Карта полезные ископаемые для 3 класса

Карта полезные ископаемые для 3 класса thumbnail

Школа: №87                                                                                                                                                                                Класс: 3 «а»                                                                                                                          

Цель:познакомить с разнообразием полезных ископаемых.

Оборудование: презентация, учебник по окружающего мира.

Этап урока

t

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Мотивационный. Актуализация знаний.

Словесный, репродуктивное задание.

2 мин.

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос

— Расскажите, что составляет основу экономики.

— Какие природные богатства использует экономика?

— Приведите примеры использования природных богатств.

— От чего зависит успех труда в экономике?

Строить грамматическое рассуждение.

Коммуникативные:

донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

2.Постановка учебной задачи

Словесный,

Слово учителя,

Беседа.

5-7мин.

— Из чего изготавливают автомобили, самолёты, поезда? ( Из стали, металла.)

— Вот построили автомобили, самолеты, поезда, только они сами не поедут и не полетят. Что еще надо для них? (Бензин, горючее.)

— Из чего делается горючее?(Из нефти.)

На экране: сталь, нефть, соль, гранит, каменный уголь и т.д.

— Это полезные ископаемые. Сегодня на уроке будем говорить о полезных ископаемых.

— Что вы хотите узнать на этом уроке?

Формулировать тему урока

Определять цели и пути их достижения.

Коммуникативные:

: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

слушать других.

3.Решение учебной задачи.

Словесный, беседа.

7-10 мин.

— От какого слово произошло слово «ископаемые»? (От слова «копать».)

— Почему они полезные? (Приносят пользу людям.)

— Прочитайте в учебнике первый абзац текста с. 46.

— Что такое полезные ископаемые? (Богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.)

-Назовите жидкое полезное ископаемое.

— Назовите газообразное полезное ископаемое.

— Все полезные ископаемые делятся на три группы.

Горючие                  Рудные (Металлические)           Нерудные (Строительные)

— Приведите несколько примеров полезных ископаемых для каждой группы.

Горючие: каменный уголь, торф, нефть, природный газ.

Рудные: медная руда, железная руда.

Нерудные: известняк, глина, песок, гранит.

— Для чего добывают полезные ископаемые.

— Прочитайте в учебнике текст на с. 47.

— Для чего добывают полезные ископаемые? (Для использования в экономике.)

Как добывают полезные ископаемые.

— Прочитайте в учебник е текст на с. 48.

— Как называются места, где залегают полезные ископаемые?

— Назовите профессию людей, которые отыскивают месторождения полезных ископаемых.

— Рассмотрите иллюстрации на с. 48-49.

— Какое полезное ископаемое добывают в шахте? (Каменный уголь.)

— Какое полезное ископаемое добывают в карьере? (Глину, песок, железную руду, известняк, гранит.)

Железную руду, гранит добывают из недр Земли и на ее поверхности. Раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас – с помощью взрывов, затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где ее обрабатывают.

— Какие полезные ископаемые добывают из скважин?( Нефть, газ.)

— Почему добывать полезные ископаемые становится все труднее и труднее?

— Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди?

— А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?(Сбором металлолома.)

Строить грамматические рассуждения

Отвечать на вопросы.

Отвечать на вопросы.

Строить грамматическое рассуждение.

Ориентируются в учебнике

Коммуникативные:

донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Регулятивные:

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Физ.минутка

Видео

4.Закрепление.

Практический, самостоятельная работа.

15 мин.

Работа в рабочей тетради.

№ 1 с. 25.

— Прочитайте задание. Найдите в учебнике определение полезных ископаемых.Запишите в тетради. (Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.)

№3 с. 25-26.

— Прочитайте первое предложение.

— Догадайтесь, о каком полезном ископаемом идет речь? (О нефти.)

— Впишите название полезного ископаемого в клеточки.

— Продолжите выполнение задания. (Газ, глина, руда, песок, гранит, торф, уголь, соль, известняк.)

(Проверка.)

№4 с. 27.

— Прочитайте задание. Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующую графу.

— Глина применяется в строительстве, служит топливом или используется для получения металлов? (В строительстве.)

— Ставим знак + в соответствующей графе.

— А где используется известняк?(Тоже в строительстве.)

— Продолжите.

(Проверка)

№5 с. 28

— Прочитайте задание. Назовите сооружения, где добывают полезные ископаемые.

— Рассмотрите иллюстрации. Соедините стрелками рисунок и название сооружения.

(Проверка.)

№6 с. 28.

— Прочитайте задание. Что такое шахта?

— Для чего строят шахты?

— Отыщите на рисунке дорогу к кладу.

(Проверка. )

Отвечать на вопросы.

Строить грамматическое рассуждение.

Ориентируются в рабочей тетради

Регулятивные:

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

К:участвуют в учебном диалоге; формулируютответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

5.Рефлексия.

Словесный, репродуктивное задание.

Домашнее задание

3 мин.

Подведение итогов.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Какие цели вы ставили перед собой?

— Как вы думаете мы их достигли?

Читайте также:  Какой зеленый чай самый полезный для похудения

Отвечать на вопросы.

Обобщать изученное.

К.: оформлять свои мысли в устной и письменной речи

Источник

Урок окружающего мира.

Тема урока:                                                        Полезные ископаемые.

Организационная структура урока.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы совзаимодействия

Универсальные учебные действия

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I.Мотивация к учебной деятель

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать.

Фронтальная работа.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.

Устные ответы.

II.Актуализация знаний.

Беседа на тему «Полезные ископаемые»

Организует беседу по вопросам:

— Из чего изготавливают автомобили, самолёты, поезда?

— Вот построили автомобили, самолёты, поезда, только они сами не поедут и не полетят. Что ещё надо для них?

— Из чего делается горючее?

— Дополните предложение: сталь, нефть…

— Как назвать их общим словом?

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Фронтальная работа.

Познавательные: перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других; оформляют свои мысли в устной речи с учётом своего жизненного опыта.

Устные ответы.

III.Поиск решения пробле

мы (открытие нового знания).

1.Презентация «Полезные ископаемые».

2.Исследование в малых группах. Работа с учебником, с. 60-65. Заполнение таблицы «Паспорт полезного ископаемого».

3. Обмен информацией.

4. Физкультми

нутка.

5.Организация информации. Связывание информации. Обобщение.

1. Знакомит со слайдами презентации, комментирует новую информацию, организует её обсуждение.

2. Предлагает исследовать полезное ископаемое по плану, составить план работы в группах. Предлагает вспомнить правила работы в группах.

3. Организует беседу по вопросам:

— Какое свойство является основным (главным) для данного полезного ископаемого?

— Где используется данное полезное ископаемое? На каких свойствах основано его применение?

4. Проводит физкультминутку.

5. Организует, связывает информацию, полученную учащимися на уроке.

— Как много полезных ископаемых мы с вами выделили! Каждое из них обладает определёнными отличительными свойствами. А можем ли объединить их в какие-то группы по признаку сходства?

— Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на две большие группы: рудные и нерудные. Нерудные полезные ископаемые в свою очередь делятся на две подгруппы. Как вы думаете, на какие? (Строительные и горючие.)

— Эту таблицу можно дополнить группой, в которую входят драгоценные камни, их ещё называют ювелирными. Это алмаз, рубин, топаз, малахит, яшма и др.

1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы.

2. Учащиеся работают в группах, заполняют таблицу.

3. Каждая группа представляет информацию – информационный продукт «Паспорт полезного ископаемого» (гранит, известняк, песок, глина, каменный уголь, каменная соль).

4. Выполняют физические упражнения.

5. Классифициру

ют полезные ископаемые по их применению (строительство, топливо, металлургия) и по их состоянию (жидкие, твёрдые, газообразные).

Коллективное заполнение сводной таблицы.

1.Фронтальная работа.

2. Работа в группах.

3.Индивидуальная работа.

4.Фронтальная работа.

5.Фронтальная работа.

Личностные: в предложенных ситуациях опираются на общие для всех правила поведения, делают выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления; определяют причины явлений, событий.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

1.Устные ответы.

2.Заполне

ние таблицы.

3.Сообще

ния по данной теме.

4. Контроль выполнения упражнений.

5.Устные ответы.

IV.Первичное осмысление и закрепление.

1. Выполнить задание в рабочей тетради, с. 24-25 № 56, 57, 59, 60, 61.

2.Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

1. Поясняет задания, выполняемые учащимися в рабочей тетради, проводит индивидуальный контроль.

2. Создаёт игровую ситуацию.

1.Самостоятельно выполняют задания в рабочих тетрадях.

2. Активно участвуют в игре.

1.Индивидуальная работа.

2.Фронтальная работа.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради.

1.Задание в рабочей тетради.

2. Устные ответы.

V. Итоги урока. Рефлексия.

Обобщить полученные на уроке сведения.

Проводит беседу по вопросам:

— Что нового вы сегодня узнали на уроке?

— Что вас больше всего заинтересовало?

1. Отвечают на вопросы.

2. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Фронтальная работа.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Оценивание работы учащихся на уроке.

VI.Домашнее задание.

Учебник, с. 60-65; рабочая тетрадь, с. 25 № 58.

Конкретизирует задания.

— Подготовить рассказ об одном полезном ископаемом по плану, не называя его. Задача класса: узнать полезное ископаемое.

Записывают домашнее задание.

Индивидуальная работа.

Источник

Инфоурок

Начальные классы
›Конспекты›Технологическая карта урока и презентация по окружающему миру на тему «Полезные ископаемые»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Урок Полезные ископаемые.doc

Выбранный для просмотра документ полезные ископаемые.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Описание слайда:

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

2 слайд

ГЕ+,КОЛОС,+Г ГЕОЛОГ

Описание слайда:

ГЕ+,КОЛОС,+Г ГЕОЛОГ

3 слайд

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ? Проблемный вопрос

Описание слайда:

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ? Проблемный вопрос

4 слайд

Что такое – полезные ископаемые Исследуем полезные ископаемые Полезные ископа

Описание слайда:

Что такое – полезные ископаемые Исследуем полезные ископаемые Полезные ископаемые Урала Способы добычи полезных ископаемых План

5 слайд

Читайте также:  Полезные схемы в авто на реле

Что такое – полезные ископаемые Полезные ископаемые – это богатства земных кл

Описание слайда:

Что такое – полезные ископаемые Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.

6 слайд

Исследуем полезные ископаемые Название полезного ископаемого ________________

Описание слайда:

Исследуем полезные ископаемые Название полезного ископаемого ___________________ Твердое или жидкое _____________________________ Цвет ___________________________________________ Плотное или рыхлое (или пластичное) _______________ Прозрачное или непрозрачное _____________________ Горючее или негорючее ___________________________ Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)_______________________________________

7 слайд

Полезные ископаемые Урала Урал- богатейшая кладовая страны. За 300-летнюю ист

Описание слайда:

Полезные ископаемые Урала Урал- богатейшая кладовая страны. За 300-летнюю историю промышленного Урала в его недрах обнаружено более 1200 месторождений полезных ископаемых и зафиксировано более 1000 минералов.

8 слайд

Карта полезные ископаемые для 3 класса

9 слайд

Полезные ископаемые Урала

Описание слайда:

Полезные ископаемые Урала

10 слайд

Уральские самоцветы Яшма Малахит Амазонит Топаз Аквамарин Турмалин Хризолит Ц

Описание слайда:

Уральские самоцветы Яшма Малахит Амазонит Топаз Аквамарин Турмалин Хризолит Цитрин Циркон Аметист Хрусталь Агат Авантюрин Морион Родонит Флюорит

11 слайд

это места в глубинах Земли или на поверхности Земли, где залегают ( находятся

Описание слайда:

это места в глубинах Земли или на поверхности Земли, где залегают ( находятся) полезные ископаемые Способы добычи полезных ископаемых МЕСТОРОЖДЕНИЕ

12 слайд

Способ добычи полезных ископаемых с поверхности Земли Карьер = Котлован.

Описание слайда:

Способ добычи полезных ископаемых с поверхности Земли Карьер = Котлован.

13 слайд

Способ добычи нефти и природного газа путём пробуривания скважин на поверхнос

Описание слайда:

Способ добычи нефти и природного газа путём пробуривания скважин на поверхности Земли. Буровая установка

14 слайд

Способ добычи полезных ископаемых из-под поверхности Земли . Шахта

Описание слайда:

Способ добычи полезных ископаемых из-под поверхности Земли . Шахта

15 слайд

Вывод ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ? Хозяйственная деятельность людей невоз

Описание слайда:

Вывод ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ? Хозяйственная деятельность людей невозможна без полезных ископаемых. Одни используются в строительстве, другие служат топливом, из третьих получают металлы.

16 слайд

Домашнее задание Выполнить задания стр. 50.

Описание слайда:

Домашнее задание Выполнить задания стр. 50.

17 слайд

Карта полезные ископаемые для 3 класса

18 слайд

Карта полезные ископаемые для 3 класса

Выберите книгу со скидкой:

Карта полезные ископаемые для 3 класса

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Карта полезные ископаемые для 3 класса

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Карта полезные ископаемые для 3 класса

Курс повышения квалификации

Карта полезные ископаемые для 3 класса

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-228017

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Технологическая карта урока-проекта

ФИО учителя: Демидова Елена Михайловна

Класс: 3 Предмет: окружающий мир

Тема урока: Полезные ископаемые

Цель урока: Углубление знаний обучающихся о полезных ископаемых, их свойствах, применении и бережном использовании.

Задачи:

— познакомить обучающихся с разнообразием полезных ископаемых и их важной ролью в экономике страны;

— организовать проектную деятельность школьниками;

— формировать умение планировать, собирать, оформлять информацию и защищать проект;

— развивать умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства;

— повышать творческую активность обучающихся.

Личностные:

— умение организовыватьсвою деятельность в группе;

— развитие познавательного интереса к проектной деятельности, готовность сотрудничать с одноклассниками при обсуждении и выполнении проекта и его защиты;

— умение оценивать себя по критериям.

Регулятивные:

— умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

— принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать совместно с учителем результат своих действий;

— применять алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач;

— высказывать своё предположение;

— работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

— анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

— формировать умение работать с коллекционным и раздаточным материалом (учебный текст, научно-популярный текст, иллюстрации, коллекции);

— формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, делать выводы, представлять информацию в виде проекта.

Коммуникативные:

— формировать умения учебного сотрудничества: договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности;

— формировать умение работать в группе;

— формировать умения представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы;

— формировать умения высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения;

умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, готовность сотрудничать при обсуждении и выполнении проектной работы: выбиратьформу участия, готовить устное сообщение по алгоритму.

Планируемый результат: Владеть знаниями о полезных ископаемых. Выполнять частично-поисковую и проектную деятельность. Анализировать ее результаты, делать выводы, составлять связные рассказы, работать в группах. Быть внимательным и наблюдательным.

Основные понятия: полезное ископаемое, карьер, шахта, скважина.

Методы обучения: словесный; ИКТ: мультимедийная презентация, видео ролик «Полезные ископаемые»; наглядно-демонстрационный; практический; частично-поисковый; метод проектов.

Формы работы:фронтальная; индивидуальная; групповая.

Технологии: проблемное обучение, проектная деятельность.

Оборудование:интерактивная доска, компьютер.

Зрительный ряд:презентация, интерактивная доска, видео ролик, словарь, энциклопедия, справочник, учебник, коллекция полезных ископаемых, предметы быта: торфяной и глиняный горшочки.

Материалы для обучающихся: образцы полезных ископаемых: каменный уголь, гранит, железная руда; раздаточный материал (карточки), бланки «Лист планирования и продвижения по заданию» и «Лист самооценки», клей-карандаш, алгоритмы, блокнот, раскладушка и мини-стенгазета.

(Учитель за 5 минут до урока делит детей на группы)

— Ребята, возьмите один из этих камешков, переверните кружок и занимайте места в классе согласно вашему цвету.

Слайд 1

— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Елена Михайловна. Я буду проводить у вас урок окружающего мира.

Рассаживаются.

Цель: мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки.

Личностные: действие смыслообразования, установление обучающимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. Подготовительный этап

  1. Актуализация знаний

— Сегодня на урок я принесла предметы, которые можно приобрести в магазине, они необходимы нам в быту. Посмотрите на них.

— Что у них общего?

— А из чего они сделаны?

— А что такое торф и глина?

— Какая же тема нашего урока?

(Учитель прикрепляет к доске тему урока.)

— Глина – самое распространенное полезное ископаемое. Она образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Под действием солнца, воды и ветра гранит разрушается. Из слюды и полевого шпата образуется глина. (Учитель показывает глину.)

— Торф – важное полезное ископаемое. Он легкий, легче воды и глины. Сухой торф хорошо впитывает влагу, а также хорошо горит. Он образуется на болотах из остатков растений. (Учитель показывает коллекцию «Торф».)

Читайте также:  Срок полезного использования оборудования что это

Слайд 2

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы: 
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету —
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник, 
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

— О каких же богатствах и секретах говорится в этом стихотворении?

— А как можно назвать эти нужные природные богатства по-другому?

Слайд 2

— Да, это тоже полезные ископаемые.

— Это тела, горшочки.

— Из глины и торфа.

— Полезные ископаемые.

— Тема нашего урока «Полезные ископаемые»

— Дети слушают информацию и рассматривают глину и торф.

— О минералах, кристаллах, металле, глине, сапфире и рубине, камне.

— Полезные ископаемые?

Цели:

1) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

2) Организовать уточнение и согласование темы урока.

Личностные: действие смыслообразования, установление обучающимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы; анализ, обобщение.

Слайд 3

  1. Целеполагание

— Как вы думаете, на какие вопросы вам предстоит ответить в течение урока? (Что вы не знаете, а хотели бы узнать?) Попробуйте свой вопрос начать с вопросительных слов: Что …? Какие …? Для чего …? Как …? Какую роль…?

— Вопросов много и почти на все можно найти ответы. Все ваши вопросы я объединила в четыре проблемы. Я думаю, что в течение урока мы их постараемся все решить.

Слайд 3

(Учитель прикрепляет проблемные вопросы к доске.)

  • Узнать, что такое полезные ископаемые, и какие они бывают?

  • Найти информацию, какие свойства имеют полезные ископаемые?

  • Выяснить, для чего и как добывают полезные ископаемые?

  • Определить, какую роль играют полезные ископаемые в жизни человека?

— А теперь давайте попробуем сформулировать ЦЕЛЬ урока.

Слайд 3

-Углублять знания о чем?

— Рассматривать их что?

— Раз знаем свойства, то полезные ископаемые надо…?

— Использовать надо как…?

Углублять знания о (полезныхископаемых), их (свойствах), (применении) и (бережном) использовании.

— Обучающиеся предлагают варианты вопросов.

— О полезных ископаемых.

— Свойства.

— Об их применении.

— О бережном использовании.

    1. Поиск решения проблемы (открытие новых знаний)

— Ребята, наша тема состоит из двух слов. Как вы понимаете каждое из них?

— Полезные это?

— А ископаемые это то?

— Откройте учебник на с.46 и прочитайте определение, что такое полезные ископаемые.

Слайд 3

— А сейчас посмотрите видеоролик «Полезные ископаемые».

— Скажите, о каких полезных ископаемых вы посмотрели в видеоролике?

— Можно ли обходиться без строительных материалов, например, кирпичей, бетона?

— Но для изготовления кирпича и бетона людям приходится добывать в природе песок, глину, известняк. (Учитель показывает известняк.)

— Известняк – это камень, чаще белого или светло-серого цвета, состоит из мельчайших частичек, скрепленных между собой.

— Может ли экономика страны обойтись без природного газа, бензина?

— Правильно, не может, потому что это различные виды топлива. Газ добывают в природе. А из чего получают бензин?

(Показываю коллекцию «Нефть»)

— Нефть – это масленичная жидкость, темного цвета, с резким запахом. Главное свойство нефти – горючесть.

— Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, автомобили, самолеты, поезда на рельсах, …. Все это из металлов. А из чего получают металлы?

— Полезные – это нужные, необходимые…;

ископаемые – это то, что выкопали…

— Ученики предлагают свои версии.

Полезные ископаемые — природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют.

— О песке, глине, каменной соли, нефти, железной руде.

— Нет.

— Дети рассматривают известняк.

— Не может.

— Из нефти.

— Из руд.

  1. Основной этап (этап реализации проекта)

  1. Продолжение решения проблем (открытие новых знаний)

— А сейчас вы продолжите поиск решения проблем в группах. Каждая группа – это маленькая исследовательская лаборатория.

— Вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском полезных ископаемых.

— А как называется профессия людей, которые изучают полезные ископаемые, отыскивают месторождения?

— Каждая группа будет работать над своим проектом. А вы знаете, что такое проект?

Слайд 4

Проект – это «пять П»:

Слайд 4

ПРОБЛЕМА, ПРОЕКТИРОВАНИЕ (планирование), ПОИСК информации, ПРОДУКТ, ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

(Учитель прикрепляет на доску этапы проектной деятельности.)

Слайд 5

— Перед уроком, занимая место в классе, вы уже выбрали объект для изучения. На желтых кружках прикреплен каменный уголь, ваша тема «Горючие полезные ископаемые».

— На красных кружках прикреплен гранит, ваша тема «Строительные полезные ископаемые».

— На зеленых кружках прикреплена железная руда, ваша тема «Металлы (рудные полезные ископаемые)».

(Учитель ставит табличку каждой группе.)

— Ребята, давайте заполнять бланк «Лист планирования и продвижения по заданию».

(Учитель выдает бланк группам.)

— Кому доверите писать в бланке?

— Пишем 3 класс.

— Номер группы … (1, 2, 3)

— Название темы спишите с табличек.

— Форма представление проекта у вас уже проставлена. Ваша группа будет делать проект в форме …, вы …, ну а вам достался …?

(Учитель показывает группам блокнот, раскладушку или мини-стенгазету)

— Запишите время начала работы …

— Геологи.

Варианты ответов детей.

Слушают, рассматривают полезное ископаемое.

Один из участников группы заполняет бланк.

— В форме мини-стенгазеты

— Раскладушка

— Блокнот

Цель: Организовать усвоение детьми новых знаний через проектную деятельность

Личностные: умение организовыватьсвою деятельность в группе.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.

  1. Проектирование (планирование) работы (открытие новых знаний)

— Переходим к проектированию.

— Полезное ископаемое, с которым вы будете работать, в ка