Какая пища полезна для здоровья 2 класс
Урок основы здоровья
2 класс
Тема. Пища, полезная для здоровья. Выбор полезнойдля здоровья пищи.
Цель:ознакомить с правилами полноценного питания; формировать понятие «правильное питание», навыки культурного поведения за столом; развивать • память; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к здоровью.
Оборудование: таблица витаминов; карточки с изображениями продуктов питания; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
О каких правилах личной гигиены вы рассказали друзьям?
III.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Что такое гигиена?
К/нс нужно ухаживать за ногтями, ушами, кожей?
Кик правильно мыть руки?
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Пища — наше тепло, энергия, рост и здоровье
(Сказка)
Давным-давно в некотором царстве жили-были король с королевой. И была у них одна-единственная дочь-принцесса. Была она веселая и жизнерадостная, танцевала и пела, как колокольчик. Ее пение и заразительный смех были слышны во всех уголках дворца. Не могли налюбоваться ею родители и все придворные.
Каждое утро принцесса выходила на луг. Вместе с детьми она бегала, прыгала и веселилась. И, глядя на счастливые лица детей, радовались все жители королевства.
Но однажды принцесса не вышла гулять. Дети долго ждали принцессу, но девочки не было. Она заболела. С каждым днем она становилась слабее, бледнее и гасла на глазах несчастных родителей.
Король очень любил свою единственную дочь. Он ничего не жалел для ее лечения. Из далеких заморских стран приглашал врачейи колдунов. Они привозили разнообразные лекарства и травы. 11о ничего не помогало.
Дети, с которыми дружила принцесса, каждое утро ждали ее, но она не выходила. И тогда они решили пойти к старому доброму колдуну, жившему на краю королевства, и попросить его вылечить принцессу.
На следующее утро ко дворцу подошел старец с длинной седой бородой. Это был добрый колдун. Королевская стража остановила ого у ворот. Узнав, что он добрый колдун и пришел, чтобы вылечить принцессу, они его пропустили.
Колдун поставил одно условие: говорить с принцессой наедине. Король долго не соглашался, но потом дал знак и колдуна проводили в комнату принцессы. Девочка лежала в кровати бледная и грустная. Она смотрела на старца полными слез глазами. В ней тяжело было узнать ту веселую, шаловливую девочку, какой она была раньше.
Колдун тихо подошел к кровати принцессы.
— Скажи, ты хочешь быть здоровой? — спросил он.
Принцесса не ответила, а только горько заплакала.
— Не плачь, — сказал старик и открыл большую сумку.
Девочка думала, что колдун достает какие-то лекарства. Но,
подняв глаза, увидела в руке колдуна большое красивое яблоко и удивленно спросила:
— Что это? Это же обычное яблоко!
Нет! — ответил старик. — Это не обычное яблоко. Дотронься до него. Оно теплое. Ты просто не чувствуешь этого тепла, оно спрятано в середине. Если ты съешь яблоко, оно отдаст тебе свое тепло и ты снова будешь здоровой. Но тепло не только в этом яблоке. Оно и в молоке, масле, хлебе, мясе, яйцах, манной каше, овощах, фруктах и другой пище. Еда отдает людям свое тепло, чтобы они были здоровы.
Принцесса осторожно взяла яблоко из рук колдуна и медленно начала его есть. Постепенно к ней стали возвращаться силы. Когда король зашел в комнату, удивился. Его дочь прыгала и весело смеялась. Рядом, улыбаясь, стоял колдун.
— Как вам удалось ее вылечить? — спросил король.
— Все очень просто, — ответила принцесса. — Нужно хорошо кушать. Ведь пища — это мои лекарства. В пище — наше тепло, энергия, рост и здоровье.
В. Шахненко, Л.Дверниченко, О. Плотницкая.
V. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Сегодня на уроке мы поговорим о правильном питании, здоровой пище и витаминах.
VI. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
1. Беседа.
— Может ли машина или самолет сдвинуться с места без топлива?
Так же и человек. Чтобы расти, бегать, учиться, работать, играть, необходима энергия (сила).
— Откуда она берется?
Энергия вырабатывается организмом из пищи. Пища —. источник энергии. Благодаря ей наш организм поддерживает постоянную температуру. Пища нужна организму и как строительный материал.
Но для того чтобы быть здоровым, нужно знать, как правильно питаться.
Как вы думаете, какая пища полезна? ((! большим количество витаминов.) Что такое витамин?
(Слово «витамин» придумал американский биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество «амин», содержащееся в оболочке ВИООВДГО мерна, жизненно необходимо человеку. Соединив «vita» (ЧТО п переводе с латинского значит «жизнь») с «амин», получили РЛОЮ «иитямин».
Для нормального роста и развития человеческому организму необходимы разнообразные витамины. Обозначаются они буквами .читинского алфавита — А, В, С, D, К и т.д. Человек, который по-дучпот с пищей достаточное количество витаминов, реже болеет, Имеет идоровые волосы, зубы, кожу.
Рассмотрите таблицу витаминов, и вы узнаете, какие витамины лодоржатся в том или ином продукте. (Учитель демонстрирует таблицу китаминов и комментирует ее.)
Витамин
На что влияет
Где содержится
Суточная потреб-
ность
Что возникает
при недостатке
А
деятельность
слизистых
и органа зрения
масло, молоко ,жир, яичный желток, морковь
1,5 мг
расстройство зрения, повреждение слизистых оболочек, высыхание роговицы
ВI
углеводный
обмен веществ
дрожжи, проросшее зерно
1 2 мг
расстройства нервной системы
В2
рост, обмен веществ в клетках
дрожжи, проросшее зерно, яйца, молоко, печенка, овощи
1,5—Змг
расстройства роста и обмена веществ
В6
обмен веществ в тканях
дрожжи, проросшее зерно, яйца, печенка,
сыр, молоко, миндальные орехи
Расстройства нервной деятельности, кожные
болезни
В12
кроветворение
печенка, почки, яичный желток
0,02 мг
анемия (малокровие)
С
обмен веществ в клетках, иммунитет,
кровотворение
овощи, фрукты, грибы, печенка, молоко
50—100 мг
Кровоточивость десен, слабый иммунитет, общая
слабость
D
рост, прочность костей
рыбий жир в коже под действием солнечных
лучей превращается в более активную , форму
400 международных
единиц
рахит
Е
обмен веществ в железах внутренней
секреции
Проросшее зерно, овощи, яйца, молоко
20—30 мг
бесплодие .
К
свертываемость крови
овощи, кишечные бактерии,
печенка
1 мг
кровоточивость
РР
рост и снабжение тканей кислородом
говядина, печенка, морская рыба
14—25 мг
Расстройства нервной системы, язвенная болезнь
Как видите, для того чтобы получать все необходимые витамины, нужно принимать разнообразную пищу, но в определенных количествах.
Есть нужно 4—5 раз в день: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин.
— Как вы понимаете высказывание: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу»?
Переедание приводит к плохому пищеварению, перегрузке организма, болезням. Нужно выходить из-за стола с небольшим чувством голода. «Ешь, да не жирей, будешь здоровей», — учит русская пословица.
2. Чтение сказки.
Зайчик-хвастун
(Сказка)
Давно это было. Произошло это с одним Зайчиком. Он был большим хвастуном и задавакой. Бывает, соберет вокруг себя зверюшек, залезет на пенек и начинает хвастаться:
Я ничего не боюсь! — кричит. — Я все могу! Я самый смелый сильный, самый-самый..!
Все над ним посмеивались. А глупый Зайчик думал, что ему завидуют. Однажды он похвастался Ежу, что сам съест целую корзину овощей и фруктов. Зайцы пытались уговорить его, чтобы не хвастался. На поляне, у пенька, собралось много зверюшек. Пришли зайчики, белочки. Все хотели увидеть интересное зрелище.
На пеньке стояла наполненная овощами и фруктами корзина, к около нее — Зайчик-хвастун. Он ел овощи и фрукты и строил смешные гримасы. Вот какой я, смотрите.
()В0ЩИ и фрукты были вкусные, и Зайчик ел их с большим удовольствием. Корзина постепенно пустела, а живот Зайчика становилсявсе больше. На дне корзины осталось чуть-чуть овощей и фруктов. Есть Зайчик уже не мог. Но стыдно было перед лесными друзьями. И Зайчик через силу съел оставшиеся овощи и фрукты.
К номеру у Зайчика разболелся живот и поднялась температура. Ом лежал и стонал. Его крики были слышны на весь лес. О болезни зайчика узнал Айболит и прибежал на помощь. Осмотрев больного Зайчика, сказал, что виноваты во всем хвастовство и переедание.
Доктор Айболит прописал больному диету и строгий режим питания. Вскоре Зайчик выздоровел. Он больше никогда не хвастался и не ел лишнего.
П. Гребенюк, В. Шахненко
— Какой вывод мы можем сделать? — Часто ли вы переедаете?
3. Практическая работа.
• Игра «Повар».
Класс делится на 5 групп. Группы выбирают один из вариантов принятия пищи: первый завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин. Каждой группе раздается набор карточек с изображенными на них продуктами.
Детям предлагается приготовить блюдо, которое, по их мнению, можно употреблять именно в этот промежуток времени.
• Составление меню.
С помощью таблицы витаминов составьте меню на день.
• Обсуждение вариантов меню.
4. Слово учителя с элементами беседы.
Ешьте свежую и горячую пищу. Избегайте несвежих продуктов. Первое блюдо всегда должно быть жидким. Жидкость
способствует лучшему усвоению пищи. Питание всухомятку приводит к нарушению работы органов пищеварения. А позже — к их заболеванию.
Самой полезной считается вареная пища. Жареные и тушеные продукты — «тяжелые» для организма.
— Как вы понимаете народную мудрость: «Чем дольше жуешь, тем больше проживешь»?
Плохо пережеванная пища плохо усваивается. Она не идет на пользу — перегружает желудок и становится причиной многих заболеваний.
5. Чтение сказки.
Чем дольше жуешь, тем больше проживешь
(Сказка)
На берегу реки Нил жило-было много крокодилов. Среди всех зеленых побратимов самым жадным и обжорливым был крокодил Гоша. Он глотал, не пережевывая, все, что попадалось.
Однажды, гуляя по берегу Нила, он забрел на небольшую полянку. На ней росло много цветов и ягод. Ягоды были большие и сочные. Глаза у обжорливого Гоши заблестели от жадности. Пока не подошли другие крокодилы, Гоша набросился на ягоды: быстро рвал и с жадностью запихивал их в свою большую зубастую пасть.
Гоша глотал и глотал ягоды, не пережевывая их, пока не напихал свой обжорливый живот. Потом лег на зеленую траву и заснул. И приснилось Гоше, что он уже не крокодил, а птица. Теперь он не ползает, а летает высоко в облаках. И все остальные крокодилы смотрят на него с завистью. Но вдруг у Гоши закружилась голова, он начал падать. И как он ни махал крыльями, все равно падал вниз…
От резкой боли Гоша проснулся. Открыл глаза, попытался встать, но не смог: очень болел живот. Он лежал и не мог пошевелить даже лапой.
Долго болел Гоша. А после болезни уже не был таким жадным и не ел лишнего. Своих братьев-крокодилов он учил: «Чтобы быть здоровым и сильным, жить до мудрой старости, не нужно быть обжорой. Нужно хорошо пережевывать пищу. Чем дольше жуешь, тем больше живешь».
Так появилась пословица: «Чем дольше жуешь, тем больше проживешь».
А. Гребенюк, В. Шахненко
6, Составление правил выбора полезной для здоровья пищи.
1) Воздерживайтесь от принятия жирной пищи.
2) Не ешьте слишком острую и соленую пищу.
3) В меру ешьте сладкое.
4) Ешьте побольше овощей и фруктов.
5) Me переедайте.
6) Ешьте свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается.
7) Тщательно пережевывайте пищу.
7. Игра «Страна Здоровячков».
Учитель называет продукты питания, а дети хлопают в ладоши, если называемый продукт полезный.
Рыба, чипсы, кефир, конфеты, капуста, морковь, сало, торт, Киша, фанта, лук, яблоко, пепси, подсолнечное масло, груша.
8. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо — Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише — Деревцо все выше, выше, выше.
Махи руками
Руки подняты вверх.
Покачивающие движения вправо-влево.
Приседания, руки вперед.
Плавно поднимаются руки вверх,
встать на носочки.
VII. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1. Работа с учебником (с. 16, 17).
• , Чтение статьи «Здоровье и питание».
• Беседа по рисункам учебника (с. 17).
Выбери из предложенных блюд полезные для здоровья на завтрак и обед.
• Обсуждение правил полноценного питания, приведенных в учебнике.
Соблюдаете ли вы правила полноценного питания?
Расскажите, какие правила поведения за столом вам известны.
• Заучивание скороговорки:
Мед в лесу медведь нашел, —
Мало меду, много пчел.
2. Работа в тетради (с.11, 12).
• Беседа.
От чего зависит здоровье человека?
Какое питание считается полноценным?
Рассмотрите продукты питания, изображенные на рисунке (с. 11). Какие из них полезны для здоровья? Выполните задание.
Сколько раз в день нужно принимать пищу?
Какое блюдо в вашей семье любимое? Кто его готовит? Нарисуйте его в тетради.
• Разгадывание кроссворда на с. 12.
Какое ключевое слово кроссворда?
Что такое витамин? Для чего они нужны?
VIII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Что нового вы узнали на уроке?
IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Рассказать родным о правилах полноценного питания. В тетради на с. 11 выполнить вместе с родителями практическую работу. Перечислите правила полноценного питания.
Источник
Подготовила: Стельмашова Л.П.
Цель: обеспечить условия для:
1)формирования у учащихся представления о здоровом питании, о значении питания для человека; уяснить понятия « полезная и разнообразная пища.
2)развивать умения правильно питаться .
3)прививать желание вести здоровый образ жизни.
Задачи:
-объяснить, что такое полезная пища и почему пища должна быть разнообразной;
-рассказать о значении питания для человека
-учить самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать информацию из различных источников;
-вызвать интерес к практическому применению полученных знаний , формировать навыки взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки;
— воспитывать культуру общения, умение работать в группах
-воспитывать у учащихся умение ценить, уважать и беречь свое здоровье
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся соблюдать правила питания, объяснять понятия «здоровая пища», «вредные продукты», «полезные продукты», соблюдать культуру поведения за столом.
Метапредметные :
Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий; уточнить, как нужно питаться, знать понятия: «здоровая пища», «вредные продукты», «полезные продукты», познакомиться с правилами питания; соблюдать культуру поведения за столом.
Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос.
Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания.
Личностные: принимают установку на здоровый образ жизни.
Тип урока:
-по дидактическим целям урок совершенствования знаний, умений и навыков;
-по этапам формирования навыков – новый материал;
-по используемым приёмам активизации, познавательного интереса и познавательной деятельности –
урок-практикум.
-по способу организации общения участников форма учебной работы: фронтальная, индивидуальная работа в парах, групповая.
Оборудование: мультимедийный проектор, рабочие тетради, памятки.
Этапы урока
- Мотивация к учебной деятельности. Создание проблемной ситуации.
- Совместное открытие знаний.
- Физминутка .
- Поиск и отбор информации.
- Применение знаний. Работа в тетради.
- Итог урока Рефлексия деятельности
- Домашнее задание
Ход урока.
1.Организационный момент. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.)
— Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок.
Закройте глаза и тихо повторяйте за мной:
— Я спокойный и собранный;
-Я буду внимательно слушать;
— Я буду активным на уроке.
— Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.
У нас все получится! Я буду рада вам помочь!
2.Повторение пройденного материала.
Важные условия, влияющие на здоровье человека.
- Свет
- Тепло
- Чистая вода
- Чистый воздух
- Занятие спортом
А какое ещё важное условие, влияющее на здоровье человека, вы знаете?
3.Формулировка проблемы урока
Узнать что, такое « полезная» и «вредная» пища. Узнать, почему пища должна быть разнообразной. Научиться выбирать полезные продукты питания и составлять здоровое меню.
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить ,смеяться,
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
5. Изучение нового материала
Человек- существо разумное: он научился круглый год обеспечивать себя пищей.
Человек выращивает культурные растения в поле, саду, огороде, теплице. Он разводит домашних животных. Лес и река тоже кормят человека. Но питание людей не зависит от удачного похода за грибами и ягодами, рыбалки и охоты
Человек умеет сохранять продукты свежими
А еще он может готовить продукты так, чтобы они не портились долгое время. Так люди обеспечивают себе здоровое питание в любое время года
Чтобы продукты не портились, их надо хранить подальше от света, в сухом и прохладном месте. У каждого продукта есть свой срок годности.
Чтобы продукты дольше сохранялись свежими, их сушат, маринуют, солят, квасят. Многие продукты люди не употребляют в сыром виде.
А какие продукты ты любишь?
А эти продукты полезны для вас?
Взрослые следят за твоим рационом.
Можно ли сказать , что человек всеяден?
Человек ежедневно потребляет в пищу самые разные продукты. Каждый из них важен для здоровья.
Так из чего состоит пища?
Игра «Витамины». Дети выбирают разноцветные карточки и объединяются в 4 группы.
На карточках изображены продукты в которых находятся витамины А, В,С, Д.
Мини-конференция
Дети рассказывают о витаминах А, В,С, Д. (Приложение 1)
Витамин А. У вас снижается зрение ? Нечетко видите предметы в вечернее время? Вам , конечно ,не хватает меня .Догадались .кто я ? Витамин А! Меня можно найти в молочных продуктах ,в моркови ,салате ,шпинате ,икре .Я буду рад встрече с вами ребята
Витамин В. Ну а если вам не хватает –витаминов группы В, обращайтесь к таким продуктам , как: хлеб ,каши, молоко ,сыр, яйца. Как же определить ,что вам не хватает витаминов группы В? Достаточно посмотреть на себя в зеркало :ведь при нехватке нас у вас образуются трещины ,язвочки в уголках рта ,шелушение кожи
Витамин С . А вот и я –самый популярный витамин .Я содержусь почти во всех свежих овощах, плодах , ягодах: в плодах шиповника ,в лимонах, капусте ,картофеле ,луке , укропе. Догадались ,кто я ?Конечно витамин С! Если вы простудились и ваш организм перестал сопротивляться болезням ,то немедленно ешьте продукты с витамином С.
Витамин Д. Я- редкий ,но ,пожалуй ,один из самых важных витаминов –витамин Д ! Меня можно найти в сливочном масле ,в яйце , в говяжьей печени ,в рыбе .А недостаток этого витамина в организме у ребенка вызывает замедление роста и такую болезнь ,как рахит.
Овощи не только сохраняют здоровье , но и помогают вернуть его тем ,кто заболел. В старину в России сложили поговорку : «Лук от семи недуг.» Когда мы чистим лук или чеснок ,то у нас на глазах выступают слезы ?Из разрезанной луковицы вырвались летучие вещества –эфирные масла .Они убивают все вредные бактерии вокруг нас .А всем известной капусте в Англии был поставлен даже памятник. Фасоль горох ,бобы называют растительным мясом- они богаты белком, без которого организм человека развиваться не может. В репе ,моркови ,томате ,перце ,во всех овощах красноватого цвета есть витамин А, который помогает ребятам расти ,оберегает от куриной слепоты и заразных заболеваний.
Очень важно употреблять разнообразную пищу.
Мы не только портим свое здоровье вредной пищей , но еще портим тем ,что не выполняем правила поведения за столом
6.Физминутка « Веселая дискотека»
Оказывается, для здоровья важно не только что ты ешь, но и в каком порядке. Люди даже названия дали блюдам – первое, второе, десерт.
Не стоит начинать еду с десерта, даже если сладкое – самое вкусное для тебя. После конфет, печенья вряд ли захочется, есть суп. А поэтому скоро захочется снова есть…
Чтобы быть сытым, не надо постоянно что- то жевать. Для приема пиши человек, высвобождает определенное время
Ученые установили: младший школьник растет здоровым и крепким, если ест не менее четырех раз в день. Завтрак, обед, полдник, ужин пойдут тебе на пользу, только если за едой ты не будешь отвлекаться на другие дела. Бегать, прыгать после еды вредно. А вот между приемами пищи должно пройти три — четыре часа. Помни, что ужинать надо не позднее чем за полтора – два часа до сна
Но иногда продукты становятся вредными и даже опасными для нашего организма .
Письмо от Карлсона
Здравствуйте ,друзья ! Свое письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье. Болит голова, в глазах звездочки, тело вялое ,живот болит. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться .Я составил себе меню на обед. Меню : торт с лимонадом ,чипсы , варенье , Пепси кола. и чупо- чупс . Это моя любимая еда, наверное я скоро поправлюсь и буду здоров! Ваш Карлсон.
Верно составил Карлсон меню?
Мы любим газированную воду, лимонад ,колу .Мы считаем ,что эти напитки утоляют жажду, но в них содержится так много сахара, который наоборот вызывает жажду. .;покупаем жевательную резинку , а она вызывает образование желудочного сока ,который способствует заболеванию желудка.(гастрит ,язву желудка и многие другие болезни)
Работа в группах ( составляем меню)
Памятка для детей и их родителей (Приложение 3)
1.Каждый день употреблять разнообразную пищу . 2. Основную массу пищи должны составлять овощи и фрукты.
3. Пищу необходимо хорошо пережевывать, чтобы смочить слюной.
4. Перерыв между едой не должен быть больше 3-х часов, желательно есть в одно и то же время.
5. На завтрак лучше есть различные каши.
6. Обед должен быть полноценный ,состоящий из 3х -4х блюд
7. Во время обеда ребенок съедает больше всего пищи. Вот почему после обеда лучше всего выбрать спокойные занятия.
8. На полдник –ребенку полезно будет съесть булочку и молоко.
9. Чтобы хорошо спать и отдыхать ночью ,на ужин можно есть только легкую пищу
10 Пища должна быть хорошо провареннойи приготовленной из свежих продуктов.
11.Хочешь вырасти здоровым , надо есть полезные продукты.
7.Рефлексия
Что значит здоровое питание ?
Полноценная еда
Важнейшее условие!
Домашнее задание: рисунок на тему « Я питаюсь правильно»
Источник