Как проводят оценку запасов полезных ископаемых

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 505-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Запасы полезных ископаемых и подземных вод, геологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также трудноизвлекаемых полезных ископаемых, добываемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Добыча полезных ископаемых и подземных вод разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также за исключением добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Результаты проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод оформляются заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, которое является основанием для их постановки на государственный баланс в порядке, предусмотренном статьей 31 настоящего Закона.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод может проводиться в течение всего срока геологического изучения недр, предусмотренного абзацем вторым части первой статьи 10 настоящего Закона, при условии представления на государственную экспертизу документов и материалов, позволяющих дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых и подземных вод, их промышленного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации, результаты которой оформляются заключением государственной экспертизы геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации об участках недр, предоставленных в пользование, проводится по заявлению пользователей недр. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации об участках недр, за исключением участков недр, предоставленных в пользование, проводится по заявлению государственных учреждений, находящихся в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр проводится за счет средств заявителей.

Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр поступает в доход федерального бюджета, за исключением поступающей в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации платы за проведение органами государственной власти субъектов Российской Федерации указанной экспертизы в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.

Размер платы за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр и порядок ее взимания определяются Правительством Российской Федерации.

Открыть полный текст документа

Источник

Оценка запасов как основное требование лицензии на пользование недрами.
Для чего нужно выполнять подсчет запасов подземных вод?

Какой смысл содержит в себе оценка запасов полезных ископаемых?

Подсчет запасов подземных вод является одним из видов гидрогеологических работ и обязательным условием лицензионного соглашения на пользование недрами.

          Большинство владельцев водозаборных скважин ошибочно полагает, что оценка запасов подземных вод проводится исключительно для того, чтобы ответить на вопрос: есть вода в скважине или ее там нет? Привычное слово «запасы» заставляет рисовать в воображении некую огромную емкость, резервуар, из которого мы качаем воду – этакие закрома родины. И естественно, владельцы водозаборных скважин думают: раз мы качаем воду из скважины много лет и она не перестает оттуда течь, значит запасы в ней есть! Значит, закрома – не обеднеют! Чего тут еще думать, зачем платить лишние деньги и проводить оценку запасов подземных вод? И зачем Федеральное агентство по недропользованию выдумало это лишнее требование по подсчету запасов подземных вод, когда и так всё ясно?

         На самом деле, не всё так просто…

         Оценка запасов подземных вод – это сложная процедура, связанная с геологическим изучением недр и направленная на обеспечение их рационального использования и охраны. Процедура подсчета запасов подземных вод сложилась исторически и, во многом, была заимствована из практики геологического изучения и оценки запасов твердых полезных ископаемых.

Читайте также:  При сколиозе какие виды спорта полезны для

         При геологическом изучении месторождений твердых полезных ископаемых (строематериалы, руды цветных металлов, железная руда, золото и пр.), подсчет запасов проводится, прежде всего, с целью определения экономической выгоды от их извлечения, обогащения и реализации. Поэтому, результаты оценки запасов зависят не только от объемов содержания полезного компонента в недрах, но и от текущей стоимости этого компонента на рынках сбыта.

         Для простоты понимания, приведем такой пример. Допустим, у нас есть вблизи поверхности земли месторождение золотоносных руд со средним содержанием золота в руде 2 грамма на тонну. Для добычи золота необходимо провести изыскания, запроектировать и построить карьер, запроектировать и построить обогатительную фабрику, вложить значительные средства и затем, запустив производственный процесс, ждать пять лет, прежде чем постепенный сбор по крупицам золота из тысяч и тысяч тонн переработанной горной породы окупит нам наши затраты и начнет приносить прибыль. Но перед этим, чтобы не промахнуться, нам геологи, технологи и экономисты, должны посчитать и сказать – да, действительно, если мы произведем все эти действия, то через пять лет начнем получать прибыль, а через 15 лет эта прибыль составить столько-то и столько-то миллионов долларов.

         Одновременно, предположим, что есть такой участок недр, где у нас под землей залегают золотые самородки весом по одной тонне каждый. И не один, а – тысячи, десятки тысяч таких самородков! Положим, геологи провели работы по геологическому изучению недр (которые тоже стоят – недешево) и определили: золотые самородки точно есть! Заметьте, не жиденькая руда с несчастными двумя граммами золота на тонну, а натуральные глыбы золота. Но только вот проблема в том, что они залегают на глубине 20 километров. И шахты на такую глубину никто и никогда еще не проходил. И те же самые геологи, технологи и экономисты снова выполняют расчеты и говорят, что добыть золото с такой глубины, положим, можно. Но стоимость его добычи обойдется в такие деньги, что данное мероприятие не окупиться никогда!

         И вот в этом как раз и есть основной смысл процедуры оценки запасов полезного ископаемого – мы должны определить целесообразность извлечения полезного компонента из недр. И может так получиться, что нам гораздо прибыльнее извлекать то же самое золото по крупицам на одном участке, чем пытаться выкорчевать целые золотые глыбы – на другом.

         Что касается требования по охране и рациональному использованию недр, то оно прочно связано с процедурой оценки запасов, т.к. экономическая выгода от разработки месторождений полезных ископаемых рассчитывается и с учетом затрат на охрану окружающей среды, полноты извлечения полезного ископаемого из недр и рекультивации участка месторождения после завершения добычи.

         Однако, всё это относится к твердым полезным ископаемым в чистом виде. А мы, если помните, ведем речь о подземных водах!

         При оценке запасов подземных вод во главе угла не всегда стоит расчет экономического эффекта от их добычи. Для некоторых районов подземные воды являются единственным источником водоснабжения и вопрос о целесообразности их использования не возникает в принципе.

         Впрочем, и для подземных вод экономический аспект их использования также может выйти на первый план, особенно, в случае оценки эффективности работы одиночного водозабора, владелец которого может подсчитать стоимость подключения предприятия к сети централизованного водоснабжения и оплаты счетов за воду и сравнить их с затратами на эксплуатацию собственной скважины.

         Значительное количество населенных пунктов, как на территории нашей страны, так и во всем мире, испытывают острую нехватку в питьевой воде. Многие крупные города-миллионники используют для водоснабжения поверхностные воды и при этом не имеют резервных источников водоснабжения за счет подземных вод на случай загрязнения поверхностных водоемов или падения уровня их заполнения в засушливый сезон.

         Пресные подземные воды являются ценным природным ресурсом. При использовании подземных вод вместо подачи воды из поверхностных водоемов, заметно улучшается качество воды, поставляемой в кран потребителю, растет защищенность источников водоснабжения от внешнего воздействия и уменьшается, хоть и не до конца, сезонная зависимость потребителей от источника водоснабжения.

         Подземные воды на территории нашей страны имеют практически повсеместное распространение. При этом, в зависимости от географических факторов и геологических условий, в разных регионах может меняться качество подземных вод. В зависимости от величины фильтрационных свойств водосодержащих горных пород, может изменяться техническая возможность извлечения подземных вод в необходимом количестве на каждом отдельно взятом участке.

         Однако, в обобщенном виде, для умеренной полосы России действует простое правило: подземные воды есть везде!

         Т.е., с высокой долей вероятности, можно говорить, что водозаборную скважину можно бурить практически в любом месте. И в случае, если мы не вскрываем откровенно водоупорный глинистый разрез, наша скважина будет давать некоторое количество воды, которого, почти наверняка, хватит для водоснабжения отдельного хозяйства.

         Поэтому, при оценке запасов подземных вод, практически никогда, не ставится вопрос: есть ли вода в данной точке или ее там нет?

Читайте также:  Какая каша полезней с молоком или без

         При подсчете запасов питьевых и технических подземных вод основное внимание уделяется совсем другим моментам, главными среди которых являются:

         1. Охрана водоносных горизонтов, которые содержат в себе пресные питьевые подземные воды, от осушения, истощения и деградации;

         2. Контроль соответствия качества воды, добываемой из скважин и используемой для питьевого водоснабжения, санитарным правилам и нормам;

         3. Возможного падения качества подземных вод в процессе добычи в результате влияния как естественных, так и техногенных источников загрязнения.

         Таким образом, основной смысл процедуры оценки запасов питьевых подземных вод заключается в том, чтобы владелец водозаборной скважины, опираясь на материалы гидрогеологической изученности участка недр, смог убедить Государственную комиссию по запасам, что в результате эксплуатации скважины питьевой горизонт не будет осушен, ему не будет причинен вред, качество подземных вод не ухудшиться, никакого загрязнения не произойдет, а вода, которую будут подавать людям, будет соответствовать всем требованиям санитарно-эпидемиологической и радиологической безопасности.

         Именно поэтому при оценке запасов подземных вод необходимо:

         1. Привести данные фактического водоотбора, полученные по счетчику, установленному на скважине и привести данные наблюдений за уровнем подземных вод в эксплуатационной, резервной и наблюдательных скважинах. Этим мы показываем, что в результате водоотбора из нашей скважины, уровень подземных вод в горизонте не снижается или снижается в допустимых пределах.

         2. Выполнить опробование подземных вод в соответствие с нормами, установленными в СанПиН 2.1.4.1074-01. «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» и СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)». Более того, необходимо привести результаты химических, бактериологических и радиологических исследований воды из скважины за как можно более длительный период. Этим мы показываем, что добываемая нами вода соответствует всем установленным санитарным нормам и, что особенно важно, качество воды не изменяется во времени. Т.е., производимая нами добыча подземных вод не влечет за собой ухудшение качества питьевых подземных вод в водоносном горизонте.

         3. Выполнить опытные откачки на скважинах продолжительностью несколько суток с последующей остановкой и восстановлением уровня. Откачки должны выполняться специалистами-гидрогеологами с обязательным прослеживанием снижения уровня во времени, последующей обработкой и интерпретацией данных опробования. Этим мы, с одной стороны, показываем, что длительная безостановочная эксплуатация водозабора не вызывает никаких негативных последствий, а с другой стороны, получаем необходимые данные для выполнения гидродинамических расчетов.

         Гидродинамические расчеты являются ключевым моментом при проведении оценки запасов подземных вод, так как позволяют нам выполнить прогноз развития депрессионной воронки от работы водозабора и оценить степень влияния водоотбора на соседние водозаборные сооружения.

         Эта проблема является очень и очень важной. Потому что при эксплуатации водоносного горизонта действует то же самое правило, что и при вождении автомобиля: «Ты должен думать за себя и вон за того парня».

         Дело в том, что водозаборная скважина есть не только у вас, но и у вашего соседа, и у соседа вашего соседа. И здесь возникает самый интересный вопрос: а хватит ли воды на всех?

Научно-производственная группа «Тектоника».

Квалифицированные специалисты-гидрогеологи с большим опытом проведения работ по водозаборным скважинам.

Проводим работы по подсчету запасов подземных вод.

Разрабатываем проектную документацию на геологоразведочные работы и зоны санитарной охраны питьевых водозаборов.

Выполняем лицензирование добычи подземных вод из скважин.

Свяжитесь с нами! Наши контакты здесь

Источник

Приложение

Настоящие временные рекомендации предусматривают упрощенный порядок подготовки, представления и проведения государственной экспертизы материалов по подсчету запасов общераспространенных полезных ископаемых, используемых для собственных производственных и технологических нужд, расположенных в границах участка недр, предоставленного в пользование для разведки и добычи или для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, кроме участков недр, включенных в перечень участков недр местного значения.

Общераспространенные полезные ископаемые (далее — ОПИ), используемые для собственных производственных и технологических нужд, должны отвечать Общероссийскому классификатору полезных ископаемых и подземных вод. ОК-032-2002, принятому и введенному в действие постановлением Госстандарта России от 25.12.2002 N 503-ст, а также требованиям качества и радиационной безопасности, предусмотренным в документах в области технического регулирования и стандартизации.

Временные рекомендации подготовлены с целью реализации ст. 19.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», в соответствии с которой пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом горных отводов и (или) геологических отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу ОПИ в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Объемы горных работ и бурения, виды горных выработок и способы бурения, геометрия и плотность разведочной сети, методы и способы опробования должны обеспечивать достоверность оценки качества и количества запасов полезного ископаемого, используемых для собственных производственных и технологических нужд. Геологическое изучение недр, включая поиски и оценку, а также разведка месторождений полезных ископаемых должны осуществляться в соответствии с действующими требованиями нормативных и методических документов в области недропользования.

Геологические материалы должны дать объективную оценку количества и качества запасов ОПИ, их промышленного значения, геологических, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи и соответствия установленным стандартам (правилам, нормам) и (или) требованиям предприятия по использованию для собственных производственных и технологических нужд.

Читайте также:  Что полезно есть при воспалении легких

К балансовым запасам ОПИ, используемых для собственных производственных и технологических нужд, относят запасы, использование которых экономически целесообразно и которые по своим параметрам отвечают действующим нормативным документам и (или) требованиям предприятия.

Материалы по подсчету запасов ОПИ оформляются в виде краткого отчета согласно Требованиям к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов твердых полезных ископаемых, утвержденным приказом Минприроды России от 23.05.2011 N 378 (далее — Требования). Рекомендуется в материалы по подсчету запасов ОПИ, используемых для собственных производственных и технологических нужд, включить в отчеты разделы, аналогичные по содержанию тем, которые предусмотрены в Требованиях, путем их укрупнения с отражением, в том числе следующей информации:

— информация о недропользователе;

— информация о лицензии на пользование недрами, указание на статус участка недр (горный или геологический отвод) и его местоположение;

— информация о цели использования ОПИ;

— общие сведения о месторождении ОПИ;

— краткая геологическая характеристика района;

— геологическое строение месторождения или его части;

— характеристика ранее проведенных геологоразведочных и добычных работ;

— методика и объемы выполненных геологоразведочных работ на месторождении (участке) ОПИ;

— гидрогеологическая характеристика по месторождениям аналогам;

— качественная и технологическая характеристика полезного ископаемого. Качество полезного ископаемого должно быть изучено исходя из намечаемых направлений его промышленного использования, отраслевых стандартов и (или) требованиями предприятия. Технологические свойства полезного ископаемого установлены по данным лабораторных проб;

— горнотехнические условия эксплуатации объекта определяются на основе месторождений аналогов;

— расчет экономических показателей;

— подсчет запасов ОПИ.

Объем и содержание каждого из указанных разделов определяются в зависимости от индивидуальных особенностей рассматриваемого объекта. Для характеристики объекта допускается использование метода аналогии.

В графической части материалов приводится:

— топографическая основа, масштаб которой соответствует размерам месторождения ОПИ, геологическим особенностям и рельефу местности — обычно в масштабах 1:1000 — 1:2000. Для месторождений, протяженность которых превышает 3 км, допускается топографическая основа масштаба 1:5000. Все разведочные и эксплуатационные выработки (скважины, канавы, шурфы, траншеи, карьеры и др.), задокументированные и опробованные естественные обнажения должны быть инструментально привязаны;

— геологическая карта масштаба 1:1000 — 1:2000 (в зависимости от размеров и сложности) и детальные геологические разрезы.

Результаты государственной экспертизы запасов ОПИ, используемых для собственных производственных и технологических нужд, излагаются в заключении, которое рекомендуется оформлять по упрощенной форме (информация по представленным на экспертизу материалам и выводы экспертизы).

Для подсчета запасов, используемых для собственных производственных и технологических нужд, определяются параметры кондиции, содержащие требования к качеству сырья, горно-геологическим особенностям месторождения (например: минимальная мощность полезного ископаемого, максимальная мощность пустых прослоев) и контуру карьера. Контур карьера отстраивать исходя из контуров геологической изученности, стандартных углов откосов бортов, принятые для каждого участка ОПИ, представляемого на экспертизу.

Балансовая принадлежность запасов подтверждается себестоимостью добычи и перевозки единицы объема минерального сырья и справкой недропользователя о том, что он будет использовать это сырье для собственных производственных и технологических нужд при указанной себестоимости и рассчитанных показателях.

При подготовке протокола по утверждению экспертного заключения государственной экспертизы запасов отмечать конкретное направление использования утверждаемых запасов ОПИ, используемых для собственных производственных и технологических нужд.

Названия месторождений ОПИ (их частей), предоставляемых на государственную экспертизу, должны быть простыми, без кавычек, преимущественно носить географический или топонимический характер, по возможности исключить сложные технические наименования типа «Месторождения песка в районе куста скважин N 512 (участок N 3) в пределах Яунрлорского лицензионного участка».

Квалификация запасов ОПИ по степени разведанности должна соответствовать требованиям Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, утвержденной приказом МПР России от 11.12.2006 N 278.

Отчет с подсчетом запасов месторождения ОПИ или его части представляется на государственную экспертизу в установленном порядке в 2 экземплярах на бумажном носителе и в 1 экземпляре на электронном носителе.

Государственная экспертиза запасов ОПИ, используемых для собственных производственных и технологических нужд, может проводиться на любой стадии геологического изучения недр и осуществляться совместно с государственной экспертизой запасов того вида (видов) основного и попутного полезных ископаемых, которые указаны в лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых или в совмещенной лицензии на геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых.

В случае, если недропользователь представляет материалы подсчета запасов ОПИ, используемых для собственных производственных и технологических нужд, на государственную экспертизу без материалов по подсчету запасов того вида (видов) основного и попутного полезных ископаемых, которые указаны в лицензии на пользование недрами, срок проведения экспертизы не должен превышать 30 дней. В случае запроса о предоставлении дополнительной информации, уточняющей материалы, представленные заявителем, срок проведения экспертизы может быть продлен, но не более чем на 30 календарных дней.

В случае использования ОПИ не только для собственных производственных и технологических нужд (при реализации другим потребителям), проведение геологоразведочных работ и подготовка материалов подсчета запасов ОПИ на государственную экспертизу осуществляется в соответствии с действующими нормативными и методическими документами по геологическому изучению недр и экспертизе запасов.

Источник