Как сделать прогулку приятной и полезной

Консультация для родителей:

«Как сделать прогулку приятной и полезной»

Для наших детей зима —  долгожданная и любимая пора. Они знают: как только выпадает снег, участки детского сада превращаются в сказочную страну, которую населяют персонажи любимых сказок, вылепленные из снега.

Не секрет, что для физического развития, укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе. И зима — не исключение из этого правила! А чтобы холод принес пользу и не помешал малышам получить удовольствие от прогулки, они должны быть заняты интересным делом. Необходимо лишь следить за тем, чтобы более интенсивные движения сменялись более спокойными.

Как организовать зимние прогулки и сделать их наиболее интересными и полезными для детей?

Попробуйте поиграть в   специальные игры, задания, забавы, подходящие для зимних условий.

Задания на внимание:

1. Показать детям веточку и предложить внимательно осмотреть ее в течение 30—40 сек. Затем веточку спрятать. Теперь ребята должны постараться как можно точнее ответить на следующие вопросы: сколько на ветке сучков; сколько из них сломанных; от какого дерева и когда срезана эта веточка.

2.    Во время пути обратите внимание детей на то, что происходит вокруг. Сколько труб на том доме? Кто там идет вдали — мужчина или женщина? Есть ли здесь лиственные деревья? Сколько человек в той группе? Что нес в руках прохожий? и др.

3.    Обратить внимание, что:

а)    если большие и маленькие предметы находятся от нас на одном и том же расстоянии, то маленькие кажутся дальше;

б)    яркие предметы кажутся ближе, чем темные;

в)    в пасмурный день, в дождь, в сумерки все расстояния кажутся больше, а в солнечный день — наоборот.

Кроме игр со снегом, занимательных упражнений и забав, большим успехом у наших  детей пользуются игры-эстафеты.  Такие развлечения помогают  содержательно и весело провести с детьми прогулки, спортивные состязания.

Кто быстрее слепит снеговика

Дети разбиваются на пары, и каждая пара получает задание слепить снеговика. Для этого необходимо скатать комки разного размера, поставить их друг на друга. Сделать снеговику глаза, брови, нос, рот (из морковки и угольков) и надеть шапку (ведро). Выигрывает та пара, которая быстрее закончит работу. Дети о работе договариваются сами, игра начинается по команде «Приготовились! Начали!»

Флажки

Вдоль ската горки расставлены палочки с ленточками на них. Необходимо прокатиться с горы на санках и схватить флажок. Побеждает тот, у кого больше флажков.

Снежки

Дети лепят снежки и стараются попасть друг в друга. Бросать можно только в ноги. Вариант: можно разделить детей на две команды. Выбывает из игры тот, в кого попадут снежком. Выигрывает та команда, у которой останется больше игроков.

Шагай шире

Расстояние между двумя линиями 3—4 м. Необходимо быстрее дойти до противоположной черты, делая широкие шаги. Вместо широких шагов можно передвигаться и прыжками.

Кто выше подбросит снежок

В игре принимают участие все дети. По команде дети начинают лепить снежки и подбрасывать их. Каждый выполняет задание 3 раза. Побеждает тот, кто все три раза подбросит снежок выше всех. Бросают 2 раза правой и 1 раз левой рукой.

Самые быстрые санки

2—3 детей садятся на санки спиной вперед (на одних санках может ехать один ребенок или двое детей). По команде дети начинает отталкиваться ногами и двигаться вперед. Расстояние от старта до финиша — 5 метров. Игру можно повторять 2—3 раза, с разными участниками.

Попади в лунку

Педагог делает в снегу несколько лунок, каждому ребенку дает мешочек с шариками. За установленное время дети забрасывают в лунку как можно больше шариков, затем подсчитывают итог.

На морозе необходимо постоянно двигаться. Делать это можно разными способами. Подойдут:

—    Ходьба и бег спинами друг к другу.

—    Парный бег (взявшись за руки).

—    Быстрая ходьба с подниманием предметов.

—    Бег вперед спиной.

—    «Беги и не дотрагивайся» (шесть лыжных палок ставятся на расстоянии 2— 2, 5 м друг от друга). Ребенок должен пробежать между палками (змейкой), не дотрагиваясь до них. Вместо палок можно использовать другие ориентиры.

—    Подъем в горку руки за спиной, спуск с горы (можно шагом или бегом).

—    «След в след» — ходьба по следам взрослого,  взрослый при этом учитывает длину детского шага.

После активного движения необходим небольшой отдых. В это время можно предложить отгадать загадки о зиме, например:

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой,

Двор в снегу, в снегу дома,

Ночью к нам пришла… (Зима)

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз? (Мороз)

Отгадай, кто я таков?

 Я играть с тобой готов:

 То качусь я, то скачу,

А подбросишь — полечу. (Мяч)

Он в берлоге спит зимой

Под большой сосной,

А когда придет весна,

 Он проснется ото сна. (Медведь)

В народе говорили: «Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною». Наблюдение за жизнью пернатых, рассказы о том, из чего они строят гнезда, как высиживают птенцов, где зимуют и чем питаются, — подчас становятся открытием не только для ребенка, но и для взрослого горожанина.

Не забывайте почистить кормушки и положить крошки хлеба, семечки— для детей это  не только увлекательная игра, но и настоящий урок доброты!

Можно задать детям вопросы для размышления:

-Все ли синички одинаковые?

— Кто обедал на рябине? И тд.

Помните в детстве это радостное возбуждение, когда, проснувшись, вдруг обнаруживаешь, что все вокруг белым-бело? Постарайтесь, чтобы и ваши дети получали удовольствие от зимы.

Читайте также:  Интернет магазины полезных товаров для дома

Источник

Консультация

«Как сделать зимнюю прогулку приятной и полезной»

Подготовила:

воспитатель I квалификационной категории

Александрова Н.Е.

Санкт-Петербург

2019

Для наших детей зима — долгожданная и любимая пора. Не секрет, что для физического развития, укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе. И зима — не исключение из этого правила! А чтобы холод принес пользу и не помешал получить удовольствие от прогулки,  дети должны быть заняты интересным делом. Необходимо лишь следить за тем, чтобы более интенсивные движения сменялись более спокойными.

Хорошая и полезная прогулка состоит из 5 частей. Конечно, это деление чисто условное, и четких границ между каждой нет. Не столь важно, в каком порядке вы будете их проводить. Тему для наблюдения и беседы вы выбираете, конечно, с учетом возраста детей. Например: «Деревья зимой», «Какая сегодня погода», «Что делают птицы зимой», «Время суток: что сейчас, день или вечер?», «Кто как зимой одевается» и т.п. Малышу в полтора-два года можно, например, показать березу и елку, дать их потрогать, обратить внимание на отличия, на снег, лежащий на ветках. Детям постарше можно задавать вопросы (не сомневайтесь, детям  всегда интересно подумать и поискать правильный ответ!)

Как  же организовать зимние прогулки и сделать их наиболее интересными и полезными для детей?

Игры:

1.«Осторожный зайчик». Превратиться в зайчиков (руками изобразить заячьи уши). Присесть и попрыгать, не опуская рук (мл.возр).

2.«Зайчик и лиса». Вы превращаетесь в зайчика и прячетесь от хитрой лисы за сугробы. А малыши ищут вас. Потом меняетесь ролями.(мл и ср.возр)

3.«Олени». Полезно бегать по рыхлому снегу. Превращайтесь вместе в быстроногих оленей и вперед! (ср и ст.возр)

4.«Лошадки». Ребёнок–кучер, он сидит на санках, вы, естественно, «лошадка». Командуя лошадкой, дети играючи освоят такие сложные понятия, как «прямо», «вперед», «назад», «сбоку», а ребенок постарше перестанет путать «направо» и «налево».

5. «Веселые лыжники». «Конькобежцы».

 Устройте соревнование на время. Например, успеет ли ребенок(дети) доехать до той скамеечки, пока вы считаете до десяти. Включите воображение и представляйте, где сейчас проходит ваш лыжный маршрут. Сейчас вы попали в лес: «Впереди дерево, объезжай его», «Ой, зайчик выскочил из кустов, ну-ка, кто быстрее, ты или зайчик?», «Лисичка около лыжни, не задень лыжной палкой», «Здесь берлога, тише, тише, не буди мишу», «Вот поляна, поехали по кругу»…(ст.возр)

6.«Фигуры на снегу». Дети падают в сугроб, раскинув руки и ноги, а вы помогаете ему подняться; старайтесь, чтоб фигурка не смазалась:дети обожают отставлять следы и любоваться на них. А вы повторите с ним, как называются различные части тела человека. В эту игру лучше играть в самом конце прогулки.

Игры в компании

1. «Скачки». Все изображают резвых скакунов. Сначала скакуны разминаются (шаг на месте, можно на четвереньках, так смешнее). Потом бегут, подпрыгивают, скачут, отзываются на оклик – ржут. Все делается не сходя с места( все возраста)

2. «По тропинке, по дорожке…». Все встали друг за другом. Вы идете «по тропинке» и делаете вид, что «обходите» препятствия, перепрыгиваете через ручей, пролезаете под ветками. Все остальные повторяют движения(мл и ср.возр)

3. «Кто живет в лесу (во дворе…)». Вы говорите: «В лесу живет волк, покажи, как он ходит». (Так перечисляете разных зверей и птиц)-все возраста.

Научные игры и эксперименты.

1. «Снежные скульптуры». 

Конечно, вы с детьми уже лепили снежки, набирали снег в ведерко и делали куличи, катали снежный ком, лепили снеговика. А ведь можно сделать разных зверей (зайца, лису, кота, жирафа, бегемота). И раскрасить их. Для этого заранее разведите гуашь водой (несколько цветов в разных баночках) и полейте снежные фигурки. Можете не сомневаться, результат превзойдет все ожидания.

2. «Откуда дует ветер». 

Возьмите с собой на прогулку компас. Поверните так, чтобы ветер дул в лицо, и по компасу вместе с ребенком определяйте его направление.

А почему бы не взять на прогулку градусник и не измерить температуру снега? И сравнить ее с температурой в квартире?

3.Дети любят лизать сосульки и есть снег.

 Возьмите в группу снег или сосульку, поставьте в прозрачной баночке, а рядом баночку с питьевой водой. Когда сосулька (снег) растает, сравните цвет воды в этих баночках. Помогите детям сделать полезный вывод.

4. «Кто здесь был?»

Обратите внимание ребенка на то, какие разные остаются следы на снегу. Сравните свой след и детский (чей больше? чей меньше?). Превращайтесь в следопытов и определяйте, кто гулял на вашей площадке.

5.Когда выпадает свежий снег, займитесь расчисткой тропинок. Можно лопатками, можно просто утаптывать их ногами. А можно даже создать целый лабиринт таких тропок и побегать по нему.

Задания на внимание:

1. Показать детям веточку и предложить внимательно осмотреть ее в течение 30—40 сек. Затем веточку спрятать. Теперь ребята должны постараться как можно точнее ответить на следующие вопросы: сколько на ветке сучков; сколько из них сломанных; от какого дерева и др.

2. Во время прогулки обратите внимание детей на то, что происходит вокруг

-Сколько труб на том доме?

— Кто там идет вдали — мужчина или женщина?

-Сколько человек в той группе?

-Что нес в руках прохожий? и др.

3. Обратить внимание детей, что:

а) если большие и маленькие предметы находятся от нас на одном и том же расстоянии, то маленькие кажутся дальше;

б) яркие предметы кажутся ближе, чем темные;

в) в пасмурный день, в дождь, в сумерки все расстояния кажутся больше, а в солнечный день — наоборот.

Читайте также:  Кому полезно есть финики а кому нет

Кроме игр со снегом, занимательных упражнений и забав, большим успехом у наших детей пользуются

игры-эстафеты.

Кто быстрее слепит снеговика

Дети разбиваются на пары, и каждая пара получает задание слепить снеговика. Для этого необходимо скатать комки разного размера, поставить их друг на друга. Сделать снеговику глаза, брови, нос, рот (из морковки и угольков) и надеть шапку (ведро). Выигрывает та пара, которая быстрее закончит работу. Дети о работе договариваются сами.

Снежки

Дети лепят снежки и стараются попасть друг в друга. Бросать можно только в ноги. Вариант: можно разделить детей на две команды. Выбывает из игры тот, в кого попадут снежком. Выигрывает та команда, у которой останется больше игроков.

Кто выше подбросит снежок

В игре принимают участие все дети. По команде дети начинают лепить снежки и подбрасывать их. Каждый выполняет задание 3 раза. Побеждает тот, кто все три раза подбросит снежок выше всех (например, бросают 2 раза правой и 1 раз левой рукой и т.д.)

Самые быстрые санки

2—3 детей садятся на санки спиной вперед (на одних санках может ехать один  ребенок или двое детей). По команде дети начинает отталкиваться ногами и двигаться вперед . Игру можно повторять 2—3 раза с разными участниками.

Попади в лунку

Педагог делает в снегу несколько лунок, каждому ребенку дает мешочек с шариками(мячиками). За установленное время дети забрасывают в лунку как можно больше шариков(мячиков), затем подсчитывают итог.

На морозе необходимо постоянно двигаться. Делать это можно разными способами. Подойдут:

— ходьба и бег спинами друг к другу,

-парный бег (взявшись за руки),

-быстрая ходьба с подниманием предметов,

-бег вперед спиной.

После активного движения необходим небольшой отдых

Набегались? Пора отдохнуть.

1. «Что из этого получится».

Проведите на снегу линию любой формы, ребенок должен дорисовать так, чтобы получился какой-то предмет. Узоры на снегу можно выводить лыжами.

2. «Зимние слова». Вы начинаете говорить слово, а ребенок заканчивает его. Например: снегов…(вик), снего…(ход), дед мо…(роз), вью…(га).

3. «Все белое». Называть по очереди предметы белого цвета, сначала те, что видите вокруг, потом – что вспомните (снег, мамина шапка, машина…).

4. В это время можно предложить отгадать загадки о зиме, например:

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой,

Двор в снегу, в снегу дома,

Ночью к нам пришла. (Зима)

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз? (Мороз)

5. А также можно провести наблюдение за жизнью пернатых, рассказать о том, из чего они строят гнезда, как высиживают птенцов, где зимуют и чем питаются. Не забывайте почистить кормушки и положить крошки хлеба, семечки— для детей это не только увлекательная игра, но и настоящий урок доброты!

Источник

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15

г.о. Тейково  Ивановской области

Тел.2-29-41                                                                                             ул. Чапаева , д.25-а                                                                                      

Консультация

для педагогов ДОУ на тему:

«Как сделать зимнюю прогулку

приятной и полезной»

Подготовила:

Старший воспитатель

Романычева Т.В.

Январь   2018 год

 Прогулка — обязательный  элемент режима дня. В каждом режимном моменте (кроме утреннего приема и ухода домой) обязательно существует подготовительный и завершающий этап: подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки.  Для каждого структурного элемента прогулки подобраны направления деятельности, задачи, формы, методы и приёмы.

     Прогулка занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное время и имеет огромное педагогическое значение.

     Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26

11.5 Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

11.6. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня — после дневного сна или перед уходом детей домой.

   Длительность прогулки в зимний период на улице сокращается при температуре воздуха ниже и скорости ветра более установленных в графике показателей соответствующих возрасту детей.

1 младшие группы:

 до -15 ºС,  тихо – не менее 1 часа 
от -12 ºС,  ветер-  до 5 м/с – не менее 30 мин 
2 младшие группы:

до -20 ºС,  тихо – не менее 1 часа 
от -18 ºС,  ветер — до 5 м/с – не менее 30 мин 
Средние группы:  

до -25 ºС.  тихо – не менее 1 часа 
от -20 ºС,  ветер — до 7 м/с;  до- 24ºС, ветер — до 2 м/с (включительно)– не менее 30 мин 
Старшие, подготовительные группы:

 до -30 ºС,  тихо – не менее 1 часа 
от -25 ºС,  ветер — до 10 м/с; до -29 ºС,  ветер до 3м/с (включительно)– не менее 30 мин 

Для наших детей зима —  долгожданная и любимая пора. Они знают: как только выпадает снег, участки детского сада превращаются в сказочную страну, которую населяют персонажи любимых сказок, вылепленные из снега.

      Не секрет, что для физического развития, укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе. И зима — не исключение из этого правила! А чтобы холод принес пользу и не помешал малышам получить удовольствие от прогулки, они должны быть заняты интересным делом. Необходимо лишь следить за тем, чтобы более интенсивные движения сменялись более спокойными.

Читайте также:  Исследовательская работа на тему полезная пища

     При планировании воспитательной работы на прогулке воспитатель должен предусмотреть равномерное чередование спокойной и активной двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки (спокойная самостоятельная деятельность, затем подвижные игры с элементами спорта, спортивные развлечения, трудовая деятельность). Последовательность и продолжительность разных видов деятельности должна изменяться с учётом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности

     На прогулке планировать  наблюдения предметов и явлений общественной жизни и природы, наблюдения за трудом взрослых. В календарном плане конкретно указывать, что дети будут наблюдать, с какой целью, каким видом труда будут заняты, как будут распределены обязанности между ними.

      Планируя прогулку, предусматривать  индивидуальную работу по физическому воспитанию в занимательной, игровой форме, спортивные игры и развлечения. Подвижные игры планировать  с учётом особенностей сезона, состояния погоды. Важно, чтобы в подвижных играх принимали участие все дети. С этой целью на прогулке планируются только знакомые детям игры, новые впервые вводятся и разучиваются на физкультурных занятиях.

   Итак, на прогулке планируются:

  • Наблюдение.
  • Подвижные игры.
  • Творческие, сюжетно-ролевые игры.
  • Труд. Трудовые поручения.
  • Индивидуальная работа по развитию движений.
  • Индивидуальная работа (дидактические игры)

На прогулке запрещается:

  • Оставлять детей без присмотра, одних на площадке. 
  • Выход детей за территорию детского сада без сопровождения воспитателя. 
  • Выход воспитателя на прогулку в одежде не соответствующей технике безопасности и погодным условиям. 

Прогулки делятся на несколько видов:

  • Типовая — максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).
  • Комбинированная: целевая прогулка и свободная деятельность.
  • Прогулка – экскурсия – поход – целевая – событие – развлечение.
  • Спортивные эстафеты.

Рекомендуется проводить три игры в течение прогулки, учитывая различные игры:
— малоподвижные;
— игры средней активности;
— игры с высокой двигательной активностью.

Кроме этого организуются игры:
— забавы;
— аттракционы;
— игры – эстафеты;
— сюжетные подвижные игры;
— игры с элементами спорта;
— бессюжетные подвижные игры;
— народные игры;
— хороводные;
— спортивные упражнения.

     Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано воспитателем в конкретной прогулке. В зависимости от различных погодных и сезонных условий, объекта наблюдения, общего настроя  детей, проведенных занятий, эти структурные компоненты могут осуществляться в разной последовательности.  

    Главное – каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание для физического воспитания детей, укрепления их здоровья, а также эмоционального состояния.

     Следует заранее спланировать наблюдения за явлениями природы, расположение снежных построек для обеспечения двигательной активности детей, их трудовой деятельности. Наличие разнообразных построек способствует развитию у детей интереса к разным видам основных движений (ходьба, бег по снежному лабиринту, снежным валам, метание снежков, спуск с горки и т. п.).
 

    Для работы со снегом детям всех возрастов потребуются варежки из непромокаемой ткани; деревянные лопатки, ведёрки, совки, формочки для изготовления снежных пирожков и тортов; печатки для получения фигурных оттисков на снегу. Детям старшего дошкольного возраста понадобятся полиэтиленовые тазики разных размеров для формовки снега и приготовления «снежного теста»; вёдра, ящики и рамки для лепки снежных кирпичей; формочки разного вида и размера для изготовления цветных ледяных фонариков, цветов.

    В старших группах в течение месяца может быть проведено 20 подвижных игр, при этом  разучено 3-4 новые игры. Каждая новая подвижная игра может повторяться в течение месяца 4-5 раз в зависимости от уровня сложности, что позволяет детям хорошо усвоить правила игры, а также сохранить интерес к ней.
    Кроме подвижных игр на прогулке необходимо проводить разнообразные упражнения (бег и ходьба, прыжки и метание, упражнения на полосе препятствий). В зимнее время особое внимание следует уделять зимним спортивным упражнениям (ходьба на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам с выполнением разнообразных заданий: присесть, поймать предмет, повернуться и т. д.), а также играм-эстафетам на санках, лыжах, играм с элементами хоккея.

    Таким образом, правильная организация и проведение прогулки: укрепление здоровья, развитие двигательной активности детей, подбор одежды в соответствии с сезоном и температурой воздуха, подвижные игры, пример взрослого, в отношении к своему здоровью – все это является залогом привития детям здорового образа жизни.

     Главное — сделать так, чтобы на прогулке не было скучно.     Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой и радостью. Для воспитателей прогулка — это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями, показать опыты, материал для которых предоставляет сама природа, развить внимание, память и т. п.

Используемая литература:

  1. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26
  2. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста – М. 2001.
  3. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке М. П. 1986
  4. Шустова А.И. Физическое воспитание детей дошкольного возраста М.П. 1982 г.
  5. Богарова Н.И. Туристические прогулки в детском саду. М. 2004 г.

Источник