Карта евразии с рельефами и полезными ископаемыми

Карта евразии с рельефами и полезными ископаемыми thumbnail

Рельеф и полезные ископаемые Евразии отличаются огромным разнообразием. Этот континент геоморфологи очень часто называют материком контрастов. Геологическое строение, рельеф континента, а также размещение полезных ископаемых в Евразии будет детально рассмотрено в этой статье.

Материк Евразия: геологическое строение

Евразия — самый крупный материк нашей планеты. 36% суши и около 70% земного населения сосредоточено именно здесь. Почти все материки Земли, по сути, являются осколками двух древних суперконтинентов – Лавразии и Гондваны. Но только не Евразия. Ведь она образовалась из нескольких литосферных блоков, которые долгое время сближались и, наконец, спаялись в единое целое замками складчатых поясов.

Евразия полезные ископаемые

Материк состоит из ряда геосинклинальных областей и платформ: Восточно-Европейской, Сибирской, Западносибирской, Западноевропейской и других. В Сибири, на Тибете, а также в районе озера Байкал земная кора посечена огромным количеством трещин и разломов.

В разные геологические эпохи возникали и формировались складчатые пояса Евразии. Тихоокеанский и Альпийско-Гималайский – самые крупные из них. Они считаются молодыми (то есть их формирование еще не закончилось). Именно к этим поясам относятся крупнейшие горные системы материка – Альпы, Гималаи, Кавказские горы и другие.

Некоторые районы материка являются областями повышенной сейсмической активности (как, например, Центральная Азия или Балканский полуостров). Мощные землетрясения наблюдаются здесь с немалой частотой. Наличием самого большого количества действующих вулканов также может похвастаться именно Евразия.

рельеф и полезные ископаемые Евразии

Полезные ископаемые континента тесно связаны с его геологическими структурами. Но о них мы поговорим далее.

Общие особенности рельефа Евразии

Рельеф и полезные ископаемые Евразии чрезвычайно разнообразны. Они формировались в мезозое и кайнозое, в пределах нескольких древних платформ, соединенных подвижными областями складчатости.

Евразия – второй по высоте материк на планете со средней высотой в 830 метров над уровнем моря. Выше только Антарктида, да и то исключительно за счет мощного ледяного панциря. Самые высокие горы и самые крупные равнины находятся именно в Евразии. И по общему количеству их гораздо больше, нежели на других континентах Земли.

Для Евразии характерна максимально возможная амплитуда (перепад) абсолютных высот. Именно здесь находится наивысшая вершина планеты – гора Эверест (8850 м) и самая низкая точка мира – уровень Мертвого моря (–399 метров).

Горы и равнины Евразии

Почти 65% территории Евразии занято горами, плоскогорьями и нагорьями. Остальное принадлежит равнинам. Пять крупнейших по площади горных систем материка:

  • Гималаи.
  • Кавказ.
  • Альпы.
  • Тянь-Шань.
  • Алтай.

Гималаи – высочайший горный массив не только Евразии, но и всей планеты. Они занимают около 650 тысяч квадратных километров площади. Именно здесь расположена «крыша мира» – гора Джомолунгма (Эверест). За всю историю эту вершину покорили 4469 альпинистов.

полезные ископаемые Евразии таблица

На этом материке также расположено Тибетское нагорье – самое крупное в мире. Оно занимает огромную площадь — два миллиона квадратных километров. На Тибетском нагорье берут свое начало многие известные реки Азии (Меконг, Янцзы, Инд и прочие). Таким образом, это еще один геоморфологический рекорд, которым может похвастаться Евразия.

Полезные ископаемые Евразии, к слову, часто залегают именно в зонах складчатости. Так, к примеру, недра Карпатских гор очень богаты нефтью. А в горах Урала активно добывают драгоценные минералы – сапфиры, рубины и другие камни.

Равнин и низменностей в Евразии тоже немало. Среди них еще один рекорд – Восточно-Европейская равнина, которая считается крупнейшей на планете. Она протянулась от Карпат до Кавказа почти на 2500 тысяч километров. В пределах этой равнины, целиком или же частично, расположено двенадцать государств.

размещение полезных ископаемых в Евразии

Рельеф Евразии: изюминки и интересные факты

За впечатляющими орографическими рекордами очень легко упустить менее масштабные, но не менее интересные особенности материка. В рельефе Евразии присутствуют, по сути, все известные современной науке формы рельефа. Пещеры и карстовые шахты, кары и фьорды, овраги и речные долины, дюны и барханы – все это можно увидеть в пределах самого крупного континента Земли.

В Словении находится знаменитое плато Карст, геологические особенности которого дали название целой группе специфических форм рельефа. В пределах этого небольшого известнякового плато насчитывается несколько десятков красивейших пещер.

Немало в Евразии и вулканов, как действующих, так и потухших. Ключевская сопка, Этна, Везувий и Фудзияма – самые известные из них. А вот на Крымском полуострове можно увидеть уникальные грязевые (на Керченском полуострове) или же так называемые неудавшиеся вулканы. Ярким примером последнего является известная многим гора Аю-Даг.

основные полезные ископаемые Евразии

Полезные ископаемые материка

Евразия занимает первое место в мире по общим запасам многих минеральных ресурсов. В частности недра материка чрезвычайно богаты нефтью, газом и рудами цветных металлов.

В горах, а также на щитах (выступах фундамента платформ) Евразии сосредоточены солидные месторождения железных и марганцевых руд, а также олова, вольфрама, платины и серебра. К прогибам фундаментов древних платформ приурочены огромные запасы топливных минеральных ресурсов – нефти, газа, угля и горючих сланцев. Так, крупнейшие месторождения нефти разрабатываются в Персидском заливе, на Аравийском полуострове, в шельфе Северного моря; природного газа – в Западной Сибири; угля – в пределах Восточно-Европейской равнины и на Индостане.

Чем еще богата Евразия? Полезные ископаемые нерудного типа также чрезвычайно распространены на материке. Так, на острове Шри-Ланка находится самое большое в мире месторождение рубинов. В Якутии добывают алмазы, в Украине и Забайкалье – гранит высочайшего качества, в Индии – сапфиры и изумруды.

полезные ископаемые материка Евразия

В целом основные полезные ископаемые Евразии – это нефть, газ, железная руда, марганец, уран, вольфрам, алмазы и каменный уголь. По объемам добычи многих из этих ресурсов материк не имеет себе равных во всем мире.

Читайте также:  Фото улитки которые полезны для аквариума

Полезные ископаемые Евразии: таблица и главные месторождения

Стоит отметить, что минеральные ресурсы материка расположены крайне неравномерно. Некоторым государствам в этом плане откровенно повезло (Россия, Украина, Казахстан, Китай и проч.), а другим – не очень (как, например, Японии). Ниже перечислены самые важные полезные ископаемые Евразии. Таблица также содержит информацию о крупнейших месторождениях тех или иных минеральных ресурсов материка.

Минеральный ресурс (тип)

Полезное ископаемое

Крупнейшие месторождения

Топливный

Нефть

Аль-Гавар (Саудовская Аравия); Румайла (Ирак); Дацин (Китай); Самотлорское (Россия)

Топливный

Природный газ

Уренгойское и Ямбургское (Россия); Галкыныш (Туркмения); Агаджари (Иран)

Топливный

Каменный уголь

Кузнецкий, Донецкий, Карагандинский бассейны

Топливный

Горючий сланец

Баженовское (Россия), Болтышское (Украина), Молларо (Италия), Нордлингер-Рис (Германия)

Рудный

Железная руда

Криворожский (Украина), Кустанайский (Казахстан) бассейны; Курская магнитная аномалия (Россия); Кирунавара (Швеция)

Рудный

Марганец

Никопольское (Украина), Чиатурское (Грузия), Усинское (Россия)

Рудный

Урановая руда

Индия, Китай, Россия, Узбекистан, Румыния, Украина

Рудный

Медь

Октябрьское и Норильское (Россия), Рудна и Любин (Польша)

Нерудный

Алмазы

Россия (Сибирь, Якутия)

Нерудный

Гранит

Россия, Украина, Испания, Швеция, Индия

Нерудный

Янтарь

Россия (Калининградская область), Украина (Ровенская область)

В заключение

Крупнейшим материком на нашей планете является Евразия. Полезные ископаемые этого континента отличаются огромным разнообразием. Здесь сосредоточены самые большие в мире запасы нефти, природного газа, железной и марганцевой руды. В недрах материка содержится большое количество меди, урана, свинца, золота, угля, драгоценных и полудрагоценных камней.

Источник

Полезные ископаемые Евразии — горючие, металлические и неметаллические — представлены крупнейшими месторождениями. Их размещение тесно связано с геологическим строением материка и его рельефом.

Наиболее разнообразное сочетание разного по происхождению минерального сырья характерно для платформ. Крупные месторождения руд металлов выявлены в кристаллическом фундаменте древних платформ на щитах, где он расположен близко к поверхности. Это железо, марганец, медь, никель, вольфрам, золото, платина, молибден, уран, полиметаллы. С вулканизмом, проявлявшимся на древних платформах, связаны якутские и индийские алмазы.

slide_shou.gif

Алмазы находят в кристаллическом фундаменте древних платформ, попадавших в зону сжатия литосферы. Сдавливаемые, платформы раскалывались, и в трещины фундамента внедрялось мантийное вещество. Этот процесс получил название траппового магматизма (или вулканизма). Очень высокое давление в трещинах приводило к образованию концентрических структур — трубок взрыва, или кимберлитовых трубок. А в них — алмазов — самых твердых минералов на Земле.

Осадочный чехол платформ — молодых и древних — содержит богатые запасы каменной и калийных солей, серы, фосфоритов. В прогибах фундамента платформ сконцентрированы бурые и каменные угли. Угольный пояс протягивается через весь материк — от островов Великобритании через Западную Европу, Восточно-Европейскую равнину, Центральную Азию и Якутию, раздваиваясь на востоке в северный Китай и в северо-восточный Индостан. Нефть и газ содержат осадочные толщи, заполняющие прогибы платформ — Западно-Сибирской, Туранской, Скифской, шельфа Северного моря. Мощные нефте- и газоносные зоны приурочены к областям сочленения платформ и молодых поясов — краевым прогибам. Окаймляя с обеих сторон Альпийско-Гималайский складчатый пояс, они протягиваются по Средне- и Нижнедунайским низменностям, Прикарпатью, предгорьям Северного Кавказа, Каспию, Персидскому заливу, северному Индостану, Юго-Восточной Азии. Пески, гравий, глины, известняки, доломиты, слагающие верхний ярус платформ, используются как строительный материал.

Со складчатыми поясами связаны металлические пояса Евразии. Железные, свинцово-цинковые, оловянные, ртутные, урановые и полиметаллические руды концентрируются в пределах древних складчатых поясов — в горах Пиренейского полуострова, Западной Европы, Урала, Южной Сибири, Центральной Азии.

Металлы есть и в молодых складчатых поясах, но приурочены месторождения к их самым древним структурам. Так, горы Тихоокеанского пояса вмещают мировые запасы вольфрама и олова, золото. Через юг Китая, Мьянму, Таиланд в Малайзию и Индонезию протягивается оловянный пояс Юго-Восточной Азии, соответствующий наиболее древним структурам Гималайского пояса. Здесь же сосредоточены железные руды, свинец, цинк, никель, золото, серебро, слюда, графит.

В современных складчатых поясах преобладают месторождения осадочных полезных ископаемых. Это нефть и угли межгорных долин Альп, Иранского нагорья, Малайского архипелага. На Иранском нагорье находятся крупнейшие в мире месторождения серы, на п-ове Малая Азия — фосфориты, асбест. Для Апеннин, Балкан, Малой Азии характерны металлические руды осадочного происхождения (бокситы, железные и магниевые руды).

Следует помнить, что залегания полезных ископаемых Евразии на прямую связаны с геологическим строением Евразии.

Источник

Модуль II. Тема «Рельеф и полезные ископаемые Евразии»

Номер учебного элемента (УЭ)

Учебный материал, с указанием заданий.

Руководство по усвоению учебного материала.

УЭ-0

Интегрирующая цель: в процессе учебной работы над заданиями вы должны:

— установить особенности размещения крупных форм рельефа на материке;

— раскрыть закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых от строения и истории развития земной коры.

Внимательно прочитайте цель урока.

2 минуты

УЭ-1

Цель: систематизировать знания о географическом положении материка Евразия.

  1. Выполните тест.
  1. Крайние точки Евразии:

— северная;

— южная;

— западная;

— восточная.

1) Игольный; 2) Байрон; 3) Челюскин; 4) Альмади; 5) Гальинас;

6) Стип-Пойнт; 7)Дежнёва; 8) Йорк; 9) Хафун; 10)Рока; 11) Париньяс; 12) Каабу-Бранку; 13) Эль-Абьяд; 14)Пиай; 15) Фроуэрд.

2. К каким океанам принадлежат моря:

— Норвежское, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское;

— Берингово, Охотское, Японское, Жёлтое, Восточно-Китайское;

— Северное, Балтийское, Средиземное, Чёрное, Мраморное;

— Аравийское, Красное.

1)Индийский океан; 2)Северный Ледовитый океан; 3)Тихий океан; 4)Атлантический океан.

Читайте также:  Чтобы быть полезным человеком я готов

II. Проверьте свои ответы по приложению. Проанализируйте свои ошибки. Определите уровень ваших знаний по следующей схеме: 8 баллов – высокий; 7-6 баллов – средний; 5 и менее низкий.

Работайте самостоятельно в тетради.

8 минут

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Результаты занесите в таблицу контроля.

УЭ-2

Цель: установить связь между строением земной коры и расположением основных форм рельефа материка.

  1. В §60 «Особенности рельефа Евразии, его развитие», с.233-234 найдите ответы на вопросы:

— Что лежит в основании материка Евразии?

— Чем можно объяснить разнообразие рельефа материка?

Работайте в группах.

5 минут

УЭ-3

Цель: сопоставить карту строения земной коры с физической картой для выявления особенностей расположения крупных форм рельефа.

  1. Выполните практическую работу.

— Найдите на физической карте Евразии Восточно-Европейскую, Западно-Сибирскую и Великую Китайскую равнины; плоскогорья: Среднесибирское и Декан; нагорья: Тибет и Иранское; горы: Скандинавские, Уральские, Пиренеи, Альпы, Карпаты, Кавказ, Гималаи.

— Работу оформите в виде таблицы.

Строение земной коры

Названия основных форм рельефа

Полезные ископаемые

I. Древние платформы:

II. Складчатые области:

— После заполнения таблицы все указанные в ней формы рельефа нанести на контурную карту.

Работайте в группах.

15 минут

УЭ-4

Цель: проверить знания, полученные в ходе работы на уроке.

  1. Установите соответствие:

А. Западно-Сибирская равнина       1) древняя платформа;

                                                            2) кр. месторождения  нефти и газа;

                                                            3) средняя высота менее 100 м;

                                                            4) возвышенная равнина;

Б. Плоскогорье Декан.                      5) область древней складчатости;

                                                            6) плоская равнина;

                                                            7) кр. месторождения жел. руды;

                                                            8) средняя высота 500 – 1000 м.

II. Проверьте свои ответы по приложению.

Работайте самостоятельно в тетради.

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Результаты занесите в таблицу контроля

УЭ-5

Цель: подведение итогов урока.

  1. Оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока вы набрали 16-14 баллов, то получаете оценку «5»; 13-11 баллов – оценку «4»; 10-8 баллов – оценку «3»; менее 8 баллов – оценку «2».
  2. Дифференцированное домашнее задание.

Оценка за урок

Задания

«5»

Изучить § 60, 61

«4»

Изучить § 60, 61; вопросы №1, 2, стр.235

«3»

Изучить § 60, 61; вопросы №1, 2, 3, стр.235-236.

Оценку запишите в дневник.

Источник

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Вохомская школа – интернат Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект урока географии

Тема: «Рельеф и полезные ископаемые Евразии»

Разработала: учитель географии

Скрябина Оксана Олеговна

Тема: Рельеф и полезные ископаемые Евразии

Цель: расширить и углубить знания обучающихся о природе Евразии.

Задачи:

— формировать знания и представления об особенностях основных форм рельефа и составе полезных ископаемых Евразии;

— развивать умение работать с комплексными географическими, контурными картами;

— совершенствовать навыки общения на слухо-зрительной основе восприятия и продуцирования речи, развивать слуховое восприятие, умение четко, кратко излагать свои мысли, активизировать словарный запас, корригировать звукопроизношение;

— воспитывать потребность в географических знаниях.

Оборудование: презентация, физическая карта Евразии, карты «Строение земной коры»

Словарь: платформа, области складчатости, Гималаи, Джомолунгма, Ключевская Сопка, г.Белуха, Мертвое море, вулкан

Ход урока:

Организационный момент:( (сл.1)

— Доброе утро!

— Начнем урок.

— Желаю вам получить много новых знаний.

  1. Речевой момент: (сл.2)

— фонетическая заряда

дежурный звук Т

Те – тема

Уте – путешественник

Арта – карта

Составить словосочетания:

урока, великий…, физическая …,

Дополнить предложение. Учёные путешествовали на кораблях, …карты,

и описывали новые …. .

(составляли, рисовали, открывали, Земли, моря)

— Какой дежурный звук?

Будете хорошо говорить все звуки, читать слова, соблюдать ударение, составлять словосочетания, дополнять предложение.

— Послушайте слоги.

— Повторите.

— Послушайте слова.

-Повторите

— Составьте и прочитайте словосочетания.

— Дополните предложение. Прочитайте слитно, соблюдая словесные ударения, знаки орфоэпии, паузы.

— Молодцы!

— Фразы на слух

— Послушайте. Ответьте на вопросы.(на слух, за экраном)

-Какой урок?

— Какую изучаем географию?

— Назовите материк.

— Какой изучаем материк?

— Молодцы!

III. Проверка домашнего задании

(фразы предъявляются за экраном)

— Какую тему изучали на прошлом уроке?

— Саша, спроси у Жени, какие океаны омывают берега Евразии?

— Марина спроси у Леры, в каких полушариях расположена Евразия?

Читайте также:  Какие маски для лица полезные свойства

— Лера , спроси у Саши, с какими материками граничит Евразия?

— Марина, назови крайние точки Евразии.

— Молодцы!

IV. Изучение нового материала

1) вступительное слово учителя

— Послушайте отрывок из стихотворение. О скажите чем оно?

Здесь вам не равнина, здесь климат иной —
Идут лавины одна за одной,
И здесь за камнепадом ревет камнепад.
И можно свернуть, обрыв обогнуть,
Но мы выбираем трудный путь,
Опасный, как военная тропа.

— О чем стихотворение?

2) Целевая установка (сл.4)

— Да, правильно стихи о горах.

Тема урока «Рельеф и полезные ископаемые Евразии».

— Откройте тетради, запишите число и тему урока.

— Определим задачи урока исходя из темы. Что будем делать на уроке?

— Сегодня на уроке (сл.5)

Вспомним:

  • Что такое…(рельеф)

  • Какие знаем …(формы рельефа)

Узнаем:

  • Особенности ….(рельефа Евразии) и полезные ископаемые.

Научимся:

  • Определять(находить) …………(формы рельефа Евразии).

  • Показывать их на ………..(карте)

3) Рассказ учителя, с элементами беседы и демонстрацией слайдов

— работа с физической картой Евразии.

— работа с картой «Строение земной коры»

— работа со схемой на слайде 7

— работа с физической картой

— прослушивание сообщения (опережающее задание)

— ответы на вопросы (за экраном)

— работа со схемой (слайд)

— прослушивание сообщения (опережающее задание)

— ответы на вопросы (за экраном)

4) Рассказ учителя о закономерности образования и размещения форм рельефа

(слайд 11 )

— работа с картой «строение земной коры»

— заполнение таблицы, используя информацию тематических карт.

— дополнение предложения (слайд 14)

— Вспомним, что такое рельеф?(сл.6)

— Назовите формы рельефа.

— Посмотрите на физическую карту Евразии. Разнообразие Евразии связано не только с её географическим положением, но и со сложностью строения земной коры в пределах материка.

— Рассмотрите карту «Строение земной коры».

— Каждый материк представляет собой в геологическом отношении древнюю устойчивую платформу (розовый цвет) и более молодые и подвижные складчатые пояса (желтый, фиолетовый и коричневый цвета на карте)

— Какие формы рельефа преобладают в Евразии?

— Назовите равнины Евразии.

— Найдите и покажите их на карте.

— Найдите самое низкое место на территории Евразии. Это Мертвое море, его глубина 410 м. над уровнем моря.

— Послушайте сообщение Марины о Мертвом море.(сл.8)

— Назовите размеры Мертвого моря.

— Почему море так называется?

— На территории какого государства оно расположено?

— Продолжаем работать со схемой. Найдите на карте и покажите горы Евразии.

— Назовите самые высокие горы Евразии. Назовите вершину.

— Назовите горы , расположенные недалеко от Алтайского края.

— Назовите самую высокую вершину гор Алтай.

— Послушайте сообщение об Алтае.(сл.9)

— Какова высота Белухи?

— Почему вершину так назвали?

— Евразия состоит из нескольких древних платформ, соединенных разновозрастными складчатыми поясами.

Задание: рассмотрите карту, ответьте на вопросы.(сл. 12)

Каким участкам земной коры соответствуют равнины?

— Каким участкам земной коры соответствуют горы?

— Сейчас будем работать с «Физической картой Евразии» и картой «Строение земной коры» и выясним особенности строения и размещения форм рельефа Евразии. (сл.13)

— Информацию занесем в таблицу:

Соответствующие формы рельефа

(полезные ископаемые)

Древние

Восточно –Европейская

Сибирская

Индийская

Китайско – Корейская

Области складчатости

Древней

новой

— Сделаем вывод:

  • Древним платформам соответствуют ……. И ………….равнины и плоскогорья.

  • Складчатым областям соответствуют различные по высоте ………….горы.

5) Рассказ учителя о вулканизме.

— работа с физической картой.

— установление соответствия вулкан – географическое положение.

В складчатых поясах широко развит вулканизм. (сл.16)

Задание Используя карту атласа, установите соответствие (сл. 17)

-Ответ постройте по образцу:

Вулкан… расположен на ……….

V. Закрепление:

1)задание на развитие речевого слуха (за экраном)и закрепление месторасположении географических объектов.

— проверка правильности выполнения на слайде19

— проверка правильности выполнения на слайде20

2)инд. выполнение теста за ПК, беседа по вопросам теста (за экраном, на рабочем расстоянии)

Проведем практическую работу в контурных картах:

— Послушайте, найдите горы на физической карте и отметьте горы в контурных картах .

— Цифрой 1 обозначьте Альпы,2 — Пиренеи, 3- Кавказ, 4- Уральские, 5- Скандинавские, 6- Карпаты

— Проверьте правильность выполнения по слайду.

— Послушайте, найдите равнины на физической карте и отметьте равнины в контурных картах .

-Цифрой 1 обозначьте Западно-Сибирскую равнину,2- Аравийское плоскогорье, 3- Среднесибирское плоскогорье, 4- Индо-Ганскую низменность, 5- Великую Китайскую равнину.

— Проверьте правильность выполнения по слайду.

— Кто выполнил все правильно?

— Кому нужна помощь?

Выполнить тест в программе MAYTEST (за ПК)

-…, послушай и повтори.

— …, что называется рельефом?

— …, назови горы Евразии.

VI. Итог урока:

— ответы на вопросы за экраном)

— Какую тему изучили?

— Что называется рельефом?

— От чего зависит рельеф земной поверхности?

Рельеф зависит от строения земной коры.

VII. Домашнее задание:

  • Изучить параграф 72,

  • в контурных картах отметить все изученные формы рельефа, вулканы Евразии,

  • составить презентацию-сообщение о формах рельефа Евразии (по желанию)

VIII. Оценка знаний , умений

(комментирование работы обучающихся на уроке, выставление отметок)

Рефлексия:

-Понятна ли вам тема урока?

— Что узнали нового?

— Что запомнили?

— Что было непонятно?

hello_html_mc211df4.jpg

Отметьте на контурной карте формы рельефа Евразии, полезные ископаемые, вулканы.

— действующий вулкан

— потухший вулкан

Источник