Какие горные породы называют полезными ископаемые

Какие горные породы называют полезными ископаемые thumbnail

Милена Холод

Гуру

(3205)

3 года назад

Поле́зные ископа́емые — минеральные и органические образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства (например, в качестве сырья или топлива). Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений различного характера (жил, штоков, пластов, гнёзд, россыпей и пр.). Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения — районы, провинции и бассейны.

Область науки и технологии, посвящённая добыче полезных ископаемых, именуется горным делом.

По назначению выделяют следующие виды полезных ископаемых:

Горючие полезные ископаемые (нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, уголь)
Руды (руды чёрных, цветных и благородных металлов)
Гидроминеральные (подземные минеральные и пресные воды)
Нерудные полезные ископаемые — строительные материалы (известняк, песок, глина и др.), строительные камни (гранит) и пр.
Камнесамоцветное сырьё (яшма, родонит, агат, оникс, халцедон, чароит, нефрит и др.) и драгоценные камни (алмаз, изумруд, рубин, сапфир).
Горнохимическое сырьё (апатит, фосфаты, минеральные соли, барит, бораты и др.)

Последние три группы совместно могут рассматриваться как нерудные (неметаллические) полезные ископаемые.

Торнадо

Оракул

(55102)

10 лет назад

Полезные ископаемые, минеральные образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства. Горными породами называются закономерные устойчивые ассоциации минералов и иных веществ (вулканического стекла, органического в-ва) , слагающие большие объемы земной коры. По минеральному составу выделяются мономинеральные и полиминеральные породы, т. е. состоящие преимущественно из одного минерала (известняки, кварциты) или из нескольих (граниты, гнейсы) . Главные, породообразующие минералы составляют основную часть пород. Количество каждого из главных минералов должно быть более 5%, их присутствие определяет тип горной породы. Так, например, в граните породобразующими минералами являются полевые шпаты, кварц и биотит. По химическому составу они разделяются на мафические — темноцветные, содержащие много магния и железа, и сиалические — светлые, содержащие много кремния и алюминия. К группе темноцветных относятся оливины, пироксены, амфиболы и слюды; к группе сиалических (светлых) — плагиоклазы, калиевые полевые шпаты, кварц, фельдшпатоиды (нефелин) . Если количество минерала в породе состявляет менее 5%, он относится к второстепенным. Их присутствие не отражается на общем названии породы. Акцессорные минералы (лат. дополнительный) — редкие минералы. Они находятся в количествах менее 1—5%, но часто составляют характерные для пород примеси (например, хромит для ультрамафитов, монацит для гранитов, эвдиалит для нефелиновых сиенитов) . Кроме породообразующих и второстепенных минералов в магматических породах иногда присутствуют ксеногенные (чуждые) , или случайные, минералы. Они попадают в горные породы извне и не связаны с процессом кристаллизации магматического расплава.

вася вася

Ученик

(124)

3 года назад

Графит нужно соединить с простым карандашом.
Гранит нужно соединить с замком и с строение дома там где кирпичами обкладывают.
Охра и киноварь нужно соединить с стекляными сосудами и с вазой так как это ( краска).
Ну как бы всё желаю всем удачи и пятёрок!

Источник

Здравствуйте, дорогие!

Сегодня я предлагаю Вам углубиться в геологию и узнать о таких понятиях как минерал и горная порода, и в чем их отличие.

Минерал

Минералы — понятие широкое. Но в целом минералами называют однородные по своему составу и строению части горных пород. Минералов в природе великое множество. Для изучения, минералы объединяют в группы по химическому составу и физическим свойствам.

Большинство минералов встречается в земной коре в твердом состоянии и их внешние признаки просто поражают — одни из них прозрачные, другие полупрозрачные, а третьи не пропускают свет вообще. Также разнообразна и их окраска, твердость, блеск и многие другие физические и химические свойства.

Минерал и горная порода. В чем отличие?, фото № 1

Горная порода

В отличие от минералов, горные породы чаще всего не однородны. Это как бы агрегаты, которые могут состоять из нескольких минералов. Структура и свойства горных пород в первую очередь зависят от того, на какой глубине и в каких условиях они образовались.

По условиям образования все горные породы делятся на три большие группы: магматические, осадочные и метаморфические.

Магматические горные породы берут своё начало глубоко в недрах Земли, на глубине 100 км. и более, а при извержении вулканов частично или полностью поднимаются на поверхность земли. Магматические горные породы содержат в себе такие минералы как кварц, гранит, топаз, турмалин и пр.

Осадочные горные породы образуются путём осаждения на дне морей, океанов, рек и других водоемов. Осаждаются как обломки скал, перенесенные реками в море через огромные расстояния, так и умершие морские организмы морей и океанов. Изучая осадочные породы и заключенные в них скелеты и раковины некогда живых животных, геологи устанавливают в какое время в том или ином участке Земли было море и когда на его месте образовалась суша. Таким образом, изучение осадочных пород помогает восстановить историю развития Земли.

Читайте также:  Курага и чернослив полезные свойства и

Когда я училась в геологоразведочном университете, то помню как летом на практике мы ездили на один из подмосковных карьеров и находили там признаки бывшей морской жизни — море в тех местах было 2-3 миллиона лет назад. Порой это сложно представить!

И наконец, метаморфические горные породы образуются в результате изменения состава или свойств первоначальных горных пород. Как правило это возникает при тектонических движениях, когда большие массы пород, возникших на поверхности Земли могут быть перемещены в её глубины, а на глубине, под влиянием высоких температур и давления, начинает меняться и состав горных пород. Изменения эти происходят очень медленно, растягиваясь на десятки и сотни миллионов лет. Таким образом, например, известняк превращается в мрамор, а опал переходит в кварц.

Минерал и горная порода. В чем отличие?, фото № 2

Изучение горных пород и минералов

Процесс изучения горных пород достаточно долгий. Всё начинается с экспедиций, в которых геологи собирают образцы горных пород и заносят данные на топографическую карту. Затем уже в лабораториях производится подробный анализ и изучение образцов, благодаря которым далее делаются предположения о залежах полезных ископаемых. Такая у геологов работа — нужно иметь закаленное и тренированное тело и ум, обогащенный знаниями во многих областях науки, без которых немыслима современная геология.

Минерал и горная порода. В чем отличие?, фото № 3

Минерал и горная порода. В чем отличие?, фото № 4

Минерал и горная порода. В чем отличие?, фото № 5

Минерал и горная порода. В чем отличие?, фото № 6

Минерал и горная порода. В чем отличие?, фото № 7

С уважением,

Екатерина Лутохина (Napoleonka)

Источник

Горные породы метаморфического происхождения

Ответьте на вопросы, чтобы увидеть названия горных пород метаморфического происхождения. Для каждого верного утверждения поставьте «1», для каждого неверного утверждения – «0».

Образование осадочной породы

Выберите один вариант ответа.

Процесс образования, какой органической горной породы показан на рисунке?

Какие горные породы называют полезными ископаемые

Горные породы разного размера

Свойства магматических пород

Заполните пропуски в тексте.

Магматические горные породы, образовавшиеся в недрах Земли,  , называют глубинными. Они твёрдые и  , имеют  строение.

крупнокристаллическое

на вершине

на глубине

тяжёлые

мелкокристаллическое

лёгкие

Происхождение осадочных горных пород

Ответьте на вопросы, чтобы увидеть рисунок.

К каждой осадочной горной породе подберите её происхождение и впишите номер правильного ответа. 

1. Органическая

2. Обломочная

3. Химическая

Свойства магматических горных пород

Установите соответствие «магматическая горная порода – её происхождение».

Глубинная (не излившаяся)

Излившаяся

Термин

Заполните пропуск в тексте. Для этого наберите пропущенное слово на клавиатуре компьютера.

 – горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности.

Состав гранита

На рисунке «Строение гранита» поместите названия горных пород входящих в его состав.

Какие горные породы называют полезными ископаемые

Происхождение горных пород

Ответьте на вопросы, чтобы увидеть рисунок.

К каждой группе происхождения горных пород подберите пример и впишите номер ответа. 

1. Осадочная

Какие горные породы называют полезными ископаемые

2. Метаморфическая

Какие горные породы называют полезными ископаемые

3. Магматическая

Какие горные породы называют полезными ископаемые

Природные ресурсы

Найдите правильное соответствие.

Исчерпаемые невозобновимые

Круговорот горных пород

Расставьте подписи на рисунке «Круговорот горных пород». 

Какие горные породы называют полезными ископаемые

Осадочные породы (океаническая з. к.)

Осадочные породы (материковая з. к.)

Примеры осадочных химических пород

Какие из перечисленных горных пород относятся к осадочным химическим? Выберите несколько вариантов ответа.

Гипс

Каменная соль

Песок

Торф

Определения терминов

Установите соответствие.

Природное вещество, состоящее из группы минералов

Природное тело, имеющее однородный химический состав

Разнообразие горных пород

Источник

Учитель Горных Зинаида Александровна

Класс 5.

предмет География

Тема урока: Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

( Второй урок в теме «Литосфера — твердая оболочка Земли»)

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цели урока:

— сформировать представление о минералах и горных породах;

— раскрыть особенности происхождения горных пород;

— начать формировать умение различать горные породы и минералы по внешним признакам;

— сформировать понятия «полезные ископаемые», «минералы», .

Оборудование: образцы горных пород, слайды, физическая карта полушарий.

Читайте также:  Кофе полезен с молоком или нет

Планируемые образовательные результаты

предметные

метапредметные

личностные

Сформулируют понятия «полезные ископаемые», «минералы», «горные породы»,

Выделят особенности происхождения горных пород и минералов,

Смогут различать горные породы и минералы по внешним признакам.

Смогут находить достоверную информацию; анализировать, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели; делать выводы; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения; излагать свое мнение; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность.

Аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей; осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции; осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него

Основные понятия, изучаемые на уроке

Минералы; горные породы: магматические, метаморфические, осадочные; полезные ископаемые: топливные, рудные, нерудные.

Используемые ИКТ

Компьютер, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику

Организационная структура урока

Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.

1. Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке?

2. Что называют литосферой?

3. Как называют блоки, из которых состоит литосфера.

4. Как происходит движение литосферных плит?

5. Назовите особенности строения земной коры под материками и океанами.

6 Раскройте взаимосвязь внутренних и внешних сил Земли.

7. игра «Верю — не верю»

1. Материковая земная кора тоньше океанической.(нет)

2. Слово «мантия» в переводе на русский язык означает «покрывало, плащ».(да)

3. Температура ядра Земли такая же, как и температура поверхности Солнца.(да)

4. Строение литосферы везде одинаково.(нет)

Вспоминают изученный ранее материал, отвечают на вопросы.

1.Изучаемая тема «Литосфера — твердая оболочка Земли»

2. Литосфера — земная кора и верхняя твердая часть мантии.

3.Литосфера разбита на блоки — литосферные плиты.

4. Литосферные плиты медленно перемещаются по пластичному слою мантии. Скорость движения — несколько сантиметров в год.

5. Под материками и океанами земная кора неодинакова. Материковая состоит из трех слоев: осадочного, гранитного и базальтового, а океаническая из двух: осадочного и базальтового. Толщина материковой — 30 — 80 км, океанической — 5 — 10 км.

6. Внутренние силы: землетрясения, извержения вулканов, гейзеров. Одновременно с внутренними работают внешние силы: ветер, текучие воды, колебания температуры, деятельность живых организмов.

3.Мотивация учебной деятельности

Учитель создает проблемную ситуацию, демонстрируя несколько минералов ( горных пород), вопросом «Ребята, что у меня в руках?»

Почему камни у меня в руках разные?

Учащиеся, имея первичные представления из начальной школы, высказывают предположения, пытаются дать ответы ( камни, горные породы).

Высказывают предположения, что камни разные потому, что они состоят из разных «материалов».

4Сообщение темы и цели урока

Учитель предлагает сформулировать тему и цели урока: Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

Учащиеся записывают в тетради тему урока, формулируют цель урока:

Цель: Сформулируют понятия «горные породы», «минералы», «полезные ископаемые»;

Выделят особенности происхождения горных пород и минералов,

Смогут различать горные породы и минералы по внешним признакам.

4. Изучение нового материала

Учитель побуждает учащихся к теоретическому обоснованию фактов:

На земном шаре насчитывается свыше 2000 видов горных пород и минералов. Они различаются по составу, свойствам, происхождению и хозяйственному использованию. Минералы и горные породы используются человеком как топливо, строительный материал, сырьё для промышленности, драгоценные и поделочные камни, украшающие нашу жизнь.

1. Давайте определим: что такое горные породы, что такое минералы?

Если внимательно присмотреться к граниту, то можно увидеть, что он состоит из 3 минералов: кварца, полевого шпата, слюды.

Кварцит состоит, в основном, из минерала кварца. Есть минералы, которые могут входить в состав горных пород и встречаться отдельно, например кварц.

2. Чем горные породы и минералы отличаются друг от друга?

По предложенным образцам предположите, какими свойствами отличаются вещества.

3. А еще горные породы различаются по происхождению.

По своему происхождению различают горные породы магматические, осадочные, метаморфические.

4.Давайте найдем ответ на вопрос: «Как образуются и какие бывают горные породы?» А чтобы найти ответ на этот вопрос поработаем в группах, каждая группа заполняет свой раздел таблицы и готовит небольшое выступление (презентацию)

Учитель предлагает группам подготовить презентацию (сообщение) горных пород по происхождению, используя рис. 45 , слайд электронного приложения к учебнику, текст учебника.

Итак, горные породы образуются под действием внутренних и внешних процессов и могут со временем изменять свои свойства.

По учебнику в тетрадь (опорный конспект) выписывают определения «горные породы» и «минералы»

— Горные породы -вещества, которые слагают земную кору. Они состоят из минералов.

— Минералы — природные образования, относительно однородные по составу и свойствам.

Читайте также:  Добыча полезных ископаемых нормы и правила

Учащиеся предполагают (ищут ответ в учебнике):

— Горные породы отличаются по свойствам.

-Песок — сыпучий

Глина — пластичная

Гранит — твердый

Нефть — вязкая.

Учащиеся предполагают (ищут ответ в учебнике):

— Горные породы отличаются по составу и происхождению.

Работа в группах: каждая группа получает из коллекции образцы магматических ( метаморфических или осадочных) пород

Каждая группа готовит презентацию горных пород по происхождению, используя рис. 45 и слайд электронного приложения к учебнику, текст учебника.

Выступление групп:

1. Магматические горные породы образуются из магмы.

Глубинные — расплавленная масса прорывает верхнюю часть мантии, застывает в земной коре — гранит, Изверженные — расплавленная масса изливается в виде лавы — базальт, обсидиан идр.

2. Осадочные — образуются на поверхности земной коры в результате разрушения, осаждения, уплотнения.

Обломочные — результат разрушения горных пород

Химические — результат осаждения солей.

Органические — результат накопления органических остатков.

3. Метаморфические — образовались из магматических и осадочных в результате опускания в глубину под действием высокого давления и температур.

По результатам выступления заполняется выданная детям таблица

Физминутка

5. Земная кора содержит огромное количество полезных для человека веществ. Это минеральные ресурсы литосферы. Такие необходимые человеку горные породы назвали полезные ископаемые, которые делятся на три группы.

Полезные ископаемые

Топливные Рудные Нерудные (нефть, газ, (железная руда) (мрамор, соль, торф, уголь) гранит, песок,)

По запасам полезных ископаемых Россия занимает первое место в мире.

Учащиеся заполняют в рабочей тетради таблицу.

6.

Выполнение практической работы «Определение свойств горных пород и минералов»

Ученикам раздаются карточки, которые они заполняют.

Дайте характеристику горным породам, которые находятся на ваших столах по плану:

  1. Название горной породы

  2. Происхождение

  3. Цвет

  4. Структура а) зернистая (видны зерна минералов), б) плотная (зерна минералов не различимы) в) землистая рыхлая (оставляет след на руках)

  5. Твердость а) твердая, б) средней твердости, в) мягкая, г) хрупкая

Шкала твердости (шкала Мооса)

  • 1 балл – карандаш оставляет след

  • 2-2,5 балла – ноготь оставляет след

  • 4-6 балла – гвоздь оставляет след

  • более твердые встречаются редко

6. Вес а) тяжёлая б) средней тяжести в) легкая.

7. Пачкает ли руки

8. Где применяется в хозяйстве

Название

горной

породы

Происхож-дение

Цвет

Структура

Твердость

Вес

Пачкает ли руки?

Где

применяется?

1. гранит

магматическая

Серый, красный, бурый

зернистая

Твёрдая (4-6 баллов)

Средней тяжести

нет

В строи-тельстве, скульптуре

2. соль

Осадочная неорганическая химическая

белый

плотная

Средней твёрдости (2-2,5 балла)

Лёгкая (Средней тяжести)

нет

пища

3. торф

Осадочная органическая

Чёрный, тёмно-коричневый

Землистая рыхлая

Мягкая (1 балл)

лёгкая

да

Топливо, удобрения

3. бурый и каменный уголь

Осадочная органическая

Чёрный, тёмно-коричневый, бурый

Землистая рыхлая

Мягкая (1 балл)

лёгкая

да

Топливо, металлургия

4. слюда

минерал

Бесцветный прозрачный

хрупкая

лёгкая

нет

В хозяйстве

6.Домашнее задание

Домашнее задание: п.21, р.т.№5,7,8 стр.35

Учащиеся записывают домашнее задание

7. Рефлексия

Давайте вернемся к теме нашего урока и тем вопросам, которые мы поставили в начале урока.

Теперь пришло время оценить вам свою работу и работу товарищей.

Поставьте себе оценку .

Как вы думаете, кто сегодня особенно хорошо проявил себя? Кому мы поставим оценки?

Учащиеся формулируют тему урока и дают ответы на основные вопросы темы:

Что называют горными породами, минералами, полезными ископаемыми?

Какие особенности происхождения горных пород и минералов вам известны?

По каким внешним признакам можно различать горные породы и минералы?

Учащиеся выставляют себе оценки в тетрадь.

Оценивают работу товарищей, объясняют, за что выставлены оценки.

Спасибо всем за работу!

Список литературы:

  1. География. Поурочные разработки. 5—6 классы :пособие для учителей общеобразоват. учреждений /В. В. Николина. — М. : Просвещение, 2012.

  2. Гущин. А.., М. Романовская , А. Стафеев , В. Талицкий Практическое руководство по общей геологии. под ред. Н.В. Короновского, М.: Изд. Центр «Академия», 2007, 160 Учебник: География. 5 — 6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций/(А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина, и др.). — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2016. 191 с. : ил. карт. — (Полярная звезда).

  3. А.В. Матвеев. География. Планируемые результаты: карта прохождения рабочей программы. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций . – М. : Просвещение, 2014. – 128 с. – (Полярная звезда).

  4. В.В. Николина. География. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций.- М. — : Просвещение, 2012. – 160 с. – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938

Источник