Карта евразии с рельефами и полезными ископаемыми
Рельеф и полезные ископаемые Евразии отличаются огромным разнообразием. Этот континент геоморфологи очень часто называют материком контрастов. Геологическое строение, рельеф континента, а также размещение полезных ископаемых в Евразии будет детально рассмотрено в этой статье.
Материк Евразия: геологическое строение
Евразия — самый крупный материк нашей планеты. 36% суши и около 70% земного населения сосредоточено именно здесь. Почти все материки Земли, по сути, являются осколками двух древних суперконтинентов – Лавразии и Гондваны. Но только не Евразия. Ведь она образовалась из нескольких литосферных блоков, которые долгое время сближались и, наконец, спаялись в единое целое замками складчатых поясов.
Материк состоит из ряда геосинклинальных областей и платформ: Восточно-Европейской, Сибирской, Западносибирской, Западноевропейской и других. В Сибири, на Тибете, а также в районе озера Байкал земная кора посечена огромным количеством трещин и разломов.
В разные геологические эпохи возникали и формировались складчатые пояса Евразии. Тихоокеанский и Альпийско-Гималайский – самые крупные из них. Они считаются молодыми (то есть их формирование еще не закончилось). Именно к этим поясам относятся крупнейшие горные системы материка – Альпы, Гималаи, Кавказские горы и другие.
Некоторые районы материка являются областями повышенной сейсмической активности (как, например, Центральная Азия или Балканский полуостров). Мощные землетрясения наблюдаются здесь с немалой частотой. Наличием самого большого количества действующих вулканов также может похвастаться именно Евразия.
Полезные ископаемые континента тесно связаны с его геологическими структурами. Но о них мы поговорим далее.
Общие особенности рельефа Евразии
Рельеф и полезные ископаемые Евразии чрезвычайно разнообразны. Они формировались в мезозое и кайнозое, в пределах нескольких древних платформ, соединенных подвижными областями складчатости.
Евразия – второй по высоте материк на планете со средней высотой в 830 метров над уровнем моря. Выше только Антарктида, да и то исключительно за счет мощного ледяного панциря. Самые высокие горы и самые крупные равнины находятся именно в Евразии. И по общему количеству их гораздо больше, нежели на других континентах Земли.
Для Евразии характерна максимально возможная амплитуда (перепад) абсолютных высот. Именно здесь находится наивысшая вершина планеты – гора Эверест (8850 м) и самая низкая точка мира – уровень Мертвого моря (–399 метров).
Горы и равнины Евразии
Почти 65% территории Евразии занято горами, плоскогорьями и нагорьями. Остальное принадлежит равнинам. Пять крупнейших по площади горных систем материка:
- Гималаи.
- Кавказ.
- Альпы.
- Тянь-Шань.
- Алтай.
Гималаи – высочайший горный массив не только Евразии, но и всей планеты. Они занимают около 650 тысяч квадратных километров площади. Именно здесь расположена «крыша мира» – гора Джомолунгма (Эверест). За всю историю эту вершину покорили 4469 альпинистов.
На этом материке также расположено Тибетское нагорье – самое крупное в мире. Оно занимает огромную площадь — два миллиона квадратных километров. На Тибетском нагорье берут свое начало многие известные реки Азии (Меконг, Янцзы, Инд и прочие). Таким образом, это еще один геоморфологический рекорд, которым может похвастаться Евразия.
Полезные ископаемые Евразии, к слову, часто залегают именно в зонах складчатости. Так, к примеру, недра Карпатских гор очень богаты нефтью. А в горах Урала активно добывают драгоценные минералы – сапфиры, рубины и другие камни.
Равнин и низменностей в Евразии тоже немало. Среди них еще один рекорд – Восточно-Европейская равнина, которая считается крупнейшей на планете. Она протянулась от Карпат до Кавказа почти на 2500 тысяч километров. В пределах этой равнины, целиком или же частично, расположено двенадцать государств.
Рельеф Евразии: изюминки и интересные факты
За впечатляющими орографическими рекордами очень легко упустить менее масштабные, но не менее интересные особенности материка. В рельефе Евразии присутствуют, по сути, все известные современной науке формы рельефа. Пещеры и карстовые шахты, кары и фьорды, овраги и речные долины, дюны и барханы – все это можно увидеть в пределах самого крупного континента Земли.
В Словении находится знаменитое плато Карст, геологические особенности которого дали название целой группе специфических форм рельефа. В пределах этого небольшого известнякового плато насчитывается несколько десятков красивейших пещер.
Немало в Евразии и вулканов, как действующих, так и потухших. Ключевская сопка, Этна, Везувий и Фудзияма – самые известные из них. А вот на Крымском полуострове можно увидеть уникальные грязевые (на Керченском полуострове) или же так называемые неудавшиеся вулканы. Ярким примером последнего является известная многим гора Аю-Даг.
Полезные ископаемые материка
Евразия занимает первое место в мире по общим запасам многих минеральных ресурсов. В частности недра материка чрезвычайно богаты нефтью, газом и рудами цветных металлов.
В горах, а также на щитах (выступах фундамента платформ) Евразии сосредоточены солидные месторождения железных и марганцевых руд, а также олова, вольфрама, платины и серебра. К прогибам фундаментов древних платформ приурочены огромные запасы топливных минеральных ресурсов – нефти, газа, угля и горючих сланцев. Так, крупнейшие месторождения нефти разрабатываются в Персидском заливе, на Аравийском полуострове, в шельфе Северного моря; природного газа – в Западной Сибири; угля – в пределах Восточно-Европейской равнины и на Индостане.
Чем еще богата Евразия? Полезные ископаемые нерудного типа также чрезвычайно распространены на материке. Так, на острове Шри-Ланка находится самое большое в мире месторождение рубинов. В Якутии добывают алмазы, в Украине и Забайкалье – гранит высочайшего качества, в Индии – сапфиры и изумруды.
В целом основные полезные ископаемые Евразии – это нефть, газ, железная руда, марганец, уран, вольфрам, алмазы и каменный уголь. По объемам добычи многих из этих ресурсов материк не имеет себе равных во всем мире.
Полезные ископаемые Евразии: таблица и главные месторождения
Стоит отметить, что минеральные ресурсы материка расположены крайне неравномерно. Некоторым государствам в этом плане откровенно повезло (Россия, Украина, Казахстан, Китай и проч.), а другим – не очень (как, например, Японии). Ниже перечислены самые важные полезные ископаемые Евразии. Таблица также содержит информацию о крупнейших месторождениях тех или иных минеральных ресурсов материка.
Минеральный ресурс (тип) | Полезное ископаемое | Крупнейшие месторождения |
Топливный | Нефть | Аль-Гавар (Саудовская Аравия); Румайла (Ирак); Дацин (Китай); Самотлорское (Россия) |
Топливный | Природный газ | Уренгойское и Ямбургское (Россия); Галкыныш (Туркмения); Агаджари (Иран) |
Топливный | Каменный уголь | Кузнецкий, Донецкий, Карагандинский бассейны |
Топливный | Горючий сланец | Баженовское (Россия), Болтышское (Украина), Молларо (Италия), Нордлингер-Рис (Германия) |
Рудный | Железная руда | Криворожский (Украина), Кустанайский (Казахстан) бассейны; Курская магнитная аномалия (Россия); Кирунавара (Швеция) |
Рудный | Марганец | Никопольское (Украина), Чиатурское (Грузия), Усинское (Россия) |
Рудный | Урановая руда | Индия, Китай, Россия, Узбекистан, Румыния, Украина |
Рудный | Медь | Октябрьское и Норильское (Россия), Рудна и Любин (Польша) |
Нерудный | Алмазы | Россия (Сибирь, Якутия) |
Нерудный | Гранит | Россия, Украина, Испания, Швеция, Индия |
Нерудный | Янтарь | Россия (Калининградская область), Украина (Ровенская область) |
В заключение
Крупнейшим материком на нашей планете является Евразия. Полезные ископаемые этого континента отличаются огромным разнообразием. Здесь сосредоточены самые большие в мире запасы нефти, природного газа, железной и марганцевой руды. В недрах материка содержится большое количество меди, урана, свинца, золота, угля, драгоценных и полудрагоценных камней.
Источник
Полезные ископаемые Евразии — горючие, металлические и неметаллические — представлены крупнейшими месторождениями. Их размещение тесно связано с геологическим строением материка и его рельефом.
Наиболее разнообразное сочетание разного по происхождению минерального сырья характерно для платформ. Крупные месторождения руд металлов выявлены в кристаллическом фундаменте древних платформ на щитах, где он расположен близко к поверхности. Это железо, марганец, медь, никель, вольфрам, золото, платина, молибден, уран, полиметаллы. С вулканизмом, проявлявшимся на древних платформах, связаны якутские и индийские алмазы.
Алмазы находят в кристаллическом фундаменте древних платформ, попадавших в зону сжатия литосферы. Сдавливаемые, платформы раскалывались, и в трещины фундамента внедрялось мантийное вещество. Этот процесс получил название траппового магматизма (или вулканизма). Очень высокое давление в трещинах приводило к образованию концентрических структур — трубок взрыва, или кимберлитовых трубок. А в них — алмазов — самых твердых минералов на Земле. |
Осадочный чехол платформ — молодых и древних — содержит богатые запасы каменной и калийных солей, серы, фосфоритов. В прогибах фундамента платформ сконцентрированы бурые и каменные угли. Угольный пояс протягивается через весь материк — от островов Великобритании через Западную Европу, Восточно-Европейскую равнину, Центральную Азию и Якутию, раздваиваясь на востоке в северный Китай и в северо-восточный Индостан. Нефть и газ содержат осадочные толщи, заполняющие прогибы платформ — Западно-Сибирской, Туранской, Скифской, шельфа Северного моря. Мощные нефте- и газоносные зоны приурочены к областям сочленения платформ и молодых поясов — краевым прогибам. Окаймляя с обеих сторон Альпийско-Гималайский складчатый пояс, они протягиваются по Средне- и Нижнедунайским низменностям, Прикарпатью, предгорьям Северного Кавказа, Каспию, Персидскому заливу, северному Индостану, Юго-Восточной Азии. Пески, гравий, глины, известняки, доломиты, слагающие верхний ярус платформ, используются как строительный материал.
Со складчатыми поясами связаны металлические пояса Евразии. Железные, свинцово-цинковые, оловянные, ртутные, урановые и полиметаллические руды концентрируются в пределах древних складчатых поясов — в горах Пиренейского полуострова, Западной Европы, Урала, Южной Сибири, Центральной Азии.
Металлы есть и в молодых складчатых поясах, но приурочены месторождения к их самым древним структурам. Так, горы Тихоокеанского пояса вмещают мировые запасы вольфрама и олова, золото. Через юг Китая, Мьянму, Таиланд в Малайзию и Индонезию протягивается оловянный пояс Юго-Восточной Азии, соответствующий наиболее древним структурам Гималайского пояса. Здесь же сосредоточены железные руды, свинец, цинк, никель, золото, серебро, слюда, графит.
В современных складчатых поясах преобладают месторождения осадочных полезных ископаемых. Это нефть и угли межгорных долин Альп, Иранского нагорья, Малайского архипелага. На Иранском нагорье находятся крупнейшие в мире месторождения серы, на п-ове Малая Азия — фосфориты, асбест. Для Апеннин, Балкан, Малой Азии характерны металлические руды осадочного происхождения (бокситы, железные и магниевые руды).
Следует помнить, что залегания полезных ископаемых Евразии на прямую связаны с геологическим строением Евразии.
Источник
Модуль II. Тема «Рельеф и полезные ископаемые Евразии»
Номер учебного элемента (УЭ)
Учебный материал, с указанием заданий.
Руководство по усвоению учебного материала.
УЭ-0
Интегрирующая цель: в процессе учебной работы над заданиями вы должны:
— установить особенности размещения крупных форм рельефа на материке;
— раскрыть закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых от строения и истории развития земной коры.
Внимательно прочитайте цель урока.
2 минуты
УЭ-1
Цель: систематизировать знания о географическом положении материка Евразия.
- Выполните тест.
- Крайние точки Евразии:
— северная;
— южная;
— западная;
— восточная.
1) Игольный; 2) Байрон; 3) Челюскин; 4) Альмади; 5) Гальинас;
6) Стип-Пойнт; 7)Дежнёва; 8) Йорк; 9) Хафун; 10)Рока; 11) Париньяс; 12) Каабу-Бранку; 13) Эль-Абьяд; 14)Пиай; 15) Фроуэрд.
2. К каким океанам принадлежат моря:
— Норвежское, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское;
— Берингово, Охотское, Японское, Жёлтое, Восточно-Китайское;
— Северное, Балтийское, Средиземное, Чёрное, Мраморное;
— Аравийское, Красное.
1)Индийский океан; 2)Северный Ледовитый океан; 3)Тихий океан; 4)Атлантический океан.
II. Проверьте свои ответы по приложению. Проанализируйте свои ошибки. Определите уровень ваших знаний по следующей схеме: 8 баллов – высокий; 7-6 баллов – средний; 5 и менее низкий.
Работайте самостоятельно в тетради.
8 минут
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Результаты занесите в таблицу контроля.
УЭ-2
Цель: установить связь между строением земной коры и расположением основных форм рельефа материка.
- В §60 «Особенности рельефа Евразии, его развитие», с.233-234 найдите ответы на вопросы:
— Что лежит в основании материка Евразии?
— Чем можно объяснить разнообразие рельефа материка?
Работайте в группах.
5 минут
УЭ-3
Цель: сопоставить карту строения земной коры с физической картой для выявления особенностей расположения крупных форм рельефа.
- Выполните практическую работу.
— Найдите на физической карте Евразии Восточно-Европейскую, Западно-Сибирскую и Великую Китайскую равнины; плоскогорья: Среднесибирское и Декан; нагорья: Тибет и Иранское; горы: Скандинавские, Уральские, Пиренеи, Альпы, Карпаты, Кавказ, Гималаи.
— Работу оформите в виде таблицы.
Строение земной коры | Названия основных форм рельефа | Полезные ископаемые |
I. Древние платформы: | ||
II. Складчатые области: |
— После заполнения таблицы все указанные в ней формы рельефа нанести на контурную карту.
Работайте в группах.
15 минут
УЭ-4
Цель: проверить знания, полученные в ходе работы на уроке.
- Установите соответствие:
А. Западно-Сибирская равнина 1) древняя платформа;
2) кр. месторождения нефти и газа;
3) средняя высота менее 100 м;
4) возвышенная равнина;
Б. Плоскогорье Декан. 5) область древней складчатости;
6) плоская равнина;
7) кр. месторождения жел. руды;
8) средняя высота 500 – 1000 м.
II. Проверьте свои ответы по приложению.
Работайте самостоятельно в тетради.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Результаты занесите в таблицу контроля
УЭ-5
Цель: подведение итогов урока.
- Оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока вы набрали 16-14 баллов, то получаете оценку «5»; 13-11 баллов – оценку «4»; 10-8 баллов – оценку «3»; менее 8 баллов – оценку «2».
- Дифференцированное домашнее задание.
Оценка за урок | Задания |
«5» | Изучить § 60, 61 |
«4» | Изучить § 60, 61; вопросы №1, 2, стр.235 |
«3» | Изучить § 60, 61; вопросы №1, 2, 3, стр.235-236. |
Оценку запишите в дневник.
Источник
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Вохомская школа – интернат Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект урока географии
Тема: «Рельеф и полезные ископаемые Евразии»
Разработала: учитель географии
Скрябина Оксана Олеговна
Тема: Рельеф и полезные ископаемые Евразии
Цель: расширить и углубить знания обучающихся о природе Евразии.
Задачи:
— формировать знания и представления об особенностях основных форм рельефа и составе полезных ископаемых Евразии;
— развивать умение работать с комплексными географическими, контурными картами;
— совершенствовать навыки общения на слухо-зрительной основе восприятия и продуцирования речи, развивать слуховое восприятие, умение четко, кратко излагать свои мысли, активизировать словарный запас, корригировать звукопроизношение;
— воспитывать потребность в географических знаниях.
Оборудование: презентация, физическая карта Евразии, карты «Строение земной коры»
Словарь: платформа, области складчатости, Гималаи, Джомолунгма, Ключевская Сопка, г.Белуха, Мертвое море, вулкан
Ход урока:
Организационный момент:( (сл.1)
— Доброе утро!
— Начнем урок.
— Желаю вам получить много новых знаний.
Речевой момент: (сл.2)
— фонетическая заряда
дежурный звук Т
Те – тема
Уте – путешественник
Арта – карта
Составить словосочетания:
… урока, великий…, физическая …,
Дополнить предложение. Учёные путешествовали на кораблях, …карты,
… и описывали новые …. .
(составляли, рисовали, открывали, Земли, моря)
— Какой дежурный звук?
— Будете хорошо говорить все звуки, читать слова, соблюдать ударение, составлять словосочетания, дополнять предложение.
— Послушайте слоги.
— Повторите.
— Послушайте слова.
-Повторите
— Составьте и прочитайте словосочетания.
— Дополните предложение. Прочитайте слитно, соблюдая словесные ударения, знаки орфоэпии, паузы.
— Молодцы!
— Фразы на слух
— Послушайте. Ответьте на вопросы.(на слух, за экраном)
-Какой урок?
— Какую изучаем географию?
— Назовите материк.
— Какой изучаем материк?
— Молодцы!
III. Проверка домашнего задании
(фразы предъявляются за экраном)
— Какую тему изучали на прошлом уроке?
— Саша, спроси у Жени, какие океаны омывают берега Евразии?
— Марина спроси у Леры, в каких полушариях расположена Евразия?
— Лера , спроси у Саши, с какими материками граничит Евразия?
— Марина, назови крайние точки Евразии.
— Молодцы!
IV. Изучение нового материала
1) вступительное слово учителя
— Послушайте отрывок из стихотворение. О скажите чем оно?
Здесь вам не равнина, здесь климат иной —
Идут лавины одна за одной,
И здесь за камнепадом ревет камнепад.
И можно свернуть, обрыв обогнуть,
Но мы выбираем трудный путь,
Опасный, как военная тропа.
— О чем стихотворение?
2) Целевая установка (сл.4)
— Да, правильно стихи о горах.
Тема урока «Рельеф и полезные ископаемые Евразии».
— Откройте тетради, запишите число и тему урока.
— Определим задачи урока исходя из темы. Что будем делать на уроке?
— Сегодня на уроке (сл.5)
Вспомним:
Что такое…(рельеф)
Какие знаем …(формы рельефа)
Узнаем:
Особенности ….(рельефа Евразии) и полезные ископаемые.
Научимся:
Определять(находить) …………(формы рельефа Евразии).
Показывать их на ………..(карте)
3) Рассказ учителя, с элементами беседы и демонстрацией слайдов
— работа с физической картой Евразии.
— работа с картой «Строение земной коры»
— работа со схемой на слайде 7
— работа с физической картой
— прослушивание сообщения (опережающее задание)
— ответы на вопросы (за экраном)
— работа со схемой (слайд)
— прослушивание сообщения (опережающее задание)
— ответы на вопросы (за экраном)
4) Рассказ учителя о закономерности образования и размещения форм рельефа
(слайд 11 )
— работа с картой «строение земной коры»
— заполнение таблицы, используя информацию тематических карт.
— дополнение предложения (слайд 14)
— Вспомним, что такое рельеф?(сл.6)
— Назовите формы рельефа.
— Посмотрите на физическую карту Евразии. Разнообразие Евразии связано не только с её географическим положением, но и со сложностью строения земной коры в пределах материка.
— Рассмотрите карту «Строение земной коры».
— Каждый материк представляет собой в геологическом отношении древнюю устойчивую платформу (розовый цвет) и более молодые и подвижные складчатые пояса (желтый, фиолетовый и коричневый цвета на карте)
— Какие формы рельефа преобладают в Евразии?
— Назовите равнины Евразии.
— Найдите и покажите их на карте.
— Найдите самое низкое место на территории Евразии. Это Мертвое море, его глубина 410 м. над уровнем моря.
— Послушайте сообщение Марины о Мертвом море.(сл.8)
— Назовите размеры Мертвого моря.
— Почему море так называется?
— На территории какого государства оно расположено?
— Продолжаем работать со схемой. Найдите на карте и покажите горы Евразии.
— Назовите самые высокие горы Евразии. Назовите вершину.
— Назовите горы , расположенные недалеко от Алтайского края.
— Назовите самую высокую вершину гор Алтай.
— Послушайте сообщение об Алтае.(сл.9)
— Какова высота Белухи?
— Почему вершину так назвали?
— Евразия состоит из нескольких древних платформ, соединенных разновозрастными складчатыми поясами.
— Задание: рассмотрите карту, ответьте на вопросы.(сл. 12)
— Каким участкам земной коры соответствуют равнины?
— Каким участкам земной коры соответствуют горы?
— Сейчас будем работать с «Физической картой Евразии» и картой «Строение земной коры» и выясним особенности строения и размещения форм рельефа Евразии. (сл.13)
— Информацию занесем в таблицу:
Соответствующие формы рельефа
(полезные ископаемые)
Древние
Восточно –Европейская
Сибирская
Индийская
Китайско – Корейская
Области складчатости
Древней
новой
— Сделаем вывод:
Древним платформам соответствуют ……. И ………….равнины и плоскогорья.
Складчатым областям соответствуют различные по высоте ………….горы.
5) Рассказ учителя о вулканизме.
— работа с физической картой.
— установление соответствия вулкан – географическое положение.
— В складчатых поясах широко развит вулканизм. (сл.16)
— Задание Используя карту атласа, установите соответствие (сл. 17)
-Ответ постройте по образцу:
Вулкан… расположен на ……….
V. Закрепление:
1)задание на развитие речевого слуха (за экраном)и закрепление месторасположении географических объектов.
— проверка правильности выполнения на слайде19
— проверка правильности выполнения на слайде20
2)инд. выполнение теста за ПК, беседа по вопросам теста (за экраном, на рабочем расстоянии)
—Проведем практическую работу в контурных картах:
— Послушайте, найдите горы на физической карте и отметьте горы в контурных картах .
— Цифрой 1 обозначьте Альпы,2 — Пиренеи, 3- Кавказ, 4- Уральские, 5- Скандинавские, 6- Карпаты
— Проверьте правильность выполнения по слайду.
— Послушайте, найдите равнины на физической карте и отметьте равнины в контурных картах .
-Цифрой 1 обозначьте Западно-Сибирскую равнину,2- Аравийское плоскогорье, 3- Среднесибирское плоскогорье, 4- Индо-Ганскую низменность, 5- Великую Китайскую равнину.
— Проверьте правильность выполнения по слайду.
— Кто выполнил все правильно?
— Кому нужна помощь?
— Выполнить тест в программе MAYTEST (за ПК)
-…, послушай и повтори.
— …, что называется рельефом?
— …, назови горы Евразии.
VI. Итог урока:
— ответы на вопросы за экраном)
— Какую тему изучили?
— Что называется рельефом?
— От чего зависит рельеф земной поверхности?
Рельеф зависит от строения земной коры.
VII. Домашнее задание:
Изучить параграф 72,
в контурных картах отметить все изученные формы рельефа, вулканы Евразии,
составить презентацию-сообщение о формах рельефа Евразии (по желанию)
VIII. Оценка знаний , умений
(комментирование работы обучающихся на уроке, выставление отметок)
Рефлексия:
-Понятна ли вам тема урока?
— Что узнали нового?
— Что запомнили?
— Что было непонятно?
Отметьте на контурной карте формы рельефа Евразии, полезные ископаемые, вулканы.
— действующий вулкан
— потухший вулкан
Источник