Каменная соль как полезное ископаемое доклад
Каменная соль — осадочный минерал, состоящий преимущественно из хлористого натрия. Состав примесей зависит от характеристик месторождений. Почему же это каменная соль, а не просто, например, натриевая или хлористая? Это название отражает состояние минерала и отношение к нему человека. В состоянии естественного месторождения это действительно соленые камни. Это потом, после обработки галит, как еще называют эту соль, становится просто былым соленым порошком. Именно в таком виде его называют поваренной солью.
Каменная соль
Основные характеристики каменной соли
Свое научное название минеральный галит получил в Древней Греции. Перевод этого слова неоднозначен, однако его смысл с двумя понятиями — морем и солью. Химическая формула каменной соли простая — это NaCl в качестве основного вещества и другие элементы в качестве примесей. Чистая каменная соль содержит 61% хлора и 39% натрия.
В чистом виде этот минерал может быть:
- прозрачным;
- непрозрачным, но просвечивающим;
- бесцветным или белым с признаками стеклянного блеска.
NaCl
Однако чистый NaCl в природе встречается редко. Его месторождения могут иметь оттенки цветов:
- желтого и красного (присутствие окиси железа);
- темных — от бурого до черного (примеси разложившейся органики, например, гумуса);
- серого (примеси глины);
- синего и сиреневого (присутствие хлорида калия).
Галит отличается хрупкостью, гигроскопичностью и, конечно, соленым вкусом. Минерал хорошо растворяется в воде при любой температуре, но плавится только при высоких температурах — не ниже 800°С. Огонь при плавлении окрашивается в желтые оттенки.
Кристаллическая структура каменной соли представляет собой плотный куб, в узлах которого находятся отрицательные ионы хлора. Октаэдрические пустоты между атомами хлора заполнены положительно заряженными ионами натрия. Устройство кристаллической решетки представляет собой образец идеального порядка — в ней каждый атом хлора окружен шестью атомами натрия, а каждый атом натрия соседствует с таким же количеством ионов хлора.
Идеальные кубические кристаллы в некоторых месторождениях заменяются на октаэдрические. В соляных озерах на дне могут образовываться корки и друзы.
Происхождение соляных месторождений
Каменная соль — это минерал экзогенного происхождения. Формировались залежи соли во время осадочных процессов в условиях сухого и жаркого климата. Происхождение соляных залежей связано с медленным высыханием бессточных соляных озер, морских заливов и мелководий.
В небольших количествах соль галит формируется при засолении почв, во время вулканической деятельности. Засоление почвы происходит в засушливых регионах. Этот процесс может развиваться в естественных или антропогенных условиях. Естественное засоление происходит там, где близко к поверхности подходят грунтовые воды с повышенной соленостью воды. Такая вода испаряется, а на поверхности почвы образуется соляная корка. Кроме того, засолиться почва может и сверху, например, во время нагонных морских наводнений или цунами. В этом случае большое количество соленой морской воды проникает в нижние горизонты почвы, а потом испаряется, а на поверхности отлагается соль.
Засоленная почва
Человек засаливает почву при обильном поливе в условиях засушливого климата. В регионах, где испарение воды из нижних слоев почвы в совокупности превышает приток воды с осадками, почва сильно минерализована. Если ее поливать, то увеличивается и испарение. В результате на поверхность выходят минералы, отложившиеся в разных почвенных слоях. На такой почве образуется соляная корка, препятствующая любому проявлению жизни.
Каменная соль по своему происхождению подразделяется на следующие категории:
- Самосадочную, которая образуется в эвапоритовых бассейнах, откладываясь зернистыми корками и друзами.
- Каменную, залегающую большими пластами между разными горными породами.
- Вулканическую соляную породу, которая откладывается в фумаролах, кратерах и лавах.
- Солончаки, представляющие соляные корки на поверхности почвы в условиях аридного климата.
География основных месторождений
Галит сосредоточен преимущественно в залежах Пермского периода. Это было примерно 250-300 млн. лет назад. Тогда почти повсеместно в Евразии и Северной Америке сформировался сухой и жаркий климат. Водоемы с соленой водой быстро высыхали, а пласты соли постепенно закрывались другими осадочными породами.
На территории России самые крупные залежи галита находятся на Урале (Соликамское и Илецкое месторождения), в Восточной Сибири близ Иркутска (месторождение Усолье-Сибирское). Галит добывается в промышленных масштабах в низовьях Волги, а также на берегах знаменитого соленого озера Баскунчак.
Озеро Баскунчак
Значительные месторождения галита расположены:
- в районе Донецка (Артемовское месторождение);
- в Крыму (район Сиваша);
- на севере Индии в штате Пенджаб;
- в США — штаты Нью-Мексико, Луизиана, Канзас, Юта;
- в Иране — месторождение Урмия;
- в Польше — солевые шахты Бохня и Величка;
- в Германии неподалеку от Бернбурга, где галит имеет голубые и сиреневые оттенки;
- крупные соляные озера расположены в западной части Южной Америки.
Использование каменной соли
Как бы ни ругали применение каменной соли в пищевой промышленности и в быту, без этой «белой смерти» человек обойтись не может. Это не просто соединения минералов, хотя сложный состав каменной соли в некоторых месторождения очень ценится в медицине. Соль, растворенная в воде или в пище — это увеличение количества ионов, то есть положительно и отрицательно заряженных частиц, которые активизируют все процессы, протекающие в организме.
Однако галит нашел свое применение и в химической промышленности. Например, без NaCl не обходится производство соляной кислоты, перекиси натрия и других соединений, востребованных в разных отраслях потребления. Применение галита, кроме употребления его в пищу, обеспечивает более чем 10 000 различных процессов производства и конечного потребления.
Соль
Этот минерал по-прежнему является самым востребованным и дешевым консервантом, помогающим жить людям от одного урожая к другому, перевозить продукты на большие расстояния, запасаться пищевыми продуктами впрок. Функция соли как консерванта по-прежнему спасает по всему миру людей от голода.
В наше время хлористый натрий стал одним из самых дешевых пищевых продуктов. А когда-то были соляные бунты. Обозы с этим товаром передвигались под усиленной охраной. Этот продукт входила в состав солдатских пайков. Возможно, созвучие слов солдат и соль не случайно.
Методы добычи соли
Как добывают галит в наше время? Современная добыча осуществляется несколькими методами.
- Массовая добыча большого количества каменной соли производится шахтным способом, который заключается в извлечении каменной соли из осадочных пород. Поскольку галит представляет собой сплошной твердый монолит, его приходится размягчать при высокой температуре и под давлением. Для поднятия соли на поверхность применяются специальные солекомбайны.
- Вакуумный метод заключается в том, чтобы вываривать минералы из воды с высоким уровнем концентрации растворенной соли. Для получения рассола бурят скважину, добираясь до месторождения каменной соли. После этого в недра закачивается чистая пресная вода. Минерал быстро в ней растворяется, формируя насыщенный раствор. После этого рассол выкачивают на поверхность. Обычно так добывают соль для пищевых и медицинских нужд, поскольку рассол не содержит примесей других пород.
- Озерный метод основан на добыче соли в открытых соляных водоемах. Такой метод не требует возведения буровых скважин или строительства шахт. Однако добытый таким способом продукт нуждается в тщательной очистке, что влияет на себестоимость.
- Метод выпаривания морской воды практикуется уже около 2 000 лет. Оно было популярно в странах с сухим и жарким климатом. Для получения соли из морской воды здесь не нужны были источники энергии, поскольку солнце само прекрасно справлялось с процессом испарения воды. Однако такой процесс был очень медленным, поэтому при большой концентрации населения, жаждавшего соли, применяли специальный подогрев.
Соляная пещера
Антиподом выпаривания является метод, практиковавшийся в регионах с холодным климатом. Дело в том, что пресная вода замерзает быстрее, чем соленая. По этой причине в сосуде ранний лед при растапливании представлял собой практически пресную воду. В оставшейся воде концентрация соли при этом увеличивается. Так из морской воды одновременно можно было получать пресную воду и насыщенный рассол. Из воды позднего льда соль вываривалась быстро и с меньшими энергетическими затратами.
В наше время NaCl — продукт, ставший привычным. Употребление хлористого натрия в пищу носит характер доведения ее вкуса до состояния морской воды. Это потребность всех организмов, живущих на суше.
Источник
любовь шаймухаметова
Проект исследовательской деятельности «Полезное ископаемое — соль»
Проект
Исследовательской работы
На тему: «Полезное ископаемое соль«
Вид проекта – исследовательский, ознакомительный
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
ДЕТИ И ВОСПИТАТЕЛИ ГРУППЫ.
ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи гуманного взаимодействия с природой в процессе поисковой деятельности.
ЗАДАЧИ:
1. Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого – соли, ее свойств и качеств, характер использования человеком.
2. Приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию. Способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными способностями детей.
3. Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.
4. Поощрять стремление детей договариваться о совместных действиях, слушать друг друга.
5. Способствовать формированию у детей уверенности в своих мыслительных и интеллектуальных способностях и возможностях.
6. Расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человечеством опыту познания мира.
7. Пробуждать положительное, бережное отношение к миру через развитие основ экологической культуры.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Во всех дошкольных учреждениях, в том числе и в нашем детском саду, педагоги занимаются экологическим образованием детей, стараясь направить детские желания к исследованиям в нужное русло. К сожалению, в моей практике возникали случаи, когда слово «занятие» вызывало у дошкольников отрицательные эмоции. Это свидетельствует о том, что у детей снижается мотивация к приобретению знаний из-за недостаточной возможности применения разнообразных методов и приемов познавательной активности на занятиях. Данный факт подчеркивает актуальность включения тех образовательных методик и технологий, которые обеспечивают высокую исследовательскую активность дошкольников.
НАХОЖДЕНИЕ СОЛИ В ПРИРОДЕ
Соль — это единственный минерал, используемый человеком в пищу в «естественном» виде, практически без переработки. В природе соль встречается в виде минерала галита — каменной соли. Природный галит редко бывает чисто белого цвета. Соль может лежать под землей или на земле в виде толстого слоя или в виде огромных гор.
СПОСОБЫ ДОБЫЧИ СОЛИ
Добыча каменных солей осуществляется подземным — в шахте под земле и открытым способами – на поверхности земли.
ВИДЫ СОЛЕЙ
Соль бывает каменная — неочищенный осветленный натуральный продукт.
Соль бывает поваренная — это очищенная промышленным способом каменная соль, этот вид менее полезен потому, что в результате проваривания удаляются все полезные микроэлементы.
Морская соль — один из самых полезных видов соли, обогащена минералами. Если вы заботитесь о своем здоровье, то стоит употреблять в пищу именно этот вид.При этом лучше выбирать неочищенную: в ее составе практически полный набор всех необходимых нашему организму микроэлементов.
Соль цветная – чаще всего это морская соль, окрашенная красителем в различные цвета. Такую соль употреблять в пищу нельзя.
СВОЙСТВА СОЛИ
Соль белого цвета;
не имеет запаха;
на вкус соленая;
растворяется в воде, но не испаряется;
соль делает жидкость плотнее;
соль подвержена кристаллизации.
Опытное подтверждение свойств соли
Опыт № 1. Соль растворяется в воде, но не испаряется. Растворите в воде соль. В столовую ложку наберите немного соленой жидкости. Подержите ложку над огнем до тех пор, пока вода не испарится. На ложке остался белый порошок. Остудите ложку и попробуйте порошок на вкус. Легко можно определить, что это соль.Вывод: соль не испаряется вместе с водой, а остается.
Опыт № 2. Соль делает жидкость плотнее. Поместите в воду яйцо куриное. Оно утонет. А теперь постепенно добавьте в воду соли. Много соли. Аккуратно перемешайте воду, чтобы не разбить яйцо. Оно начинает всплывать.Вывод: плотность соленой воды гораздо больше, чем плотность пресной. Поэтому на море тело легче держится на поверхности воды
Опыт № 3. Соль подвержена кристаллизации. Подготовьте соль мелкого помола, стакан, х/б нить, блюдце. В стакан налейте горячую воду, и, постоянно помешивая, в стакан всыпайте соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться. В стакан поместите нить. Оставьте в таком положении на несколько дней, и вы увидите, как на нитке и краях стакана наросли кристаллы соли. Так можно вырастить целые сталактиты и сталагмиты!Вывод: соль способна кристаллизироваться.
ПОЛЕЗНЫЕ И ВРЕДНЫЕ КАЧЕСТВА СОЛИ
ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
Соль необходима всем людям, в том числе и младенцам. Соль входит в состав крови, слез, пота учувствует во множестве жизненных процессах организма человека.
Но если человек употребляет слишком много соли, то у него могут возникнуть проблемы с почками, сердцем, с суставами.
Одним словом – все должно быть в меру!
ГДЕ ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ СОЛЬ
Человек чаще всего использует соль в быту – для приготовления пищи. Еда несоленая совсем невкусная, пресная.
Также соль может использоваться, как поделочный материал, если ее смешать с мукой и водой. Получится соленое тесто, из которого можно вылепить очень красивые поделки.
Еще соль можно использовать, как народное средство, когда болит зуб – нужно прополоскать больной зуб соленой водой.
Если в банку с молоком сыпнуть чуть – чуть соли, то оно может дольше не прокиснуть.
А если женщины хотят, чтобы их ногти были крепкими и длинными, то можно делать солевые ванночки.
Соль используют для того, чтобы продукты могли дольше храниться. Например, когда делают соленые огурцы или помидоры, то в банку добавляют много соли, чтобы она с овощами могла простоять до самой зимы.
В ХОДЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫ УЗНАЛИ,ЧТО:
1. Соль – друг, потому что это один из важных элементов в живых организмах.
2. Соль – враг, потому что может нанести вред здоровью человека.
3. Соль делает жидкость плотнее. Поэтому в море человеку легче держаться на воде, чем в озере.
4. Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в самых различных целях.
5. Соль растворяется в воде, но не испаряется.
6. Соль – кристаллизующееся вещество.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Энциклопедия для детей «Геология».
2. Интернет-ресурсы.
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Поваренная соль – минерал необычайной важности Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края Выполнил: Бученков Владислав, ученик 3 Б класса Руководитель: Нечаева Н.И., учитель начальных классов Номинация ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ Ванино, 2015 г. https://linda6035.ucoz.ru/
2 слайд
Описание слайда:
Цель: изучить свойства соли, выяснить — действительно ли соль необходима людям и как можно получить в домашних условиях кристаллы соли, и из солевого раствора получить пресную воду. Задачи: изучить специальную литературу по теме исследования; выяснить, каково значение соли в жизни человека; провести опыты с целью изучения свойств соли и обогащения знаний о данном минерале Гипотеза: если изучим свойства соли, тогда поймем, почему соль – минерал необычайной важности. Объект исследования: поваренная соль https://linda6035.ucoz.ru/
3 слайд
Описание слайда:
Основной минерал Формула соли NaCl Слово «соль» произошло от латинского слова «sal», которое происходит от греческого термина «hals» — означающего «море», а минералогический термин поваренной соли — галит. Это минерал, который является основным питательным веществом для существования жизни, а также одним из наиболее важных промышленных сырьевых минералов. https://linda6035.ucoz.ru/
4 слайд
Описание слайда:
Человек начал употреблять соль около 5-7 тысяч лет назад. https://linda6035.ucoz.ru/
5 слайд
Описание слайда:
Применение соли Соль в быту: приправа для различных блюд; консервант пищевых продуктов (рыба, мясо, овощи, грибы и т.д.). Соль в медицине: профилактика недостатка йода и фтора в организме; физиологический раствор. Соль в промышленности и технике: изготовление пластмасс, алюминия, бумаги, мыла, стекла, аккумуляторов; использование при обработке мехов и кож; реагент для борьбы с гололедом. https://linda6035.ucoz.ru/
6 слайд
Описание слайда:
Соль для организма человека и животных Важная роль в работе нервной системы; пищеварительной системы; движения мышц. Соль спасает организм от обезвоживания. Недостаток соли приводит: к головокружениям и обморокам; нарушениям сердечной деятельности; резкому сокращению выделения пищеварительных соков; снижению аппетита; уменьшению количества воды в крови и организме. https://linda6035.ucoz.ru/
7 слайд
Описание слайда:
Чрезмерное потребление соли вредно для здоровья: нарушается деятельность сердца, почек; возникают отёки ног; повышается кровяное давление. https://linda6035.ucoz.ru/
8 слайд
Описание слайда:
Вывод: Способ выпаривания воды можно использовать для разделения смесей, представляющих собой однородный, истинный раствор. Опыт №1 Цель: Выяснить, можно ли получить соль из ее раствора? https://linda6035.ucoz.ru/
9 слайд
Описание слайда:
Опыт №2 Цель: Выяснить, как изменяется объём воды при растворении в ней соли. до после Вывод: Объём воды при растворении в ней соли не изменился. https://linda6035.ucoz.ru/
10 слайд
Описание слайда:
Опыт№3 Цель: Доказать, что при растворении соли в воде изменяется плотность раствора. Вывод: Объём воды не изменился благодаря увеличению плотности раствора https://linda6035.ucoz.ru/
11 слайд
Описание слайда:
Опыт №4 Цель: Выяснить отношение раствора соли к разным температурным условиям. https://linda6035.ucoz.ru/
12 слайд
Описание слайда:
Через сутки мы увидели следующую картину: 1.вода в емкости на батарее испарилась, оставив на дне крупные кристаллы соли; 2. уровень воды в ёмкости, находящейся на окне, практически не изменился; 3. уровень воды в ёмкости, оставленной при комнатной температуре, уменьшился, т.е. наблюдается процесс частичного испарения. Вывод: При разных температурных условиях испарение воды происходит по-разному. https://linda6035.ucoz.ru/
13 слайд
Описание слайда:
Опыт №5 Цель: Использовать раствор соли для украшения кедровой веточки. Вывод: Соль может выкристаллизовываться из раствора, оседая на предметах. https://linda6035.ucoz.ru/
14 слайд
Описание слайда:
Первые капли пресной воды Собранная жидкость — вода https://linda6035.ucoz.ru/
15 слайд
Описание слайда:
Выводы: — из разных источников информации мы узнали, что поваренная соль — это очень ценное и единственное минеральное вещество, которое человек в чистом виде употребляет в пищу, но, в то же время, требующее соблюдения разумных норм потребления; — мы убедились, что соль нам нужна не только, как добавка к пище, но и как необходимая вещь в хозяйстве, область применения которой очень широка; — в процессе проведения опытов и наблюдений мы расширили свои знания о соли и познакомились с ёе интересными свойствами; — каменную соль, как любое полезное ископаемое, необходимо беречь и использовать разумно. https://linda6035.ucoz.ru/
16 слайд
Описание слайда:
Используемая литература 1. Большая энциклопедия школьника Москва -2006 2. Буянова Н.Ю. Я познаю мир: Детская энциклопедия: М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД» 1998г. 3. Книга вопросов и ответов Что? Где? Почему? Москва ЭКСМО 2002г. 4. Кренделев Ф.Н. «Легенды и были о камнях» Красноярск 1985 г. 5. Курланский Марк. Всеобщая история соли.- М.Ж Колибри, 2007 6. Песков В.К. Окно в природу: Щепотка соли –М., -2000г. 7. Пословицы и поговорки. Ростов –на- Дону: «Феникс» 8. Степин Б.Д. «Книга по химии для домашнего чтения» М., Химия, 1995 г. 9. Энциклопедия для детей т.4 М., Аванта, 1995г. https://linda6035.ucoz.ru/
17 слайд
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ https://linda6035.ucoz.ru/
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-113298
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник