Как влияют рельеф и полезные ископаемые на жизнь

Как влияют рельеф и полезные ископаемые на жизнь thumbnail

Рельеф относится к категории природных условий, прямо или косвенно влияющих на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Например, при производстве всех видов работ в условиях равнинного рельефа требуется использовать меньше ресурсов (человеческих и материальных), чем в условиях горного рельефа.

Для хозяйственной деятельности людей главную роль играют такие морфометрические показатели форм рельефа, как крутизна и протяженность склонов, ориентированность по сторонам горизонта, рельефообразующие процессы.

От рельефа и геологического строения территории зависят характер поселений и миграций, особенности строительства зданий и сооружений; дорог, добыча полезных ископаемых, направления и уровень развития сельского хозяйства. Большое значение имеют опасные и неблагоприятные рельефообразующие процессы, причиняющие существенный вред человеку и объектам его хозяйственной деятельности. Это землетрясения, вулканы, обвалы и оползни.

Склоны – наклонный участок земной поверхности. На долю склонов приходится более 80% всей суши. В хозяйственной деятельности нужно учитывать прежде крутизну склонов. По крутизне склоны делят на: очень крутые (а>35°), крутые (а – 15–35°), склоны средней крутизны (а – 8–15°), пологие (а – 4–8°), очень пологие (а – 2–4°). Такое деление дает возможность судить о возможных путях использования склонов в хозяйственной деятельности. Так, эффективное земледелие даже на равнинах возможно до определенных показателей крутизны. От них зависит и способ обработки – продольная распашка (на склонах с незначительной крутизной) или поперечная (при ее нарастании).

На склонах с большой крутизной земледелие становится опасным, поскольку может спровоцировать процессы вымывания почвы и оврагов. Но оно возможно при условии террасирования склонов. Террасирование склонов  используется также для борьбы с водной эрозией (рис. 50).

Во многих горных районах мира развивать земледелие невыгодно, так как малые размеры земельных участков не позволяют получать большие объемы урожая. Многие виды хозяйства являются натуральными, то есть владелец фермы и его семья сами потребляют продукты своего труда, ничего не продавая.

Строительство дорог в горах из-за прочных скальных грунтов, крутых склонов весьма трудоемкий процесс, предполагающий большой объем работ. Сложные геологические условия оползни, обвалы, снежные лавины требуют устройства защитных сооружений (рис. 51). Микроклиматические особенности гор – быстрая смена погоды, перепады давления, порывистый ветер, круглогодичная минусовая температура некоторых участков – также замедляют проведение работ. Горные дороги возводятся в большинстве случаев в местности со слаборазвитой дорожной инфраструктурой. Отсутствие автомобильных и железнодорожных подъездных путей затрудняет обеспечение строительства необходимыми материалами и техникой. В дорожном строительстве иногда возникает необходимость строительства тоннелей и серпантинов.

В горных районах в связи с землетрясениями здания нуждаются в сейсмоусилении.

Поскольку рельеф участвует в перераспределении тепла и влаги, он влияет и на распространение сельскохозяйственных и кормовых культур. Они носят поясной характер. На склонах солнечной экспозиции выращивают теплолюбивые культуры, на обратной – тенелюбивые. Тоже относится и к кормовым культурам.

Источник

Человек и рельеф земной поверхности оказывают всестороненнее врздействие друг на друга. Еще с древних времен рельеф определял различные виды деятельности человека, от него зависел характер поселений, миграций. В настоящее время, несмотря на технический прогресс, рельеф продолжает оказывать различное возлдействие на человека и его деятельность. От рельефа и геологического строения территории зависят особенности прокладки и строительства различных инженерных сооружеий, добыча полезных ископаемых. Велика экологическая роль современного рельефа и рельефообразующих процессов. Так, например, с рельефом связано распределение и миграция загрязняющих веществ. Большое значение имеют опасные и неблагоприятные геомрфологические процессы. Некоторые из котрых причиняю существенный вред человеку и объектам его хозяйственной деятельности.

Необходимо обратить внимание и на другую сторону вопроса – антропогенный фактор в рельефообразовании.

Человек может преобразовывать рельеф земной поверхности непосредственно (делая насыпь, вырывая котлован) или воздействуя на природные процессы рельефообразования — ускоряя или (реже) замедляя их. Формы рельефа, созданные человеком, называются антропогенными (от греч. a’ntro–pos — человек и -ge’–nes — рождающий, рожденный).

Прямое воздействие человека на рельеф более всего проявляется в районах разработки полезных ископаемых. Подземная добыча сопровождается выносом на поверхность большого количества пустой породы и образованием отвалов, обычно имеющих коническую форму — терриконов (лат.; буквально — земляные конусы). Многочисленные терриконы создают характерный ландшафт угледобывающих районов.

При открытой добыче полезных ископаемых обычно сначала создаются значительные отвалы вскрыши — породы, залегающей выше того слоя, который содержит полезное ископаемое; разработка продуктивного слоя идет путем выкапывания обширных понижений — карьеров, рельеф которых очень сложен, он определяется геологическим строением (участки с незначительным содержанием полезного ископаемого могут оставаться нетронутыми), необходимостью предохранить стенки карьера от обваливания, создать рельеф, удобный для подъезда транспорт.

Значительные изменения рельефа производятся при транспортном, промышленном и гражданском строительстве. Под сооружения выравниваются площадки, для дорог создаются насыпи и выемки.

Сельское хозяйство оказывает непосредственное влияние на рельеф преимущественно в горных районах тропиков. Здесь широко распространено террасирование склонов для создания горизонтальных площадок.

Косвенное влияние человека на рельеф ранее всего стало ощущаться в сельскохозяйственных районах. Вырубка лесов и распашка склонов, особенно неправильная, сверху вниз, создавали условия для бурного роста оврагов. Строительство зданий и инженерных сооружений, создавая дополнительные нагрузки на склоны, способствует возникновению или усилению оползней.
В районах подземной добычи полезных ископаемых могут наблюдаться обширные просадки грунта, так как в отработанных шахтах и штольнях происходят обвалы.

Читайте также:  Полезные свойства перепелиных яиц для спортсменов

Водохранилища создаются в естественных понижениях рельефа. Но вода, создав свободную поверхность на новом уровне, начинает переработку берегов водохранилищ. Активизируются овражная эрозия, плоскостной смыв, оползни. Одновременно с этим повышается базис эрозии у рек, впадающих в водохранилище, в их руслах происходит накопление аллювия. Ниже плотины водохранилища нередко усиливается эрозия, так как водный поток меньше загружен наносами, значительная часть которых откладывается в стоячей воде водохранилища. Пройдут еще десятки лет, прежде чем придут в соответствие возникший водоем и форма склонов его берегов, новый режим водотоков и форма их русел.

Воздействие человека испытывают не только экзогенные, но и эндогенные процессы. Большие водохранилища — это массы воды, обладающие колоссальным весом: каждый кубический километр воды имеет вес 1 миллиард тонн, а, например, Братское водохранилище содержит более 169 км3 воды. Под тяжестью воды земная кора прогибается, причем в сейсмоопасных районах увеличивается вероятность землетрясений.

ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РИСК – то или иное действие человека (его общественных, экономических и социальных институтов), осуществляемое на границе устойчивости природной или природно-антропогенной геоморфологической системы. Это действие (осознанное или неосознанное) предпринимается в условиях неопределенности, что в конкретной ситуации приводит к той или иной форме риска. Риск порождается наличием и ощущением опасности — в данном случае идущей от того или иного геоморфологического объекта (геоморфологическая опасность. Риск связывается с активными действиями и функционированием субъекта опасности — человека. В экологической геоморфологии разрабатывается система принципов методов выявления и картографирования опасных геоморфологических процессов и объектов, прогноза их развития, методов предупреждения, защиты и управления опасными процессами с тем, чтобы уменьшить степень и стоимость риска.

Источник

Конспект урока по теме: «Влияние рельефа на жизнь и здоровье человека»

8 класс.

Цель урока: Сформировать представление о непосредственном влиянии рельефа на жизнь и здоровье человека.

Задачи:

Обучающая:

Формировать знания о влиянии рельефа на жизнь и здоровье человека;

Формировать знания о проблемах взаимодействия человека и рельефа на территории России;

Познакомить учащихся с разделами географии, изучающими влияние рельефа на жизнь и здоровье людей;

Сформировать представления о благоприятных, неблагоприятных и экстремальных условиях жизни людей;

Развивающая:

Совершенствование умений работы с различными источниками географической информации;

Развивать умение аргументировать высказываемую точку зрения;

Формировать умение вести диалог, находить и выделять главное, правильно, четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательная:

Воспитывать познавательный интерес к предмету;

Формировать культуру общения, коммуникативные качества;

Формировать бережное отношение к природе;

Планируемые результаты:

— личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником, географическими картами.

— предметные: анализировать и объяснять сущность географических процессов.

Универсальные учебные действия:

— личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

— регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

— познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

— коммуникативные: умение слушать, общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и методическая литература учителя: «География

8 кл. Автор: Е.М. Домогацких», «Русское слово -РС» 2014г.

Используемое оборудование: презентация: «Влияние рельефа на жизнь и

здоровье человека», учебник, физическая карта России, экологическая карта России, атласы.

Методы обучения: Проблемный, частично поисковый.

Формы обучения: Индивидуальная, фронтальная.

Межпредметные связи: Биология, экология.

Ход урока:

Организационный момент.

1. Приветствие класса. Добрый день, дорогие друзья! Я предлагаю вам необычный урок, урок – исследование, на котором вы сами будете добывать знания по данной теме.

I. Актуализация знаний.

Есть у нас в России прекрасные равнины, Там чистейший воздух, там цветут люпины, Кое – где с холмами, плоские другие, На равнине также мы живем с родными. У моей России горы величавы, Выросли грядами, гордые, как павы. Вот седой Урал, порос травою, А Кавказ высокий укрылся снежной мглою. У моей России бескрайние просторы, Не окинешь взглядом, не объедешь скоро. Отправляйся в горы, отдохни в низине, Все, что ты увидишь – Родина, Россия!

В каких районах нашей страны проживает наибольшее количество долгожителей? С чем это связано? (работа с атласами) (юг страны, Кавказские горы).

Замечено, что положительное воздействие на человека оказывают красивые пейзажи: море, горы, поля, лес, степь, озера, реки и т. д. Лучшим доказательством этого является отдых и лечение людей на курортах, а также широкое распространение такой формы отдыха, как туризм.

Читайте также:  Полезно ли когда девушка делает миньет

Какие районы нашей страны отличаются наибольшей плотностью населения? (работа с атласами) (Северный Кавказ и Юго-запад Европейской части России, Центральные районы Восточно-Европейской равнины, Юг Западной Сибири, подножие гор Южной Сибири, крайнего Юга Средней Сибири и Дальнего Востока).

Какие районы нашей страны отличаются наименьшей плотностью населения? (работа с атласами)

II. Изучение нового материала: Мотивация и целеполагание:

Какие факторы влияют на жизнь и хозяйственную деятельность населения? (Природные условия, ресурсы) Действительно одним из факторов является рельеф. Давайте вспомним некоторые особенности рельефа России (тест). (Слайд2)

Назовите равнины и горы России. (Слайд 3-4)

Как вы думаете, где лучше жить в горах или на равнинах?

Сформулируйте тему урока, задачи, которые нам предстоит решить. (Слайд 5,6,7)

— Тема урока «Влияние рельефа на жизнь и здоровье человека».

III. Открытие нового знания:

Как вы думаете: (Слайд 8)

1. Каким был бы климат, если бы горное обрамление было на севере?

2. Переместим равнины на восток страны – что произойдет?

3. Уберем Уральские горы…

На какие компоненты природы влияет рельеф. (слайд 9-10)

Делаем вывод: рельеф влияет на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Благоприятное и неблагоприятное влияние рельефа.

Работа в парах заполнить таблицу: «Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека».

К благоприятным условиям вы отнесли размещение полезных ископаемых. Наша страна богата различными полезными ископаемыми, но размещены они в земной коре неравномерно. В их распределении прослеживаются определенные закономерности. Отмечается тесная связь в размещении полезных ископаемых и геологическим строением и тектоникой.

Откройте стр. 10-11 атласа и посмотрите полезные ископаемые какого происхождения и какие наиболее распространены на платформах, плитах, щитах.

А теперь посмотрите, какие полезные ископаемые распространены в горно-складчатых областях.

Сделаем вывод по заданию (Определяют, что на платформах в основном расположены такие полезные ископаемые как каменный и бурый уголь, нефть, газ – это горючие полезные ископаемые.  На щитах – различные руды: железные, медные, никелевые и др. – рудные.

Горючие полезные ископаемые имеют осадочное происхождение, а рудные – магматическое и метаморфическое.

Учащиеся зарисовывают рисунок.

В предгорных прогибах и межгорных впадинах распространены осадочные породы, в горах – рудные. (рисуют схему в тетрадь.)

В осадочном чехле платформ сформировались осадочные полезные ископаемые, в фундаменте платформ и в горах преобладают рудные полезные ископаемые. Скопление полезных ископаемых.)

Попробуйте сказать, что такое месторождение?

А большие по площади скопления образуют бассейны.

Расскажите о воздействии человека на литосферу при добыче полезных ископаемых.

К неблагоприятным вы отнесли стихийные природные явления. В каких районах России и почему они происходят? (Слайд 11)

Какие меры борьбы с ними предпринимаются? (работа с учебником, дополнительной литературой)

Мы с вами рассмотрели некоторые особенности горных и равнинных территорий, давайте теперь ответим где же все-таки лучше жить на равнинах или в горах? Класс делится на 2 группы: защитники гор и равнин.(5 минут дается на обсуждение, после чего защитники приводят аргументы) Слайды (12-13)

IV. Выражение решения применение нового знания:

В чем различие жизни и хозяйственной деятельности человека на равнинах и в горах? (На равнинах проще вести хозяйство, легче строить здания и дороги. Жизнь в горах протекает в сложных условиях. В горных регионах число видов хоз. Деятельности ограничено. Преимущественно в них используется минеральные, гидроэнергитические ресурсы)

V. Стадия осмысления:

Попробуйте определить степень своего воздействия на природу и оценить его. Для этого каждый в центе тетради напишите своё имя и стрелочками в разные стороны напишите или нарисуйте то, что вы делаете в природе, для природы.(Опрос 2-3х учеников) Примеры на слайде. (Слайд 14) А теперь запишите то, что на ваш взгляд должны делать все, и ты в том числе, чтобы сделать экологическую ситуацию нашей страны лучше. (Опрос 2-3х учеников).

VI. Дифференцированное домашнее задание: (Слайд № 15)

Возвращение к задачам урока (всё ли рассмотрели, усвоили и т.д.).

VII. Подведение итогов урока (Самооценка, взаимооценка). (Слайд №16) Заполняется лист самоконтроля.

×

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Поделиться…

Источник

Helga

Высший разум

(632046)

8 лет назад

В результате бурного развития хозяйственной деятельности происходит все нарастающее воздействие человека на рельеф.

Человек стал вмешиваться в жизнь земной коры, являясь мощным рельефообразующим фактором. На земной поверхности возникли техногенные формы рельефа: валы, выемки, бугры, карьеры, котлованы, насыпи, терриконы и др. Отмечены случаи прогибания земной коры под крупными городами и водохранилищами, последние в горных районах привели к увеличению естественной сейсмичности. Примеры таких искусственных землетрясений, которые были обусловлены заполнением водой котловин крупных водохранилищ, имеются в Калифорнии, США, на полуострове Индостан. Такой тип землетрясений хорошо изучен в Таджикистане на примере Нукерского водохранилища. Иногда землетрясения могут вызываться откачиванием или закачиванием отработанных вод с вредными примесями
глубоко под землю, а также интенсивной добычей нефти и газа на крупных
месторождениях (США, Калифорния, Мексика) .

Читайте также:  Чем полезны масла арганы и ши

Наибольшее воздействие на земную поверхность и недра оказывает горное
производство, особенно при открытом способе добычи полезных ископаемых. Как
уже отмечалось выше, при этом способе изымаются значительные площади
земельных угодий, происходит загрязнение окружающей среды различными
токсикантами (особенно тяжелыми металлами) . Локальные прогибания земной коры
в районах добычи угля известны в Силезском районе Польши, в Великобритании, в
США, Японии и др. Человек геохимически изменяет состав земной коры, добывая в
огромном количестве свинец, хром, марганец, медь, кадмий, молибден и др.

Антропогенные изменения земной поверхности также связаны со строительством
крупных гидротехнических сооружений. Суммарное воздействие веса плотин, а также процессы выщелачивания приводят к значительной осадке их оснований с образованием трещин (в основании плотины Саяно-Шушенской ГЭС отмечены трещины длиной до 20 м) . Большая часть Пермской области ежегодно оседает на 7 мм, так как чаша Камского водохранилища с огромной силой давит на земную кору. Максимальные величины и скорости просадки земной поверхности, вызываемые заполнением водохранилищ, значительно меньше, чем при добыче нефти и газа, больших откачках подземных вод. Для сравнения, Японские города Токио и Осака из-за откачки
подземных вод и уплотнения рыхлых пород за последние годы опустились на 4 м
(при ежегодной скорости осадки до 50 см) .

Экологическое состояние недр определяется прежде всего силой и характером воздействия на них человеческой деятельности. В современный период масштабы антропогенного воздействия на земные недра огромны. Только за один год на десятках тысяч горнодобывающих предприятий мира извлекается и перерабатывается более 150 млрд. т. горных пород, откачиваются миллиарды тонн кубических метров подземных вод, накапливаются горы отходов.

Человек добывает полезные ископаемые, в результате чего образуются карьеры, строит здания, каналы, делает насыпи и засыпает овраги. В процессе урбанизации рельеф осваиваемой территории подвергается преобразованиям в соответствии с потребностями развития городов.

metel

Мудрец

(10516)

8 лет назад

Рельефообразующая деятельность человека — хозяйственная деятельность человека, вызывающая изменение рельефа. Рельефообразующая деятельность проявляется:
— в прямом воздействии на рельеф при добыче полезных ископаемых, строительстве, ведении сельского хозяйства; и — в косвенном создания условий, благоприятных для усиления рельефообразующих процессов.

Бусова Алина

Ученик

(159)

2 года назад

В результате бурного развития хозяйственной деятельности происходит все нарастающее воздействие человека на рельеф.

Человек стал вмешиваться в жизнь земной коры, являясь мощным рельефообразующим фактором. На земной поверхности возникли техногенные формы рельефа: валы, выемки, бугры, карьеры, котлованы, насыпи, терриконы и др. Отмечены случаи прогибания земной коры под крупными городами и водохранилищами, последние в горных районах привели к увеличению естественной сейсмичности. Примеры таких искусственных землетрясений, которые были обусловлены заполнением водой котловин крупных водохранилищ, имеются в Калифорнии, США, на полуострове Индостан. Такой тип землетрясений хорошо изучен в Таджикистане на примере Нукерского водохранилища. Иногда землетрясения могут вызываться откачиванием или закачиванием отработанных вод с вредными примесями
глубоко под землю, а также интенсивной добычей нефти и газа на крупных
месторождениях (США, Калифорния, Мексика) .

Наибольшее воздействие на земную поверхность и недра оказывает горное
производство, особенно при открытом способе добычи полезных ископаемых. Как
уже отмечалось выше, при этом способе изымаются значительные площади
земельных угодий, происходит загрязнение окружающей среды различными
токсикантами (особенно тяжелыми металлами) . Локальные прогибания земной коры
в районах добычи угля известны в Силезском районе Польши, в Великобритании, в
США, Японии и др. Человек геохимически изменяет состав земной коры, добывая в
огромном количестве свинец, хром, марганец, медь, кадмий, молибден и др.

Антропогенные изменения земной поверхности также связаны со строительством
крупных гидротехнических сооружений. Суммарное воздействие веса плотин, а также процессы выщелачивания приводят к значительной осадке их оснований с образованием трещин (в основании плотины Саяно-Шушенской ГЭС отмечены трещины длиной до 20 м) . Большая часть Пермской области ежегодно оседает на 7 мм, так как чаша Камского водохранилища с огромной силой давит на земную кору. Максимальные величины и скорости просадки земной поверхности, вызываемые заполнением водохранилищ, значительно меньше, чем при добыче нефти и газа, больших откачках подземных вод. Для сравнения, Японские города Токио и Осака из-за откачки
подземных вод и уплотнения рыхлых пород за последние годы опустились на 4 м
(при ежегодной скорости осадки до 50 см) .

Экологическое состояние недр определяется прежде всего силой и характером воздействия на них человеческой деятельности. В современный период масштабы антропогенного воздействия на земные недра огромны. Только за один год на десятках тысяч горнодобывающих предприятий мира извлекается и перерабатывается более 150 млрд. т. горных пород, откачиваются миллиарды тонн кубических метров подземных вод, накапливаются горы отходов.

Человек добывает полезные ископаемые, в результате чего образуются карьеры, строит здания, каналы, делает насыпи и засыпает овраги. В процессе урбанизации рельеф осваиваемой территории подвергается преобразованиям в соответствии с потребностями развития городов.

Источник