Какие игрушки полезны в 4 месяца
Грудничок в возрасте 4-5 месяцев уже уверенно держит голову, самостоятельно переворачивается. Некоторые малыши в 5 месяцев умудряются самостоятельно сидеть. Улучшается чёткость зрения, налаживается слух. Игрушки помогают ребёнку быстрее совершенствовать свои навыки и умения, поэтому их присутствие в жизни крохи очень важно. В этой статье вы узнаете о том, какое влияние оказывают игрушки на развитие 4-5 месячного ребёнка, какие игрушки ему необходимы, а также как правильно их выбирать.
Влияние на развитие крохи
Игрушки оказывают неоценимую помощь в развитии ребёнка. Они не только радуют малыша каждый день, но и влияют на разные сенсорные системы, на развитие моторики. Малыш получает социальное воспитание, благодаря игрушкам, изображающим подобие людей и животных.
Зрение
Для совершенствования зрения хорошо подходят игрушки разных цветов (желательно, естественных и не бледных).
- Хорошо подойдут погремушка, которую мама сможет медленно вводить перед глазами малыша, а он будет следить за ней взглядом. Тем самым укрепляя глазные мышцы и фокусируя взгляд.
- Также будут полезными мобили, малыш будет следить за игрушками, перемещающимися по кругу. Если вы видите, что ваш карапуз теряется, не может выбрать конкретный объект, и у него разбегаются глазки, то лучше пока отказаться от подобного приспособления. Или, если есть такая возможность, отсоединить лишние объекты, оставить один. Когда малыш к нему привыкнет – подцепить ещё один, через время – третий, и так постепенно добавлять по одному объекту, пока все игрушки не вернутся на мобиль.
У нас тоже было такое приспособление. Я подцепила его, когда сыну был ещё только месяц. В возрасте 4-5 месяцев ребёнок усердно пытался дотянуться до вращающихся животных, уж очень ему хотелось их потрогать. Поэтому я отсоединяла мобиль от кроватки и опускала игрушка достаточно низко, чтоб сын мог совершить задуманное.
Кроме этого, мама может показывать разных животных и называть их, показывать на мягких игрушках и куклах расположение носика, глазок, ушек.
Слух
Для развития слухового восприятия, у ребёнка должны быть разные музыкальные игрушки. И, в этом случаи, на помощь придут погремушки и мобили. Также можно самостоятельно изготовлять шумные коробочки и даже брать пустые яйца от киндеров, заполнять их на треть крупой и тарахтеть перед ребёнком. Уже можно издавать звук тогда, когда карапуз вас не видит. Таким образом, можно проверять насколько хорошо малыш слышит. Если всё в порядке – он будет поворачивать голову в сторону источника звука.
Важно понимать, что необходимо избегать игрушки с крайне резкими и громкими, а также противными звуками.
Тактильные ощущения
В 4-5 месяцев мама может водить ручкой ребёнка по гладкой и шероховатой ткани. Стимулировать прикосновение к мягким и твёрдым, тёплым и холодным объектам.
Какие игрушки необходимы малышу
Для грудничка в 4-5 месяцев подойдут игрушки, которые будут отвечать таким требованиям:
- Удобной формы и с правильной ручкой, чтоб малыш был в состоянии обучаться правильному захвату.
- Безопасные. Нужно учитывать то, что карапуз может попытаться их погрызть.
- Подходящих размеров для возраста малыша. Противопоказаны мелкие детали.
- Игрушки разной формы и цвета (желательно, не более 6 основных цветов).
- Музыкальное сопровождение или звуковой эффект.
Ребёнок в 4-5 месяцев уже пытается активно познавать окружающий маленький мирок, поэтому его игрушки стают разнообразнее.
Вот список нужных игрушек для развития ребёнка в 4-5 месяцев:
- Подвески и погремушки. Малыш с радостью будет наблюдать за ними и попытается дотянуться.
- Мячики и кубики из мягкого материала.
- Музыкальные. Будут положительно влиять на развитие слуха ребёнка.
- Специальные бусы. Будут способствовать развитию мелкой моторики.
- Неваляшки и куклы. Ребёнку важно играть с игрушками, имитирующими живых людей.
- Зеркальце. Карапуз будет любоваться своим отражением в зеркале, улыбаться и даже смеяться.
- Коврики для развития. Многофункциональный объект. Понравится любой крохе.
Выбираем правильно
- Приобретайте с пометкой «до шести месяцев».
- Приобретайте игрушки со скруглёнными краями, преимущественно неразборные (состоящие из одного объекта).
- Рекомендуют игрушки, состоящие из достаточно твёрдой пластмассы. Чтоб избежать риска того, что малыш со временем откусит кусочек.
- Не покупайте игрушки неприродного ярко-ядовитого цвета. В них используют агрессивные химикаты, которые нанесут непоправимый вред организму ребёнка.
- Для того, чтоб карапузу не приедались одни и те же игрушки, рекомендуется менять их дня через два. Некоторые мамочки совершают эту процедуру раз в неделю.
- Будьте бдительны. У некоторых детей начинают резаться зубки в таком возрасте. Ребёнка беспокоят дёсенки, могут чесаться. Вот малыш и начинает всё пихать себе в рот. Мама не всегда может уследить. Поэтому у карапуза не должно быть под рукой игрушек, которые целиком поместятся во рту, да ещё и будут проглочены.
Кроме этого, когда малыш постоянно суёт себе игрушки в рот, он рискует получить болезнетворный процесс. Именно поэтому маме нужно регулярно очищать и мыть игрушки.
- Нельзя малышу навязывать игрушки. Не исключено, что некоторые игрушки могут даже пугать карапуза.
- Важно класть кроху на животик, а красивую и привлекающую внимание ребёнка игрушку ставить на небольшом расстоянии от глаз крохи. Это будет стимулировать малыша к ползанью. Только не перетрудите ребёнка с первого раза.
- Важно давать крохе ощупать новую игрушку. Познание новых предметов положительно сказывается на общем развитии ребёнка.
Рекомендуем к прочтению статьи:
- «Режим дня ребенка в 4 месяца»;
- «Что должен уметь ребенок в 4 месяца»;
- «Режим дня ребенка в 5 месяцев»;
- «Что должен уметь ребенок в 5 месяцев»;
- «Питание ребенка в 5 месяцев».
Теперь вы знаете, насколько важны игрушки в жизни каждого ребёнка. Ведь они не только положительно влияют на развитие малыша, но также повышают настроение крохи. А хорошие эмоции способствуют не только тому, что у вас будет расти жизнерадостный ребёнок, но и укреплению состояния здоровья малыша. Главное соблюдать рекомендации по выбору игрушек и придерживаться ограничений по возрасту.
Источник
Игрушки для ребенка в 4 месяца важны, как и в любом другом возрасте. Они всесторонне развивают младенца, улучшают его настроение и самочувствие, помогают установить контакт с окружающими.
В детских магазинах представлен широкий ассортимент игрушек. Задача родителей – выбрать те, которые подходят по возрасту.
Влияние на развитие ребенка
Игрушки необходимы для развития моторики, органов чувств, социальных навыков. Они влияют на зрение, слух и тактильные ощущения.
Зрение
Наблюдая за движущимися предметами, малыш учится фокусировать взгляд и укрепляет глазные мышцы. Врачи советуют выбирать предметы разных цветов – естественных, но не бледных.
Хорошо подойдет погремушка, которую мама будет медленно водить перед глазами ребенка. Также можно купить мобиль – карусель с подвесными игрушками, которые двигаются под действием потоков воздуха или за счет механической тяги.
Если малыш теряется и не может сосредоточиться на конкретном объекте, следует отсоединить элементы и оставить только один. Когда ребенок привыкнет к нему, можно будет добавить вторую игрушку, затем третью и т. д.
Слух
Слуховое восприятие развивают предметы, издающие какие-либо звуки. Это могут быть погремушки, мобили и собственноручно изготовленные игрушки.
Некоторые родители берут пластиковые яйца от Киндер-сюрприза, заполняют их на 1/3 крупой или бисером и трясут перед детьми. Необычные звуки привлекают внимание малышей, успокаивают и улучшают настроение. Слишком резкие и громкие звуки могут напугать малыша, сделать его нервным.
Перед покупкой игрушки следует убедиться в том, что она не станет источником постоянного стресса для ребенка.
Чтобы проверить слух младенца, можно стать в стороне от него и потрясти погремушку. Если все в порядке, ребенок повернет голову в сторону источника шума.
Тактильные ощущения
Для развития тактильных ощущений нужно взять руку младенца в свою и водить по разным предметам – мягким и твердым, гладким и шероховатым, теплым и холодным.
Хороший эффект дает контакт с домашними животными
Хорошие результаты дает прикосновение к домашним животным. Главное – убедиться в том, что питомец спокоен и не напугает малыша громким звуком или резким движением.
Какие игрушки подойдут малышу?
Существует несколько требований, которым должны отвечать игрушки для 4-месячного ребенка.
Выбирать нужно следующие товары:
- изготовленные из качественных и безопасных материалов (маленькие дети часто пробуют предметы на вкус);
- удобной формы, с правильной ручкой;
- подходящего размера;
- без мелких деталей, которые можно проглотить;
- со скругленными краями;
- соответствующие возрасту (на упаковке должна быть пометка «до 6 месяцев»).
В 4 месяца ребенок начинает познавать окружающий мир, поэтому игрушки должны быть разнообразными (отличаться друг от друга формой, цветом, функциями). Хорошо, если они будут издавать какие-либо звуки. Один раз в несколько дней их можно менять, чтобы они не наскучили малышу раньше времени.
Судя по отзывам, игрушки для мальчиков и девочек до 1 года, не отличаются друг от друга. Поэтому можно покупать любые товары, отвечающие вышеописанным требованиям.
Перечень игрушек, которые подойдут малышу:
- погремушки и подвески. Дети с удовольствием наблюдают за всем, что движется и звенит, поэтому такие предметы надолго захватывают их внимание;
- куклы и неваляшки. Использование игрушек, напоминающих живых людей, способствует развитию социальных навыков;
- зеркальца. Детям нравится следить за собственным отражением в зеркале. Это заставляет их улыбаться и смеяться;
- многофункциональные коврики;
- кубики и мячики из мягких материалов;
- музыкальные игрушки. Положительно влияют на развитие слуха;
- специальные бусы для развития мелкой моторики.
От покупки игрушек, имеющих острые края и способных поместиться во рту, нужно отказаться.
Рекомендации родителям
При выборе и использовании игрушек нужно соблюдать следующие рекомендации:
- не покупать предметы, состоящие из мягкого пластика. Дети часто пробуют игрушки на вкус, особенно тогда, когда у них начинают резаться зубы. Если пластмасса будет недостаточно твердой, малыш сможет откусить и проглотить кусочек;
- отдавать предпочтение предметам, окрашенным в натуральные цвета. Слишком яркие оттенки говорят о том, что при изготовлении игрушки были использованы агрессивные красители, способные причинить непоправимый вред детскому здоровью;
- не навязывать игрушки. Предметы не должны возникать перед ребенком неожиданно, т. к. это может напугать его. Знакомить младенца с ними следует последовательно. Сначала их держат на некотором расстоянии, затем постепенно приближают и дают потрогать. Иногда дети учатся ползать, пытаясь добраться до любимых игрушек;
- следить за малышом во время игры. Родители должны постоянно наблюдать за ребенком, чтобы тот не причинил себе вреда;
- проводить дезинфекцию. Со временем на игрушках скапливается большое количество вредных микробов, которые попадают в детский организм и вызывают развитие заболеваний. Предметы, с которыми контактирует ребенок, нужно регулярно мыть и обеззараживать.
Видео по теме
Как правильно выбрать игрушки для малыша, чтобы они соответствовали его возрасту? Ответы в видеоролике:
В период с рождения до 1 года закладываются многие важные навыки. Доктор Комаровский и другие педиатры советуют ответственно подходить к выбору игрушек и их использованию.
Источник
Главное развлечение крохи в этом возрасте — изучение собственных ручек и ножек. Он пробует пальчики «на вкус» и может подтянуть ножку ко рту.
Рот - это «третья рука» ребенка. Разные дети с разным энтузиазмом пользуются этим способом познания мира. «Облизывание», так же как ощупывание, необходимо для развития мозга ребенка. Поэтому просто следите за тем, чтобы попадающие к ребенку предметы были безопасными: диаметром не менее 4 см, без острых углов и граней, не содержащими ядовитых веществ (баночки из под косметики или из под лекарств отпадают) и не имеющими мелких деталей, которые ребенок может отломить и проглотить. Кроме того, игрушки стоит регулярно мыть.
Лежа на животе, малыш легко переворачивается на бок и на спину. Лучше всего перевороты удаются ребенку на твердой ровной поверхности (на ковре или на туристском коврике). Мягкий матрас, складка на покрывале, мешающая движениям, тесные пеленки, белая стена перед глазами способны постепенно отбить энтузиазм у самого активного ребенка. Классическая поза для 4 месяцев — «поза тюленя» (малыш лежит на животе, опираясь ладонями о поверхность пола и приподнявшись на полусогнутых руках). Многие дети учатся переворачиваться с живота на спину примерно через две недели после того, как освоили переворот на живот, но некоторые любители полежать в позе тюленя отложат переворот на спину на пару месяцев.
К 4 месяцам у ребенка окончательно формируется умение фиксировать на предмете взгляд, и теперь он может увидеть его не просто в виде цветного пятна, но различить объем, а также оценить расстояние до предмета. Ребенок не просто видит, а уже и смотрит на предмет, пытаясь проследить его движение. Но, если предмет исчезает из поля видимости, малыш ведет себя так, словно его и не было, мгновенно забывая о нём. Во время игры малыш радостно смеется в ответ на ваш смех или улыбку.
Малыш узнает игрушку, которую показывали ему взрослые. Он может удерживать игрушку в руке почти полминуты, и уже сам знает, как добиться, чтобы погремушка зазвенела. Ладошки крохи практически всегда раскрыты.
Когда вы кормите ребенка, он, утолив первый голод, с удовольствием займется разглядыванием и ощупыванием вашего лица, груди, бутылочки или подушки, на которой вы лежите. Малыш предпочитает из всех близких маму, и делает с ней всё, что хочет, как будто мама — это он сам.
Малыш узнает голоса мамы и папы, может отличать голоса родных и незнакомых людей. Он пугается, когда вы сердитесь, и радуется, если веселы. Малыш узнает свое имя, если вы часто будете обращаться к нему по имени, произнося его четко, немного растягивая слова. При посторонних людях дети в этом возрасте обычно ведут себя довольно настороженно.
Слух крохи развивается. Когда звучат детские песенки, кроха затихает, и лежа на спине начинает покачивать головой в такт мелодии. Малыш часто просится на руки, чтобы ему все рассмотреть. Ему все очень интересно.
Игры и игрушки для 4-х месячного ребенка
Гуление — способ общения малыша с вами, поэтому, повторяйте за ним издаваемые звуки, смеясь и радуясь. Ведите с крохой диалог, понятный лишь вам и ребенку.
Ребенок хочет постоянно осваивать новые предметы, главное, чтобы они были безопасны для него, и которые ему легко будет ухватить, и еще легче уронить на пол.
Давая крохе предмет или игрушку в руки, говорите об их цвете. Сделайте так, чтобы ему захотелось завладеть этой игрушкой.
Малыш уже наверняка освоил все старые игрушки, и они стали ему не интересны. Поэтому настал момент обновить их. Приобретите ему новые:
- погремушки;
- куклы;
- музыкальные игрушки, на которых он сам сможет нажимать на кнопки, чтобы услышать различные мелодии.
Занятия с ребенком 4-х месяцев
В игре участвуют не только органы чувств малыша, но и мышление. Играя со своим малышом вы обучаете его и доставляете ему большое удовольствие. С 4-х месяцев малыши любят играть в игры-забавы.
1. «Ку-ку!»
Вы закрываете ладонями глаза и говорите малышу: «Ку-ку, ку-ку, где я?». И тут же открываете лицо, смеясь и радуясь вместе с ребенком: «А вот и я!».
2. «Ладушки»
Посадите малыша себе на колени, возьмите его ручки в свои и пытайтесь научить его хлопать в ладоши, приговаривая:
«Ладушки-ладушки,
Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку!
Что пили?
Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.»
3. «Коза рогатая»
Это игра испуга со смехом, испуга понарошку. И это сразу же понимает малыш. Просто пощекочите животик малыша двумя пальцами, приговаривая при этом:
«Идет коза рогатая!
Идет коза богатая!
Кто каши не ест, молока не пьет-
Забодает, забодает, забодает!»
4. Послушай и найди
Нужно: предметы, издающие звyки (колокольчик, погремушка, бубен), а также небольшого размера (10 — 12 см) образные иrpушки (звери, птицы, машинки, человечки и т. д.), издающие при нажатии или встряхивании писк, свист, гудение, шуршание и т. п.
Вы кладете ребенка на середину кроватки, боковые стороны которой закрыты пеленками. На расстоянии не далее 1 м вы встряхиваете колокольчик (бубен). Вначале извлекаются тихие звуки, чтобы внезапность не испугала ребенка, потом звук усиливается, вызывая слуховую ориентировочную реакцию и поворот головы в сторону звука. Вы продолжаете извлекать звуки до того момента, пока ребенок не повернет голову в вашу сторону, то есть определит направление звука. После этого вы отодвигаете пеленку и снова звените колокольчиком, давая возможность увидеть источник звука. Затем приближаете колокольчик к краю кроватки, звените колокольчиком внутри кроватки, сильно ее не раскачивая, чтобы сосредоточить взор малыша на звучащем предмете. Когда ребенок зафиксирует взглядом предмет (до 10 секунд), звенящий колокольчик убирается за кроватку, сторона которой закрывается салфеткой. После паузы в 10 — 15 секунд вы переходите к другой стороне манежа и повторяете первую часть занятия.
Ребенку нужно дать возможность не только рассмотреть колокольчик, но и захватить, а затем притянуть к себе. С этой целью его держат над ребенком, направляя то к одной, то к другой его руке, осторожно касаясь и побуждая к захватыванию игрушки.
5. Посмотри и узнай
Нужно: игрушки, знакомые детям (шарики, кубики, уточка, закрепленные на ленточках в удобном для обозрения ракурсе), и новая игрушка (например, матрешка-неваляшка).
Вы поочередно показываете ребенку знакомые игрушки, удаленные от него на расстояние 60 — 70 см, перемещая их влево вправо. Темп перемещения игрушки устанавливается индивидуально, затем несколько убыстряется или замедляется, чтобы ребенок смог научиться активно следить за предметом.
Убедившись, что ребенок следит за игрушкой, вы устанавливаете ее так, что она зависает над ребенком. Так малыша учат фиксировать взглядом неподвижный предмет. Как только внимание ребенка отвлекается от игрушки, вы опять приводите ее в движение колебательными или вращательными движениями с малой амплитудой. Зрительное сосредоточение на предмете возобновляется 2-3 раза. Далее вы побуждаете ребенка протянуть руку к игрушке, которую приближаете к малышу. Если ребенок не проявляет активности, нужно наложить его ладонь на предмет. Затем то же повторяется и с другой рукой. После этого вы еще раз проделываете те же действия, но с новой для ребенка игрушкой. Показ ее должен быть более длительным, чтобы ребенок мог рассмотреть хорошо незнакомую игрушку. Затем можно дать малышу рассмотреть предмет из разных положений (например, лежа на животе не более 2-2,5 минут). В конце занятия полезно еще раз попеременно продемонстрировать игрушки знакомые и впервые увиденные.
Во время занятия вы разговариваете с малышом, называете его по имени, эмоционально комментируете его удачные действия (например: «Молодец, Мишенька! Миша схватил зайчика!»), называете игрушки.
6. Схвати и потрогай
Нужно: валики (длиной 7-8 см, сечением 1,5-2 см), выполненные из различных тканей (джинсовой, ситцевой, махровой, шелковой ит. п.). Шарики, различные по весу и материалу (диаметром 2,5 см): полиэтиленовый, деревянный, а также самодельные матерчатые из ситцевой, махровой, шелковой, джинсовой и других тканей, обшитые кожей, мехом. К матерчатым шарикам крепятся тонкие ленточки (20-30 см), а шарики из твердых материалов помещают в полиэтиленовые сеточки, к которым пришивают ленточки. Палочки короткие (10 см), круглые, гладкие, ребристые, с резной поверхностью (в сечении 1 см) для вкладывания в каждую руку; палочки длинные (25-30 см) для захватывания двумя руками одновременно. Кольца (диаметром 5-10 см) из различных материалов: полиэтиленовое, деревянное, металлическое, а так же обшитые мягкой и жесткой тканями, обернутые шнуром.
К кольцам крепятся ленточки, на которых они опускаются в манеж.
Сюжетные и образные игрушки-вкладыши (грибок, огурчики, ягоды, морковки, куколка и др.), выполненные из различных тканей, набитые поролоном и другими материалами (величиной 5-10 см).
Изготовление игрушек. Чтобы изготовить валики, необходимо ткань сложить вдвое, прошить, вывернуть швами внутрь. Затем плотно скатать и закрепить, сшив край с поверхностью валика. Расход ткани определяется ее плотностью и толщиной.
Сюжетные игpушки-вкладыши делают из тканей, соответствующих по цвету натуральным предметам. Вначале заготавливают выкройку, повторяющую очертания объекта (например, для огурчика берется вытянутый овал, для морковки — вытянутый треугольник, для ягоды или яблока - круг). Ткань складывают вдвое, на нее накладывают и очерчивают выкройку. Затем рисунок по контуру прошивают на две трети). Заготовки вырезают, оставляя кромку не менее 1,5 см. Получившийся чехольчик выворачивают, плотно набивают гигроскопической ватой (другой аналогичный экземпляр набивают обрезками поролона получается два различных по твердости предмета). Наполненный чехольчик полностью зашивают. К игрушке-самоделке пришивают маленькую петельку. Цветными нитками на игрушке вышивают детали.
При изготовлении круглых предметов за основу берут круг, собирают его на нитку (через край) и затягивают на пальце. Затем его наполняют и полностью затягивают.
Грибок изготавливают из двух частей: шляпка из поролона обтягивается тканью; ножка из поролона, обернутая шелковым шнуром или шитьем. Куколку делают так же, как валик, но к нему пришивают головку в платочке, а сам валик обертывают фартучком и обвязывают тоненьким шнурком. Точно так же изготавливают петрушки, но головка пришивается с колпачком.
Ребенок лежит на спине. Вы попеременно вкладываете в его ладони игрушки: мягкие и твердые, гладкие и шероховатые, легкие и более тяжелые. Внимание обращается на положение большого пальца при схватывании — игрушку помещают поперек ладони между большим пальцем и четырьмя другими. Вы побуждаете ребенка к сжатию и расслаблению пальцев, легонько нажимая на тыльную сторону его руки. Так у малыша развивается осязание. Затем эти же игрушки используют как подвески, прикрепленные ленточками за специальные петельки. Держа игрушку за ленточку, вы задерживаете ее в ладони ребенка, а потом вытягиваете, побуждая малыша схватить и удержать предмет.
7. Прятки
Нужно: пеленка или цветной платок.
Встаньте так, чтобы ребенок мог видеть ваше лицо. Закройте лицо платком, а потом выгляните из-за него приговаривая:
«Где же мама? Вот я, маленький!»
Затем закройте платком лицо ребенка и удивитесь:
«Где же малыш?»
Сдерните платок:
«Да вот же он!»
Сначала ребенок будет немного ошарашен подобной игрой, но вскоре он будет весело хохотать при этих «пропажах» и «находках». Так ребенок начинает понимать, что кроме реальных вещей и отношений существует еще мир «понарошку» и «не взаправду».
8. Постучи!
Нужно: бубен или барабанчик
Дайте ребенку музыкальный инструмент и покажите, как можно постучать по нему кулачком и ладошкой. Дальше эта игра уже не требует вашего присутствия. Более того, по звукам, доносящимся из кроватки, вы будете знать, что ваш малыш занят делом и доволен жизнью.
9. Потряси и попинай!
Нужно: легкая погремушка, большой надувной мячик.
К лодыжке малыша привяжите ленточкой или шерстяной нитью погремушку и дайте ему вдоволь потрясти ножкой. Затем повяжите погремушку на другую ножку. Не оставляйте малыша без присмотра с подобным украшением.
Потом вы можете положить в изножье кроватки большой надувной мяч и пусть малыш пинает его в свое удовольствие.
10. Развиваем пальчики
Нужно: возьмите несколько шерстяных ниток длиной не более 8-10 см. Свяжите их посередине.
Дайте получившуюся «метелочку» в руки ребенку, слегка намотайте нитки на его пальцы, он будет пытаться освободиться и поймет, что может шевелить каждым пальчиком по отдельности.
По окончании игры обязательно уберите нитки подальше от ребенка, иначе они вскоре окажутся у него во рту.
Литература:
1. Елена Первушина. Настольная книга молодой мамы. Счастливый малыш: от рождения до 2 лет.
2. Валерия Фадеева. Настольная книга российской мамы.
comments powered by HyperComments
Источник