Как сделать ктд интересным и полезным
Татьяна Забелина
Консультация «Как сделать коллективное творческое дело интересным в условиях школы-интернат»
«Как сделать КТД интересным и содержательным»
На протяжении нескольких десятилетий сложилась и оправдала себя в массовой педагогической практике методика коллективной творческой деятельности (сокращенно КТД), родившаяся в середине 60- х годов 20 века в городе Ленинграде. Её автор – известный педагог И. П. Иванов, положивший в основу идеи А. С. Макаренко, Н. К. Крупской.
КТД – это планируемое, готовящееся всеми членами коллектива, творческое мероприятие, несущее в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге.
Такая форма работы направлена
— на развитие творческих и интеллектуальных способностей,
— на реализацию коммуникационных потребностей,
— на обучение правилам и формам совместной работы.
Для успешного проведения КТД необходимо соблюдать условия :
1. Цели и задачи дела должны быть хорошо поняты и приняты всеми участниками КТД.
2. содержание, форма,приемы дела должны быть продуманы так, чтобы обращаться к уму и чувствам всех участников и вызывать потребность активно действовать на радость людям.
3. подготовка и ход дела должны быть содержательными, интересными, чтобы в нем приняло активное участие большинство ребят.
Весь процесс проведения КТД я бы разделила на 4 этапа.
1 этап – предварительная работа.Здесь решаются следующие задачи : тема. Для чего? Кто и чем может помочь? Проводится стартовая беседа, введение в тему. Педагогом создается настрой коллектива, чтобы заинтересовать детей предстоящим делом.
2 этап — подготовка дела. Этот этап начинается с обсуждения вариантов проведения КТД, воспитатели стараются помочь добрым советом. Здесь обращаю внимание на то, как включить всех ребят в активную работу, как воодушевить и помочь сосредоточиться на главном в КТД. Координирую работу коллектива, обращаю внимание на то, какие взаимоотношения складываются между детьми. Стараюсь, чтобы новички попробовали себя в деле.
3 этап -проведение дела. Задача педагога заключается в том, как настроить коллектив на успех в проведении КТД. На этом этапе оказываю поддержку детям, вселяю уверенность в своих силах. Все члены коллектива – и взрослые и дети – выполняют роли, предусмотренные сценарием.
4 этап – коллективное подведение итогов КТД.Здесь обсуждаются вопросы : что хорошего было, что не получилось, почему? Педагогом задается необходимых тон в подведении итогов, оказывается помощь в выработке конструктивного отношения к допущенным ошибкам, поощряются те, кто помог общему успеху.
Различают несколько видов КТД. Это и спортивное, познавательное – интеллектуальное. Мне больше по душе художественные дела, целью которых является воспитание и развитие художественно- эстетических вкусов, творческих способностей детей и сплочение детского коллектива.
Вы, возможно, обращали внимание на то, что часто выступление на сцене нашего класса сопровождается танцем. В классе образовался костяк, группа детей, которым нравится танцевать. Мною подбирается тема танца. Затем,после обсуждения и одобрения коллективом, начинается работа над ним. Музыка, движения, настрой. Для более уверенного выступления, для большего настроя на успех немаловажную роль играют костюмы. Самое сложное, наверно, найти костюмы к танцам. Бывало,что просила помощи в ЦДиКе (цыганские юбки). Спрашивала у знакомых ненужные ткани. Всё это было бы ничем, если бы не золотые руки нашей Лидии Станиславовны. Так появились в гардеробе платья для танца «Кадриль». Для ковбойского танца Лидия Станиславовна переделала обыкновенные жилетки из костюмерной интерната,ну а шляпы пришлось купить самой.
В этом году на новогоднее представление классу предложила поставить танец народов Севера под песню «Увезу тебя я в тундру». И опять, если бы не помощь в пошиве костюмов, наш танец не был бы таким.
Почти все новенькие воспитанники попробовали себя на сцене. Если не судить строго, а мы ведь не специалисты такого профиля, то у детей не плохо получается, если учитывать то, что некоторые из них никогда не пробовали выступать перед такой аудиторией.
Если детей заинтересовать, настроить на успех, дать возможность поверить в свои способности, не критиковать за ошибки и помочь в реализации задуманного, то КТД получится интересным и содержательным.
Источник
Введение
Выбор активных форм воспитания, способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию созидательной личности . Особенно это актуально для младшего школьника. Современные дети младшего школьного возраста способны проявить инициативу, активность, творчество, способны активно участвовать в общественной жизни, самостоятельно принимать решения в различных ситуациях. Начальное звено закладывает фундамент всего дальнейшего учения и развития личности. Реализация данных подходов должна осуществляться при выполнении совместной деятельности всеми членами коллектива, а значит и развитие лидерских качеств младших школьников должно проходить в коллективной деятельности. Коллективное творческое воспитание — особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно — формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела.
Коллективно творческое дело
«Калейдоскоп творчества»
Организаторы: учащиеся 4 «А»класса
Участники: учащиеся 2-4классов.
Место проведения: школа
Цель: Развитие организаторских способностей лидеров классных коллективов.
Задачи:
*формирование межличностных отношений, навыков общения и навыков групповой работы в разновозрастных группах;
*выявление потенциала лидеров;
*обучение организации проведения КТД в процессе игровой деятельности.
1стадия: предварительная работа (создание образа дела, его цель и задачи)
Цель: зажечь детей интересным и полезным делом
Стартовая беседа(предварительная): с просьбой подумать об интересном полезном коллективном деле под названием «Калейдоскоп творчества»Что? Где? Когда? будем проводить.
2 стадия: коллективное планирование КТД (классный час).
Классный час посвящён планированию конкретному делу. Коллектив делится на 5микрогруппы, которые отвечают на вопросы, а затем выступают представители:
-Что и для кого будем делать?
-С кем вместе это будем делать?
-Кто будет участником?
-Кто и кому будет помогать?
Результат обсуждения:
-Проведение КТД «Калейдоскоп творчества»
-Для параллели , формирование разновозрастных групп из учащихся2-4 классов
-Консультанты: старшие члены ДОО «ШкоДа», учащиеся 4 «а»кл.
-Участники: желающие из 2-4 классов ( 6 команд по 7 человек)
-Помощники: старшая «Шкода» помогает Совету дела;
-Учащиеся 4а- помогают командам
-Учитель-наблюдатель
3стадия: коллективная подготовка КТД
-Создание органа — Совет дела: по 2 человека от микрогрупп и классный руководитель.
-Уточнение и конкретизация проекта Дела
-Работа в микрогруппах по воплощению общего замысла.
Замысел:
1.Сбор команд
2.Жеребьёвка команд -выбор цвета
3.Форма проведения -игра по станциям
Станции:“Театр – экспромт”(задание: тянут карточку с названием сказки, выбирают необходимые приготовленные реквизиты ; время на подготовку 5 минут; показ и мораль сказки с юмором)
“Музыкальная”( 1-угадывание мелодий с нескольких нот ( 5 мелодий), 2- спеть несколько строк из песен на заданную тему: цветы за 3 минуты, как можно больше)
“Литературная лихорадка” ( Викторина по детским литературным произведениям )
“Зажигательные танцы” (защита домашнего задания)
“Игровая” ( с командой играют –критерий: активность участников)
“Веселый эрудит”( весёлые вопросы на смекалку)
4.Каждая команда должна себя представить: Название ,эмблема, девиз, визитная карточка (защита своего цвета, выбранный цвет должен быть сохранён на эмблеме )
5. Организация:
-разработка оценивания;
-маршрут команд;
-длительность;
-место проведения;
-оформление;
-изготовление реквизита;
-подбор заданий для станций;
-выбор ответственных за станции
6.Домашнее задание командам: подготовить и показать танец зажигательный
4стадия: проведение КТД «Калейдоскоп творчества» в условиях психологического комфорта
5 стадия: подведение итогов КТД ( сразу после игры)
а)Опрос-анкета:
-Что у нас было хорошо? Почему?
-Что не удалось осуществить? Почему?
-Что предлагаем на будущее?
б)Обсуждение перспективы позитивного
развития нашего коллектива и
отдельных личностей
6 стадия: последействие
Реализация выводов и предложений, выдвинутых при подведении итогов проделанной работы. Классный руководитель организует использование воспитанниками в учебной работе, во время внеучебной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов КТД.
Вывод:
Создана ситуация, свободная от давления авторитета учителя. Ситуация “учитель – наблюдатель”, а роль учителя – консультанта выполняли старшие члены ДОО «ШкоДА». Создана обстановка свободы, открытости для всех без исключения учащихся. Это способствовало развитию активности, самостоятельности, творчества учащихся.Задачи поставленные решены, цель КТД –достигнута. Планирование, подготовку и проведение КТД осуществили ученики самостоятельно.
ПРИЛОЖЕНИЕ
А) Сказки для станции «Театр-экспромт»
1. Курочка Ряба
2.Колобок
3.Репка
4.Теремок
5.Лиса и Журавль
6.Маша и медведь
Б) Вопросы к станции «Литературная лихорадка»
БЛИЦ
1.Сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки С. Маршака у новогоднего костра? (12.)
2.Кто превратил Василису Премудрую в лягушку? (Кощей Бессмертный)
3.Сколько раз старик бросал в море невод? (3.)
4.Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара.)
5.Как звали корову кота Матроскина? (Мурка.)
6.Какой мальчик должен был выложить из льда слово “вечность”? за это ему обещали подарить новые коньки и весь свет. (Кай.)
7.Что говорила царица, глядя в волшебное зеркальце?
(Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?)
8.Где находится смерть Кощея Бессмертного? (Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла.)
10.От кого ушел Колобок? (От дедушки и бабушки, зайца, волка, медведя.)
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ…
СКАЗКИ А.С.ПУШКИНА
1. Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-куку, Царствуй, лежа на боку.)
2. Из какой сказки эти строки?
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
(“Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь”.)
3. К кому обращался за помощью королевич Елисей? (К солнцу, месяцу, ветру.)
4. На какую работу нанял поп Балду? (Повар, конюх, плотник.)
5. Из какой сказки эти строки?
… Дева вдруг
ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
“Как же долго я спала!”
(“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.)
6. Из какой сказки эти строки?
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.
(“Сказка о попе и работнике его Балде”.)
7. Что пообещал царь Додон мудрецу за золотого петушка?
(“.. Волю первую твою
Я исполню, как мою”.)
8. Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? (Соколка)
9. Сколько лет прожил старик со старухой “у самого синего моря”? (Тридцать лет и три года.)
10. Кого назвал Балда меньшим братом? (Зайца.)
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
1.Кто с кем такой дележ устраивал: “Твои ввершки, а мои корешки” (Мужик с медведем в сказке “Мужик и медведь”.)
2.Какого героя провели на пирожках? (Медведь из сказки “Маша и медведь”.)
3.Кто варил кашу, используя ум и смекалку? (Солдат в сказке “Каша из топора”.)
4.Какими словами начинаются русские сказки? (“Жили-были…”; “В некотором царстве, в некотором государстве…”.)
5.Что приказывал царь-батюшка своим невесткам, чтобы проверить их мастерство? (Испечь хлеб, соткать ковер.)
6.Чем кормила лиса журавля? (Кашей.)
7.Из какой сказки эти строки?
Ах ты, Петя – простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко… (“Петушок-золотой гребешок”.)
8.Кто первый нашел теремок? (Мышка-норушка)
(Подведение итогов)
СКАЗКИ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
1.Кто написал сказку “Приключения Незнайки”? (Н. Носов.)
2.Как зовут главных героев сказки Э. Успенского “Каникулы в Простоквашино”? (Дядя Федор, кот Матроскин, собака Шарик,почтальон Печкин.)
3.Какой музыкальный инструмент помогал девочке Жене собирать землянику? (Дудочка в сказке В.Катаева “Дудочка и кувшинчик”.)
4.Какого насекомого испугались все звери? (Таракана из сказки К. Чуковского “Тараканище”.)
5.Из какого произведения эти строки? “Вдруг шляпа поползла прямо к Вадику. Он как закричит: “Ай!” — и прыг на диван.” (Н. Носов. “Живая шляпа”.)
В) Вопросы к станции «Весёлый эрудит»
Ответьте, в кого вы превратитесь, если …
— … придёте на приём к врачу?
(В пациента)
— … начнёте работать за компьютером?
(В пользователя)
— … включите телевизор, чтобы посмотреть фильм?
(В телезрителя)
— … включите радио?
(В радиослушателя)
— … включите радио или магнитофон на всю громкость после 2300?
(В нарушителя общественного порядка)
— … будете пользоваться телефоном?
(В абонента)
— … пойдёте по улице?
(В пешехода)
— … поедете на автобусе, троллейбусе или трамвае?
(В пассажира)
— … сядете за руль собственного автомобиля?
(В водителя)
— … вдруг получите травму в результате транспортного происшествия?
(В пострадавшего)
— … придёте с друзьями на футбольный матч?
(В болельщика)
— … будете смотреть спектакль в театре?
(В зрителя)
— … будете искать материал для доклада в библиотеке?
(В читателя)
— … придёте в музей на экскурсию?
(В посетителя, в экскурсанта)
— … будете делать покупки в магазине?
(В покупателя)
— … оформите подписку на газету или журнал?
(В подписчика)
— … положите свои заработанные деньги в банк?
(Во кладчика, в клиента банка)
— … вложите свои деньги в какое-либо дело, предприятие?
(В инвестора)
— … пожелаете отправить посылку или письмо другу?
(Отправителя, в адресанта)
— … вам доставят посылку или письмо от друга?
(В получателя, в адресата)
— … очутитесь на курорте?
(В отдыхающего)
— … будете на каникулах жить в загородном доме?
(В дачника)
— … решите посидеть с удочкой на берегу реки?
(В рыбака)
— … пойдёте в лес по грибы?
(В грибника)
— … к вам домой заглянут ваши друзья?
(В радушного хозяина)
— … вы приедете в другой город к родственникам?
(В гостя)
— … придёте на занятия в школу?
(В учащегося)
— … будете учиться только на «пять»?
(В отличника)
— … в табеле у вас будут только «четвёрки» и «пятёрки»?
(В хорошиста)
— … обзаведётесь «хвостами»?
(В неуспевающего, в двоечника)
— … будете выполнять мамины поручения?
(В помощника)
— … сами вызовитесь выполнить какое-либо поручение?
(В добровольца)
— … будете регулярно, охотно и хорошо выполнять общественные поручения?
(В общественника, активиста)
— … выступите с докладом, с сообщением.
(В докладчика)
— … придёте в школу с насморком, кашлем, температурой?
(В вирусоносителя, в переносчика вирусной инфекции)
— … у вас сегодня день рождения?
(В именинника)
— … вам исполнится круглая дата?
(В юбиляра)
— … поступите в высшее учебное заведение?
(В студента)
— … не раз сдадите свою кровь на благое дело?
(В донора)
Ответь: Самый, самый…
-Самая «солнечная» геометрическая фигура?
(Луч)
-Самый большой медведь?
(Белый медведь)
-Самая походная сумка?
(Рюкзак)
-Самая плавательная обувь?
(Ласты)
-Самый острый каблук?
(Шпилька)
-Самый небесный цвет?
(Голубой)
— Самый детский театр?
(Кукольный театр)
-Самый зубастый балет?
(«Щелкунчик»)
— Самый геометрический головной убор?
(Цилиндр, треуголка)
-Самый посудный головной убор?
-Самый мирный итог поединка?
(Ничья)
-Самое детское плавательное средство?
(Надувной круг)
— Самое крупное спортивное мероприятие?
(Олимпиада)
— Самый первый школьный учебник?
(Букварь)
-Самый южный материк?
(Антарктида)
-Самый лучший пернатый певец России?
(Соловей)
-Самая известная нянюшка самого известного российского поэта?
(Яковлева Арина Родионовна)
-Самый умный вид спорта?
(Шахматы)
-Самые большие волны?
(Цунами)
-Самый высокий милиционер?
(Дядя Стёпа)
— Самая длинная параллель?
(Экватор)
-Самый большой кусок льда?
(Айсберг)
-Самый добрый доктор?
(Доктор Айболит)
— Самое верное человеку животное?
(Собака)
— Самый звёздный флаг мира?
(Флаг США, 50 звёзд)
— Самая медленная стрелка часов?
(Часовая)
— Самый музыкальный цветок?
(Колокольчик)
-Самый лучший знаток и рассказчик сказок?
(Бабушки)
— Самый правдивый барон на свете?
(Барон Мюнхгаузен)
-Самая сильная сказочная девочка?
(Пеппи Длинный Чулок)
— Самая овощная сказка?
(«Приключения Чиполлино», Джанни Родари)
— Самый известный житель Цветочного города?
(Незнайка)
— Самый популярный инструмент на Чёрном континенте?
(Барабан)
-Самая красивая птица в мире?
(Павлин)
-Самый знаменитый во всём мире турист?
(Робинзон Крузо)
— Самый походный музыкальный инструмент?
(Гитара)
-Самая известная башня в мире?
(Эйфелева башня в Париже, столице Франции)
-Самая знаменитая в мире стена?
(Великая Китайская стена)
— Самый большой футбольный стадион?
(«Маракана» в Бразилии)
— Самый русский музыкальный инструмент?
(Балалайка)
— Самый лучший в мире крокодил?
(Гена, друг Чебурашки)
Источник
Детский коллектив играет важную роль в воспитании ребенка. От того, как сложатся отношения в классе, во многом зависит самооценка школьника, его жизненная позиция. Хорошо, если ребята дружат друг с другом, если их досуг наполнен играми, конкурсами, общественно полезным трудом, если у каждого есть возможность для самореализации. Эффективными способами развития школьников являются различные виды коллективной творческой деятельности (КТД).
Определение
Этот термин возник в 60-е годы прошлого века. Создателем методики считается доктор педагогических наук И. П. Иванов. Он был последователем А. С. Макаренко, скрупулезно изучал его наследие и сделал вывод, что именно «педагогика сотрудничества» помогает избежать таких перекосов в воспитании, как излишняя опека, авторитарность педагога или, наоборот, вседозволенность.
Широко применяются технологии КТД в начальной школе, среди подростков и юношества. В самом названии содержится расшифровка:
- Дело — т.е. активная деятельность, призванная улучшить жизнь класса или окружающих людей.
- Коллективное, т. к. в нем задействован весь класс. Дети и взрослые сообща придумывают, планируют, готовятся и проводят мероприятие.
- Творческое, потому что школьники не действуют по шаблону, а самостоятельно ищут пути решения задачи, совершают «открытия», генерируют идеи.
Цели
Предполагается, что дети сами выбирают виды КТД, заинтересовавшие их, придумывают ход мероприятия, распределяют роли, занимаются оформлением и организацией. При этом для каждого ребенка находится свое дело. Кто-то генерирует идеи, другие распределяют задачи, третьи выполняют их. Педагог становится равноправным партнером для школьников, помогает реализовать задуманное, но при этом не давит своим авторитетом.
Во время такой деятельности:
- дети учатся взаимодействовать друг с другом, работать на общий результат;
- удовлетворяется их потребность в общении;
- появляется возможность для творческой самореализации, как индивидуальной, так и коллективной;
- развивается личность каждого ребенка, раскрываются новые таланты и способности.
Виды КТД
И. П. Ивановым была предложена следующая классификация:
- Познавательные дела, развивающие пытливость ума, пробуждающие интерес к разгадыванию тайн, загадок. Сюда относятся турниры знатоков, викторины, вечера занимательных задач, игровые путешествия, защита самостоятельно разработанных проектов.
- Трудовые дела. Они побуждают школьников заботиться о других людях, улучшать окружающую действительность. Широко применяются трудовые десанты, сюрпризы, мастерские и т.д.
- Художественные дела. Они развивают эстетический вкус, позволяют детям приобщиться к искусству. При этом школьники участвуют в художественных конкурсах, ставят кукольные спектакли, готовятся к концертам.
- Спортивные дела развивают физические качества ребят, а также настойчивость, дисциплинированность. Сюда относятся спартакиады, «Дни здоровья», турниры.
- Общественные дела обычно приурочены к праздникам (Новый год, 9 Мая, 23 Февраля и др.). Они расширяют представления детей об истории, культуре своей страны.
- Экологические дела воспитывают любовь к родной природе, стремление заботиться о ней. Школьники совершают экспедиции по области, убирают мусор в парках, спасают ручьи, изучают птиц, растения, устраивают выставку даров леса.
- Досуговые дела позволяют сделать жизнь коллектива яркой, радостной. Сюда относятся балы, дискотеки, всевозможные игры, карнавалы, конкурсы, праздники, дни именинника и чаепития.
Этапы подготовки
Участие в КТД делает школьников самостоятельными. Мероприятия готовятся общими силами, с учетом детских интересов, что значительно повышает мотивацию. Можно выделить следующие этапы организации КТД:
- Предварительная работа. Для начала необходим замысел. Дети делятся своими идеями, защищают их, проводят «мозговой штурм». Педагог может привести примеры КТД из своей практики, но не стоит их навязывать. Ребятишки должны понимать, ради чего или кого проводится мероприятие, что изменится в мире или классе после его проведения. Учитель ставит педагогические цели, определяет способы их реализации.
- Коллективное планирование. На этом этапе определяется форма и содержание общего дела, распределяются обязанности, ставятся конкретные сроки. Дети обмениваются своими мнениями в микрогруппах, затем выносят их на общее обсуждение. В итоге принимается окончательное решение о том, как лучше все организовать. Выбирается инициативная группа, на плечи которой ложится разработка сценария и делегирование обязанностей.
- Коллективная подготовка. Инициативная группа раздает поручения другим школьникам. Каждый ребенок или микрогруппа отвечает за свой эпизод. Готовятся костюмы, реквизит, подбирается музыка, организуются репетиции. Часто на этом этапе некоторые участники сдаются, столкнувшись с трудностями, кто-то не хочет принимать участие в общем деле, организаторы не справляются со своими обязанностями. Педагог должен выступать в роли старшего, опытного товарища, который помогает избегать конфликтов. Необходимо оказать школьникам поддержку, но не диктовать им свои условия.
Проведение КТД
Этого события класс ожидает с радостью и волнением. Важно, чтобы каждый осознавал свой вклад. Конечно, по ходу мероприятия возможны ошибки. Дети не имеют такого организаторского опыта, каким обладает взрослый человек. Старайтесь, чтобы они учились на промахах, делали выводы. Не менее важно замечать успехи, даже самые мелкие, радоваться им.
Видов КТД много, и после каждого на общем сборе подводятся итоги. Нужно учить школьников анализировать приобретенный опыт, делать выводы из него. Иногда проводят анонимное анкетирование, которое позволяет учесть мнение каждого ребенка. При организации следующего коллективного дела обязательно принимают во внимание все допущенные промахи.
КТД в начальной школе
В своей работе педагоги учитывают возрастные особенности воспитанников. Так, младшие школьники еще не могут самостоятельно организовать мероприятие. Учитель берет на себя роль руководителя или координатора, со временем предоставляя детям все больше самостоятельности. Важно учитывать их мнения, поощрять инициативу. Иногда полезно передать руководящую роль родителям или старшеклассникам.
После разработки сценария класс разбивается на микрогруппы, каждой дается задание. Важно, чтобы дети учились выполнять свою часть работы самостоятельно, с минимальной помощью взрослых. Проводя спортивные и художественные конкурсы, предусматривайте большое количество номинаций, чтобы никого не обидеть.
КТД в средних и старших классах
Чем старше дети, тем более самостоятельными они становятся. Если речь идет о подростках, то учитель может смело взять на себя роль наблюдателя. При этом следует:
- Незамедлительно вмешиваться в случае конфликта.
- Каждый раз заново формировать микрогруппы для мероприятия, чтобы дети вступали в новые виды отношений.
- Обеспечивать смену деятельности для каждого воспитанника, проводить разные виды КТД.
- Задействовать малоактивных школьников, стараясь найти им дело по душе.
Удачных примеров КТД много, они описаны И. П. Ивановым и его последователями. Главное — не действовать по шаблону, чтобы совместное дело стало импровизацией, полетом души и фантазии.
Источник