Какая орфограмма в корне слова полезный
Трудности в правописании гласных встречаются тогда, когда звук находится в безударном положении и поэтому слышится неясно. В этом месте может возникнуть ошибка.
Пример:
землЯ, хорошО, светлО.
Безударные гласные в корне, проверяемые ударением
Чтобы не ошибиться в написании слов с безударным гласным в корне, нужно изменить это слово или подобрать однокоренное так, чтобы этот гласный находился под ударением (в сильной позиции).
Пример:
землЯ — зЕмли, светлО — свЕт.
В некоторых словах безударный гласный корня нельзя проверить ударением, так как во всех однокоренных словах этот гласный безударный.
Пример:
хорошО, хорОшенький, хорошИст, прихорАшиваться…
Такие слова называются словами с непроверяемыми гласными. Правописание этих слов нужно проверять по словарю и запоминать.
Пример:
портфель, собака, вестибюль, вокзал, пальто…
Гласные О/Ё после шипящих в корне слова. И/Ы после Ц
В корне слова после шипящих под ударением пишется ё, если можно подобрать однокоренное слово, в котором пишется е.
Пример:
шЕпот — шЕпчет, жЁлтый — жЕлтеть.
Если подобрать проверочное слово нельзя, пишется о.
Пример:
жОкей, шОмпол, шОрох.
В корне слова после ц и в существительных, оканчивающихся на –ция, пишется и.
Пример:
циферблат, цирк, акация, акция.
Исключения: цыган, цыпочки, цыплёнок, цыкнуть.
Чередование гласных в корне слова
Чередование е/и
В корнях с чередующимися гласными е/и (пер–/пир–, мер–/мир–, стел–/стил–, бер–/бир–, дер–/дир– и др.) буква и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс –а–.
Пример:
выбирать — выберут, умирать — умереть, расстилать — расстелить, раздирать — раздерут, запирать — запереть, блистать — блестеть.
Чередование а/о
1. В корнях лаг–/лож– и кас–/кос– буква а пишется, если за корнем идёт суффикс –а–.
Пример:
полагать — положить, касаться — коснуться.
2. В корне гар–/гор– в безударном положении пишется о (под ударением — а).
Пример:
загорЕть — загорАть, загорЕлый, но загАр.
Исключение: вЫгарки.
3. В корне зар–/зор– в безударном положении пишется а (под ударением бывает и а, и о).
Пример:
зарЯ, зарнИца, озарЁнный, но зОри, зАрево.
4. В корне раст– гласный а без ударения пишется перед ст и щ; перед с, без т пишется о.
Пример:
возраст, наращение, но росла.
Исключение: Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль.
Корни с полногласием и неполногласием
Корни с неполногласием (из старославянского языка) | Корни с полногласием (исконно русские) |
–ра–, –ла–, –ре–, –ле– Бразды, охлаждение, возглас, оглавление, ограда | –оро–, –оло–, –ере–, –ело–/–оло– борозда, холод, голос, голова, огородить |
Правописание согласных в корне слова
Проверяемые и непроизносимые согласные
Чтобы правильно написать согласный в корне слова, нужно изменить слово или подобрать к нему однокоренное, в котором после проверяемого согласного стоял бы гласный или согласные л, м, н, р.
Пример:
дуб — дубок, наряд — нарядный, тростник — тростинка, солнце — солнышко.
Написание некоторых слов с непроизносимым согласным нельзя проверить подбором родственного слова. Такие слова надо запомнить или проверять по словарю.
Пример:
праздник, чувство, лестница.
Правописание удвоенных согласных
Обрати внимание!
Написание слов с удвоенными согласными нужно запоминать или проверять по словарю: телеграмма, грамматика, стеллаж, искусство.
Чередование согласных в корне слова
Корень в родственных словах, как правило, всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда в слове происходят чередования звуков. Следует запомнить некоторые исторические чередования, чтобы уметь правильно найти корень в слове.
Пример:
г//ж//з — друг — дружить — друзья;
т//ч//щ — свет — свеча — освещение;
д//ж//жд — труд — тружусь — утруждать;
б//бл — любовь — люблю;
в//вл — ловить — ловля;
м//мл — ломить — преломление;
п//пл — лупить — луплю…
Источники:
Быстрова Е. А., Кибирева Л. В., Гостева Ю. Н. «Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений». — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. — 280 с.
Русский язык. 5 класс. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. М.: 2007 — 303 с.
Источник
Орфограммы корня:
1. Безударные гласные (а, о, и, е, я) в корне:
а) непроверяемые — словарное слово — запоминаем. Например: корзина, молоко;
б) проверяемые — ищем проверочное слово.
Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо изменить это слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным. Например: вода — воды, водный.
Слова с двумя безударными гласными в корне проверяют двумя проверочными словами. Например: золотой — золото, позолота.
2. Согласные в корне:
а) непроверяемые — удвоенные согласные — запоминаем. Например: грамм, масса, аллея.
б) проверяемые — парные согласные — ищем проверочное слово.
б в г д з ж
п ф к т с ш
Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо изменить это слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного стоял бы гласный или н.
Например: книжка — книжечка, книжный, дуб -дубы.
в) непроизносимые согласные
В корнях некоторых слов звуки [в, д, л, т] не произносятся, а буквы в, д, л, т пишутся.
Чтобы проверить непроизносимый согласный в корне слова, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы этот звук хорошо слышался.
Например: известный — вести, звёздный — звезда, но ужасный — ужасы.
Правописание приставок.
Приставка — это часть слова, и на письме её нельзя отделять от корня.
Приставки о-, об — (обо-), от — (ото-), до-, по-, под — (подо-), про-, за-, на-, над-, в — (во-), с — (со-), вы-, пере- пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся.
Предлог и приставка.
В русском языке есть одинаковые предлоги и приставки: в, во, за, на, над, по, под, про, с, о, об, от.
Между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить другое слово или вопрос. Например: на (какой?) траве, на зелёной траве.
Предлоги никогда не стоят перед глаголами.
———————————————————————————————————————————-
Орфограммы корня:
1. Безударные гласные (а, о, и, е, я) в корне:
а) непроверяемые — словарное слово — запоминаем. Например: корзина, молоко;
б) проверяемые — ищем проверочное слово.
Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо изменить это слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным. Например: вода — воды, водный.
Слова с двумя безударными гласными в корне проверяют двумя проверочными словами. Например: золотой — золото, позолота.
2. Согласные в корне:
а) непроверяемые — удвоенные согласные — запоминаем. Например: грамм, масса, аллея.
б) проверяемые — парные согласные — ищем проверочное слово.
б в г д з ж
п ф к т с ш
Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо изменить это слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного стоял бы гласный или н.
Например: книжка — книжечка, книжный, дуб -дубы.
в) непроизносимые согласные
В корнях некоторых слов звуки [в, д, л, т] не произносятся, а буквы в, д, л, т пишутся.
Чтобы проверить непроизносимый согласный в корне слова, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы этот звук хорошо слышался.
Например: известный — вести, звёздный — звезда, но ужасный — ужасы.
Правописание приставок.
Приставка — это часть слова, и на письме её нельзя отделять от корня.
Приставки о-, об — (обо-), от — (ото-), до-, по-, под — (подо-), про-, за-, на-, над-, в — (во-), с — (со-), вы-, пере- пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся.
Предлог и приставка.
В русском языке есть одинаковые предлоги и приставки: в, во, за, на, над, по, под, про, с, о, об, от.
Между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить другое слово или вопрос. Например: на (какой?) траве, на зелёной траве.
Предлоги никогда не стоят перед глаголами.
Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое (грамматическая основа)
Подлежащее — кто? что? выполняет действие
Сказуемое — что делает? что сделает? что будет делать? и т.д.
Второстепенные члены предложения:
Обстоятельство — обозначает место, время, каким образом происходит действие.
Отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? как? каким образом?
Определение — обозначает признаки предметов, принадлежность чему либо.
Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?
Дополнение — обозначает предметы. Отвечает на падежные вопросы (кроме И.п.): кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём?
Образец синтаксического разбора простого предложения:
прил. сущ. гл. прил. сущ.
В синем небе светит яркое солнышко.4
(Простое, распростр., повеств., невоскл., ничем не осложнено.)
Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое (грамматическая основа)
Подлежащее — кто? что? выполняет действие
Сказуемое — что делает? что сделает? что будет делать? и т.д.
Второстепенные члены предложения:
Обстоятельство — обозначает место, время, каким образом происходит действие.
Отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? как? каким образом?
Определение — обозначает признаки предметов, принадлежность чему либо.
Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?
Дополнение — обозначает предметы. Отвечает на падежные вопросы (кроме И.п.): кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём?
Образец синтаксического разбора простого предложения:
прил. сущ. гл. прил. сущ.
В синем небе светит яркое солнышко.4
(Простое, распростр., повеств., невоскл., ничем не осложнено.)
Источник
Дети забывают именно эти основные орфограммы, перед ВПР (всероссиийская проверочная работа).
Если не уделить им должного внимания во время обучения в 1-4 классе, то придется понервничать родителям во время сдачи ребенком ВПР в четвертом классе, а ребенку просидеть несколько часов повторяя их.
Орфограммы, которые нужно повторить перед ВПР
1. Орфограмма «Буквы И, А, У после шипящих» — это правило дети проходят в 1-ом классе, но многие к 4-му о нем вообще не помнят.
- Cочетания ЖИ, ШИ пишутся с буквой И (ЖИть, уЖИ, ШИрма, камыШИ).
- Cочетания ЧА, ЩА пишутся с буквой А (ЧАйка, даЧА, роЩА, чаЩА).
- Cочетания ЧУ, ЩУ пишутся с буквой У (ЧУдо, криЧУ, ЩУка, таЩУ).
2. Орфограмма «Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН» — об этой орфограмме вообще мало кто помнит и часто дети именно в ней допускают ошибки.
Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН пишутся БЕЗ мягкого знака (Ь) (удоЧКа, ночной, коНЧик, моЩНый).
3. Орфограмма «Буквы И и Ы после буквы Ц»
- Пиши Ы – в окончаниях слов и в суффиксе –ЫН (купЦЫ , спиЦЫ , бойцы , куницы ,Спицын).
- Пиши И – в остальных случаях после Ц пишется и (ЦИркуль, ЦИфры, ЦИтрусовые).
Слова исключения
Очень легко запомнить, с помощью коротенькой скороговорки.
ЦЫган на ЦЫпочках ЦЫпленку ЦЫцнул ЦЫц
4. Орфограмма «Разделительный Ь и Ъ»
Пишется Ь знак — перед Е, Ё, И, Ю, Я в корне слова или перед окончанием (вЬЮга, серЬЁзный, друзЬЯ , семЬЯ). В некоторых иностранных словах перед О (медалЬОн, почтальон, шампиньон)
Пишется Ъ знак – перед Е, Ё, Ю, Я
- После приставок, которые оканчиваются на согласную (поДЪезд, СЪёмка, оБЪяснить).
- В иностранных словах (объект, адъютант, субъект).
- В сложных словах с первой частью ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ— (ДВУХъякорный, ТРЁХъярусный).
5. Орфограмма «Безударные гласные в корне слова» — чаще всего просто забывают проверять.
Чтобы проверить, какой буквой обозначает безударный гласный звук в слове, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным (сОва — сОвы; примЕрять (мЕрка) одежду; примИрять (мИр) друзей).
6. Орфограмма «Проверяемые согласные в корне слова» — всегда просите ребенка проговаривать слова, и если сомневается как писать обязательно проверять эту орфограмму.
Чтобы проверить, какой буквой обозначить парный по глухости — звонкости согласный звук, нужно изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: глаЗ — глаЗА, гриБ — гриБЫ, лоДка — лоДОчка, подскаЗка — подскаЗЫвать.
7. Орфограмма «-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах» — часто в этой орфограмме дети допускают ошибки, потому что не могут правильно поставить вопрос.
Чтобы не ошибаться в написании -ТСЯ и -ТЬСЯ, нужно ставить к глаголам вопросы: что делатЬ? смеятЬся, что делает? смеётся.
- Если мягкий знак (Ь) есть в вопросе, то он ПИШЕТСЯ и в глаголе.
- Если вопросе НЕТ мягкого знака (Ь) нет, то и в глаголе он НЕ пишется.
8. Орфограмма «Гласные и согласные в приставках» — одна из часто забываемых орфограмм.
- В безударных приставках ДО-, О-, ОТ-, ПО-, ПОД-, ПРО- пишется буква О (ДОлетел, Опоздал, ОТплыл, ПОговорил, ПОДписал, ПРОшёл).
- В безударных приставках ЗА-, НА-, НАД- пишется буква А (ЗАгрустил, НАписал, НАдкусить).
- В руссом языке есть приставка С- и НЕТ приставки З- (Сдать, Сгореть, Сходить) — это правило необходимо запомнить.
9. Орфограмма «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» — одна из самых сложных орфограмм для запоминания младшими школьниками.
ПРИ-
— близость к чему-либо: ПРИшкольный участок (участок около школы), ПРИдорожная трава (трава у дороги);
— приближение, прибавление, присоединение к чему-либо: ПРИбежал к финишу (приблизился
к финишу, ПРИшить пуговицу (присоединить пуговицу к ткани);
— неполное действие: ПРИкрыть (не полностью закрыть), ПРИглушить звук (немного заглушить, не выключив полностью);
ПРЕ-
— близкое к слову очень или слишком: ПРЕзлой (очень злой), ПРЕмного (очень много);
— близкое к приставке ПЕРЕ-: ПРЕградить дорогу (перегородить дорогу чем-либо).
10. Орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова»
Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо (месТность (месТо), позДний (опозДать), НО: ужаСНый (ужаСен), интереСНый (интереСен), прекраСНый (прекраСен).
Т.О. в статье собрана подборка основных орфограмм, которые дети часто забывают на ВПР.
Детские страхи и борьба с ними
Опубликовано: 21.03.2018
В статье рассмотрим что такое детские страхи, откуда они берутся и как с ними бороться.Читать далее
2 комментария
Сквернословие у детей
Опубликовано: 02.04.2018
В статье рассказывается о причинах употребления у детей скверных слов и способах борьбы с этим.Читать далее
1 комментарий
Чем занять детей в дороге?
Опубликовано: 04.03.2018
В статье рассказывается о том, чем можно занять ребенка в дороге.Читать далее
нет комментариев
Трудности адаптации пятиклассников в школе
Опубликовано: 21.05.2018
Статистика показывает, что больше чем у 30% школьников падает успеваемость из-за того, что они начинают приходить в пятый класс.Читать далее
нет комментариев
Как воспитать вундеркинда?
Опубликовано: 08.05.2018
В статье речь пойдет о нескольких этапах становления ребенка-вундеркинда и о роли мам и пап в этом процессе.Читать далее
нет комментариев
Источник
Орфограмма – это написание слов, соответствующее правилам орфографии или сложившейся языковой традиции. Это те места в словах, где школьники чаще всего допускают ошибки. Многочисленная и разнообразная группа под названием орфограммы в корне слова связана с правописанием гласных и согласных….
Особенности
Работая с изучаемой орфограммой в корне, школьник не задумывается о ее месте в ряду остальных, хотя корневые орфограммы образуют стройную, логически обоснованную систему. Сходные случаи требуют одинаковых способов проверки. Ошибок можно избежать, если научиться правильно выделять в словах приставки, суффиксы, окончания и особенно корневые орфограммы, определять их место в ряду других и проводить проверку, применяя правило, или заглядывая в орфографический словарь.
Важно! Прежде, чем начинать проверку, надо установить, в какой морфеме (части слова) находится проверяемая буква. Распространенная ошибка – применение к одной морфеме правила для другой или попытка проверить, например, гласную в суффиксе с помощью гласной в окончании родственного слова.
Область применения правила
Корень – общая часть родственных слов, но это не означает, что он во всех случаях будет одинаковым. Чередования, наращения, выпадения звуков и букв делают его трудно узнаваемым. В русском языке встречается даже нулевой (в слове вынуть), который лишен звукового и буквенного выражения, а проявляется только в других формах этого слова.
Правильно выделить нужную морфему возможно только путем подбора и сравнения однокоренных слов. При этом необходимо учитывать их значение. Например, будут ли родственными слова гора и гореть? На первый взгляд морфема -гор- в них выглядит одинаково, но общего в смысловом значении этих слов не найти, значит, родства между ними нет. Разными будут и способы проверки.
Разновидности
Корневые орфограммы можно разделить на 4 группы:
- непроверяемые,
- проверяемые,
- чередующиеся,
- выбираемые.
От принадлежности их к определенной группе зависят пути выбора нужной буквы. Как выделить орфограмму: обозначьте морфему, проверяемую букву подчеркните одной чертой. Этот способ поможет вам писать слова правильно.
Непроверяемые
Эта разновидность включает в себя несколько орфограмм. Непроверяемыми могут быть:
- безударные гласные,
- согласные: неясные, парные по звонкости-глухости, непроизносимые, удвоенные.
Объединяет их невозможность обойтись при затруднениях без словаря.
Проверяемые
Проверяемые орфограммы в корне слова регулируют выбор букв на месте звука в слабой позиции, написание которых устанавливается подбором проверочных слов или форм,где гласный или согласный звук ставится в сильную позицию и хорошо слышен. Как проверяется орфограмма в корне слова, примеры:
Для гласных сильная позиция – ударная. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, требуется подыскать родственное, в котором она находится под ударением, или изменить данное таким образом, чтобы сомнительная буква стала ударной:
гора́ – го́рка, в го́ры.
Неясные парные звонкие и глухие согласные отчетливо слышны перед гласными, сонорными. Непроизносимые проявляются также на конце слова. Здесь тоже поможет проверочное слово или изменение формы:
- дуб – дубок, дубы,
- честный – честь, честен.
- весна – весенний, вёсен.
В последнем случае по аналогии с предыдущим хочется вставить непроизносимую согласную, но проверка показывает, что ее там нет.
Есть еще один способ проверки безударных гласных, но подходит он не для всех слов, а только для содержащих определенные сочетания букв. В современном русском языке сохранились следы как древнерусского, так и церковнославянского. В первом существовало полногласие, то есть каждый слог оканчивался на гласную. Второй допускал неполногласные сочетания – согласные, не разъединенные гласными. На формирование языка влияли оба, и теперь существуют морфемы, которые в одних словах содержат древнерусский вариант, в других соответствующий ему старославянский. С помощью чередования полногласных и неполногласных сочетаний проверяется орфограмма в корне слова: примеры их взаимной замены приведены в таблице:
Древнерусский вариант | Церковнославянский вариант | Примеры |
-оро- | -ра- | город ограда |
-оло- | -ла- | полотно платок |
-оло- | -ле- | молоко млечный |
-ере- | -ре- | берег прибрежный |
Два разных варианта заменяют друг друга только в таких парах, так что один проверяется наличием в родственных словах другого. Теперь, зная о существовании слова младший, молодой через А уже не напишешь. Неполногласные формы также встречаются вместо привычных нам современных в торжественных поэтических произведениях прошлых веков, и их наличие указывает на современное правописание.
«ОЁ после шипящих» также относится к проверяемым, но подбирать для проверки приходится не слова с ударным вариантом, а однокоренные, где на этом месте появляется Е. Если такие варианты нашлись, в корне пишется Ё, если нет – тогда О (шёпот – шептать, шорох – родственных с Е нет).
Виды орфограмм в корне
Чередования
Иметь варианты употребления могут и гласные, и согласные, но основные трудности связаны с выбором первых.
ВАЖНО! Чередования и проверяемые орфограммы в корне слова подчиняются разным правилам, проверять их одинаково невозможно.
Что представляют собой орфограммы корней с чередованием гласных и чем отличаются от них проверяемые орфограммы в корне слова. Слово с чередующейся гласной, внешне похожее на другое, отличается от него значением. Примирять (друзей) – проверочное слово мир. Примерять одежду – подбирать проверочное слово, чтобы проверить безударную гласную в корне, ни в коем случае нельзя, здесь чередование.
Чередующиеся гласные не проясняются постановкой в сильную позицию, как проверяемые орфограммы в корне. Например, слова слова с корнем лаг-лож и прочие случаи с чередованиями требуют иных способов проверки.
Правописание гласных в корне с чередующимися согласными зависит от одной из четырех причин.
Последующие согласные
В корне -раст-(-ращ-)//-рос- перед Щ и сочетанием СТ пишется А, а перед С без последующей Т – всегда О. Исключения – имена собственные Ростов и Ростислав, нарицательные росток и ростовщик пишутся через О, а слово отрасль – через А. В список данного типа не включены . Причины будут разъяснены ниже.
Суффикс -а-
От суффикса -а- зависит выбор гласной И: выберешь – выбираешь, раздерет – продираться, выжечь – выжигать, презреть – презирать, замереть – замирать, отпереть – отпирать, застелить – расстилается, вытереть – стирать, вычет – вычитание, блестящий – блистать,
гласной А: кос-//-кас- (коснуться – касание)
сочетания ИМ, ИН на месте А (Я):
- нажать – сжимать
- понять – принимать
- клясть – проклинать
- начало – начинать
- измять – сминать
Слова с корнем -лаг-//-лож- подчиняются обоим названным правилам. А пишется перед Г, но в тех же словах всегда есть и суффикс -а- (положить – слагаемое), так что для их проверки годятся два способа.
Ударение
В словах с чередованиями:
- -гор-//-гар (горе́ть – зага́р),
- -клон-//-клан- (наклони́ться – кла́няться),
- -коп-//-кап- (вскопа́ть – выка́пывать),
- -молч-//-малч- (молча́ть – ума́лчивать),
- -морг-//-марг- (моргну́ть – сма́ргивать),
- -позд-//-пазд- (опозда́ть – запа́здывать),
- -порх-//-парх- (вспорхну́ть – перепа́рхивать),
- -стой-//-стай- (стоя́ть – наста́ивать),
- -твор-//-твар- (твори́ть – тва́рь),
- -толк-//-талк- (толкну́ть – ста́лкивать),
- -тороп-//-торап- (торопи́ться – потора́пливать) –
в неясных случаях (без ударения) употребляется буква О.
Правописание гласных в корне -зар-//-зор- (заря́ – зо́рька) подчиняется обратному закону: без ударения в нем пишется А.
Исключение составляют диалектные и специальные слова вы́гар (вы́гарь), вы́гарки, при́гарь, и́згарь, зорева́ть, не подчиняющиеся правилу.
Ударение в словах
Оттенки значения
Смысловыми оттенками также определяется орфограмма в корне слова. Примеры выбора гласной по данному признаку:
-мак-//-мок- (макать – промокать): первый вариант пишется в словах со значением погружения в жидкость, второй – способности пропускать жидкость, пропитываться ею.
-плав-//-плыв-//-плов- (плавучий – плывун – пловец): способность держаться на плаву/направленно двигаться в потоке/совмещение обоих значений.
-скак-//-скок- (скакать – вскочить): многократное или длительное действие/однократное. Исключение – скачок.
-равн-//-ровн- (уравнение – подровнять): смысловая связь с понятиями равный (одинаковый) и ровный. Команда «Равняйсь!» и слово равнина – не исключения, как на первый взгляд кажется. «Равняйсь!» требование не встать ровно, а встать одинаково. А равнина – не ровная поверхность, на ней есть холмы и ямы, а равная по высоте уровню моря.
Чередующиеся согласные не влекут трудностей правописания, их наличие учитывается только при выделении морфемы.
Выбираемые гласные
Выбираемые корневые орфограммы включают случаи, в которых выбор буквы зависит от ее окружения в слове.
К выбираемым относятся гласные после шипящих и Ц, написание которых устанавливается несколькими правилами:
- жи-ши, ча-ща, чу-щу – сочетания, в которых не пишется Ы, Я, Ю, за исключением заимствованных из французского языка слов жюри, жюльен, парашют, брошюра, иноязычных имен и фамилий типа Жюли, Чюрлёнис, Мкртчян, а также русских, в которых традиционно закрепилось определенное написание,
- после Ц пишется И (кроме слов цыпленок, цыган, цыц, цыкнуть, на цыпочках).
Также в эту группу входит правило, согласно которому И, стоявшая в начале слова, меняется на Ы после приставок на согласный, кроме сверх- (интересный – безынтересный сверхинтересный).
Часть 1. Орфограммы в корне гласные
Русский язык. Орфография: Проверяемые безударные гласные в корне.
Вывод
Правила, регулирующие написание рассмотренных вариантов, к другим морфемам не применимы. Исключений только два: способ выбора И-Ы, Я-А, Ю-У распространяется на орфограмму в любой морфеме, а замена И на Ы действует и там, где основа после приставки на согласный начиналась с приставки из- (ис-). В остальных случаях выбор буквы требует иных способов проверки.
Источник