Какие полезные ископаемые входят в состав почвы

Какие полезные ископаемые входят в состав почвы thumbnail

В целом, почва представляет собой поверхностный слой твёрдой оболочки нашей планеты, отличающийся плодородием.

Одной из основ для образования почвы служат горные породы.
На протяжении многих лет горные породы, из которых состоят равнины, днища водоемов, равно как и сами горы, разрушались под влиянием воздушных масс, воды, тепла, источаемого солнцем, и живых организмов.

                             Как образуется почва

В принципе, процесс образования почвы следует рассматривать с точки зрения непосредственной взаимосвязи живой и неживой природы — как результат жизнедеятельности организмов и выветривания горных пород.

состав почвы 3 класс окружающий мир

Хвоинки, веточки деревьев, сухие опавшие листья и трава, накапливаются в земле и уже за полгода становятся удобрением; под ними, в свою очередь, находятся камешки, глина и песок, перегной, останки животных и насекомых — божьи коровки, муравьи.

В почве также находятся грибы и бактерии…
Дождевые черви и кроты вообще большую часть своей жизни проводят в почве, лишь изредка показываясь наружу.
Майские жуки в почве откладывают яйца.
Для улиток и лягушек почва является спасением от жаркой погоды.

Состав почвы: 3 класс
Земляной шмель в почве зимует.

  • Жуки могут проникать в почву на двухметровую глубину;
  • муравьи и того больше – до трёх метров;
  • а кроты – до пяти метров;
  • ну а дождевые черви в этом плане «рекордсмены» – до восьми метров.

Воздух и вода поступают в почву благодаря ходам, которые прокладывают в процессе своей жизнедеятельности животные, тем самым обогащая её.

Состав почвы: 3 класс

А ещё животные размельчают остатки растений в почве, а бактерии превращают их в перегной.
Основным свойством почвы является плодородие.

Под плодородием подразумевают наличие в почве веществ, которые обуславливают рост и развитие растений.

«Продолжительность жизни деревьев» …

                      Как определить состав почвы?

Опыт №1. Воздух

Опустите в стакан с водой маленький комочек почвы (сухой). И, вы увидите, как на поверхность воды будут подниматься пузырьки, что и свидетельствует о наличии в почве воздуха.

Опыт №2. Минеральные соли, глина , песок

Опустите почву в стакан с водой, размешайте и оставьте на некоторое время. После чего капните пару капель помутневшей воды на стёклышко и нагрейте его. Когда вода испарится, то на стекле вы увидите белый налёт, указывающий на присутствие в почве минеральных солей.

В самом же стакане можно будет со временем наблюдать следующее: на дне осядет песок, на нём отложится глина, а уже на самой глине – перегной.

Опыт №3. Вода

Разместите размельчённые комки почвы на какой-либо жестяной поверхности и подогрейте её; одновременно держа стёклышко над почвой: стекло сначала запотеет, а потом на неё появятся капли воды. а значит, что в почве содержится вода.

Опыт №4. Перегной

В продолжение предыдущего: не прекращайте нагрев почвы, и вы почувствуете противный запах. Дело в том, что подобный запах дают горящие гниющие останки животных и растений (перегной).
А если продолжить нагрев, то перегной весь сгорит и почва станет серого цвета. Получается, что именно перегной и обуславливает тёмный цвет почвы.

                                И так, составляющие почвы:

1. Неживая природа — это:

состав почвы 3 класс

  •   глина,
  •   песок,
  •   перегной,
  •   минеральные соли,
  •   вода,
  •   воздух.

2. Кроме того, в состав почвы входят элементы живой природы:

  •   корни растений,
  •   мелкие животные,
  •    бактерии.

Так что всё более чем взаимосвязано.

Советуем почитать: Размножение растений разными способами

Источник

ANNI

Мастер

(1046)

11 лет назад

Почва – это слой вещества, лежащий поверх горных пород земной коры, особое природное образование, играющее очень важную роль в наземных экосистемах. Почва является связующим звеном между биотическим и абиотическим факторами биогеоценоза. Изучением почв занимается почвоведение, основателем которого является Василий Докучаев.

В состав почвы входят четыре важнейших компонента:

— минеральная основа (50–60 % от общего объёма) ;

— органическое вещество (до 10 %);

— воздух (15–25 %);

— вода (25–35 %).

Почвы состоят из частиц различного размера, начиная от крупных валунов и заканчивая мелким грунтом (частицы мельче 2 мм в диаметре) и коллоидными частицами (< 1 мкм) . Обычно частицы, составляющие почву, делят на глину (мельче 0,002 мм в диаметре) , ил (0,002–0,02 мм) , песок (0,02–2,0 мм) и гравий (больше 2 мм) . Механическая структура почвы имеет очень важное значение для сельского хозяйства, определяет усилия, требуемые для обработки почвы, необходимое количество поливов и т. п. Хорошие почвы содержат примерно одинаковое количество песка и глины; они называются суглинками. Преобладание песка делает почву более рассыпчатой и лёгкой для обработки; с другой стороны, в ней хуже удерживается вода и питательные вещества. Глинистые почвы плохо дренируются, являются сырыми и клейкими, но зато содержат много питательных веществ и не выщелачиваются. Каменистость почвы (наличие крупных частиц) влияет на износ сельскохозяйственных орудий

Читайте также:  Полезные программы скачать бесплатно без смс

Иван

Знаток

(260)

11 лет назад

Смотря какая почва — в основе песчанных оксид кремния SiO2, в черноземных в основном гумус — продукты распада органических соединений, естественно вода — куда без нее, адсорбированные газы, оксиды и карбонаты металлов и могое другое…

Ksiusa Unku

Ученик

(158)

4 года назад

Состав почвы
В целом, почва представляет собой поверхностный слой твёрдой оболочки нашей планеты, отличающийся плодородием.

Одной из основ для образования почвы служат горные породы.
На протяжении многих лет горные породы, из которых состоят равнины, днища водоемов, равно как и сами горы, разрушались под влиянием воздушных масс, воды, тепла, источаемого солнцем, и живых организмов.

Иннает Сефидинова

Профи

(538)

4 года назад

В состав почвы входят четыре важнейших компонента:

— минеральная основа (50–60 % от общего объёма) ;

— органическое вещество (до 10 %);

— воздух (15–25 %);

— вода (25–35 %).

Александр

Ученик

(221)

3 года назад

Почва – это слой вещества, лежащий поверх горных пород земной коры, особое природное образование, играющее очень важную роль в наземных экосистемах. Почва является связующим звеном между биотическим и абиотическим факторами биогеоценоза. Изучением почв занимается почвоведение, основателем которого является Василий Докучаев.

В состав почвы входят четыре важнейших компонента:

— минеральная основа (50–60 % от общего объёма) ;

— органическое вещество (до 10 %);

— воздух (15–25 %);

— вода (25–35 %).

Почвы состоят из частиц различного размера, начиная от крупных валунов и заканчивая мелким грунтом (частицы мельче 2 мм в диаметре) и коллоидными частицами (< 1 мкм) . Обычно частицы, составляющие почву, делят на глину (мельче 0,002 мм в диаметре) , ил (0,002–0,02 мм) , песок (0,02–2,0 мм) и гравий (больше 2 мм) . Механическая структура почвы имеет очень важное значение для сельского хозяйства, определяет усилия, требуемые для обработки почвы, необходимое количество поливов и т. п. Хорошие почвы содержат примерно одинаковое количество песка и глины; они называются суглинками. Преобладание песка делает почву более рассыпчатой и лёгкой для обработки; с другой стороны, в ней хуже удерживается вода и питательные вещества. Глинистые почвы плохо дренируются, являются сырыми и клейкими, но зато содержат много питательных веществ и не выщелачиваются. Каменистость почвы (наличие крупных частиц) влияет на износ сельскохозяйственных орудий

Источник

1 «а» класс

Тема: Почва и полезные ископаемые

Цели урока : в общем виде познакомить с понятиями « почва» и « полезные ископаемые»;

выяснить значение земной твердой оболочки, почвы для животных, растений

и человека; развитие кругозора и интереса детей к окружающему миру;

воспитание трудолюбия , бережного отношения к животным и растениям.

Оборудование: физическая карта России, коллекция полезных ископаемых, образцы почвы,

иллюстрации и детские рисунки к сказкам

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  1. Актуализация опорных знаний.

Вступительная беседа.

— Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна весной, а осенью, смотришь- вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.

Сказка это или не сказка? ( Выслушиваются мнения детей)

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы догадались о чем идет речь и о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

— Верно, мы сегодня узнаем, что такое почва и какие богатства есть в земной тверди.

III. Работа над новой темой.

_ Рассмотрите внимательно изображение (на слайде). Кто изображен на ней и что делает? (Мальчик на участке рыхлит почву.)

Читайте также:  Интересные и полезные покупки на алиэкспресс

— Зачем он это делает?

— Чем можно рыхлить почву? ( лопатой, вилами, мотыгой – садово – огородным инвентарем.)

— Кто еще , кроме людей, может рыхлить почву?

— Дождевые черви полезное дело делают для растений?

— Можно ли в цветочный горшок помещать червей? Это будет на пользу нашим комнатным растениям?

— А еще что за животное нарисовано на рисунке?( крот)

Он полезен? Чем? ( Тоже рыхлит почву.но не совсем полезен, т. к. повреждает своими действиями корни растений и они могут погибнуть.)

Вывод: Для почвы – полезны, для растений – не всегда.

— Как вы думаете, а почва что такое?( Почва – верхний, рыхлый слой земли, на котором растут или могут расти растения.)

-Вчера на экскурсии мы наблюдали, что у многих трав, кустарников, деревьев корни глубоко уходят в землю. Зачем? ( Они извлекают оттуда питательные вещества, необходимые для роста и развития.

2.Практическая работа.

— Давайте рассмотрим кусочки почвы, которые лежат у вас на столах в коробочках:

— Какого цвета почва?

— Рассмотрите почву, можно сказать из чего она состоит?

— Для того, что бы узнать состав почвы надо проделать опыты.

Опыт 1

Опыт 1.

Что будете проверять в результате опыта? (Состав почвы.)

Оборудование:

стакан,

вода,

комок почвы.

Ход опыта

Положи в стакан с водой комок почвы. Внимательно следите за водой стакана. На поверхности образовались пузырьки. Что это? Вывод?

Вывод: в почве есть воздух.

Учащиеся рисуют пузырьки воздуха, выходящие из комочка почвы.

— Для чего нужен воздух в почве?

Опыт 2.

Рассмотрите воду в стакане, какой она стала? что появилось на дне?

Вывод: в почве есть песок, глина.

Учащиеся рисуют песок на дне стакана и мутную воду.

Опыт 3. (Проводит учитель.)

Оборудование:

сковородка,

спиртовка,

стекло.

Ход опыта

Следите внимательно за почвой и сделайте вывод.

Вывод: в почве есть вода.

Учащиеся рисуют капельки воды, выпаренной из почвы.

— Зачем в почве вода?

Опыт 4 (продолжение опыта 3).

Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов. (Можно определить по запаху.)

Опыт 5.

Цель: увидеть наличие солей.

Ход опыта

Взять несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Поместить их на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остаются белые налеты. Это соли.

Вывод: соли — это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.

— Сделайте вывод, что входит в состав почвы. Заполните схему.

IV .Физминутка.

V.Продолжение работы по теме.

— Многие из вас очень любят булочки. А кто знает, откуда на нашем столе появилась булочка? Где берет начало ее путь к нашему столу?

5. –Наша земля богата, она дает нам не только урожай. Это еще и сокровищница. Какие сокровища она хранит в своих глубинах?( полезные ископаемые)

-Лампочка, хрустальная ваза, стакан – что общего между этими предметами?( Они сделаны из стекла)

-Какая связь существует между стаканом и речным песком?_ песок – основа стекла)

— Гвозди, ножницы, ключи – что общего?( Они сделаны из металла)

— А откуда берут металл?( показ образцов медной и железной руды)

— А что вы думаете общего между бензином, духами и тканью?( Они сделаны из нефти. Показ учителем образца нефти.)

Люди думают, что нефть образовалась из остатков водорослей и мельчайших растений и животных. Это очень важное, полезное ископаемое, без него трудно обойтись в современном мире. Посмотрите на пробирку с нефтью.

— А как вы понимаете выражение « полезное ископаемое»?

— Отгадайте, что это такое:

Миллиарды лет назад я был высоким, могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придется находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в веселый, горячий огонь. С тех пор я обогреваю жилье, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства, чтобы он всегда был здоров.

Читайте также:  Чай с вареньем полезнее чая с сахаром

— Это каменный уголь.( Показ образца учителем)

Рассмотрите его внимательно. Какого он цвета?

Каменным углем отапливают жилье, фабрики, заводы.Из каменноугольной смолы делают лекарство.

6.Игра « Что из чего?»

— Давайте поиграем. Я называю предмет, а вы говорите мне, из чего он сделан.

Оконное стекло – песок.

Замок – металл.

Чайный сервиз – глина.

Синтетическая ткань – нефть.

Таблетки – уголь, мел.

Бензин – нефть.

Шариковая ручка- пластмасса, нефть.

Ножницы – железная руда.

Молодцы! как много всего вы знаете!

V.Подведение итогов урока.

— О чем новом вы узнали сегодня на уроке?

— Что такое почва?

-О каких полезных ископаемых вы узнали?

-А кто и зачем их добывает?

— Без кого не появится булочка на столе?

— Верно, без человека и его труда. Вот на следующем уроке мы поговорим о труде человека. Вспомните к следующему уроку различные профессии и пословицы о труде.

Источник

Состав почвы

Выберите несколько вариантов ответа. Что входит в состав почвы?

Микроорганизмы

Минеральные удобрения

Всё вышеперечисленное

Воздух

Вода

Горные породы

Процесс образования почв

Выделите зелёным цветом в списке единственно верное утверждение.

1. В процессе почвообразования участвует только биосфера.

2. В процессе почвообразования участвуют биосфера и литосфера.

3. В процессе почвообразования участвуют все земные оболочки.

4. В процессе почвообразования участвуют все оболочки Земли, кроме гидросферы.

Типы почв

Установите соответствие между типами почв и природными зонами (типами растительности).

Типы почв

Расставьте подписи к изображениям.

Тундрово- глеевая почва

Таёжно- подзолистая почва

Чернозём

Процесс образования почв

Заполните пропуски в тексте.

Тип почвы зависит в первую очередь от , количества и поступления в почву .

растительного покрова

неорганических веществ

осадков

органических веществ

животного мира

видов растений

Мероприятия по охране почв

Используя карту, заполните таблицу.

Какие полезные ископаемые входят в состав почвы

Город Преобладающий вид мелиорации

Новосибирск

Осушение, известкование почв, противоэрозионные мероприятия

Осушение, мероприятия против овражной эрозии, противоэрозионные мероприятия

Санкт-Петербург

Осушение, известкование почв

Москва

Состав почвы

Ответьте на вопросы, чтобы увидеть рисунок. В качестве ответа укажите порядковый номер из списка:

1. Микроорганизмы, остатки отмерших растений и животных

2. Песок, частицы глины

3. Плодородие

4. Гумус

Свойства почв

Ответьте на вопросы, чтобы разгадать кроссворд. Для каждого верного утверждения поставьте «1», для каждого неверного утверждения – «0».

Распространение почв

Используя карту «Почвы мира», определите на каких материках распространены мерзлотно-таёжные почвы.

Какие полезные ископаемые входят в состав почвы

Какие полезные ископаемые входят в состав почвы

Определение понятия

Заполните пропуски в тексте, что бы получилось определение понятия «почва».

Почва – верхний слой , возникший в результате взаимодействия и минерального .

неживого

планеты Солнечной системы

живого

быстрого

поверхностный

организмы

вкусом

за пределами

плодородный

длительного

цветом

обладающая

земной коры

вещества

Распространение типов почв

Используя рисунок, расположите типы почв в порядке увеличения их доли (начиная с наименьшей) в земельном фонде планеты.

Какие полезные ископаемые входят в состав почвы

Дерново-подзолистые и болотные

Бурозёмы

Краснозёмы

Серозёмы и солончаки

Чернозёмы

Строение почвы

Перед вами почвенный разрез. Закрасьте его в следующем порядке: 

зелёным цветом – лесную подстилку; 

чёрным – слой перегноя (гумуса); 

коричневым – материнскую породу. 

Свойства почв

Заполните пропуск в тексте. Для этого наберите пропущенное слово на клавиатуре компьютера.

Почва особое природное тело, основное качество которого –

.

Процесс образования почв

Восстановите последовательность процесса почвообразования.

Заселение микроорганизмов

Воздействие животных на образование почвы

Образование перегноя (гумуса)

Воздействие растений на образование почвы

Разрушение горных пород

Источник