Как прогулку с ребенком сделать полезной
Содержание:
- Копай, зайка, копай!
- Развивающее занятие в песочнице: 6 идей
- Развивающее занятие в весенней луже: что развиваем?
Продолжаем рассказывать о том, как сделать полезной для развития прогулку с ребенком. При каких условиях обычная весенняя лужа становится развивающим пособием? Сколько развивающих игр можно придумать в песочнице? И что лучше — гулять с ребенком 2 лет или водить его в группу развития в детский центр? Рассказывает Анна Быкова, автор книги «Развивающие занятия ленивой мамы».
Копай, зайка, копай!
Однажды на детской площадке, гуляя со своим ребенком, я случайно стала свидетельницей разговора двух мам. Мамы стояли в паре шагов от меня, а их детки ковыряли еще не до конца оттаявший после зимы песочек пластмассовыми совочками рядом с моим сыном. Одна мама жаловалась другой на катастрофическую нехватку времени на то, чтобы заниматься с ребенком, а вторая согласно кивала.
— Стирка да готовка — вот и день прошел, — печально выдохнула первая мама, а потом обернулась к своему ребенку, чтобы обозначить свое присутствие: — Копай, зайка, копай! — И вернулась к разговору с приятельницей. — Лето впереди, а летом опять не до занятий…
— Да какие летом занятия? Лучше на улице больше гулять. Хоть какая-то польза для здоровья, — закивала вторая мама.
— Вот осенью она у меня в садик пойдет, там и разовьют. В садике педагоги с детьми по программе занимаются.
— А мы не пойдем в садик. Буду для своего школу развития искать.
— Да ладно, было бы что в голове, а развить и потом можно. Копай, зайка, копай.
«Зайка» засмотрелась на собаку, лежащую на островке сухого асфальта. Собаку сморило весеннее солнце, она лежала, положив голову на лапы, и ленивым взглядом следила за нахальными воробьями, таскавшими хлебные крошки у нее из-под носа. А мамы продолжали беседовать.
— Я тут карточки купила по какой-то системе, забыла, как называется. На карточках разные животные и птицы. Цвет фона отличается, поэтому сразу понятно, кто из какой группы. Животные на зеленом фоне, а птицы — на голубом. Только опять все упирается в нехватку времени. Это ж надо время найти, чтобы сесть, карточки разложить и все ей объяснить. А целый день такая круговерть, сама знаешь. Копай, зайка, копай!
«Зайка», услышав мамино напутствие, отвлеклась от наблюдения за собакой и воробьями, которые, не считаясь с логикой карточек, вели свою жизнь на сером, вытаявшем из-под снега асфальте, и продолжила копать. Яркий пластмассовый совочек погрузился в ямку, зачерпывая песок.
Песка было немного. Докопав до асфальта, девочка принялась копать новую ямку, не сходя с места. Вокруг нее было уже четыре ямки.
Развивающее занятие в песочнице: 6 идей
Интересно, знает ли «зайка», что ямок вокруг нее именно четыре? Какая из этих ямок глубже, какая шире, больше?
Какого цвета у нее совок? Какого цвета ведерко? Какого цвета ведерко у мальчика, что играет рядом? У кого из них ведро больше?
Как зовут этого мальчика? А вон того, что рядом копается? Сколько им лет? Кто из них старше?
Чья это собака? Почему птички таскают у нее хлеб? Знает ли она, что эти шустрые гомонящие птички называются воробьи, а те, что побольше, — голуби?
Как много могла бы рассказать ей мама. Но мама во время прогулки рассказывает другой тете о том, что ей некогда заниматься с ребенком, и встречает при этом полное понимание. «Копай, зайка, копай!..» Мама надеется на садик — «там педагоги», а тетя советует маме, в какую школу раннего развития лучше водить ребенка с первых дней осени. А впереди еще целое лето.
Лето, однако, не повод откладывать развитие ребенка до осени. Тем более что для развития вовсе не нужны специальные пособия, специальные методики, специально оборудованные классы и специально подготовленные в развитии малыша педагоги: это могут быть мама, папа, бабушка или няня. И тогда каждая прогулка превратится в развивающую. Достаточно присутствия заинтересованного взрослого.
Мы с сыном хором считаем ступеньки, поднимаясь или спускаясь по лестнице. А так как мы живем на четвертом этаже, то за один спуск (как и за один подъем) мы шесть раз считаем до девяти. Каждый раз мы весело удивляемся, дойдя до конца очередного пролета: «Надо же, опять девять ступенек! Всегда девять! Везде девять!». И делаем вывод, что на каждой лестнице ступенек поровну, одинаковое количество.
Считать до девяти в два года? Легко! Чтобы в голове ребенка счет не был связан только со ступеньками, можно считать все, что встретится на прогулке: шишки, камушки, палочки, да хоть ведерки в песочнице. И считать можно не только до девяти.
А еще можно выкладывать сокровища, обнаруженные на прогулке, по размеру: от самой большой шишки к самой маленькой, от самой длинной палочки к самой короткой. Чтобы сформировать у ребенка понятие размера, учебные пособия не нужны. Зачем они, когда кругом столько всего, что можно потрогать, переместить, приложить друг к другу, то есть сравнить опытным путем.
Познание через чувственный опыт — самый правильный подход к развитию ребенка в раннем возрасте. Для этого маме (бабушке, няне) достаточно быть эмоционально включенной в происходящее и следовать за интересом ребенка.
Развивающее занятие в весенней луже: что развиваем?
Ребенок не проявляет интереса к развивающим занятиям? Неусидчивый малыш категорически не хочет сидеть за столом и смотреть в книгу, которую показывает ему мама? Это нормально. Малыш увлекся лужей? Это тоже нормально. Напротив, было бы ненормально, если бы ваш ребенок проявлял полное равнодушие к лужам.
Если я вижу, что энергия интереса моего сына направлена на лужу, значит, мы будем вдвоем исследовать лужу. Измерять палочкой ее глубину. Измерять шагами ее ширину. Кидать в лужу камни и хохотать при виде брызг, разлетающихся в разные стороны. Еще мы будем спускать на воду разные найденные предметы, тестируя их на плавучесть. Пробка от бутылки — поплывет или потонет? А как поведет себя в воде щепка?
Из случайно обнаруженного в кармане чека из банкомата я сворачиваю маленький кораблик. Это еще как минимум двадцать минут, проведенных возле лужи. Что можно делать с бумажным корабликом такую прорву времени? А вот что.
Пускать в дальнее плавание. Читать вслух стихи о корабликах, посвящая их отважным путешественникам, — это развитие речи. Ой, да у нас кораблик плывет без команды на борту! Не проблема, опавшую сосновую хвою мы превратим в отряд мореплавателей — это развитие фантазии. Каждую хвоинку мой сын погружает на кораблик аккуратно, по очереди, удерживая ее двумя пальчиками, — это развитие мелкой моторики.
Теперь подсчитаем членов отважной команды моряков — развитие навыка счета. Подуем на кораблик, изображая шквальный ветер, — артикуляционная гимнастика, развитие речевого аппарата. Еще пару раз прочитаем стихотворение про кораблик — развитие памяти.
Из чего бы еще нам сделать кораблик? Обнаруживаем под скамейкой обертку от шоколадки — развитие наблюдательности, а заодно и развитие логики через установление причинно-следственных связей: обертка — это тоже бумага, как и чек, а значит, из нее можно свернуть просто отличный кораблик.
И вот на нашем море, то есть на поверхности лужи, от которой сына теперь не оторвать, появляется большой пиратский корабль. Естественно, начинается морской бой. Наша задача защитить корабль с хвоинками-путешественниками от пиратов, и мы начинаем кидать маленькие камушки в лужу, целясь в пиратское судно, — развитие меткости.
Затем с помощью палочки мы извлекаем оба кораблика из лужи и отправляем сушиться под ярким весенним солнышком на скамейку. Подойдем через какое-то время и посмотрим, что изменилось. Это — изучение свойств воды.
Вот такая развивающая лужа. Вот такая развивающая прогулка. Специально отведенного времени на развивающие занятия — ноль. Специально выделенных средств из семейного бюджета на приобретение развивающих пособий — ноль. Как видите, мы обошлись подручными и подножными средствами. Задействованные ресурсы — фантазия взрослого и его готовность следовать за интересом ребенка.
А могло бы быть и по-другому: «Ой, не надо! Не лезь в лужу!». Есть у меня гипотеза, что, если не наиграться с лужами в два года, ребенок все равно наверстает недополученный опыт позже, лет, скажем, в десять. То есть в десять лет ему будет не до учебников, если важный опыт взаимодействия с лужами он упустит.
Источник
Елена Бакулина
Консультация для родителей «Как сделать зимнюю прогулку детей приятной и полезной»
Дети обожают прогулки. Во-первых, на улице всегда интересно. Во-вторых, там родители принадлежат им целиком и полностью, не то, что дома, где у взрослых всегда найдутся важные дела. Вот вам и гениальная возможность совместить полезное с приятным.
Зимняя прогулка с ребёнком может быть полезной не только из-за свежего воздуха и возможности физического развития. Здесь вы неназойливо развиваете и воспитываете своего малыша.Одна маленькая уловка: чем бы вы ни хотели занять своё солнышко, назовите это занятие игрой – и вам обеспечено стопроцентное внимание и деятельное участие. Специальное снаряжение? Две пары варежек (лучше непромокаемых, большое ведерко, лопата или совочек с длинной ручкой, санки (коньки или лыжи, корм для птиц и животных. Остальное – потеме назначенной вами беседы или игры. Хорошая и полезная прогулкасостоит из трех частей: наблюдения и беседы, развивающей игры или свободного времени для личного творчества. Конечно, это деление чисто условное, и четких границ между каждой нет. Не столь важно, в каком порядке вы будете проводить свои занятия. Тему для наблюдения и беседы вы выбираете, конечно, с учетом возраста своего ребенка.Например: «Деревья зимой», «Какая сегодня погода», «Что делают птицы зимой», «Время суток: что сейчас, день или вечер?», «Кто как зимой одевается» и т. п. Малышу в год-полтора можно, например, показать березу и елку, дать их потрогать, обратить внимание на отличия, на снег, лежащий на ветках. Ребенку постарше можно задавать вопросы (не сомневайтесь, малышу всегда интересно подумать и поискать правильный ответ) Например, спросите, какое сейчас время года, как он догадался, что зима, куда делись листья с деревьев. Не настаивайте на разговоре, если ребенок не расположен к нему, дайте время побегать, а потом поговорите о том, чем он сейчас заинтересовался. Пяти – пятнадцать минут вам вполне хватит, потом малыш устает, значит, надо переключаться на новое занятие.
Быстрые игры:
1.«Осторожный зайчик». Превратиться в зайчиков (руками изобразить заячьи уши). Присесть и попрыгать, не опуская рук.
2.«Зайчик и лиса». Вы превращаетесь в зайчика и прячетесь от хитрой лисы за сугробы. А малыш ищет вас. Потом меняетесь ролями.
3.«Олени». Полезно бегать по рыхлому снегу. Превращайтесь вместе в быстроногих оленей и вперед!
4.«Лошадки». Малыш – кучер, он сидит на санках, вы, естественно, «лошадка». Командуя лошадкой, малыш играючи освоит такие сложные для него понятия, как «прямо», «вперед», «назад», «сбоку», а ребенок постарше перестанет путать «направо» и «налево».
5.«Веселые лыжники». «Конькобежцы». Конечно, вы учите малыша кататься на лыжах, отталкиваться правильно, ходить разным шагом. Но в игре это делать интереснее и проще. Устройте соревнование на время. Например, успеет ли малыш доехать до той лавочки, пока вы считаете до десяти. Включите воображение и представляйте, где сейчас проходит ваш лыжный маршрут.Сейчас вы попали в лес: «Впереди дерево, объезжай его», «Ой, зайчик выскочил из кустов, ну-ка, кто быстрее, ты или зайчик?», «Лисичка около лыжни, не задень лыжной палкой», «Здесь берлога, тише, тише, не буди мишу», «Вот поляна, поехали по кругу»…
6.«Фигуры на снегу». Малыш падает в сугроб, раскинув руки и ноги, а вы помогаете ему подняться; старайтесь,чтоб фигурка не смазалась: малыши обожают отставлять следы и любоваться на них. А вы повторите с ним, как называются различные части тела человека. В эту игру лучше играть в самом конце прогулки.
Игры в компании.
1.«Скачки». Все изображают резвых скакунов. Сначала скакуны разминаются (шаг на месте, можно на четвереньках, так смешнее). Потом бегут, подпрыгивают, скачут, отзываются на оклик – ржут. Все делается не сходя с места.
2.«По тропинке, по дорожке…». Все встали друг за другом. Вы идете «по тропинке» и делаете вид, что «обходимте» препятствия, перепрыгиваете через ручей, пролезаете под ветками. Все остальные повторяют движения.
3.«Кто живет в лесу (с поле, по дворе)».Вы говорите: «В лесу живет волк, покажи, как он ходит». (Так перечисляете разных зверей и птиц).
4.Очень весело играть на снегу в классические игры: «Гуси-гуси», «Кошки-мышки», «Замри». Даже если ненароком все свалятся в кучу малу,вреда не будет: снег мягкий.
Набегались? Пора отдохнуть.
1.«Что из этого получится». Проведите на снегу линию любой формы, ребенок должен дорисовать так, чтобы получился какой-то предмет. Узоры на снегу можно выводить санками, лыжами, коньками.
2.«Зимние слова». Вы начинаете говорить слово, а ваш малыш заканчивает его.Например: снегов (вик, снего (ход, дед мо (роз, вью (га). С 4-5 летним ребенком вы можете поменяться ролями, а малышу лет до двух надо называть те предметы, которые он видит перед собой.
3.«Все белое». Называть по очереди предметы белого цвета, сначала те, что видите вокруг, потом – что вспомните (снег, мамина шапка, машина).
Научные игры и эксперименты.
1.«Снежные скульптуры». Конечно, вы с малышом уже лепили снежки, набирали снег в ведерко и делали куличи, катали снежный ком, лепили снеговика. А ведь можно сделать разных зверей (зайца, лису, кота, жирафа, бегемота). И раскрасить их. Для этого заранее разведите дома гуашь водой (несколько цветов в разных баночках) и полейте снежные фигурки. Можете не сомневаться, результат превзойдет все ожидания.
2.«Откуда дует ветер». Возьмите с собой на прогулку компас. Поверните так, чтобы ветер дул в лицо, и по компасу вместе с ребенком определяйте его направление. Через несколько дней вам малыш сам начнет определять стороны света. А почему бы не взять на прогулку градусник и не измерить температуру снегу? И сравнить ее с температурой в квартире?
3. Дети любят лизать сосульки и есть снег. Возьмите одну домой, поставьте в прозрачной баночке, а рядом баночку с питьевой водой. Когда сосулька (снег) растает, сравните цвет воды в этих баночках. Помогите малышу сделать полезный вывод.
4.«Кто здесь был?» Обратите внимание ребенка на то, какие разные остаются следы на снегу. Сравните свой след и детский (чей больше? чей меньше). Превращайтесь в следопытов и определяйте, кто гулял в вашем дворе.
5.«Я вам помогу». Поговорите о том, что животным зимой трудно добывать себе корм. Берите с собой на прогулку кусочки хлеба, косточки, обрезки сала, зернышки, орешки. Ваш ребенок будет очень горд, что он помогает тем, кто слабее его «Снежные тропинки». Когда выпадает свежий снег, займитесь расчисткой тропинок. Можно лопатками, можно просто утаптывать их ногами. А можно даже создать целый лабиринт таких тропок и побегать по нему.
А теперь самая важная часть прогулки – как утащить свое сокровище домой.
Придумайте необычный звуковой сигнал (тайный код, который вы легко сможете изобразить (веселая песенка, чириканье птицы, завывание ветра, тогда ваш заигравшийся ребенок, услышав его, тут же примчится узнать, зачем это он понадобился. И можно отправляться домой. До следующей прогулки.
Источник
Людмила Госниц
Консультация для родителей «Как сделать прогулку с малышом полезной и познавательной»
Вот совсем скоро наступит долгожданная зима! Все любят это время года и взрослые и дети.
Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!
Автор: И. Черницкая
Ведь именно зимой можно лепить снеговиков, кататься на санках, коньках и лыжах! Можно строить снежные крепости и играть в снежки! Несмотря на то, что за окном мороз, не следует засиживаться дома перед телевизором или компьютером. И без того короткие зимние дни лучше проводить на улице.
Не бойтесь мороза обязательно гуляйте с детьми, так как прогулка на свежем воздухе является доступным средством закаливания организма и имеет большое значение для физического развития вашего малыша. На прогулке дети много двигаются, а движение усиливает обмен веществ, кровообращение, улучшает аппетит.
Старайтесь зимой организовать прогулки со своим ребёнком продолжительностью не менее получаса в зависимости, конечно, от погодных условий, но при этом выходить гулять нужно два раза в день.
Именно это минимальное время благоприятно повлияет на состояние ребёнка и позволит укрепить его иммунитет. Дети в возрасте от 2-х лет должны находиться на улице примерно от 1 до 1,5 часов ежедневно. Даже при температуре за окном -15 градусов прогулки только приветствуются. Но часто, к сожалению, для многих родителей прогулки с детьми – это простое «выгуливание» ребенка, когда они бесцельно дают ему возможность подышать свежим воздухом, подвигаться, встретиться со сверстниками.
[ Очень важно — взаимодействие с ребенком на прогулке может стать продуктивным компонентом его развития. Поэтому, чтобы прогулка зимой с ребёнком принесла не только пользу, но и доставила радость и много приятных впечатлений, как вашему малышу, так и Вам, заранее запланируйте, чем вы будете заниматься, на что обратите внимание, о чем расскажете своему малышу.
Важная роль для более эффективно проведенной прогулке зимой на свежем воздухе отводится тому, как подготовлен к ней ваш ребенок в плане одежды. Если родители отважились погулять с малышом на улице в холодную погоду, то они считают, что ребёнок обязательно замерзнет и одевать его надо как можно теплей. Поверьте — это заблуждение. Дети, которых кутают, чаще болеют, потому, что движения сами по себе согревают организм, и помощь в перегреве излишняя, так как в организме нарушается теплообмен, в результате таким детям достаточно лёгкого сквозняка, чтобы простыть.
Одежда для прогулки предполагается удобная и практичная. Малыша надо «упаковать» так, чтобы он мог активно двигаться и при этом не замерз. Первое, что нужно надеть на ребенка это майка или футболка из хлопка, которая хорошо впитывает пот, потом пуловер или шерстяной свитер, свободный, но плотно прилегающий на шее и запястьях.
На ноги следует надеть шерстяные носки и тёплые ботинки или сапожки, но не тесные, а такие, чтобы большой палец ноги мог легко двигаться внутри.
Боясь, что у ребёнка замёрзнут уши, родители кутают его голову в многочисленные платочки, шапочки, тем самым, принося вред. Достаточно закрыть шею и затылок ребёнка потеплее – именно здесь происходит наибольшая потеря тепла, а вот, что бы не замерзли руки – не забудьте взять с собой запасную пару варежек, что бы по необходимости сменить их.
Ну, вот Вы и собрались. А теперь нужно позаботиться о том, что бы от прогулки у вашего ребенка остались самые яркие впечатления, чтобы завтра он снова захотел гулять, одевался, не капризничал, ждал встречи со сверстниками и удивительной красотой зимнего пейзажа.
Для этого существуют различные игры на свежем воздухе, посредством которых прогулка превращается в увлекательное занятие, которое развивает у ребенка память, мышление, воображение,помогает ему наладить контакт со сверстниками и взрослыми:
«Снеговик»
Способствует разбитию координации движений, воображения, творческого мышления.
Слепите вместе с малышом небольшого снеговика. Пусть кроха приделает снеговику руки, воткнет нос-морковку, сделает глаза и рот.
Придумайте имя снежному человечку.
Лепить из снега можно не только снеговиков, но и домики, крепости, фигурки животных и другие предметы. Все это должно порадовать вашего малыша.
«Снежные куличики»
Развивает творческие способности.
Необходимый инвентарь: детское ведерко, фигурные формочки.
Научите ребенка делать куличи из снега, постройте заборчик для зверушек, башенку для зайчонка.
А можно просто: кататься с горок на ледянке или на санках, ходить по пушистому снегу, копать снег лопаткой, кидаться снежками, рисовать палкой по снегу, кидать руками или лопатой снег в воздух и разрешите ребенку забежать под падающий снег. Вы увидите, сколько радости принесут вашему малышу эти игры!
Необходимо, чтобы ребенок во время прогулки получил не только эмоциональное удовлетворение, но и познавательную информацию.Для этого проведите ряд ненавязчивых наблюдений:
— В солнечный день обратить внимание на красоту зимнего пейзажа (кругом бело, светло, снег сверкает на солнце, небо голубое). Отметить какое солнце (тусклое, яркое, закрытое тучами). Вспомнить какое оно было вчера.
— Обратить внимание на поведение птиц. Расскажите, как называются птицы, которых вам удалось увидеть, как им голодно зимой, почему они прилетают поближе к людям. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм, по возможности повесьте кормушку у себя во дворе или на дерево в сквере и каждый день пусть ваш ребенок подсыпает в нее корм.
— Обратить внимание на выпавший снег. Обойти постройки на площадке и рассмотреть, как красиво укрыл снег знакомые места. Спросить, что лежит на заборе, колесах, бревнах, ступеньках, крыше?
— Понаблюдать за облаками, тучами. Рассказать о том, что погода бывает солнечная, облачная, пасмурная, ветреная и т. д.
— Обратить внимание на одежду прохожих, детей. Уточнить, какая это одежда по сезону, теплая или нет. Почему? Зимой холодно, люди одеваются в теплые одежды.
— Можно провести экспериментальную деятельность. Часто дети во время прогулке берут снег в рот, хотя постоянно слышат замечания от взрослых. Чтобы быть более убедительными в этом вопросе, проведите такой опыт (обязательно совместно с ребенком): наберите лопаткой снег поближе к земле, занесите его домой и вместе с ребенком понаблюдайте за его таянием. Покажите, что снег растаял, а на дне ведерка осталось земля. Объясните, что вместе со снегом в рот попадает грязь и от этого можно заболеть.
Порадуйте детей проведением всеми известными подвижными играми: «Мишка косолапый», «Снежинки и ветер», «Зайка беленький сидит» и т. д
Гуляйте с детьми в любую погоду. Играйте с детьми, дарите им радость общения!
Источник