Карта россии полезные ископаемые контурная карта
Рельеф
Впишите географические названия на карте зарубежной Европы. Проверочное задание | | ||
Впишите географические названия на карте зарубежной Европы. Проверочное задание | | ||
Подпишите названия известных рек. Проверочное задание | | ||
Подпишите названия известных рек. Проверочное задание | | ||
Подпишите названия горных массивов, укажите местоположение крупных вершин и вулканов. Вариант 1 Проверочное задание | | ||
Подпишите названия горных массивов, укажите местоположение крупных вершин и вулканов. Вариант 2 Проверочное задание | |
Полезные ископаемые
Укажите, какие полезные ископаемые добываются на месторождениях Европы мирового значения. Вариант 1 Проверочное задание | | ||
Укажите, какие полезные ископаемые добываются на месторождениях Европы мирового значения. Вариант 2 Проверочное задание | |
Большие и малые страны
Расставьте выделенные страны на нужные места. Проверочное задание | | ||
Расставьте выделенные страны на нужные места. Проверочное задание | | ||
Расставьте выделенные страны на нужные места. Проверочное задание | | ||
Подпишите названия 10 государств зарубежной Европы с наибольшей площадью территории. Вариант 1 Проверочное задание | | ||
Подпишите названия 10 государств зарубежной Европы с наибольшей площадью территории. Вариант 2 Проверочное задание | | ||
Укажите страны зарубежной Европы с численностью населения более 15 миллионов человек, подпишите их названия и столицы. Вариант 1 Проверочное задание | | ||
Укажите страны зарубежной Европы с численностью населения более 15 миллионов человек, подпишите их названия и столицы. Вариант 2 Проверочное задание | | ||
Отметьте местоположение и подпишите названия пяти микрогосударств Европы. Проверочное задание | |
Субрегионы
Укажите, к каким субрегионам Европы относятся выделенные страны, подпишите их названия и столицы. Вариант 1 Проверочное задание | | ||
Укажите, к каким субрегионам Европы относятся выделенные страны, подпишите их названия и столицы. Вариант 2 Проверочное задание | | ||
Определите, какие параметры субрегионов Европы сравниваются на приведенных диаграммах. Проверочное задание | |
Административно-территориальное устройство
Закрасьте контуры выделенных государств в соответствии с их административно-территориальным устройством. Вариант 1 Проверочное задание | | ||
Закрасьте контуры выделенных государств в соответствии с их административно-территориальным устройством. Вариант 2 Проверочное задание | |
Формы государственного правления
Закрасьте контуры выделенных государств в соответствии с формой государственного правления. Вариант 1 Проверочное задание | | ||
Закрасьте контуры выделенных государств в соответствии с формой государственного правления. Вариант 2 Проверочное задание | |
Европейский союз
Укажите, какие из выделенных стран входят в состав Европейского союза, подпишите их названия. Вариант 1 Проверочное задание | | ||
Укажите, какие из выделенных стран входят в состав Европейского союза, подпишите их названия. Вариант 2 Проверочное задание | | ||
Нарисуйте сухопутную границу между Россией и Европейским союзом. Проверочное задание | | ||
Подпишите названия 10 государств Европейского союза с наибольшей площадью территории. Вариант 1 Проверочное задание | | ||
Подпишите названия 10 государств Европейского союза с наибольшей площадью территории. Вариант 2 Проверочное задание | | ||
Укажите страны Европейского союза с численностью населения более 15 миллионов человек, подпишите их названия и столицы. Вариант 1 Проверочное задание | | ||
Укажите страны Европейского союза с численностью населения более 15 миллионов человек, подпишите их названия и столицы. Вариант 2 Проверочное задание | |
НАТО в Европе
Укажите, какие из выделенных стран входят в состав НАТО, подпишите их названия. Вариант 1 Проверочное задание | | ||
Укажите, какие из выделенных стран входят в состав НАТО, подпишите их названия. Вариант 2 Проверочное задание | | ||
Нарисуйте сухопутную границу между Россией и странами НАТО в Европе. Проверочное задание | |
Распад Югославии
Подпишите названия независимых государств, образовавшихся после распада Югославии, и их столиц. Проверочное задание | | ||
Нарисуйте границу между Косово и остальной частью Сербии. Проверочное задание | |
Источник
Название статьи: Методика работы с картой в начальной школе .
Аннотация : В статье раскрыты способы работы с картой и контурной картой в начальной школе на уроках окружающего мира.
Ключевые слова: географическая карта, глобус, географическая широта, географическая долгота, экватор, меридиана, параллель, масштаб.
Целью работы является, возможность студентов понять и разобраться в работе с картой на уроках окружающего мира, а также ознакомить учащихся с отдельными предметами и явлениями элементарных географических понятий.
Начальная школа — важнейший этап накопления знаний об окружающем мире, многообразии живой и неживой природы. В этом возрасте ребенку открывается взаимосвязь «природа-человек», причинно-следственная зависимость между ними. Именно в этот период, на наш взгляд, следует формировать научно-познавательное, нравственное и деятельное отношение детей к окружающей среде. В современном мире значительно повысилась востребованность географических знаний при решении экологических и социально-экономических задач, как в масштабах страны, так и в повседневной жизни. Развитие и целостность природы, изменение природы в процессе труда и урбанизации, оптимизация общества и природы, окружающая среда и здоровье человека — основополагающие аспекты экологического воспитания детей, формирования у них основ здорового образа жизни. Дисциплина «Окружающий мир» в начальной школе — основа, на которой строятся географические познания обучающихся старшей ступени. Использование географических карт, информации, сконцентрированной на карте — одна из главных возможностей данной дисциплины. Изучение конкретной географической темы требует знания географической номенклатуры, географических понятий и географических особенностей изучаемых объектов и явлений. При этом тема может и должна иметь картографическое обеспечение — карты, которые создают картографический образ изучаемого объекта или явления, а также является исходным и итоговым результатом географического исследования.
На уроках в начальной школе можно использовать общегеографические, тематические, контурные карты, а также такие типы карт, как аналитические, синтетические, комплексные, топографические. В процессе обучения учитель формирует у обучающихся умения работать с различными видами карт. Перечень основных географических знаний и умений обучающихся начальной школы приведем ниже:
умение выделять основные отличительные признаки каждого времени года от остальных; показывать связь всех 4-х времен года, причинно-следственные связи между ними и жизнью людей;
умение заполнять календарь погоды и дневник наблюдений; определять температуру воздуха, воды, почвы;
понятие о форме Земли, представление о ее размерах;
понятие о географической карте и плане местности;
условные топографические знаки (не менее 6);
определение по топографической карте направлений объектов местности;
умение показывать по физической карте России горы, равнины, моря, реки, озера;
различать и показывать на физической карте, карте полушарий, глобусе, карте природных зон заданные объекты и территории;
наносить на физическую контурную карту, на контурную карту природных зон, на контурную карту полушарий задаваемые объекты и территории;
объяснять причинно-следственные связи между компонентами живой и неживой природы природных зон и между самими природными зонами;
отличать и характеризовать природные комплексы своего края (лес, луг, водоем, сад и т. д.);
выделять и характеризовать элементы земных оболочек (литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы) на примере своего края;
способы изображения вод суши на плане местности и на карте;
умение находить на контурной карте моря, озера, крупные реки и уметь грамотно их подписывать;
способы изображения населенных пунктов на плане местности;
умение показывать на карте, на глобусе природные зоны России и изображать их на контурной карте природных зон;
определение местоположения объектов на карте;
умение составлять план небольшого участка местности.
Формировать географические знания и умения, географическую культуру ребенка можно, используя следующие типы географических карт:
1. Карта климатических поясов России.
Контурная карта климатических поясов: обучающиеся понимают, в каких климатических поясах расположена Россия; знают цвета, обозначающие климат пояса, границы поясов, зависимость изменения погоды с севера к югу с приходом холода. Могут показывать на карте климатические пояса России и их границы; заполнять контурную карту, наносить климатические пояса; объяснить зависимость изменения погоды с севера к югу с приходом холода. 2. План пришкольного участка.
Карта города, поселка, села: обучающиеся знают условные знаки плана и карты; отличие плана от карты, их достоинства и недостатки. Умеют начертить план небольшого участка местности, определять по условным знакам изображения объектов на карте.
3. Физическая карта Восточно-Европейской равнины.
Физическая карта России: обучающиеся узнают изображения холмистых и плоских равнин, низких и средних гор на физической карте России; знают формы рельефа поверхности своего региона; цвет на карте, определяющий равнины и возвышенности. Умеют находить на карте равнины и возвышенности, различать их по типам и описанию, правильно их называть и показывать.
4. Карта месторождений полезных ископаемых.
Контурная карта России: обучающиеся знают месторождения рудных и нерудных полезных ископаемых; условные знаки, обозначающие эти ископаемые. Находят и показывают на карте месторождения полезных ископаемых; называют их по значкам и различают рудные и нерудные полезные ископаемые; наносят на контурную карту месторождения полезных ископаемых.
5. Физическая карта Восточно-Европейской равнины со значками полезных ископаемых: обучающиеся знают географическое положение месторождений полезных ископаемых, способы их добычи, условные знаки полезных ископаемых. Находят и показывают на карте месторождения полезных ископаемых, называют их, различают рудные и нерудные.
6. Физическая карта России. Контурная карта России, региона: обучающиеся знают крупные реки и озера нашей Родины, моря, омывающие ее границы, крупные реки и озера своего региона. Показывают моря, реки и озера на физической карте России. Заполняют контурную карту России, наносят крупнейшие водоемы на контурную карту региона; подписывают истоки, устья рек, озера, моря.
7. Почвенная карта России. Контурная карта России:обучающиеся знают расположения основных типов почв России, цвета, обозначающие их на почвенной карте России. Определяют по почвенной карте типы почв России; наносят на контурную карту России типы почв.
8. Почвенная карта региона. Контурная карта региона: обучающиеся знают типы почв региона, их расположение и использование; определяют по почвенной карте типы почв региона, наносят на контурную карту типы почв региона.
9. Карта природных зон России.
Карта животного мира России. Контурная карта природных зон России: обучающиеся знают местонахождение природных зон России, их чередование, цвета на карте, обозначающие природные зоны; показывают на карте природных зон природные зоны России; объясняют связь между типом почв и растительностью природных зон, различия в почвенном покрове, животном, растительном мире между зонами. Изображают на контурной карте природные зоны России, правильно их подписывают; называют представителей растительного и животного мира каждой зоны.
10. Карта полушарий. Контурная карта полушарий: обучающиеся знают местоположение материков и океанов на карте полушарий относительно друг друга, цвета, обозначающие на карте материки и океаны. Показывают и называют материки и океаны, изображают материки и океаны на контурной карте полушарий.
При знакомстве с каждой картой атласа дети отвечают на вопросы:
Какие карты помещены в атласе? (назвать)
Каков масштаб этих карт?
Как показаны на карте отдельные объекты?
На первых порах учащиеся бояться карты, они отказываются выходить к доске. К сожалению, программой не предусмотрено специальное время на работу с картой и, тем не менее, с ней надо заниматься на каждом уроке. Например, при изучении береговой линии материков или океанов предлагаю такие задания с картой.
Соверши путешествие вокруг материка или по карте полушарий от берегов п-ва Индокитай к берегам Северной Америки, называя океаны, моря, проливы, заливы, острова, полуострова, встречающиеся в пути. Задания можно усложнять: назовите, с какими народами мы встретимся, какие животные и растения обитают…
Соверши путешествие по физической карте Северной Америки с запада на восток по 40° с.ш., называя все крупные формы рельефа, реки и озера.
Соверши путешествие по Европе по 50° с.ш., называя государства и страны.
Проблему боязни карты позволяет решать совместная групповая работа. Проходит время, прежде чем обучающиеся начинают понимать, что карта — это не просто лист бумаги, на который нанесены различные географические объекты и который висит на стене в вертикальном положении. Оказывается, карта имеет четыре основные стороны света — СЕВЕР, ЮГ, ЗАПАД, ВОСТОК. Разные карты несут различную информацию, которую можно получить, если знаешь особый язык – язык карт.
Чтобы младшему школьнику интересно было узнавать мир, чтобы он не боялся выходить к географической карте, чтобы карта являлась его помощником, настольной книгой, подсказчиком в ответах на уроке и способствовала развитию его познавательной деятельности, можно использовать творческие задания, помогающие ребёнку успешнее усвоить данный материал.
Основные понятия
Глобус – это уменьшенная модель Земли, наиболее точно отражающая ее форму.
Географическая карта— уменьшенное изображение поверхности земли на плоскости, при помощи условных знаков и масштаба.
Все многообразие географических карт можно классифицировать по различным признакам:
По назначению карты бывают туристические, учебные, справочные, навигационные.
По охвату территории различают карты мира, материков, океанов и их частей, административных областей , районов.
По содержанию карты подразделяют на общегеографические (все изображаемые объекты равноправны, в основном это рельеф, реки, озера, населенные пункты и др.) и тематические, которые с большой подробностью передают один или несколько определенных элементов.
Масштабы карт –степень уменьшения длины линий на плане или карте по сравнению с их действительной длине на местности.
Различают:
Численный (1:100 000)
Именованный (в 1см – 1 км)
Линейный
Меридиана – линия сечения земной поверхности плоскостью, проходящая через географические полюса, то есть соединяющая полюса.
Параллель – линия сечения Земли плоскостью, параллельной плоско экватора.
Экватор – воображаемая линия на земной поверхности. Все точки экватора равноудалены от полюсов. Экватор делит земной шар на два полушария –Северное и Южное. Длина экватора – 40 тыс. км.
Географические полюсы – точки пересечения земной поверхности с воображаемой осью вращения.
Географические координаты – это величины, определяющие положения точки на земной поверхности относительно экватора и нулевого меридиана.
Географическая долгота – величина дуги параллели, проведенной от нулевого (Гринвичского) меридиана до западной точки , в градусах. Долгота бывает западная и восточная в границах от 00 до 1800.
Географическая широта – это величина дуги меридиана, проведенная от экватора до западной точки, в градусах. Широта бывает северная и южная в границах от 00 (широта экватора) до 900 (широта полюсов).
План местности – чертеж небольшого участка местности, выполненный в условных знаках и в крупном масштабе без учета кривизны земной поверхности.
Примерные задания с картой для детей в начальной школе
Играем в «лучшего знатока карты». Два ученика выходят к карте, а дети придумывают и задают вопросы, например:
— Покажи самый большой материк.
— Покажи материк-остров.
— Назови и покажи самый большой природный холодильник.
Кто отвечает быстрее и правильно, тот и лучший знаток географической карты.
Или вот такая игра «Узнай по описанию». Ученик выходит к доске, все закрывают глаза, а он показывает и описывает какой-то географический объект. После этого дети открывают глаза и называют, что он показывал. Например, первоклассник уже легко может дать такое описание: «Этот материк омывают два океана Атлантический и Индийский, он второй по величине после Евразии. Какой материк я показал?». Чем старше ученик, тем полнее и сложнее описание.
Предлагаю на уроках вопросы-загадки, например:
— Какой материк лежит сразу в трёх полушариях?
— Какой материк выходит ко всем океанам?
— Какой океан омывает все материки кроме Африки?
— Расскажи подробно, с использованием карты, от имени кенгуру (пингвина) о месте своего проживания.
Дети становятся старше, усложняются и задания:
• Расположи названия материков в данной таблице: Северное полушарие Южное полушарие Западное полушарие Восточное полушарие.
• Пират Флинт закопал клад на острове, но мне удалось добыть координаты этого места 5° с. ш. и 100° в. д. Где зарыт клад? (о. Суматра)
• Дома составь по карте маршрут путешествия, как добраться до этого клада.
При изучении условных обозначений географической карты, использую такие задания:
1. В данные предложения впиши подходящие географические понятия:
Обозначены на карте зелёным цветом _____________. (низменности)
Обозначены на карте коричневым цветом _____________. (возвышенности)
2. Показываю пейзажи с изображением реки, гор, равнины, острова и предлагаю найти соответствующее изображение на карте.
3. С помощью карты определи:
— высоту Тибета;
— высоту местности в районе г. Омска;
— найди самую глубокую часть Тихого океана и определи её глубину;
— какой из этих городов самый северный: Лондон, Омск, Москва?
Чтобы ребятам было легче усваивать географические понятия, использую такую игру: по классу развешиваются карточки с географическими понятиями, а каждый ребёнок получает карточку с названием или реки, или океана, моря, озера, соответственно он должен быстро определить свой географический объект и подбежать к нему. Использую разные варианты этой игры, в зависимости от изучаемого материала.
Ещё при изучении государств и знакомстве с политической картой мира, предлагаю такую игру. Класс делится на две команды. Одна команда называет государство, а другая должна назвать его столицу и наоборот. Побеждает та команда, которая дала больше правильных ответов.
К данной теме даю и такие задания, например:
— Из этой цепочки географических названий убери лишнее: Мадрид, Париж, Франция, Москва, Токио.
Изучив темы «Природные зоны России», прошу учащихся не просто выйти к карте и показать ту или иную природную зону, а даю задание узнать эту зону по описанию и только потом назвать и показать, например:
— О какой природной зоне идёт речь? Покажи её на карте.
«Как дики и холодны эти места. Хмурое небо, серые краски. Казалось, с самого сотворения мира эти места осуждены на недоступность и безмолвие. Придёт лето, придёт скромно, но непременно с цветами. На этой земле живут мужественные люди и мужественные цветы». (Тундра)
Любят ребята находить ответы и на географические вопросы — загадки. Приведу примеры некоторых из них.
Только одна буква в названии отличает эти две европейские страны. Назови и покажи их.
«р» (Ирландия) и «с» (Исландия)
Названия двух стран Азии отличаются только одной буквой. Что это за страны?
«к» (Ирак) и «н» (Иран)
Какая страна оканчивается на три я? (Австрия)
Самый большой остров планеты, но не материк? (о. Гренландия)
Какой город расположен в двух частях света Азии и Европе? (г. Стамбул)
В какой части света, чем севернее, тем теплее? (в Австралии)
Какую цепь невозможно поднять? (горную)
Есть в Австралии город с необычным названием, читается слева направо и справа налево одинаково. Что это за город? (Алладалла)
Часто ответы на эти вопросы требуют дополнительной информации и домашней работы с географической картой.
Благодаря таким заданиям появляется познавательный интерес, формируется представление пространства. Ребёнок стремится узнать больше о мире, чем дают ему страницы учебника, развивается пространственное воображение, что в дальнейшем положительно влияет и на усвоение геометрического материала на уроках математики.
Использованная литература :
https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5154/
https://ours-nature.ru/lib/b/book/2884942599/18
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/08/20/priyomy-raboty-s-geograficheskoy-kartoy-na-urokakh
https://открытыйурок.рф/статьи/597028/
Источник