Какие направления в психологии полезны для учителя

Какие направления в психологии полезны для учителя thumbnail

Приступая к педагогической работе с детьми, педагогу нужно разобраться в том, что ребёнку дано от природы (является врожденным) и что приобретается под воздействием среды (является приобретенным). Развитие человеческих задатков, превращение их в способности — одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знания психологии нельзя. Знание законов формирования способностей необходимо для правильного выбора методов обучения и воспитания.

Учителю важно уметь выявлять уровень развития учащихся и сопоставлять его с некоторой нормой, чтобы определить, правильно или нет идёт развитие, установить причины отставания ребёнка в учёбе и развитии, создать благоприятные условия для развития одарённых детей, осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании каждого ребёнка.

Для этого педагогу необходимо учитывать особенности личности ребёнка, особенности его памяти, мышления, характера, темперамента, мотивы его поведения.

Чтобы разумно организовать воспитательный процесс, педагог должен знать, какие взаимоотношения сложились между детьми в коллективе, как регулировать эти отношения, выстраивать эффективное общение детей, предупреждать или преодолевать конфликты.

Т.о., психология необходима и педагогам, и родителям, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие.

Понятие о личности. Личность, индивид, индивидуальность. Самосознание личности, этапы самопознания. «Я – концепция». Основные компоненты «Я–концепции»: когнитивный,
эмоционально-оценочный, 
поведенческий.

Понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «индивид», «индивидуальность», «человек».

Человек – биосоциальное существо, обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями (память, мышление, внимание, воображение, воля и др.), способное создавать орудия труда и пользоваться ими.

Понятие «индивид» может относиться и к человеку, и к животному. Человек как индивид представляет собой биологический род – Homo sapiens («человек разумный»).

Индивид является носителем врожденных свойств (тип н/с, строение коры г/м) и приобретённых (характер, способности, направленность).

Индивидуальность – неповторимость, своеобразие человека, его отличие от других; это и выраженность данного отличия.

Говоря о личности, мы подразумеваем целостность человека, его способность занять некое, присущее только ему место в обществе, в мире других людей

Личность, достигшая полного своего развития, способна управлять своим поведением и развитием, оказывать влияние на других людей, имеет собственные моральные взгляды, убеждения. Человек, достигший уровня личности способен подчинять высшие мотивы низшим, он относительно независим от других людей, самостоятельно и сознательно выбирает цели и достигает их.

Процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, качеств называется самопознанием.

Сформировавшееся представление о себе – самосознание.

Самосознание личности начинает формироваться очень рано. Впервые ребёнок осознаёт себя на основе элементарных ощущений, которые возникают, когда он направляет действия на самого себя. Ребёнок учится отделять себя от физического мира: он ещё не знает, что относится к его телу, а что – к миру. В младенчестве впервые возникает «цельное самоощущение» как первичная форма самосознания.

Самосознание развивается. Примерно в 3 года ребёнок:

· начинает говорить о себе – «я»

· узнаёт себя в зеркале и на фото

· осознаёт себя как причину происходящих с ним событий (разбросал игрушки, пролил что-то)

· осознаёт себя как субъекта собственных действий и поступков (я хороший, я так больше не буду)

· начинает осознавать и понимать свои потребности и желания (хочет кушать, играть, куда-то пойти и т.п.)

· стремится выразить себя через свои действия
(«я сам»).

6-7 лет – начало школьного обучения, «кризис непосредственности». Школьник начинает смотреть на себя глазами других людей, представлять как он выглядит в глазах окружающих, смущается и от этого кривляется.

Подростковый и юношеский возраст – возраст открытия «Я» для самого себя, второе рождение личности:

Ÿ человек начинает целенаправленно думать о себе

Ÿ ставит перед собой вопросы – «Кто я?», «Какой я?», «Кем мне быть и каким мне быть», «В чём смысл жизни», «Могу ли я себя уважать»

Ÿ думая о себе, каким-то образом относится к себе

Ÿ эти представления реализуются в поведении, отношениях с другими людьми.

Мнение человека о себе создаёт основу «Я-концепции», которая объединяет все знания человека о себе, то, как он оценивает себя.

В «Я-концепции» выделяют 3 основных компонента:

— когнитивный

— эмоционально-оценочный

— поведенческий.

1. Когнитивный компонент «Я-концепции» — «образ Я» — представления человека о своих способностях, отношениях с окружающими, внешности, социальных ролях, интересах, качествах личности и т.п..

2. Эмоционально-оценочный компонент – отношение человека к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности.

самоуважение (чувство собственного достоинства) – это вера в собственные силы, принятие себя, любовь к себесамооценка – оценка себя, своей личности, деятельности, отношений с другими людьми. М/б устойчивой и неустойчивой, адекватной и неадекватной, завышенной и заниженной.уровень притязаний – уровень трудности целей, которые человек ставит перед собой. Он должен быть немного выше самооценки.
Читайте также:  Полезно ли для организма сдавать плазму

3. Поведенческий компонент – определяет возможность саморегуляции, принимать решения самостоятельно, управлять своим поведением, отвечать за свои поступки. Выражается в уверенности и неуверенности в себе.

Поведение человека может быть ориентировано на внешний контроль (отношение других людей) или внутренний контроль (самооценка).

В «Я-концепции» отражается:

реальное Я (кто я сейчас)

идеальное Я (каким хочу стать)

социальное Я (каким меня видят другие)

«Я-концепция» формируется под воздействием жизненного опыта человека, его деятельности, отношения к нему других людей. Это относительно устойчивое образование, обеспечивает внутреннюю согласованность личности, последовательность в поведении. Устойчивое отношение человека к себе позволяет ему ставить перед собой определённые цели, видеть своё место среди других людей, строить планы на будущее. Но столь же важно и оперативно изменять отношение к себе. В процесс жизни «Я-концепция» изменяется – обогащается или упрощается.

Понятие о внимании. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Приемы организации и условия сохранения произвольного и непроизвольного внимания у младших школьников.

Внимание – направленность и сосредоточенность соз­нания на определённых объектах или деятельности при отвлечении от всего остального.

В выделении объекта из массы других проявляется избирательность внимания: внимание к одному есть одновременно невнимание к другому.

Внимание – это способность выбирать важное для себя и сосредотачивать на нём своё восприятие, мышление, припоминание, воображение. Внимание – необходимое условие всякой деятельности (играет ли ребенок, учится ли ученик, мыс­лит ли ученый, трудится ли рабочий).

Внимание обеспечивает ясность и отчётливость восприятия учащимися учебного материла, быстроту и чёткость мышления, самоконтроль. Внимательный ученик замечает в рассказе учителя такие детали, которые невнимательный упускает.

Внешнее выражение внимания: человек принимает специфическую позу, всматривается, вслушивается, нет лишних движений, дыхание замедляется.

Первоначальная форма внимания — ориентировочный реф­лекс «что такое?», который является реакцией на все новое, неожиданное, неизве­стное (И.П. Павлов).

Благодаря этому рефлексу воздействие нового раздражителя на н/с Ч. становится более сильным.

Ф.о. внимания – взаимодействие очагов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Различают внимание

внешнее – направлено на окружаю-щие нас предметы и явления

внутреннее – на­правлено на собств. мысли, чувства, переживания

Виды внимания

непроизвольноепроизвольноепослепроизвольное

Непроизвольное внимание возникает без всякого намерения, без специально поставленной цели и волевых усилий.

(ученик слушает интересный рассказ, смотрит фильм, читает занимательную книгу).

Оно возникает вследствие внешних причин — действующих на нас раздражителей, либо – внутренних (побуждений, интересов направленности личности).

Условия возникновения непроизвольного внимания:

• Сила, яркость, красочность раздражителя (яркая картинка, вспышка света, сильный запах, громкий звук).

• Новизна, необычность, неожиданность раздражителя (новая наглядность, сказочный персонаж, игровые приёмы, необычные факты).

• Подвижность раздражителя, начало или прекращение действия раздражителя (маяк, реклама, касса букв, домики цифр, слова с «окошечками», пауза в речи учителя)

• Контрастность раздражителя (среди маленьких – большой, на белом фоне – красный, изменение громкости речи учителя)

Произвольное внимание возникает преднамеренно, со специально поставленной целью и волевыми усилиями.

Источник

Психология личности учителя оказывает значительное влияние на развитие интересов и самостоятельного творческого мышления школьников, социальной и нравственной составляющей их деятельности. Причем основным фактором в его работе можно считать именно педагогическую направленность, от которой зависит отношение к детям и своей профессии.психология личности учителя

Особенности личностных качеств преподавателей

особенности личных качествУчитель, направленный на принятие личности ребенка, понимает его уникальность, осуществляет действенные меры для его полноценного развития.

Основными требованиями, которые предъявляются педагогу, являются:

  • любовь к детям;
  • стремление к педагогическому труду;
  • всесторонняя образованность;
  • нравственность;
  • педагогическая интуиция;
  • знание и умение применять на практике различные методы обучения и воспитания.

Этих свойств и качеств личности учитель достигает в результате систематической и планомерной работы над собой.

Дополнительными требованиями к педагогу можно назвать легкость в общении, эстетичный внешний вид, доброжелательность, артистичность. Индивидуальность учителя включает в себя как главные педагогические качества, так и второстепенные.

Для того чтобы достичь высоких результатов в своей деятельности, учитель должен обладать педагогическими способностями, то есть иметь ряд психологических особенностей личности.педагогическая деятельность

Классификацию этих особенностей составил специалист в области психической педагогики Ф. Н. Гоноболин:

  • дидактические — от них зависит доступность излагаемого педагогом материала, выбор методов обучения;
  • академические — полноценное усвоение соответствующих знаний и навыков в определенной отрасли науки;
  • экспрессивные — обеспечивают эмоциональную выразительность речи;
  • организаторские — позволяют поддерживать порядок в классе, способствуют созданию дружного коллектива;
  • авторитарные или суггестивные — способности эмоционально-волевого влияния на детей, выраженные в отличной возможности повысить свой авторитет;
  • перцептивные — глубокое понимание возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их внутреннего состояния.

Как считается в психологии личности учителей определяют их профессиональные позиции и уровень педагогических возможностей.

Психология личности учителя: типы концепций

тип личности учителя

В концепции центрации А.Б. Орлова, отражена направленность педагога, его мотивационно-потребностная сфера, которая может быть:

  • эгоистической — когда преподаватель выражает интересы своего «Я»;
  • конформной — сосредоточенной на мнениях коллег;
  • авторитетной — полностью учитывающей все запросы родителей учеников;
  • познавательной — концентрации на соблюдении требований средств обучения и воспитания;
  • гуманистической — учитывающей не только собственные интересы преподавателя, но и учащихся их родителей, администрации, коллег;
  • альтруистической — когда учитываются только интересы учащихся.
Читайте также:  Полезна ли перекись водорода для человека

Все типы центраций, за исключением гуманистической, представляют авторитарную и обезличенную педагогику. Альтруистическая центрация провоцирует либерально-попустительский стиль преподавания и общения. Педагог с гуманистической центрацией может стать фасилитатором и обеспечивать успешное групповое общение, а также стимулировать процесс обучения.

психология личности учителяПод педагогическими способностями понимаются свойства личности учителя устойчивого характера, которые отличаются определенной чувствительностью не только к условиям учительского труда, но и к его средствам и объекту. Благодаря им осуществляется возможность формирования требуемых качеств и личностей воспитуемых.

Психология личности учителя — видео-лекция

Источник

При рассмотрении деятельности учителя важно учитывать важнейшие психологические категории, психологию учителя – личность учителя, его педагогическую деятельность, его педагогическое общение.

Определение 1

Под личностью учителя понимается стержневой фактор труда учителя, который определяет его профессиональное отношение в педагогической деятельности и в педагогическом общении.

Личность влияет на педагогическую деятельность и общение, то ради чего он работает, какие у него цели и задачи, при помощи каких способов и средств он достигает целей и решает задачи.

Центрация педагога: понятие и виды

По мнению А. Б. Орлова мотивационно-потребностное направление работы педагога, его сфера могут быть обозначены как центрация.

Определение 2

Под центрацией учителя понимают не просто его направленность, но и интерес и переживания об определенных участниках педагогической системы. Это своего рода избирательная психологическая обращенность педагога к ним, а исходя из этого, можно сказать, что это такое же избирательное следование их интересам.

Вид личностной центрации учителя влияет на его поведение и мышление. Бывает несколько видов центрации:

  • эгоистическая центрация, когда сосредотачивается исключительно на интересах своего Я;
  • бюрократическая центрация, когда самое главное для педагога, это интересы и требования администрации;
  • конформная центрация, когда учитель сосредоточен на мнении своих коллег;
  • авторитетная центрация, когда сосредоточение происходит на родителях тех, кто учится;
  • познавательная центрация, когда основной интерес учителя заключается в средствах обучения и воспитания;
  • альтруистическая центрация, когда для учителе самое главное это интересы и потребности учащихся;
  • гуманистическая центрация, когда для учителя на первый план выходит своя сущность и сущность окружающих людей. Это могут быть учащиеся, родители, коллеги и администрация.

Все рассмотренные выше виды центрации, кроме гуманистической центрации, предстают как главные психологические условия авторитарной, безличной педагогики. Так, к примеру, если основной интерес заключается в своем предмете, то сильный познавательный акцент без наличия потребностей передачи своих знаний и интереса к обучающимся не даст в итоге высокого профессионального результата. И так, оказывается, что учитель является хорошим предметником, но не во всех случаях истинный педагог.

А при альтруистической центрации, когда педагог сосредоточен исключительно на потребностях обучающихся в большинстве случаев наблюдается, что педагог стремиться получить ответную любовь, а это может привести к педагогическому общению, имеющему либерально-попустительский характер. И только при гуманистической центрации, ориентирующей учителя на сущностные потребности всех, кто участвует в педагогическом процессе, на осуществление целенаправленных действий, ведущих к достижению общего благополучия, может привести к основе гуманистического или личностного взаимодействия в школе. Учитель, обладающий гуманистической центрацией, это учитель-фасилитатор, который может облегчить, простимулировать, запустить как обучение, так и развитие обучающихся.

Самосознание в работе учителя

Самосознание лежит в основе профессионального и личного роста учителя.

Основными характеристиками самосознания является представления о себе, Я-концепция, Я-образ.

Определение 3

Под Я-концепцией и Я-образом понимается в определенной мере устойчивая, но не во всех случаях осознаваемая система представлений личности о себе, которая переживается как неповторимая и которая служит основой для взаимодействия человека с другими.

Я-концепция – это установка человека относительно себя самого. Как любая установка в нее входит ряд компонентов:

  • когнитивный компонент, который подразумевает знания и представления о себе (внешность, способности, социальная значимость);
  • эмоционально-оценочный компонент, который выражается в отношении к себе (самоуважение, критичное отношение к себе, любовь к себе и т.д.);
  • поведенческий, или как его еще называют волевой компонент, который выражается в стремлении быть понятным, получать симпатии, признание со стороны окружающих, рост своего статуса или, напротив, остаться в тени, сокрытие своих недостатков.

На возникновение Я-концепции или Я-образа влияет социальное взаимодействие в виде уникального результата психического роста, как в определенной мере стабильное, но в это же время подтвержденное внутренним преобразованиям и изменениям психическое приобретение. Оно влияет на все жизненные действия личности с детства и до последних дней жизни.

Выделяют два варианта Я-концепции педагога.

Читайте также:  Нерудные полезные ископаемые в зарубежной европе

Позитивная Я-концепция

Подразумевает положительную оценку себя учителем в общем, выявление своих сильных сторон и возможностей. У педагога, который воспринимает себя положительно, отмечается высокий уровень уверенности в себе, он получает удовольствие от того, чем занимается. Для такого учителя большую роль играет самореализация. Человек, который полностью реализует свои возможности и обладает психическим здоровьем, действует спонтанно, автономно, демократично и творчески.

Замечание 1

Р. Бернс, американский исследователь выделял ряд личностных качеств педагога, обладающего позитивной Я-концепцией. Среди них: желание быть максимально гибким, умение сопереживать, преподавание имеет личностную окраску, самовосприятие ученика имеет позитивные подкрепления, умение общаться с учениками легко, тепло и неформально, на уроке преобладают устные, а не письменные контакты, учитель эмоционально уравновешен, уверен в себе, жизнерадостен.

Позитивная Я-концепция влияет на эффективность работы педагога, содействует росту у учащихся позитивной Я-концепции.

Негативная Я-концепция

Выражается в чувстве незащищенности у учителя, в его негативном восприятии окружающих, в авторитарном стиле, который по факту является средством психологической защиты.

Учитель, имеющий негативную Я-концепцию, с трудом начинает свободно общаться с другими людьми, для него свойственно принижать значимость своей личности и личности другого человека. При негативном самовосприятии распространена негативная установка восприятия окружающих.

Если учитель испытывает чувство личностной или профессиональной неадекватности, не удовлетворен своей работой, то он создает соответствующую данному восприятию ситуации обстановку и в классе. В такой ситуации часто отмечается чрезмерно жесткое, авторитарное поведение учителя, через которое он пытается защититься от учеников. И напротив, есть случаи, когда учитель пассивен, не руководит работой учеников, не следует цели урока, процесс обучения для него совершенно безразличен, также как и результаты обучения.

Большое значение в психологическом анализе профессионального самосознания учителя играет его становление.

По И. В. Бачкову существует ряд уровней развития педагогического самосознания:

  • ситуативно-прагматический уровень;
  • эгоцентрический уровень;
  • стереотипно-зависимый уровень;
  • субъективно-принимающий уровень;
  • субъективно-универсальный уровень.

Основные критерии, влияющие на выделение уровней, это центрация, самостоятельность, степень направленности деятельности, уровень принятия другого педагога. Высшая ступень профессионального самосознания наступает во время постепенного перехода от эгоцентрического интереса смысла личного самоутверждения к стремлению учителя создать такие результаты работы, коммуникации и познания, которые смогут оказать одинаковое положительное воздействие и на людей, и на общество, и на человечество в общем.

Профессиональные способности педагога

Профессиональные способности учителя играют ключевую роль в профессиональной деятельности педагога.

Определение 4

Под педагогическими способностями понимается набор индивидуальных устойчивых свойств личности, которые выражаются в определенной чувствительности к объектам, средству, условию педагогической работы и в формировании продуктивной модели создания начальных свойств и личности ученика.

По мнению Н. В. Кузьминой существует два этапа педагогических способностей.

Перцептивно-рефлексивные способности

Под ними понимается ряд способностей, определяющих вероятность проникновения педагога в индивидуальные особенности личности обучающегося и понимание самого себя. Данные способности считаются ведущими. В состав перцептивно-рефлексивных способностей входит: возможность изучить другого человека, понимание, сопереживание, возможность встать на место другого человека и взглянуть на себя.

Следует сказать, что данная группа способностей считается ядерной, практически ничем не заменимой, если ее нет. В большинстве случаев она применяется в деятельности педагога, потому что говорит о его ориентации на психическое состояние учащегося.

Проективные способности

Под ними понимается ряд способностей к формированию новых, продуктивных методов обучения. К данным способностям относятся ряд гностических, проектировочных, конструктивных, коммуникативных, организаторских способностей.

Для гностических способностей характерно быстрое и творческое овладение способами обучения учеников, изобретательность методов обучения. Н. В. Кузьмина считает, что гностические способности влияют на сбор данных об учениках и о самом себе для учителя.

Для проектировочных способностей характерно представлять финальный результат воспитывающего обучения в заданиях-задачах, которые расположены в период на весь процесс обучения. А это в свою очередь способствует подготовке учеников к самостоятельному выполнению задач.

Для конструктивных способностей свойственно создание совместной творческой рабочей обстановки, чуткость в построении уроков, в наибольшем соответствии цели развития и саморазвития ученика.

Для коммуникативных способностей характерно установление контакта, педагогически целесообразные отношения. Н. В. Кузьмина отмечает, что на обеспечение этих способностей влияют пять факторов:

  • способность к идентификации;
  • чувствительность к индивидуальной специфике ученика;
  • хорошая интуиция;
  • суггестивные свойства;
  • речевая культура, которая выражается в содержательности, обращенности, воздействии.

Для организаторских способностей характерна избирательная чувствительность к методам организации учеников в группе, в изучении учебных материалов, в уровне самоорганизации учеников, в уровне личной самоорганизации учителя.

Диагностику педагогических способностей можно проводить непосредственно во время наблюдения за работой педагога при взаимодействии с учениками (во время урока и внеурочное время). Во время деятельности в учебном учреждении развиваются педагогические способности, при условии заинтересованности педагогом в своей работе. Исходя из этого, можно сделать вывод, что развитие способностей учителя напрямую связано, в первую очередь, с направленностью личности человека.

Источник