Какие полезные ископаемые есть в монголии

В Монголии 65 тысяч человек в 80 сомонах 11 аймаков добывают золото, вольфрам, уголь, соль, цветные камни, окаменелое дерево и шпат ручным способом.

В 1995 году в Монголии был принят закон «О полезных ископаемых».

В в 2010 году в горнодобывающих отраслях Монголии заключено 19 контрактов на сумму 80 млн. долларов, в первом полугодии 2011 года — 13 контрактов на общую сумму в 1 млрд 50 млн долларов. Средняя стоимость одного соглашения составляет 104 млн. ам.долларов, на 40% выше чем в 2010 году. По данным 2011 года 30% от всех соглашений приходятся на добычу железной руды и каменного угля, по мнению специалистов, эта тенденция сохранится и будет увеличиваться. По данным PricewaterhouseCoopers, за первое полугодие 2011 года всего было продано 1379 согласований на разработки в горнодобывающей промышленности, на общую сумму в 71 млрд. долларов.

На Гонгконгской бирже проданы соглашения компании “Энержи ресурс” суммой в 950 млн долларов, треть от этой суммы уже принадлежит США.[1]

В 2017 году, по сообщению Министерства горнорудной и тяжелой промышленности Монголии, в 2017 году общий объем промышленного производства в Монголии вырос на 30.3 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, составив 12.9 трлн.тугриков. На это напрямую повлияло 32.8-процентный рост в производстве главных наименований продукции горнорудной и добывающей промышленности. При этом объем добычи угля вырос на 1.1 трлн.тугриков, а объем добычи руды — на 1.0 трлн.тугриков против соответствующего периода 2016 года.[2]

Золотодобыча

С 1997 года общий объем золотодобычи в Монголии составил 181 тонну. С начала реализации национальной программы «Золото» в национальном масштабе добыча полезных ископаемых производилась на территории площадью 12,2 тысячи га. При этом золотодобывающие компании занимали площади 6995,3 га. Общее количество лицензий на освоение полезных ископаемых, выданных за этот же срок, достигло 1103, из которых 42% составляют лицензии на добычу золота.

Компания » Жиншань Гоулд Майнз Инк » на днях подписала Меморандум взаимопонимания с монгольской компанией «Моннис Интернэшнл Инк». Документ определяет условия совместного освоения месторождений золота и осуществления ряда проектов в данном направлении.
Созданная в 1998 году группа «Моннис» является официальным дистрибьютором одного из ведущих производителей автомобилей в мире «Ниссан Моторс». Имеющая более 600 работников компания существенно расширяет деятельность и ныне занимает прочные позиции в различных областях бизнеса как геологоразведка, горная промышленность, энергетика, строительство, международные перевозки, внешняя торговля, автосервис, телекоммуникации, банковское дело и воздушный транспорт.
Согласно меморандуму, 51 процент доли участия в проекта принадлежит компании Жиншань, а 49 процентов остаются у Монниса. Таким образом компания Жиншань будет отвечать за реализацию данных проектов. Горнорудная компания Жиншань является дочерней компанией СSH Gold Mine. Она начала золотодобычу в июле 2007 года и активно увеличивает свою долю в общей добыче золота в КНР. Акции компании Жиншань котируются на бирже TSX под символом «JIN».[3]

  • В 2008 году золотодобывающие компании перечислили в госбюджет страны более двух триллионов тугриков, сообщает Монголбанк в официальном пресс-релизе.

20.02.2009

Месторождение Бумбат

Каменный уголь

Наиболее старое месторождение энергетического угля находится возле города Налайх, в 35 км к юго-востоку от Улан-Батора, разрабатывается с 1920 года.

12,3 миллиарда тугриков были выделены Фондом развития Монголии на техническую модернизацию крупнейшего в Монголии угольного разреза «Багануур» в соответствии с принятым в прошлом году решением Правительства Монголии. Руководство разреза считает модернизацию своевременной, так как при существуюших мощностях добычи угля они с трудом преодолевают пиковые зимние нагрузки – ежедневно производится отгрузка от 180 до 220 вагонов угля. На выделенные средства были у компании «Вагнер Ази эквипмент» закуплены два карьерных самосвала марки «САТ 777 D» грузоподъёмностью 100 тонн.

Российское предприятие ИЗ-КАРТЭКС, входящее в Группу ОМЗ, изготовило и отгрузило экскаватор ЭКГ-10 с вместимостью ковша 13 куб. метров. Экскаватор ЭКГ-10 – наиболее популярная среди заказчиков данного предприятия базовая модель карьерных экскаваторов электрического типа. Конструктивная схема рабочего оборудования, разработанная специалистами ИЗ-КАРТЭКС, позволяет в зависимости от свойств разрабатываемых горных пород устанавливать ковши различной вместимости.

Разрез Багануур — государственное предприятие, построенное по проекту советских проектировщиков и введенное в строй в августе 1978 г. Запасы угля разреза Багануур составляют 600 млн т, ежегодная добыча — 3 млн. т угля. В ближайших планах предприятия – выход на мощность 4 млн. т угля в год. Со времен начала эксплуатации разреза Багануур все основные работы ведутся с использованием экскаваторов российского производства компаний ИЗ-КАРТЭКС и Уралмаш[4].

Месторождение каменного угля «Таван Толгой», по некоторым оценкам обладает запасами в 20 млн. тонн угля.

По оценке министерства минеральных ресурсов и энергетики Монголии общие разведанные запасы угля в стране составляют 150 млрд. тонн.[5]

В 2017 году Монголия добыла 47.1 млн.тонн угля, сообщает Министерство горнорудной и тяжёлой промышленности.[6]

В 2018 году компания «Эрдэнэс Таван Толгой» поставляет на экспорт коксующийся уголь с шахты «Западного Цанхи» по цене 68.1 долларов США за 1 тонну, а энергетический уголь по цене 12-16 долларов, об этом сообщил исполняющий обязанности исполнительного директора компании Б.Ганхуяг. В рамках соглашения с китайской компанией «Chalco» уголь с Восточного Цанхи экспортируется по 59.33 долларов за 1 тн. Компания планирует направить китайской стороне предложение о поставке угля по цене 62 долларов и провести 10-го мая соответствующие переговоры с китайской компанией. Кроме того, по словам Б.Ганхуяга, во втором квартале 2018 года может начаться обогащение угля в предприятии компании «Энержи Ресурс».[7]

Медная руда

Месторождение «Оюу Толгой»

В 2017 году объем производства концентрата медной руды составил 1 317.1 тыс.тонн

Железная руда

Рудник Тумурт, Сухэбаторский аймак

В 2017 году объем производства концентрата железной руды составил – 3.7 млн.тонн [8]

Серебряные руды

Месторождение «Асгат»

Урановые руды

До конца XX века велись разработки уранового месторождения в районе Дорнод на северо-востоке Монголии.
Поиск месторождений урановой руды велся монголо-советскими геологическими партиями в начале 80-х годов XX века в восточных районах Монголии. По некоторым данным Монголия обладает сегодня шестью урановыми пластами и более чем сотней месторождений урана. По оценкам монгольских геологов, урановые запасы страны составляют 60-63 тыс. метрических тонн, по российским данным — до 120-150 тысяч метрических тонн урана. По словам руководителя Управления атомной энергии С.Энхбата, с 63 тысячами тонн [подтвержденных] запасов урана Монголия по данному показателю занимает 15-ю позицию в мире. По подсчетам иностранных экспертов, прогнозные запасы урана в Монголии составляют 1,4 миллиона тонн. Если эта информация подтвердится, то Монголия поднимется в данном списке на пятое место.
Разработками месторождения Мардай (Дорнод) планирует заняться СП Дорнод уран

Постоянный комитет Великого государственного хурала (ВГХ) по внешней политике и безопасности провел в июне 2009 года первое чтение проекта постановления ВГХ об утверждении государственной политики по радиоактивным полезным ископаемым и атомной энергии (МОНЦАМЭ).

Читайте также:  Полезно ли крутить железный обруч мнение врачей

Французский ядерный концерн Areva подписал в 2006 году протокол о намерениях разработки монгольских урановых рудников Мардай и Сайншанд, однако соглашение о реализации намерений подписано не было.

Канадская компания «Хан ресурс» планирует в 2010 году приступить к производственным работам, а в 2013 году начать добычу урана с 2013 года на месторождении Мардай. В сентябре 2008 года комания представила Правительству Монголии подтвержденные запасы урана на этом месторождении. («Ардын эрх» 10 ноября 2008 г)

Нефтедобыча

см Нефтяная промышленность Монголии

Другие ископаемые

в 2017 году объем производства плавикового шпата составил 108.9 тыс.тонн, цинкового концентрата – 82.7 тыс.тонн. [9]

Ссылки

  • PricewaterhouseCoopers в Монголии

Источник

Экономика Монголии в основном сосредоточена в таких отраслях, как сельское хозяйство и животноводство. В последнее время добыча полезных ископаемых стимулировала экономический рост страны, которая в 1997 году вступила во всемирную торговую организацию (ВТО).

Монголия обладает такими важными природными ресурсами, как медь, уголь и золото. Большая часть добываемых полезных ископаемых идет на экспорт. Более того, в последние годы некоторые зарубежные компании инвестируют огромные суммы в добычу и переработку этих ресурсов. Экономика государства претерпела большие изменения со времен перехода от коммунистической системы к капиталистической.
До 1990 года ощутимую финансовую поддержку Монголии оказывал преимущественно Советский Союз. После распада СССР в Монголии пришлось провести ряд реформ, которые были направлены на стимуляцию рыночной экономики. Экономическое и социальное развитие страны было обусловлено кочевым образом жизни населения, отсутствием выхода к морю, неразвитостью инфраструктуры, позволяющей быструю транспортировку.

Половина населения страны проживает в столице Улан-Баторе, количество жителей которой значительно увеличилось после падения коммунистической системы.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ С ПАРТНЕРАМИ
В структуре экономики Монголии большую роль играют горнодобывающая промышленность и сельское хозяйство — области, где сосредоточено около половины экономических активов страны.

Из этого следует, что наиболее серьезной проблемой экономики Монголии является то, что она состоит в непосредственной зависимости от наличия/отсутствия спроса других стран мира на полезные ископаемые, в частности на медь и золото. 06-рабатывающая промышленность остается гораздо менее развитой (6 %), хотя правительство намерено развивать эту сферу. Среди других областей экономики следует отметить торговлю (14 % ВВП), транспорт и телекоммуникации (10 % ВВП).

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…
Запасы драгоценных металлов и камней Монголии оценивают в 1 млрд долларов США.

В наши дни экономика Монголии в значительной степени зависит от дружественных отношений с Китаем и Россией. С одной стороны, Китай является главным торговым партнером, а с другой — в энергетической сфере Монголия зависит от России. Таким образом, в 2010 году 85 % экспортных товаров было поставлено в Китай, 3 % — в Канаду, 2 % — в Россию. В 2010 году количество импортируемых товаров превзошло количество экспортируемых, в результате чего торговый баланс стал отрицательным. Импортные поставки горючего, оборудования, строительных материалов, машин, сахара и чая осуществляли Россия (33 %), Китай (30 %), Япония (6 %) и Южная Корея (5 %).

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА
В последнее время туризм начал приобретать все большее значение. В 2012 году страну посетило 457 000 иностранных туристов, которых привлекли культура и удивительные пейзажи монгольской степи. Министерство туризма Монголии в ближайшие годы ожидает еще больший наплыв туристов, и эта сфера может стать важнейшим источником доходов экономики. Обычно туристы, посещающие Монголию, выбирают маршруты по монгольской степи и останавливаются в юртах. Также популярны экскурсии на лошадях. Надо сказать, что верховая езда — традиционный способ передвижения кочевого населения Монголии. Улан-Батор также интересен туристам, так как там построили роскошные отели, а брендовые магазины открыли свои двери.

Источник

Экономика Монголии
Вид на деловой квартал Улан-Батора
Валюта Монгольский тугрик
Международные
организации
ВТО[1][2]
ВВП ▲ $13,5 млрд (2019) [3]
Рост ВВП ▲ 5,3 % (2018)
ВВП на душу населения ▲ $3735[4]
Инфляция (ИПЦ) 5,9 %
Экономически активное население 1,488 млн
Средний оклад до удержания налогов ₮1 161 178[5][6] / $435,06 в месяц (2019/Q2)
Средний оклад после удержания налогов ₮936 321[7][8] / $350,81 в месяц (2019/Q2)
Уровень безработицы 7,9 % (2014)[9]
Основные отрасли промышленность (горно-добывающая, производство строительных материалов, текстильная, шерстяная, суконная, овчинно-шубная, кожевенная, мясоперерабатывающая, машиностроение), сельское хозяйство (животноводство, земледелие)
Экспорт 5,275 млрд (2015)
Статьи экспорта медь, одежда, скот, продукты животного происхождения, кашемир, шерсть, шкуры, плавиковый шпат, другие цветные металлы, уголь, нефть
Партнёры по экспорту — 79,8 %
— 11,7 % (2013)
— 3,2 % (2013)[10]
Импорт 3,923 млрд (2015)
Статьи импорта машины и оборудование, топливо, автомобили, продукты питания, промышленные товары народного потребления, химикаты, строительные материалы, сигареты и табак, мыло и моющие средства
Партнёры по импорту  — 19,7 %
 — 24,6 %
— 8,1 %
 — 8,0 %
 — 11,0 %
— 9,0 %
— 2,4 % (2013)[10]
Государственный долг $1,6 млрд
Государственные доходы $702 млн
Государственные расходы $651 млн
Если не оговорено иное, все данные указаны в долларах США

Экономика Монголии развивается наиболее динамично из всех стран мира, республика представляется едва ли не самым перспективным рынком сбыта не только в Северо-Восточной Азии, но и во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе[11].

Эксперты Всемирного банка, Международного валютного фонда, «Frontier Securities» и других международных организаций относят Монголию к числу стран, которые в краткосрочной перспективе будут развиваться наиболее высокими темпами[11]. По прогнозам специалистов Всемирного банка, в ближайшие десять лет экономика Монголии будет расти в среднем на 15 % в год[12].

Так, по данным государственного комитета статистики Монголии, на которые ссылается информационное агентство «Синьхуа», реальный рост ВВП страны в 2011 году составил 17,3 %, а номинальный и вовсе достиг фантастической цифры в 27,8 %. Для сравнения: в Китае тот же показатель составил 9,2 %, в Индии — 7,8 %, а в России, по информации Федеральной службы государственной статистики, — 4,3 %.

Основная информация[править | править код]

Хотя большее число людей проживают в городах, экономика Монголии сосредоточена в таких отраслях, как добыча полезных ископаемых и сельское хозяйство[13]. Такие минеральные ресурсы, как медь, уголь, молибден, олово, вольфрам и золото составляют значительную часть промышленного производства страны[13].

В 2012 году 39 % населения жили ниже уровня бедности, в 2013 году этот показатель сократился до 22,4 %.[14]

В 2005 году доходы составили $702 млн, а расходы — $651 млн. ВВП по паритету покупательной способности составил $15,746 млрд в 2012 году.[4] Инфляция составляет 9,5 % на 2005 год.

ВВП на душу населения вырос с 2042$ в 2000 году до 6631$ в 2014 году.[15]

ВБ прогнозирует рост экономики Монголии в 2020 ~+7% , в 2021 +6,5% ВВП.
Экономика Монголии зависит в основном от горнодобывающей пром-ти, и составляет 25% ВВП, и составляет 90% от общего дохода страны. [16]

Структура ВВП[править | править код]

В 2011 году структура ВВП Монголии была следующей[17]:

Отрасль%
добыча полезных ископаемых20 %
сельское хозяйство, лесоводство, рыболовство16,6 %
транспорт и хранение13,9 %
оптовые и розничные продажи13,8 %
обрабатывающие производства7,2 %
недвижимость5,2 %
информационные технологии и связь4,8 %
остальное18,6 %
Читайте также:  Какие продукты наиболее полезны для детей

Занятость[править | править код]

Трудоспособного населения в 2003 году — 1,488 млн человек. Безработных — 8,7 % в 1994 году, 3,5 % в 2003 году, 2,8 % в 2008 году, 10,4 % в 2013 году, 8,8 % в 2014[18].

Структура занятости[19]:

Отрасль%
сельское хозяйство/животноводство42 %
услуги29 %
торговля14 %
производство6 %
частный сектор5 %
горно-добывающая промышленность4 %
иное3,7 %

Природные ресурсы[править | править код]

Эрдэнэтский медно-молибденовый комбинат

По природным ресурсам Монголия является богатой страной.[20]

В Монголии имеются 3 месторождения бурого угля (Налайха, Шарынгол, Баганур).[21]

На юге страны в районе горного массива Таван-Толгой обнаружен высококачественный каменный уголь (месторождение Таван-Толгой), геологические запасы которого исчисляются миллиардами тонн. Давно известны и разрабатываются средние по запасам месторождения вольфрама и плавикового шпата.

Медно-молибденовая руда, найденная в Горе Сокровищ (Эрдэнэтийн овоо) привела к созданию горно-обогатительного комбината, вокруг которого был выстроен город Эрдэнэт.

Также в стране есть одно из крупнейших мировых золоторудных месторождений Оюу-Толгой.

В 2012 г. эксперты отмечают особый интерес инвесторов к территориям Монголии, поскольку 70 % земель этой страны до сих пор не изучены геологами.[17]

Отрасли экономики[править | править код]

Промышленность[править | править код]

Промышленный рост составил 4,1 % в 2002 году. Основные отрасли промышленности — производство строительных материалов, текстильная, шерстяная, суконная, овчинно-шубная, кожевенная, мясоперерабатывающая. Монголия занимает 2-е место в мире по производству кашемировой шерсти.[22]

Машиностроение[править | править код]

Машиностроение в Монголии появилось сравнительно недавно, в 2006 году, когда в Улан-Баторе начал обслуживать пассажиров первый троллейбус, произведённый монгольской компанией «Цахилгаан тээвэр» — это был первый троллейбус в стране, созданный монгольскими инженерами[23], и с тех пор значительно продвинулось.

С 2009 года компанией «Электротранспорт» производятся дуобусы JEA800-E разработанные монгольскими конструкторами. Машины экспортируются в Киргизию и Казахстан. Заказы на это транспортное средство также поступили из Чехии, Узбекистана и нескольких стран Азии[24].

В 2012 году инженеры Ё. Энхтөр, Ж. Адилбиш, О. Энхбаатар из национального авиаперевозчика MIAT Mongolian Airlines собрали первый монгольский самолёт. Этот одноместный самолёт называется «Сон-1». В настоящее время на нем производятся испытательные полеты[25].

Однако преподаватель Монгольского университета науки и техники С. Манас заметил, что, построение пилотируемых летательных аппаратов — это очень дорого — и он специализируется на беспилотных самолётах. Его «Giant Club» насчитывает более 80 активистов, и они работают над проектом БЛА, который может летать на высоте от 200 до 400 метров и следить за безопасностью окружающей среды и экологии. Он считает, что массовое производство таких ЛА может принести большой вклад в экономику Монголии. Финансированием проекта занимается государство[26].

В 2013 году Белоруссия и Монголия договорились о создании совместного предприятия по производству тракторной техники[27].

Также в Монголии есть предприятие, занимающееся разработкой автожиров и дельталётов[28].

Производство трамваев на резиновых колесах к 2018 году планировала запустить монгольская компания «Электротранспорт». Новый вид общественного транспорта будет называться «Система BRT». Такой автопоезд за одну поездку сможет перевозить от 300 до 450 пассажиров. На производство нового вида пассажирского транспорта запланировано выделить 212 млн долларов, которые готов предоставить Азиатский банк развития[29].

Энергетика[править | править код]

  • Производство электроэнергии в 2005 году — 3,24 млрд кВт·ч.
  • Потребление электроэнергии — 3,37 млрд кВт·ч.
  • Экспорт электроэнергии — 18 млн кВт·ч.
  • Импорт электроэнергии — 130 млн кВт·ч.

Производство электроэнергии в Монголии в млн кВт·ч.

Сельское хозяйство[править | править код]

Из-за сурового континентального климата Монголии, сельское хозяйство остаётся уязвимым для стихийных бедствий в виде сильной засухи или холода. В стране мало пахотных земель, но зато около 80 % территории используется как пастбища. Большинство сельского населения занято выпасом домашнего скота, состоящего из овец, коз, крупного рогатого скота, лошадей и верблюдов. Это единственное в современном мире государство, в котором основная отрасль — кочевое животноводство. Разводят овец, крупный рогатый скот, лошадей и верблюдов; в высокогорных и таежных районах — яков и оленей. Монголия имеет большее количество скота на душу населения, чем любая другая страна в мире. Всего более 50 млн голов скота в 2015 году. Также выращивается пшеница, картофель и другие овощи, кроме того, помидоры и арбузы.

Пастбищное животноводство[править | править код]

В 2000-е годы произошло существенное сокращение численности скотоводов-аратов: с 389,8 тыс. человек в 2004 году до 289,7 тыс. человек[30]. Пастбищное животноводство по-прежнему остаётся важным видом хозяйственной деятельности. Согласно Переписи 2012 года в Монголии (на декабрь 2012 года) насчитывалось 40,9 млн голов скота: лошадей – 2330,4 тыс. гол., КРС – 2584,6 тыс. гол., верблюдов – 305,8 тыс. гол., овец – 18 141,4 тыс. гол., коз – 17 558,7 тыс. гол.[30]. В последние годы произошла концентрация скота в руках небольшого числа семей: в 2012 году насчитывалось 3630 скотоводческие семьи, каждая из которых владела более, чем 1000 голов скота[30].

На основании принятого в 1990 закона об иностранных инвестициях граждане других государств получили возможность владеть акциями различного типа предприятий — от фирм со 100-процентным иностранным капиталом до совместных компаний. Были приняты новые законы, касающиеся налогообложения и банковских операций, кредита и долговых обязательств. В мае 1991 вступил в действие закон о приватизации, по которому государственная собственность могла переходить в руки «законопослушных» граждан (то есть тех, кто ранее не совершал серьёзных преступлений), постоянно проживающих в стране. Каждому гражданину был выдан особый инвестиционный купон, который можно было купить, продать или вручить любому другому лицу. Держатели подобных купонов становились активными участниками специальных аукционов, с помощью которых приватизировалась государственная собственность. Позднее в 1991 были ликвидированы «госхозы» и кооперативные животноводческие объединения, началась передача в частную собственность земли и скота. Более 98 % скота является частной собственностью.

Земледелие[править | править код]

Количество пахотных земель в стране крайне мало. В основном эти территории сосредоточены вокруг крупных городов на севере страны.

Транспорт[править | править код]

В Монголии есть автомобильный, железнодорожный, водный (речной) и воздушный транспорт.

Железнодорожный транспорт[править | править код]

Поезд трансмонгольской железной дороги в пустыне Гоби

Самолёты монгольских внутренних авиаперевозчиков

Флагман монгольского флота — теплоход «Сухэ-Батор»

В 1915 году монгольский император Богд VIII Жавзандамба впервые издал указ, обращённый министру Великого Хурала и членам Хурала, о развитии горно-добывающей промышленности и строительстве железной дороги.

В Монголии две основные железнодорожные магистрали: железная дорога Чойбалсан-Борзя связывает Монголию с Россией, а Трансмонгольская железная дорога — начинается с Транссибирской железной дороги в России в городе Улан-Удэ, пересекает Монголию, проходит через Улан-Батор, а затем через Замын-Уудэ уходит в Китай на Эрэн-Хото, где присоединяется к китайской железнодорожной системе[31].

Монгольская железная дорога берёт своё начало от узкоколейной железной дороги протяжённостью в 43 километра построенной в 1938 году от Улан-Батора до шахты на станции Налайх.

Стратегическая трасса Наушки — Улан-Батор (400 км) стала[когда?] первой гудронированной[уточнить] дорогой Монголии. В 1949 году завершилось строительство отрезка железной дороги, связавшего Улан-Батор с Транссибирской магистралью на территории Советского Союза.

Читайте также:  Грибы и полезные вещества в них

Монгольская железная дорога соединяет два государства, Россию и Китай. Это кратчайший путь, соединяющий Азию и Европу.

Общая протяжённость железных дорог Монголии на 2004 год — 1810 км.

Автомобильные дороги[править | править код]

Большинство сухопутных дорог в Монголии — гравийные или грунтовые. Есть дороги с твёрдым покрытием от Улан-Батора к русской и китайской границе, и от Дархана. Общая протяженность автомобильных дорог в 2002 году — 49 256 км. Из них:

  • С твёрдым покрытием — 8874 км.
  • Без твёрдого покрытия — 40 376 км.

В настоящее время активно строятся новые магистрали, модернизируются старые.

Авиационный транспорт[править | править код]

В Монголии насчитывается около 80 аэропортов, но посадочные полосы с твердым покрытием имеют лишь 11. Расписание может меняться часто из за сильных ветров.[32][33][34]
В Монголии зарегистрировано около 10 авиакомпаний, владеющих в общей сложности около 60 самолётами и 30 вертолётами.[35] Действует воздушное такси. Авиация в стране активно развивается. Строятся новые аэропорты международных стандартов, модернизируются старые.

Водные системы и флот[править | править код]

Протяжённость водных путей — 580 км. Для судоходства доступны реки Селенга, Орхон и озеро Хубсугул. Монголия является второй (после Казахстана) по территории страной в мире, не имеющей прямого выхода ни к какому океану[36]. Тем не менее, это не помешало ей в феврале 2003 года зарегистрировать свой судовой регистр (The Mongolia Ship Registry Pte Ltd). В настоящее время под монгольским флагом уже ходит более 400 судов и каждый месяц их число увеличивается примерно на 10.[37][38]

Туризм[править | править код]

Туристов в страну привлекает большое число исторических памятников, буддийских монастырей, а также нетронутая природа. На фотографии — буддийский монастырь Тувхен-хийд

В стране присутствует множество гостиниц, популярность среди туристов растет. В Монголии есть два горнолыжных курорта.

В 2012 году Монголию посетило 626 тысяч человек, из которых 457 тысяч были иностранными туристами. Доходы туристической сферы составили $282 000 000.

Популярность Монголии среди туристов возросла в последние годы. В 2010 году количестве посетивших Монголию интуристов увеличилось на 11,4 % по сравнению с подобным показателем 2009 года. В составе интуристов лидируют граждане Китая, России, Южной Кореи, Японии, США. За ними следуют туристы из Франции, Германии и Австралии. В 2011-2012 годах резко увеличилось число американских туристов.

К 2015 году в планах Монголии принять до 1 миллиона иностранных туристов. В настоящее время в Монголии действуют около 650 туроператоров.[39]

Внешняя торговля[править | править код]

Экспорт[править | править код]

Медь и концентрат молибдена, флюорит, кашемир, шерсть, кожа, одежда, кожаные изделия, мясо являются основными экспортными товарами. Недра страны богаты минеральными ресурсами, включая обширные залежи угля, железной руды, олова, меди, урана, нефти, цинка, молибдена, фосфора, вольфрама, золота, флюорита и полудрагоценных камней.

В 2004 году экспорт составил $853 млн

В 2005 году экспорт направлялся в: Китай — 48,1 %, США — 14,2 %, Канада — 11,6 %, Великобритания— 8,3 %, Южная Корея — 6,2 %.

В 2011 году географическая структура монгольского экспорта была следующей: Китай — 82 %, Канада — 8 %, страны Евросоюза — 4 %, Россия — 3 %, Южная Корея — 1 %, другие страны — 2 %.[17]

В 2012 г. Монголию стала не устраивать экспортная зависимость от Китая. В связи с этим, пишет РБК, монгольские власти начали приостанавливать проекты с этим государством. Одним из поводов для этого стало желание китайской алюминиевой компании «Chalco» получить контрольный пакет акций одного из крупнейших поставщиков монгольского угля в КНР. Владимир Грайворонский, зав. сектором Монголии Института востоковедения РАН оценил ответные действия монгольских властей как «демонстрацию недовольства». Ведь 2012 год — предвыборный год, а значит власть, возможно, хочет показать электорату, что не намерена раздавать ресурсы.[17]

Экспорт Монголии

Импорт[править | править код]

Импортом являются в первую очередь нефтепродукты, промышленное и индустриальное оборудование, потребительские товары.

В 2004 году импорт составлял $1 млрд

В 2005 году импортные товары поступали из: Россия — 34,5 %, Китай — 27,4 %, Япония— 7,1 %, Южная Корея — 5,3 %.

В настоящее время Монголия постепенно избавляется от импортной зависимости. К примеру, в ближайшее время в городе Дархан будет открыт первый в Монголии нефтеперерабатывающий комбинат.

Телекоммуникации[править | править код]

Blue Sky Tower и Central Tower — одни из множества небоскрёбов в центре монгольской столицы.

Все гостиницы в Улан-Баторе имеют центры с международной телефонной связью, факсом и интернет-услугами.

Стационарных телефонных линий 142 300 штук в 2004 году. Абонентов сотовой связи — около 900 000. 4 сотовых операторов: МобиКом (GSM), СкайТел (CDMA), ЮниТел (GSM) и Джи Мобайл (CDMA).

Радиостанции:

  • AM — 7,
  • FM — 62,
  • коротковолновых — 3.

Телевизионных станций — 9. 18 региональных ретрансляторов.

Пользователей Интернета — около 900 000.

Финансовый сектор[править | править код]

Денежной единицей страны является монгольский тугрик. Обменный курс 2405 тугриков=1 доллар США (декабрь, 2015)

Валюту можно обменять в любой гостинице. В большинстве банков можно пользоваться кредитными карточками (American Express, VISA, MasterCard, и JCB). Также можно пользоваться чеком путешественника (Тревел-чеком).

Монгольская фондовая биржа (монг. Монголын хөрөнгийн бирж) — фондовая биржа в Монголии. Открыта в 1991 году.[10]

Доходы населения[править | править код]

На 2017 год минимальный размер оплаты труда составил 240 000 тугриков в месяц, что составляет 97 долларов США.

Минимальный размер оплаты труда в Монголии — это самая низкая ежемесячная и почасовая оплата труда, что работодатели по закону имеют права выплачивать своим работникам в Монголии. Сумма решается монгольским правительством.

С 2017 года минимальный размер оплаты труда составляет ₮240 000 в месяц, или $98,75. Рост с последнего увеличения минимально размера оплаты труда в 2013 году составил 25 процентов.[40][41][42][43] В Монголии до 7 % работающего населения получает минимальную заработную плату.

Средний размер оплаты труда, во втором квартале 2019 года составил ₮1 161 178 ($435,06) (брутто) и ₮936 321 ($350,81) (нетто).[44][45] С 1 января 2019 года минимальный размер оплаты труда составляет ₮320 000 ($122,7) (брутто) и ₮288 000 ($110,43) (нетто).[46][40][47][41] С 1 января 2020 года минимальный размер оплаты труда составляет ₮420 000 ($160,51) (брутто). [48]

Минимальный размер оплаты труда в таблице указан в брутто, до выплаты налогов.

История минимального размера оплаты труда в Монголии[править | править код]

Минимальный размер оплаты труда
ДатаЗначение в ₮Значение в US$
1 Января 2020420 000[49]160,51
1 Января 2019320 000[50][40][41][47]124,74
1 Января 2017240 000[40][41][47]98,7
1 Сентября 2013192 000[40][41][47]79,00
5 Апреля 2011140 400[40][41][47]57,7
1 Января 2008108 000[40][41][47]44,44
1 Октября 200790 000[40][41][47]37
1 Января 200769 000[40][41][47]28,3
1 Февраля 200653 000[40][41][47]21,8
1 Июля 200542 500[40][41][47]17,4
1 Марта 200440 000[41][47]16,4
1 Января 200330 000[40][41][47]12,3
1 Октября 200124 750[40][41][47]10,1
1 Октября 200018 000[40][41][47]7,4
7 Июля 199812 000[40][41][47]4,9
1 Января 199711 900[40][41][47]4,8
1 Января 19959600[40][41][47]3,9

Литература[править | править код]

  • [11]
  • [12]
  • [13]
  • [14]
  • [15]
  • [16]
  • [17]
  • [18]
  • [19]
  • [20]
  • [21]
  • [22]
  • [23]
  • [24]
  • [25]
  • [26]
  • [27]
  • [28]
  • [29]
  • [30]

Источники[править | править код]

Ссылки[править | править код]

На русском языке

  • [31]
  • [32]
  • [33]
  • [34]
  • [35]
  • [36]
  • [37]
  • [38]
  • [39]
  • [40]
  • [41]
  • [42]
  • [43]
  • [44]
  • [45]

Источник