Карта с полезными ископаемыми для детей
Надежда Укачкова
Дидактическая игра по ознакомлению старших дошкольников с полезными ископаемыми «Дары Земли»
Изготовили:
педагог дополнительного образования Укачкова Надежда Васильевна
методист Терёхина Алена Александровна
Дидактическая игра по ознакомлению старших дошкольников с полезными ископаемыми и природными ресурсами Хакасии.
Цель : Обогащение и расширение знаний детей о полезных ископаемых, формирование понятия «полезные ископаемые».
Задачи:
• Закрепить умение классифицировать и сравнивать полезные ископаемые по форме, размеру, назначению, применению в промышленности, в искусстве и быту.
• Учить пользоваться картой и условными обозначениями полезных ископаемых.
• Углубить знания детей о месторождениях Республики Хакасии.
• Развивать зрительную память, внимание.
• Формировать речь.
Вид: настольная игра
Методические рекомендации: Принимают участие в игре 1-2 ребенка продолжительность 10-15 минут.
Общий вид дидактической игры
Материал
Данная дидактическая игра состоит:
1. Фотоальбомы — карточки брошюрованные на картонной основе, содержащие информацию о полезном ископаемом: добыча, признаки, применение в промышленности, искусстве и быту.
2. Приложения — а) карточки и фишки картонные с изображением полезных ископаемых, б) карта полезных ископаемых Хакасии в) карточки «Геологи»
Варианты дидактических игр
Данное пособие позволит наглядно и доходчиво знакомить детей с различными видами полезных ископаемых, используя различные методы обучения, такие как наглядный, проблемный, соревновательный.
Вариант №1 (наглядный метод обучения)
«Найди где применяется», «Какое состояние?» или «Что лишнее?»
Цель: Обогащение знаний детей о полезных ископаемых.
Задача: Классифицировать основные виды полезных ископаемых по применению и состоянию.
Вопросы: Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут? Какие виды топлива знаешь? Как получают металлы? Где их используют?
Правило: Альбомы и карточки классифицируются и расставляются в соответствии с принадлежностью к определенным видам ископаемых по применению (рудные, нерудные, топливо, минеральные воды) или состоянию (жидкие, твердые, газообразные).
Вариант №2 (проблемный метод обучения)
«Помоги геологу» или «Помоги геологу найти полезные ископаемые для творчества»
Цель: Обогащение и расширение знаний детей о полезных ископаемых Республики Хакасия
Задачи: Учить пользоваться картой и условными обозначениями природных ресурсов. Воспитывать уважение к труду взрослых. Развивать память, внимание.
Вопросы: Какие полезные ископаемые добываемые в Хакасии знаешь? Какие полезные ископаемые Хакасии используются в творчестве или применяются в производстве изобразительных материалов?
Правило: Указать месторождения полезных ископаемых либо найти природное сырье для творчества на карте Хакасии.
Вариант №3 (соревновательный метод обучения)
«Кто быстрее …»
Правило игры: Участвуют 2 человека и более. За каждым закреплен персонаж «Геолог». Задача каждого играющего быстро и правильно указать на карте Хакасии месторождения полезных ископаемых отмеченных фишками с условными обозначениями, назвать природное вещество и в случае правильного определения заменить фишку с условным обозначением на фишку с изображением полезного ископаемого. Выигрывает тот ребенок, персонаж которого открыл больше месторождений и имеет большее количество открытых фишек.
Самоконтроль
Данная дидактическая игра оснащена элементами самоконтроля – изнаночные стороны альбомов содержат информацию о полезных ископаемых (внешний вид, название, условный знак).
Дети в игре развивают навыки самопроверки, взаимопроверки и коррекции знаний.
Усвоение играющими правил игры и следование им содействуют воспитанию самостоятельности.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Академия детства» комбинированного вида
Структурное подразделение детский сад №5
Проект
«Полезные ископаемые».
Составитель:
С.Г. Хватова, воспитатель
2018 г.
Вид проекта: информационно-познавательно-исследовательский, групповой.
Продолжительность проекта: март – апрель.
Участники проекта: дети старшей группы и воспитатели, родители.
Актуальность темы: Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием полезных ископаемых помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с полезными ископаемыми оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.
Проблема: Традиционно больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас полезных ископаемых.
Цель проекта: Формировать у детей представления о полезных ископаемых, их роли в жизни человека.
Задачи проекта:
Для детей:
Обучающие:
1.Познакомить детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами, месторождением, со способами добычи (песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ).
2.Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком.
Развивающие:
1. Развивать способности к поисковой деятельности:
— определять задачи, исходя из поставленной проблемы;
— планировать этапы своих действий в соответствии с поставленными задачами, уметь аргументировать свой выбор.
2.Совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы.
Активизировать в речи слова: пластичность, структура, геолог, шахта, карьер, буровая скважина.
Воспитательные:
1.Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
2.Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).
3.Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, продолжать знакомить с богатством родного края.
Для родителей:
Заинтересовать родителей, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
Обогатить развивающую предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.
Ожидаемый результат:
Для детей:
1.Приобрели знания о полезных ископаемых: песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ.
2.Знают свойства и качества, знакомы со способами добычи полезных ископаемых, знают о пользе их в природе и жизни человека.
3.Сформирован познавательный интерес к окружающему миру, навыки наблюдения и экспериментирования.
4.Развиты начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
5. Вызван интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Для родителей:
1.Созданы благоприятные условия для развития ребёнка в семье, с учётом опыта приобретённого в детском саду;
2. Развито совместное творчество родителей и детей;
3. Возникли у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней;
Этапы реализации проекта:
Первый этап: Подготовительный
Второй этап – Основной
Третий этап – Итоговый
План работы с родителями.
Памятка «Полезные советы по проведению опытов дома вместе с ребенком».
— проведение опытов с полезными ископаемыми;
— найти в нашем городе, что сделано из гранита;
— какие полезные ископаемые используют люди нашего города?
5. Оказание помощи в создании Мини – музея «Сокровища хозяйки Медной горы».
7.Обогащение развивающей предметно – пространственной среды дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.
Повышение уровня знаний о полезных ископаемых.
Составление плана проекта.
Изучение материалов по теме на различных сайтах.
Подбор литературы
Знакомство родителей с проектом.
Создание развивающей среды (Мини – музей (коллекция полезных ископаемых)
Пополнение уголка экспериментирования (глина, песок; оборудывание: лупы, воронки)
Подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала – презентация «Полезные ископаемые»
Основной этап
Цель: Формирование знаний у детей о полезных ископаемых и их свойствах через экспериментально — исследовательскую деятельность.
Виды деятельности
Познание:
Беседы:
«Что мы знаем о полезных ископаемых?»
«Где используются полезные ископаемые?»
«Драгоценные камни»
Использование камней, как счётный материал на математике (что больше, что меньше; на сколько; размер: большие, маленькие, крупные, мелкие и др.)
Опытно-экспериментальная деятельность
Экспериментальная деятельность по ознакомлению детей с миром полезных ископаемых:
«Можно ли менять форму камня и глины»
«Песочная страна»
«Соль на проволоке»
«Извержение вулкана — образование горных пород»
«Удивительные камни»,
«Камни, которые подарило море»,
Игровые эксперименты:
«Пирамида из камней»
«Тонет-не тонет?»
Социально-коммуникативное развитие
Ди с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики:
«Отыщи такой же камень»,
«Узнай на ощупь»,
«Польза — вред»
Сюжетно-ролевые игра «Геологи» (знакомство с профессией «геолог»)
Речевое развитие:
П.П. Бажов «Серебряное копытце»,
«Малахитовая шкатулка»;
И.Н. Рыжова «О чем шептались камни?»;
Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами?».
Физическое развитие:
Хождение по каменной дорожке;
Пи «Гора и камешки»
Пи «Разрушение горы»
Художественно-эстетическое развитие:
Ручной труд — Творческая мастерская «Сувенир из гипса».
Лепка из глины
Рисование мелками на доске, бумаге
Выкладывание рисунков из камней (режимный момент)
Рисование песком
Итоговый этап
Цель: мониторинг полученных знаний по предложенной теме.
Презентация проекта «Что скрывается в недрах Земли?»
Мини – музей «Сокровища хозяйки Медной горы»
Рекомендация для родителей: «Расскажите детям о полезных ископаемых»
Проведение с детьми мини- викторины «Что мы знаем о полезных ископаемых»
Нод «Глина и её волшебные свойства»
Таким образом, по теме «Что скрывается в недрах Земли?», детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
Что такое полезное ископаемое?
Для чего нужны человеку полезные ископаемые?
Какие бывают полезные ископаемые?
Как называют людей, которые ищут и исследуют полезных ископаемых?
Что делают из песка, глины, нефти?
Фотоприложение.
Источник
Инфоурок
›
Начальные классы
›Конспекты›Технологическая карта урока и презентация по окружающему миру на тему «Полезные ископаемые»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Урок Полезные ископаемые.doc
Выбранный для просмотра документ полезные ископаемые.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
2 слайд
Описание слайда:
ГЕ+,КОЛОС,+Г ГЕОЛОГ
3 слайд
Описание слайда:
ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ? Проблемный вопрос
4 слайд
Описание слайда:
Что такое – полезные ископаемые Исследуем полезные ископаемые Полезные ископаемые Урала Способы добычи полезных ископаемых План
5 слайд
Описание слайда:
Что такое – полезные ископаемые Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.
6 слайд
Описание слайда:
Исследуем полезные ископаемые Название полезного ископаемого ___________________ Твердое или жидкое _____________________________ Цвет ___________________________________________ Плотное или рыхлое (или пластичное) _______________ Прозрачное или непрозрачное _____________________ Горючее или негорючее ___________________________ Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)_______________________________________
7 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые Урала Урал- богатейшая кладовая страны. За 300-летнюю историю промышленного Урала в его недрах обнаружено более 1200 месторождений полезных ископаемых и зафиксировано более 1000 минералов.
8 слайд
9 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые Урала
10 слайд
Описание слайда:
Уральские самоцветы Яшма Малахит Амазонит Топаз Аквамарин Турмалин Хризолит Цитрин Циркон Аметист Хрусталь Агат Авантюрин Морион Родонит Флюорит
11 слайд
Описание слайда:
это места в глубинах Земли или на поверхности Земли, где залегают ( находятся) полезные ископаемые Способы добычи полезных ископаемых МЕСТОРОЖДЕНИЕ
12 слайд
Описание слайда:
Способ добычи полезных ископаемых с поверхности Земли Карьер = Котлован.
13 слайд
Описание слайда:
Способ добычи нефти и природного газа путём пробуривания скважин на поверхности Земли. Буровая установка
14 слайд
Описание слайда:
Способ добычи полезных ископаемых из-под поверхности Земли . Шахта
15 слайд
Описание слайда:
Вывод ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ? Хозяйственная деятельность людей невозможна без полезных ископаемых. Одни используются в строительстве, другие служат топливом, из третьих получают металлы.
16 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание Выполнить задания стр. 50.
17 слайд
18 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-228017
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Задачи занятия: формировать у детей познавательную активность через знакомство с богатством родной земли; формировать первоначальные понятия о полезных ископаемых своей страны; закреплять знания о живой и неживой природе, различать объекты природы и мира вещей; воспитывать гордость за свою страну интерес к природе.
Ход занятия
Беседа с детьми об объектах живой и неживой природы.
На столе находятся следующие объекты: цветы, камень, кукла.
В. Сегодня мы снова поговорим о живой и неживой природе. Скажите, что из этих предметов живое, а что нет. (Ответы детей.) Почему вы считаете, что цветок – это живая природа. А камень относится к природе? Какая это природа? А почему кукла – это не природа? Ребята, возьмите по одной картинке, посмотрите, что на ней нарисовано, и если это живой объект, положите картинку возле цветка, если это неживая природа – возле камня, а если это не природа, то положите возле куклы. (Дети разглядывают карточки, воспитатель проверяет вместе с детьми правильность выполнения задания.) Воспитатель приглашает детей сесть на стулья.
Беседа с детьми по физической карте свой страны
В. Давайте вспомним, что же такое природа? Замечательный писатель и любитель природы М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыба – вода, птицы – воздух, звери – лес и горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». А как называется наша Родина? Посмотрите на карту, какая страна на ней изображена?
Наша страна не такая уже и большая, но богатств у неё много. Видите сколько на карте зелёного цвета, значит много зелёных лесов. Синий цвет показывает реки и озёра. В лесу много зверей, ягод, грибов, в реках и озёрах много рыбы. Но есть ещё богатства и внутри земли, в её недрах. Эти богатства называются полезными ископаемыми. Ищут и находят эти полезные ископаемые люди, профессия которых – геологи.
Представьте себе, что мы с вами геологи, и мы в лаборатории, и будем изучать полезные ископаемые. Лаборатория – это там, где рассматривают, изучают, исследуют разные предметы, делают опыты. Давайте пройдём за столы, там будет наша лаборатория. (Дети садятся за столы.)
Опыты с детьми с полезными ископаемыми.
В. Ребята ископаемые привёз паровозик, хоть он и игрушечный, но полезные ископаемые самые настоящие. В первом вагоне находятся белые камушки. Возьмите их в руки, и скажите, что это? (Мел.) Для чего нужен мел? Откуда же он взялся? Оказывается давно там, где мы живём, было море, в котором было много улиток в раковинах, время шло, улитки погибали, а их раковины падали на дно моря. Их заносило песком и илом, их раковина превращалась в мел. Люди научились добывать мел и использовать его. Очищенный мел врачи приписывают людям, чтобы у них были здоровые зубы и крепкие кости. Называют этот мел — глюканат кальция. Попробуйте таблетку на вкус.
Давайте, мы попробуем, что во втором вагончике. (Соль.) Соль – это тоже полезное ископаемое, её добывают в нашем государстве. Сначала она называется каменной. Как вы думаете, почему? А потом её размалывают, очищают, и она становится пищевой. Почему её называют пищевой? Добывают соль возле таких городов, как… (показывает эти города на карте). но вспомните, что мы с вами геологи, а они ищут полезные ископаемые по горам, болотам, лесам, преодолевая любые препятствия.
Дети садятся перед доской, воспитатель показывает города и обращает внимание на обозначение на карте нефти.
В. Посмотрите, сколько здесь чёрных треугольников, они показывают, что в этих местах, глубоко под землёй течёт река, вода в которой может гореть. Геологи нашли эту реку, загнали в землю стальную трубу. (Показ картинки.) Из трубы забил фонтан чёрной воды, которую называют нефтью. (Показ нефти в пробирке.) Она густая и горит. На специальных заводах из нефти делают бензин, керосин, смолу для асфальта, пластмассу и ещё много вещей. А для чего нужен бензин, керосин, а что делают из пластмассы?
Ребятам предлагается взять чашку с подноса, и отпить немного воды. Что это? (Минеральная вода.) Минеральная вода очень полезна для человека, и она тоже находится в глубине нашей земли. У нас еще много полезных ископаемых, таких как…, но о них мы поговорим на следующем занятии.
Источник