Какой труд полезнее физический или умственный
Сложилось мнение, что умственный труд легче и престижнее физического. Думаем, многим доводилось слышать в свой адрес: «Не возьмёшься за учёбу — будешь вкалывать всю жизнь» или «Да с твоим здоровьем только в кабинете работать и ничего тяжелее ручки не поднимать». Для некоторых это серьёзные аргументы, чтобы засесть за книги и, в конечном итоге, получить гарант прибыльной и непыльной работы — диплом. Кто-то, наоборот, считает, что сильные руки всегда найдут себе работу, а корпеть за учебником — удел белоручек и слабаков. Адукар расставит все точки над «і», чтобы ты не выбирал будущую профессию в плену стереотипов.
Чем отличаются умственный и физический труд?
Умственный труд — это мыслительная деятельность, состоящая из обзора и обобщения информации, которая должна быть определённым образом изменена. Например, перед нами стоит задача, и чтобы её правильно выполнить, следует проанализировать условие, построить алгоритм решения, предварительно подобрав и синтезировав нужные знания.
Основу физического труда составляют мускульные усилия человека, направленные на преобразование окружающего мира.
На самом деле, такое строгое разграничение имеет условный характер. По сути, это две стороны одной медали. В первобытные времена такого разделения просто не существовало: чтобы поймать мамонта, нужно было раскинуть мозгами, продумать план действий, организовать ловушку и, конечно, выложиться на полную.
С течением времени общество разделилось на бедных и богатых, и тяжёлый физический труд стал уделом первых, а умственный — привилегией вторых. Такая ситуация сохранялась на протяжении целых столетий.
В ХХI веке доля умственного труда значительно возросла и продолжает увеличиваться из-за постоянного роста информации. Развитие техники позволило людям существенно облегчить себе работу.
Но это не значит, что умственный труд полностью лишён физических нагрузок и наоборот. Речь идёт, скорее, о преобладании одного вида деятельности над другим.
Ещё в конце ХIX века физиолог Моссо установил, что профессор, прочитавший лекцию, теряет 20% мышечной силы, т. е. утомляется физически. А у студента после трёхчасового экзамена мышечная сила снижается в 4 раза
Минусы умственного труда
При умственном труде наш мозг не только регулирующий (как при физическом), но и главный работающий орган, поэтому интеллектуальные нагрузки влияют на состояние центральной нервной системы и на общее самочувствие в целом.
Умственный труд всегда вызывает нервно-эмоциональное напряжение. И если неправильно организовать рабочий процесс, то можно довести себя до истощения и неврозов. Малоподвижный образ жизни, свойственный данному виду деятельности, тоже способен сыграть злую шутку: прибавка в весе, нарушения опорно-двигательного аппарата и т. д. Обязательно нужно устраивать для себя перерывы, физкультминутки. В здоровом теле не только здоровый дух, но и мозг. Так что, если у тебя есть проблемы со здоровьем, умственный труд не спасёт ситуацию.
Польза физического труда
Физическая активность улучшает работу мозгa, состояние нашего организма в целом. Куда приятнее решать какую-либо задачу, чувствуя себя бодрым и полным сил, нежели жутко уставшим и с больной головой, согласитесь.
Физический труд так же благотворно влияет на тело, как и занятие спортом. Умеренные нагрузки укрепляют организм, но и здесь следует быть осторожным: у любых сил есть предел и не стоит их испытывать.
Работа может быть связана с выполнением однотипных операций, которые с течением времени воспроизводятся на автомате. В таком случае возникает проблема, чем занять голову. Ответ прост: её нужно загружать полезной информацией, занимательными головоломками. В свободное время читать книги, разгадывать кроссворды, собирать кубик Рубика — в общем, делать всё, что душе угодно. Иначе работа может наскучить в скором времени.
В обоих случаях нужно правильно организовывать режим дня, нагрузку и питание. При умственной работе следует употреблять жирные сорта рыбы (форель, лосось, сардина), каши (овсяная и рисовая), томаты и все виды капусты, грецкие орехи, яйца. Сладкое в умеренном количестве тоже не повредит. А при физических нагрузках — хлебобулочные изделия, картофель, макароны, мясо, яйца, рыбу. Чередуй умственную и физическую работу, тогда трудиться будет в радость и на пользу.
***
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by
Источник
Недавно спор у меня возник, какой труд сложнее, умственный или физический, в качестве аргумента мне сказали — «а ты поработай кайлом целый день, вот тогда и поговорим».
Я задумалась, если результаты физического труда наглядно видны, то как можно показать нагрузку умственную?
Если посмотреть на людей, занимающихся умственным трудом, то увидишь человека за компьютером, в кресле, в тепле в мороз или под кондиционером в жару, кажется, ну от чего ему устать, а физический труд – целый день на ногах, иногда под открытым небом в любую погоду, в холод и в зной. На первый взгляд именно физический труд кажется сложнее, когда мышцы гудят от усталости и с тебя сошло 7 потов.
Согласно опросу 38% — сложнее умственный, 23% — физический, 23% — равноценны.
Есть такая притча — работяга отработал год на хозяина. Посмотрел, что он делает всю тяжёлую работу, пришёл да говорит: плати мне больше, потому что вся тяжесть — на мне. Тот сказал, добро. Сделаем по-совести, через пару дней. А сегодня вот тебе задание: таскай камни из этой кучи вон в ту. Работяга весь день таскал эти тяжёлые камни. Устал. На следующий день хозяин говорит, а теперь перебери камни. Те, что больше образца — сюда, а те, что меньше — туда.
В конце дня хозяин спросил, в какой день он устал сильнее? Оказалось — во второй и намного. Принятие решения — тяжкий труд. Ответственность — тяжкий труд».
Мнения очень разные, приведу несколько цитат — «умственный труд сложнее, потому что обычно физический труд сопровождается меньшей ответственностью»
«умственная работа может быть таким адом, что каждое утро просыпаясь и думаешь, почему я не выучился на автослесаря, получал бы такие же деньги как сейчас, зная два языка»
«Если рассматривать работу с точки зрения усталости — физическая тяжелее и устав на работе эмоционально ты еще можешь что-то делать, а устав физически — сможешь только спать. С точки зрения сложности выполнения — умственная работа тяжелее»
«Всегда считал, что умственная работа тяжелее физической. Физическая работа для меня настолько неприемлема, тяжела и депрессивна, что я стараюсь избегать ее во всех проявлениях. Если посадить рабочего на мое место, он не сможет выполнять мою работу. Даже через 5 лет. Я смогу работать на большинстве рабочих специальностей в случае необходимости через год»
«Когда приходишь домой после сильного физического труда, падаешь на диван и отдыхаешь.
Когда приходишь домой после сильного умственного переутомления — из головы не выходит работа, думаешь о нее и во сне снится, а на утро не выспался и идешь опять на работу»
«Тот, кто считает умственную работу легкой, не прочувствовал всю тяжесть оной. И всех последствий нервной работы. Работяги как правило — здоровые как лоси. Если не злоупотребляют и не отравлены каким вредным производством. Усталость интеллектуальная не так явна. Но бьёт — в точку. У меня был период в жизни, когда был вынужден сделать перерыв в умственной работе. Работал руками с деревом, работал по 12 часов, могу сказать, что я реально за пол года отдохнул».
«Если делать физическую работу с умом, физической работы становится меньше за счет оптимизации действий и усилий»
«Тяжёлая, энергозатратная работа – умственная»
«Всё таки умственная усталость хуже физической… Иногда мозговая работа так достает…хочется взять в руки лопату и тупо копать и не думать получится у тебя или нет…и не думать «мммм..яма не копается…странно…я вроде бы той лопатой ведь копаю…может быть рукоятку надо было вставить другим концом, а может место где я копаю не совместимо с мой маркой лопаты?о_О»
«Каторжный труд у инженера. Придумай, чтоб все заработало, а еще придумай так,чтоб было дешево и технологично в производстве, а работало лучше зарубежных аналогов»
«Вопрос не очень имеет смысл. Главное какой труд ценнее. А ценнее труд тех, кого в данный момент не хватает. А кому тяжелее — никого не интересует»
«Все относительно, тот, кто привык копать — бумагу не составит, и наоборот»
«Договора, нескончаемые стопки документов, злобный шеф, жара в офисе, коллеги-карьеристы норовящие подсидеть. Переработки до поздней ночи, запары с клиентами. Физически вроде не сложно, но морально, это каторжный труд…»
«При умственном труде наш мозг главный работающий орган, поэтому интеллектуальные нагрузки влияют на состояние центральной нервной системы и на общее самочувствие . Умственный труд всегда вызывает нервно-эмоциональное напряжение. И если неправильно организовать рабочий процесс, то можно довести себя до истощения и неврозов. Малоподвижный образ жизни, свойственный данному виду деятельности, тоже способен сыграть злую шутку: прибавка в весе, нарушения опорно-двигательного аппарата и т. д.»
А ведь в первобытные времена разделения на умственный и физический труд не существовало, чтобы поймать мамонта, нужно было раскинуть мозгами, продумать план действий, организовать ловушку и, конечно, выложиться на полную катушку.
Всегда найдутся люди, которые найдут легкий заработок без особых усилий! Вот, как девушка на гифке
picasion.com
Источник
«Учись, а то будешь коровам хвосты крутить», — говорила мама, намекая, что мне придётся зарабатывать на жизнь физическим трудом, если плохо окончу школу и не поступлю в университет. Подобным образом мотивировали к учёбе своих детей, наверное, 90% всех мам и пап. В итоге мы получили массовую культуру, в лучшем случае пренебрежительно, в худшем — с презрением относящуюся к физическому труду. И именно такое отношение является одной из главных причин большого количества неуспешных и посредственных людей.
Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, почему физический труд часто противопоставляется образованности, счастливой и полноценной жизни, не пользуется уважением и почётом? Для меня такое положение вещей долгое время было само собой разумеющимся. Но, как часто происходит в моей жизни, настал черёд и этого вопроса, чтобы быть подвергнутым сомнению и анализу.
Начиная с последних классов школы, меня перестали удовлетворять ответы типа «Все так живут», «Все так думают», «Все так делают». Вот и сегодня я постараюсь показать вам, что в вопросах физического труда большинство не право, что без него мы не сможем гармонично развиваться, добиваться успеха, жить счастливо и полноценно.
Возможные причины неверного отношения
Для начала давайте разберёмся с причинами неверного отношения. Первая причина — лень — стара, как и сама человеческая природа. Я не хочу сказать, что интеллектуальному труду лень не помеха. Иногда даже наоборот: я начинаю заниматься тяжёлым физическим трудом, только бы не писать статью.
Но если человеку предложить на выбор любую профессию, то, скорее всего, его выбор будет больше связан с интеллектуальным трудом, чем с физическим. А то, что человеку не нравится, он зачастую пытается представить себе и другим как малополезное или вообще ненужное. Здесь на помощь приходят идеи Платона.
Платон учил, что человек обладает бессмертной душой — мыслящей и чувствующей сущностью, связанной с высшими информационными и духовными материями. Тело для души — это всего лишь временное пристанище, связанное со всем низким, земным и нечистым. Здесь начинается чрезмерное превознесение умствований над физическим трудом.
К тому времени, как христианство становится государственной религией Римской империи, идеи Платона уже прочно входят в него, несмотря на то, что главная книга христиан — Библия — ничего не говорит о бессмертной душе в понимании Платона и отрицает саму загробную жизнь.
Такое отношение проникает во все слои общества и во всю культуру Европы. К тому же для борьбы с Реформацией орден иезуитов создаёт по всей Европе школы и университеты, система и философия образования которых стали фундаментом почти во всех учебных заведениях современного мира.
Таким образом, вдобавок к естественной лени человек с детства получает установку на то, что интеллектуальный труд связан с чем-то возвышенным, духовным и достоин почёта, а физический — это удел плебеев.
И третья причина вытекает из второй и, в свою очередь, ещё сильнее закрепляет её в нашем сознании. Происходит это следующим образом: ребёнок ленится работать интеллектуально и плохо учится в школе (или ему отбили охоту к учёбе), в результате он вырастает человеком, не способным к интеллектуальному труду, самообучению и саморазвитию. Низкий уровень интеллекта, маленький словарный запас, низкая культура — единственной перспективой остаётся неквалифицированный или малоквалифицированный физический труд.
Смотря на такого человека, люди обычно путают причину и следствие и утверждаются во мнении, что физический труд не способствует умственному и нравственному развитию и вообще росту человека как личности. Ниже мы увидим, что на самом деле при правильном подходе всё как раз наоборот.
Общая польза от физической активности
Сегодня всё чаще учёные говорят, что занятия спортом помогают нам становиться умнее.
В своей книге «Правила мозга» Джон Медина приводит массу интересных фактов о благотворном влиянии физической активности на мозг и его работу:
…физические нагрузки на протяжении всей жизни способствуют поразительному улучшению когнитивных процессов в отличие от малоподвижного образа жизни. Приверженцы физкультуры обошли лентяев и лежебок по показателям долговременной памяти, логики, внимания, способности решать проблемы и даже так называемого подвижного интеллекта. Такие тесты определяют быстроту мышления и способность мыслить абстрактно, воспроизводить ранее полученные знания для решения новой проблемы.
Джон Медина
Медина также сообщает, что физическая активность снижает риск возникновения деменции вдвое, а в случае с болезнью Альцгеймера результат составляет даже 60%! На 57% снижается риск одной из главных причин возрастных болезней мозга — приступа стенокардии. Физическая нагрузка также помогает регулировать поступление в кровь норэпинефрина, дофамина и серотонина, которые напрямую связаны со здоровьем мозга и его функционированием.
К сожалению, сегодня малоподвижный образ жизни — проблема не только взрослых людей, занятых работой в офисе, но и детей, прикованных к телевизору, компьютеру и планшетам со смартфонами. Это отрицательно сказывается не только на физическом, но и на умственном здоровье:
…физическая активность совершенствует детей. Дети в хорошей физической форме быстрее распознают визуальные стимулы, чем их малоподвижные сверстники, и лучше концентрируются. Исследования умственной активности показали, что физически активные дети и подростки используют больше когнитивных ресурсов для выполнения заданий.
Джон Медина
Физический труд может дать не меньше полезной и разнообразной нагрузки нашему телу, чем спортивные упражнения, оказывая такое же благотворное влияние на него как, например, бег. Но при всём этом физический труд может дать ещё нагрузку для нашего мозга, которую он не сможет получить больше нигде.
Практический ум
Даже во время уборки квартиры наш мозг решает намного больше практических задач, чем при решении сложных математических уравнений. Поэтому правильно организованный физический труд способствует формированию практического мышления. В таком случае человек учится видеть причинно-следственную связь и получает навык предугадывать последствия и результаты не только своих дел, но и слов и мыслей.
Но из-за того, что физический труд считается проклятием или наказанием, большинство выполняет свою работу бездумно, по накатанной и без творчества. Конечно, такое положение никак не способствует практическому мышлению, которое так необходимо для достижения успеха и полноты жизни.
Дети, воспитанные на видеоиграх и фильмах, где зачастую причинно-следственные связи совершенно отсутствуют или мало общего имеют с реальностью, когда вырастают, часто просто не могут понять, что происходит с их жизнью, и берутся ругать звёзды, мировые заговоры, правительство, иностранцев, соседей… А ещё с неприятным удивлением для себя узнают, что жизнь иногда оказывается тяжёлой и сложной штукой и их знания, навыки, и характер совершенно не подготовлены к ней.
Не зря же в Кремниевой долине есть школа, в которой дети учатся (без компьютеров и планшетов) лепить, рисовать, вырезать и вообще работать руками. И отдают в эту школу своих детей знаменитые персоны Hi-Tech-общества. Многие из них, как и Стив Джобс когда-то, в разной степени ограничивают общение своих детей с гаджетами.
Воспитание характера
Физический же труд может стать прекрасным помощником и в воспитании характера. А точнее, в воспитании качеств характера: целеустремлённости, упорства, трудолюбия, аккуратности, основательности — которые критически важны для успеха, развития, роста и преодоления трудностей.
Хочет того ребёнок или нет, но, выполняя порученное ему задание или переделывая плохо сделанное, он воспитывает в себе все эти качества. А то, что без них невозможно достичь ничего толкового, думаю, объяснять нет необходимости. Дети, разделяющие с другими членами семьи часть домашних обязанностей, вырастают более самостоятельными, более подготовленными к жизни и её неприятным сюрпризам.
Готовность к превратностям жизни
Никто не знает, как в дальнейшем сложатся для нас обстоятельства, но человек, приученный к физическому труду, и в этой ситуации имеет преимущество. Обретённые навыки помогут найти временную работу или даже открыть собственное дело, а закалённый характер поможет не сдаться и не опуститься до воровства или попрошайничества.
А если взять крайние случаи — необитаемый остров, природные катаклизмы и другие «концы света», — то вряд ли навыки блогера или программиста помогут, если нет электричества. Полезными в такой ситуации будут совсем другие умения.
Полезный практический результат
И, кстати, о полезности. Практический результат, который может быть полезным лично для вас и других людей, — это ещё одно преимущество физического труда.
Если результатом спортивных упражнений будет здоровье тела и разума, то к результатам физического труда могут добавиться овощи и фрукты с собственного участка, уютная и красивая обстановка жилья или даже балкона.
Выход: полюбите физический труд
Что же теперь делать? Бросить интеллектуальный труд и спортивные упражнения? Конечно, нет. Для начала можно просто пользоваться каждой возможностью физически потрудиться: от простого рытья канавы до создания шедевральной мебели из крепкого дуба.
Ну и самое главное: если трудиться без хорошего настроя, без творческого подхода, то невозможно будет выжать все бонусы. Можно ли полюбить физический труд? Знаю из личного опыта, что можно, хотя нескоро и нелегко. Думайте о тех преимуществах, которые он даёт, причём бесплатно. Обычно люди платят немалые деньги за разные тренинги, а тут мы получаем тренинг для мышц, для мозга, для характера да ещё с полезным внешним результатом. Вы как хотите, а я помчался обрабатывать виноградник.
Источник