь конфетку с компотом и «по странному стечению обстоятельств» — плохой аппетит в обед или в ужин. Отсюда появляются истории про малоежек, которые так плохо едят, что их «вынуждены кормить» одними макаронами и хлебом, ведь другую еду «они не едят».

Здесь позволю себе совет из личного опыта: несколько часов голода вместе с подвижными играми на улице самым магическим образом действуют на самых отпетых «нехочух».

5 способов приучить детей к полезной еде

Когда стараешься обеспечить для своих детей максимально здоровое питание и образ жизни, порой действительно складывается ощущение, будто весь мир против тебя.

Меню в садике, чаепития или дни рождения в школе, полки магазинов со всевозможным привлекательным продуктовым мусором — на войне как на войне. И пускай кажется, что силы не равны, сдаваться и опускать руки точно не стоит.

  • Пробуйте рассказывать детям выгодные для них полезные свойства продуктов. И пускай от фасоли не гарантированно растут мышцы, а орехи не стопроцентный суперфуд для волос. Если это помогает накормить ими ребенка, почему нет?
  • Не стоит устраивать дома пищевое гетто и впадать в панику при каждом приходе гостей с тортом и угощениями. Разумные ограничения сладкого или замена его на более здоровые альтернативы (например, вместо молочного шоколада давать горький) — это рабочая стратегия. Без чудесных чудес.
  • Не водите голодных детей в магазины. Сытому ребенку проще объяснить, что конфеты вы покупать не будете.
  • Договаривайтесь с воспитателями, чтобы те, по возможности, давали ребенку фрукты вместо плюшек. Например, на полдник. Чаще всего именно в этот прием пищи в садиках дают выпечку.
  • Просите своих школьников быть внимательнее к их пищевому выбору. Вдруг однажды сработает?

Источник