Карта республики хакасия с полезными ископаемыми
Особенности природы Хакасии
Юго-западную часть Восточной Сибири, левобережный бассейн Енисея занимает Республика Хакасия. Она лежит в пределах Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинской котловины.
Её протяженность с севера на юг составляет 460 км, а с запада на восток 200 км в более широкой части.
Северная, восточная и юго-восточная граница проходит с Красноярским краем, на юге граница идет с Республикой Тыва, с юго-запада – Республика Алтай, а с запада граничит с Кемеровской областью.
Климат Республики резко континентальный с малоснежной и холодной зимой. Лето здесь сухое и жаркое. Январская средняя температура -18,9 градуса, а июльская +17,9 градуса. Осадки выпадают неравномерно – в степной зоне за год выпадает от 300 до 700 мм, в горно-таежной зоне количество осадков возрастает до 1500 мм.
В рельефе выделяется равнинная и горная части. Равнинная часть представлена Минусинской и Чульмо-Енисейской котловинами, а горная часть – восточными склонами Кузнецкого Алатау, Абаканского хребта и северными склонами Западного Саяна.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Саяны, расположенные на западе и юге Хакасии, занимают 2/3 территории.
Крупными и главными реками являются Енисей и Абакан, по долинам которых расположены степи. Для гор характерна вертикальная поясность ландшафтов.
Склоны Кузнецкого Алатау сухие, поэтому там растут светлохвойные леса – лиственница, сосна. Темнохвойные леса – пихтово-кедровые, занимают склоны Абаканского хребта и Западного Саяна.
Леса, растущие в долинах рек смешанные, они характеризуются наличием берез, кедра, пихты, ели, ивы, осины, лиственницы. Подлесок этих лесов представлен березой низкой, курильским чаем, смородиной, ольхой и др.
В высокогорном поясе выделяются кедровое редколесье, альпийские луга, горные тундры. Могут расти также кедры и пихты. В подлеске растет береза, жимолость, ольха, можжевельник. Встречаются кустарники из ерника, ивняка, ольховника.
Тундры классифицируются на кустарниковые, лишайниковые, травянистые. Тундровые растения представлены осокой, геранью белоцветковой, шульцией. Можно встретить овсяницу овечью, ветреницу нарциссовидную, дриаду, крестовик Турчанинова.
Разнообразна и растительность степей – панцерия сероватая, тимьян, полынь холодная, терескен, кохия, змееголовник. Степи Республики славятся своими караганами карликовыми мелкодерновинными злаками.
Для степного травостоя характерен типчак, ковыль, мятлик, осока, вероника беловойлочная, астры и др. Более 1,5 тыс. видов высших растений насчитывает флора Хакасии, из них 300 видов относятся к лекарственному и техническому сырью.
К ценным пищевым растениям относятся черемша и папоротник-орляк.
На территории Хакасии нашли свой дом разные виды животных – джунгарский хомяк, заяц-русак, полевки, кроты, длиннохвостые суслики. Постоянно обитают здесь степная пеструшка, узкочерепная полевка, землеройка, барсук. Из хищников – лисица, волк, бурый медведь, рысь, росомаха.
Природные ресурсы Хакасии
Небольшая по площади территория Республики неплохо обеспечена природными ресурсами.
Минеральную группу ресурсов представляют железные руды, общие запасы которых составляют 2,0 млрд. тонн. Руды сосредоточены в восьми месторождениях – Абаканское, Тейское, Абагасское, Ельгентагское, Изыхгольское, Анзасское, Волковское, Самсон. Железа в рудах содержится от 28 до 44,8%.
Крупными по запасам являются молибденовые месторождения – Сорское, Агаскырское, Ипчульское, но, они бедны по содержанию полезного компонента. В рудах первых двух месторождений попутно встречаются медь, рений, серебро. Содержание вольфрама в рудах Ипчульского месторождения достигает промышленных концентраций.
Добыча золота в Республике идет с первой половины XIX века, но достоверной статистики по добыче не существует. По одному из вариантов в Республике добыто 196 тонн золота. Добыча золота в наше время базируется на запасах 6-ти коренных месторождений:
- Коммунаровское,
- Юзикское,
- Майское,
- Кузнецовское,
- Еловое,
- Тургаюльское.
В россыпи золото добывается на 30-ти месторождениях.
Запасы углеводородов в Минусинской впадине оцениваются в пределах 50-230 млн. тонн.
В Минусинском каменноугольном бассейне разведаны запасы 4-х месторождений угля – Бейское, Черногорское, Изыхское, Аскизское. Здесь сосредоточено 5,3 млрд. тонн угля, для открытой добычи пригодны 3,6 млрд. тонн.
Общераспространенные полезные ископаемые представлены глинами, суглинками, керамзитом, песками, песчано-гравийными материалами, гипсом и др.
В Республике находятся уникальные месторождения мрамора и гранита – Кибик-Кордонское, Изасское. Балансовые запасы первого месторождения составляют 63,4 млн. куб. м.
Есть ювелирно-поделочные минералы – нефрит, жадеит, месторождения которых разведаны.
На территории Хакасии значительны запасы минеральных вод, радоновых, много минеральных озер.
Лесной фонд Республики занимает 4022,9 тыс. га или 65,3% от общей площади. Под хвойными породами занято 2005,2 тыс. га. В общем запасе древесины сосредоточено 431,9 млн. куб. м, или 1,4% от доли в СФО.
Своеобразны и интересны рекреационные ресурсы Хакасии, дающие потенциальные возможности для развития туризма. Памятники археологии, истории, архитектуры, культуры, промышленные объекты являются основой туристической деятельности.
Места древних захоронений – курганные могильники, древние поселения, замки, каменные изваяния представляют особую ценность.
Для специалистов Хакасия является «археологической Меккой».
Замечание 1
Для эффективного использования рекреационных ресурсов необходимо экономическое сотрудничество с зарубежными туристическими агентствами. Важным моментом остается привлечение иностранного капитала для дальнейшего развития материально-технической базы туристической индустрии.
Памятники природы Хакасии
Природные объекты являются самыми известными достопримечательностями Хакасии.
Для местных жителей священным местом является гора Куня, что в переводе означает «гора Солнца». В районе горы располагалось культовое место, для проведения обрядов и церемоний в честь бога Солнца.
Рисунок 1. Гора Куня. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Замечание 2
На самом деле это не гора, а просто возвышенность, приподнятая над уровнем моря на 400 м. С вершины возвышенности открывается великолепный вид на долину Енисея. Во времена до н.э. её использовали как природную крепость, где можно было укрыться от врагов.
Есть замечательный памятник природы, получивший название «Горячий ключ» или «Абаканский Аржан» – это единственный горячий источник в Республике. Температура воды этого термального источника 37-40 градусов.
Местность богата пещерами. Разведанные ходы пещеры Ящик Пандоры имеют протяженность около 11 км при глубине более 180 м.
Рисунок 2. Пещера Ящик Пандоры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Пещеры имеют интересные названия – Ящик Пандоры, пещера Черного Дьявола или Кашкулакская, Бородинская пещера и др.
Кашкулакская пещера носит название одной из вершин отрогов Кузнецкого Алатау – Кошкулак. Об этом археологическом памятнике знают спелеологи многих стран. Она официально включена в пятерку «самых страшных» мест на земном шаре.
Хорошо известно в Республике и за её пределами целебное озеро Шира. Расположено озеро в степной зоне Хакасии. Чудодейственная сила воды озера была известна ещё более века тому назад и на его берегу в 1891 г стали обустраивать курорт.
Источник
Цель: закрепление знаний о разнообразии полезных ископаемых, добываемых в нашем регионе, их свойствах и применении.
Задачи: продолжать формировать представления о внутреннем содержании земли — полезных ископаемых;
развивать память, мышление, речь и исследовательской деятельности; совершенствовать умения объединяться в мини – группы;
самостоятельно оценивать ответы детей и высказывания других детей.
Материалы и оборудование: картинки с изображением земли в трех основных значениях (планета, суша, почва), карта Республики Хакасия, карточки с символами полезных ископаемых и их образцы, стаканы с водой, простые карандаши, листы бумаги, алгоритм исследования полезного ископаемого.
Словарная работа: недра земли, кладовая земли, полезные ископаемые.
Ход
Ребята, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, надо из букв составить слово (Предлагаю детям буквы для самостоятельного выкладывания слова «Земля»). Земля. А что это? (По ходу объяснения детей выставляю иллюстрации: планета, суша, почва). Итак, значит, у слова Земля есть три основных значения: планета — это когда мы говорим о космосе, почва – когда растения и суша — когда выплываем или выходим из воды.
Мы с вами поговорим о богатствах, которые находятся глубоко под землей. Как они называются? (полезные ископаемые). Какими словами их можно еще назвать? (сокровища земли, недра земли, хранилище земли и т.д.). Какие полезные ископаемые вы знаете? (глина, каменный уголь, соль, мрамор и т.д.). Это только часть полезных ископаемых, а в природе их гораздо больше. Сейчас давайте рассмотрим коллекцию с полезными ископаемыми. Я буду загадывать загадки, а вы их отгадайте и найдите этот экземпляр в нашей коллекции, если он присутствует.
Если встретишь на дороге.
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу
Она понадобится сразу. (Глина)
Он очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы, станут и заметны. (Гранит)
Он очень нужен детворе,
Он на дорогах есть и во дворе. (Песок)
По трубе течет — пироги печет. (Газ)
В воде родится, а воды боится. (Соль)
На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим: цветком расцветает от спички. (Газ)
Белый камешек растаял,
На доске лишь след оставил. (Мел)
Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)
Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий,
Он несет в дом тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
Покрывают им дороги,
Улицы в селении.
А еще он есть в цементе,
Сам он — удобрение. (Известняк)
Она варилась долго.
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (Железная руда)
Без нее не побежит.
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Правильно, дети. Молодцы! Отгадали все загадки и отыскали их в коллекции.Скажите мне, а какими бывают полезные ископаемые? (Твердые, жидкие, газообразные). Наша коллекция, к каким ископаемым относится? (К твердым).
А какие вы знаете жидкие полезные ископаемые? (Нефть, минеральная вода). А газообразные? (Природный газ).
Физминутка «Огонь, вода, земля, воздух».
Сейчас мы давайте поиграем в игру: «Твердое, жидкое, газообразное».
Когда я назову «твердое» — вы становитесь в круг, крепко за руки держитесь, «Жидкое» — двигаетесь по кругу друг за другом. «Газообразное» — разбегаетесь в разные стороны.
Мы с вами совершим путешествие в родной край. Подойдем к карте. По какой республике будем путешествовать? (По Хакасии). В недрах нашего края есть полезные ископаемые? Какие Вы будете по очереди выкладывать карточки с символами на карту и называть их. Так мы узнаем, что добывают из недр земли нашего края. (Дети выкладывают карточки с символами угля, мрамора, гранита, известняка, золота, соли, железной руды).
(Предлагаю детям немного отойти от карты и полюбоваться богатствами нашего края.)
Вот какая богатая наша Республика Хакасия! А чтобы уметь пользоваться этими богатствами их изучают и исследуют. Вот и мы представим сейчас, что мы
исследователи, а это наша научная лаборатория, (Предлагаю детям взять
карточки с символами полезных ископаемых и подойти к тому столу, где
ископаемое лежит для исследования).
Получилось так, что вы будете работать в парах, проводить исследования по алгоритму и записывать результаты исследования, Посмотрите на эту таблицу и решите с чего мы начнем исследование. (Проверяем твердость, хрупкость, сыпучесть, оставляет ли след, цвет, тонет, или растворяется в воде).
А так же надо будет рассказать, где его применяют. Какими знаками мы будем отмечать, присутствует этот признак или нет? (Знаками «+» и «»).
(Дети приступают к самостоятельному выполнению задания работы по алгоритму).
Ребята, вы провели исследование полезных ископаемых. Договоритесь, кто из вас будет докладывать о результатах. Послушаем, у кого будет самый интересный отчет о проделанной работе, (После каждого выступления предлагаю детям задавать вопросы или дополнить ответ своих товарищей).
Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились. Мы много узнали о
полезных ископаемых и их свойствах. Я думаю, когда вы вырастите, когда станете взрослыми, возможно, кто-то из вас откроет свое месторождение в нашей республике.
Источник