Карта с полезными ископаемыми для детей

Карта с полезными ископаемыми для детей thumbnail

Надежда Укачкова
Дидактическая игра по ознакомлению старших дошкольников с полезными ископаемыми «Дары Земли»

Изготовили:

педагог дополнительного образования Укачкова Надежда Васильевна

методист Терёхина Алена Александровна

Дидактическая игра по ознакомлению старших дошкольников с полезными ископаемыми и природными ресурсами Хакасии.

Цель : Обогащение и расширение знаний детей о полезных ископаемых, формирование понятия «полезные ископаемые».

Задачи:

• Закрепить умение классифицировать и сравнивать полезные ископаемые по форме, размеру, назначению, применению в промышленности, в искусстве и быту.

• Учить пользоваться картой и условными обозначениями полезных ископаемых.

• Углубить знания детей о месторождениях Республики Хакасии.

• Развивать зрительную память, внимание.

• Формировать речь.

Вид: настольная игра

Методические рекомендации: Принимают участие в игре 1-2 ребенка продолжительность 10-15 минут.

Общий вид дидактической игры

Дидактическая игра по ознакомлению старших дошкольников с полезными ископаемыми «Дары Земли»

Материал

Данная дидактическая игра состоит:

1. Фотоальбомы — карточки брошюрованные на картонной основе, содержащие информацию о полезном ископаемом: добыча, признаки, применение в промышленности, искусстве и быту.

2. Приложения — а) карточки и фишки картонные с изображением полезных ископаемых, б) карта полезных ископаемых Хакасии в) карточки «Геологи»

Варианты дидактических игр

Данное пособие позволит наглядно и доходчиво знакомить детей с различными видами полезных ископаемых, используя различные методы обучения, такие как наглядный, проблемный, соревновательный.

Вариант №1 (наглядный метод обучения)

«Найди где применяется», «Какое состояние?» или «Что лишнее?»

Карта с полезными ископаемыми для детей

Цель: Обогащение знаний детей о полезных ископаемых.

Задача: Классифицировать основные виды полезных ископаемых по применению и состоянию.

Вопросы: Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут? Какие виды топлива знаешь? Как получают металлы? Где их используют?

Правило: Альбомы и карточки классифицируются и расставляются в соответствии с принадлежностью к определенным видам ископаемых по применению (рудные, нерудные, топливо, минеральные воды) или состоянию (жидкие, твердые, газообразные).

Вариант №2 (проблемный метод обучения)

«Помоги геологу» или «Помоги геологу найти полезные ископаемые для творчества»

Карта с полезными ископаемыми для детей

Цель: Обогащение и расширение знаний детей о полезных ископаемых Республики Хакасия

Задачи: Учить пользоваться картой и условными обозначениями природных ресурсов. Воспитывать уважение к труду взрослых. Развивать память, внимание.

Вопросы: Какие полезные ископаемые добываемые в Хакасии знаешь? Какие полезные ископаемые Хакасии используются в творчестве или применяются в производстве изобразительных материалов?

Правило: Указать месторождения полезных ископаемых либо найти природное сырье для творчества на карте Хакасии.

Вариант №3 (соревновательный метод обучения)

«Кто быстрее …»

Правило игры: Участвуют 2 человека и более. За каждым закреплен персонаж «Геолог». Задача каждого играющего быстро и правильно указать на карте Хакасии месторождения полезных ископаемых отмеченных фишками с условными обозначениями, назвать природное вещество и в случае правильного определения заменить фишку с условным обозначением на фишку с изображением полезного ископаемого. Выигрывает тот ребенок, персонаж которого открыл больше месторождений и имеет большее количество открытых фишек.

Самоконтроль

Карта с полезными ископаемыми для детей

Данная дидактическая игра оснащена элементами самоконтроля – изнаночные стороны альбомов содержат информацию о полезных ископаемых (внешний вид, название, условный знак).

Дети в игре развивают навыки самопроверки, взаимопроверки и коррекции знаний.

Усвоение играющими правил игры и следование им содействуют воспитанию самостоятельности.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Академия детства» комбинированного вида

Структурное подразделение детский сад №5

Проект

«Полезные ископаемые».

Составитель:

С.Г. Хватова, воспитатель

2018 г.

Вид проекта: информационно-познавательно-исследовательский, групповой.

Продолжительность проекта: март – апрель.

Участники проекта: дети старшей группы и воспитатели, родители.

Актуальность темы: Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием полезных ископаемых помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с полезными ископаемыми  оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности  является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного  отношения к природным богатствам.
Проблема: Традиционно больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас полезных ископаемых.
Цель проекта: Формировать у детей представления о полезных ископаемых, их роли в жизни человека.

Задачи проекта:

Для детей:

Обучающие:
1.Познакомить детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами, месторождением, со способами добычи (песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ).                                             
 2.Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком.

Читайте также:  Чем полезен кефир с томатным соком

Развивающие:
1. Развивать способности к поисковой деятельности:

 — определять задачи, исходя из поставленной проблемы;

— планировать этапы своих действий в соответствии с поставленными задачами, уметь аргументировать свой выбор.

2.Совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы.

  1. Активизировать в речи слова: пластичность, структура, геолог, шахта, карьер, буровая скважина.

Воспитательные:
1.Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом.  
2.Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).                                                                                

3.Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, продолжать знакомить с богатством родного края.

Для родителей:

  1. Заинтересовать родителей, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;

  2.  Обогатить развивающую предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.

Ожидаемый результат:

Для детей:

1.Приобрели  знания о полезных ископаемых: песок, глина, торф, известняки,  гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ.                                             
 2.Знают свойства и качества, знакомы со способами добычи полезных ископаемых, знают о пользе их  в природе и жизни человека.
 3.Сформирован  познавательный  интерес к окружающему миру, навыки  наблюдения и экспериментирования. 

4.Развиты начальные формы сотрудничества детей друг с другом.  
    5. Вызван  интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Для родителей:

1.Созданы  благоприятные условия для развития ребёнка в семье, с учётом опыта приобретённого в детском саду;
2. Развито  совместное  творчество  родителей и детей;
3. Возникли  у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней;

Этапы реализации проекта:

Первый этап: Подготовительный

Второй этап – Основной

Третий этап – Итоговый

План работы с родителями.

Памятка «Полезные советы по проведению опытов дома вместе с ребенком».                                                                                                

— проведение опытов с полезными ископаемыми;

— найти в нашем городе, что сделано из гранита;

— какие полезные ископаемые используют люди нашего города?

5. Оказание помощи в создании Мини – музея «Сокровища хозяйки Медной горы».

7.Обогащение развивающей предметно – пространственной  среды   дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.

Повышение уровня знаний о полезных ископаемых.

  • Составление плана проекта.

  • Изучение материалов по теме на различных сайтах.

  • Подбор литературы

  • Знакомство родителей с проектом.

  • Создание развивающей среды (Мини – музей (коллекция полезных ископаемых)

  • Пополнение уголка экспериментирования (глина, песок; оборудывание: лупы, воронки)

  • Подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала – презентация «Полезные ископаемые»

Основной этап
Цель: Формирование знаний у детей о полезных ископаемых  и их свойствах через экспериментально — исследовательскую деятельность.

Виды деятельности

Познание:

Беседы:
 «Что мы знаем о полезных ископаемых?»
 «Где используются полезные ископаемые?»
 «Драгоценные камни»

Использование камней, как счётный материал на математике (что больше, что меньше; на сколько; размер: большие, маленькие, крупные, мелкие и др.)

Опытно-экспериментальная деятельность

Экспериментальная деятельность  по ознакомлению детей с миром полезных ископаемых:
 «Можно ли менять форму камня и глины»

«Песочная страна»

«Соль на проволоке»

«Извержение вулкана  — образование горных пород»

«Удивительные камни», 
«Камни, которые подарило море»,

      Игровые эксперименты:
    «Пирамида из камней»
    «Тонет-не тонет?» 

Социально-коммуникативное развитие

Ди с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики:
 «Отыщи такой же камень», 
 «Узнай на ощупь»,

«Польза — вред»
Сюжетно-ролевые игра «Геологи» (знакомство с профессией    «геолог»)

Речевое развитие:

П.П. Бажов «Серебряное копытце», 
«Малахитовая шкатулка»;
И.Н. Рыжова «О чем шептались камни?»;
Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами?».

Читайте также:  Какие приправы и специи самые полезные

Физическое развитие:

Хождение по каменной  дорожке;
Пи «Гора и камешки»
Пи «Разрушение горы»

Художественно-эстетическое развитие:

Ручной труд — Творческая мастерская «Сувенир из гипса».
Лепка  из глины
Рисование мелками на доске, бумаге
Выкладывание рисунков из камней  (режимный момент)                                

Рисование песком

Итоговый этап
   Цель: мониторинг полученных знаний по предложенной теме.

Презентация  проекта «Что скрывается в недрах Земли?»

Мини – музей «Сокровища хозяйки Медной горы»
Рекомендация для родителей: «Расскажите детям о полезных ископаемых»
Проведение с детьми мини- викторины «Что мы знаем о полезных ископаемых»
Нод «Глина и её волшебные свойства»

Таким образом, по теме «Что скрывается в недрах Земли?», детям предлагалось ответить на следующие вопросы:

  • Что такое полезное ископаемое?

  • Для чего нужны человеку полезные ископаемые?

  • Какие бывают полезные ископаемые?

  • Как называют людей, которые ищут и исследуют полезных  ископаемых?

  • Что делают из песка, глины, нефти?

Фотоприложение.

hello_html_43aa4169.jpg

hello_html_22258a88.jpg

hello_html_66ff873c.jpg

hello_html_m5a6d723d.jpg

hello_html_m320f2ccc.jpg

hello_html_53b311e.jpg

hello_html_m79d40ef4.jpg

hello_html_m163a4b48.jpg

hello_html_m4793dcd3.jpg

hello_html_15a6fd5.jpg

hello_html_1c661044.jpg

hello_html_4a0cbe12.jpg

hello_html_7fc493a8.jpg

Источник

Инфоурок

Начальные классы
›Конспекты›Технологическая карта урока и презентация по окружающему миру на тему «Полезные ископаемые»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Урок Полезные ископаемые.doc

Выбранный для просмотра документ полезные ископаемые.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Описание слайда:

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

2 слайд

ГЕ+,КОЛОС,+Г ГЕОЛОГ

Описание слайда:

ГЕ+,КОЛОС,+Г ГЕОЛОГ

3 слайд

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ? Проблемный вопрос

Описание слайда:

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ? Проблемный вопрос

4 слайд

Что такое – полезные ископаемые Исследуем полезные ископаемые Полезные ископа

Описание слайда:

Что такое – полезные ископаемые Исследуем полезные ископаемые Полезные ископаемые Урала Способы добычи полезных ископаемых План

5 слайд

Что такое – полезные ископаемые Полезные ископаемые – это богатства земных кл

Описание слайда:

Что такое – полезные ископаемые Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.

6 слайд

Исследуем полезные ископаемые Название полезного ископаемого ________________

Описание слайда:

Исследуем полезные ископаемые Название полезного ископаемого ___________________ Твердое или жидкое _____________________________ Цвет ___________________________________________ Плотное или рыхлое (или пластичное) _______________ Прозрачное или непрозрачное _____________________ Горючее или негорючее ___________________________ Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)_______________________________________

7 слайд

Полезные ископаемые Урала Урал- богатейшая кладовая страны. За 300-летнюю ист

Описание слайда:

Полезные ископаемые Урала Урал- богатейшая кладовая страны. За 300-летнюю историю промышленного Урала в его недрах обнаружено более 1200 месторождений полезных ископаемых и зафиксировано более 1000 минералов.

8 слайд

Карта с полезными ископаемыми для детей

9 слайд

Полезные ископаемые Урала

Описание слайда:

Полезные ископаемые Урала

10 слайд

Уральские самоцветы Яшма Малахит Амазонит Топаз Аквамарин Турмалин Хризолит Ц

Описание слайда:

Уральские самоцветы Яшма Малахит Амазонит Топаз Аквамарин Турмалин Хризолит Цитрин Циркон Аметист Хрусталь Агат Авантюрин Морион Родонит Флюорит

11 слайд

это места в глубинах Земли или на поверхности Земли, где залегают ( находятся

Описание слайда:

это места в глубинах Земли или на поверхности Земли, где залегают ( находятся) полезные ископаемые Способы добычи полезных ископаемых МЕСТОРОЖДЕНИЕ

12 слайд

Способ добычи полезных ископаемых с поверхности Земли Карьер = Котлован.

Описание слайда:

Способ добычи полезных ископаемых с поверхности Земли Карьер = Котлован.

13 слайд

Способ добычи нефти и природного газа путём пробуривания скважин на поверхнос

Описание слайда:

Способ добычи нефти и природного газа путём пробуривания скважин на поверхности Земли. Буровая установка

14 слайд

Способ добычи полезных ископаемых из-под поверхности Земли . Шахта

Описание слайда:

Способ добычи полезных ископаемых из-под поверхности Земли . Шахта

15 слайд

Вывод ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ? Хозяйственная деятельность людей невоз

Описание слайда:

Вывод ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ? Хозяйственная деятельность людей невозможна без полезных ископаемых. Одни используются в строительстве, другие служат топливом, из третьих получают металлы.

16 слайд

Домашнее задание Выполнить задания стр. 50.

Описание слайда:

Домашнее задание Выполнить задания стр. 50.

17 слайд

Карта с полезными ископаемыми для детей

18 слайд

Карта с полезными ископаемыми для детей

Выберите книгу со скидкой:

Карта с полезными ископаемыми для детей

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Карта с полезными ископаемыми для детей

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Карта с полезными ископаемыми для детей

Курс повышения квалификации

Карта с полезными ископаемыми для детей

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-228017

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Задачи занятия: формировать у детей познавательную активность через знакомство с богатством родной земли; формировать первоначальные понятия о полезных ископаемых своей страны; закреплять знания о живой и неживой природе, различать объекты природы и мира вещей; воспитывать гордость за свою страну интерес к природе.

Читайте также:  Какие полезные ископаемые образуются в наше время

Ход занятия

Беседа с детьми об объектах живой и неживой природы.

На столе находятся следующие объекты: цветы, камень, кукла.

В. Сегодня мы снова поговорим о живой и неживой природе. Скажите, что из этих предметов живое, а что нет. (Ответы детей.) Почему вы считаете, что цветок – это живая природа. А камень относится к природе? Какая это природа? А почему кукла – это не природа? Ребята, возьмите по одной картинке, посмотрите, что на ней нарисовано, и если это живой объект, положите картинку возле цветка, если это неживая природа – возле камня, а если это не природа, то положите возле куклы. (Дети разглядывают карточки, воспитатель проверяет вместе с детьми правильность выполнения задания.) Воспитатель приглашает детей сесть на стулья.

Беседа с детьми по физической карте свой страны

В. Давайте вспомним, что же такое природа? Замечательный писатель и любитель природы М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыба – вода, птицы – воздух, звери – лес и горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». А как называется наша Родина? Посмотрите на карту, какая страна на ней изображена?

Наша страна не такая уже и большая, но богатств у неё много. Видите сколько на карте зелёного цвета, значит много зелёных лесов. Синий цвет показывает реки и озёра. В лесу много зверей, ягод, грибов, в реках и озёрах много рыбы. Но есть ещё богатства и внутри земли, в её недрах. Эти богатства называются полезными ископаемыми. Ищут и находят эти полезные ископаемые люди, профессия которых – геологи.

Представьте себе, что мы с вами геологи, и мы в лаборатории, и будем изучать полезные ископаемые. Лаборатория – это там, где рассматривают, изучают, исследуют разные предметы, делают опыты. Давайте пройдём за столы, там будет наша лаборатория. (Дети садятся за столы.)

Опыты с детьми с полезными ископаемыми.

В. Ребята ископаемые привёз паровозик, хоть он и игрушечный, но полезные ископаемые самые настоящие. В первом вагоне находятся белые камушки. Возьмите их в руки, и скажите, что это? (Мел.) Для чего нужен мел? Откуда же он взялся? Оказывается давно там, где мы живём, было море, в котором было много улиток в раковинах, время шло, улитки погибали, а их раковины падали на дно моря. Их заносило песком и илом, их раковина превращалась в мел. Люди научились добывать мел и использовать его. Очищенный мел врачи приписывают людям, чтобы у них были здоровые зубы и крепкие кости. Называют этот мел — глюканат кальция. Попробуйте таблетку на вкус.

Давайте, мы попробуем, что во втором вагончике. (Соль.) Соль – это тоже полезное ископаемое, её добывают в нашем государстве. Сначала она называется каменной. Как вы думаете, почему? А потом её размалывают, очищают, и она становится пищевой. Почему её называют пищевой? Добывают соль возле таких городов, как… (показывает эти города на карте). но вспомните, что мы с вами геологи, а они ищут полезные ископаемые по горам, болотам, лесам, преодолевая любые препятствия.

Дети садятся перед доской, воспитатель показывает города и обращает внимание на обозначение на карте нефти.

как добывают нефть

В. Посмотрите, сколько здесь чёрных треугольников, они показывают, что в этих местах, глубоко под землёй течёт река, вода в которой может гореть. Геологи нашли эту реку, загнали в землю стальную трубу. (Показ картинки.) Из трубы забил фонтан чёрной воды, которую называют нефтью. (Показ нефти в пробирке.) Она густая и горит. На специальных заводах из нефти делают бензин, керосин, смолу для асфальта, пластмассу и ещё много вещей. А для чего нужен бензин, керосин, а что делают из пластмассы?

Ребятам предлагается взять чашку с подноса, и отпить немного воды. Что это? (Минеральная вода.) Минеральная вода очень полезна для человека, и она тоже находится в глубине нашей земли. У нас еще много полезных ископаемых, таких как…, но о них мы поговорим на следующем занятии.

Источник