Как распределить на группы полезные ископаемые

Как распределить на группы полезные ископаемые thumbnail

Голосование за лучший ответ

Alexander Alenitsyn

Высший разум

(478988)

9 лет назад

топливо: каменный уголь, природный газ, бурый уголь, торф, нефть.
строительные материалы: известняк, мрамор, гранит, песок, песчаник.
сырьё для химической промышленности: медный колчедан, каменная соль,
железная руда, бокситы.

таня романченко

Ученик

(129)

3 года назад

ддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддторфддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддд

Источник: ддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддд

Саша Мышкина

Ученик

(101)

3 года назад

топливо: каменный уголь, природный газ, бурый уголь, торф, нефть.
строительные материалы: известняк, мрамор, гранит, песок, песчаник.
сырьё для химической промышленности: медный колчедан, каменная соль,
железная руда, бокситы.

Алла Железняк

Ученик

(193)

2 года назад

Искусственный Интеллект (390207)
топливо: каменный уголь, природный газ, бурый уголь, торф, нефть.
строительные материалы: известняк, мрамор, гранит, песок, песчаник.
сырьё для химической промышленности: медный колчедан, каменная соль,
железная руда, бокситы. юююююююююююююююююююююююююююююююююююююююююююююююююююююююююююююююююююююююююююююююююю

Источник: юююююююююююююююююю

Liudmlia Volodko

Знаток

(288)

2 года назад

не знаю ддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддд
дддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддд

Источник: дддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддд

Источник

Предмет: «Окружающий мир».

Тема: “Наши подземные богатства»

Цели урока: Познакомить со свойствами полезных ископаемых.

Приучать учащихся к самостоятельности при получении новых знаний

Развивать познавательную активность, умение работать с картой, коллекционным материалом.

Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.

Оборудование:

карта края, образцы полезных ископаемых, стаканы с водой, воронки, палочки для размешивания, салфетки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Объявление темы урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы повторим то, что изучили о полезных ископаемых, познакомимся со свойствами полезных ископаемых, узнаем, какие полезные ископаемые есть в Московской области.

Россия – страна не только красивая, но и очень богатая. В её природных кладовых – несметные богатства. В какую сторону ни пойди – везде свой клад! Столько всего что ни в сказке сказать, ни пером описать. Богатства эти спрятаны в лесах, в морях, в горах, глубоко-глубоко в земле, в болотах. Как называются эти богатства?

  1. Проверка домашнего задания.

(Фронтальный опрос)

У. Давайте вспомним, что мы называем полезными ископаемыми?

Д. Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности, это полезные ископаемые.

У. Какие полезные ископаемые вы знаете?

У. Как образовались полезные ископаемые?

Д. Останки растений и животных за миллионы лет превратились в известняк, нефть, уголь, газ.

У. В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?

Д. В твёрдом, жидком и газообразном.

У. ( Работа с доской ) Распределите полезные ископаемые по группам:

твёрдое

жидкое

газообразное

гранит

нефть

газ

известняк

каменный уголь

железная руда

глина

торф

У. Как добывают полезные ископаемые?

Д. Из карьера, в шахте, с помощью буровых установок.

У. Люди каких профессий заняты добычей полезных ископаемых?

Д. Геологи, шахтёры,

У. Что изучает «геология»?

Д. Она изучает полезные ископаемые, где они спрятаны, почему они там оказались?

У. Прочитайте определение, которое даётся в толковом словаре.

( Дети читают определение с экрана )

У. Где применяются полезные ископаемые?

Д. В строительстве,

У. Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут?

Д. Песок, глину, гранит, мрамор, известняк.

У. Какие виды топлива вы знаете?

Д. Нефть, каменный уголь, газ, торф.

У. Как получают металлы? Где их используют?

Д. Переплавляют железную руду. Используют в автомобилестроении, строительстве, станкостроении.

У. Какое полезное ископаемое мы употребляем в пищу?

Д. Соль

У. Какое полезное ископаемое вы ежедневно носите в портфеле?

Д. Графит в простом карандаше. Слово карандаш происходит от двух тюркских слов: «кара» — чёрный и «паш» — камень. Тут имеется в виду графит.

Читайте также:  Чем полезна и полезна чечевица для

У. Какое полезное ископаемое мы ежедневно используем в классе?

Д. Мел, разновидность известняка.

У. Какое полезное ископаемое используют для ухода за кожей?

Д. Пемза – лёгкий пористый камень, похожий на губку. Это окаменевшая лавовая пена.

3. Работа над новым материалом.

1) Создание проблемной ситуации.

У. Как люди узнали, какое полезное ископаемое как использовать?

Д. Они изучали свойства полезных ископаемых.

2) Постановка задач.

У. Вот и мы сегодня будем изучать свойства полезных ископаемых. Каждая группа должна охарактеризовать по плану полезные ископаемые и записать их характеристики в таблицу:

План – характеристика полезного ископаемого.

1. Название

2. Состояние

3. Условное обозначение

4. Свойства

5. Способы добычи

6. Применение

— Какие полезные ископаемые будут изучать группы?

1 группа: песок и известняк,

2 группа: гранит и глину,

3 группа: торф и уголь,

4 группа: газ и каменная соль,

5 группа: железная руда и нефть.

3) Проведение инструктажа.

— На доске под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых. Каждая группа в ходе выполнения практической работы выберет из предложенного списка свойства тех полезных ископаемых, с которыми она работают.

1. горючее 10. сыпучее

2. твёрдое 11. легче воды

3. жидкое 12. газообразное

4. тяжелее воды 13. белого цвета

5. чёрного цвета 14. способно плавиться

6. жёлтого цвета 15. пластичное

7. хрупкое 16. плохо пропускает воду

8. имеет запах 17. коричневого цвета

9. хорошо пропускает воду 18. имеет блеск

  • В своей работе вы можете использовать атлас – определитель.

4) Распределение поручений в группе.

  • Работая в группе, распределите поручения:

  1. кто проводит практическую работу,

  2. кто записывает данные,

  3. кто работает с атласом – определителем,

  4. кто будет отчитываться о проделанной работе.

5) Инструктаж по проведению практической работы:

— У каждой группы на столе лежит инструкция по проведению практической работы. Прочитайте её ( один ученик читает инструкцию вслух ).

Инструкция.

  1. Определите состояние (твёрдое, жидкое или газообразное).

  2. Определите цвет.

  3. Установите хрупкость ( попробуйте разломить ).

  4. Есть ли блеск?

  5. Имеет ли запах?

  6. Отношение к воде (легче или тяжелее, растворимо или нет, пропускает воду или нет )

— У каких полезных ископаемых не будете устанавливать хрупкость?

— Нефть, газ

— Можно дописать свойства, которых нет в списке.

5) Инструктаж по технике безопасности.

  • Соблюдайте чистоту и порядок на рабочем месте;

  • Соблюдайте осторожность, работая со стеклянной посудой;

  • Не открывайте пузырёк с природным газом;

  • Опыт с нефтью проводите в присутствии учителя;

  • Не подносите близко к лицу пузырёк с нефтью

6)Самостоятельная работа.

( Учитель подходит к группам по очереди, делает необходимые пояснения, показывает приёмы работы, Убеждается, что всем учащимся понятно, как её выполнять ).

7) Проверка самостоятельной работы.

( Представители от каждой группы зачитывают свои ответы, учитель дополняет ответы детей)

  • Как отличить известняк от другого камня? Я проведу опыт: капну кислоту на известняк

Предполагаемые ответы:

Песок – состояние твёрдое, в виде крупинок, жёлтого цвета, сыпучий, имеет блеск, не имеет запаха, тяжелее воды, хорошо пропускает воду, не растворяется в воде, образуется при разрушении гранита, добывается в карьере, применяется в строительстве, для изготовления стекла.

Известняк – состояние твёрдое, белого серого или жёлтого цвета, не имеет блеска, не имеет запаха, тяжелее воды, вскипает под воздействием уксусной кислоты, добывается в карьере или в шахте, используется в строительстве, делают мел, извёстку.

  • Как отличить известняк от другого камня? Я проведу опыт: капну кислоту на известняк, слышим шипение, это выходит углекислый газ. Как образовался известняк?

Читайте также:  Полезные леденцы на палочке для детей

Гранит — состояние твёрдое, серого, розового или красного цвета, состоит из зёрен полевого шпата, кварца и слюды, имеет блеск, не имеет запаха, прочный, тяжелее воды, не растворяется в воде, добывается в горах, применяется в строительстве, в отделке станций метро.

Глина – состояние твёрдое, жёлтого или коричневого цвета, не блестит, не имеет запаха, тяжелее воды, пропускает воду, растворяется в воде, пластична, добывают в карьере, из глины делают кирпичи, черепицу для крыш, облицовочную плитку, посуду.

  • Глина пропускает воду только в сыром виде, сухая глина воду не пропускает.

Торф – состояние твёрдое, тёмно–коричневого цвета, рыхлый непрочный, легче воды, впитывает влагу, хорошо горит, добывается в болотах, используется для удобрения полей, для отапливания помещений, для подстилки скоту.

Уголь – состояние твёрдое, чёрного цвета, хрупкий, имеет блеск, Легче? воды, горюч, добывают в карьере или в шахтах, используют для отопления жилых помещений, из него получают краску, лекарства, пластмассы, духи.

  • Вы работали с углем самого высокого качества – антрацитом. При горении он почти не выделяет дыма, зато даёт много тепла. ( Учитель поджигает уголь). Бурый уголь более хрупкий, а каменный уголь прочный.

Нефть – состояние жидкое, тёмного цвета, густая маслянистая, не блестит, имеет резкий запах, горюча, легче воды, не растворяется в воде, добывают с помощью буровых установок, из неё получают жидкое топливо, вазелин, краски, пластмассы и т.д.

Каменная соль – состояние твёрдое, серо-белого цвета, хрупкая, имеет блеск, тяжелее воды, растворяется в воде, добывается в карьере и в шахте, употребляется в пищу.

Железная руда – состояние твёрдое, плотный камень, чёрного , бурого или красного цвета, тяжелее воды, имеет блеск, плавкая, добывают в шахтах или карьерах, из неё делают чугун и сталь.

  • Само название магнитного железняка показывает, что он обладает свойством магнита. В этом можно убедиться, если поднести кусок руды к компасу: стрелка компаса одним концом повернётся к руде. Красный и бурый железняки не действуют на стрелку компаса.

Природный газ – состояние газообразное, бесцветный, лёгкий, не имеет запаха, горит, добывается с помощью буровых установок, используют как топливо.

  • Какие меры предосторожности надо принимать при пользовании газом?

8) Краеведение.

— Какие полезные ископаемые добываются в Московской области?

Здесь есть залежи фосфоритов, доломитов, глины, песка, торфа. В селе Мячково издавна ведётся добыча строительного камня – белого известняка. Из него во времена Дмитрия Донского были построены белокаменные стены Кремля.

4.Закрепление пройденного материала.

— Мы сегодня узнали много о подземных богатствах, об их применении. Сейчас мы заполним таблицу – схему «Полезные ископаемые». Все полезные ископаемые делятся на две большие группы: рудные и нерудные. Какие рудные полезные ископаемые вы знаете?

Железная руда.

А нерудные полезные ископаемые ещё делятся на две подгруппы. Как вы думаете, на какие?

На строительные и горючие.

Заполните таблицу.

Полезные ископаемые

Рудные

Нерудные

Строительные

Горючие

Железная руда

Гранит, известняк, песок, глина

Уголь, торф, нефть, природный газ.

— Есть ещё группа, в которую входят драгоценные камни, их ещё называют ювелирными. Какие вы можете назвать? Послушайте домашнее задание: вам надо будет дать характеристику драгоценного камня по той же схеме. Посоветуйтесь с мамой, свойства какого камня вы будете изучать.

Читайте также:  Какие полезные вещества содержатся в сливе

— Человек получил в дар подземные богатства, использует их. Как вы думаете, может ли человек опустошить все подземные кладовые?

Для образования полезных ископаемых понадобилисьмиллионы лет и расходовать их надо экономно.

( Чтение статьи «Охрана подземных богатств» стр. 168-169.)

5. Подведение итогов урока.

— Без чего невозможна хозяйственная деятельность человека?

— Найдите ошибки в следующих высказываниях:

  • Большинство полезных ископаемых- жидкие.

  • Места, где хранят добытые полезные ископаемые, называются месторождениями.

— Сегодня на уроке хорошо поработали:

Источник

Поле́зные ископа́емые — минеральные и органические образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства (например, в качестве сырья
или топлива). Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

Описание[править | править код]

Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений различного характера (жил, штоков, пластов, гнёзд, россыпей и пр.).

Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения — районы, провинции и бассейны.

Научные основы добычи полезных ископаемых разрабатывают горные инженеры.

Области науки и технологии о добыче полезных ископаемых:

  • Горное дело
  • Горные науки.

Виды полезных ископаемых[править | править код]

По назначению выделяют следующие виды полезных ископаемых:

  • Горючие полезные ископаемые (нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, уголь)
  • Руды (руды чёрных, цветных и благородных металлов)
  • Гидроминеральные (подземные минеральные и пресные воды)
  • Нерудные полезные ископаемые — строительные материалы (известняк, песок, глина и др.), строительные камни (гранит) и пр.
  • Камнесамоцветное сырьё (яшма, родонит, агат, оникс, халцедон, чароит, нефрит и др.) и драгоценные камни (алмаз, изумруд, рубин, сапфир).
  • Горнохимическое сырьё (апатит, фосфаты, минеральные соли, барит, бораты и др.)

Последние три группы совместно могут рассматриваться как нерудные (неметаллические) полезные ископаемые[1][2].

Признаки полезных ископаемых[править | править код]

Отдельными примерами поисковых признаков полезных ископаемых, без разделения на прямые и косвенные, являются:

  • Минералы — спутники рудных месторождений (для алмаза — пироп, для рудного золота — кварц и пирит, для платины нижнетагильского типа — хромистый железняк и пр.)
  • Их присутствие в перенесённых обломках, валунах и т. п., попадающихся на склонах, в ложбинах, руслах водотоков и пр.
  • Прямое наличие в горных обнажениях, выработках, керне
  • Повышенное содержание их элементов-индикаторов в минеральных источниках
  • Повышенное содержание их элементов-индикаторов в растительности

При разведке найденного месторождения закладывают шурфы, проходят канавы, разрезы, бурят скважины и др.

См. также[править | править код]

  • Полезные ископаемые России
  • Разубоживание
  • Месторождение

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Нерудные полезные ископаемые // Моршин — Никиш. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 17).
  2. Под редакцией Е. А. Козловского. Неметаллические полезные ископаемые // Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия (рус.). — 1984—1991. — статья из Горной энциклопедии. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.

Литература[править | править код]

  • Смирнов B. И. Геология полезных ископаемых. — М.: Недра, 4-е изд., 1982. — 668 с.
  • Смирнов В. И. Геологические основы поисков и разведок рудных месторождений. — М.: Изд-во Московского университета, 1954.
  • Милютин А. Г. Геология и разведка месторождений полезных ископаемых: Учебн. пособие для вузов. — М.: Недра, 1989. — 296 с.
  • Игнатов П. А., Старостин В. И. Геология полезных ископаемых. — М.: МГУ, 1997. — 304 с.
  • Романович И. Ф., Кравцов А. И., Филиппов Д. П. Полезные ископаемые. — М.: Недра, 1982. — 384 с.

Источник