Какие есть горные породы и полезные ископаемые
Литосфера — твёрдая оболочка Земли
Что мы знаем о горных породах. Как образуются и какие бывают горные породы. Что такое полезные ископаемые.
Что мы знаем о горных породах
В начальной школе вы уже знакомились с горными породами и минералами. Галька и песок на берегу реки, уголь, мел, которым вы пишете на классной доске, — всё это горные породы. Они состоят из минералов. Минералы — природные образования, относительно однородные по составу и свойствам. Например, если внимательно всмотреться в гранит, вы увидите, что он состоит из трёх разных минералов: кварца, полевого шпата и слюды.
Горные породы — это вещества, которые слагают земную кору. Они состоят из одного или нескольких минералов.
Есть такие породы, которые состоят в основном из одного минерала (например, кварцит — из кварца). А есть и такие минералы, которые могут входить в состав горных пород и встречаться отдельно. Именно таков кварц.
Горные породы различаются своими свойствами. Например, они могут быть сыпучими (песок), твёрдыми (гранит), вязкими (озокерит), пластичными (глина).
Горные породы различаются и по своему происхождению. Учёные выделяют три группы горных пород по этому признаку: магматические, осадочные и метаморфические (рис. 45).
ГОРНЫЕ ПОРОДЫ И МИНЕРАЛЫ СЛАГАЮТ ЗЕМНУЮ КОРУ И РАЗЛИЧАЮТСЯ ПО СОСТАВУ, СВОЙСТВАМ И ПРОИСХОЖДЕНИЮ.
Как образуются и какие бывают горные породы
Магматические горные породы образуются из магмы. Если её расплавленная масса прорывает верхнюю часть мантии, внедряется в земную кору и застывает в толще земной коры, образуется глубинная горная порода, например гранит. При извержении вулкана расплавленная магма прорывается сквозь земную кору и изливается на поверхность в виде лавы, выделяя множество газов. Так образуются излившиеся магматические породы, например базальт, обсидиан и др.
Осадочные горные породы образуются на земной поверхности в результате процессов разрушения, осаждения и последующего уплотнения. Среди осадочных пород выделяются три основные группы. Обломочные — результат разрушения скальных пород внешними силами Земли. Химические — результат осаждения солей в океанах и озёрах. Органические — результат накопления органических остатков. Например, в основе ракушечника — остатки мелких морских моллюсков. В основе каменного угля — остатки отмерших деревьев, росших на Земле в древние геологические эпохи.
И магматические, и осадочные породы в течение долгой геологической истории оказывались снова в глубине земной коры, где под действием высокого давления и высоких температур их свойства менялись. Образовывались новые породы — метаморфические (от греческого слова metamorphosis — превращение, полная перемена). Например, известняк превращался в мрамор, гранит — в гнейс.
Мраморным колоннам собора Святого Марка в Венеции уже более 2,5 тыс. лет. Они сделаны в V—IV вв. до н. э. из цельных кусков мрамора для храмов Древней Греции. После принятия христианства и разрушения языческих храмов они украшали византийские христианские церкви. В 1204 г., когда крестоносцы штурмом взяли Константинополь, эти колонны как часть огромной военной добычи перевезли в Венецию.
ГОРНЫЕ ПОРОДЫ ОБРАЗУЮТСЯ ПОД ДЕЙСТВИЕМ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ПРОЦЕССОВ И МОГУТ СО ВРЕМЕНЕМ ИЗМЕНЯТЬ СВОИ СВОЙСТВА.
Окончание >>>
Источник
Горные породы и минералы – это соединения природного происхождения, входящие в состав земной коры. Внешняя оболочка земного шара состоит из множества пород и самых различных минералов, каждый из которых представляет большой интерес для науки. Рассмотрим их основные характеристики, сходства и отличия.
Минералы
Минералы – это самородные, устойчивые химические элементы, с уникальными физическими и химическими признаками. Они формируются в результате сложных природных процессов, но в настоящее время человечество научилось выращивать их в лабораториях, на морских фермах и заводах. Минералы образуют горные породы.
Одним из примеров, как человек использует знания о минералах для собственных нужд, является искусственное производство жемчуга. На специальных морских фермах создаются условия, максимально приближенные к естественным. Полученный таким образом жемчуг ни в чем не уступает натуральному, и обладает аналогичными характеристиками.
Рис. 1. Необработанный алмаз
В природе встречается несколько форм минералов:
- твердые (золото, алмаз);
- жидкие (ртуть, нефть);
- газообразные (сероводород, углекислый газ).
Твердые минералы, в свою очередь, могут быть кристаллическими (кварц) и аморфными (все разновидности смол, опал). В основе кристаллических минералов лежат многочисленные кристаллы, в то время как аморфные минералы не имеют их в своем составе.
Свойства минералов во многом зависят от их строения. Так, один и тот же элемент способен образовывать различные формы минералов. К примеру, углерод может создавать два совершенно разных соединения, с противоположными свойствами: мягкий и пластичный графит и самый твердый в минерал – алмаз.
ТОП-3 статьикоторые читают вместе с этой
Рис. 2. Алмаз – самый твердый в мире минерал
Горные породы
Горные породы – это природные соединения, состоящие из одного или нескольких минералов. Большинство пород называются так же, как и слагающие их минералы: нефть, слюда, гипс, глина. Минералы, образующие горные породы, а также их комбинации, могут быть самыми различными.
По своему происхождению все породы делят на 3 класса:
- Магматические
Формируются в результате застывания магмы, вышедшей на поверхность земной коры. Под воздействием различных внешних факторов и сильных температурных колебаний образуются соединения с различным строением и свойствами. Магматические породы, в свою очередь, бывают излившимися и глубинными. Для последних характерна плотная кристаллическая решетка и высокая прочность (гранит, базальт).
Рис. 3. Гранит
- Осадочные
Формируются под влиянием солнечного света, атмосферных газов и осадков, температуры, растительных и животных остатков. Осадочные породы могут быть обломочными (гравий, галька, песок, камни), химическими (гипс, каменная соль), органическими (известняк, мел).
- Метаморфические
Образуются под действием тектонических колебаний, давления, химически активных компонентов и высокой температуры. Метаморфиты появляются при сдвигах земной коры. При этом происходит смешивание различных пород и слоев.
К первичным горным породам относятся только магматические, в то время как оставшиеся 2 класса образуются за счет их видоизменения и разрушения.
Главным отличием любой горной породы от минерала является неоднородность, поскольку в ее составе уже содержится один или несколько минералов. И если основе строения минерала лежит кристаллическая решетка, то горная порода состоит из минеральных микрочастиц, соединенных между собой в хаотическом беспорядке, без единой структуры.
Что мы узнали?
Поверхность земного шара состоит из минералов и горных пород. Мы узнали, какие по происхождению бывают породы и чем отличаются горные породы от минералов, каковы особенности их строения и свойства.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4. Всего получено оценок: 1088.
Источник
Здравствуйте, дорогие!
Сегодня я предлагаю Вам углубиться в геологию и узнать о таких понятиях как минерал и горная порода, и в чем их отличие.
Минерал
Минералы — понятие широкое. Но в целом минералами называют однородные по своему составу и строению части горных пород. Минералов в природе великое множество. Для изучения, минералы объединяют в группы по химическому составу и физическим свойствам.
Большинство минералов встречается в земной коре в твердом состоянии и их внешние признаки просто поражают — одни из них прозрачные, другие полупрозрачные, а третьи не пропускают свет вообще. Также разнообразна и их окраска, твердость, блеск и многие другие физические и химические свойства.
Горная порода
В отличие от минералов, горные породы чаще всего не однородны. Это как бы агрегаты, которые могут состоять из нескольких минералов. Структура и свойства горных пород в первую очередь зависят от того, на какой глубине и в каких условиях они образовались.
По условиям образования все горные породы делятся на три большие группы: магматические, осадочные и метаморфические.
Магматические горные породы берут своё начало глубоко в недрах Земли, на глубине 100 км. и более, а при извержении вулканов частично или полностью поднимаются на поверхность земли. Магматические горные породы содержат в себе такие минералы как кварц, гранит, топаз, турмалин и пр.
Осадочные горные породы образуются путём осаждения на дне морей, океанов, рек и других водоемов. Осаждаются как обломки скал, перенесенные реками в море через огромные расстояния, так и умершие морские организмы морей и океанов. Изучая осадочные породы и заключенные в них скелеты и раковины некогда живых животных, геологи устанавливают в какое время в том или ином участке Земли было море и когда на его месте образовалась суша. Таким образом, изучение осадочных пород помогает восстановить историю развития Земли.
Когда я училась в геологоразведочном университете, то помню как летом на практике мы ездили на один из подмосковных карьеров и находили там признаки бывшей морской жизни — море в тех местах было 2-3 миллиона лет назад. Порой это сложно представить!
И наконец, метаморфические горные породы образуются в результате изменения состава или свойств первоначальных горных пород. Как правило это возникает при тектонических движениях, когда большие массы пород, возникших на поверхности Земли могут быть перемещены в её глубины, а на глубине, под влиянием высоких температур и давления, начинает меняться и состав горных пород. Изменения эти происходят очень медленно, растягиваясь на десятки и сотни миллионов лет. Таким образом, например, известняк превращается в мрамор, а опал переходит в кварц.
Изучение горных пород и минералов
Процесс изучения горных пород достаточно долгий. Всё начинается с экспедиций, в которых геологи собирают образцы горных пород и заносят данные на топографическую карту. Затем уже в лабораториях производится подробный анализ и изучение образцов, благодаря которым далее делаются предположения о залежах полезных ископаемых. Такая у геологов работа — нужно иметь закаленное и тренированное тело и ум, обогащенный знаниями во многих областях науки, без которых немыслима современная геология.
С уважением,
Екатерина Лутохина (Napoleonka)
Источник
5 класс 10.05.2019г. география
Тип урока. Изучение нового материала.
Вид урока. Проблемно-диалогическая технология.
Цель урока. Формирование представления о значимости полезных ископаемых, как для себя, так и для человечества в целом.
Задачи.
Основные термины, понятия: Горные породы: магматические, осадочные, метаморфические.
-Учебник. География. 5-6 класс. Академический школьный учебник Алексеев А. И., «Просвещение», 2014г.;
-Авторская программа общеобразовательных учреждений по географии 6-9 классов линии «Полярная звезда».
Географический атлас. Кургансская область Уральское АГП Роскарт
ографии, 2008г. (в количестве 18 штук).
Диск с презентацией «Горные породы и минералы».
Мультимедийный проектор, мультимедийный экран.
Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному развитию науки и общественной практики.
3. Рефлексивно-оценочный этап/7 минут
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Мотивационно –ориентировочный этап
1.1. Вхождение в контакт
Учитель приветливо здоровается с учениками.
Учитель спрашивает у учеников, какое у них настроение и готовы ли они к активной работе.
Учитель сообщает ученикам, что они сегодня на уроке будут исследователями и подчеркивает, что для него все ученики важны, он каждому окажет помощь.
Ученики здороваются с учителем.
Ученики отвечают, что настроение хорошее и они готовы активно работать на уроке.
Ученики согласны.
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся
Учитель предлагает ученикам разделится на 3 группы (по рядам), каждая из которых через 5 мин. должна ответить на свой вопрос:
Для чего нужна электроэнергия и откуда она берется.
Где используют металл, и из чего его выплавляют?
Для чего нужна пищевая соль, и где ее добывают?
Учитель спрашивает учеников, каким бы словосочетанием они назвали: нефть, газ, уголь, руда, соль.
Учитель предлагает ученикам самостоятельно записать в тетрадь понятие полезным ископаемым.
Ученики делятся на группы и после пяти минут обсуждения дают ответ на поставленный вопрос:
С помощью электричества вырабатывается свет, работает электротехника, получают тепло. Для выработки электроэнергии используют уголь, нефть, газ, работа воды, ветра, энергия недр Земли, Солнца.
Металлы используются в строительстве, машиностроении и т.д. Металл выплавляют из железной руды.
Пищевую соль используют в пище в качестве добавки. Пищевую соль получают из морской и озерной соленной воды, каменную соль получают из осадочных горных пород (или минералов).
Ученики отвечают: «Полезными ископаемыми».
Ученики записывают в тетрадь определение: полезные ископаемые – это горные породы (и минералы) активно используемые людьми в хозяйстве.
1.3. Создание проблемной ситуации
Учитель говорит ученикам, что они уже выяснили, что такое полезные ископаемые и как важны они для человека. Теперь учитель ставит проблемный вопрос: Какие виды полезных ископаемых человек будет искать на равнинах, а какие в горах?
Учитель предлагает ученикам в ходе дискуссии найти путь, который приведет их к ответу на этот вопрос
Ученики понимают, что поставленный вопрос они пока ответить не могут.
В ходе дискуссии, в которой участвует и учитель, ученики находят путь решения задачи – установить взаимосвязь полезных ископаемых с рельефом местности.
2. Операционно – исполнительский
2.1. Целеполагание и планирование
Учитель предлагает ученикам: «Исходя из высказанного, ребята давайте поставим цель нашему уроку.»
После целеполагания учитель предлагает ученикам разработать план действий для достижения поставленной цели.
Ученики формируют цель: «Доказать, что различные виды полезных ископаемых связаны с определенным рельефом местности»
Ученики определяют и озвучивают примерный план действий:
Выяснить, какие виды полезных ископаемых бывают;
Как эти виды взаимосвязаны с рельефом местности.
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации
Учитель говорит ученикам, что им нужно открыть §21 «Горные породы, минералы и полезные ископаемые» на стр.71-72 и, проанализировав текст, сделать вывод о том, как информация помогает им при выполнении поставленного плана действий.
Ученики читают текст учебника и делают выводы:
Выяснить какие бывают виды полезных ископаемых, поможет раздел в §21 стр.72 «Что такое полезные ископаемые?»
Установить взаимосвязь между полезными ископаемыми и рельефом местности поможет раздел в §21 «Как образуются и какие бывают горные породы»
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа
Учитель сообщает ученикам о том, чтобы их план был более понятен, его необходимо предоставить (нарисовать) в виде схемы.
Ученики вместе с учителем составляют схему плана действий:
1. Определить происхождение природных ископаемых
2. Установить взаимосвязь между видами природных ископаемых ми рельефом.
3. Определить виды природных ископаемых
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий
Учитель побуждает учеников на основе текста учебника и включенной презентации «Горные породы и минералы» приступить к выполнению спланированных действий. Также учитель уточняет, что работу нужно оформить в виде схемы, схеме дать название, сделать и записать вывод.
Для получения оценки «4/5» учитель предлагает ученикам на основе карты «Полезные ископаемые Курганской области» придумать и записать небольшой рассказ о пользе полезных ископаемых Курганской области
Учитель предлагает с помощью плана описать горные породы разного происхождения
Ученики работают с текстом учебника и презентацией, находят причинно-следственные связи между видами полезных ископаемых, их происхождением и рельефом местности, составляют схему и записывают вывод.
Взаимосвязь природных ископаемых с рельефом
(см. Приложение)
Вывод: топливные полезные ископаемые приурочены к равнинному рельефу, магматические – к горному, нерудные – к равнинному и горному рельефу.
По желанию ученики составляют рассказ о пользе полезных ископаемых Курганской области на основе карты «Полезные ископаемые Курганской области».
Ученики распределяют работу в группе и описывают каждый свой пример полезного ископаемого
3. Рефлексивно – оценочный
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий
Учитель предлагает ученикам самостоятельно выбрать форму при выполнении спланированных действий, чтобы они смогли правильно и в сроки выполнить работу.
Ученики выбирают групповую форму работы. Объединившись по 4 человека. При такой форме ученики сами контролируют друг друга.
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов
Учитель раздает ученикам чистые лист бумаги и записывает на доске вопросы:
Что ты узнал сегодня о полезных ископаемых? С какими полезными ископаемыми Курганской области познакомился (по желанию)?
Как ты искал связь между полезными ископаемыми и рельефом? Как помогла тебе карта «Полезных ископаемых» в составлении рассказа?
Как ты думаешь, какое значение для тебя играют полезные ископаемые и для всего человечества; почему? Как ты оценивал полезные ископаемые Курганской области?
Ученики отвечают на поставленные вопросы:
Я узнал топливные полезные ископаемые приурочены к равнинам, рудные – к горному рельефу, нерудные – как к равнинным, так и к горному рельефу. Полезные ископаемые Курганской области в основном магматического происхождения руды металлов
Я прочитал текст ученика, изучил презентацию и сделал вывод о том, что определенная группа полезных ископаемых (топливная, рудная и нерудная) имеет свое происхождение, которое и определяет рельеф местности. По карте «Полезные ископаемые Курганской области» я определил какие полезные ископаемые расположены на территории Курганской области и где их используют в хозяйстве.
Полезные ископаемые очень важны как для меня, так и для человечества в целом, так как из них получают всю продукцию, которой мы пользуемся. Людям необходимы знания о полезных ископаемых, чтобы определить их местоположение и свойства.
Я оценивал полезные ископаемые с точки зрения их пользы в хозяйстве
3.3 Домашнее задание
Учитель задаёт домашнее задание §21 упр. 1-8 стр. 73
Индивидуальные:
собрать коллекцию горных пород Курганской области
создать презентацию «Горные породы и минералы»
Ученики записывают домашнее задание в дневник
Источник