Как сформировать у ребенка полезные привычки
Что мешает привычкам стать привычками
Свято место, пусто не бывает. Если не сформировать ребёнку полезные привычки, то их место быстро займут вредные.
Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!
Каждому родителю знакомы следующие ситуации:
малыш забегает на кухню, хватает еду, жадно её ест. На вопрос: «Руки вымыл(-а)?» – стыдливо отворачивается или начинает спорить, отвечая: «Ещё вчера!»;
ребёнок собирается в школу, а на голове хаос из волос. Можно даже не спрашивать про то, видел ли он расчёску с утра;
перед сном целуя ребёнка, чувствуешь, что зубной пастой даже не пахнет, хотя вечером также нужно чистить зубки, как и утром.
Как же помочь ребёнку привыкнуть к полезным действиям и выполнять их регулярно, а не время от времени? Секретов несколько. Меньше повторять ошибок и больше задумываться о том, как вовлечь своего ребёнка в нужный образ жизни.
4 основные ошибки при выработке полезных привычек
1. Отсутствие постоянства. Если ребёнку постоянно менять правила игры, то ему будет очень сложно сориентироваться. С привычками так же. Когда вы учите ребёнка застилать кровать, это требование должно работать и дома, и в гостях у бабушки, и в гостинице на отдыхе.
2. Критика. К сожаению, негативный пример не учит, как правильно. После слов «Ты всё делаешь не так!» у ребёнка только останется впечатление, что у него всё не получается. Стоит уточнить, что именно не удаётся малышу, а потом показать правильное действие. «Ты слишком быстро почистил зубы, давай чистить дольше и аккуратнее. Зубной пасте нужно время, чтобы помочь твоим зубам».
3. Невыполнение своих требований. Когда мы требуем от малыша умываться по утрам, а сами ходим целый день неумытые, это не очень понятно ребёнку. Ему кажется, что мы заставляем его делать то, что сами не считаем важным. «Что я, самый глупый что ли? Сами не умываетесь, а я должен?» – это частая реакция детей на замечания родителей.
4. Отсутствие подкрепления. После любого действия должна быть обратная связь. Моменты, когда мы не получаем оценки, пролетают мимо внимания. Ребёнка следует похвалить за то, что он сделал. А ещё лучше научить самому хвалить себя за верное действие. Помыл руки – улыбнулся и сказал: «Я – молодец, чисто вымыл руки».
Что делать, чтобы привычка стала нормой
Вот важные правила, которые помогут привить ребёнку полезные привычки:
1. Будьте примером для детей.
Все малыши хотят быть похожими на родителей. Уже в более позднем возрасте они начинают смотреть на окружающих, а пока мама и папа – это весь их мир. Поэтому они такие «повторюшки». Это качество заложено в нас природой. Малыши копируют то, что делают взрослые. Так человечество выживает. Ведь поведение говорит о том, что, повторяя образ жизни, можно дорасти до такого возраста. Помните, пример важнее, чем слова.
Если мама курит около вытяжки на кухне и просит ребёнка не курить, потому что это вредно, ребёнок, скорее всего, будет страдать зависимостью от сигарет. В этой ситуации работают два стимулятора – слова и действия, которые противоречат друг другу. Но дети перенимают именно пример, что видят их глаза, чувствует тело. Если бы слова влияли на воспитание так сильно, как мы того хотели, то мы все давно делали бы зарядку по утрам, не ложились спать поздно, ели меньше сладкого и так далее.
2. Вовлекайте детей в действия.
У ребёнка до 7 лет обучение лучше идёт через игру. Почему бы не поиграть в чистку зубов или мытьё рук? Для девочки это может быть «завтрак для принцессы»:
– Всем известно, что принцессы кушают еду чистыми руками, ложатся спать с чистыми зубками, ходят на улицу в чистой одежде. Ты же принцесса? Давай, так и будем делать!
С мальчишками можно всегда поиграть в мойку для машин:
– Ну что, ребята? Кто свои «колёсики» (ручки) вымоет в ванной быстрее? А сапожки в мойку кто отнесёт? А ну-ка с зубной пастой помоем зубки, как в настоящей мойке! Сейчас поедем на заправку супчиком и картошкой!
Когда вы будете сами получать удовольствие от полезных привычек, дети обязательно захотят присоединиться. Радость от расчёсывания волос, умывания с визгами радости привлечёт внимание малыша. Попробуйте сопровождать свои действия эмоциями на виду у малыша: подойдите к зеркалу, расчешите волосы, охните и скажите: «Какая я теперь красавица!». Результат не заставит себя ждать.
3. Рассказывайте о цели действия.
Нам не очень нравится, когда нас используют вслепую. И детям тоже. Им важны ответы на вопросы: «Почему?», «Зачем?». Познакомив детей с целью, вы даёте им не только возможность проверять результат, но и понимание того, насколько важны эти процедуры. Например, зубки чистят, чтобы они блестели, вкусно пахли, были крепкими (после чистки зубов предложите ребёнку улыбнуться в зеркало, посмотреть на блеск, чистоту, пощёлкать зубками).
О церемониях и правилах игры
Очень важно помнить, что привычка – это то, что требует закрепления. Деткам нужно повторять действия изо дня в день минимум три недели, а иногда и дольше. Обязательно учитывайте особенности малыша: если ребёнку сложно справляться самостоятельно, то продолжайте помогать. Вот чистить зубы ребёнку иногда приходится до 8 лет. Потому что некоторые дети ещё не умеют так шевелить своей кистью руки, как взрослые. Это нужно учитывать.
Вводите в жизнь привычки постепенно, по одной. Так будет проще вам и ребёнку.
Создавайте малышу такие условия, в которых выполнить действие будет проще и интереснее, чем забыть про него. Например, купите красивую зубную щётку и поставьте песочные часики, чтобы засекать время, или возьмите необычное мыло для рук. Многим деткам нравится жидкое или прозрачное глицериновое мыло. Сделайте так, чтобы, увидев эти предметы, малыш сам хотел повторять полезную привычку.
Ну а если ваш ребёнок ещё совсем кроха, то всё равно приучать к режиму стоит уже сейчас. Получается, что вместе с ним вы и у себя формируете полезную привычку. Ведь даже в роддоме просят мам умывать личико малышей ватными дисками, промывать глазки, чистить носик, мыть ручки в определённое время. Это прекрасная основа для полезных привычек в старшем возрасте.
Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!
Режим – не жизнь по часам, а понимание последовательности того, что за чем идёт, создание привычного стиля жизни.
Надеемся, что вам помогут наши советы, и вы сможете выработать у вашего ребёнка полезные привычки, стать увереннее в себе, заложить фундамент для крепкого душевного и физического здоровья.
Составить материал помогла логопед, коуч Ларина Елена Анатольевна
(Skype: Larina Elena Фея)
А какие привычки уже сформированы у ваших деток?
Поделитесь в комментариях!
Источник
Выражение «привычка – вторая натура» принадлежит древнегреческому философу Аристотелю — еще древний мыслитель отметил, что ряд устойчивых привычек отчасти формирует характер. Мы не всегда придаем им значение, а между тем привычки влияют на здоровье, успеваемость в школе, взаимоотношения с людьми.
Привычка — действие, которое при многократном повторении выполняется автоматически.
Большинство привычек формируются в раннем детстве — дети наблюдают за действиями родителей и поступают так же, даже если мамы и папы требуют иного поведения. Очень важно подавать детям достойный пример.
Какие они — привычки?
Чтобы ребенок рос здоровым и крепким, необходимо приучить его делать зарядку, есть здоровую пищу, соблюдать режим дня. Со временем, не сделав утром зарядку, ребенок будет испытывать дискомфорт, потому что у него появилась потребность давать нагрузку мышцам по утрам! Соблюдая режим дня, он будет хорошо высыпаться, вовремя вставать утром, что повысит настроение и концентрацию внимания, а главное — это тоже станет для него необходимостью!
Чтобы ребенок был собранным и аккуратным, надо выработать у него потребность хранить вещи на своих местах — эта привычка экономит время, создает порядок в жизни.
Привычка заканчивать начатые дела поможет ребенку понять, что от проблем убегать нельзя, с ними надо обязательно справляться. Например, решение трудных задач даст возможность мыслить логично, и быстро принимать решения.
Очень важная привычка — ценить то, что имеешь, видеть радость в повседневных мелочах. Достижения и победы не должны быть единственной целью в жизни ребёнка.
Планировать свои дела и время — тоже привычка, которая в будущем позволит ребёнку успешно строить планы не только на один день, но и на будущее в целом.
Считаться с чужим мнением, уважать его — этот навык поможет легче строить отношения с окружающими ребенка людьми.
Как формировать у детей полезные привычки
Дети редко воспринимают «надо» и «должен» — они учатся в игре. Важно, чтобы это занятие им нравилось. Также этому процессу помогают стихи и песенки — их достаточно много в свободном доступе — есть из чего выбрать наиболее подходящие!
Советы родителям
— Начинать формировать хорошие привычки надо как можно раньше. Как утверждают специалисты, для этого достаточно выполнять действие в течение 21 дня.
— Если малыш не видит, как родители убирают постель, чистят зубы, умываются, моют руки перед едой, то ему трудно эти действия сделать привычными, даже если ему о них постоянно напоминают.
— Привычка должна быть осознанным навыком — ребенок должен знать, для чего он это делает и получать удовлетворение от выполненного действия. Надо рассказывать, зачем надо здороваться, убирать игрушки, благодарить.
— Повторенье — мать ученья! Чтобы превратить навык в привычку, требуется бесконечное повторение. Например, учим малыша заправлять постель. Показали — сделал, завтра — забыл, послезавтра — отложил и уже не захотелось. Родителям в первое время надо не столько напоминать, сколько контролировать выполнение задания — действие должно повторяться много раз под присмотром взрослых.
— Формирование привычек у детей требует серьезных усилий родителей. Кто пытался воспитать у ребенка хорошие привычки, знает, как это непросто. Но когда наши дети будут поступать правильно, даже если их никто не контролирует, мы сможем с гордостью сказать, что вырастили воспитанных людей.
Книга — в помощь
Безусловно, молодым родителям сложнее осваивать процесс воспитания, нежели родителям со стажем. Но и тем, и другим не помешает опыт специалистов.
В работах наших великих педагогов Ушинского, Макаренко, Сухомлинского и последователей вальдорфской педагогики найдутся советы, которые пригодятся любому родителю.
Из мирового опыта — «Одна привычка в неделю для всей семьи. Повышаем уверенность, укрепляем отношения, заботимся о здоровье, развиваем интеллект» — книга специалистов по здоровому образу жизни и семейному здоровью содержит рекомендации авторов о том, как, шаг за шагом семье освоить полезные привычки и улучшить отношения.
Нельзя забывать, что, помогая ребенку выработать нужные привычки, мы тем самым избавляем его от многих будущих проблем.
Автор: Анна Сафина
Фото с сайта project1326027.tilda.ws
Источник
М ысль воспитать у моего сына правильные привычки пришла после того, как он стал с точностью копировать меня. Случилось это в 1 год и 1 месяц. Я мыла полы, а он отбирал швабру и мыл сам. Мела двор – он забирал веник. Сажала в стульчик для кормления – хотел сидеть, как взрослый, на обычном стуле за столом.
Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!
Тогда я и решила: буду учить. Иногда запрещала ему делать то, для чего он, по моему мнению, не дорос. Это была моя ошибка. Сейчас все его начинания я поддерживаю и ищу варианты для их реализации. А если это что-то опасное – стараюсь найти альтернативу.
Благодаря своим пробам и ошибкам, я смогла вывести правильную формулу формирования привычек.
1. План действий
Прежде, чем приступить к обучению малыша, нужно выписать все качества и привычки, которые хотите в нём развить. Дать на каждый пункт примерное время освоения навыка. Это может быть неделя, две, месяц, полгода – всё индивидуально. Это необходимо, в первую очередь, для вас, чтобы вы смогли сориентироваться по времени. Привычку нужно внедрять одну за другой. Не настаивайте на оперативности. Помните: тише едешь – дальше будешь. Если у вашего малыша есть задатки к определённому навыку, то начните с них. Вам будет проще и легче. И не забывайте одно важное правило: личный пример заразителен. Вы тоже должны выполнять всё то, чему хотите научить своего ребёнка.
2. Регулярность и эргономика дома
Главный алгоритм формирования привычки – это регулярность выполнения определённых действий и эргономика дома. Эргономика дома включает в себя удобное расположение мебели, бытовых предметов и тех вещей, которые часто используются нами. У каждой вещи должно быть своё доступное место. Создав такие условия, вы сделаете отличный фундамент для начала формирования хороших привычек.
Дальше посмотрите на ваше помещение глазами ребёнка. Станьте двухлетним крохой. Подумайте, выполним ли этот навык физически, не будет ли малышу что-то мешать, сможет ли он чувствовать себя комфортно, подходя к определённым местам в доме. Хотите научить его мыть руки, но полноценного доступа к раковине нет? Значит, нужно подготовить специальную стремянку для деток, можно обойтись лёгким стулом, который малыш сможет сам передвигать. Обязательно научите его правильно открывать кран. Покажите, как намыливать руки, попробуйте использовать пальчиковую гимнастику. Убедитесь, что после водных процедур кроха может дотянуться до полотенца. В каждом движении должна быть логика.
Поддерживайте начинания и стремления детей. Они сами будут вам подсказывать, какую привычку стоить развивать в первую очередь. После этого возвращаетесь к списку, вы можете его корректировать.
3. Терпение и постоянство
Ищите варианты, каким образом вы сможете облегчить детям обучение. Вы педагог и выбираете план обучения, учитывая особенности своего ребёнка. Наберитесь терпения и помните о регулярности. Нельзя сегодня разрешить что-то делать, а завтра нет. Детям нужна стабильность, все эти скачки «можно/нельзя/давай потом» не могут её гарантировать.
4. Постоянный анализ ситуации
Если ребёнок забыл что-то сделать, то не ругайте его. Предложите свою помощь и сделайте вместе. Если не получается внедрить привычку, ребёнок противится или вы запутались, то отступите. Действуйте по правилу: шаг вперёд – два назад. Как и взрослому человеку, детям сложно к чему-то привыкнуть. Они любят стабильность. Даже маленькие и постепенные изменения переносятся с трудом. А если до этого были неудачные попытки, то это самый верный выход в такой ситуации.
5. Положительные эмоции
Ваше восхищение и поощрение ласковыми словами дадут ребёнку мотивацию к обучению. Но всё должно быть в меру и честно. Если результат вас не впечатлил, то лучше промолчите. Не нужно ругать или показывать фальшивую радость. Дети чувствуют всё. Они могут не понять в чём дело, но неприятные ассоциации останутся. Вы можете похвалить малыша за его старательность, за то, что помог вам. Например, ребёнок заправил кровать. Поблагодарите его за это. Расскажите, как в комнате стало уютно и красиво. Будьте радостны, когда хвалите. Таким образом, вы научите кроху видеть конечную цель.
6. Не манипулировать ребёнком
Никакого шантажа: «Собери мусор – пойдёшь смотреть мультик», «Убери за собой посуду – получишь конфету». Просите о помощи: «Я не успеваю убрать мусор, можешь мне помочь?». Инструменты для уборки мусора должны быть привлекательными. Некоторые дети боятся пылесоса. Замените его щеткой для подметания, чтобы детской ручке было удобно её держать. Не забудьте про совок. Интересуйтесь мнением малыша. Нравится ли ему выполнять задания, которые вы ему даёте. Ищите подсказку, в каком русле его обучать.
7. Не ждать идеала
Ваша задача – найти подход к малышу. Многие детки любят возиться в воде. Вы можете разрешить ребёнку помыть посуду. Пусть сделает это плохо, придёт время, и он научится. Главное — выработать привычку: поел, убрал со стола, помыл посуду. Если ребёнок плохо помыл, то исправьте это, когда он не видит, иначе малыш перестанет вам доверять. Наберитесь терпения. Огромное желание детей учиться чему-то новому и познавать мир вы можете использовать для развития целеустремленности и обучению менеджменту. Вам будет сложно первое время, может быть, пройдут годы. Но в переходный возраст вы скажите себе «спасибо».
8. Учитывать особенности характера
Ребёнок – это не солдат в подчинении, где отказ или несоблюдение правил ведёт к наказанию. Относитесь к нему как к постороннему ребёнку, которого нужно обучить. К чужим детям мы пытаемся найти подход, а к своим — нет. Поэтому мы не видим или забываем учесть их особенности, истинные потребности.
9. Поощрять инициативу
Игрушки, с которыми ребёнок может играть без вас, должны находиться в зоне доступа. Лучше их разделять по категориям. Он сможет сам складывать и убирать. К горшку ребёнок должен подходить без труда. Хочет малыш мыть горшок — пусть моет. У него появится желание и смысл на него садиться. Лёгкий доступ ко всему, что необходимо. Логика везде. Хочет резать, как вы, ножом? Пожалуйста. Пластиковый нож и варёные овощи в помощь. Импровизируйте.
10. Создать личное пространство для малыша
Выделите на кухне один ящик или полку для посуды вашего малыша, куда он будет складывать её сам. Не забудьте про полочку для его обуви. Если не жалко мебель, то можно наклеить картинки с этими предметами, чтобы малышу было легче всё запомнить. Он живёт с вами и должен чувствовать себя значимым. Главная особенность малыша – его маленький рост. Установите на уровне ребёнка пару крючков в прихожей для его курточек. Сделайте место, куда бы он мог складывать свою шапочку или рукавички. Оборудуйте не только его комнату, но и весь дом. Продумайте каждую деталь.
Могу сказать, что в воспитании привычек важно самим подавать хороший пример. Быть радостным, мотивируя детей на формирование важных навыков. Уметь понимать ребёнка, относиться терпеливо к его промахам и постоянно поддерживать. Кроме нас, никто этого не сделает. Не гасите в детях желание и стремление к новым знаниям. И за ваш нелёгкий кропотливый труд они отблагодарят вас своей любовью, успешностью и дисциплинированностью.
Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!
А как вы прививаете детям правильные привычки?
Источник