Каменный уголь полезные ископаемые 3 класс
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация к уроку по окружающему миру «Полезные ископаемые. Каменный уголь». 3 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Научный центр 3-В класса
2 слайд
Описание слайда:
1 группа — экспериментаторы
2 группа — исследователи
3 группа — иллюстраторы
3 слайд
Описание слайда:
Правила работы в группе
4 слайд
Описание слайда:
Три царевны подземного царства Виктор Михайлович Васнецов, 1884 г.
5 слайд
6 слайд
Описание слайда:
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
7 слайд
Описание слайда:
Цель исследования
Изучить свойства каменного угля
Где используют каменный уголь
Как добывают каменный уголь
Проблемный вопрос
Почему каменный уголь играет большую роль в жизни человека?
8 слайд
Описание слайда:
Найди лишнее
геолог
песок гранит вода почва уголь
9 слайд
Описание слайда:
Добыча полезных ископаемых
Места, где в глубинах Земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями. Отыскивают месторождения геологи.
10 слайд
Описание слайда:
Каменный уголь — источник тепла и энергии
11 слайд
12 слайд
Описание слайда:
Творческое домашнее задание
Приготовить сообщение на тему
«Как из угля приготавливают пахучие сиропы для конфет»
13 слайд
Описание слайда:
Рисунки, выполненные углём
14 слайд
Описание слайда:
Спасибо за урок!
15 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые — огромное, бесценное богатство Земли.
Добывать природные богатства становится всё труднее.
Чтобы освоить новые месторождения, приходится отправляться в далёкие, труднодоступные места.
Всё дороже обходится каждая тонна добытой руды, угля, нефти.
Бережно, по-хозяйски, используйте все полезные ископаемые!
16 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-490765
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
2.
Постановка учебных задач и её решение
Словесн.: ответы на вопросы;
Практический:
формулирование темы и цели урока;
5
-Отгадайте загадки:
.Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
-Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)
— Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»
— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)
— Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)
— Верно, молодцы!
Отвечать на вопросы;
Определять тему урока;
Ставить цели урока;
Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
3.
Решение частных задач
Словесный:
учебный диалог;
Словесный:
ответы на вопросы;
Практический:
Практическая работа в группах;
Практический: защита работ;
10
7
5
— А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?
— А из чего делают автомобили, самолёты?
— Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)
— Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.
Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.
— А почему они полезные? (Ответы детей)
— Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.
— Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).
Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.
— Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?
— К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.
— А какое значение имеет топливо? (ответы детей)
— При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.
— Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.
— Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды — чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.
— Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?
— Молодцы. Перейдём к третьей группе.
— Как вы думаете, почему они называются строительными?
— Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).
— А сейчас мы проведём практическую работу в группах.
(Изучение свойств песка, угля)
В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.
Инструкция:
1. Название полезного ископаемого.
2. Твёрдое или жидкое ископаемое?
3. Прочное или хрупкое?
4. Определить цвет, прозрачность.
5. Где можно использовать, применить.
— Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!
Высказывать свои предположения;
Отвечать на вопросы
Анализировать;
Высказывать свои предположения;
Выполнять практическую работу в группах
К: участвуют в учебном диалоге;
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
К:аргументация своего мнения и позиции;
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
П: извлечение необходимой информации;
К: высказывать своё предположение;
П: поиск и выделение необходимой информации;
Р:учиться высказы вать
своё предположение;
П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Практический:
тестирование;
7
— Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? — У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)
— Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.
Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
а) песок, глину
б) гранит, торф
в) уголь, соль
Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) нефть, руда
б) уголь, торф
в) известняк, газ
Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) гранит, песок
б) уголь, руда
в) нефть, газ
Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
а) строители
б) геологи
в) шахтёры
Большинство полезных ископаемых:
а) жидкие
б) твердые
в) газообразные
Нефть и газ добывают
а) на суше
б) на море
в) и на суше, и на море
Что не является горючим полезным ископаемым?
а)каменный уголь
б)гранит
в)торф
Какое полезное ископаемое является жидким?
а)нефть
б)глина
в)газ
— Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.
Выполнять тестирование
П: поиск и выделение необходимой информации;
4.
Итог урока.
Рефлексия.
Словесн.: ответы на вопросы;
3
Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.
— Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?
— Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.
— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
— Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.
Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.
— Какие задачи ставили в начале урока?
— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
— Что помогло нам в работе?
— Какие открытия для себя сделали?
— Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!
Записывать д.з
Отвечать на вопросы;
Подводить итог урока;
Р: осуществлять итоговый контроль
Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;
Источник
Анонимный вопрос · 22 января 2018
6,9 K
Каменный уголь – это осадочная порода, образовавшаяся при разложении остатков растений (древовидных папоротников, хвощей и плаунов, а также первых голосеменных растений). Основная часть добываемых в настоящее время каменных углей образовалась примерно 300-350 миллионов лет тому назад.
из этого ответа выходит,что папортники,хвощи и плауны росли только в Кузбассе,а рядом, 400 км в Новосибирске,Барна… Читать дальше
Как образуется нефть?
Детский популяризатор науки отвечает на вопросы I Мои видеолекции о природе для… · detlektor.ru
Учёные считают, что нефть образовалась из остатков древних растений и животных, которые жили на берегах тёплых и мелких морей, а также в самих этих морях, которые покрывали большую часть земной поверхности.
Старейшие месторождения нефти, друзья мои, образовались более 600 миллионов лет назад. Так вот, когда эти древние животные и растения погибали, они накапливались на морском дне. Со временем миллионы тонн песка и грязи покрывали их сверху. Всё это создало огромное давление, которое способствовало тому, что эти остатки стали превращаться в густую тёмную жидкость, которая, в свою очередь, пропитала землю.
Некоторые участки земной поверхности стали подниматься вверх — части морского дна становились сушей. Так вот, некоторый объём этой чёрной жидкости постепенно просочился на поверхность земли, и, таким образом, люди впервые обнаружили нефть. Это была сырая нефть, и люди всё равно использовали её тысячелетиями. Например, древние египтяне и китайцы использовали нефть в лечебных целях. А вот в Индии её использовали как топливо, и, кстати говоря, ещё задолго до нашей эры.
Неочищенная нефть, которая добывается из скважины, используется крайне редко. Для того чтобы её применять, её нужно очистить. В процессе очистки из нефти удаляются разные вещества, которые попали в неё естественным путём. В результате этого процесса мы получаем бензин, керосин, дизельное топливо, а также асфальт.
Есть ли в Антарктиде какие-нибудь полезные ископаемые?
Эксперт в области компьютерных технологии, программирования и сео продвижения
Согласно оценкам учёных, недра Антарктиды содержат значительное количество каменного угля, медной руды, молибдена, слюды, графита, никеля, свинца, цинка и прочего сырья. Геологическая служба США утверждает, что здесь хранятся огромные запасы нефти (7 млрд т) и природного газа (более 4 трлн кубометров)[1] если верить данным их википедии.
Что эффективнее обогревает дом: деревянные дрова или каменный уголь?
Современные инженерные системы и оборудование для отопления, водоснабжения, водо… · domteplo.ru
Некорректный вопрос
Дрова бывают разные (лучше березовые) и с разной влажностью. Лучше с влажностью не более 20-25%.
Уголь бывает бурый и черный разного качества — от угольной крошки до антрацита с разной теплотоворной способностью.
Твердотопливные котлы тоже могут иметь конструкцию адаптированную в большей степени под тот или другой вид топлива. Например, чисто дровянные пиролизные котлы.
Поэтому стоит под наиболее доступное топливо подобрать наиболее подходящий котел, что обеспечит наиболее эффективное отопление.
Как образовалась глина в природе?
Люблю кота, йогу, чинить компьютеры. Летом велосипед, зимой диван.
Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образуется в результате выветривания и эрозии скальных пород, которые содержат минерал полевого шпата. Полевые шпаты в результате выветривания превращаются в глинистое вещество, которое образуется в основном в виде минералов каолинита.
Прочитать ещё 1 ответ
Источник
Актуализация знаний и мотивация
Приём: загадки.
Постановка учебной задачи
Словесный: ответы на вопросы.
Практический: формулирование темы и цели урока.
Решение частных задач
Словесный: беседа.
Динамическая пауза
Первичное закрепление знаний во внешней речи
Практический: работа в группах
5 минут
1 мин
10 мин
1 мин
10 мин
Отгадайте загадки:
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
Как назвать все эти отгадки? (полезные ископаемые)
Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать?
Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»
Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)
Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)
Верно, молодцы!
А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?
А из чего делают автомобили, самолёты?
Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)
Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.
Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.
А почему они полезные? (Ответы детей)
Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.
Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).
Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.
Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?
К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.
А какое значение имеет топливо? (ответы детей)
При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.
Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.
Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды — чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.
Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?
Молодцы. Перейдём к третьей группе.
Как вы думаете, почему они называются строительными?
Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).
Видеоролик
А сейчас мы проведём практическую работу в группах.
(Изучение свойств песка, угля)
У вас на столах лежат образцы полезных ископаемых для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства.
Инструкция:
1. Название полезного ископаемого.
2. Твёрдое или жидкое ископаемое?
3. Прочное или хрупкое?
4. Определить цвет, прозрачность.
5. Где можно использовать, применить.
Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!
Отгадывать загадки.
Отвечать на вопросы.
Определять тему урока.
Ставить цели урока.
Отвечать на вопросы учителя.
Слушать рассказ учителя.
Приводить примеры.
Извлекать интересную и необходимую информацию.
Повторять движения.
Выполнять практическую работу в группах.
Обсуждать.
Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
П: выделять
необходимую
информацию.
Р: ставить цели.
К: уметь выражать свои
мысли.
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
П: искать и выделять необходимую информацию.
П: строить логическую цепь рассуждений.
Р: самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера.
К: уметь выражать свои К: участвовать в учебном диалоге;
выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Л: установка на ЗОЖ.
К:аргументировать своё мнение и позиции;
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
П: извлекать необходимую П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя информацию.
Практический: тестирование.
5 мин
— Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? — У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)
— Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.
Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
а) песок, глину
б) гранит, торф
в) уголь, соль
Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) нефть, руда
б) уголь, торф
в) известняк, газ
Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) гранит, песок
б) уголь, руда
в) нефть, газ
Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
а) строители
б) геологи
в) шахтёры
Большинство полезных ископаемых:
а) жидкие
б) твердые
в) газообразные
Нефть и газ добывают
а) на суше
б) на море
в) и на суше, и на море
Что не является горючим полезным ископаемым?
а)каменный уголь
б)гранит
в)торф
Какое полезное ископаемое является жидким?
а)нефть
Выполнять тестирование.
Отвечать на вопросы.
П: искать и выделять необходимую информацию.
П: строить логическую цепь рассуждений.
П: выделять
необходимую
информацию.
Р: выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, осознавать качество и уровня усвоенного.
К: общаться и взаимодействовать.
Итог урока.
Рефлексия.
Словесный: ответы на вопросы.
3
Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.
Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?
Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.
Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.
Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.
Какие задачи ставили в начале урока?
Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
Что помогло нам в работе?
Какие открытия для себя сделали?
Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!
Записывать домашнее задание.
Отвечать на вопросы.
Подводить итог урока.
Р: осуществлять итоговый контроль
Р: понимать причины успеха и неуспеха в учёбе.
Источник