Канонично все то что полезно церкви
Молебен у храма Христа Спасителя в Москве
Почему нельзя самочинно отвергать установленные канонические правила в угоду мнимой «полезности».
Недавно
слышал от молодых священнослужителей фразу: «Канонично все, что полезно
Церкви. Полезно все, что удобно прихожанам и привлекает их к Церкви» (в
интервью украинскому изданию Фраза эти слова пересказал диакон Андрей
Кураев — ред.). Если эту фразу перевести на русский язык, то это
означает, что «можно все, что нравится прихожанам и всем людям».
Обсуждалось то, что,
казалось бы, обсуждению не подлежит: возможность ради удобства прихожан
причащаться им, поевшим и попившим, как в некоторых православных церквях
в Америке или в католицизме, не натощак, как это принято веками в
Русской Православной Церкви. О такой же «каноничности»
говорят в связи с желанием ленивых священников под любым предлогом
отказаться от обычая исповеди прихожан перед их причащением, как это
тысячу лет принято в Русской Православной Церкви, но что необязательно в
католицизме или в греческих церквях…
Хорошим тоном у некоторых
батюшек считается поглумиться над мнимой архаичностью постановлений
Вселенских Соборов. Как смешно бывает им от запрещения священнику
посещать конские ристалища (азартные игры) или корчемницы (бары и
рестораны, где на разлив продают и пьют спиртное). С высокомерной
иронией цитируют постановления об одежде и внешнем виде священника,
смело садятся за руль автомобиля, словно бы отменены канонические
правила о запрещении в служении священника, если он кого-либо нечаянно
убьет…
Поскольку являюсь всего
лишь сельским пастырем, не креативным, не менеджером от религии и
духовно воспитан лет 50 назад опытным духовником киевской епархии
протоиереем Михаилом Бойко, монахинями и иерархами Церкви, то для меня
канонично то, что постановили о церковной жизни Вселенские и Поместные
Соборы, что пишут в своих канонических правилах святые отцы Церкви в том
виде, в котором они приложимы к современной жизни.
Причащаться христианин
должен натощак. Кроме тех случаев, когда он явно умирает или умрет через
несколько минут (например, перед атакой на врага на фронте). Вот что
пишет об этом иеромонах Иов (Гумеров): «В
апостольский век первые христиане причащались не натощак (1
Кор.11:20-34). Благочестивый обычай не вкушать пищу и не пить до
принятия небесных Христовых Тайн родился у древних христиан из чувства
благоговения перед величайшей святыней не позже 3-го века. Об этом
свидетельствуют священномученик Киприан Карфагенский, Тертуллиан и
другие ранние христианские писатели. Блаж. Августин видит в этом обычае
важный духовно-символический смысл. Угодно было Святому Духу, пишет он,
почтить великое таинство (евхаристии), чтобы Тело Господне входило в рот
христианина прежде всякой пищи.
Благочестивый обычай
был канонически закреплен 50-м правилом Карфагенского собора (397 г.):
«Святое Таинство Алтаря да совершается людьми не евшими. Исключается из
сего единственный в году день, в который вечеря Господня совершается.
Если же память будет некиих, в вечернее время скончавшихся, епископов
или прочих, то да совершится она молитвами только, когда совершающие
оную окажутся обедавшими». Сохранявшаяся практика причащаться в Великий
Четверг после вкушения пищи позже была повсеместно запрещена.
Окончательное решение
по этому вопросу было принято святыми отцами Шестого Вселенского собора:
«Правило отцев Карфагенскаго собора повелевает, дабы священнодействие
алтаря совершаемо было не иначе, разве людьми неядшими, кроме единаго в
году дня, в который вечеря Господня совершается (Карф. 48). Святые отцы
оные, может быть, по некоторым местным причинам, полезным для Церкви,
учинили такое распоряжение. А понеже нас ничто не побуждает оставить
благоговейную строгость, то последуя Апостольским и отеческим преданиям,
определяем: яко не подобает в четыредесятницу, в четверг последния
седмицы, прекращать пощение, и тем самым четыредесятницу бесчествовать» (правило 29).
Это правило сохраняет силу и для тех, кто причащается вечером. Для исповеди специального воздержания от пищи не требуется».
«…на протяжении всех веков
порядок духовной жизни в Православной Церкви всегда был таков: исповедь
перед Причастием всегда была необходима. Святитель Иоанн Златоуст
обличает тех, кто причащается по праздникам, не исповедавшись
исключительно потому, что это праздник: «Я знаю, что многие у нас
приступают к Священной Трапезе по случаю праздника. Итак, должно, как я
часто и прежде говорил, не праздники наблюдать, чтобы приобщаться, а
очищать совесть и тогда касаться Священной Жертвы. Преступный и нечистый
не имеет права и в праздник причащаться этой Святой и страшной Плоти; а
чистый и омывший свои прегрешения искренним покаянием вправе и в
праздник, и во всякое время причащаться Божественных Таин и достойно
наслаждаться Божественными Дарами» (Творения свт. отца нашего Иоанна Златоуста. Спб., 1899, т.2, кн.1, с.401-413).
Святитель Григорий Палама в проповеди «О Святых и Страшных Христовых Таинах» пишет: «Если
же с дурной совестию, и не получив благодаря исповеди отпущения грехов
от приявшего власть разрешать и связывать их, …мы приступаем (к Святым
Таинам), то конечно это делаем в суд себе и на вечное мучение,
отталкивая от себя и самые Божии щедроты и терпение Его к нам».
Святитель Игнатий
Брянчанинов, в своих творениях систематизировавший опыт духовной жизни
восточных отцов Церкви, свидетельствует: «Покаяние необходимо для
всех! Каждый да пользуется драгоценным временем, даруемым милосердием
Господа! Каждый да погружается в блаженное покаяние! В особенности
займемся им в продолжение текущей недели, отделенной и назначенной нами
для приготовления себя к таинству исповеди и последующему за ним
таинству причащения. Совершим приготовление со всевозможным вниманием.
Не принесем этой недели в жертву безрассудному развлечению. Уже довольно
мы ему жертвовали! Довольно занимались погублением себя! Ныне займемся
своим спасением! Будем часто раскрывать книгу совести; будем
всматриваться в свои пятна греховные, будем приготовлять их к омовению
исповедью. Не щади грехов твоих! Не сочти какого-либо проступка
маловажным, извинительным; не признай невинными каких-либо навыков и
упражнений, порицаемых Писанием. Обвини себя, чтобы получить обильное
оправдание от Бога… Неисповедуемые согрешения удобно повторяются, как бы
совершаемые в непроницаемой тьме /Лествица, слово 4-ое, гл. 53/» (Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова, т. 4, Аскетическая проповедь и письма к мирянам. Спб., 1905, с. 60-61).
Нынешним же сторонникам Причастия без исповеди в случае отсутствия серьезных грехов тот же святитель отвечает: «Сохранивший
себя от грехов смертных не должен думать, что он нуждается в покаянии
немного. Твои согрешения легки перед твоими глазами, но ты не знаешь,
какова тяжесть их на весах правосудия Божия. «Ин суд человеческий и ин
суд Божий», сказал некоторый преподобный пустынножитель, рассуждая пред
кончиною своею о своей иноческой и подвижнической деятельности»
(Святитель Игнатий Брянчанинов, там же, с. 55). И еще: «Когда отстраним
от себя ослепляющие нас развлечения, когда углубимся в себя и начнем
рассматривание себя, сличая состояние душ наших с тем, каково оно должно
быть по учению Священного Писания: тогда сами признаем малые грехи уже
не малыми, но тяжкими и страшными, достойными непрестанных слез и
покаяния» (Святитель Игнатий Брянчанинов, там же, с. 56).
Я думаю, что это относится
ко всем собирающимся причащаться, и в особенности — кто причащается раз в
неделю или чаще. А тот факт, что часто приходится исповедоваться в
одних и тех же грехах, совершаемых по причине еще не совершенного
христианского жития, только мобилизует истинно ищущих спасения.
Список святых,
свидетельствующих о необходимости исповеди перед Святым Причащением,
можно продолжать до бесконечности. Приведем слова только еще одного,
говорящего об этом. Святитель Феофан Затворник, так же как и святитель
Игнатий Брянчанинов, опиравшийся на опыт святых отцов, пишет: «Кто
проходит весь этот курс врачевания духовного (т.е. исповеди) как должно,
и главное, без утайки исповедует все свои грехи, тот возвращается из
дома Божия, как возвращаются из судебного места виновные, кои, вместо
приговора на смерть услышали там объявление о помиловании и забвение их
преступлений, — возвращаются с глубочайшим чувством благодарения к
Спасителю душ наших, с твердой решимостью посвятить Ему и исполнению
заповедей Его всю остальную жизнь, с крайним отвращением от всех прежних
грехов, с неудержимым желанием изгладить все следы прежней недоброй
жизни. Получивший разрешение чувствует в себе, что он не празден, что
его посетила особая некая сила.
Божественная благодать,
которая доселе только совне действовала на него в помощь ему в победе
над собою, теперь с словами: «прощаю и разрешаю», вошла внутрь,
срастворилась с его духом и исполнила его огненностию и
стремительностию… Итак, получив помилование и всепрощение в покаянии,
приступи к Святому Причащению, для полноты оживления внутреннего твоего
человека… Тот, кто оплакал свои грехи и исповедовался, тот готов
приступить к сему великому таинству» (Творения святителя Феофана
Затворника. Покаяние и обращение грешника к Богу, А. Кающемуся
изрекается всепрощение в таинстве Покаяния, Б. Кающийся приступает к
таинству Святого Причащения. Журнал «Домашняя беседа». Спб., 1868, №
9-15, с. 22-50).
И еще: «Исповедь и
Святое Причастие — неизбежно необходимы: одна возочищает, другая — баня,
пластырь и пища. Надо причащаться все четыре поста. Можно прибавить,
причащаясь в Великий и Предрождественский по два раза… Можно и еще
прибавить, но не слишком, чтобы не оравнодушиться» (Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем, т. 1. Выпуски 1, 2, 3, 4, с. 206).
Вообще современная
тенденция частого Причащения без рассуждения (в отличие от древней)
весьма опасна. Если для первых христиан частое Причащение венчало их
постоянную подвижническую жизнь, то сегодня наблюдается попытка заменить
подвиг Причастием, которому придается чуть ли не магический смысл. То
есть причастился и тем самым автоматически освятился. Но думать так, как
уже было сказано, неверно и опасно.
В итоге частое Причащение без напряжения всех духовных сил может дать противоположный результат.
Поэтому ни частое
Причащение не спасет, ни редкое не погубит. Причащаться можно и часто, и
редко, в зависимости от обстоятельств. Ценность Причастия зависит не от
частоты или редкости, а от благоговения пред Святыней и от сознания
своего недостоинства. Уходившие в пустыни не видели лица человеческого
и, за редким исключением, не причащались, но именно их «не был достоин
весь мир» (Евр. 11.38). Преподобная Мария Египетская причастилась один
раз перед смертью, а молилась «на воздусе».
Поэтому можно и должно
поощрять к частому Причащению только тех прихожан, которые пытаются жить
напряженной духовной жизнью. А для того, чтобы иметь правильное
суждение о духовном состоянии подвизающегося, сам пастырь должен
проводить жизнь подвижническую. Священники должны исповедоваться, как
только предоставится возможность, так как не всегда, особенно на
одноштатных приходах, такая возможность имеется.
Что касается поста перед Причастием
На одном и том же приходе
одному прихожанину духовник может благословить говеть (в том числе и
поститься) 7 дней, другому 3 дня, третьему 1 день, а кого-то допустить к
Причастию по соблюдении только евхаристического поста. Все зависит от
духовного и физического состояния говеющего, что и прописано в
документе: принимать во внимание душевное и телесное состояние
говеющего.
Недоумение некоторых,
касающееся 64 апостольского правила, запрещающего поститься в субботу,
разрешается известным канонистом епископом Никодимом (Милашем). В
толковании на 64-е ап. пр. он пишет: «Для того, чтобы с обычной
мирской точки зрения понять предписание этого правила, воспрещающего
поститься в воскресение и субботу (кроме Великой субботы),
следовательно, и во время четырех установленных церковью постов,
необходимо помнить, что здесь говорится о сухом посте (сухоядение),
когда воспрещается есть целый день до вечера, а вечером разрешалось
принимать только строго постную пищу без рыбы (монахам одно сочиво без
елея в 223-м правиле Номоканона при Б. требнике). Следовательно, не
должно понимать этого правила так, что каждую субботу и воскресение,
даже и во время четыредесятницы, разрешается есть рыбу и мясо, — в эти
дни воспрещается только сухоядение и разрешается менее строгий пост, чем
в остальные дни постных недель». При этом и строгий пост в субботу и
воскресение не возбраняется, если постящийся постится ради воздержания
(толкование Зонары на 64 ап. пр.). А пост во время говения как раз и
является постом, приемлемым ради воздержания. Конечно, Церковь, как
чадолюбивая мать, не требует от современных немощных христиан такого
строгого поста перед Причастием, как в древности. Как правило, в
нынешнее время благословляется во время говения не вкушать мясо,
молочных продуктов, яиц и рыбы. Немощным же (например, во время болезни)
и этот пост ослабляется (для каждого своя степень). Тем же, кто хочет
стремиться к исполнению в разумных пределах древних установлений поста, и
это не должно возбраняться». Протоиерей Михаил Редкин.
Что полезно Церкви?
Исполнение заповедей Божиих, следование каноническим правилам Вселенских
и Поместных Соборов, тех постановлений о церковной жизни, которые
прошли общецерковную рецепцию. О чем это? Бывает, что принимается
какое-то решение, но жизнь Церкви это отталкивает, христиане
воспринимают это как чуждое и вредное. Например, в 60-е годы было
решение о допуске к Причастию умирающих других вероисповеданий, даже
если они отказываются принять Православие. Общецерковную рецепцию это
решение не прошло, народ Божий его отверг. И его благоразумно отменили.
Что полезно Церкви знает ее
Основатель и Глава — Господь Иисус Христос, Который являет Свою волю в
Божественном Откровении — Священном Писании и Священном Предании. А
Священное Предание содержит и канонические постановления Вселенских и
Поместных Соборов и правила святых отцов Православия.
Нельзя полезность
(каноничность) самочинно определять каждому священнослужителю и с
иронией отвергать Духом Святым установленные в Церкви канонические
правила и многовековые традиции. Одни считают полезным Богу молиться, но
находятся и те, кто бесчинства в храме считает полезным. Обновленцы
считали полезным монахам жениться, иконостасы убирать и Престолы посреди
храма ставить, служить на русском языке и по григорианскому календарю,
вносить в церковный календарь день парижской коммуны и праздник великой
октябрьской революции и прочее…
Полезно нам грешным чаще
вспоминать слова своей священнической присяги. Мы ведь клятвенно обещали
сохранять традиции Церкви и следовать ее каноническим правилам.
Вопросы подготовки к
Причастию с духовником решать надо. Если принятие лекарств жизненно
необходимо, если без лекарства человек может умереть, то можно их
принять до Причастия. А вот пообедать в ресторане, сесть в автомобиль,
проехать пару часов до храма и причаститься — это мы оставим нашим
западным партнерам…
Союз православных журналистов
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
войдите или
зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Источник
Почему нельзя самочинно отвергать установленные канонические правила в угоду мнимой «полезности».
Недавно слышал от молодых священнослужителей фразу: «Канонично все, что полезно Церкви. Полезно все, что удобно прихожанам и привлекает их к Церкви» (в интервью украинскому изданию Фраза эти слова пересказал диакон Андрей Кураев — ред.). Если эту фразу перевести на русский язык, то это означает, что «можно все, что нравится прихожанам и всем людям».
Обсуждалось то, что, казалось бы, обсуждению не подлежит: возможность ради удобства прихожан причащаться им, поевшим и попившим, как в некоторых православных церквях в Америке или в католицизме, не натощак, как это принято веками в Русской Православной Церкви. О такой же «каноничности» говорят в связи с желанием ленивых священников под любым предлогом отказаться от обычая исповеди прихожан перед их причащением, как это тысячу лет принято в Русской Православной Церкви, но что необязательно в католицизме или в греческих церквях…
Хорошим тоном у некоторых батюшек считается поглумиться над мнимой архаичностью постановлений Вселенских Соборов. Как смешно бывает им от запрещения священнику посещать конские ристалища (азартные игры) или корчемницы (бары и рестораны, где на разлив продают и пьют спиртное). С высокомерной иронией цитируют постановления об одежде и внешнем виде священника, смело садятся за руль автомобиля, словно бы отменены канонические правила о запрещении в служении священника, если он кого-либо нечаянно убьет…
Поскольку являюсь всего лишь сельским пастырем, не креативным, не менеджером от религии и духовно воспитан лет 50 назад опытным духовником киевской епархии протоиереем Михаилом Бойко, монахинями и иерархами Церкви, то для меня канонично то, что постановили о церковной жизни Вселенские и Поместные Соборы, что пишут в своих канонических правилах святые отцы Церкви в том виде, в котором они приложимы к современной жизни.
Причащаться христианин должен натощак. Кроме тех случаев, когда он явно умирает или умрет через несколько минут (например, перед атакой на врага на фронте). Вот что пишет об этом иеромонах Иов (Гумеров): «В апостольский век первые христиане причащались не натощак (1 Кор.11:20-34). Благочестивый обычай не вкушать пищу и не пить до принятия небесных Христовых Тайн родился у древних христиан из чувства благоговения перед величайшей святыней не позже 3-го века. Об этом свидетельствуют священномученик Киприан Карфагенский, Тертуллиан и другие ранние христианские писатели. Блаж. Августин видит в этом обычае важный духовно-символический смысл. Угодно было Святому Духу, пишет он, почтить великое таинство (евхаристии), чтобы Тело Господне входило в рот христианина прежде всякой пищи.
Благочестивый обычай был канонически закреплен 50-м правилом Карфагенского собора (397 г.): «Святое Таинство Алтаря да совершается людьми не евшими. Исключается из сего единственный в году день, в который вечеря Господня совершается. Если же память будет некиих, в вечернее время скончавшихся, епископов или прочих, то да совершится она молитвами только, когда совершающие оную окажутся обедавшими». Сохранявшаяся практика причащаться в Великий Четверг после вкушения пищи позже была повсеместно запрещена.
Окончательное решение по этому вопросу было принято святыми отцами Шестого Вселенского собора: «Правило отцев Карфагенскаго собора повелевает, дабы священнодействие алтаря совершаемо было не иначе, разве людьми неядшими, кроме единаго в году дня, в который вечеря Господня совершается (Карф. 48). Святые отцы оные, может быть, по некоторым местным причинам, полезным для Церкви, учинили такое распоряжение. А понеже нас ничто не побуждает оставить благоговейную строгость, то последуя Апостольским и отеческим преданиям, определяем: яко не подобает в четыредесятницу, в четверг последния седмицы, прекращать пощение, и тем самым четыредесятницу бесчествовать» (правило 29).
Это правило сохраняет силу и для тех, кто причащается вечером. Для исповеди специального воздержания от пищи не требуется».
«…на протяжении всех веков порядок духовной жизни в Православной Церкви всегда был таков: исповедь перед Причастием всегда была необходима. Святитель Иоанн Златоуст обличает тех, кто причащается по праздникам, не исповедавшись исключительно потому, что это праздник: «Я знаю, что многие у нас приступают к Священной Трапезе по случаю праздника. Итак, должно, как я часто и прежде говорил, не праздники наблюдать, чтобы приобщаться, а очищать совесть и тогда касаться Священной Жертвы. Преступный и нечистый не имеет права и в праздник причащаться этой Святой и страшной Плоти; а чистый и омывший свои прегрешения искренним покаянием вправе и в праздник, и во всякое время причащаться Божественных Таин и достойно наслаждаться Божественными Дарами» (Творения свт. отца нашего Иоанна Златоуста. Спб., 1899, т.2, кн.1, с.401-413).
Святитель Григорий Палама в проповеди «О Святых и Страшных Христовых Таинах» пишет: «Если же с дурной совестию, и не получив благодаря исповеди отпущения грехов от приявшего власть разрешать и связывать их, …мы приступаем (к Святым Таинам), то конечно это делаем в суд себе и на вечное мучение, отталкивая от себя и самые Божии щедроты и терпение Его к нам».
Святитель Игнатий Брянчанинов, в своих творениях систематизировавший опыт духовной жизни восточных отцов Церкви, свидетельствует: «Покаяние необходимо для всех! Каждый да пользуется драгоценным временем, даруемым милосердием Господа! Каждый да погружается в блаженное покаяние! В особенности займемся им в продолжение текущей недели, отделенной и назначенной нами для приготовления себя к таинству исповеди и последующему за ним таинству причащения. Совершим приготовление со всевозможным вниманием. Не принесем этой недели в жертву безрассудному развлечению. Уже довольно мы ему жертвовали! Довольно занимались погублением себя! Ныне займемся своим спасением! Будем часто раскрывать книгу совести; будем всматриваться в свои пятна греховные, будем приготовлять их к омовению исповедью. Не щади грехов твоих! Не сочти какого-либо проступка маловажным, извинительным; не признай невинными каких-либо навыков и упражнений, порицаемых Писанием. Обвини себя, чтобы получить обильное оправдание от Бога… Неисповедуемые согрешения удобно повторяются, как бы совершаемые в непроницаемой тьме /Лествица, слово 4-ое, гл. 53/» (Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова, т. 4, Аскетическая проповедь и письма к мирянам. Спб., 1905, с. 60-61).
Нынешним же сторонникам Причастия без исповеди в случае отсутствия серьезных грехов тот же святитель отвечает: «Сохранивший себя от грехов смертных не должен думать, что он нуждается в покаянии немного. Твои согрешения легки перед твоими глазами, но ты не знаешь, какова тяжесть их на весах правосудия Божия. “Ин суд человеческий и ин суд Божий”, сказал некоторый преподобный пустынножитель, рассуждая пред кончиною своею о своей иноческой и подвижнической деятельности» (Святитель Игнатий Брянчанинов, там же, с. 55). И еще: «Когда отстраним от себя ослепляющие нас развлечения, когда углубимся в себя и начнем рассматривание себя, сличая состояние душ наших с тем, каково оно должно быть по учению Священного Писания: тогда сами признаем малые грехи уже не малыми, но тяжкими и страшными, достойными непрестанных слез и покаяния» (Святитель Игнатий Брянчанинов, там же, с. 56).
Я думаю, что это относится ко всем собирающимся причащаться, и в особенности – кто причащается раз в неделю или чаще. А тот факт, что часто приходится исповедоваться в одних и тех же грехах, совершаемых по причине еще не совершенного христианского жития, только мобилизует истинно ищущих спасения.
Список святых, свидетельствующих о необходимости исповеди перед Святым Причащением, можно продолжать до бесконечности. Приведем слова только еще одного, говорящего об этом. Святитель Феофан Затворник, так же как и святитель Игнатий Брянчанинов, опиравшийся на опыт святых отцов, пишет: «Кто проходит весь этот курс врачевания духовного (т.е. исповеди) как должно, и главное, без утайки исповедует все свои грехи, тот возвращается из дома Божия, как возвращаются из судебного места виновные, кои, вместо приговора на смерть услышали там объявление о помиловании и забвение их преступлений, – возвращаются с глубочайшим чувством благодарения к Спасителю душ наших, с твердой решимостью посвятить Ему и исполнению заповедей Его всю остальную жизнь, с крайним отвращением от всех прежних грехов, с неудержимым желанием изгладить все следы прежней недоброй жизни. Получивший разрешение чувствует в себе, что он не празден, что его посетила особая некая сила.
Божественная благодать, которая доселе только совне действовала на него в помощь ему в победе над собою, теперь с словами: «прощаю и разрешаю», вошла внутрь, срастворилась с его духом и исполнила его огненностию и стремительностию… Итак, получив помилование и всепрощение в покаянии, приступи к Святому Причащению, для полноты оживления внутреннего твоего человека… Тот, кто оплакал свои грехи и исповедовался, тот готов приступить к сему великому таинству» (Творения святителя Феофана Затворника. Покаяние и обращение грешника к Богу, А. Кающемуся изрекается всепрощение в таинстве Покаяния, Б. Кающийся приступает к таинству Святого Причащения. Журнал «Домашняя беседа». Спб., 1868, № 9-15, с. 22-50).
И еще: «Исповедь и Святое Причастие – неизбежно необходимы: одна возочищает, другая – баня, пластырь и пища. Надо причащаться все четыре поста. Можно прибавить, причащаясь в Великий и Предрождественский по два раза… Можно и еще прибавить, но не слишком, чтобы не оравнодушиться» (Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем, т. 1. Выпуски 1, 2, 3, 4, с. 206).
Вообще современная тенденция частого Причащения без рассуждения (в отличие от древней) весьма опасна. Если для первых христиан частое Причащение венчало их постоянную подвижническую жизнь, то сегодня наблюдается попытка заменить подвиг Причастием, которому придается чуть ли не магический смысл. То есть причастился и тем самым автоматически освятился. Но думать так, как уже было сказано, неверно и опасно.
В итоге частое Причащение без напряжения всех духовных сил может дать противоположный результат.
Поэтому ни частое Причащение не спасет, ни редкое не погубит. Причащаться можно и часто, и редко, в зависимости от обстоятельств. Ценность Причастия зависит не от частоты или редкости, а от благоговения пред Святыней и от сознания своего недостоинства. Уходившие в пустыни не видели лица человеческого и, за редким исключением, не причащались, но именно их «не был достоин весь мир» (Евр. 11.38). Преподобная Мария Египетская причастилась один раз перед смертью, а молилась «на воздусе».
Поэтому можно и должно поощрять к частому Причащению только тех прихожан, которые пытаются жить напряженной духовной жизнью. А для того, чтобы иметь правильное суждение о духовном состоянии подвизающегося, сам пастырь должен проводить жизнь подвижническую. Священники должны исповедоваться, как только предоставится возможность, так как не всегда, особенно на одноштатных приходах, такая возможность имеется.
Что касается поста перед Причастием
На одном и том же приходе одному прихожанину духовник может благословить говеть (в том числе и поститься) 7 дней, другому 3 дня, третьему 1 день, а кого-то допустить к Причастию по соблюдении только евхаристического поста. Все зависит от духовного и физического состояния говеющего, что и прописано в документе: принимать во внимание душевное и телесное состояние говеющего.
Недоумение некоторых, касающееся 64 апостольского правила, запрещающего поститься в субботу, разрешается известным канонистом епископом Никодимом (Милашем). В толковании на 64-е ап. пр. он пишет: «Для того, чтобы с обычной мирской точки зрения понять предписание этого правила, воспрещающего поститься в воскресение и субботу (кроме Великой субботы), следовательно, и во время четырех установленных церковью постов, необходимо помнить, что здесь говорится о сухом посте (сухоядение), когда воспрещается есть целый день до вечера, а вечером разрешалось принимать только строго постную пищу без рыбы (монахам одно сочиво без елея в 223-м правиле Номоканона при Б. требнике). Следовательно, не должно понимать этого правила так, что каждую субботу и воскресение, даже и во время четыредесятницы, разрешается есть рыбу и мясо, – в эти дни воспрещается только сухоядение и разрешается менее строгий пост, чем в остальные дни постных недель». При этом и строгий пост в субботу и воскресение не возбраняется, если постящийся постится ради воздержания (толкование Зонары на 64 ап. пр.). А пост во время говения как раз и является постом, приемлемым ради воздержания. Конечно, Церковь, как чадолюбивая мать, не требует от современных немощных христиан такого строгого поста перед Причастием, как в древности. Как правило, в нынешнее время благословляется во время говения не вкушать мясо, молочных продуктов, яиц и рыбы. Немощным же (например, во время болезни) и этот пост ослабляется (для каждого своя степень). Тем же, кто хочет стремиться к исполнению в разумных пределах древних установлений поста, и это не должно возбраняться». Протоиерей Михаил Редкин.
Что полезно Церкви? Исполнение заповедей Божиих, следование каноническим правилам Вселенских и Поместных Соборов, тех постановлений о церковной жизни, которые прошли общецерковную рецепцию. О чем это? Бывает, что принимается какое-то решение, но жизнь Церкви это отталкивает, христиане воспринимают это как чуждое и вредное. Например, в 60-е годы было решение о допуске к Причастию умирающих других вероисповеданий, даже если они отказываются принять Православие. Общецерковную рецепцию это решение не прошло, народ Божий его отверг. И его благоразумно отменили.
Что полезно Церкви знает ее Основатель и Глава – Господь Иисус Христос, Который являет Свою волю в Божественном Откровении – Священном Писании и Священном Предании. А Священное Предание содержит и канонические постановления Вселенских и Поместных Соборов и правила святых отцов Православия.
Нельзя полезность (каноничность) самочинно определять каждому священнослужителю и с иронией отвергать Духом Святым установленные в Церкви канонические правила и многовековые традиции. Одни считают полезным Богу молиться, но находятся и те, кто бесчинства в храме считает полезным. Обновленцы считали полезным монахам жениться, иконостасы убирать и Престолы посреди храма ставить, служить на русском языке и по григорианскому календарю, вносить в церковный календарь день парижской коммуны и праздник великой октябрьской революции и прочее…
Полезно нам грешным чаще вспоминать слова своей священнической присяги. Мы ведь клятвенно обещали сохранять традиции Церкви и следовать ее каноническим правилам.
Вопросы подготовки к Причастию с духовником решать надо. Если принятие лекарств жизненно необходимо, если без лекарства человек может умереть, то можно их принять до Причастия. А вот пообедать в ресторане, сесть в автомобиль, проехать пару часов до храма и причаститься – это мы оставим нашим западным партнерам…
Источник
Источник