Какие игрушки полезны детям раннего возраста

Содержание:

  • Игрушки, способствующие познавательному развитию ребёнка
  • Игрушки, способствующие социально-личностному развитию
  • Игровые пособия, способствующие физическому развитию

В конце первого года ребёнок приобретет стремление к самостоятельности и независимости. На втором году жизни взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом человеческих предметных действий. Общение со взрослым уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка, и, главное — новые способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. Общение со взрослым протекает как бы на фоне практического взаимодействия с предметами.

Возникает новый тип ведущей деятельности ребёнка. Это уже не просто неспецифические манипуляции с вещами, а предметная деятельность, связанная с овладением культурными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей потому, что она обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребёнка: внимания, памяти речи, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Все эти важнейшие способности в данном возрасте лучше всего развиваются именно в процессе практических предметных действий.

Кроме того, действуя с предметами, ребёнок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития его личности.

Очевидно, что для такой деятельности нужны специальные игрушки.

Игрушки, способствующие познавательному развитию ребёнка

Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых:

  • становление орудийных действий;
  • развитие наглядно-действенного мышления;
  • развитие познавательной активности;
  • формирование целенаправленности действий ребёнка.

Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.

Орудийные действия. Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи — ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями, помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов:

  • совочки, лопаточки;
  • метелочки, грабельки;
  • сачки для «вылавливания» игрушек из ванны;
  • удочки с магнитом для «ловли рыбок»;
  • игрушечный телефон, часы, сумочка и пр.;
  • кукольная утварь, посуда, одежда, расчёски и пр.

Копая совочками или лопатками, пользуясь игрушечными щёточками или расчёсками, малыш не только тренирует свою руку, но и овладевает культурными способами использования предметов.

Наглядно-действенное мышление. Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир в основном руками, т.е. наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. По мере взросления ребёнка их количество должно возрастать. К этому типу относятся традиционные народные и автодидактические игрушки, т.е. сами подсказывающие способ игры. Это:

  • пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу;
  • вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания;
  • матрёшки 3-4-местные;
  • «коробки форм», т.е. игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений;
  • столики с отверстиями, колышки, цветочки для втыкания;
  • крупные пазлы и мозаики;
  • кубики крупные пластмассовые и деревянные;
  • шнурок и бусины для нанизывания;
  • народные игрушки с подвижными частями;
  • желобок и шарик для скатывания.

Действуя с этими (и подобными) игрушками, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом, формируется его восприятие и складываются представления о свойствах предметов.

Познавательная активность. Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в такой специфической деятельности, как детское экспериментирование. Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия и сюрпризный момент. Это могут быть:

  • коробочки с секретом;
  • детские музыкальные центры;
  • механические игрушки;
  • клавишные игрушки;
  • игрушки с сюрпризом, требующие установления связи между своим движением и появлением чего-то нового;
  • материалы для развивающих игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки и пр.

Целеустремлённость и настойчивость. Формирование целеустремлённости и настойчивости ребёнка третьего года жизни осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат (цель) способствует становлению целенаправленности. Для осуществления раннего развития подходят следующие игрушки:

  • фигурные пирамидки, предполагающие создание какого-либо объекта — собачки, ёлочки, снеговика и пр.;
  • пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (кубики, разрезные картинки и др.);
  • составные игрушки — машинки, домики и пр.;
  • строительные наборы, предполагающие действия по зрительному образцу;
  • бусы для нанизывания;
  • шнуровки и застёжки.
Читайте также:  Какой фрукт полезен для щитовидной железы

Игрушки, способствующие социально-личностному развитию

Данное направление в раннем возрасте представлено главным образом развитием речи как основного средства общения и процессуальной (предметной) игры, подготавливающей появление ролевой.

Речевое развитие ребенка. Очевидно, что развитие речи ребёнка осуществляется в живом общении со взрослым. Такое общение предполагает общее понимание и обозначение каких-либо объектов и событий. Соответственно, игровые пособия, способствующие речевому развитию, должны давать материалы для узнавания, понимания и называния каких-либо предметов, действий или сюжетов. Это могут быть:

  • картинки с изображением животных и людей;
  • сюжетные картинки с изображением действий;
  • наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей;
  • элементарные виды детского домино и лото;
  • последовательности картинок, изображающие сюжеты детских сказок;
  • наборы фигур (деревянные или картонные), изображающие персонажей известных сказок;
  • звукозапись (медленная и отчётливая) детских народных сказок;
  • диафильмы;
  • игрушечный телефон.

Предметная (процессуальная) игра. Игра ребёнка раннего возраста осуществляется с реалистическими игрушками, моделирующими знакомые ребёнку предметы. Это прежде всего детские куклы, среди которых могут быть:

  • тряпичные — гибкие (высота 30-40 см);
  • пластиковые — гибкие;
  • кукла-голыш с набором одежды;
  • кукла в одежде;
  • маленькие «пупсики» в разных позах.

Для игры в куклы маленькому ребёнку нужна кукольная утварь, соответствующая размерам кукол:

  • набор кукольной посуды (плита, чайник, кастрюльки и пр.);
  • мебель и оборудование для кукол (кроватка, ванночка, стульчик);
  • «продукты питания» — наборы овощей, фруктов;
  • «предметы гигиены» для кукол — расчёски, щётки, мыло и пр.;
  • игрушечные животные — маленькие и средних размеров с выразительной внешностью.

Наряду с реалистическими игрушками для детской развивающей игры нужны предметы неопределённого назначения, способные стать предметами-заместителями. Например, шарики, колечки или брусочки разных цветов и размеров, кусочки ткани или поролона и пр.

Игровые пособия, способствующие физическому развитию

Мячи (разных размеров).
Обручи.
Спортивное оборудование для малышей (качели, горки, кольца, лесенки, шведская стенка).
Скамеечки для ходьбы.
Развивающие коврики с разной поверхностью.

Источник

13 декабря 2010, 13:17

 

В конце первого года ребёнок приобретет стремление к самостоятельности и независимости. На втором году жизни взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом человеческих предметных действий. Общение со взрослым уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка, и, главное – новые способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. Общение со взрослым протекает как бы на фоне практического взаимодействия с предметами.

Возникает новый тип ведущей деятельности ребёнка. Это уже не просто неспецифические манипуляции с вещами, а предметная деятельность, связанная с овладением культурными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей потому, что она обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребёнка: внимания, памяти речи, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Все эти важнейшие способности в данном возрасте лучше всего развиваются именно в процессе практических предметных действий.

Кроме того, действуя с предметами, ребёнок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития его личности.

Очевидно, что для такой деятельности нужны специальные игрушки.

Игрушки, способствующие познавательному развитию ребёнка

Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых:

  • становление орудийных действий;
  • развитие наглядно-действенного мышления;
  • развитие познавательной активности;
  • формирование целенаправленности действий ребёнка.
  • Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.

    Орудийные действия. Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями, помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов:

    • совочки, лопаточки;
    • метелочки, грабельки;
    • сачки для «вылавливания» игрушек из ванны;
    • удочки с магнитом для «ловли рыбок»;
    • игрушечный телефон, часы, сумочка и пр.;
    • кукольная утварь, посуда, одежда, расчёски и пр.
    • Копая совочками или лопатками, пользуясь игрушечными щёточками или расчёсками, малыш не только тренирует свою руку, но и овладевает культурными способами использования предметов.

      Наглядно-действенное мышление. Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир в основном руками, т.е. наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. По мере взросления ребёнка их количество должно возрастать. К этому типу относятся традиционные народные и автодидактические игрушки, т.е. сами подсказывающие способ игры. Это:

      • пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу;
      • вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания;
      • матрёшки 3-4-местные;
      • «коробки форм», т.е. игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений;
      • столики с отверстиями, колышки, цветочки для втыкания;
      • крупные пазлы и мозаики;
      • кубики крупные пластмассовые и деревянные;
      • шнурок и бусины для нанизывания;
      • народные игрушки с подвижными частями;
      • желобок и шарик для скатывания.
      • Действуя с этими (и подобными) игрушками, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом, формируется его восприятие и складываются представления о свойствах предметов.

        Познавательная активность. Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в такой специфической деятельности, как детское экспериментирование. Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия и сюрпризный момент. Это могут быть:

        • коробочки с секретом;
        • детские музыкальные центры;
        • механические игрушки;
        • клавишные игрушки;
        • игрушки с сюрпризом, требующие установления связи между своим движением и появлением чего-то нового;
        • материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки и пр.
        • Целеустремлённость и настойчивость. Формирование целеустремлённости и настойчивости ребёнка третьего года жизни осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат (цель) способствует становлению целенаправленности. Для осуществления подобных действий подходят следующие игрушки:

          • фигурные пирамидки, предполагающие создание какого-либо объекта – собачки, ёлочки, снеговика и пр.;
          • пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (кубики, разрезные картинки и др.);
          • составные игрушки – машинки, домики и пр.;
          • строительные наборы, предполагающие действия по зрительному образцу;
          • бусы для нанизывания;
          • шнуровки и застёжки.
          • Игрушки, способствующие социально-личностному развитию

            Данное направление в раннем возрасте представлено главным образом развитием речи как основного средства общения и процессуальной (предметной) игры, подготавливающей появление ролевой.

            Речевое развитие. Очевидно, что развитие речи ребёнка осуществляется в живом общении со взрослым. Такое общение предполагает общее понимание и обозначение каких-либо объектов и событий. Соответственно, игровые пособия, способствующие речевому развитию, должны давать материалы для узнавания, понимания и называния каких-либо предметов, действий или сюжетов. Это могут быть:

            • картинки с изображением животных и людей;
            • сюжетные картинки с изображением действий;
            • наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей;
            • элементарные виды детского домино и лото;
            • последовательности картинок, изображающие сюжеты детских сказок;
            • наборы фигур (деревянные или картонные), изображающие персонажей известных сказок;
            • звукозапись (медленная и отчётливая) детских народных сказок;
            • диафильмы;
            • игрушечный телефон.
            • Предметная (процессуальная) игра. Игра ребёнка раннего возраста осуществляется с реалистическими игрушками, моделирующими знакомые ребёнку предметы. Это прежде всего куклы, среди которых могут быть:

              • тряпичные – гибкие (высота 30-40 см);
              • пластиковые – гибкие;
              • кукла-голыш с набором одежды;
              • кукла в одежде;
              • маленькие «пупсики» в разных позах.
              • Для игры в куклы маленькому ребёнку нужна кукольная утварь, соответствующая размерам кукол:

                • набор кукольной посуды (плита, чайник, кастрюльки и пр.);
                • мебель и оборудование для кукол (кроватка, ванночка, стульчик);
                • «продукты питания» – наборы овощей, фруктов;
                • «предметы гигиены» для кукол – расчёски, щётки, мыло и пр.;
                • игрушечные животные – маленькие и средних размеров с выразительной внешностью.
                • Наряду с реалистическими игрушками для детской игры нужны предметы неопределённого назначения, способные стать предметами-заместителями. Например, шарики, колечки или брусочки разных цветов и размеров, кусочки ткани или поролона и пр.

                  Игровые пособия, способствующие физическому развитию

                  Мячи (разных размеров).
                  Обручи.
                  Спортивное оборудование для малышей (качели, горки, кольца, лесенки, шведская стенка).
                  Скамеечки для ходьбы.
                  Коврики с разной поверхностью.

Читайте также:  Ореховая варения для чего полезные свойства

Источник

Дадонова Оксана Михайловна
Консультация для родителей «Какие игрушки необходимы ребенку раннего возраста»

Статья на тему:

«Какие игрушки необходимо ребенку раннего возраста»

Приобретение игрушек для малыша — одна из приятных и вместе с тем чревато сложных задач, стоящих перед родителями в современном мире. С одной стороны, изобилие кукол, машин, паровозиков, меховых зверющек на прилавках магазинов радует наш глаз. Но с другой стороны, делая покупку, бывает трудно сориентироваться, разобраться и выбрать ту единственную и нужную игрушку, которая будет в полной мере способствовать физическому и умственному развитию ребенка, учитывать его возрастные особенности и, возможно станет самой любимой, самой дорогой и самой нужной вещью вашего малыша. Многие родители понимают, что совсем не обязательно и даже не желательно иметь в доме большое количество игрушек. Главное, чтобы все они были в какой то степени полезными, а не пылились на полках или в ящиках.

Итак, какие существуют правила выбора детских игрушек?

Игрушки для детей раннего возраста в первую очередь должны способствовать развитию ходьбы, бега, крупной и мелкой моторики и развитию речи. Для развития ходьбы и бега подойдут большие мячи или шары, различные игрушки на колесиках (имеющие длинную ручку) или каталки, кони большого размера на колесах, устойчивые детские коляски, грузовики. Детям которые уверенно ходят можно покупать игрушки на веревочках, — чтобы он бегал с ними и оглядывался назад.

Для развития крупной и мелкой моторики ребенку будут полезны строительные кубики, конструктор из крупных деталей, мячи средних размеров, пирамидки, матрешки, разнообразные баночки и мисочки. Малышу который любит сидеть в песочнице, необходимы формочки, совочки и лопатки.

Развитию речи способствуют сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушечные животные (мягкие и резиновые, кукольная мебель, посуда, машинки, а так же игрушки сделанные своими руками (пальчиковые куклы). Пальчиковые куклы научат ребенка управлять движениями пальцев, совместно сочинять истории и сказки, хорошо будут развивать речь и воображение.

Читайте также:  Как полезны молочные продукты для зубов

Выбирая игрушку ребенку, следует учитывать его возрастные особенности. Размер игрушки не должен быть ни слишком большим ни слишком маленьким. Малышу будет не удобно держать большого медведя в руках и он может почувствовать себя не успешным и неуверенным. Так же если вы приобретете своему ребенку слишком маленькую игрушку например «мозаику», следует учитывать, что играть в нее вам придется вместе, так как малыш может проглотить мелкие детали.

Сколько игрушек должно быть у ребенка? Детский психолог А. С.Спиваковская на этот вопрос отвечает так: «Чем меньше возраст ребенка, чем меньшее число игрушек должно находиться я в поле зрения». Объем внимания еще не велик, поэтому большое количество игрушек отвлекает его. Взяв в руки мяч, ребенок тут же видит перед собой машинку и желание играть с мячом у него пропадает. А если рядом с машинкой лежит любимая кукла, то и машинка оказывается в стороне.

Выбирая игрушку ребенку, трудно предугадать, станет ли она любимой или востребованной в повседневной деятельности малыша. Конечно не существует единого правила по выбору игрушек для всех детей. Кто то из детей обожает конструкторы, кто-то куклы и т.  д. Однако существует несколько общепринятых рекомендаций, которые могут помочь родителям выбрать игрушку для малыша. Прежде всего игрушка должна быть прочной и безопасной (без острых углов, без вредных химических покрытий). Хорошо если она будет обращена сразу к нескольким органам чувств ребенка: например меховая игрушка разнообразного цвета, приятная на ощупь, внутри которого находиться разнообразный наполнитель. Тогда ее можно использовать для развития тактильных ощущений, восприятия цвета, моторики, сенсорного восприятия.

Опросив родителей выяснилось, что наибольшей популярностью у детей раннего возраста пользуются машинки, конструктор, куклы, меховые игрушки, музыкальные игрушки.

Купленная в магазине игрушка редко бывает многофункциональной, то есть она как правило, предназначена для отработки только одной функции (памяти, внимания и т.  п.) или только одного навыка. Очень хорошо использовать игрушки сделанные руками родителей и детей. Если ребенок принимал участие в изготовлении игрушки, он как правило, не бросит ее, поиграв один раз. Участие же ребенкав процессе изготовления может быть разным: если малышу 2,5-3 года, он поможет вам склеить поверхности, раскрасить игрушку фломастером. А если ребенок совсем мал, то можно попросить его пригладить ладошкой склееную поверхность, показать пальчиком где нарисовать киску и т. д. Даже такое ограниченное участие, на наш взгляд, создаст у него ощущение общности со взрослым и гордости за проведенную работу.

Поэтому и игрушка, которая станет результатом вашего совместного труда, будет любима малышом и принесет ему радость и пользу.

Источник