Какая классическая музыка полезна для мозга
Правильно подобранный музыкальный фон поднимает настроение, помогает сосредоточиться на работе и даёт заряд энергии. Наилучшие показатели в исследованиях демонстрирует классическая музыка.
Произведения Вивальди стимулируют работу мозга
Антонио Вивальди — один из ярчайших представителей композиторов эпохи барокко. Это время ознаменовалось новым направлением в классической музыке, преобладавшим в 1600–1750 годах.
Музыка барокко отличается размеренным темпом композиций (около 60 ударов в минуту) и наличием высокочастотных гармонических обертонов — дополнительных нот, подкрепляющих мелодию и привносящих в музыку оттенок экстравагантности и эмоциональной наполненности.
Проверить влияние барочной музыки на настроение может каждый: неспешный ритм приводит к успокоению, но при этом не парализует умственные процессы. Наличие данного эффекта подтвердили и учёные.
Например, в 2007 году команда исследователей из Стэнфорда, в которую входили сотрудники Школы медицины и музыкального факультета, провела эксперимент , в ходе которого проверялись способности испытуемых к концентрации, запоминанию и составлению прогнозов. Исследователи изучали с помощью томографа работу мозга при прослушивании музыки барокко.
Выяснилось, что пиковая активность мозга фиксируется в краткие моменты тишины между музыкальными частями. Это связано с тем, что музыка барокко обладает определённой долей непредсказуемости: мы строим прогнозы и анализируем будущие мелодические сочетания в следующем музыкальном фрагменте.
Подобный эффект возникает при прослушивании не только Вивальди, но и Баха, Генделя, Альбинони. Вслушиваясь в барочные произведения, мы тренируем мозг, заряжаем его на активную работу. Стоит отметить, что такого рода музыкальная терапия должна не сопровождать умственную деятельность, а предшествовать ей. Тем, кто не знает, с чего начать, поможет наша подборка.
Произведения Моцарта помогают учиться и творить
О физиологическом влиянии музыки австрийского композитора спорят не один десяток лет. Многие исследователи заявляют о положительном воздействии композиций Моцарта не только на умственную деятельность, но и на здоровье. Термин «эффект Моцарта» был введён в 1991 году отоларингологом Альфредом Томатисом, который использовал произведения композитора в своей работе.
В 1993 году Фрэнсис Роше, Гордон Шоу и Кэтрин Ки исследовали влияние прослушивания одной из сонат Моцарта на умственную деятельность. Они дали испытуемым один и тот же тест на пространственное мышление, разница заключалась только в музыке, сопровождающей прохождение задания.
Выяснилось, что лучшие результаты испытуемые демонстрировали при прослушивании Моцарта. Такого эффекта не наблюдалось при тишине или устных расслабляющих инструкциях. К сожалению, подобное воздействие не долговременное: эффект наблюдался только в течение 15 минут после прослушивания.
В скором времени эффект Моцарта стал зарегистрированным товарным знаком, а в рамках его популяризации было выдвинуто немало смелых тезисов, к которым мы советуем отнестись скептически. Но если физиологическое воздействие остаётся предметом споров учёных, то благотворное влияние музыки австрийского композитора на настроение и концентрацию — факт, который каждый может проверить на себе. Для ознакомления с произведениями Моцарта Лайфхакер предлагает следующую подборку.
Подборки произведений классической музыки на разные случаи жизни
Произведения классической музыки не универсальны. Случайные подборки композиций вряд ли настроят вас на нужный лад или погрузят в желаемое состояние. Для составления плейлистов Лайфхакер решил обратиться к профессиональному консультанту.
Марина Гелемент
Преподаватель в Брестском музыкальном колледже, музыковед, музыкальный критик, создатель и руководитель проекта «Музыка с неверными названиями».
Музыка для мотивации
Заставить себя что-либо делать поможет музыка героического характера. Эти произведения написаны в мажорном ладу и имеют призывные интонации. Многие из них написаны для духовых инструментов. Представленная в подборке музыка призвана не только мотивировать на действие, но и запрограммировать человека на успех.
Музыка для поднятия настроения
Такая музыка имеет преимущественно лёгкий характер. В подборке много и танцевальных произведений. Мажорный лад, запоминающиеся темы, обилие струнных инструментов — всё это позволяет человеку расслабиться и избавиться от неприятных мыслей. Под эту музыку хочется жить, дышать и творить.
Музыка для успокоения
Расслаблению способствуют звуки фортепиано и струнных инструментов, мажорный лад композиций и преимущественно медленный темп. Под эту музыку будет проще всего остановиться, расслабиться и даже заснуть. В подборке есть произведения эпохи барокко и классицизма, композиции Дебюсси, Рахманинова и Чайковского. Подойдёт не только взрослым, но и детям.
Музыка для физической работы
Для того чтобы активизироваться, подойдут композиции в быстром темпе. Конечно же, под эту музыку будет трудно сосредоточиться на умственной работе, но быстро навести порядок в доме, собраться на предстоящее свидание или даже перебрать ведро клубники с подобной подборкой будет куда проще.
Источник
Слушай и умней: работает ли «эффект Моцарта»?
Представления о том, что прослушивание музыки, особенно классической, благотворно влияет на интеллект, широко распространены. Многие спорят о деталях, например, что полезнее — фортепианные концерты Моцарта или его произведения для скрипки, но в целом способность классики делать нас умнее оспаривают редко.
Понятие «эффект Моцарта» появилось в начале 1990-х. В 1993 году ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне рассказали о результатах своего эксперимента: добровольцы, которым включали произведения великого композитора, лучше справлялись с тестами на пространственное мышление. Сами авторы работы не давали этому явлению громких названий. Об «эффекте Моцарта» заговорили, когда новая гипотеза стала популярной за пределами научного сообщества и породила множество обобщений.
Например, СМИ нередко писали, что классика положительно влияет на интеллект в целом, особенно у детей. Считалось, что шедевры золотого века музыки не только улучшают определенные навыки (то же пространственное мышление), но и повышают IQ. В 1998 году губернатор Джорджии даже предложил выделить более 100 тысяч долларов из бюджета штата, чтобы обеспечить записями классической музыки каждую семью, где появился новорожденный. Свое выступление политик сопроводил «Одой к радости» Бетховена — впрочем, это не помогло ему убедить аудиторию.
Постепенно вокруг предполагаемого эффекта выросла целая индустрия. Само словосочетание Mozart effect зарегистрировано как торговая марка, под ней продается множество музыкальных сборников. По словам их создателей, эти подборки решают целый ряд проблем: помогают сконцентрироваться, улучшают память, а у детей развивают речь, пространственное мышление и эмоциональный интеллект. Звучит заманчиво, но можно ли доверять этим обещаниям?
Виктория Уильямсон, психолог из Шеффилдского университета в Великобритании, считает, что прослушивание классики — далеко не суперсредство для развития мозга. Она обращает внимание на то, о чем говорили и сами авторы оригинального исследования: интеллектуальный подъем после прослушивания классики длится не дольше 15 минут — но когда представление об «эффекте Моцарта» ушло в массы, об этом стали вспоминать все реже. Позже похожие результаты получили и другие ученые. Музыка и правда улучшала определенные навыки, но лишь ненадолго.
Допустим, надолго повысить IQ с помощью фортепианных концертов не выйдет. Но как объяснить то, что в первые минуты после прослушивания человек показывает лучший результат? Авторы первой статьи предполагали, что дело в композиторском даре Моцарта и сложности его музыки: возможно, замысловатые переплетения мелодических линий каким-то образом стимулируют мышление и делают нас креативнее. Но современные исследователи, в том числе Виктория Уильямсон, считают, что все намного проще.
Музыка улучшает настроение, бодрит и этого прилива сил как раз хватает на решение небольшого теста.
Это подтверждают несколько экспериментов. Например, канадский психолог Гленн Шелленберг ради науки вспомнил юность и опыт игры в синти-поп-группе. Он взял ту же сонату Моцарта, что и авторы исследования 1993 года, и записал несколько ее новых версий — в быстром и медленном темпе, в мажоре и миноре. Лад и темп оказались действительно важны. В том же тесте на пространственное мышление те, кто слушал быструю мажорную версию, набрали в среднем 16 очков, а те, кому досталась медленная минорная, только 8. В другом эксперименте Шелленберг и коллеги подтвердили, что печальная музыка снижает результаты тестов. Воздействие сонаты Моцарта сравнили с эффектом знаменитого Адажио Альбинони, и оказалось, что, хоть это произведение и не назовешь простым, оно не помогало решать задачи лучше.
Соната для двух фортепиано ре мажор Моцарта, воздействие которой изучал Шелленберг
Итак, умнее нас делают не столько мелодии, сколько хорошее настроение. На это указывает еще один опыт тех же ученых. На сей раз одной группе добровольцев включили Моцарта, а другой — аудиокнигу Стивена Кинга. Выяснилось, что рассказы короля ужасов тоже неплохо повышают результаты тестов, особенно у поклонников Кинга.
Так что если вы хотите слушать музыку с пользой для себя, выбирайте любую, лишь бы она нравилась именно вам, и положительный эффект — хорошее настроение — не заставит себя ждать.
Играй как можешь: как занятия музыкой помогают развиваться
Значит ли это, что волна интереса к «эффекту Моцарта» не принесла ничего хорошего? Вовсе нет. Дискуссии вокруг этой проблемы помогли тем, кто считали классику скучной или чересчур сложной, заинтересоваться ею и по-новому услышать давно знакомые мелодии. Но, что еще важнее, благодаря разговорам о пользе классики многие родители задумались о том, чтобы дать своим детям хотя бы начатки музыкального образования. Уроки музыки обязательны далеко не везде, а зря: в их эффективности наука не сомневается.
Многие ученые считают, что занятия музыкой (сюда входят и пение, и игра на инструментах, и другие формы обучения) помогают также развивать множество навыков, непосредственно не нужных для извлечения звуков. Например, исследователи из Гарвардской медицинской школы заметили связь между образованием и успешным выполнением заданий.
В их эксперименте поучаствовали 59 десятилетних детей, из них две трети учились играть на клавишных или струнных инструментах не менее трех лет. Как и ожидалось, те, кто учился музыке, лучше проходили тесты на мелкую моторику и распознавание разницы в высоте звуков. Но вдобавок они обошли немузыкальных ровесников и в других заданиях.
Словарный запас у юных пианистов и скрипачей оказался в среднем больше, а результаты тестов на наглядно-образное мышление — выше.
Как уроки музыки развивают эти способности? Есть несколько версий. Во-первых, игра на инструментах — комплексный процесс, требующий множество навыков. Например, необходимость читать ноты тренирует умение декодировать любые тексты, поэтому нарастить богатый словарный запас становится проще. С другой стороны, родители, которые отправляют детей заниматься музыкой, могут быть в целом сильнее вовлечены в воспитание. Возможно, они больше следят не только за тем, чтобы ребенок регулярно репетировал, но и за тем, как он делает школьные домашние задания или читает. Здесь, конечно, важно не переусердствовать: уроки из-под палки еще никого не сделали счастливым.
Еще один важный момент — мотивация. Ученые недаром работали с детьми, которые не бросили фортепиано или скрипку в течение как минимум трех лет. Вероятно, у них высок и общий уровень мотивации к учебе, они не отказываются от сложных задач при первых трудностях, отсюда и успех.
Похожее исследование проводят ученые из Университета Южной Калифорнии в течение 5 лет. Они наблюдают почти за 70 детьми из небогатых семей, живущих в окрестностях Лос-Анджелеса. Треть участников наблюдений играли в молодежном оркестре, и время от времени всех детей обследовали с помощью МРТ. Ученые обнаружили, что спустя два года занятий структуры мозга «музыкантов» и «немузыкантов» различались. У детей, которые играли в оркестре, активнее развивались зоны, связанные с обработкой звука.
Их мозг работал по-другому и в ситуациях, не связанных с музыкой. Детям предлагали выполнить тест Струпа: им показывали карточки с названиями цветов и оттенков, но при этом цвет надписи и название цвета не совпадали (например, слово «красный» было написано зеленым). Оказалось, что при выполнении задания у оркестрантов нейронная активность выше. Впрочем, дело может быть не только в музыке: подобный эффект наблюдался и у детей, которые активно занимались спортом. Возможно, развитию мозга способствует не столько музыка, сколько наличие хобби и связанной с ним мотивации, вовлеченности в работу команды.
Не только дети: как музыка помогает взрослым?
Итак, тем, кто с детства играл на скрипке, пел в хоре или записывал с одноклассниками рэп, крупно повезло. Но значит ли это, что для взрослых все потеряно? Конечно, нет. Увлечение музыкой не только делает взрослую жизнь ярче, но и защищает мозг от неизбежных возрастных изменений.
Играть или петь полезнее, чем просто слушать. Ученые выяснили, что у тех, кто когда-либо в жизни играл на музыкальных инструментах, в среднем реже развивалась деменция.
Почему так происходит, ученые пока не знают. Возможно, занятия музыкой прокачивают много навыков одновременно — этим иногда объясняют и ее пользу для детей. Есть и другая версия: музыка усиливает способность мозга компенсировать пробелы в работе одних областей с помощью других.
К похожим выводам пришли испанские исследователи. Проанализировав 13 научных работ, они подтвердили: музыкальные занятия действительно помогают сохранять ясность рассудка в зрелом и пожилом возрасте. Они улучшают внимание, способность к рассуждению и скорость обработки информации. При этом у взрослых этот эффект, увы, не накапливается — когда человек перестает играть или петь, все бонусы быстро сходят на нет.
Еще одна сфера, где музыка незаменима, — профилактика бессонницы и других проблем со сном. Прослушивание музыки по вечерам действительно успокаивает и помогает легче засыпать, причем этот эффект накапливается. Какую же музыку лучше слушать перед сном? Тут мнения ученых расходятся. Некоторые считают, что эффективны только композиции в медленном темпе (около 60 bpm).
Впрочем, судя по опросу, который провели Виктория Уильямсон и ее коллеги, засыпать помогает самая разная музыка. 650 респондентов назвали 545 исполнителей в 14 разных жанрах, которых чаще всего слушают, чтобы расслабиться и уснуть. Чаще всего опрошенные упоминали произведения Иоганна Себастьяна Баха, а второе место занял Эд Ширан, обогнав Моцарта. Главное, чтобы композиция не вызывала ярких воспоминаний: слушать перед сном «вашу песню» вскоре после расставания — явно не лучший выбор.
Это далеко не все доводы, говорящие о пользе музыки в любом возрасте. Мы не упомянули, например, о музыкотерапии, эффективно помогающей людям с различными заболеваниями. На протяжении тысячелетий не меняется главное: ритм и мелодия по-прежнему способны воздействовать на нас. Слушайте, играйте и пойте песни, которые вам нравятся, ведь это один из самых приятных способов позаботиться о себе в будущем.
Источник
Фото: Unplash.com.
Давно известно, что классическая музыка положительно влияет на мозг человека (и не только человека, она полезна и для цветов). Поэтому ученые задумались: а можно ли использовать классику для полноценного развития мозга и повышения IQ? Так появилось явление, которое назвали «эффектом Моцарта». В медицинских кругах до сих пор не утихает спор: действительно ли оно существует или это лишь псевдонаучный миф?
С чего все начиналось?
Первыми испытуемыми в «музыкально-классическом» эксперименте стали крысы. Ученые запустили их в лабиринт и засекли, за какое время грызуны преодолевают препятствие.
После этого мохнатым «добровольцам» включили музыку. Половина крыс наслаждалась сонатой до-мажор Моцарта по 12 часов в день, вторая половина слушала какофонию из звуков. После этого их снова запустили в лабиринт. Выяснилось, что те крысы, которые слушали Моцарта, преодолевают препятствия на 27% быстрее, чем раньше, и совершают на 37% меньше ошибок.
Значит, музыка способна развить интеллект? Ученые решили проверить это на людях.
Музыкальные эксперименты и люди
В 1993 году исследователи Френсис Раушер и Дэвид Шоу из Колумбийского университета предложили группе добровольцев прослушать музыку Моцарта, а потом – пройти тест на пространственное мышление.
После музыкальной паузы добровольцы решали задачи быстрее, чем обычно, и были лучше сосредоточены. Таким образом, ученые выяснили, что композиции Моцарта отлично влияют на когнитивные функции. Правда, уже через 15 минут они пришли в норму, то есть вернулись к своему естественному уровню.
Почему именно Моцарт?
В Университете штата Иллинойс рассортировали музыку разных жанров по длине волны. Ученых интересовало, в каком жанре длина волны ближе всего к 20-30 секундам, то есть ритму нервной системы человека.
Выяснилось, что дальше всего от природного человеческого ритма находится попса. А ближе всего – музыка Моцарта. Из всей классики именно она лучше всего воссоздает 30-секундный ритм с повышением и понижением громкости, который отвечает потребностям нашего организма.
Еще один секрет музыки Моцарта – ее высокая частота, 3000-8000 Гц. Они вызывают большой резонанс в коре мозга и отлично стимулируют память и концентрацию внимания.
Аргументы «за»
Конечно, музыка Моцарта, как и вся классическая музыка, полезна для мозга. Но способна ли она повысить интеллект раз и навсегда? Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению. У «эффекта Моцарта» есть и сторонники, и противники.
Один из аргументов тех, кто придерживается теории о благотворном влиянии его музыки на мозг, – калифорнийское исследование при участии трех групп добровольцев. Первая группа сидела в тишине, второй включали аудиокнигу, а третьей — сонату Моцарта.
В итоге тесты на IQ улучшились:
- в первой группе – на 14%;
- во второй группе – на 11%;
- в третьей группе – на 62%.
Подобные результаты получили и европейские исследователи. Они также выяснили, что повышение умственных способностей не связано с личными музыкальными пристрастиями. Музыка Моцарта улучшала концентрацию даже у тех, кто не любит классическую музыку вообще и Моцарта в частности. При этом для положительного результата достаточно пяти минут прослушивания.
Особенно восприимчивы к музыке оказались дети, причем этот эффект наблюдался еще до их рождения. Врачи выяснили, что наушники, приложенные к маминому животу, улучшают внутриутробное развитие мозга.
В 1997 вышла книга Дона Кэмпбелла «Эффект Моцарта: сила музыки – исцелит тело, укрепит ум и раскроет творческий дух». Кэмпбелл называет музыку Моцарта буквально лекарством от всего. Он считает, что его композиции способны улучшить работу мозга и повысить IQ навсегда. Для сторонников «эффекта Моцарта» эта книга стала настоящей библией.
Аргументы «против»
Не все ученые согласны с волшебной силой «эффекта Моцарта». Раушер и Шоу, на исследование которых ссылаются его сторонники, отмечали увеличение когнитивных способностей всего на 15 минут – слишком мало, чтобы говорить о полноценном развитии мозга.
По мнению противников «эффекта Моцарта», его популярность вызвана неправильной подачей в СМИ. Те восприняли исследование Раушера и Шоу как доказательство того, что классическая музыка обладает чудодейственной силой. Однако это не так.
В 1999 году сразу две группы исследователей вернулись к изучению «эффекта Моцарта». Они подтвердили изначальный вывод: музыка австрийского музыканта благотворно воздействует на пространственное мышление. Но эффект этот временный, и ожидать существенного повышения IQ ожидать не стоит.
Моцарт и его произведения помогают решить только конкретные задачи. Например, их прослушивание во время работы или учебы может повысить продуктивность. Но подобным эффектом обладает любая музыка, которая вам нравится.
Таким образом, музыка Моцарта не будет лишней во время работы. Но воспринимать ее как волшебное средство для повышения уровня интеллекта не стоит.
Источник