Какие названия полезных ископаемых своего края
Технологическая карта:
Методические материалы
Номер | Название | Описание |
---|---|---|
1. | Технологическая карта |
Теория
Номер | Название | Описание |
---|---|---|
1. | Богатства недр Земли | Понятие «полезные ископаемые». Виды полезных ископаемых. Способы добычи полезных ископаемых. Обозначение месторождений на карте. |
2. | Полезные ископаемые | Краткое описание полезных ископаемых: нефть, природный газ, торф, уголь, железная руда, известняк, гранит, песок и глина. |
Задания
Номер | Название | Вид | Сложность | Баллы | Описание |
---|---|---|---|---|---|
1. | Полезные ископаемые | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Определить, что из представленных названий является полезным ископаемым. |
2. | Образование и свойства полезных ископаемых | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Закрепление знаний об образовании полезных ископаемых и их свойствах. |
3. | Металлические полезные ископаемые | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Определить, какие полезные ископаемые относятся к рудным (металлическим). |
4. | Неметаллические полезные ископаемые | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Определить, какие полезные ископаемые относятся к нерудным (неметаллическим). |
5. | Условные обозначения | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Определить, какими условными знаками обозначаются полезные ископаемые на картах. |
6. | Полезные ископаемые на картинке | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Определить полезное ископаемое по картинке. |
7. | Использование полезных ископаемых | 2 вид — интерпретация | среднее | 1 Б. | Закрепить знания об использовании полезных ископаемых в хозяйстве. |
8. | Верные высказывания | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Определить верные высказывания о полезных ископаемых. |
9. | Верные утверждения | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Определить верные высказывания о свойствах и использовании полезных ископаемых. |
10. | Сопоставление условных знаков | 2 вид — интерпретация | среднее | 3 Б. | Соотнести названия полезных ископаемых и условных знаков, которыми они обозначаются на карте. |
Тесты
Номер | Название | Рекомендованное время: | Сложность | Баллы | Описание |
---|---|---|---|---|---|
1. | Тренировка по теме Полезные ископаемые твоего края | 00:10:00 | среднее | 6 Б. | Закрепление знаний о полезных ископаемых: происхождение, добыча, свойства, внешний вид, использование в хозяйстве. |
Проверочные тесты (скрыты от учеников)
Источник
Окружающий мир
4 класс. 1 часть
- По карте определи, какими условными знаками обозначают различные полезные ископаемые. Есть ли среди них те, которые добывают в вашем крае? Узнай по карте, где ещё добывают эти полезные ископаемые.
Практическая работа
- Определите название полезного ископаемого, образец которого вам выдан учителем. Используйте для этого атлас-определитель.
- Изучите свойства этого полезного ископаемого и заполните таблицу в рабочей тетради.
- Познакомьтесь с применением данного полезного ископаемого. Эти сведения найдите в учебнике.
- Узнайте, где и как добывают в вашем крае данное полезное ископаемое. Эту информацию можно найти в краеведческой литературе.
- Обобщите изученное. С этой целью составьте описание изученного полезного ископаемого по плану: 1) название; 2) условное обозначение на карте; 3) основные свойства; 4) применение; 5) места и способы добычи в нашем крае.
- Результаты работы представьте классу. Выслушайте сообщения других групп. Сравните изученные полезные ископаемые по тому же плану, по которому описывали их.
Разнообразие полезных ископаемых
Используйте эти тексты для получения информации о полезных ископаемых вашего края.
Нефть
Нефть — густая маслянистая жидкость тёмного цвета, с резким запахом, горючая. Попадая в воду, растекается тонкой плёнкой по её поверхности. Учёные считают, что нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад.
При переработке нефти получают жидкое топливо (бензин, керосин, мазут), смазочные масла, пластмассы, волокна для изготовления тканей.
Вы уже знаете, что для добычи нефти строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом её выкачивают мощными насосами.
Добытая нефть используется не только внутри страны. Россия — один из самых крупных в мире экспортёров нефти. (Экспорт — это вывоз товаров за границу для их продажи.)
В разные районы России и за границу нефть поступает по нефтепроводам. Это длинные подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железным дорогам в цистернах и на морских судах — нефтеналивных танкерах.
Природный газ
Природный газ — бесцветный, лёгкий (легче воздуха), горит голубым пламенем. По мнению учёных, он, как и нефть, образовался из остатков растений и животных, которые когда-то жили на планете.
Природный газ — очень хорошее топливо. Его используют не только в быту, но и на электростанциях, в котельных, на заводах. На предприятиях химической промышленности из него получают пластмассы, волокна и другую продукцию.
От месторождений природного газа на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу. Россия — один из крупнейших в мире экспортёров газа.
Часть природного газа залегает под землёй вместе с нефтью. Этот газ как бы попутчик нефти, поэтому он называется попутным. Добывая нефть, попутный газ обычно сжигают. Это очень расточительно, ведь его можно использовать, как и обычный природный газ.
Запасы природного газа в нашей стране большие. Но ничего нельзя расходовать бездумно. Природный газ нужно экономить и на производстве, и в быту. Никогда не оставляйте газовую плиту гореть впустую!
Торф
Торф имеет тёмно-коричневый цвет, состоит из остатков растений. Он рыхлый, непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает воду. Важное свойство торфа — горючесть.
Образуется торф в болотах из отмерших остатков растений. Во многих местах залегает слой торфа толщиной в несколько метров. А за год образуется всего 1 миллиметр торфа. Значит, нужно очень много лет, чтобы образовались залежи этого полезного ископаемого.
Торф используется как топливо в жилых домах. На фермах торф служит подстилкой для животных. Дело в том, что 1 килограмм торфа может впитать до 20 килограммов влаги. Кроме того, в торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворные бактерии. Торф — хорошее удобрение.
Использовать торф надо экономно. Очень важно также оберегать залежи торфа от пожаров. Такие пожары трудно потушить. А ведь возникнуть они могут из-за забытого костра, от неосторожно брошенной спички…
Уголь
Эта горная порода образовалась в недрах Земли из остатков древних растений. Причём сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Различают несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит. Об их особенностях можно прочитать в атласе-определителе.
Уголь — горючее полезное ископаемое, при горении даёт много тепла. В хозяйстве уголь используют как топливо. Кроме того, он служит сырьём для химической промышленности: из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы.
Железная руда
Это общее название нескольких разновидностей минералов, которые служат источником железа. Они бывают чёрного, бурого, желтоватого или красноватого цвета. Самое главное свойство железной руды — плавкость.
На металлургических заводах из железной руды выплавляют чугун, а из чугуна — сталь. Чугун и сталь — это сплавы железа с углеродом. (Железо в чистом виде почти не используется.) Чугун хрупок, поэтому он идёт на изготовление только некоторых изделий. Сталь же имеет огромное значение для экономики. Очень многое делают из стали — от обыкновенных кухонных ножей до сложных машин и механизмов. Сталь — основное сырьё для машиностроения.
Железную руду нужно расходовать экономно. Одна тонна металлолома сберегает две тонны железной руды!
Кроме железа, в железной руде содержатся другие ценные металлы: титан, ванадий, кобальт.
Нередко они попадают в отходы. Сейчас их всё чаще стараются извлекать из руды и использовать. Без титана, например, нельзя обойтись при создании современных самолётов и космических ракет.
Гранит
Как вы знаете, гранит состоит из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Отделить их друг от друга не удаётся. Это говорит о большой прочности гранита.
Прочность — главное свойство гранита. К тому же он хорошо полируется и становится после этого очень красивым. Поэтому гранит применяют для строительства набережных рек, станций метро, памятников, для облицовки зданий, мощения улиц и площадей. Так, Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.
Гранит залегает глубоко в земле. В некоторых местах на поверхность выдаются глыбы, скалы, даже целые горы. Здесь и добывают гранит.
Песок и глина
Это очень распространённые горные породы. Они образуются в природе при разрушении гранита. Песок используют в строительстве, а также для изготовления стекла. Из глины делают кирпичи, черепицу для крыш, облицовочную плитку, цветочные горшки, посуду, красивые вазы. Ведь влажная глина хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. Это свойство глины называют пластичностью.
Изготовленные из влажной глины изделия в специальных печах обжигают, чтобы они стали твёрдыми. Изделия из обожжённой глины называются керамическими или керамикой (от греческого слова «керамос» — глина).
Известняк
Это довольно прочный камень белого или серого цвета. Интересно, что люди, которые добывают в карьере известняк, работают как бы на дне моря! Конечно, моря на этом месте сейчас нет, но оно было в далёком прошлом, много миллионов лет назад (тогда моря, океаны, материки располагались на Земле не так, как сейчас). Морские организмы, погибая, оседали на дно. Из их скелетов, раковинок и образовались постепенно толщи известняка. Рассматривая кусочек этой горной породы, можно увидеть остатки живых существ.
Известняк с давних пор используют при строительстве зданий и дорог. Многие старинные русские церкви и стены древних кремлей построены из него. Для дорожного строительства используется щебень — мелкие неровные камни.
Особая разновидность известняка — мел. Он менее прочен, чем обычный известняк.
- Прочитай текст. Используй его при рассказе о подземных богатствах.
Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Но многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет превратились в известняк, уголь, нефть, природный газ. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!
Проверь себя
- Определи по образцам и назови важнейшие полезные ископаемые своего края.
- Опиши любое полезное ископаемое вашего края (по своему выбору).
- Почему к подземных богатствам нужно относиться бережно?
Наша страна богата полезными ископаемыми. Но их запасы в недрах Земли не безграничны, а использованные месторождения невозможно восстановить. Поэтому необходимо экономно использовать подземные богатства.
Задания для домашней работы
- Подумай, использует ли твоя семья в домашнем хозяйстве какие-нибудь полезные ископаемые или продукты их переработки. Если да, то какие и с какой целью?
- В краеведческом музее познакомьтесь с разделом о полезных ископаемых вашего края и их переработке. На каких предприятиях вашего края перерабатывают полезные ископаемые? Что из них производят?
- В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «И камень достоин уважения». Проанализируй своё поведение в природе. Чему может научить тебя этот рассказ?
Странички для любознательных
Памятники Санкт-Петербурга
Ты уже знаешь, что памятник Петру Первому в Санкт-Петербурге установлен на таком огромном гранитном камне, что в перевозке его участвовало более пяти тысяч человек.
Другой памятник этого города — Александровская колонна — тоже из гранита. Основная часть этой колонны, изготовленная из одного камня, имеет массу 650 тонн. Поднимали колонну 1260 человек, а полировали её 200 человек!
На следующем уроке
Узнаем о разнообразии почв, о том, какие почвы в нашем крае, как нужно охранять почву. Будем учиться ответственному отношению к природе.
Вспомни, что такое почва. Каково её главное свойство?
Источник
Урок окружающего мира 4 класс.
Тема урока: Полезные ископаемые твоего края.
Цели:
Создание психолого–педагогических условий для развития познавательной активности.
Формирование у учащихся представлений о полезных ископаемых нашего края.
Воспитание любви и уважения к окружающему нас миру.
Задачи:
1. Формировать умения работать с картой, коллекционным материалом.
Развивать коммуникативные отношения учащихся через групповую работу.
Развивать мыслительные операции: умение сравнивать, делать выводы, логически мыслить.
Познакомить детей с полезными ископаемыми нашего края, их свойствами, применением, охраной.
Способствовать воспитанию бережного отношения к богатствам края.
Оборудование: ноутбук, учебник, печатная тетрадь, Карта Ленинградской области, Карта «Полезные ископаемые России», Карта «Полезные ископаемые Ленинградской области», инструкция, воронки, фильтрованная бумага, коллекция полезных ископаемых, карточки для работы, карточки для кластера.
Ход урока.
Организация класса. Эмоциональный настрой.
— Улыбнулись друг другу, пожелаем успехов на уроке.
Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
1. Загадки.
— Чтобы узнать, чему будет посвящён наш урок, попробуйте отгадать загадки.
Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. (Мрамор)По трубе течет,
пироги печет. (Газ)Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи: (Руда)Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Черный и блестящий,
Помощник настоящий. (Каменный уголь)Ни огня,
Ни света,
А огнем блестит. (Золото)
— Как назвать все отгадки одним словом? (полезные ископаемые)
— Сформулируйте тему урока. (Полезные ископаемые)
2. Работа с картой «Природные ископаемые России».
— Назовите природные ископаемые, которыми богата наша страна и примерное место их расположений.
3. Игра «Верю – не верю».
— Давайте вспомним, что мы уже знаем о полезных ископаемых, для этого поиграем в игру «Верю – не верю».(верю –поднимаем две руки, не верю – руки положили перед собой)
Верите ли вы, что полезные ископаемые – это неживая природа?
Верите ли вы, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.
Верите ли вы, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?
Верите ли вы, что гранит относится к жидким полезным ископаемым?
Верите ли вы, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым?
Верите ли вы, что крупнейшие месторождения каменного угля находятся в пос. Токсово?
Верите ли вы, что минералы – это вещества входящие в состав горных пород?
Верите ли вы, что торф и каменный уголь используют как топливо?
Верите ли вы, что в Ленинградской области есть месторождения различных полезных ископаемых?
— Вы уже много знаете о полезных ископаемых, а что ещё хотели бы узнать?
(ответы детей вывешиваются на доску)
Какие полезные ископаемые залегают в Ленинградской области?
Свойства добываемых полезных ископаемых.
Их месторождение.
Применение в народном хозяйстве.
Изучение нового материала.
— Поработаем в группах для того, чтобы как можно больше выяснить о полезных ископаемых, залегаемых на территории Ленинградской области.
1. — Прежде, чем приступить к нашей работе, скажите, на какие группы делятся природные ископаемые?
Природные ископаемые
/ ׀
Горючие Рудные Строительные
Приведите примеры горючих, рудных, строительных природных ископаемых пользуясь картой.
— Своё исследуемое полезное ископаемое узнаете, расшифровав слово на карточке (у каждой группы есть одна карточка с зашифрованным названием полезного ископаемого: пкеос, лгаин, фрот, лезженая дару).
Самостоятельная работа в группах (выбирается руководитель группы).
— Для работы используете карту «Полезные ископаемые России», карта «Полезные ископаемые Ленинградской области», инструкция по изучению свойств полезного ископаемого. Все результаты заносите в таблицу на листах.
Инструкция по исследованию торфа.
Рассмотрите образец. Запишите название в тетрадь.
По физической карте определите, каким условным знаком обозначается. Зарисуйте значок в тетради.
По карте найдите основные месторождения. Определите, есть ли месторождения торфа в нашем крае. Запишите в тетрадь.
Исследуйте свойства торфа:
а) Какого цвета торф?
б) Плотное или рыхлое вещество?
в) Прочный или непрочный?
г) Тяжелее или легче воды?
д) Хорошо или плохо впитывает воду?Где используется торф в народном хозяйстве?
Отметить на контурной карте залежи торфа.
Инструкция по исследованию песка.
Рассмотрите образец. Запишите название в тетрадь.
По физической карте определите, каким условным знаком обозначается. Зарисуйте значок в тетради.
По карте найдите основные месторождения. Определите, есть ли месторождения песка в нашем крае. Запишите в тетрадь.
Исследуйте свойства песка:
а) Какого цвета?
б) Установление сыпучести.
в) Определение вязкости песка (Смешать песок и сделать шарики, колбаску, калачик)
д) Установить водопроницаемость песка.
( выяснить, как пропускает воду – песок. В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в воронку засыпать песок. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Понаблюдать, как проходит вода).
Где используется песок в народном хозяйстве?
Отметить на контурной карте залежи песка.
Инструкция по исследованию глины.
Рассмотрите образец. Запишите название в тетрадь.
По физической карте определите, каким условным знаком обозначается. Зарисуйте значок в тетради.
По карте найдите основные месторождения. Определите, есть ли месторождения глины в нашем крае. Запишите в тетрадь.
Исследуйте свойства глины:
а) Какого цвета?
б) Установление сыпучести.
в) Определение вязкости глины(Смешать глину и сделать шарики, колбаску, калачик)
д) Установить водопроницаемость глины.
( выяснить, как пропускает воду глина. В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в воронку засыпать глину. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Понаблюдать, как проходит вода).
Где используется глина в народном хозяйстве?
Отметить на контурной карте залежи глины.
Инструкция по исследованию железной руды.
Рассмотрите образец. Запишите название в тетрадь.
По физической карте определите, каким условным знаком обозначается. Зарисуйте значок в тетради.
По карте найдите основные месторождения. Определите, есть ли месторождения глины в нашем крае. Запишите в тетрадь.
Исследуйте свойства железной руды:
а) Какого цвета железная руда?
б) Имеет ли блеск?
в) Твёрдая или рыхлая?
г) Прочная или хрупкая?
д) Легче или тяжелее воды?Где используется железная руда в народном хозяйстве?
Отметить на контурной карте залежи железной руды.
Отчёт о проделанной работе руководителей групп.
(На доске появляются условные значки для обозначения торфа, песка, глины, железной руды).
— Какое полезное ископаемое залегает на территории нашего сельского совета? (песок).
— Как относиться надо к природным ископаемым? Почему
—
Классификация полезных ископаемых.
— Разделите полезные ископаемые, которые исследовали, на группы и докажите почему так.
1 группа – строительные (песок, глина)
2 группа – горючие (железная руда, торф).
— Какими полезными ископаемыми можно дополнить эти группы?
Какие полезные ископаемые вы дополнили бы к третьей группе?
Природные ископаемые
/ ׀
Горючие Рудные Строительные
Приведите примеры горючих, рудных, строительных природных ископаемых?
Природные ископаемые
/ ׀
Горючие Рудные Строительные
| | |
Каменный угол различные руды глина
Торф песок
Нефть мрамор
Природный газ гранит
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Продолжите моё высказывание.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я научился…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
я расскажу своим родителям…
Домашние задание.
Уч. стр. 58 – 61, р. т с. 35, з.3.
Описание слайда:
Полезные ископаемые Ленинградской области
2 слайд
Описание слайда:
Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве, называют полезными ископаемыми.
3 слайд
Описание слайда:
4 слайд
Описание слайда:
торф
5 слайд
Описание слайда:
гранит
6 слайд
Описание слайда:
песок
7 слайд
Описание слайда:
глина
8 слайд
Описание слайда:
известняк
9 слайд
Описание слайда:
горючие сланцы
10 слайд
Описание слайда:
алюминиевая руда
11 слайд
Описание слайда:
фосфориты
12 слайд
Описание слайда:
доломиты
13 слайд
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
Рудные Нерудные
железная руда строительные горючие
медная руда гранит уголь
алюминиевая руда известняк торф
песок нефть
глина природ-
ный газ
Карточка — помощница (для каждой группы полезных ископаемых)
Название полезного ископаемого
Условное обозначение
Свойства
Способы добычи
Значение и применение
Месторождение на территории края
Источник