Какое из полезных ископаемых самое прочное

res_cen

Окружающий мир наполнен вещами и предметами, без которых невозможно существования человечества.  Но в повседневной суете люди редко задумываются о том, что всем благам современной жизни мы обязаны природным ресурсам.

Захватывает дух от наших достижений правда? Человек- вершина эволюции, самое совершенное создание на Земле! А теперь на минуточку задумаемся, почему мы достигли всех этих благ, какие силы  должны  мы благодарить, чему и кому люди обязаны за все свои блага?

Внимательно присмотревшись,  ко всем окружающим нас предметам, многие из нас  впервые осознают простую истину, что человек это не царь природы, а лишь одна из ее составляющих частей.

Так как большинству современных благ люди обязаны природным ископаемым добываемых из недр Земли

Современная жизнь на нашей планете не возможна без использования природных ресурсов. Одни из них более ценные, другие менее, а без некоторых  человечество на данном этапе своего развития существовать не может.

Мы используем их для того что бы обогреть и осветить  свои дома, быстро добраться из одного континента на другой. От  других зависит поддержание нашего здоровья (например, это могут быть минеральные воды).Перечень ценных для человека полезных ископаемых огромен, но можно попытаться выделить десять наиболее важных природных элементов, без которых трудно представить дальнейшее развитие нашей цивилизации.

1.Нефть — «черное золото» Земли

Нефть
Не зря ее называют «черным золотом» ведь с развитием транспортной индустрии жизнь человеческого общества стала напрямую зависеть от ее добычи и распределения. Ученые считают, что нефть это продукт разложения органических остатков. Состоит она из углеводородов. Не многие люди  догадываются о том, что нефть входит в состав самых обыкновенных и необходимых нам вещей.

Кроме того, что она является, основой топлива для большинства видов транспорта она широко используется в медицине, парфюмерии и химической промышленности. Например, нефть используют для производства полиэтилена и разных видов пластика. В медицине нефть применяется для производства вазелина и незаменимого во многих случаях аспирина. Самым неожиданным применением нефти для многих из нас будет то, что она участвует в производстве жевательной резинки. Незаменимые в космической промышленности солнечные батареи также производятся с добавлением нефти. Современную текстильную отрасль сложно представить без производства нейлона, который также изготавливают из нефти. Самые большие залежи нефти находятся в России, Мексике, Ливии, Алжире, США, Венесуэле.

2.Природный газ- источник тепла на планете

Природный газ
Значимость данного полезного ископаемого сложно переоценить. Большинство месторождений природного газа тесно связаны, с залежами нефти. Газ применяют в качестве недорогого топлива для обогрева жилых домов и предприятий. Ценность природного газа заключается в том, что он является  экологически чистым топливом. Химическая промышленность использует природный газ для производства пластмасс, спирта, каучука, кислоты. Залежи природного газа могут достигать объема в сотни миллиардов кубометров.

3.Каменный уголь- энергия света и тепла

Каменный уголь
Это горючая порода с высокой отдачей тепла при горении и содержанием углерода до 98%. Уголь используется  в качестве топлива для электростанций и котельных,   металлургии. Этот ископаемый минерал также применяют в химической индустрии как сырье для изготовления:

  • пластмасс;
  • лекарственных средств;
  • духов;
  • различных красителей.

4.Асфальт — универсальная ископаемая смола

Асфальт
Роль этой ископаемой смолы в развитии современной транспортной индустрии бесценна. Кроме того асфальт используют в производстве электротехники, изготовлении резины и разных лаков используемых для гидроизоляции. Широко применяется в строительной и химической промышленности. Добывается во Франции, Иордании, Израиле, России.

5.Алюминиевая руда (бокситы, нефелины, алуниты)

Бокситы — основной источник окиси алюминия. Добываются в России, Австралии.

Алуниты – используются не только для производства алюминия, а и при производстве серной кислоты и удобрений.

Нефелины – содержат большое количество алюминия. С помощью этого минерала создают надежные сплавы, используемые в машиностроении.

6.Железные руды — металлическое сердце Земли

Железные руды
Различаются по содержанию железа и химическому составу. Залежи железных руд находятся во многих странах мира. Железо играет значительную роль в развитии цивилизации. Железная руда основной компонент для производства чугуна. В производных из железной руды остро нуждаются такие отрасли промышленности как:

  • металлообработка и машиностроение;
  • космическая и военная промышленности;
  • автомобильная и кораблестроительная промышленность;
  • отрасли легкой и пищевой промышленности;

Лидерами по добычи железной руды являются Россия, Китай, США.

7.Золото

Золото
В природе встречается в основном в виде самородков (самый крупный был обнаружен в Австралии и весил около 70 кг.). Встречается так же и в виде россыпей. Главным потребителям золота (после ювелирной отрасли) является электронная отрасль (золото широко применяется в микросхемах и разных электронных компонентах для вычислительной техники). Золото широко применяется в стоматологии для изготовления зубных протезов и коронок. Поскольку золото практически не окисляется и не подвергается коррозии его применяют и в химической промышленности.Добывается в Южной Африке, Австралии, России, Канаде.

8.Алмаз –  один из самых твердых материалов

Алмаз
Широко используется в ювелирном деле (ограненный алмаз называют бриллиантом), кроме того за счет его твердости алмаз используют для обработки металлов, стекла и камней. Алмазы широко используются в приборостроительной, электротехнической и электронной отраслях народного хозяйства. Алмазная крошка отличное абразивное сырье для производства шлифовальных паст и порошков. Добываются алмазы в Африке (98%), России.

9.Платина –  ценнейший драгоценный металл

Платина
Широко применяется в сфере электротехники. Кроме того используется в ювелирной индустрии и космической промышленности. Платина используется для производства:

  • специальных зеркал для лазерной техники;
  • в автомобильной промышленности для очистки выхлопных газов;
  • для защиты от коррозии корпусов подводных лодок;
  • из платины и ее сплавов изготавливают хирургические инструменты;
  • высокоточных стеклянных приборов.

10.Урано-радиевые руды — опасная энергия

Урано-радиевые руды
Имеют громадное значение в современном мире, так как используются в качестве топлива на атомных электростанциях. Добывают эти руды в ЮАР, России, Конго и в ряде других стран.

Страшно представить, что может случиться, если на данном этапе своего развития человечество лишится доступа к перечисленным природным ископаемым. К тому же не все страны имеют равный доступ к природным  богатствам Земли. Залежи природных ископаемых расположены не равномерно. Часто именно из-за этого обстоятельства возникают конфликты между государствами. По сути, вся история современной цивилизации это постоянная борьба за обладание ценными ресурсами планеты.

Источник

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе.

Тема: «В поисках подземных кладовых».

Обобщение знаний по теме.

Цели: обобщить и проверить знания и умения учащихся, о подземных богатствах, их применении, свойствах, способах добычи, охране подземных богатств, умение работать с коллекционным материалом, организовать групповую деятельность, формировать коммуникативные умения, повысить мотивацию к изучению предмета, развивать творческие способности учащихся, умения анализировать делать выводы. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, работать в группах, уметь ставить перед собой проблему и решать её. (Подобрать образцы полезных ископаемых, условные знаки, иллюстрации)

Задачи: воспитывать чувство гордости за свою большую и малую родину;

развивать коммуникативную и познавательную компетентность;

формировать общее представление о добыче полезных ископаемых  в нашем крае;

формирование коммуникативных способностей обучающихся через использование интерактивных

методов обучения; оптимальное использование индивидуальных и коллективных форм деятельности для повышения эффективности преподавания окружающего мира.

Развитие речи, логического мышления учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Воспитание бережного отношения к природе, уважения к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Планируемые результаты: учащиеся научатся при работе в группе аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения, применять знания и способы действий в измененных условиях, контролировать и оценивать свою работу, ее результат, корректировать знания.

Оборудование: листы для записи задания, карточки с вопросами, заданиями, коллекция образцов полезных ископаемых, карточки с условными знаками, картины, слайды «Добыча полезных ископаемых».

Обучающие структуры: ОЛ-РАЙТ-РАУН-РОБИН, ТАЙМД ПЭА ШЭА, ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР, СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ, ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР, ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН, БИЛЕТИК НА ВЫХОД, Тим Чир

Ход урока

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Каково ваше настроение?

— ВО! (показывают большой палец вверх)

— Все такого мнения?

— Да!

-Отлично! А теперь поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу — ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.

Итак, начинаем наш урок.

2. Самоопределение к деятельности.

— Очень часто богатством, сокровищами мы называем золото, серебро, драгоценные камни, но в недрах земли хранятся и другие богатства.

-Как они называются? ( полезные ископаемые).

-В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? ( в твёрдом, жидком и газообразном)

— На какие группы делятся полезные ископаемые?

-У вас на столе в белом конверте лежат карточки с заданиями. Гузель раздай всем пожалуйста.(У каждого ребёнка)

(Обучающая структура ОЛ-РАЙТ-РАУН-РОБИН) (1 мин)

  • Прочитай, подумай

  • Запиши ответы в столбик

  • Обсудите по очереди свои ответы в команде.

Время работы 2 минуты

Индивидуальное задание

(работа по карточкам)

— Заполните таблицу.

Полезные ископаемые.

Рудные

Нерудные

строительные

горючие

— Сверьте свои ответы с доской.

— Молодцы! Кто записал все ответы правильно.

3. Игра исследователи.

(Учащимся, даются наборы условных обозначений полезных ископаемых. По заданию учителя каждый ученик находит в своём наборе данное полезное ископаемое (условные обозначения) и показывает его. На столе в зеленом конверте разноцветные карточки Марсель раздай всем, пожалуйста. (Количество условных обозначений полезных ископаемых соответствует количеству учащихся в классе, чтобы каждый ученик поработал с ними)

Опишите полезное ископаемое по плану в карточках.

(Учащиеся описывают полезное ископаемое по своим образцам по карточкам.)

Ребята давайте поделимся ответами, (ТАЙМД ПЭА ШЭА) (два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени, 1 мин)

Признаки для сравнения

Нефть

Природный газ

Торф

Происхождение

Свойства

Способ добычи

Значение, применение

Бережное отношение

Признаки для сравнения

Железная руда

Каменный уголь

Происхождение

Свойства

Способ добычи

Значение, применение

Бережное отношение

Признаки для сравнения

Гранит

Известняк

Происхождение

Свойства

Способ добычи

Значение, применение

Бережное отношение

Признаки для сравнения

Песок

Глина

Происхождение

Свойства

Способ добычи

Значение, применение

Бережное отношение

— А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось?

участник №1 ,3,2

-Поблагодарите своего партнера

Спасибо, ты просто молодчина!

4. Физкультминутка.

-А сейчас мы с вами отдохнем (по структуре ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР.) Встаньте все, задвиньте стулья. Вы под музыку встаете в паровозик и первый участник под музыку показывает движения, движемся в произвольном порядке. Когда я остановлю музыку, лидер меняется. Поблагодарите друг друга.

5. Соедините полезное ископаемое и его свойства.

Давид, на столе лежит, желтый конверт возьми его, пожалуйста, и раздай всем карточки. Спасибо.

Полезное ископаемое

Свойство

А. Нефть

Б. Газ

В. Железная руда

Г. Глина

  1. Жидкое

  2. Горючее

  3. Газообразное

  4. Маслянистое

  5. С резким запахом

  6. Легче воды

  7. Тяжелее воды

  8. Пластичное

  9. Плавкое

Ответы: А— 1,2,4,5,6. Б— 2,3,6. В – 7,9. Г – 7,8.

Давайте проверим ответы. Кто правильно все соединил, встаньте, пожалуйста. ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН.

— У кого есть ошибки, не переживайте, исправьте их. Мы обязательно устраним эти пробелы, и вскоре вы обязательно справитесь с заданиями. У вас все получится!

6. Игра «Юные художники»

(Каждый ученик рисует рисунок, связанный, с данной темой. Меняются рисунками партнеры по плечу. Партнеры, должны, догадаться о каком полезном ископаемом идёт речь) Обучающая структура СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ (2 ученика одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу)

А теперь давайте посмотрим что у вас получилось?

-Поблагодарите своего партнера

Спасибо, ты просто молодчина!

7. Рефлексия

Итак, ребята наш урок подходит к концу. Выполняется структура «Билетик на выход»

Чтобы получить значок и завершить наш урок, получите билетик на выход.

И за эту работу вы получите отметки. Ребята, мы проведем с вами маленькую проверочную работу. (Тесты на карточках). Задания даны в форме теста, так как впереди у нас республиканское тестирование, мы сегодня потренируемся в выполнении заданий в такой форме. Красный конверт.

ТЕСТ

А1. Какое полезное ископаемое самое прочное?

1) известняк 3) каменный уголь

2) гранит 4) торф

А2. Какое полезное ископаемое может плавиться?

1) глина 3) нефть

2) песок 4) железная руда

А3. Из какого полезного ископаемого получают жидкое топливо?

1) из глины 3) из нефти

2) из железной руды 4)из торфа

А4. Какое полезное ископаемое обладает пластичностью?

1) глина 3) известняк

2) песок 4) гранит

В1. В каком полезном ископаемом можно увидеть остатки морских организмов?

1) в торфе 3) в буром угле

2) в известняке 4) в природном газе

В2. Какое полезное ископаемое называют «черным золотом»?

1) нефть 3) каменный уголь

2) природный газ 4) торф

В3. Какое полезное ископаемое называют попутным?

1) нефть 3) торф

2) природный газ 4) антрацит

С1. Какие полезные ископаемые горючи?

1) природный газ 3)торф

2) песок 4) нефть

С2. Какие полезные ископаемые используют в строительстве?

1) песок 3) гранит

2) известняк 4) глина

А1

А2

А3

А4

В1

В2

В3

С1

С2

А1

А2

А3

А4

В1

В2

В3

С1

С2

2

4

3

1

2

1

2

1,3,4

1,2,3,4

8. Самооценка результатов деятельности (смотри слайд).

Ребята давайте оценим свою работу на уроке при помощи разноцветных кружочков.

Красный — Работаю отлично, со всеми заданиями справляюсь. Могу помочь товарищу.

Зеленый — Работаю хорошо, иногда нуждаюсь в помощи.

Желтый — Работать было интересно, но были проблемы, прошу помощи.

— Сегодня мы на уроке так хорошо поработали.

А теперь всем отдыхать!

— Всем спасибо за хорошую работу!

Дружно все встаньте, задвиньте стулья и давайте скажем (Мы можем!) Тим Чир

9. Если осталось время можно провести игру

Игра «Да!», «Нет!»

(Каждая команда получает наборы красных и зелёных кружков. Красный кружок обозначает «нет», зелёный – «да». Учитель называет слова, обозначающие полезные ископаемые и продукты, получаемые из них. Если – полезное ископаемое – дети поднимают зелёный кружок, если – нет, то дети поднимают красный кружок.

(бензин, железная руда, сталь, соль, песок и т.д.)

ТЕСТ

А1. Какое полезное ископаемое самое прочное?

1) известняк 3) каменный уголь

2) гранит 4) торф

А2. Какое полезное ископаемое может плавиться?

1) глина 3) нефть

2) песок 4) железная руда

А3. Из какого полезного ископаемого получают жидкое топливо?

1) из глины 3) из нефти

2) из железной руды 4)из торфа

А4. Какое полезное ископаемое обладает пластичностью?

1) глина 3) известняк

2) песок 4) гранит

В1. В каком полезном ископаемом можно увидеть остатки морских организмов?

1) в торфе 3) в буром угле

2) в известняке 4) в природном газе

В2. Какое полезное ископаемое называют «черным золотом»?

1) нефть 3) каменный уголь

2) природный газ 4) торф

В3. Какое полезное ископаемое называют попутным?

1) нефть 3) торф

2) природный газ 4) антрацит

С1. Какие полезные ископаемые горючи?

1) природный газ 3)торф

2) песок 4) нефть

С2. Какие полезные ископаемые используют в строительстве?

1) песок 3) гранит

2) известняк 4) глина

А1

А2

А3

А4

В1

В2

В3

С1

С2

А1

А2

А3

А4

В1

В2

В3

С1

С2

2

4

3

1

2

1

2

1,3,4

1,2,3,4

Полезные ископаемые.

Рудные

Нерудные

строительные

горючие

Полезные ископаемые.

Рудные

Нерудные

строительные

горючие

Полезные ископаемые.

Рудные

Нерудные

строительные

горючие

Полезные ископаемые.

Рудные

Нерудные

строительные

горючие

Признаки для сравнения

Нефть

Природный газ

Торф

Происхождение

Свойства

Способ добычи

Значение, применение

Бережное отношение

Признаки для сравнения

Железная руда

Каменный уголь

Происхождение

Свойства

Способ добычи

Значение, применение

Бережное отношение

Признаки для сравнения

Гранит

Известняк

Происхождение

Свойства

Способ добычи

Значение, применение

Бережное отношение

Признаки для сравнения

Песок

Глина

Происхождение

Свойства

Способ добычи

Значение, применение

Бережное отношение

— Соедините полезное ископаемое и его свойства.

Полезное ископаемое

Свойство

А. Нефть

Б. Газ

В. Железная руда

Г. Глина

  1. Жидкое

  2. Горючее

  3. Газообразное

  4. Маслянистое

  5. С резким запахом

  6. Легче воды

  7. Тяжелее воды

  8. Пластичное

  9. Плавкое

— Соедините полезное ископаемое и его свойства.

Полезное ископаемое

Свойство

А. Нефть

Б. Газ

В. Железная руда

Г. Глина

  1. Жидкое

  2. Горючее

  3. Газообразное

  4. Маслянистое

  5. С резким запахом

  6. Легче воды

  7. Тяжелее воды

  8. Пластичное

  9. Плавкое

— Соедините полезное ископаемое и его свойства.

Полезное ископаемое

Свойство

А. Нефть

Б. Газ

В. Железная руда

Г. Глина

  1. Жидкое

  2. Горючее

  3. Газообразное

  4. Маслянистое

  5. С резким запахом

  6. Легче воды

  7. Тяжелее воды

  8. Пластичное

  9. Плавкое

— Соедините полезное ископаемое и его свойства.

Полезное ископаемое

Свойство

А. Нефть

Б. Газ

В. Железная руда

Г. Глина

  1. Жидкое

  2. Горючее

  3. Газообразное

  4. Маслянистое

  5. С резким запахом

  6. Легче воды

  7. Тяжелее воды

  8. Пластичное

  9. Плавкое

— Соедините полезное ископаемое и его свойства.

Полезное ископаемое

Свойство

А. Нефть

Б. Газ

В. Железная руда

Г. Глина

  1. Жидкое

  2. Горючее

  3. Газообразное

  4. Маслянистое

  5. С резким запахом

  6. Легче воды

  7. Тяжелее воды

  8. Пластичное

  9. Плавкое

Источник