Как развивать у детей полезные привычки
Что мешает привычкам стать привычками
Свято место, пусто не бывает. Если не сформировать ребёнку полезные привычки, то их место быстро займут вредные.
Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!
Каждому родителю знакомы следующие ситуации:
малыш забегает на кухню, хватает еду, жадно её ест. На вопрос: «Руки вымыл(-а)?» – стыдливо отворачивается или начинает спорить, отвечая: «Ещё вчера!»;
ребёнок собирается в школу, а на голове хаос из волос. Можно даже не спрашивать про то, видел ли он расчёску с утра;
перед сном целуя ребёнка, чувствуешь, что зубной пастой даже не пахнет, хотя вечером также нужно чистить зубки, как и утром.
Как же помочь ребёнку привыкнуть к полезным действиям и выполнять их регулярно, а не время от времени? Секретов несколько. Меньше повторять ошибок и больше задумываться о том, как вовлечь своего ребёнка в нужный образ жизни.
4 основные ошибки при выработке полезных привычек
1. Отсутствие постоянства. Если ребёнку постоянно менять правила игры, то ему будет очень сложно сориентироваться. С привычками так же. Когда вы учите ребёнка застилать кровать, это требование должно работать и дома, и в гостях у бабушки, и в гостинице на отдыхе.
2. Критика. К сожаению, негативный пример не учит, как правильно. После слов «Ты всё делаешь не так!» у ребёнка только останется впечатление, что у него всё не получается. Стоит уточнить, что именно не удаётся малышу, а потом показать правильное действие. «Ты слишком быстро почистил зубы, давай чистить дольше и аккуратнее. Зубной пасте нужно время, чтобы помочь твоим зубам».
3. Невыполнение своих требований. Когда мы требуем от малыша умываться по утрам, а сами ходим целый день неумытые, это не очень понятно ребёнку. Ему кажется, что мы заставляем его делать то, что сами не считаем важным. «Что я, самый глупый что ли? Сами не умываетесь, а я должен?» – это частая реакция детей на замечания родителей.
4. Отсутствие подкрепления. После любого действия должна быть обратная связь. Моменты, когда мы не получаем оценки, пролетают мимо внимания. Ребёнка следует похвалить за то, что он сделал. А ещё лучше научить самому хвалить себя за верное действие. Помыл руки – улыбнулся и сказал: «Я – молодец, чисто вымыл руки».
Что делать, чтобы привычка стала нормой
Вот важные правила, которые помогут привить ребёнку полезные привычки:
1. Будьте примером для детей.
Все малыши хотят быть похожими на родителей. Уже в более позднем возрасте они начинают смотреть на окружающих, а пока мама и папа – это весь их мир. Поэтому они такие «повторюшки». Это качество заложено в нас природой. Малыши копируют то, что делают взрослые. Так человечество выживает. Ведь поведение говорит о том, что, повторяя образ жизни, можно дорасти до такого возраста. Помните, пример важнее, чем слова.
Если мама курит около вытяжки на кухне и просит ребёнка не курить, потому что это вредно, ребёнок, скорее всего, будет страдать зависимостью от сигарет. В этой ситуации работают два стимулятора – слова и действия, которые противоречат друг другу. Но дети перенимают именно пример, что видят их глаза, чувствует тело. Если бы слова влияли на воспитание так сильно, как мы того хотели, то мы все давно делали бы зарядку по утрам, не ложились спать поздно, ели меньше сладкого и так далее.
2. Вовлекайте детей в действия.
У ребёнка до 7 лет обучение лучше идёт через игру. Почему бы не поиграть в чистку зубов или мытьё рук? Для девочки это может быть «завтрак для принцессы»:
– Всем известно, что принцессы кушают еду чистыми руками, ложатся спать с чистыми зубками, ходят на улицу в чистой одежде. Ты же принцесса? Давай, так и будем делать!
С мальчишками можно всегда поиграть в мойку для машин:
– Ну что, ребята? Кто свои «колёсики» (ручки) вымоет в ванной быстрее? А сапожки в мойку кто отнесёт? А ну-ка с зубной пастой помоем зубки, как в настоящей мойке! Сейчас поедем на заправку супчиком и картошкой!
Когда вы будете сами получать удовольствие от полезных привычек, дети обязательно захотят присоединиться. Радость от расчёсывания волос, умывания с визгами радости привлечёт внимание малыша. Попробуйте сопровождать свои действия эмоциями на виду у малыша: подойдите к зеркалу, расчешите волосы, охните и скажите: «Какая я теперь красавица!». Результат не заставит себя ждать.
3. Рассказывайте о цели действия.
Нам не очень нравится, когда нас используют вслепую. И детям тоже. Им важны ответы на вопросы: «Почему?», «Зачем?». Познакомив детей с целью, вы даёте им не только возможность проверять результат, но и понимание того, насколько важны эти процедуры. Например, зубки чистят, чтобы они блестели, вкусно пахли, были крепкими (после чистки зубов предложите ребёнку улыбнуться в зеркало, посмотреть на блеск, чистоту, пощёлкать зубками).
О церемониях и правилах игры
Очень важно помнить, что привычка – это то, что требует закрепления. Деткам нужно повторять действия изо дня в день минимум три недели, а иногда и дольше. Обязательно учитывайте особенности малыша: если ребёнку сложно справляться самостоятельно, то продолжайте помогать. Вот чистить зубы ребёнку иногда приходится до 8 лет. Потому что некоторые дети ещё не умеют так шевелить своей кистью руки, как взрослые. Это нужно учитывать.
Вводите в жизнь привычки постепенно, по одной. Так будет проще вам и ребёнку.
Создавайте малышу такие условия, в которых выполнить действие будет проще и интереснее, чем забыть про него. Например, купите красивую зубную щётку и поставьте песочные часики, чтобы засекать время, или возьмите необычное мыло для рук. Многим деткам нравится жидкое или прозрачное глицериновое мыло. Сделайте так, чтобы, увидев эти предметы, малыш сам хотел повторять полезную привычку.
Ну а если ваш ребёнок ещё совсем кроха, то всё равно приучать к режиму стоит уже сейчас. Получается, что вместе с ним вы и у себя формируете полезную привычку. Ведь даже в роддоме просят мам умывать личико малышей ватными дисками, промывать глазки, чистить носик, мыть ручки в определённое время. Это прекрасная основа для полезных привычек в старшем возрасте.
Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!
Режим – не жизнь по часам, а понимание последовательности того, что за чем идёт, создание привычного стиля жизни.
Надеемся, что вам помогут наши советы, и вы сможете выработать у вашего ребёнка полезные привычки, стать увереннее в себе, заложить фундамент для крепкого душевного и физического здоровья.
Составить материал помогла логопед, коуч Ларина Елена Анатольевна
(Skype: Larina Elena Фея)
А какие привычки уже сформированы у ваших деток?
Поделитесь в комментариях!
Источник
Развитие ребенка
5 здоровых привычек, которые нужно прививать ребенку с раннего детства
5 марта
59 578 просмотров
Елена Исупова
Привычка — вторая натура. Многие из них мы приобретаем в детстве и проносим через всю жизнь. Поэтому так важно привить ребенку здоровый стиль жизни на ранних этапах и подкрепить его собственным примером. Выбрали 5 особенно полезных привычек из наших книг.
Здоровый сон
Кролик, который хочет уснуть
Родители знают, насколько высыпающийся ребенок лучше справляется с задачами, насколько он более жизнерадостный по сравнению с тем, кто спит недостаточно. Но недосып влияет на здоровье и семейное счастье куда сильнее и выливается в гораздо большее, чем простое нытье. Исследования показывают, что недостаток сна не только вызывает сонливость и вялость у детей, но и является причиной проблем с вниманием, самоконтролем, поведением и успеваемостью в школе.
У недосыпающих детей более вероятно развитие тревожности и депрессии в будущем.
Дневной сон для детей не менее важен, чем ночной. Малыши до 2,5 года без дневного сна недобирают положенное количество часов в сутки. Некоторым детям дневной сон необходим вплоть до пяти лет. Недостаток сна затрудняет контроль эмоций и принятие рациональных решений.
Создавайте располагающую ко сну атмосферу: повесьте в детской светонепроницаемые жалюзи или шторы, температура должна быть 15-20 градусов Цельсия, выбирайте комфортную одежду, попробуйте использовать белый шум. А еще можно почитать ребенку сонные сказки: «Кролик, который хочет уснуть», «Слоненок, который хочет уснуть», «Тракторенок, который хочет уснуть». Они написаны профессиональным психологом и помогают засыпать детям в 43 странах мира.
Принимать свои эмоции
Одна привычка в неделю для всей семьи
Эмоциональный интеллект — это способность замечать свои и чужие чувства и эмоции, различать их и руководствоваться этой информацией в своих оценках и действиях. Люди с более развитым эмоциональным интеллектом отличаются более крепким психическим и физическим здоровьем и в целом счастливее остальных. Развитие EQ — долговременный процесс и начинается он в детстве. В книге «Одна привычка в неделю для всей семьи» есть полезные советы для родителей.
- Не обесценивайте и не игнорируйте эмоции. Когда родители признают возникающие у детей эмоции, а не обесценивают их и не пытаются «переключить» ребенка, дети чувствуют, что их слышат, и понимают, что их эмоции важны. Когда ребенок понимает, что его «видят» и он важен, он тут же снижает свои эмоциональные требования, а возникающие эмоции становятся не такими острыми.
- Обсуждайте и проявляйте эмоции. Обсуждение эмоций в семье учит детей, что иметь чувства нормально. Дети также учатся «опознавать» эмоции, управлять ими и преодолевать их под контролем взрослых.
- Называйте чувства своими именами. Более обширный эмоциональный лексикон позволяет выражать чувства точнее. Эксперты сходятся во мнении, что когда человек может точно назвать чувство, которое испытывает, становится легче определить его причину и выработать стратегию контроля.
Познакомить малыша с разными эмоциями помогут детские книги «Я такой разный» и «Где живут эмоции?». Наблюдая за симпатичными героями, ребенок лучше узнает себя.
Здоровое питание
О чем думает ребенок?
Все знают, что правильное питание необходимо для ребенка, но приучить малыша к незнакомой пище не так-то просто. Вот несколько советов из книги «О чем думает ребенок?»:
- Съесть все, чем до краев наполнена тарелка, — сложная задача для ребенка. Дайте малышу маленькую порцию, а позже предложите добавку. Попросите его попробовать всего понемногу, позволив довериться своему аппетиту. Никогда не заставляйте доедать. Если ребенок перестал есть и принялся за игру, смело убирайте еду. Не бойтесь, что он будет голодать — следующий прием пищи уже скоро.
- Ешьте вместе. Даже если не голодны, просто сядьте рядом и съешьте немного той же еды. Ребенок получит больше удовольствия от своей еды, если увидит, что вы тоже наслаждаетесь ею.
- Соблюдайте нейтралитет. Необязательно хвалить ребенка за то, что он съел овощи, но и злиться из-за недоеденной пищи не надо. Исследования показали, что дети едят гораздо больше овощей, когда родители не акцентируют на этом внимание.
- Никаких взяток. Не надо предлагать ребенку сладости в качестве награды или угрожать оставить его без сладкого, если малыш не съест суп или овощи. Иначе вы внушите ему мысль, что здоровую пищу едят в наказание.
- Пробуйте. Исследования показывают, что, прежде чем согласиться что-либо съесть, малыш должен попробовать это не менее 15 раз! Продолжайте предлагать новые продукты наряду с испытанными (теми, которые ребенок точно будет есть).
Больше общаться вживую, меньше времени проводить с телефоном
Будьте уверены, ребенок уже заметил, что взрослые тратят много времени на свои телефоны. И он хочет быть таким же, как вы. Но яркие картинки, возникающие от прикосновения пальцев, возбуждают систему вознаграждения в мозге малыша. Это опасно тем, что кроха предпочтет играть, а не взаимодействовать с реальным миром. Ниже — несколько важных мыслей об этом.
- Держите телефон вне поля зрения ребенка. Покажите пример здорового обращения с телефоном. Находясь в компании малыша, сократите зависание в соцсетях и телефонные разговоры.
- Скажите «нет». Если вы даете ребенку телефон в качестве утешительной «пустышки», когда ему скучно, то он не научится самостоятельно справляться со скукой. Например, используя воображение или проявляя любопытство.
- Покажите ребенку, что вокруг много интересного. Разговаривайте с малышом, играйте с ним, лепите из пластилина, гуляйте, читайте книги.
Источник
- Не заблуждайтесь, что телефон способствует развитию ребенка. Нет никаких научных доказательств, что использование телефонных приложений в раннем возрасте улучшает познавательные способности малыша. Напротив, многие исследования подтверждают, что недостаток взаимодействия со взрослыми на этом этапе приводит к речевому и поведенческому отставанию.
Заниматься творчеством
Творческие занятия укрепляют ум и дух. Не обязательно быть художником, чтобы получать удовольствие от творчества. В ходе одного эксперимента искусство, сочинительство, музыка и театр использовались для улучшения состояния человека, а не просто ради овладения навыками. В результате этих творческих занятий у участников снижался уровень стресса, тревожность, депрессия и негативные эмоции.
Источник
Для детей творчество — это возможность проявить изобретательность, ощутить дух авантюризма, выразить себя и научиться решать самые разные задачи.
Строить что-то, писать пьесы или придумывать украшения — для всего этого ребенку необходимо постоянно принимать решения, не будучи уверенным, к каким результатам они приведут. Все это повышает гибкость мышления, учит детей принимать любые повороты творческого процесса, делает их открытыми, а также укрепляет уверенность в себе и помогает легче справляться с ситуациями, когда все идет не по плану.
Рисование, лепка, пение или игры с конструктором — все это отличные примеры творческой активности. Добавляйте ее в каждый ваш день.
По материалам книг «О чем думает ребенок», «Одна привычка в неделю для всей семьи»
Обложка поста — pexels.com
Источник
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 1-3 года
- 3-7 лет
- дети в семье
- семейные отношения
Ни для кого не секрет, что чистить зубы – это не только полезная, но и необходимая привычка. И важно обучать этому детей с самого младшего возраста. Однако к полезным привычкам можно отнести еще и множество других, не столь очевидных, как личная гигиена, но не менее значимых для будущего здоровья и благополучия человека. Перечислим некоторые из них:
Здоровое питание и культура приёма пищи. От того, что мы едим, напрямую зависит состояние нашего организма. При этом пищевое поведение, сформированное в детстве, очень трудно изменить во взрослом возрасте. Поэтому правильное питание, как и корректное отношение к еде в целом должно быть усвоено с детства. Важно и то, как мы едим: обстановка, сервировка стола, обеды или ужины всей семьей либо в дружеской компании. Позитивные эмоции при употреблении пищи способствуют хорошему ее усвоению, а значит, и нашему здоровью.
Физическая активность. Движение – это также залог здоровья человека, оно просто необходимо для хорошего самочувствия. Это знают все, но, к сожалению, не все реализуют это знание на практике.
Планирование. Четкий распорядок дня помогает малышу чувствовать стабильность и избегать излишнего напряжения. А взрослым людям планирование времени позволяет более эффективно и с меньшими энергетическими затратами выполнять свою работу, справляться с задачами.
Вежливость и этикет. Соблюдение правил, принятых в обществе, является одним из залогов успешности человека. Вежливость помогает расположить к себе окружающих, особенно незнакомых, так как показывает уважение к собеседнику, да и к самому себе.
Помощь по дому. Это не только навык ребенка, полезный для родителей. Регулярная уборка, помимо основного ее плюса – чистоты в доме, развивает двигательные навыки малыша, прививает позитивное и уважительное отношение к своему и к чужому труду.
Помощь ближним. Посильная помощь окружающим людям, животным, природе – это вклад каждого в создание мира, в котором мы хотим жить. Результат этих усилий неосязаем и слишком отдален во времени. Именно поэтому так важно объяснять детям, зачем нужно помогать другим.
Забота о себе. Чтобы помогать окружающим, необходимо иметь моральные и физические ресурсы: быть здоровым, чувствовать себя полным энергии, радости и любви. Только когда все наши базовые потребности удовлетворены, мы можем отдавать энергию другим людям. Зачастую мы это упускаем, например, когда посвящаем все свои силы детям и забываем о себе. Печальным итогом этого может стать эмоциональное выгорание родителей и хроническая усталость, когда на теплые отношения с детьми уже просто не хватает сил.
Саморазвитие. Стремление к новым знаниям и навыкам заложено в ребенке природой. Нужно только не гасить это стремление и всячески его поддерживать. Умение и желание учиться – это очень ценный навык не только для обучения в школе или университете, но и для успешности будущего взрослого человека в современном мире.
Зачем нужно формировать полезные привычки.
Если у нас нет какой-либо полезной привычки, чаще всего, ее место занимает вредная. Например, если мы не привыкли готовить дома, то привыкаем питаться полуфабрикатами, фастфудом и на бегу. Если у нас нет привычки регулярно заниматься спортом или делать зарядку, то, как правило, мы проводим свободное время перед телевизором или компьютером.
Как мы видим, плохие привычки не заставляют себя ждать, так как не требуют от нас никаких усилий, они сами возникают и прочно закрепляются в нашей жизни, если мы не противимся этому. В то время как осознанное формирование полезных привычек поначалу требует от нас немало сил, настойчивости и упорства. Однако, когда какое-либо действие превращается в привычку, нам не стоит труда выполнять его каждый день, не задумываясь. И, если однажды мы его не выполним, мы даже можем ощутить некоторый дискомфорт.
Чем старше мы становимся, тем труднее изменить свой привычный образ жизни, хотя в любом возрасте это, конечно, возможно. Но представьте, как было бы легко бегать по утрам, эффективно планировать свое время, питаться с пользой для организма, если бы все это было обычными каждодневными делами в вашей родительской семье. Вы бы наверняка и не задумывались, пойти ли на пробежку или нет, а просто встали бы рано утром, надели спортивную форму и побежали бы. Оцените, насколько труднее вам сейчас просто сделать это, не имея такой привычки с детства. И сделайте выбор, какого состояния вы хотите для своих детей в будущем.
Как родителям сформировать полезные привычки у ребенка.
С помощью личного примера. Это первое и самое необходимое правило, если Вы хотите привить сыну или дочери любую полезную привычку. В процессе эволюции главным механизмом обучения ребенка стало подражание поведению родителей. Поэтому, что бы вы не говорили, он будет повторять ваши действия и копировать ваш образ жизни.
Не формировать негативных ассоциаций с полезной привычкой. Ругань за то, что чего-то не сделал, принуждение делать что-либо, нравоучения и сравнение ребенка с другими естественным образом вызывают негативные эмоции. Если подобные методы используются регулярно, отрицательные чувства подсознательно связываются с самим действием, которого вы хотели добиться от чада. И, даже если ваши намерения были исключительно благими, само напоминание об этом действии в итоге будет вызывать у него такие же негативные эмоции. Конечно, результатом будет отказ от выполнения того, чего вы хотите. И впоследствии, когда малыш вырастет и сам поймет, что эта привычка действительно полезна, он будет через силу выполнять это действие или забывать о нем вовсе.
Формировать позитивные ассоциации с полезной привычкой. Исходя из предыдущего пункта, становится понятным, что привычка может легко закрепиться, если вызывает у малыша положительные эмоции. Для этого не обязательно давать ребенку конфетку каждый раз, когда он выполняет полезное действие. Гораздо эффективнее будет ваше одобрение, совместное времяпрепровождение и общение, ваше внимание к малышу в момент выполнения этих действий. С детьми помладше можно использовать игру или веселое соревнование.
Объяснять ребенку на доступном языке, что ему даст то или иное действие, если он будет его повторять изо дня в день. Когда ребенок маленький, понимание времени еще не сформировано. Поэтому ему действительно не ясно, что и почему может произойти через длительные промежуток времени, в будущем. Или какие последствия вызовут его собственные действия, помимо тех, которые он может наблюдать сразу же. Например, малышу вряд ли станет понятнее, если вы скажете: «Нужно кушать овощи, чтобы быть здоровым». На данный момент он чувствует только вкус, который большинству детей не нравится.
Действовать постепенно. Не стоит стараться сформировать несколько привычек одновременно, это снизит эффективность ваших усилий, если вообще позволит добиться результата. Начните с одной, и только когда она закрепилась, можно приступать к следующей.
Быть готовым к временным отступлениям от привычки. В стрессовых ситуациях, во время болезни или значимых событий в жизни ребенка можно пренебречь строгим соблюдением правил, при условии, что привычка уже закрепилась, а после возврата к обычной жизни она обязательно будет возобновлена. Также в таких состояниях лучше не начинать прививать какие-либо новые привычки и дождаться для этого более комфортного периода.
Ценить старания, а не критиковать результат. Лучше всего, если первая реакция на попытку ребенка сделать что-то хорошее (например, помыть полы) будет положительной: «О, ты решил помочь мне, как я рада, спасибо тебе!». Конечно, он не сможет сделать все с первого раза идеально, возможно, Вам даже придется все переделывать после его «помощи». И не стоит вводить его в заблуждение о том, что сделал он это отлично. Но можно позволять ребенку самостоятельно выполнять какие-то дела по дому, не исправляя и не критикуя каждый его шаг, а замечая его старания и внося предложения о том, как это можно было бы сделать еще лучше. Таким образом Вы сможете сформировать у ребенка желание помогать и удовольствие от собственных усилий, что на данном этапе гораздо важнее чистого пола.
При всем этом не стоит прививать полезные привычки ребенку потому, что так надо или принято, для того, чтобы похвастаться другим родителям, или потому, что вас самих в детстве заставляли это делать. Думаю, цель приобретения полезных привычек в благополучии, здоровье и счастье вашего ребенка. Поэтому не забывайте проявлять любовь к детям и принимать их любыми, даже если они не хотят делать зарядку по утрам или есть овощи.
Анастасия Вялых
Быть может, ваш ребенок вполне взрослый и самостоятельный человек, способный полностью о себе позаботиться. Или остается несносным сорванцом, за которым нужен присмотр? Узнайте, насколько самостоятелен ваш ребенок, пройдя этот тест.
Пройти тест
Источник