Как сделать уроки физики интересными и полезными
Почти в каждой школе есть ученик-гуманитарий, который заявляет учителям точных наук: «Мне ваша физика не нужна!» Наш новый блогер, учительница физики Елена Омуль, рассказывает, как увлекает учеников экспериментами и практическим применением физических законов в жизни.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
Большинство учеников среднестатистической общеобразовательной школы идут на урок физики с твёрдой уверенностью, что «все эти научные заморочки нужны только тем, кто хочет поступить в технический вуз». В беседе семиклассник, враждебно настроенный к физике, авторитетно заявил, что ему физика ни к чему, так как он собирается стать поваром. На мои возражения, что физика нужна всем, в том числе и поварам, мальчик отмахнулся. В конце концов нашла способ заставить его работать на уроке с азартом, но речь о другом.
Вспоминаю урок по изучению электрического тока в свои школьные годы: какая-то проволочная рамка на рисунке в учебнике и два листа сплошного текста. При загрузке в мозг в первую очередь теории ребёнку не к чему её привязать. Смысл теоретического знания неочевиден.
Время от времени в педагогической литературе мелькают высказывания, что пора как-то изменить учебники физики, приблизить их к повседневной жизни. Предлагаю построить урок как фильм, пущенный задом наперёд: берём конкретное устройство, рассматриваем степень его нужности в жизни, мысленно разрезаем устройство и проговариваем свойства, присущие ему, разматываем клубок дальше и приходим к началу главы в учебнике, то есть к определению явления, с которым столкнулись.
«Лирики» забудут правила и формулы, но, как пользоваться прибором в повседневной жизни, запомнят накрепко, а уж на долю «физиков» формул и определений на уроке будет достаточно. В памяти будет легче вызвать образ, связанный с рассмотренным устройством, чем с абстрактными теоретическими определениями.
Начнём с электромагнитной индукции. Привяжем образ индукции в мозгу ребёнка к чему-то нужному в быту, к тому, чем можно пользоваться каждый день, — индукционной плитке. Покажем пару эффектных фотографий. Обсудим с учениками плюсы такой плиты: 90% КПД, не пригорает. Потом перейдём к минусам: нужна специальная посуда, покрывающая всю поверхность над индукционным элементом. Задаёмся вопросом, почему вода в кастрюле кипит. Опять показываем картинку — плитку без верхней варочной поверхности. Плавно переходим к индукционной катушке, уже в классическом книжном варианте.
Опыты Фарадея спрашивала как домашнее задание следующим образом: на демонстрационный столик ставила катушку индуктивности, присоединённую к амперметру проводками, рядом в произвольном порядке-беспорядке клала разнообразные раритеты из лаборантской, среди них скромно лежал магнит (может быть, даже не один), задание — добыть электрический ток.
Ещё можно сделать раздаточный материал из нескольких карточек с любым определением, записанным частями, или формулой. Пусть ученики собирают в правильном порядке определение. Я сторонник тотальной (или фронтальной) проверки домашнего задания, не люблю играть в рулетку — кто-то один отвечает, остальные зевают.
В школе отработала один год и крепко усвоила: дети за любой кипеж, если он отличается от обыденного сидения за партами.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock (Lukas Gojda)
Источник
Которые понравятся юным исследователям
Сконцентрировать внимание школьников на уроках физики бывает сложно. Поэтому находчивые преподаватели используют разные подходы и способы развернуть ситуацию в обратную сторону и сделать занятие интересным.
Предлагаем подборку идей, которые помогут наглядно объяснить законы физики.
Огнеупорный шарик
Подержите надутый воздушный шарик над огнём свечи, чтобы показать ученикам, как он лопнет. Затем проделайте то же самое со вторым шариком, наполненным водой. С ним ничего не произойдёт.
Объяснение: вода внутри воздушного шарика поглощает жар свечи. В результате сам шар не горит и не лопается.
Лавовая лампа
Заполните высокую банку или стакан водой на 2/3 и долейте сверху растительное масло. Засыпьте краситель и ложечку соли.
Объяснение: масло располагается над водой, так как оно легче. Соль тяжелее масла и воды. После её добавления она опускается на дно и тянет за собой масло. После того, как соль растворяется, она отпускает частички масла, и те снова поднимаются к поверхности.
Пакет-непроливайка
Проткните заполненный водой пакетик карандашом. Вода вытекать не будет.
Объяснение: при разрыве полиэтилена его молекулы сильнее притягиваются друг к другу. В результате он стягивается вокруг карандашей.
Огонь-призрак
Расположите горящую спичку возле стены и посветите на неё фонариком. Тени от пламени не будет.
Объяснение: свет свободно проходит сквозь огонь. Поэтому он не отбрасывает тени.
Личная радуга
Налейте в стеклянную миску воду и поместите зеркальце. Направьте на зеркало луч фонаря и поймайте отражённый свет на бумагу. На ней появится радуга.
Объяснение: когда свет проходит сквозь воду, он «разбирается» на части — 7 цветов радуги.
Танцующая монетка
Положите стеклянную бутылку в морозилку на 5 минут, а затем поместите на её горлышко смоченную в воде монетку. Монетка начнёт подскакивать, издавая щелчки.
Объяснение: монетку подбрасывает воздух, который сжался в морозилке, но начал снова расширяться при комнатной температуре.
Камера-обскура
Этот опыт лучше проводить в солнечный день. Затемните помещение (можно заклеить окна плотным картоном). Проделайте в картоне небольшое круглое отверстие. На противоположной от окна стене появится перевёрнутое изображение улицы.
Объяснение: перевёрнутое изображение на стене создают лучи света, проходящие сквозь малое отверстие.
2 яйца
Положите сырое яйцо в стакан с водой. Оно утонет (если нет — яйцо испорчено). Затем положите такое же яйцо в стакан с водой, в которую добавлены 5 больших ложек соли. Яйцо останется на плаву.
Объяснение: плотность яйца больше плотности чистой воды, но меньше плотности раствора соли. Поэтому оно тонет в первом стакане и остаётся на плаву во втором.
Нелопающийся шарик
Нанесите на низ и верх шарика средство для мытья посуды и пронзите его насквозь деревянной шпажкой. Он не сдуется.
Объяснение: снизу и сверху шара располагаются точки минимального натяжения. Благодаря этому воздух остаётся внутри.
Торнадо
Заполните стеклянную банку (лучше высокую) водой на ¾, добавьте в неё несколько капель средства для мытья посуды, а затем — краску и блёстки. Закройте банку и раскрутите её по спирали.
Объяснение: за счёт центробежных сил вода вращается у краёв банки, а блёстки при этом собираются посередине.
Используя эти идеи, можно без большого труда сделать уроки физики интереснее. Есть все шансы, что на такие занятия ученики будут ходить с удовольствием.
Источник: tonusmozga.ru
Звездный час
Внеклассное мероприятие по физике, посвященное Дню космонавтики
Источник
Проблема: Вызовы нового времени
Сегодня мы имеем дело с новым социально-политическим устройством государства, новыми объемами информации, новым типом детей. Сами по себе эти факторы, конечно, не являются проблемой, но когда они сталкиваются с традиционной системой образования, начинаются трудности.
Один из главных трендов современного образования — это переход от образовательных систем к обучающемуся обществу. Введение ФГОС можно назвать первым шагом к изменению идеологии образования и к становлению тех личностных характеристик ученика, которые ценятся в современном социуме и обеспечивают успех.
Часть профессий уходит в прошлое, а о том, что будет в недалеком будущем, можно только догадываться (как это сделали, например, создатели «Атласа профессий»). Согласно стандарту, учитель сегодня должен не только быть источником знаний, но и развивать в учениках навыки XXI века, то есть готовить их к жизни, о которой, в условиях современного стремительного развития мира, он и сам имеет не самые точные представления.
Решение: Рассматривать в качестве субъекта образования не только ученика, но и учителя. Лишь мотивированный учитель может вовлечь учеников в образовательный процесс, помочь им раскрыться в направлениях творчества и инноваций, подготовить будущих экспертов-физиков.
Проблема: Отсутствие интереса учеников
Сегодня много говорится об индивидуализации и персонализации образования. И если индивидуализация — это то, что обеспечивает учитель, то персонализация (вовлеченность в рабочий процесс) ложится на плечи самого ученика и формируется пропорционально его мотивации.
Цифры показывают, что с вовлеченностью дела сегодня обстоят плохо. ЕГЭ по физике выбирают только 20-25% выпускников, и далеко не все из них получают высокие баллы. При этом именно от тех, кто выбрал физику, по сути, зависит будущее страны, экономика страны (развитие науки, промышленности).
Ученикам сложно заглядывать в будущее и понимать ценность физики, пробираясь через сухие факты и заучивая двухсотую формулу. Все чаще со стороны парт звучит вопрос: «А для чего мне вообще это надо?». Школьная физика редко показывает связь науки и жизни.
«Мы гоним и гоним материал. Но физика — это не материал, это потрясающая наука, в которой много удивительных вещей. Они проходят мимо учеников и никак не затрагиваются в школе. В общем-то, ученик может сам изучить большую часть теоретического материала, если будет мотивирован. Мы не даем ученику шанса».
Вадим Муранов Учитель физики, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года – 2009»
Решение: В 7-9 классах, то есть в начале изучения физики, уделять особое внимание знакомству с наукой. Ставить такую педагогическую цель как формирование интереса к физике, любви к физике. Устраивать встречи с учеными, инженерами (не только в больших городах).
Проблема: Разрыв в естественно-научном образовании
В начальной школе дети знакомятся с естественными науками на уроках «Окружающий мир». Затем, в 5-6 классах, они никак не развиваются в этом направлении, и в 7 классе приступают к изучению физики, зачастую не помня даже правила перевода единиц измерения. Нет преемственности.
Решение: Ввести естествознание для 5-6 классов (знакомство с физикой, химией).
Знакомьтесь: наш мир. Физика всего на свете
Книга адресована школьникам старших классов, студентам, преподавателям и учителям физики, а также всем тем, кто хочет понять, что происходит в мире вокруг нас, и воспитать в себе научный взгляд на все многообразие явлений природы. Каждый раздел книги представляет собой, по сути, набор физических задач, решая которые читатель укрепит свое понимание физических законов и научится применять их в практически интересных случаях.
Купить
Проблема: Отсутствие естественно-научной картины мира
Пусть сегодня много говорится о создании межпредметных связей, на деле они остаются номинальными. По этой причине у ребенка не складывается общая естественно-научная картина мира: физику он воспринимает отдельно, химию отдельно — как и географию, и биологию. Когда заходит речь о выстраивании общей концепции естественно-научного образования, каждый педагог «перетягивает одеяло» на свой предмет.
Плачевные результаты отражаются в международных исследованиях. И хотя в мониторинге TIMSS, основанном на процессуальных предметных единицах, Россия входит в ТОП-10, но в исследовании PISA, проверяющем умения применять знания в незнакомом контексте без привязки к предмету, российские ученики далеки от лидирующих позиций. Опять-таки – потому что не понимают связи физики, химии и жизни.
Решение: Объединить преподавателей разных дисциплин.
Проблема: Отсутствие современных приборов
Нынешние ученики окружены гаджетами, датчиками, «умными» вещами. Стандартный набор экспериментальной базы потерял актуальность и не отражает взаимосвязь физики с окружающим миром. Эксперименты, однако, являются неотъемлемой частью изучения физики.
Конечно, в некоторых школах у учеников есть самое современное оборудование для научных опытов, но таких школ единицы. В большинстве случаев учителям приходится придумывать креативные подходы для демонстрационной части урока, действуя не ради, а вопреки.
Решение: Продуманно распределять бюджет на обновление кабинета физики. Делать рациональные закупки с учетом нюансов эксплуатации (например, брать устройства с зарядкой от сети, чтобы учителям не нужно было самим покупать батарейки). Сотрудничать с лабораториями вузов.
Проблема: Бюрократическая нагрузка учителей
Как известно, подавляющую часть времени вне урока учителя тратят не на подготовку к занятиям, а на решение административных вопросов, заполнение бумаг. В таких условиях сложно заниматься саморазвитием и искать информацию, материалы для интересного урока, актуализировать знания.
Решение: Финансировать профессиональное развитие педагогов. Развивать издание научно-популярной литературы, которую учителя могли бы использовать на уроках. Выпускать научно-популярные журналы, основанные на современном материале и методических системах.
Проблема: Либо занятие с наукой, либо подготовка к ЕГЭ
Преподавателям физики в 10-11 классах приходится маневрировать между Сциллой и Харибдой. Как правило, ученики либо занимаются интересной наукой, но оказываются плохо подготовлены к экзамену, либо зубрят все согласно критериям ЕГЭ, не изучая физику в лучших ее проявлениях. Проблема есть везде. Даже Стивен Хокинг сказал: «Школьная наука часто преподается в сухой и неинтересной форме. Дети учатся механически запоминать, чтобы сдать экзамен, и не видят связи науки с окружающим миром».
Решение: Пересмотреть содержание ЕГЭ. На экзамене дать детям доступ к формулам как к справочным материалам. Возможно, имеет смысл ввести экзамен по физике базового уровня (как сделали с математикой) и готовить к нему учеников с позиции расширения естественно-научных представлений о мире.
По мнению экспертов, для решения насущных проблем преподавания физики в школе необходимо создать инициативную группу на площадке ассоциации учителей физики, куда должны войти сами учителя, преподаватели вузов и сторонние ученые.
#ADVERTISING_INSERT#
Источник
Эта статья будет полезна тем родителям, которые отважились помогать ребенку с физикой. Сегодня узнаем, как правильно пояснять физику на примере таких тем, как инертность, масса, вес и сила тяжести. Бонусом — сделаю обзор нескольких полезных интернет-ресурсов которыми часто пользуюсь сам.
Первым делом определимся, какие могут быть трудности, если существует тонны учебников, видеоуроков, а также видео с опытами? Попробую раскрыть эту проблему.
Учебники
Хороших и качественных в плане методического содержания учебников предостаточно. Разве что плохо освещена тема применения физики в современных технологиях, о чем будет написано далее. Учебники — не лучшие самоучители, поскольку их предполагается использовать в тандеме с учителем (лекционной частью, учебными демонстрациями и практической работой). Если привычных занятий нет, то ученикам, особенно 7-9 классов будет очень тяжело усваивать материал. Вот посмотрите на это определение инертности:
Много ли стало понятно после прочтения? Семикласснику тем более тяжело освоить это свойство.
Лучше используйте учебник как справочник, или как план уроков, но не оставляйте его единственным источником информации. Можете спокойно продолжать пользоваться тем учебником, который применялся на уроках ранее, но учителем теперь должны стать вы, причем не обычным, а ЛУЧШИМ УЧИТЕЛЕМ, таким, чтоб не стыдно было посмотреть на себя в зеркало! Теперь перед вами стоит задача разобраться в содержимом этой книги объяснить ее и дополнить всем в чем нуждается ваш ребенок. Разберемся, что можно и нужно использовать как дополнение.
Видео опытов
Мне кажется, что нет нужды доказывать важность экспериментов. Они обязательно должны дополнять урок. Я стараюсь показывать эксперименты хотя бы каждые пол часа занятия. Они снимают напряжение, являются подтверждением излагаемой темы, помогают в ней разобраться, а также возвращают внимание ученика, если тот начал отвлекаться. Хочу обратить внимание, что в этом разделе идет речь о видео с экспериментами, но еще лучше иногда проводить и реальные опыты, о чем будет в следующем разделе.
Есть хорошая и плохая новость одновременно:
- Не только множество студий снимают учебные ролики, но и учителя освоили интернет и ведут свои видеоблоги. Так что у вас не будет проблем с наличием материала, но будут реальные сложности по его отбору, с чем постараюсь помочь.
Хочу сразу заметить, что видеоматериалы отличаются не только качеством, но и преследуют разные цели от учебной демонстрации до научной популяризации.
Учебные демонстрации от НИЯУ «МИФИ»
Большинство лучших учебных демонстраций, которые я показываю своим ученикам сняты телестудией НИЯУ «МИФИ» с участием Гервидс Валериан Ивановича. Он оказался замечательным лектором, с невероятно чистой и грамотной речью. Хотя видео и предназначено для студентов, подача максимально проста и большинство роликов школьникам будет понятно.
Итог: материалы очень качественный, но имеет строгую подачу.
GetAClass — Физика в опытах и экспериментах
Этот новый канал имеет еще не много роликов, но постоянно развивается. Авторам канала удалось прощупать золотую середину между учебной и популяризационной составляющей. Практически ничего не знаю об авторах, если вам что-то известно о них — поделитесь в комментариях.
Итог: видео детям смотреть полезно и интересно, но самого материала пока еще мало.
Простая наука
Канал хорошо известен аудитории Хабра, его создатель Денис Мохов Bredun провел основательную работу и качественно заснял все известные мне популярные “ВАУ” эксперименты. Это пример чисто популяризационного материала, цель которого не столько научить, сколько заинтересовать.
Итог: видео качественное, показывать больше не как учебное, а для закрепления материала, когда ребенок уже разобрался в теме.
Галилео
Эксперименты проводит известный шоумен Александр Пушной, у него яркая подача, которая очень нравится школьникам. При этом сама речь бывает настолько безграмотна (с точки зрения физики), что уши сворачиваются трубочкой. Вот к примеру разбор ролика с подводной лодкой. Первое время я каждый раз останавливал видео и объяснял ученикам ошибки, но сейчас просто выключаю звук и рассказываю сам. Такой компромисс позволяет существенно экономить время и вполне устраивает детей.
Итог: яркие эксперименты с безграмотной речью требующей коррекции, не показывайте если не уверены в своих знаниях темы.
Худшее учебное видео — Физика для самых маленьких от Саакаянца
Иногда родители допускают ошибку и включают это видео детям, даже некоторые учителя физики умудряются показать это в 7-ом классе. О видео даже был написан отдельный пост, повторяться не будем.
Итог: никогда и никому не показывать. НИКОГДА!
Следите за обновлениями статьи, вероятно, что список будет пополняться вашими рекомендациями и тем что я еще вспомню.
Будь креативным
Учебные видео — это хорошо, но физика окружает нас везде вспомните, где вы сталкивались с тем что изучаете, найдите и покажите ребенку. К примеру, для пояснения, что такое инерция я демонстрирую фрагмент с человеком пауком из начала поста и говорю:
“Поезд очень массивен, чтобы его остановить, необходимо длительно прикладывать большую силу. В этом и заключается инертность что чтобы изменить скорость тела необходимо прикладывать силу некоторое время.”
После видео и пояснения определение явления инерции уже не выглядит таким страшным.
Теперь почва готова, чтобы поговорит о массе, как мере инертности тела, рассказать, что такое вес и сила тяжести. Можно попрыгать с ребенком и пояснить что когда он находится в воздухе, его масса и сила тяжести сохраняется, а вес равен 0 Н. Папе хорошо признаться что он весит 800 Н, а не 80 кг, а также достать пакет муки с кухни и показать, что в “кг” пишут массу, а не вес.
Эти темы удобно закрепить видео, как астронавты бегали и падали на Луне:
Нужно пояснить, что космонавтам было очень непривычно, ведь масса (инертность) остались прежними, а вот сила тяжести уменьшилась в 6 раз. А также в контексте невесомости при обычной силе тяжести будет хорошо показать это шикарный ролик OK GO:
И не забудьте показать видео, как он снимался.
Подытоживая, замечу что реальные примеры и фрагменты фильмов могут возыметь огромный эффект, заинтересовать и помочь ребенку разобраться в теме. Но это возможно только при вашем непосредственном участии и поддержке.
Так как же искать хорошие опыты и фрагменты?
Хотя я и перечислил некоторые полезные ресурсы — для неподготовленного родителя это будет непростой задачей. Постараюсь максимально вам помочь в первое время. Оставляйте изучаемые темы в комментариях, а я буду стараться оперативно выкладывать рекомендуемые ролики с пояснениями.
Видео уроки и курсы. Почему не они?
Очевидно, что разрозненные видеоуроки с разных ресурсов и от разных авторов будут восприниматься учеником так, как если бы на каждый урок по одному и тому же предмету приходил новый учитель, которому было бы совсем не интересно что рассказывал предыдущий. Поэтому сразу целесообразно говорить о полном готовом курсе. А с курсами не все так хорошо:
- Мне не попадались завершенные качественные бесплатные курсы по школьной физике. Если вы знаете, где их найти — прошу поделиться.
- Большинство курсов платные, их качество заранее неизвестно. Знаете качественные — делитесь.
- Курсы будут вести ребенка по своей собственной программе без оглядки на его знания, способности, интересы и потребности. Скорее всего они пойдут в разрез со многим из перечисленного, или даже со всем.
- Если у ребенка есть пробел в какой-то теме вы бы могли помочь ему за 15 минут, разобравшись и ответив на вопросы, а курсы просто оставят его с этим пробелом и в дальнейшем только усугубят отставание.
Добавлено 17.04.20 в 22:22
Спасибо SpeleoAstronom, что напомнил о замечательных видеоуроках Павла Андреевича. На его канал подписан давно, могу оставить только положительные отзывы, если все же решили попробовать формат видеоуроков рекомендую его канал на YouTube.
Давайте интересные и необычные задачи
Чтобы не повторяться — сразу дам ссылку на статью: Необычные задачи по физике развивающие научное мышление (для школьников).
Скажу только, что этот сайт создал более 10 лет назад и он мне очень помогал все это время.
Проведите реальный эксперимент. Всем знакома поговорка: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”, но мало кто знает ее продолжение: “И один раз прикоснуться чем 100 раз посмотреть”. Так вот с физикой именно так. Проведите с ребенком хотя бы один опыт. Только не лабораторную по тетрадке для лабораторных работ (тогда ребенок возненавидит физику), а реальные эксперимент.
Если не знаете с чего начать — рекомендую статью: Простые опыты с ребенком дома. Найдете кучу идей.
Итог
Сегодня ребенок как никогда нуждается в вашей помощи. Не откажите себе в удовольствие окунуться в увлекательный мир физики вместе с ним. Со своей стороны обещаю поддержать вас подборками интересных видео, задач и рекомендациями. Задавайте вопросы в комментариях, буду стараться не затягивать с ответами. А также приглашаю сообщество к взаимопомощи.
Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.
Источник