Какое освещение холодное теплое полезно для глаз

Какое освещение холодное теплое полезно для глаз thumbnail

В современном мире зрение каждого человека испытывает повышенную нагрузку: мониторы компьютеров, экраны телевизоров и всевозможных гаджетов постоянно у нас перед глазами, на работе и дома. Поэтому многих людей, стремящихся компенсировать ущерб для зрения хотя бы там, где это возможно, волнует, какой свет лучше. Кроме того, цвет освещения влияет на восприятие интерьера комнаты, может его выгодно подчеркнуть или, напротив, неприятно исказить цвета. Из этого следует, что даже к такой мелочи, как выбор лампочки, нужно отнестись со вниманием.

Мнение эксперта

Антон Цугунов

Эксперт-строитель. Предприниматель. 15 лет опыта. Более 100 завершенных объектов.

Здравствуйте, друзья!

Сразу дам пояснение: цветовая температура освещения не имеет ничего общего с температурой воздуха в градусах Цельсия. Не влияет она и на нагрев лампы или светильника. Температура, которая измеряется в Кельвинах, относится только к характеристикам света, а вернее, к видимой части излучения.

Значения «теплый» и «холодный» свет так называют только из-за того, как мы их видим, и носят чисто психоэмоциональное значение.

Экспериментальным путем было доказано, что по ощущениям в комнате с лампами около 6 000 Кельвинов людям КАЖЕТСЯ, что температура в комнате на пару градусов ниже. Термометры показывали одинаковую температуру в градусах Цельсия.

Влияние цвета освещения на человека и зрение?

Волноваться по поводу взаимосвязи цвета осветительных приборов и здоровья глаз не стоит: он не влияет на зрение.

Однако определенное воздействие на человека оттенок освещения все-таки оказывает: в некоторой степени от него зависит наше психоэмоциональное состояние и настроение. Теплый свет способствует расслаблению, холодный – бодрит и держит в тонусе, поэтому каждый из них хорош на своем месте и в свое время.

Мнение эксперта

Куренков Вячеслав Владимирович

Окулист (офтальмолог), Офтальмохирург, Стаж 26 лет, Доктор медицинских наук, Профессор

Все бытовые приборы и лампы проходят гигиенические испытания, в том числе на повреждающее действие для глаз. Все они допущены к использованию и не оказывают негативного воздействия на органы зрения человека. Поэтому ими всеми можно пользоваться. Но стоить заметить, что на любой источник освещения, как и на солнце, нельзя смотреть „впрямую“.

Для домашних условий подойдут те лампы, которые используются для бытовых приборов, а не для уличного освещения. Яркий свет может повредить глаза. (Цитата с aif.ru)

Давайте разбираться, какой искусственный свет лучше и полезнее для глаз – теплый или холодный белый?

Сколько ни пытаются компании, занимающиеся разработкой приборов искусственного освещения, создать лампочку, полностью соответствующую по всем параметрам естественному солнечному свету, на сегодняшний день эти попытки безрезультатны.

Цветовая температура источника

Чтобы узнать, каким будет свет от энергосберегающей или светодиодной лампы, нужно обратить внимание на значение цветовой температуры, указанное на упаковке. Единица измерения – Кельвин (К).

Чем ниже эта величина, тем более желтым будет свечение. Освещение от лампочки, имеющей высокую цветовую температуру, имеет голубоватый оттенок. Чаще всего встречаются три основных цвета освещения:

  1. Белый теплый – 2700–3500 К.
  2. Нейтральный или естественный белый – 3500–5000 К.
  3. Холодный белый – от 5000 К и выше.

Какой свет лучше – теплый или холодный?

Прямого ответа на этот вопрос не существует. Все зависит от комнаты, цели и сценария использования освещения.

Например, ситуация с подсветкой картины: от освещения меняется настроение полотна, оттенки играют совершенно по-другому при разной температуре света.

Та же ситуация с букетом цветов.

А вот как выглядит подсобное помещение с разным освещением.

Вот хорошая иллюстрация того, как меняется восприятие цветов в зависимости от температуры освещения. Палитра не меняется!

Вывод: качественно цветовая температура не меняет освещение. Но перед выбором ламп нужно понимать, какого эффекта ждать, и где какой свет уместен.

Какой свет лучше для чтения?

Для комфортного чтения интенсивность освещения должна быть в районе 500 люменов (500 lm).

Важные характеристики:

  • Лампа обязательно должна быть закрыта от глаз плафоном и иметь рассеивающее стекло (желательно молочно-белого цвета), чтобы не слепить читающего.
  • Источник света нужно располагать сбоку от человека: для письма – слева (для левши наоборот), для чтения – справа.
  • Рекомендуемое расстояние осветительного прибора от книги: в сторону – от 30 до 40 см, а над поверхностью стола – от 25 до 30 см.
  • Свет не должен отраженно попадать прямо в лицо! Даже если источник находится напротив читателя, следует настроить настольную лампу так, чтобы свет отражался в область груди или вверх.

А теперь о цветовой температуре света для чтения. Все зависит от сценария использования освещения: от того, что вы читаете и когда.

  • Если человек, находясь в плохо освещенном помещении, читает что-то по работе или учебе, и ему важно сохранять бодрость и концентрацию, то подойдет естественный белый свет средней интенсивности свечения.
  • Если комната освещена достаточно хорошо, то четкость мышления и даже устойчивость к сезонной депрессии повысит холодный белый свет. Он будет восприниматься не как холодный, а наоборот, как нейтральный белый. Яркость должна быть комфортной, чтобы не напрягать зрение.
  • Но если вы решили почитать легкую книгу перед сном, то нормальный и «прохладный» свет вам категорически запрещен. Эти оттенки блокируют выработку мелатонина (гормон сна). Для вечернего чтива идеально подойдет теплый свет. Он должен быть приглушенный, но достаточной интенсивности, чтобы не напрягались глаза. Такой свет успокаивает и помогает легко погрузиться в сон.

Как быть, если, например, лампа на столе используется и днем, и вечером, и даже перед сном? Не покупать же три лампы для разных случаев!

На такой случай существуют лампы с разным режимом цветовой температуры и даже с разной интенсивностью свечения. На фото пример работы подобного решения.

Полезный совет: не используйте настольную лампу как единственный источник света! Всегда включайте основной свет, хотя бы в половину возможной мощности. Это значительно снизит нагрузку на глаза и сделает чтение более комфортным и приятным.

Мнение эксперта

Антон Цугунов

Эксперт-строитель. Предприниматель. 15 лет опыта. Более 100 завершенных объектов.

Старайтесь заранее продумать сценарии использования света. Вы уже убедились, что от того когда, что и где вы будете освещать, очень разнится результат и восприятие.

Ниже мы дали основные рекомендации по применению ламп различной температуры, но нюансов очень много. Желательно этот вопрос детально проработать с дизайнером.

Теплый свет

Освещение теплого белого цвета с привычным желтоватым оттенком комфортно и приятно для человеческих глаз, его свечение такое же, как у желтого солнечного света ранним утром или ближе к закату. Его могут обеспечить как обычные лампы накаливания, так и галогенные. Также можно найти в продаже люминесцентные и светодиодные устройства с излучением теплого спектра. Где лучше всего использовать такой свет?

  • В гостиной. Рекомендуется организовать тепловатое освещение в помещениях, где требуется создать непринужденную и уютную атмосферу. К примеру, в комнате, где семья собирается по вечерам, чтобы поужинать и пообщаться.

В гостиной лучше всего установить рассеивающую люстру.

  • В кухне. Теплое освещение прекрасно подойдет для зоны над обеденным столом: блюда будут выглядеть аппетитнее и красивее.
  • В ванной. Мягкий тепловатый свет в зоне для купания поможет расслабиться.
  • В спальне. Именно в этой комнате особенно важно создать ощущение спокойствия и комфорта, чтобы глаза могли отдохнуть.

Лампы с теплым спектром используются дизайнерами для увеличения  цветовой насыщенности предметов интерьера мягких тонов. Холодные оттенки, наоборот, станут менее заметными.
Синий и зеленый цвета будут искажены: это происходит из-за того, что в свете от такой лампы отсутствуют лучи соответствующего спектра.

При подобном освещении прохладные тона меняются следующим образом:

  • голубой может казаться зеленоватым;
  • синий станет блеклым;
  • темно-синий превратится в черный;
  • фиолетовый можно будет перепутать с красным.

Именно поэтому нужно продумать все детали заранее, перед покупкой лампы, чтобы освещаемое помещение не приобрело нежелательный или даже неприятный вид.

Естественный белый свет

Галогенные, светодиодные и некоторые люминесцентные лампы дают освещение, максимально приближенное к естественному белому свету, поэтому цвета практически не искажаются. Целесообразно устанавливать их:

  • в детских комнатах, но только не дешевые люминесцентные лампы, они мерцают и могут вызывать головные боли;
  • в прихожей;
  • в рабочей зоне кухни;
  • в месте, предназначенном для чтения, например возле кресла или в спальне над кроватью;
  • рядом с зеркалами, поскольку они верно передают оттенок кожи.

Необходимо помнить, что важно правильно расположить источник освещения относительно зеркал и отражающих поверхностей, чтобы не ослеплять смотрящего в них человека.

Холодный свет

Свет холодного цветового спектра напоминает белое зимнее солнце. Его часто используют в офисных помещениях, а также везде, где необходимо создать рабочее настроение. Именно нейтральные и прохладные оттенки подойдут для тех мест, где предполагается наличие одновременно естественного и искусственного освещения, так как эти тона помогут улучшить концентрацию.

Холодный световой поток воспринимается человеческим глазом как более яркий и интенсивный.

В квартирах лампы с таким излучением чаще всего используют:

  • На кухне, где для приготовления еды требуется акцентное освещение.
  • В кабинете, поскольку такое излучение уравновешивает и повышает работоспособность.
  • В ванной, в зоне для умывания – холодное голубоватое освещение поможет взбодриться и до конца проснуться.
  • В жилых комнатах рекомендуется использовать этот спектр тогда, когда они имеют современный дизайн и много свободного пространства.

Цвета при таком освещении тоже искажаются, но изменения касаются только тепловатых оттенков. Красный, оранжевый и желтый цвета будут казаться фиолетовым, коричневым и зеленоватым соответственно. А вот синие и зеленые тона, напротив, будут выглядеть насыщенными и сочными.

Лампы какой цветовой температуры вы предпочитаете?

Обратите внимание! На цвет освещения влияет не только свечение лампочки, но и окраска ее колбы, а также абажура или плафона.

Как выбрать лампы?

Чтобы правильно подобрать лампочку, имеет смысл обратить внимание не только на цвет, но и на другие ее параметры. Все используемые сегодня источники освещения характеризуются несколькими признаками:

  1. Принцип действия. Выделяют светодиодные, люминесцентные, галогеновые, а также всем известные лампы накаливания.
  2. Конфигурация колбы. Самые распространенные типы – грушевидные, шарообразные, трубчатые, в форме гриба и так называемые споты.
  3. КПД. Наиболее высоким показателем на сегодняшний день обладают светодиодные лампочки.
  4. Стоимость. Самые дешевые источники света – лампы накаливания, наиболее дорогие – светодиодные. В то же время последние отличаются экологичностью и расходуют намного меньше электроэнергии.

Выбрать и купить лампы онлайн

Мы договорились о СКИДКАХ для наших читателей в магазине ЛЕРУА МЕРЛЕН.

Покупать онлайн очень выгодно, удобно и безопасно: можно купить лампы, не выходя из дома и не посещая магазин. Все покупки вам доставят домой.

Кроме того, в онлайн-магазине на каждой странице продукта можно ознакомиться с точными  характеристиками ламп и реальными отзывами покупателей.

Наиболее часто приобретаемые лампы нашими читателями (Рейтинг):

  1.  Светодиодные;
  2. Люминесцентные (энергосберегающие);
  3. Галогеновые;
  4. Лампы накаливания;
  5. Умные лампы;
  6. Специальные (для растений, птиц и животных, от насекомых и т.д);
  7. Лампы дневного света (для офисных и технических помещений);
  8. Ретро (лампы Эдисона).

Диапазон цветовых температур у разных ламп

Теплым светом светят галогенные и лампы накаливания, а люминесцентные и светодиодные лампы могут светить в широком диапазоне от 2700 до 7000 Кельвинов.

Индекс цветопередачи (CRI или Ra)

Чтобы понять, как будет смотреться помещение при включенном искусственном освещении, во время покупки лучше дополнительно уточнить индекс цветопередачи лампочки. Для его обозначения используются буквы CRI или Ra, в идеале этот показатель должен быть равен 90 и выше, это позволит видеть естественные цвета предметов в комнате, освещенной лампой. Если Ra меньше 80, оттенки будут искажены.

Источник

Çðåíèå ëþáîãî ÷åëîâåêà â ñîâðåìåííîì ïðîãðåññèâíîì ìèðå åæåäíåâíî èñïûòûâàåò ÷ðåçìåðíóþ íàãðóçêó îò âëèÿíèÿ âñåâîçìîæíûõ ôàêòîðîâ. Ýòî, ïðåæäå âñåãî, ìîíèòîðû êîìïüþòåðîâ, ÿðêèé ñîëíå÷íûé ñâåò, íîâûå âèäû ëàìïî÷åê, ýêðàíû òåëåâèçîðîâ è ðàçíîîáðàçíûõ ãàäæåòîâ. Ýòîò ðàçäðàæèòåëü (ñâåò) åæåäíåâíî ïðåäñòà¸ò ïåðåä íàøèìè ãëàçàìè.

Èçáûòî÷íûé ñâåòîâîé ïîòîê ïðèíîñèò âðåä, ïîýòîìó ñåãîäíÿ ìíîãèå ëþäè æåëàþò ìàêñèìàëüíî óìåíüøèòü òàêîå âîçäåéñòâèå è ñîõðàíèòü çäîðîâüå. Ïîýòîìó èõ âîëíóåò, êàêîé èñòî÷íèê ñâåòà íàíîñèò ìåíüøèé óùåðá ãëàçàì. Íî çäîðîâüå – ýòî ëèøü îñíîâíàÿ ïðîáëåìà, òàê êàê ñâåò îãðîìíåéøóþ ðîëü èãðàåò íà âîñïðèÿòèå îêðóæàþùåãî ìèðà.  ÷àñòíîñòè, îñâåùåíèå èíòåðüåðà ñïîñîáíî âûãîäíî ïîä÷¸ðêèâàòü åãî èçûñêàííîñòü, à ìîæåò, íàîáîðîò, óæàñíî èñêàçèòü öâåòîâîå îôîðìëåíèå.

Âñå âûøå îáîçíà÷åííûå íþàíñû ïîä÷¸ðêèâàþò âàæíîñòü òàêîé, êàçàëîñü áû, ìåëî÷è, êàê ëàìïî÷êà. Ê å¸ âûáîðó ñëåäóåò îòíîñèòüñÿ âíèìàòåëüíî, ïîýòîìó ïðîàíàëèçèðóåì îñíîâíûå ðàçíîâèäíîñòè îñâåùåíèÿ äåòàëüíî è ðàññìîòðèì èõ ïàðàìåòðû è âëèÿíèå íà ãëàçà.

Öâåò îñâåùåíèÿ è åãî âëèÿíèå íà ÷åëîâåêà

Îñîáîãî âîëíåíèÿ ïðîÿâëÿòü íå ñòîèò ïî ïîâîäó âëèÿíèÿ öâåòà ñâåòà îò îñâåòèòåëüíûõ ïðèáîðîâ íà çäîðîâüå ãëàç. Íà çðåíèå íåïîñðåäñòâåííîãî âîçäåéñòâèÿ ýòî íå îêàçûâàåò, îäíàêî, íåêîòîðûå îòòåíêè îñâåùåíèÿ (ñïåêòð) ñïîñîáíû â íåêîòîðîé ñòåïåíè âëèÿòü íà ÷åëîâåêà. Òèï èñêóññòâåííîãî îñâåùåíèÿ ñóùåñòâåííî îïðåäåëÿåò íàøå íàñòðîåíèå è ïñèõîýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå.

Ò¸ïëûé ñâåò (æåëòîâàòûé, ñîëíå÷íûé) áëàãîïðèÿòñòâóåò îòäûõó è ðàññëàáëåíèþ, à õîëîäíûé (ñèíåâàòûé, ãîëóáîé) – ïîääåðæèâàåò â òîíóñå è áîäðèò. Ó÷èòûâàÿ òàêèå ýôôåêòû, íåîáõîäèìî ãðàìîòíî ïðèìåíÿòü âàðèàíòû îñâåùåíèÿ â îïðåäåë¸ííûõ ìåñòàõ è â êîíêðåòíûé âðåìåííîé ïðîìåæóòîê.

Ðàçáåð¸ìñÿ òåïåðü â ïîëåçíîñòè õîëîäíîãî, íåéòðàëüíîãî è ò¸ïëîãî ñâåòà äëÿ ãëàç.

Âíèìàíèå! Ñîëíå÷íûé ñâåò ÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå ñáàëàíñèðîâàííûì, áåçâðåäíûì è ëó÷øèì äëÿ íàøèõ ãëàç. Ôèðìàì, ðàçðàáàòûâàþùèì ïðèáîðû èñêóññòâåííîãî îñâåùåíèÿ, íèêàê íå óäà¸òñÿ èçãîòîâèòü ëàìïó, àáñîëþòíî ñîîòâåòñòâóþùóþ ïàðàìåòðàì ñîëíå÷íîãî ñâåòà. Äà, íàâåðíîå, òàêîé èñòî÷íèê ñâåòà ñîçäàòü è íå ïîëó÷èòñÿ. Íå âåðüòå îáåùàíèÿì è çàâåðåíèÿì ïðîäàâöîâ, âíóøàþùèì, ÷òî êàêàÿ-òî ëàìïà äà¸ò ñîëíå÷íûé ñâåò!

Öâåòîâàÿ òåìïåðàòóðà ñâåòîâîãî èñòî÷íèêà

Ñåé÷àñ ëàìïû íàêàëèâàíèÿ âñòðå÷àþòñÿ â ìàãàçèíàõ âñ¸ ðåæå, ïîýòîìó àêöåíòèðóåì âíèìàíèå íà áîëåå ñîâðåìåííûõ àíàëîãàõ.

Äëÿ îïðåäåëåíèÿ âàðèàíòà ñâåòà, èñïóñêàåìîãî ñâåòîäèîäíîé èëè ýíåðãîñáåðåãàþùåé ëàìïû, íåîáõîäèìî íà óïàêîâêå ïðî÷èòàòü çíà÷åíèå öâåòîâîé òåìïåðàòóðû ýëåìåíòà. Èçìåðÿåòñÿ äàííûé ïàðàìåòð â Êåëüâèíàõ (Ê). Ñðåäíÿÿ âåëè÷èíà (3500-5000Ê) õàðàêòåðíà äëÿ åñòåñòâåííî áåëîãî, íåéòðàëüíîãî ñâåòà.

Ñâå÷åíèå óõîäèò â ò¸ïëûé ñïåêòð, åñëè öèôðà ñòðåìèòñÿ ê 2700Ê, à åñëè äèàïàçîí âûøå 5000Ê, òî ñâåòîâîé ïîòîê áóäåò õîëîäíûì. Ýòî íàèáîëåå ðàñïðîñòðàí¸ííàÿ êëàññèôèêàöèÿ, îñíîâàííàÿ íà äîêàçàííûõ íàóêîé ôàêòàõ.

Èçó÷èì êàæäûé âàðèàíò ñâåòà ïîäðîáíî

Ò¸ïëûé ñâåò

Î÷åíü ïðèÿòíî è êîìôîðòíî äëÿ ÷åëîâåêà îñâåùåíèå, èìåþùåå ò¸ïëûé áåëûé öâåò ñ íåçíà÷èòåëüíûì æåëòîâàòûì îòòåíêîì. Ñâå÷åíèå ïðèÿòíî äëÿ ãëàç è íàïîìèíàåò ñîëíå÷íûé âîñõîä èëè çàêàò. Òàêîé ñâåò äàþò ãàëîãåííûå ëàìïû èëè êëàññè÷åñêèå ëàìïî÷êè íàêàëèâàíèÿ. Åñëè ïîèñêàòü, òî íàéòè ìîæíî ñïåöèàëüíûå ñâåòîäèîäíûå èëè ëþìèíåñöåíòíûå óñòðîéñòâà, èçëó÷àþùèå ò¸ïëûé ñïåêòð.

Æåëàòåëüíî èñïîëüçîâàòü òàêîå îñâåùåíèå â ñëåäóþùèõ ìåñòàõ:

— ãîñòèíàÿ – çäåñü ðåêîìåíäóåòñÿ îðãàíèçîâûâàòü óþòíóþ, íåïðèíóæä¸ííóþ àòìîñôåðó, êîòîðóþ áóäåò äàâàòü æåëòîâàòîå îñâåùåíèå. Ëþäè áóäóò ñîáèðàòüñÿ ïîîáùàòüñÿ èëè ïîóæèíàòü è ó íèõ áóäåò êîìôîðòíàÿ îáñòàíîâêà. Ëþñòðó çäåñü íóæíî óñòàíàâëèâàòü ðàññåèâàþùóþ, ïîñêîëüêó îíà ïîñïîñîáñòâóåò áîëåå ìÿãêîìó ðàñïðîñòðàíåíèþ ò¸ïëîãî ñâåòà ïî êîìíàòå;

— êóõíÿ – âåëèêîëåïíî ïîäõîäèò æåëòîâàòûé ñâåò äëÿ îáåäåííîé çîíû. Âñå ÿñòâà ïðèîáðåòóò äîïîëíèòåëüíóþ âíåøíþþ êðàñîòó è àïïåòèòíîñòü;

— ñïàëüíÿ – â ýòîì ïîìåùåíèè îñîáåííî íåîáõîäèìî ñîçäàíèå êîìôîðòà è ñïîêîéíîãî îùóùåíèÿ. Ãëàçà è íåðâíàÿ ñèñòåìà äîëæíû òóò îòäûõàòü;

— âàííàÿ – âî âðåìÿ êóïàíèÿ ò¸ïëûé ñâåò ïîìîæåò ñíÿòü íàïðÿæåíèå è ðàññëàáèòüñÿ.

Äèçàéíåðàìè ïðè ðàáîòå àêòèâíî èñïîëüçóþòñÿ ëàìïî÷êè, èñïóñêàþùèå ò¸ïëûé ñïåêòð, ÷òîáû ñäåëàòü öâåòîâóþ íàñûùåííîñòü ýëåìåíòîâ èíòåðüåðà ìÿãêîé, ñãëàæåííîé. Ïðè ýòîì õîëîäíûå òîíà áóäóò ìàëîçàìåòíûìè.

Íþàíñ! Ó÷òèòå, ÷òî çåë¸íûé, ò¸ìíî-ôèîëåòîâûé è ñèíèé öâåòà îáÿçàòåëüíî áóäóò èñêàæàòüñÿ èç-çà îòñóòñòâèÿ â ñâåòîâîì èçëó÷åíèè ñîîòâåòñòâóþùåãî ñïåêòðà!

 èíòåðüåðå, ïðè îñâåùåíèè ò¸ïëûì ñâåòîì, ïðîõëàäíûå òîíà ïðåîáðàçÿòñÿ òàê:

— áîëåå áë¸êëûì ñòàíåò ñèíèé öâåò;

— ãîëóáîé ñòàíåò âîñïðèíèìàòüñÿ êàê çåëåíîâàòûé;

— ôèîëåòîâûé ïðåâðàòèòñÿ â êðàñíûé, ïîýòîìó èõ áóäåò ëåãêî ïåðåïóòàòü;

— ÷¸ðíûì íà÷í¸ò êàçàòüñÿ ò¸ìíî-ñèíèé öâåò.

Ïî ýòîé ïðè÷èíå âàæíî ïðåäâàðèòåëüíî âñå äåòàëè ïðîäóìàòü çàðàíåå. Ïîêóïêà ëàìïû ñïîñîáíà çíà÷èòåëüíî èñêàçèòü èäåþ èíòåðüåðà.

Íåéòðàëüíûé ñâåò (åñòåñòâåííûé)

Ìàêñèìàëüíî êà÷åñòâåííûé áåëûé ñâåò èñïóñêàþò ãàëîãåííûå è ñïåöèàëüíûå ëþìèíåñöåíòíûå èñòî÷íèêè. Öâåòà â èíòåðüåðå ïðè ðàáîòå òàêèõ ëàìï ïðàêòè÷åñêè íå èçìåíÿþòñÿ.

Óñòàíàâëèâàòü èõ íàèáîëåå öåëåñîîáðàçíî:

— â ïðèõîæåé;

— â ìåñòàõ, ãäå ÷àñòî ÷èòàþò êíèãè èëè ãàçåòû, ðàññìàòðèâàþò ôîòîàëüáîìû è ò. ï.  îáùåì, íàä — — êðîâàòüþ â ñïàëüíå èëè âîçëå êðåñëà;

— â êîìíàòàõ, ãäå èãðàþò è îòäûõàþò äåòè;

— âáëèçè çåðêàë. Áåëûé ñâåò òî÷íî ïåðåäà¸ò îòòåíîê êîæè è âîëîñ;

— íà êóõíå, â ðàáî÷åé çîíå.

Íóæíî ïîìíèòü! Êîãäà óñòàíàâëèâàåòñÿ ëàìïà îêîëî îòðàæàþùåé ïîâåðõíîñòè, ñëåäóåò ïðàâèëüíî ïîäîáðàòü ðàñïîëîæåíèå èñòî÷íèêà ñâåòà.  ïðîòèâíîì ñëó÷àå, ÿðêèå ëó÷è áóäóò îñëåïëÿòü ÷åëîâå÷åñêèå ãëàçà!

Õîëîäíûé ñâåò

Î÷åíü ñèëüíî ñâåò ñ õîëîäíûì (áåëûì) ñïåêòðîì íàïîìèíàåò ñîëíå÷íîå îñâåùåíèå â çèìíåå âðåìÿ. Íàèáîëåå ÷àñòî åãî óñòàíàâëèâàþò â ïîìåùåíèÿõ, ãäå íàäîáíî ñîçäàâàòü àêòèâíîå ðàáî÷åå íàñòðîåíèå (îôèñû, ðåãèñòðàòóðû, ãîñó÷ðåæäåíèÿ è ïðî÷.). Ïðîõëàäíûå, íåÿðêèå è íåéòðàëüíûå îòòåíêè ãîäÿòñÿ äëÿ îáëàñòåé, â êîòîðûõ íåîáõîäèìî îðãàíèçîâàòü íàëè÷èå èñêóññòâåííîãî è åñòåñòâåííîãî îñâåùåíèÿ. Òàêàÿ êîìáèíàöèÿ ñïîñîáñòâóåò óëó÷øåíèþ êîíöåíòðàöèè âíèìàíèÿ. ×åëîâå÷åñêèì ãëàçîì õîëîäíûé ñâåò âîñïðèíèìàåòñÿ èíòåíñèâíûì è ÿðêèì.

Èçëó÷àþùèå òàêîé ñâåò ëàìïû â êâàðòèðàõ ðàçóìíî èñïîëüçîâàòü:

— â ðàáî÷åì êàáèíåòå. Õîëîäíîå èçëó÷åíèå ñòèìóëèðóåò ðàáîòîñïîñîáíîñòü, ïîìîãàåò êîíöåíòðèðîâàòü âíèìàíèå è óðàâíîâåøèâàåò ïñèõîëîãè÷åñêè;

— íà êóõíå, ãäå ðàñïîëîæåíà çîíà ïðèãîòîâëåíèÿ ïèùè. Ãðàìîòíîå àêöåíòíîå îñâåùåíèå ìîæåò ïîìî÷ü ïðàâèëüíî ãîòîâèòü áëþäà;

— â êîìíàòàõ äëÿ ïðîæèâàíèÿ, ãäå èìååòñÿ êðåàòèâíûé, ñîâðåìåííûé èíòåðüåð è áîëüøîå ïðîñòðàíñòâî. Ýòî âûãîäíî ïîä÷åðêí¸ò âñå ïëþñû ñòèëÿ è äèçàéíà;

— â âàííîé, îêîëî óìûâàëüíèêà. Õîëîäíûé ñâåò áîäðèò è ïîìîãàåò ïîëíîñòüþ ïðîñíóòüñÿ.

Ïðè äàííîì âàðèàíòå îñâåùåíèÿ öâåòà â ïîìåùåíèè òîæå èçìåíÿþòñÿ, îäíàêî, êàñàåòñÿ ýòî ëèøü ò¸ïëûõ îòòåíêîâ.

Èçìåíåíèÿ âîçìîæíû òàêèå:

— æ¸ëòûé áóäåò âîñïðèíèìàòüñÿ êàê ôèîëåòîâûé;

— êðàñíûé – êàê êîðè÷íåâûé;

— îðàíæåâûé – ñèëüíî íàïîìèíàòü çåëåíîâàòûé öâåò.

Âñ¸ íàîáîðîò ïðîèñõîäèò ñ çåë¸íûìè è ñèíèìè òîíàìè. Îíè íà÷èíàþò êàçàòüñÿ ñî÷íûìè è íàñûùåííûìè.

Âàæíî! Öâåò îñâåùåíèÿ îïðåäåëÿåòñÿ íå òîëüêî ñâåòîâûì ïîòîêîì îò ëàìïû. Ñóùåñòâåííîå âëèÿíèå îêàçûâàåò îêðàñêà àáàæóðà, ïëàôîíà èëè êîëáû. Ó÷èòûâàéòå ýòî!

Èíûå ïàðàìåòðû èñòî÷íèêîâ ñâåòà

Âûáðàòü ïîäõîäÿùóþ ëàìïî÷êó ñîâñåì íåïðîñòî. Íå ñëåäóåò àêöåíòèðîâàòü âñ¸ âíèìàíèå íà èñïóñêàåìîì ñâåòîâîì ïîòîêå. Èìåþòñÿ äðóãèå âàæíûå êðèòåðèè. Ñåãîäíÿ âñå ñóùåñòâóþùèå èñòî÷íèêè èñêóññòâåííîãî ñâåòà õàðàêòåðèçóþòñÿ ðÿäîì ñïåöèôè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ:

— êîíôèãóðàöèÿ êîëáû – ýòî âíåøíèé âèä ñòåêëÿííîé ÷àñòè ëàìïû. Íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àåìûìè òèïàìè ÿâëÿþòñÿ òðóá÷àòûå, øàðîîáðàçíûå, ãðóøåâèäíûå, ñïîòû è â ôîðìå ãðèáà;

— ïðèíöèï äåéñòâèÿ – çäåñü èìååòñÿ â âèäó âàðèàíò èñòî÷íèêà ñâåòà â ëàìïå.

Ðàñïðîñòðàí¸ííûìè èñòî÷íèêàìè ñâåòà ñ÷èòàþòñÿ ãàëîãåííûå, ëàìïû íàêàëèâàíèÿ, ëþìèíåñöåíòíûå è ñâåòîäèîäíûå óñòðîéñòâà;

— ñòîèìîñòü – ñóùåñòâåííûé ïðèçíàê, íà êîòîðûé îáðàùàþò âíèìàíèå ìíîãèå. Ìåíüøóþ öåíó èìåþò ëàìïû íàêàëèâàíèÿ, à ñàìûìè äîðîãèìè ñ÷èòàþòñÿ ñâåòîäèîäíûå ýëåìåíòû. Òóò ïîìèìî ñòîèìîñòè ñëåäóåò ó÷èòûâàòü ñîïóòñòâóþùèå ôàêòîðû, ê ïðèìåðó, ñâåòîäèîäíàÿ ëàìïà ïðîñëóæèò äîëüøå ñîòåí îáû÷íûõ ëàìïî÷åê, îíà ïîòðåáëÿåò ìåíüøå ýëåêòðîýíåðãèè, à òàêæå îòëè÷àåòñÿ ýêîëîãè÷íîñòüþ.

Íóæíî îöåíèâàòü âñ¸;

— ÊÏÄ ýëåìåíòà – ýòî èíòåíñèâíîñòü èçëó÷àåìîãî ñâåòà îòíîñèòåëüíî ðàñõîäóåìîãî ýëåêòðè÷åñòâà. Åñòåñòâåííî, åù¸ ó÷èòûâàåòñÿ ñðîê ýêñïëóàòàöèè. Ñàìûìè âûãîäíûìè ïîëó÷àþòñÿ ñâåòîäèîäíûå ëàìïû;

— èíäåêñ öâåòîïåðåäà÷è (Ra) – ïîçâîëÿåò îïðåäåëèòü, êàê ñèëüíî åñòåñòâåííûå öâåòà ïðåäìåòîâ è ïîâåðõíîñòåé áóäóò èñêàæàòüñÿ.  èäåàëå, Ra >= 90. Áóäóò ñîõðàíÿòüñÿ íîðìàëüíûå îòòåíêè. Êîãäà èíäåêñ Ra <= 80, íóæíî ãîòîâèòüñÿ ê íåïðàâèëüíîé, èñêàæ¸ííîé öâåòîïåðåäà÷å.

Èíôîðìàöèÿ, ïðèâåä¸ííàÿ â íàñòîÿùåé ñòàòüå î÷åíü âàæíà. Ñóùåñòâóåò òðè âàðèàíòà èñïóñêàåìîãî ñâåòà (õîëîäíûé, ò¸ïëûé è íåéòðàëüíûé) è âûáîð êîíêðåòíîãî îñâåùåíèÿ áóäåò îïðåäåëÿòü ìíîãèå âàæíûå ôàêòîðû, íàïðèìåð, íàñòðîåíèå, ðàáîòîñïîñîáíîñòü, çäîðîâüå è ò. ä. Áóäüòå âíèìàòåëüíû ïðè ïîêóïêå è óñòàíîâêå â êîìíàòàõ èñòî÷íèêîâ ñâåòà!

Источник