Карта полезных ископаемых евразии 7 класс
Модуль II. Тема «Рельеф и полезные ископаемые Евразии»
Номер учебного элемента (УЭ)
Учебный материал, с указанием заданий.
Руководство по усвоению учебного материала.
УЭ-0
Интегрирующая цель: в процессе учебной работы над заданиями вы должны:
— установить особенности размещения крупных форм рельефа на материке;
— раскрыть закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых от строения и истории развития земной коры.
Внимательно прочитайте цель урока.
2 минуты
УЭ-1
Цель: систематизировать знания о географическом положении материка Евразия.
- Выполните тест.
- Крайние точки Евразии:
— северная;
— южная;
— западная;
— восточная.
1) Игольный; 2) Байрон; 3) Челюскин; 4) Альмади; 5) Гальинас;
6) Стип-Пойнт; 7)Дежнёва; 8) Йорк; 9) Хафун; 10)Рока; 11) Париньяс; 12) Каабу-Бранку; 13) Эль-Абьяд; 14)Пиай; 15) Фроуэрд.
2. К каким океанам принадлежат моря:
— Норвежское, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское;
— Берингово, Охотское, Японское, Жёлтое, Восточно-Китайское;
— Северное, Балтийское, Средиземное, Чёрное, Мраморное;
— Аравийское, Красное.
1)Индийский океан; 2)Северный Ледовитый океан; 3)Тихий океан; 4)Атлантический океан.
II. Проверьте свои ответы по приложению. Проанализируйте свои ошибки. Определите уровень ваших знаний по следующей схеме: 8 баллов – высокий; 7-6 баллов – средний; 5 и менее низкий.
Работайте самостоятельно в тетради.
8 минут
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Результаты занесите в таблицу контроля.
УЭ-2
Цель: установить связь между строением земной коры и расположением основных форм рельефа материка.
- В §60 «Особенности рельефа Евразии, его развитие», с.233-234 найдите ответы на вопросы:
— Что лежит в основании материка Евразии?
— Чем можно объяснить разнообразие рельефа материка?
Работайте в группах.
5 минут
УЭ-3
Цель: сопоставить карту строения земной коры с физической картой для выявления особенностей расположения крупных форм рельефа.
- Выполните практическую работу.
— Найдите на физической карте Евразии Восточно-Европейскую, Западно-Сибирскую и Великую Китайскую равнины; плоскогорья: Среднесибирское и Декан; нагорья: Тибет и Иранское; горы: Скандинавские, Уральские, Пиренеи, Альпы, Карпаты, Кавказ, Гималаи.
— Работу оформите в виде таблицы.
Строение земной коры | Названия основных форм рельефа | Полезные ископаемые |
I. Древние платформы: | ||
II. Складчатые области: |
— После заполнения таблицы все указанные в ней формы рельефа нанести на контурную карту.
Работайте в группах.
15 минут
УЭ-4
Цель: проверить знания, полученные в ходе работы на уроке.
- Установите соответствие:
А. Западно-Сибирская равнина 1) древняя платформа;
2) кр. месторождения нефти и газа;
3) средняя высота менее 100 м;
4) возвышенная равнина;
Б. Плоскогорье Декан. 5) область древней складчатости;
6) плоская равнина;
7) кр. месторождения жел. руды;
8) средняя высота 500 – 1000 м.
II. Проверьте свои ответы по приложению.
Работайте самостоятельно в тетради.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Результаты занесите в таблицу контроля
УЭ-5
Цель: подведение итогов урока.
- Оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока вы набрали 16-14 баллов, то получаете оценку «5»; 13-11 баллов – оценку «4»; 10-8 баллов – оценку «3»; менее 8 баллов – оценку «2».
- Дифференцированное домашнее задание.
Оценка за урок | Задания |
«5» | Изучить § 60, 61 |
«4» | Изучить § 60, 61; вопросы №1, 2, стр.235 |
«3» | Изучить § 60, 61; вопросы №1, 2, 3, стр.235-236. |
Оценку запишите в дневник.
Источник
Рельеф и полезные ископаемые Евразии отличаются огромным разнообразием. Этот континент геоморфологи очень часто называют материком контрастов. Геологическое строение, рельеф континента, а также размещение полезных ископаемых в Евразии будет детально рассмотрено в этой статье.
Материк Евразия: геологическое строение
Евразия — самый крупный материк нашей планеты. 36% суши и около 70% земного населения сосредоточено именно здесь. Почти все материки Земли, по сути, являются осколками двух древних суперконтинентов – Лавразии и Гондваны. Но только не Евразия. Ведь она образовалась из нескольких литосферных блоков, которые долгое время сближались и, наконец, спаялись в единое целое замками складчатых поясов.
Материк состоит из ряда геосинклинальных областей и платформ: Восточно-Европейской, Сибирской, Западносибирской, Западноевропейской и других. В Сибири, на Тибете, а также в районе озера Байкал земная кора посечена огромным количеством трещин и разломов.
В разные геологические эпохи возникали и формировались складчатые пояса Евразии. Тихоокеанский и Альпийско-Гималайский – самые крупные из них. Они считаются молодыми (то есть их формирование еще не закончилось). Именно к этим поясам относятся крупнейшие горные системы материка – Альпы, Гималаи, Кавказские горы и другие.
Некоторые районы материка являются областями повышенной сейсмической активности (как, например, Центральная Азия или Балканский полуостров). Мощные землетрясения наблюдаются здесь с немалой частотой. Наличием самого большого количества действующих вулканов также может похвастаться именно Евразия.
Полезные ископаемые континента тесно связаны с его геологическими структурами. Но о них мы поговорим далее.
Общие особенности рельефа Евразии
Рельеф и полезные ископаемые Евразии чрезвычайно разнообразны. Они формировались в мезозое и кайнозое, в пределах нескольких древних платформ, соединенных подвижными областями складчатости.
Евразия – второй по высоте материк на планете со средней высотой в 830 метров над уровнем моря. Выше только Антарктида, да и то исключительно за счет мощного ледяного панциря. Самые высокие горы и самые крупные равнины находятся именно в Евразии. И по общему количеству их гораздо больше, нежели на других континентах Земли.
Для Евразии характерна максимально возможная амплитуда (перепад) абсолютных высот. Именно здесь находится наивысшая вершина планеты – гора Эверест (8850 м) и самая низкая точка мира – уровень Мертвого моря (–399 метров).
Горы и равнины Евразии
Почти 65% территории Евразии занято горами, плоскогорьями и нагорьями. Остальное принадлежит равнинам. Пять крупнейших по площади горных систем материка:
- Гималаи.
- Кавказ.
- Альпы.
- Тянь-Шань.
- Алтай.
Гималаи – высочайший горный массив не только Евразии, но и всей планеты. Они занимают около 650 тысяч квадратных километров площади. Именно здесь расположена «крыша мира» – гора Джомолунгма (Эверест). За всю историю эту вершину покорили 4469 альпинистов.
На этом материке также расположено Тибетское нагорье – самое крупное в мире. Оно занимает огромную площадь — два миллиона квадратных километров. На Тибетском нагорье берут свое начало многие известные реки Азии (Меконг, Янцзы, Инд и прочие). Таким образом, это еще один геоморфологический рекорд, которым может похвастаться Евразия.
Полезные ископаемые Евразии, к слову, часто залегают именно в зонах складчатости. Так, к примеру, недра Карпатских гор очень богаты нефтью. А в горах Урала активно добывают драгоценные минералы – сапфиры, рубины и другие камни.
Равнин и низменностей в Евразии тоже немало. Среди них еще один рекорд – Восточно-Европейская равнина, которая считается крупнейшей на планете. Она протянулась от Карпат до Кавказа почти на 2500 тысяч километров. В пределах этой равнины, целиком или же частично, расположено двенадцать государств.
Рельеф Евразии: изюминки и интересные факты
За впечатляющими орографическими рекордами очень легко упустить менее масштабные, но не менее интересные особенности материка. В рельефе Евразии присутствуют, по сути, все известные современной науке формы рельефа. Пещеры и карстовые шахты, кары и фьорды, овраги и речные долины, дюны и барханы – все это можно увидеть в пределах самого крупного континента Земли.
В Словении находится знаменитое плато Карст, геологические особенности которого дали название целой группе специфических форм рельефа. В пределах этого небольшого известнякового плато насчитывается несколько десятков красивейших пещер.
Немало в Евразии и вулканов, как действующих, так и потухших. Ключевская сопка, Этна, Везувий и Фудзияма – самые известные из них. А вот на Крымском полуострове можно увидеть уникальные грязевые (на Керченском полуострове) или же так называемые неудавшиеся вулканы. Ярким примером последнего является известная многим гора Аю-Даг.
Полезные ископаемые материка
Евразия занимает первое место в мире по общим запасам многих минеральных ресурсов. В частности недра материка чрезвычайно богаты нефтью, газом и рудами цветных металлов.
В горах, а также на щитах (выступах фундамента платформ) Евразии сосредоточены солидные месторождения железных и марганцевых руд, а также олова, вольфрама, платины и серебра. К прогибам фундаментов древних платформ приурочены огромные запасы топливных минеральных ресурсов – нефти, газа, угля и горючих сланцев. Так, крупнейшие месторождения нефти разрабатываются в Персидском заливе, на Аравийском полуострове, в шельфе Северного моря; природного газа – в Западной Сибири; угля – в пределах Восточно-Европейской равнины и на Индостане.
Чем еще богата Евразия? Полезные ископаемые нерудного типа также чрезвычайно распространены на материке. Так, на острове Шри-Ланка находится самое большое в мире месторождение рубинов. В Якутии добывают алмазы, в Украине и Забайкалье – гранит высочайшего качества, в Индии – сапфиры и изумруды.
В целом основные полезные ископаемые Евразии – это нефть, газ, железная руда, марганец, уран, вольфрам, алмазы и каменный уголь. По объемам добычи многих из этих ресурсов материк не имеет себе равных во всем мире.
Полезные ископаемые Евразии: таблица и главные месторождения
Стоит отметить, что минеральные ресурсы материка расположены крайне неравномерно. Некоторым государствам в этом плане откровенно повезло (Россия, Украина, Казахстан, Китай и проч.), а другим – не очень (как, например, Японии). Ниже перечислены самые важные полезные ископаемые Евразии. Таблица также содержит информацию о крупнейших месторождениях тех или иных минеральных ресурсов материка.
Минеральный ресурс (тип) | Полезное ископаемое | Крупнейшие месторождения |
Топливный | Нефть | Аль-Гавар (Саудовская Аравия); Румайла (Ирак); Дацин (Китай); Самотлорское (Россия) |
Топливный | Природный газ | Уренгойское и Ямбургское (Россия); Галкыныш (Туркмения); Агаджари (Иран) |
Топливный | Каменный уголь | Кузнецкий, Донецкий, Карагандинский бассейны |
Топливный | Горючий сланец | Баженовское (Россия), Болтышское (Украина), Молларо (Италия), Нордлингер-Рис (Германия) |
Рудный | Железная руда | Криворожский (Украина), Кустанайский (Казахстан) бассейны; Курская магнитная аномалия (Россия); Кирунавара (Швеция) |
Рудный | Марганец | Никопольское (Украина), Чиатурское (Грузия), Усинское (Россия) |
Рудный | Урановая руда | Индия, Китай, Россия, Узбекистан, Румыния, Украина |
Рудный | Медь | Октябрьское и Норильское (Россия), Рудна и Любин (Польша) |
Нерудный | Алмазы | Россия (Сибирь, Якутия) |
Нерудный | Гранит | Россия, Украина, Испания, Швеция, Индия |
Нерудный | Янтарь | Россия (Калининградская область), Украина (Ровенская область) |
В заключение
Крупнейшим материком на нашей планете является Евразия. Полезные ископаемые этого континента отличаются огромным разнообразием. Здесь сосредоточены самые большие в мире запасы нефти, природного газа, железной и марганцевой руды. В недрах материка содержится большое количество меди, урана, свинца, золота, угля, драгоценных и полудрагоценных камней.
Источник
Технологическая карта урока
«Рельеф и геологическое строение территории Евразии» (2 академических часа)
Дата:
10.04.2019
Тема: «Рельеф
и геологическое строение территории Евразии» (Модульная технология обучения)
Цель: Формирование знаний и представлений о рельефе и полезных ископаемых Евразии
Общеобразовательная:
А. Формирование специальных знаний.
Сформировать умение объяснять зависимость между строением земной коры и формами рельефа
Сформировать умение устанавливать взаимосвязь между строением рельефа и полезными ископаемыми
Сформировать умение работать с атласами и контурными картами и умение находить и показывать основные формы рельефа
Б. Развитие умений, которые были сформированы ранее.
Развивать знания о рельефе в целом
Развить умение систематизировать информацию (поиск, отбор) при работе с текстом учебника и атласом
В. Формирование общих умений.
Формировать умение контролировать ход своей деятельности при работе с текстом и таблицей
Формировать умение работать во времени на всех этапах урока
Формировать научное мировоззрение
Универсальные учебные действия:
уметь систематизировать,
сопоставлять,
анализировать,
обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах
Развивающая:
Обогатить словарный запас учащегося следующими терминами и понятиями: тектоническая структура, сейсмический пояс, литосферная плита, платформа, полезные ископаемые.
Развивать умение сравнивать на примере сравнения различных форм рельефа.
Развивать умение систематизировать при работе с текстом и таблицей.
Развивать навыки самостоятельной работы на всех этапах работы
Воспитательные: Продолжить работу над формированием системы нравственных ценностей:
Бережного отношения к окружающему миру;
умения критично оценивать результаты;
сознательного отношения к дисциплине и самостоятельности;
уважения друг к другу;
развивать речевую культуру.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПРЕДМЕТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ
Давать определения терминов, понятий по тематике урока;
Называть составные части рельефа;
Описывать рельеф Евразии, пользуясь картой атласа;
Оценивать размещение основных форм рельефа и взаимосвязь с тектоническими структурами, значение полезных ископаемых в жизни человека;
Наносить на контурную карту крупнейшие формы рельефа Евразии ;
Работать с картами атласа (физической и тектонической)
Определять учебную цель под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя,
выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально,
находить достоверные сведения в источниках географической информации,
анализировать (в т. ч. выделять главное) и
обобщать тематическую информацию,
формулировать выводы,
определять понятия,
строить логически обоснованные рассуждения.
Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами.
Понимать смысл своей деятельности,
понимать роль и значение географических знаний,
осознание причин различия в формировании платформенных и складчатых областей,
применять полученные знания в жизни.
ТИП УРОКА
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
ТЕХНОЛОГИИ
Урок изучения нового материала (открытия новых знаний)
Учебно-методический комплекс: тетрадь, учебник, атлас, карты урока (раздаточный материал) для каждого ученика.
технические средства обучения:
интерактивная доска
компьютер.
Технология системно-деятельностного метода обучения;
Информационно-коммуникационные технологии;
Здоровьесберегающие технологии;
Технологии развивающего обучения.
СТРУКТУРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
ЭТАПЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Организационный момент.
ОМ -1
Мотивация учебной деятельности.
Актуализация знаний и их коррекция.
ОМ-2, УЭ-0
Создание эмоционального настроя урока.
Определение тематических рамок урока (слайд 2)
Выяснение исходного уровня знаний по теме.
Проверка правильности заполнения пропусков (слайд 7)
Просмотр слайдов.
Предложение вариантов темы урока и его построения.
Активизация познавательных процессов.
Отвечают на вопросы УЭ-1 задание 1
Выполняют задание 3
Просмотр слайдов.
Попытки формулировки темы урока и предложения вариантов проведения урока.
Ответы на вопросы УЭ-1 задания 1
Схема «Формы рельефа» задание 2
Дополняют фразы при помощи физической карты атласа (с.48)
Формулировка темы.
Строить логические рассуждения.
Устно отвечают на вопросы, сверяются с правильными ответами (слайд 3,4,5)
Заполнение схемы «Формы рельефа»
Заполнены пропуски в задании 3
2.Первичное усвоение новых знаний по рельефу Евразии
ОМ-3
ОМ-4
Организация работы.
Слайд 8
Во время заполнения таблицы обучающимися рассказывает материал о горных поясах и великих извержениях
Слайды 9,10,11,12,13
Слайд 14, проверка правильности заполнения таблицы
Презентация «Горные системы мира» слайды 15-19
Инструкция по выполнению УЭ-3, задания 3(домашнее)
Информация о самой глубокой впадине суши и разнообразии равнин Евразии.
Инструкция по выполнению задания
(домашнее)
Ознакомление обучающихся с инструкцией
Подбор необходимых средств обучения
Уметь вести диалог, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие с одноклассниками.
Читают текст
(УЭ-1, задание 1) на слайде 8
Заполняют таблицу УЭ-2, задание 2,пользуясь тектонической картой (с.6 атласа)
Исправляют ошибки в таблице
Слушают презентацию учителя и выполняют УЭ-3, задание 2, используя приложение в учебнике с.279, физическую карту Евразии в атласе с.48, действуя по образцу.
Выполнение задания в контурной карте
Слайды 21,22,23
Чертят в тетради таблицу «Характеристика крупнейших равнин Евразии»,
подписывают равнины на контурной карте
Работа с картами атласа,
просмотр слайдов.
УЭ-2, задание 2
УЭ-2, задание 2
УЭ-3, задание 2
УЭ-3, задание 3
ОМ-4, задание
Заполненная таблица «Тектонические структуры и формы рельефа Евразии»
Заполненная таблица «Тектонические структуры и формы рельефа Евразии» (исправленная и дополненная)
Заполненная таблица «Горные системы Евразии и их наивысшие точки»
Заполненная контурная карта Евразии
Заполненная контурная карта Евразии.
3. Проверка понимания. Подведение итогов работы. Выходной контроль.
Инструкция по выполнению теста ОМ-5, задание.
Решают тесты, записывают ответы в таблицу.
Тест.
Выполненный тест.
Строить логические рассуждения, делать вывод о применении в жизни новых полученных знаний.
Подсчет результатов теста и выставление оценок за урок.
(слайд 24)
4.Рефлексия
Организация итогового диалога. Выводы по итогам работы.
Домашнее задание.
Самооценка
Вспомните то, о чем вели речь на уроке и выскажите свое мнение, ответ начинайте с фразы
Мне было интересно…
Я сегодня узнал…
Мне понравилось…
Для меня стало новым…
Мне захотелось…
Выберите одного ученика, которому хочется сказать спасибо за сотрудничество.
Самооценка своих действий.
Уметь оценивать других.
Строить логические рассуждения.
Сопоставлять факты.
Заполнять таблицы, пользуясь дополнительными источниками знаний.
Правильно заполнять контурные карты.
Источник