Какую музыку полезно слушать детям с дцп

Какую музыку полезно слушать детям с дцп thumbnail

История музыкотерапии

Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у людей, а точнее, детей с ограниченными возможностями, меньше. И этому найдется свое решение — музыкотерапия.
Помните поговорку: «Терпение и труд все перетрут»? Вам нужно именно это, если у вас ребенок с ограниченными возможности (нарушение опорно-двигательного аппарата, нервные заболевания, олигофрения, проблемы со слухом или зрением). Еще древние знали, что искусство обладает лечебным эффектом, но сильное воздействие на здоровье, конечно, оказывает музыка. Уже в Древней Греции Пифагор в своем университете в Кротоне начинал и заканчивал день пением: утром — чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером — успокоиться и настроиться на отдых.
Современные нейрохирурги и психологи считают, что музыка оказывает магическое воздействие на развитие мозга человека. Удивительно, что конкретные типы нервных клеток реагируют на конкретные частоты звуковых колебаний, соответствующие определенным музыкальным нотам. Поэтому и возникла музыкотерапия как психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

Подробнее на Medkrug.RU:https://www.medkrug.ru/article/show/muzykoterapija_kak_stimul_dlja_razvitija

Лечение музыкой

Музыкотерапия — наиболее древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, которыми многие люди пользуются, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.
Специалисты различают пассивную и активную формы музыкотерапии. В первом случае пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Поэтому естественность и доступность, которая есть в музыке, — одна из причин бурного развития музыкальной терапии в последние 2-3 десятилетия. Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она:

  • помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;
  • помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;
  • музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;
  • косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому уже с двух лет детей с ограниченными возможностями можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии. У детей второго года жизни круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам — зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство — подражательность, — которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении.

Работа с особыми детьми

Работая с детьми с ограниченными возможностями, нужно иметь определенные навыки. Это, во-первых, умение создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка. Во-вторых — умение установить контакт с ребенком. Такое возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное — положительным эмоциональным настроем.
Также необходимо вызвать у детей интерес к занятиям, научить понимать простейшие игровые ситуации по сигналу: убегать от собачки, птички, кошки, грозить ей пальцем, догонять куклу, искать ее, выражать удивление по поводу ее исчезновения. Используя все эти методы в процессе систематической работы, вы всесторонне развиваете ребенка, обогащаете его новыми музыкальными впечатлениями, помогаете овладеть различными навыками.
Таким образом, искусство развивает и воспитывает, позволяет разобраться в жизни и понять самого себя, оно формирует самооценку, так как, вне зависимости от болезни, это понятно всем. Игра поможет организовать и активизировать детей с ограниченными возможностями, собрать их внимание, установить с ними контакт, а присутствие живой музыки на занятиях и праздниках становится для них мощным стимулом в процессе реабилитации.

На заметку

Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями:

  • Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности — «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.
  • Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы — «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена.
  • Для общего успокоения — «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта.
  • Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми — «Концерт ре-минор» для скрипки Баха.
  • Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением, — «Дон Жуан» Моцарт, «Венгерская рапсодия №1» Листа, «Сюита Маскарад» Хачатуряна.
  • Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения — «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена.
  • Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей — «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна.
  • Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности — «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.
    Подробнее на Medkrug.RU:https://www.medkrug.ru/article/show/muzykoterapija_kak_stimul_dlja_razvitija

Подробнее на Medkrug.RU:https://www.medkrug.ru/article/show/muzykoterapija_kak_stimul_dlja_razvitija

© «Адели-Пенза»

ул.Ульяновская 15, Пенза, Россия
+7 (8412) 21-53-56
+7 (8412) 44-44-71
сот.: +7 967 701-53-56
e-mail: adeli-penza@mail.ru

Источник

Все мы приходим в этот мир неповторимыми, индивидуальными, особенными, но, к сожалению, не всегда с равными возможностями. Неважно, по чьей воле так происходит: злого рока или неудачного стечения обстоятельств, по воле природы или высших сил, главное другое – дети с ограниченными возможностями всегда имеют шанс сделать непостижимое немного ближе, и возможно это с помощью уникальной методики — музыкальная терапия.

Музыка – вклад в формирование детского мира

Несмотря на устоявшиеся скептические мнения, немузыкальных людей не существует в принципе, ведь музыка окружает нас всюду – во всевозможных звуках и шорохах, словах и мелодиях, даже в тишине тоже есть своя удивительная игра нот.

Еще находясь в материнской утробе, ребенок впервые слышит эту игру: в ритме маминого сердца и характере дыхания, тембре голоса и интонации, фразах, произнесенных извне, и многом другом. А позже музыка открывает перед маленьким человечком нечто более значимое и безграничное – умение чувствовать и сопереживать, именно поэтому очень важно с первых лет жизни обогащать детские впечатления, приобщая ребенка к разным видам музыкальной деятельности, таким образом, помогая формировать не только общую музыкальность, но и выразительность движений.

Важнейшим аспектом в этом процессе является развитие музыкального слуха, и добиться этого можно отнюдь не путем систематических, упорных и изматывающих тренировок, а в форме легкой, забавной и непринужденной игры. В первые годы жизни ребенка каждый звук – хлопанье в ладоши и погремушка, игра на губной гармошке и обычная колыбельная песня станут залогом осваивания ритма в такт, затем можно переходить к более сложным заданиям – определению низких и высоких звуков, ну, и, конечно, знакомству малыша с особенностями различных музыкальных инструментов.

Музыкальная терапия при ДЦП: примеры реабилитации

Счастье – оно так необходимо в жизни, но каким же недосягаемым оно кажется для тех крошек, которые пришли в этот мир особыми. Но разве любые ограничения – будь они физическими, психическими или умственными, могут стать преградой для улучшения качества жизни? Нет, особенно в наше время, когда научно доказано почти магическое воздействие музыки на человеческий мозг и определенные типы нервных клеток под разной частотой.

Таким образом, детям с ДЦП музыкотерапия не только помогает повысить музыкальную компетенцию в целом, но и улучшить доверие к людям, настроить взаимопонимание с ними, ускоряя процессы терапии основной, благодаря легкости в выражении чувств и осознанию ребенком самого себя. Это помогает малышу благоприятно реагировать на неудачи и проблемные ситуации.

Но это далеко не все: благодаря музыкальной терапии детям с ДЦП открывается неповторимый и прекрасный окружающий мир, а овладевая навыками самоконтроля и поддерживая внутреннюю гармонию, они растят внутри главное и нужное – силу духа. Правильно подобранная музыка и музыкальная терапия поможет не только побороть статическую скованность, но и активировать умственную деятельность, а также движение к общему оздоровлению, вселяя веру в лучшее.

Музыкальная терапия может использоваться и в качестве домашней реабилитации ребенка с особыми потребностями. Сделать это не так сложно, ведь если с первых дней жизни напевать ребенку мелодичные песенки – очень скоро это войдет в добрую привычку. Впрочем, как и прослушивание проверенной временем классической музыки. Например, для поднятия жизненного тонуса и настроения подойдет «Шестая симфония» Чайковского, а всем известная «Лунная соната» успокоит и уменьшит раздражительность.

Основные аспекты работы с детьми и музыкальные произведения. Человек откликается на вибрационные частоты, поэтому можно с уверенностью сказать, что каждая клетка, орган или система имеет свои вибрации, при озвучивании которых получаются индивидуалные мелодии, которые массируют внутренние органы, улучшают кровообращение, влияют на костную структуру. Как же сделать так, чтобы организм ребенка, словно инструмент, «заиграл» в нужном ритме и звучании?

Убираем эмоции: спокойные мелодии и четкие ритмы

В лечении проблем гиперактивности используется активная музыкальная терапия – четкие ритмы, которые являются основой любой мелодии. Учитывая тот факт, что у каждого человека существует свой собственный ритм, с помощью активных методов он получает выход. К числу подобных методов относится действие под музыку и вместе с ней (движение), игра на музыкальных инструментах, рисование музыки. Занятия не должны быть слишком продолжительными: если речь идет о ребенке до года, то не более 5 минут, по мере взросления можно увеличивать до получаса.

Если выразить методику в трех словах, то она включает такие составляющие: «танцевать», «играть», «рисовать», при этом не забывая импровизировать вместе с ребенком, направляя его на усвоение произведения, его структуры и формы. У гиперактивных детей частой проблемой является нарушение концентрации внимания – в этих случаях занятия акцентируются на одном произведении, но работа происходит в разных формах.

При плохом развитии речевого аппарата, целесообразно включить вокальные и музыкальные упражнения, специальные вокализы. Для успокоения нервного возбуждения и снятия излишней эмоциональности подойдут звуки скрипки, флейты и фортепиано в ритмах три четверти (вальсы) – долгие, спокойные мелодии. Из классики подобным эффектом обладает Шестая симфония Бетховена, «Колыбельная» Брамса и шопеновские ноктюрны, симфонии Гайдна. Не обязательно слушать классику часами, главное, как можно чаще.

В работе с гиперактивными детьми хорошо использовать контрастную музыку – плясовые или колыбельные мотивы, которые способствуют формированию произвольного внимания. Абсолютно неконтактные малыши участливо реагируют на ласковые, нежные и не слишком громкие по звучанию мелодии, песни-зовы типа «Маша – радость наша» и прочие.

Немаловажным аспектом в работе является развитие чувства ритма, влияющее на процессы возбуждения и торможения, которые при гиперактивности разбалансированы. Ритм помогает таким малышам войти в конкретную деятельность – к примеру, через обыкновенные упражнения по отстукиванию ритма на основе стихотворений или потешек. Песни с показом действий, совместное музицирование, танцы и хороводы помогут развить пространственные представления.

Инструмент как средство контакта с миром

Если же речь идет о минорных детях, склонных к аутизму, то главной целью является установление контакта между маленьким человеком и окружающей действительностью. Из-за того, что подобные малыши лучше контактируют с предметами, чем с живыми людьми, они отлично работают с музыкальными инструментами, дополняя занятия голосом – живым пением.

В данном случае можно и даже нужно импровизировать, акцентируя внимание на чувстве удовольствия. Занятия должны носить поэтапный характер: в первую очередь, нужно задействовать музыкально-ритмические игры для сенсорной стимуляции, а уже потом переключаться на пение или игру в ансамбле.

Во второй этап можно включить прослушивание ритмичной, бодрящей музыки – «Венгерской рапсодии» Листа или Шестой симфонии Чайковского, использовать марши, инсценированные попевки. Третья ступень – музыкально-ритмические игры, танцы, вокально-двигательные игротренинги на основе фитбола. Завершающей нотой должны стать мелодии флейты, фортепиано – спокойные и приятные.

Музыка с мамой: польза живого пения

Ребенок начинает слушать музыку с рождения: сначала мамину колыбельную, а немного позже – поющую погремушку. А музыкальные игрушки могут стать отличным подготовительным этапом для пения вместе с родителем. Наслаждаясь вокалом мамы, малышу становится интересно, и он пытается все повторить, кропотливо вслушиваясь в звуки, и развивая свою речь. Это – оконце в постижение мира, которое впоследствии может перерасти в отличную традицию совместных пений.

Главное, не заглушать детский голос, солистом должна выступать маленькая кроха, родитель только подпевать. Не нужно слишком строго и категорично критиковать за фальшь, ведь неодобрение взрослого может напрочь «отрезать» желание совершенствоваться дальше.

Музыкальные упражнения Кирюшина

Кстати, о фальши. Музыкальная терапия включает в себя и развитие у ребенка слуха. Хорошие результаты дают специальные методики педагога Кирющина, которые основаны на эмоционально-образном развитии способностей вследствие укрепления связей между полушариями мозга. Основная суть упражнений состоит в многократном повторении и запоминании мелодии, что способствует развитию музыкального мышления. Достаточно просто прослушивание, пение не обязательно. Как свидетельствует практика, уже через два года таких упражнений, слух ребенка становится идеально ровным.

https://www.youtube.com/watch?v=i5oJxea-BAo

Источник

 

Какую музыку полезно слушать детям с дцп

Музыкальная терапия

Каждый ребенок рождается удивительным и неповторимым. Однако иногда по воле случая или обстоятельств дети получают разные физические и интеллектуальные возможности. Справиться с этим можно с помощью различных медицинских методик и одна из них – музыкальная терапия. Не стоит думать, что существуют немузыкальные люди. Каждый человек по-своему уникален, однако все имеют различные музыкальные предпочтения.

Вокруг нас по всюду музыка – шорохи, звуки, слова, а также тишина, имеющая собственную тональность. Все это ребенок слышит уже в утробе матери, прислушиваясь к характеру дыхания, биению сердца, тембру голоса. Впоследствии появляется возможность открыть перед маленьким ребенком с диагнозом ДЦП новый мир, научить его не стесняться собственной «индивидуальности».

Музыкальная терапия при ДЦП

Сегодня даже умственные или физические нарушения не могут препятствовать полноценной жизни. Воздействие определенных музыкальных тональностей на мозг человека и нервную систему позволяют добиться удивительных улучшений в состоянии здоровья ребенка с ДЦП. Музыка позволит таким детям повысить собственное доверие к людям, научиться взаимопониманию, а также обеспечить лучшее протекание основного лечения. Музыкальная терапия станет гарантом того, что на неудачи и проблемы малыш будет реагировать спокойнее.
На этом положительные особенности музыкальной терапии для детей с ДЦП не заканчиваются. Она помогает познавать им мир, видеть его прекрасную сторону, учиться навыкам самоконтроля, поддерживать внутреннюю гармонию. На самом деле все это очень важно. Без правильного настроя малыш не сможет добиться хороших показателей в основном лечении.

Музыкальная терапия может стать основной домашней реабилитацией. Сделать это очень просто – достаточно подобрать подходящие мелодии, которые и будут способствовать общему оздоровлению малыша. Музыку можно включать ребенку на магнитофоне, компьютере или напевать самостоятельно. Конкретная мелодия определяется в зависимости от того, что вы хотите дать ребенку. К примеру, для поднятия настроения и жизненного тонуса отлично подойдет произведение Чайковского «Шестая симфония». Для того, чтобы снять раздражительность, можно выбрать «Лунную сонату» или другое классическое произведение.

Какой музыке отдать предпочтение?

Выделяют множество различных произведений и музыкальных авторов. Однако прослушивание далеко не каждого песни или мелодии способно качественно повлиять на ребенка с ДЦП. В лечении гиперактивности можно сделать выбор в пользу мелодий с четкими ритмами. Здесь важно выполнение движений под музыку. При этом это не обязательно должна быть специализированная гимнастика, а и простое рисование или игра.

Сами занятие должны быть короткими. Для малышей до года будет достаточно пяти минут. После них устраивают получасовой перерыв. В подборе музыки стоит дополнительно учесть и развитие ребенка. Если у него проблемы с речевым аппаратом, можно выбрать специальные музыкальные и вокальные упражнения.

Выделяют много подобных методик и одна из них – методика Кирюшина. Она основана на эмоционально-образном развитии детских способностей, что в результате способствует укреплению взаимосвязей между полушариями мозга. Сами упражнения подразумевают под собой многократное повторение мелодий, направленное на активизацию мыслительной деятельности. При этом петь или повторять совершенно не обязательно. На первых этапах будет достаточно прослушивания музыки, что приводит через несколько лет занятий к выравниванию слуха ребенка.

Источник

Влияние музыкальных занятий на развитие детей с ОВЗ (ДЦП).

Детский церебральный паралич – это группа заболеваний у детей с патологией центральной нервной системы. Термин «церебральный паралич» употребляется для характеристики группы хронических состояний, при которых поражена двигательная и мышечная активность с нарушением координации движений. Причина церебрального паралича – поражение одного или более отделов мозга либо в процессе внутриутробного развития, либо во время (или сразу после) родов, либо в грудном возрасте. Как правило, это происходит при осложнениях во время беременности, что является предвестником преждевременных родов. Не всегда диагноз «ДЦП» ставится сразу после рождения. Детям с такими заболеваниями нужно регулярно проходить медосмотры, причем как у ортопеда, так и у логопеда. ДЦП необходимо лечить в момент формирования патологии. И самое главное – не пропустить его.

Сам по себе церебральный паралич не прогрессирует, т.е. появляется с самого рождения ребенка и существует всю жизнь. Двигательные нарушения, как правило, представлены слабостью в определенной группе мышц, из-за чего нарушается походка, движение руками или, например, запрокидывается шея, возможны даже резкие стереотипные движения в руках, ногах, мимической мускулатуре, которые с трудом контролируются больным. В ряде случаев при ДЦП возможно нарушение интеллектуального развития и речи.

Церебральный паралич – не наследственное заболевание. Им никогда нельзя заразиться или заболеть. Хотя считается, что ДЦП не излечивается, постоянный тренинг и терапия могут привести к значительному улучшению состояния человека.

Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной. Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью. Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному. В одном случае это будет повышенная возбудимость. Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Другую категорию, напротив, отличает пассивность, безынициативность, излишняя застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Но есть ряд качеств, характерных для обоих типов развития. В частности, у детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто можно наблюдать расстройства сна. Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер. Повышенная утомляемость – еще одна отличительная особенность, характерная практически у всех детей с ДЦП. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у таких детей затруднения. Вот с такими проблемами и сталкивается педагог, решивший работать с детьми-инвалидами. Он должен помочь сформировать у ребенка адекватную самооценку: «Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже». Ребенок к 7-8 годам начинает осознавать, что он не такой, как все, и начинает переживать по поводу своей внешности. Благодаря хорошо поставленной психологической работе с такими детками, вполне реально преодолеть различные переживания ребенка.

В настоящее время существует множество методов лечения ДЦП. Кратко хочется рассказать о наиболее  интересных и нетрадиционных методах.

Монтессори — терапия – это лечебная педагогика. Мария Монтессори  рассматривала ребенка как личность с самого рождения. В этом и кроется ее главное отличие от других систем. Ребенку предоставляется свобода: он может самостоятельно двигаться, развиваться. Но если ему нужна помощь взрослого, он тут же ее получает. Основной принцип метода Монтессори: наблюдение за ребенком в естественных условиях и принятие его таким, каков он есть. Мария Монтессори открыла одно из важнейших отличий детского мира от взрослого – наличие так называемых сенситивных периодов восприятия мира. Этих периодов несколько, но во взрослом состоянии они уже никогда не повторяются. Методика Монтессори формирует у детей широкий кругозор, наблюдательность и самостоятельность, внутреннюю мотивацию к познанию нового, умение концентрироваться на работе.

Одним из известных и эффективных методов, способных помочь больным детям увидеть, услышать и почувствовать все многообразие окружающего мира, полноценно существовать в этом мире, является музыкотерапия.

Музыкотерапия — психотерапевтический метод. Она начала применяться в последние 40 лет. Музыкальная терапия может применяться как способ стимуляции психического развития. Здесь важен правильный подбор музыкального материала, так как избыточная музыкальная стимуляция может нанести вред ребенку. Для заторможенных детей применяются танцы, маршировки с  чередованием темпа музыки. Для гиперактивных детей музыка является элементом регуляции. С помощью пения можно работать с темпом речи. Музыкальная терапия в России использовалась как способ коррекции заикания еще в 30-е годы. Совместные занятия музыкой могут постепенно приучать к коллективу и дисциплине.

Среди основных направлений  коррекционно-развивающего  обучения  детей, страдающих  различными  формами  церебрального  паралича,  занятия,   направленные   на   формирование двигательных  навыков,  развитие  предметной  деятельности,  речи,  общения, игры.  В  связи  с  этим   музыкальные занятия выступают,  как  средство формирования двигательных навыков, восприятия  речи,  игр  и  ряд  других  немаловажных  аспектов психики ребенка.

Так же, как и нормально развивающиеся сверстники, дети  с  церебральными  параличами проявляют интерес к музыке, пению, танцам. При  правильной   организации   занятий   это   становится их  любимым   видом  деятельности.

Музыкальные занятия открывают  перед  детьми  с  ограниченными

возможностями  здоровья  много    интересного,    красивого,

занимательного. Эти занятия наиболее  доступны  для  них. Особое место они занимают в воспитании  детей с ДЦП.

Дети с ДЦП охотно  занимаются  игрой на музыкальных инструментах даже, несмотря на  очень  тяжелые  двигательные  расстройства  и  нарушения пространственного восприятия.

Итак, нарушения при  детском  церебральном  параличе  носят  множественный характер. К  двигательным  расстройствам  присоединяются  нарушения психики, слуха, речи,  зрения.  Поэтому   необходимо   постоянное целенаправленное комплексное воздействие на ребенка  для  стимуляции его развития, профилактики и коррекции нарушений. Все эти проблемы помогают решить музыкальные занятия.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются не только в лечении, но и в специальной психолого-педагогической реабилитации.

Музыкальная реабилитация выступает составной частью общей системы воспитания и обучения детей с ДЦП. Такие дети имеют особенности психического развития. Среди них —  инертность психических процессов, неустойчивость внимания, плохая зрительная и слуховая память, трудности при ориентации в пространстве, недостаточная скоординированность движений, недостаточное развитие познавательной деятельности и т.д. Дети, склонные к тормозным процессам, проявляют скованность, робость, быструю утомляемость; с повышенной возбудимостью им не хватает внимания, сосредоточенности.

В коррекционную программу обучения детей с ОВЗ необходимо включать музыкально – ритмические  движения, пение, слушание, театрализованные игры, музыкально-дидактические игры. Такие виды деятельности будут развивать умственную активность, совершенствовать речевые навыки, улучшать зрительно-моторную координацию. Дети начинают чувствовать, что могут жить, как их здоровые сверстники, заниматься теми же видами деятельности. Такое всприятие очень важно и для их родителей.

Из-за степени выраженности нарушений опорно-двигательной системы у детей музыкально-ритмическая  деятельность ограничена. Бег, прыжки, подскоки, полностью или частично необходимо исключать. На первый план выходят музыкальные упражнения, игры и пляски с различными атрибутами: игрушками, погремушками, флажками, платочками и т.д.

Действия с предметами активизируют детей и одновременно расширяют и обогащают объем двигательных умений и навыков. Дети передают в движении особенности музыкальной пьесы, характер персонажей, их отличительные двигательные особенности: медведя, зайца, журавля. На музыкальных занятиях, дети сначала повторяют за педагогом, а затем самостоятельно выполняют движения, вспоминают их последовательность.

Двигательная коррекция под музыку позволяет решить следующие задачи:

— снять нервное напряжение;

— развить активность, инициативу.

Пение – один из важнейших видов исполнительской деятельности. Пение способствует музыкальному развитию ребенка, позволяет ему выразить свое отношение к окружающей действительности, при помощи средств музыкальной выразительности. Многие знают, что сложный речевой дефект при ДЦП сильно усложняет музыкальное развитие детей. Поэтому при выборе песенного репертуара для занятий, развлечений, праздников педагог выбирает тот, где есть элементы, которые способствуют нормализации речевого дыхания, плавности, слитности и четкости произношения. Дети освобождаются при этом от скованности и страха, сопутствующего произнесению фразы; их речь становится свободнее. При этом виде деятельности развивается музыкальная память, так как дети учатся узнавать песню по выступлению, ритму.

Есть дети, которые любят музыку и по-особенному ее воспринимают, хорошо чувствуют темп и ритм песен, поэтому им чаще предлагается солировать публично, разучивать понравившиеся песни. Постепенно у детей формируются мелодический слух, музыкальное восприятие, чувство ритма, динамики. Особое значение в обучении детей с ОВЗ имеют игры: музыкально-дидактические и театрализованные. Такие игры расширяют общий кругозор, позволяют понять некоторые свойства музыки, содействуют овладению музыкальными знаниями и навыками, помогают преодолению трудностей, связанных с основными заболеваниями. Во время участия в играх у детей развивается чувство товарищества, коллективизма, дисциплинированность.

Музыкальные игры подбираются так, чтобы те дети, которые могут выполнять движения только сидя на стульчиках, тоже в них участвовали. Рядом с ребенком, имеющим тяжелое двигательное нарушение, обязательно должен находиться родитель или педагог, который поддерживает его, помогает ему выполнять движения, дойти до стула. С помощью музыкально-дидактических игр можно проводить большую индивидуальную работу с детьми. Угадывая, например, знакомую мелодию, ребята, у которых отсутствует речь, подходят к столу и выбирают из нескольких игрушек ту, которая соответствует содержанию исполненных пьес или песни. Если в процессе игр движения у кого-то получаются скованными, а другие не переключаются вовремя с одного движения на другое, надо неоднократно повторять данное упражнение. Если замечается хотя бы небольшое изменение в лучшую сторону, обязательно надо одобрять ребенка, стараться поощрить его за малейший успех: пока что только педагог и родители понимают, что это – победа над болезнью.

В системе коррекционной работы с детьми с ДЦП особая роль принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий в жизни людей, животных и растений.

Учитывая особенности психического развития детей, театрализованные игры строятся на материале сказок. При выборе игр необходимо руководствоваться индивидуальными возможностями каждого ребенка, практической значимостью тематики. Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развития коллективизма, в корректировке поведения; стимулируется самостоятельность. В театрализованных играх наиболее ярко проявляется один из принципов обучения: учить играя.

При работе с детьми, которые имеют тяжелые нарушения развития, можно выделить основные задачи, стоящие перед учителем – это:

  1. гармонизация, уравновешивание душевного состояния детей (терапия);
  2. социализация детей в группе;
  3. стимуляция общего развития ребенка;
  4. приобщение к шедеврам музыкального искусства;

 Каждая ступень обучения требует особых методов, особых приемов, особых подходов. Разберем каждую ступень отдельно.

1. Гармонизация, уравновешивание душевного состояния детей (терапия).

Терапевтический эффект музыки был замечен людьми очень давно. В последние годы музыкальная терапия стала вновь популярна, так как возможности музыки велики. Музыка — сильное «лекарство», значит, и использовать его нужно крайне осторожно. Поэтому музыканту, работающему с детьми с ОВЗ, необходимы глубокие знания психологии, лечебной педагогики, музыкальной терапии. Но самое главное- это любовь и чуткое отношение к детям.

2. Социализация детей в группе.

Хороводы, пляски, песни — социальны по своей природе. Ведь круг (хоровод) есть социум, и, находясь в кругу, человек действительно чувствует себя членом этого социума. Музыка дает возможность общаться с неговорящими детьми на «музыкальном» языке с помощью хорошо звучащих элементарных музыкальных инструментов.

3. Стимуляция общего развития ребенка.

Каждый человек в своем развитии проходит стадии развития всего человечества. Для любого ребенка очень важно постепенно и последовательно проходить эти стадии, не перескакивая через ступени, но и не тормозя на них. Ребенок с нарушениями развития как бы застревает на определенных, сложных для него этапах. От педагога требуется особая внимательность к каждому конкретному ребенку. Эмоционально затрагивая ребенка, музыка способствует как развитию речи, так и активации и гармонизации его двигательной сферы. Даже парализованные дети, душевно отзываясь на плясовую мелодию, начинают активно и ритмично двигаться.

4. Приобщение к шедеврам музыкального искусства.

Чтобы приобщить детей к шедеврам  музыкального искусства, педагог-музыкант должен обладать знаниями истории музыки, так как звучащая на занятиях музыка должна соответствовать возрасту и развитию детей. Владение голосом и различными инструментами, пусть не виртуозное, но тонкое и музыкальное, также совершенно необходимо в работе с детьми с ОВЗ. Только при соблюдении этих условий, педагог сможет решать стоящие перед ним задачи.

В работе с детьми с ОВЗ необходимо использовать особые методики. Хотелось бы рассказать об одной эффективной методике — это музыкально-педагогическая система «элементарного музицирования» Карла Орфа. Первостепенное значение в ней отводится музыкально-ритмическому воспитанию. Орф делал упор на пение, импровизацию, движение и игру на элементарных музыкальных инструментах (ксилофон, металлофон, бубен, треугольник, маракасы и др.). У детей развивался навык коллективного музицирования. Автор разработал упражнения, песенки и пьесы таким образом, чтобы их можно было изменять, варьировать и придумывать вместе с детьми. Когда материал интересен ребенку, он побуждает его сочинять, импровизировать, фантазировать. Основной целью занятий является творческое развитие, которое очень важно для общего развития личности.  Методика К. Орфа очень интересна и обладает рядом несомненных достоинств. 1. Для организации музыкальных занятий не требуется специального музыкального образования. 2. Можно сочетать данную методику с другими различными методиками. 3. «Элементарное  музицирование» учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. 4. Создает большой потенциал для развития и дальнейшей творческой  деятельности не только детей, но и педагогов.

Главное и самое важное на занятиях – это общение в игровой форме детей и педагогов. У детей есть возможность проявлять свою индивидуальность. Своеобразная повторяющаяся структура занятий помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, соз