Какие игры полезны ребенку 5 лет
Доброго времени суток, уважаемые читатели. В сегодняшней статье мы рассмотрим, что собой представляют развивающие игры для детей 5 лет. Вы узнаете, на какие сферы развития и как воздействуют различные занятия. Вам станут известны примеры домашних игр с малышом. Выясните, какими игрушками стоит играть с ребенком в этом возрасте.
Сферы развития и умения малыша в 5 лет
Зная о том, на что способен пятилетний карапуз, можно осознать, какие игры будут соответствовать уровню его развития, а также принесут пользу.
- Окружающий мир:
- ребенок уже знает, как его зовут, кто является его родителями, где он живет;
- он разбирается в днях недели, во времени суток, в сезонах года;
- умеет рассказывать о родителях и себе;
- способен составить короткий рассказ о своем городе;
- ответы на вопросы у него развернутые.
- Логика:
- малыш пяти лет умеет ориентироваться в геометрических фигурах;
- может находить до шести различий на картинках;
- в окружающей его обстановке с легкостью находит прямоугольники, квадраты, треугольники, сферы;
- умеет сортировать объекты по цвету и форме;
- с легкостью строит любые композиции из конструктора или кубиков.
Существует множество игр, которые позволяют сравнивать предметы, сопоставлять детали.
Когда малыш приходит к определенным умозаключениям, происходит стимуляция мышления, карапуз учиться думать.
- Математика:
- ребенок в пятилетнем возрасте уже умеет считать до десяти, пересчитывает объекты;
- располагает числа в порядке возрастания, начиная с единицы, заканчивая десятью;
- умеет пользоваться счетами;
- ориентируется в количестве объектов.
- Мелкая моторика:
- пятилетний ребенок умеет самостоятельно составлять композиции, копируя увиденное на картинке, малышу с легкостью удается что-то собрать, используя образец;
- умеет с легкостью завязывать узелки, собирать пазл, мозаику;
- преуспевает в лепке;
- умеет разукрашивать раскраски, не выходя за контур.
- Творческое мышление:
- малыш пяти лет имеет развитую фантазию и воображение и, если родители обеспечат его всем необходимым для творчества, то размаху ребенка не будет предела;
- для раскрашивания картинок использует различные цвета, рисует прямые ровные линии;
- умеет управляться с цветным песком;
- умело использует средства для рисования, фломастеры, карандаши, краски.
Когда карапуз занимается лепкой или рисованием, он развивает свою фантазию и творческий подход.
Творческие занятия благоприятно влияют на развитие ребенка, ведь тут задействована и мелкая моторика, и мышление.
- Память:
- ребенок с легкостью впитывает любую информацию, кроме того, он умеет ее анализировать;
- все, что увидел малыш, еще долго будет оставаться в его памяти;
- умеет пересказывать сказки, описание предметов и картинок по памяти;
- учит наизусть четверостишия.
Существует множество игр, в которых требуется запоминание каких-то элементов, которые со временем нужно будет воспроизвести в рисунке или выставить в правильном порядке. Это очень полезно и для развития внимательности. Прежде, чем что-то запоминать малыш внимательно изучает стоящие перед ним объекты.
- Развитие речи:
- если малыш развивался без отклонений, то в пятилетнем возрасте его речь уже достаточно понятна и внятна;
- умеет дифференцировать согласные и гласные звуки;
- читает стихи;
- умеет подбирать рифмы к словам.
Для гармоничного развития ребенка необходимо подбирать разнонаправленные задания, комбинировать логические, физические и творческие нагрузки.
Примеры игр
Простые навыки малыша постепенно совершенствуются и усложняются во время игры.
К игре можно привлекать сразу нескольких малышей. Если у малыша нет братика или сестрички, то можно пригласить соседских детей. Выполняя любое задание, дети будут также развивать коммуникативные навыки. К тому же играть в настольные игры гораздо веселее, когда много участников, а не только мама и малыш.
- Благоприятное воздействие на развитие ребенка оказывают ролевые игры в ученых, исследователей и докторов.
- Пальчиковый театр. Первоначально оформителем спектакля может быть взрослый человек, который покажет пример ребенку, как можно своими силами создать сказку. Карапузу обязательно понравится такая игра, которая позволит воплотить в реальность все, что родилось в его голове. Также подобные занятия благоприятно воздействуют на развитие речи, мелкой моторики и интеллекта.
- Отличное занятие — это сочинительство. Придумывать сказки можно даже, отправившись на прогулку, ведь в окружающем мире можно найти множество объектов, которые станут персонажами или окружением истории ребенка.
- Съедобное-несъедобное. В эту игру можно играть с помощью мяча. Малыш садится на кровать, а мама аккуратно кидает ему мячик, называя съедобный или несъедобный объект. Ребенок должен ловить то, что можно скушать, а то, что нельзя — откидывать.
- Развитию творческих способностей малыша способствует лепка, аппликации. Данные занятия влияют не только на развитие фантазии ребенка, его творческих навыков, но также и на мелкую моторику.
- Давайте ребенку карточки, на которых нужно найти различия.
- Игры на запоминание. Можно показывать картинку, на которой изображено множество объектов, просить ребенка запомнить увиденное, прятать. А потом спрашивать, например, «Кто находился в верхнем правом углу?» или «Какого цвета был свитер на мишутке?».
Если карапуз успешно справляется с заданием, которое вы ему предложили, обязательно похвалите ребенка. Он должен осознавать, что любой успех заслуживает вознаграждение. Малышу также будет приятно, что родители им довольны.
Игрушки
Давайте рассмотрим, какие игрушки окажут благоприятное воздействие на развитие ребенка пяти лет:
- пазлы (уже можно предлагать более сложные варианты, малыш пяти лет с ними справится);
- игры на логику, например, пятнашки;
- тематические наборы, например, полицейских или военных машинок;
- различные кубики и конструктор (может быть деревянным, пластмассовым и металлическим);
- мольберт для рисования;
- танцевальный коврик;
- пальчиковый театр;
- лото, домино;
- магнитные буквы с доской;
- наборы для рукоделия и творчества;
- комплекты для игры в полицейского, врача.
Важно, чтоб игрушки, которые вы подбираете для ребенка, соответствовали его возрасту, а также пожеланиям.
Теперь вы знаете, какие занятия подойдут для игр дома. Помните о том, что любое времяпровождение рядом с малышом благоприятно воздействует на его развитие, удачно подобранные игры способствуют скорейшему созреванию определенных навыков и умений.
Источник
Дети с восторгом принимают все новое, но это не значит, что нужно каждый день покупать им очередную машинку, куклу или конструктор. Для пятилеток легко придумать увлекательное занятие с подручными средствами или совсем без них.
В этой статье мы расскажем, во что поиграть с ребенком 5 лет дома.
Есть разные виды игр:
- Сюжетно-ролевые. Часто практикуются в детском саду, где много ребят.
- Подвижные. Упражнения для физического развития предлагаются в игровой форме.
- Дидактические. Развитие моторики, логики, речи и внимания в увлекательной форме возможно и без использования специальных пособий или игровых наборов.
1. Сюжетно-ролевые игры
Игра — это подготовка к взрослой жизни. В домашних условиях можно примерить на себя несколько ролей, используя только то, что есть в каждом доме.
- Официант. Девочке, которая любит помогать маме на кухне, будет интересно стать официантом. Накрыв на стол, раздав порции всем членам семьи, она почувствует себя настоящей хозяйкой и научится носить полные тарелки и чашки. Можно заранее нарисовать красочное меню, чтобы все было по-настоящему. Если мама не решается доверить ребенку настоящую еду, можно играть пластмассовыми продуктами.
- Продавец. На кухне пусть будет гастроном, а в детской — магазин игрушек. Продавать настоящие крупы и фрукты интереснее, чем пластмассовые. Из купленных товаров можно вместе приготовить обед.
- Водитель автобуса. Мальчик может развозить кукол и мишек на большой машинке или сделать автобус из составленных вместе стульев, чтобы места хватило всем. В игре легко повторить названия знакомых остановок и привычные маршруты, уделить внимание правилам дорожного движения и этикету в общественном транспорте.
2. Подвижные игры
Дети не могут долго сидеть на одном месте. Когда сорванцам хочется порезвиться, лучше организовать подвижную игру, развивающую координацию, силу и ловкость.
- Танец. На празднике, где собирается много детей (например, в день рождения), можно организовать веселый танцевальный флешмоб. Подойдет для этого любимая музыка из мультфильма «Фиксики», дополненная смешными движениями, имитирующими работу бытовых приборов. Эта игра помогает развить координацию.
- Тачка. Взрослый держит ноги ребенка на весу, а тот передвигается на руках. Упражнение хорошо укрепляет мышцы плечевого пояса, при этом воспринимается не как зарядка, а как игра.
- 12 записок. Взрослым потребуется время на подготовку, но зато с каким азартом ребятня будет разгадывать загадки, и искать очередную записку. Сам процесс поиска не менее интересен участникам, чем приз в конце.
3. Дидактические
Учиться новому проще в игре. Можно купить готовые наборы и игрушки, а можно использовать подручные материалы.
- Паззлы. Их легко сделать самостоятельно, разрезав на куски картинку с интересным сюжетом. Полезно собирать круг или квадрат из нескольких фрагментов.
- Шнуровки, пуговицы и молнии. Если ребенку трудно усвоить навык самостоятельного одевания-обувания, нужно тренировать его в игре, одевая-раздевая кукол и мишек.
- Буквы и фигуры. Предложите сложить из спичек или зубочисток буквы, геометрические фигуры. Дидактическое занятие легко совмещать с приготовлением обеда.
- Болтики и винтики. Сын поможет папе навести порядок в ящике с инструментами и всяческими гаечками-болтиками. Мальчик с удовольствием рассортирует их по форме и размеру, заодно научится различать саморезы и болты. С хозяйственным папой дел хватит на все выходные.
4. Интересные игрушки
Зачастую детям быстро надоедают дорогие коллекционные Барби и навороченные автотреки. А другие подарки используются почти каждый день и не приедаются. Покупая игрушку, взрослый должен задуматься, чему научится ребенок с ее помощью и соответствует ли она его интересам. Вот несколько игрушек, которые понравятся практически любому и займут надолго:
- Электронный конструктор. Дети учатся читать схемы, действовать по инструкции. Особенно любим мальчиками с техническим складом ума.
- Конструктор Репейник. Возможность проявить фантазию, создавая разные фигуры.
- Лизуны и сквоши. Некоторые родители считают, что дети занимаются ерундой, катая и растягивая бесформенные комки. На самом деле такая деятельность очень хороша для развития мелкой моторики.
5. Когда руки заняты
Делая что-то по дому, родители могут придумать совместные увлекательные занятия. Пока руки работают, можно вдвоем играть со словами, придумывать загадки, вспоминать детские песенки и даже учить буквы.
- Слова тематической группы. Нужно составить цепочку слов на определенную тему, чтобы каждое следующее слово начиналось на последнюю букву предыдущего. Например, тема «Животные»: волк — козел — лиса… Ребенок учится выделять из слова отдельные буквы.
- Я знаю больше слов на букву… Выберите любую букву алфавита, а затем по очереди называйте слова, которые с нее начинаются. Отличное занятие для расширения словарного запаса.
- Антонимы. Один игрок называет слово, другой подбирает к нему антоним. Большой — маленький, плакать — смеяться, день — ночь. Развивает логическое мышление.
- Угадай мелодию. Участники игры по очереди напевают мелодию знакомых песен, а остальные их отгадывают. Все слова заменять слогами «ла-ла-ла» или «на-на-на». Развивает память и музыкальный слух.
Родителям нужно играть вместе с детьми, чтобы направлять их интерес в сторону полезных и познавательных занятий.
Вдохновите нас — поделитесь материалом с друзьями в соцсетях:
Загрузка…
Реальные фото детских комнат:
Навигация по записям
Источник
Какими бывают детские развивающие игры для дошкольников в возрасте 5–6 лет?
Игра для ребёнка-дошкольника – важнейший род деятельности, именно через игру (то есть действие по правилам в воображаемой ситуации) ребёнок познаёт окружающий мир в этом возрасте. Взрослым легко использовать игровые моменты, чтобы развивать и обучать малыша.
Наиболее общая классификация игр предполагает, что они могут возникать:
- по инициативе самого ребёнка;
- по инициативе взрослого;
- по устоявшейся традиции инициативу в данном случае может проявлять и ребёнок, и родитель.
Какая же игра более полезна? Та, которая происходит по инициативе взрослого, ведь именно так тот может предложить ребёнку обучающую ситуацию, познакомить его с новыми словами, понятиями, сделать игру управляемой.
А вот какой вид игры выбрать, зависит от ситуации. На улице хороши подвижные игры с элементами спорта. Дома в минуты досуга – настольные, предметные, театрализованные, сюжетно-ролевые. В моменты занятий – дидактические или обучающие.
Все эти игры способствуют познавательной активности малыша, а заодно развивают самые разные навыки и умения.
Подвижные игры
Подвижные игры способствуют развитию ловкости, координации движений, силы, выносливости, быстроты реакции. У детей в возрасте 5–6 лет такая игра продолжается не более 25 минут, затем следует отдых.
Как правило, все подвижные игры так или иначе связаны со спортом и физической активностью. Но не обязательно. Вот примеры активных и одновременно развивающих игр, в которые можно играть в любых условиях.
- Идём на рекорд! Правила просты: придумайте испытания для игроков: кто прыгнет дальше всех, кто дольше всех проскачет на одной ноге, кто ловче всех пронесёт варёное яйцо в столовой ложке, ни разу не уронив, кто быстрее слепит снежок и тому подобные. Соревновательный элемент в игре для детей очень важен, и такая игра сделает прогулку весёлым занятием.
- Города шаг за шагом. Игра, в которой игроки по очереди называют слова на определённую букву алфавита, весела и сама по себе. Чтобы она стала активной, договоритесь, что сделать «ход вперёд», например три шага, может лишь тот, кто назовёт слово. Выберите дистанцию и начинайте играть. Кто первым дошёл до финиша, назвав больше всего слов, тот и победил.
- Подушечные бои. Хороши, если дошкольникам приходится сидеть из-за непогоды дома, а выпустить энергию надо. Деритесь подушками, пусть они будут лёгкими и небольшими по размеру. Взрослым, чтобы сравняться с детьми, придётся встать на колени, но так игра станет ещё веселее. Договоритесь о правилах (не бить сильно, не бить по голове и в лицо) и начинайте бой!
- Как выглядит песенка. Детскую песенку или стихотворение можно изобразить в лицах. Договоритесь о том, что некоторые слова будете заменять жестами. Например, «Маленькой ёлочке холодно зимой» будет выглядеть как пантомима, в которой малыш показывает, насколько маленькой, руками или пальцами, а «холодно» заменяет жестом – обхватывает себя за плечи.
Настольные игры
Настольные игры очень полезное занятие. И не только тем, что поможет скрасить досуг в непогоду. Игры с кубиками, пазлами, фигурками и карточками, в которые играют за столом, очень эффективно способствуют совершенствованию у малыша:
- математических навыков – придётся вести подсчёт ходов;
- пространственного мышления, особенно если речь идёт о кубиках, пазлах или играх, где требуется собрать картинку из разрозненных кусочков;
- социального взаимодействия – в настольные игры играют компанией;
- речи – да, договариваться о правилах игры, общаться придётся, а некоторые игры нацелены именно на развитие речи (например, «Эрудит»). К тому же управляться с карточками не всегда просто, это развивает мелкую моторику;
- волевой функции (концентрации внимания, воли, мотивации) – прежде всего потому, что настольные игры по правилам требуют определённой регуляции от ребёнка, а ещё потому, что увлекательная игра «затягивает», и способность концентрироваться на задаче у малыша повышается;
- разных типов мышления – стратегического, творческого. Продумывание хода игры наперёд – это стратегия. А умение видеть в фигурках и карточках реальные ситуации требует недюжинной фантазии.
В зависимости от тематики игры ребёнок знакомится с разными ситуациями, которые могут встретиться ему в жизни, богатым животным и растительным миром, историей, литературными произведениями, народным творчеством.
Какие настольные игры бывают? Ходилки – большая карта, кубики и фишки, лото с карточками, пазлы и мозаики. К настольным относятся и всевозможные конструкторы, и дидактические карточные игры на развитие внимания, памяти и мышления. Самые сложные «настолки», в которых без помощи взрослого не обойтись, – стратегии, это игры с правилами, в которых многое зависит от решения самого игрока (пример такой игры – «Монополия»).
- Сделай и поиграй. Выберите вместе с ребёнком литературное произведение, например сказку, и предложите малышу создать игру на её основе. На листе ватмана расчертите и вместе нарисуйте путь героя по шагам, вместе выбирая ему весёлые приключения в зависимости от сюжета. Помните, что в процессе игры можно ходить вперёд, а можно и назад (в случае если на пути возникли препятствия). Используйте разные техники для создания карты, не только рисование, но и аппликацию, часть карты можно создать в виде пластилиновой картины. Уже само создание подобной игры – занимательный процесс совместного творчества.
- Ещё проще создать пазл. Для этого любую привлекательную картинку нужно наклеить на картон, а затем произвольно расчертить и разрезать на кусочки. Собирать такой самодельный пазл ребёнку очень понравится!
Развивающие игры
Как можно догадаться, в развивающих играх идёт целенаправленное развитие способностей и навыков ребёнка. Что могут развивать такие игры? Всё что угодно: речь, творческие способности, физические качества, мелкую и крупную моторику, интеллектуальные навыки, воображение. Такие игры развивают мышление и память, учат размышлять и делать выбор, дают почву для развития талантов и творческих способностей ребёнка.
Главная особенность развивающих игр в том, что принцип обучения от простого к сложному в них объединяется с другим важным параметром – созданием таких условий, опережающих возможности ребёнка, при которых ребёнок должен целенаправленно и самостоятельно достичь максимума своих способностей в ходе творческой самостоятельной деятельности. И это становится мотивацией к росту и развитию малыша.
Варианты развивающих игр:
- Нарисуй ручку. Накладываем ладонь на бумагу, обводим, разрисовываем карандашами, красками. Вырезаем. Делаем из таких «ладошек» красочное панно.
- Кукольный домик. Его можно сделать из обычной коробки из-под обуви, а интерьер дома – из бумаги, лоскутков ткани, спичечных коробков. Малышу (при помощи взрослого) нужно продумать интерьер, вырезать и приклеить в доме «мебель». Жильцами дома могут стать маленькие фигурки или пупсы.
- Игра с магнитом. Магнит кладётся под лист бумаги, а на лист насыпаются металлические предметы: монетка, гайка, гвоздь. Наблюдать за перемещениями предмета не только увлекательно, но и познавательно!
- Делаем гирлянду. Поводов создать гирлянду из цветной бумаги масса. Можно сделать простейшую гирлянду-цепочку из бумажных колец, а можно нарисовать на плотной бумаге всевозможные фигуры (сердца, цветы, ангелочков, даже буквы, если малыш их знает). Раскрашиваем, вырезаем, нанизываем на шнурок и украшаем комнату.
Обучающие игры
Дидактические игры развивают память и внимательность, логику и мышление, знакомят ребёнка с понятиями, формами, цветами. Задача познавательной игры – обучать, а задача игроков в данном случае – найти правильный ответ: выход из лабиринта, лишний предмет в ряду и тому подобное.
Такими играми могут быть карточки и пазлы, игры-головоломки, раскраски и трафареты (например, «соедини по номерам»). Но задача родителей – не превращать игровую в класс. С детьми 5 и 6 лет ещё рано заниматься серьёзным обучением. Но практически любой процесс можно превратить в весёлую игру. Даже похулиганить можно познавательно!
- «Кто обзывается?» Эта задорная игра хороша и для развития речи, и для того, чтобы переключить внимание заигравшегося ребёнка на конструктивные действия. А ещё она очень весёлая, ведь по правилам в ней надо обзываться. Только не как угодно, а, допустим, обзываться исключительно названиями животных, овощей или инструментов: «Ты такая редиска!» – «А ты – огурец!» Кто больше «обзывалок» придумает, тот и молодец. Но обязательно завершаем игру с позитивным настроем: теперь задача – придумать самое ласковое прозвище из тех же групп предметов, которые использовались для обзывания: «Ты мой любимый кабачок».
Советы для родителей
Подвижные игры на улице и дома всегда несут в себе потенциальную опасность травм. Поэтому перед игрой обязательно проведите инструктаж, чётко оговорите правила и только после этого начинайте бегать, прыгать и «выпускать пар».
Для детей возраста 5–6 лет очень важны игры на формирование правильной модели поведения. Можно воспользоваться этим, чтобы в игровой форме расставить по местам разбросанные игрушки, убрать за собой все вещи и привести в порядок комнату, где резвилась детвора.
Используйте известные вам с детства игры или придумывайте новые вместе с ребёнком, это не только служит развитию воображения, но и объединяет поколения семьи.
Не стыдите за проигрыш и хвалите за победу. Сопричастность к успеху для малыша – основа его будущей уверенности в себе.
Источник