Кладовая солнца о каком полезном ископаемом

Кладовая солнца о каком полезном ископаемом thumbnail

I вариант.

1. Каков жанр данного произведения:
а) рассказ;
б) повесть;
в) сказка;
г) сказка-быль.+

2. На сколько по возрасту Настя старше своего брата Митраши?
а) на 2 года +
б) на 3 года
в) на 5 лет
г) на 7 лет

3. Почему Травка не могла выносить плач сплетенных навеки деревьев?
а) ей было их жалко;
б) собаке было страшно;
в) они напоминали ей о ее собственном горе; +
г) деревья посадил Антипыч.

4. Почему Настя не вспомнила о брате?
а) она была за него спокойна;
б) Настя забыла обо всём из-за обилия клюквы;+
в) Настя знала, что у Митраши есть ружьё;
г) Настя знала, что Митраша взял с собой компас

5. Какую ягоду хотят найти Настя и Митраша?
а) брусника
б) голубика
в) клюква +
г) черника

6. Кто старик Антипыч по профессии?
а) столяром
б) лесником +
в) летчиком
г) сапером

7. От чьего лица ведется повествование в произведении?
а) Насти;
б)Митраши;
в) геологов; +
г) жителей деревни.

8. Что умеет делать юный Митраша?
а) Он делает деревянную посуду +
б) Он шьет сапоги
в) Он плетет веники
г) Он чинит часы

9. Для чего писатель включил историю ели и сосны в своё повествование?
а) чтобы рассказать о несчастной жизни деревьев;
б) чтобы предупредить детей и нас, читателей, о грозящей беде;+
в) чтобы объяснить стон и вой, раздающийся в ветреную погоду;
г) чтобы сделать пребывание в лесу детей более сказочным и таинственным.

10. Как учителя в школе, улыбаясь, называли Митрашу:
а) «Мужичок в мешочке»; +
б) «Мальчик с пальчик»;
в) «Золотой петушок»;
г) «Носик-курносик».

11. Кого в лесу убивает Митраша?
а) кабана
б) медведя
в) шакала
г) волка +

12. Когда происходит действие произведения?
а) до Великой Отечественной войны;
б) во время Великой Отечественной войны; +
в) сразу после войны;
г) в 50-е годы.

13. Кому Настя отдает всю свою ягоду, которую они собрали в походе?
а) соседям по селу
б) больным детям из Ленинграда +
в) начальнику колхоза
г) местному доктору

14. Кого из крупных животных видит Настя в лесу?
а) медведь
б) лось +
в) конь
г) зубр

15. Как называют в лесу отменно-приятное место?
а) полянка,
б) палестинка, +
в) кудринка,
г) грибница

16. Какое полное имя у собаки Травки?
а) Златотравка
б) Милотравка
в) Затравка +
г) Краснотравка

17. С кем рассказчик сравнивает Настю?
а)с золотой веснушкой;
б) с золотой курочкой; +
в)с Золушкой;
г) с Дюймовочкой;

18. Что Митраша берет с собой в поход по совету отца?
а) карту местности
б) рацию
в) свисток
г) компас +

19. Кто спас Митрашу из болота?
а) Антипыч
б) Настя
в) собака Травка +
г) дровосеки

20. Из-за чего поссорились дети в лесу ?
а) каждый хотел идти по выбранной тропе; +
б) Митраша не хотел брать с собой еду;
в) Митраша не хотел нести корзину;
г) Настя не разрешала брату стрелять из ружья

II вариант.

1. Как хотел идти Митраша?
а) по карте,
б) прямиком на Север по компасу, +
в) широкой проторенной дорогой,
г) лишь бы не с Настей

2. Что такое Елань?
а) непроходимый еловый лес;
б) место, где растёт много клюквы;
в) место, где растёт трава-белоус;
г) самое топкое место в болоте.+

3. Правда Антипыча заключалась в вековечной суровой борьбы людей:
а) за выживание,
б) за здоровье,
в) за любовь, +
г) за полезные ископаемые.

4. Какое из данных значений подходит для объяснения названия произведения «Кладовая солнца»:
а) болото с залежами горючего торфа,
б) обилие целебной клюквы в Блудовом болоте,
в) деревья, травы, цветы, животные;
г) все природные богатства, включая и людей с добрым сердцем.+

5. Какова тема «Кладовой солнца»?
а) трудности военного времени;
б) природа выше человека и человеческих страстей;
в) главное в жизни – взаимоотношения между людьми;
г) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе.+

6. Кто является повествователем в произведении?
а) Митраши
б) Насти
в) геологи, разведывающие богатства болота+
г) жителей села

7. Вспомните, почему Травка не выносила плач, сплетенных навеки деревьев:
а) ей было их жалко;
б) собаке было страшно;
в) они напоминали ей о ее собственном горе; +
г) деревья посадил Антипыч.

8. Кого описывают в данном отрывке: «Волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые».
а) Митраша
б) Настя+
в) мать Митраши и Насти
г) соседка-подружка

9. Отметьте, что умеет Митраша в свои 10 лет:
а) бондарство: научился у отца делать деревянную посуду+
б) печное дело: умел класть кирпичные печи
в) гончарство: мастерил глиняные горшки
г) сапожное дело: умел чинить обувь

10. Вспомните, кто является самым надежным помощником в лесу, по словам отца Митраши и Насти?
а) верный друг;
б) ружьё;
в) пёс;
г) компас.+

11. Как называется отменно-приятное место в лесу?
а) полянка,
б) палестинка,+
в) кудринка,
г) грибница

12. Определите, с кем сравнивает рассказчик Настю?
а) с золотой веснушкой;
б) с золотой курочкой; +
в) с Золушкой;
г) с Дюймовочкой;

13. Выберите, кто спас Митраше жизнь?
а) Настя
б) собака Травка+
в) односельчане
г) ему самому удалось спастись

14. Вспомните, что, по словам рассказчиков, было самым важным в отношениях Митраши и Насти?
а) прекрасное равенство+
б) главенство Насти
в) главенство Митраши
г) равнодушие друг к другу

15. Определите, как учителя называли Митрашу:
а) «Мужичок в мешочке»; +
б) «Мальчик с пальчик»;
в) «Золотой петушок»;
г) «Носик-курносик».

16. Вспомните, что не нравится автору в Насте?
а) страх, который она испытала, увидев лося
б) эгоизм, потому что она, не думая о брате, забрала с собой всю еду
в) равнодушие к судьбе брата
г) жадность, из-за которой она забыла о своем брате+

17. Определите, в каком из предложений использовано олицетворение?
а) После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен.
б) Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах: носики такие задорные.
в) Белая Куропатка, как будто ведьма, хохочет.+
г) Только слышался тут тягостный, щемящий и нерадостный вой.

18. Вспомните, что такое Елань?
а) непроходимый еловый лес;
б) место, где растёт много клюквы;
в) место, где растёт трава-белоус;
г) самое топкое место в болоте.+

19. Выберите, какова правда Антипыча, которую он перешепнул своей собаке?
а) в вековечной суровой борьбе людей за любовь+
б) в постоянном превосходстве людей над природой
в) в милосердном отношении людей к природе
г) в непрестанной связи человека и природы

20. Где точнее всего описывается смысл данного произведения?
а) В этом произведении говорится о болоте с богатыми залежами торфа.
б) Под «кладовой солнца» понимается весь растительный и животный мир леса.
в) Возле Блудова болота геологи нашли залежи золота.
г) «Кладовая солнца» – это добрые, любящие сердца людей, их душевное богатство.+

Источник

Группа «Кладоискатели» проводит игру «Ума палата» на знание темы «Полезные ископаемые». За правильные ответы они даже конфеты раздавали, но а учитель -пятёрки.

Ребята сами изготовили макет шахты. Получилось просто замечательно. Они молодцы! Несколько вечеров группа трудилась и вот успешная презентация!

Викторина о полезных ископаемых.

Вопросы.

1. Шел урок природоведения в третьем классе по теме «Горные породы и минералы». На партах у ребят были разложены спички, карандаши, хлопушки, наждачная бумага, поваренная соль, порошок талька. Ребята с недоумением смотрели на учителя.
«Что общего между всеми этими предметами?» – спросил учитель. Ребята были в затруднении.
Как бы вы ответили на этот вопрос?
2. Всякая ли горная порода является полезным ископаемым?
3. У полезных ископаемых сложная и загадочная история образования. У одних она начинается в воде, а у других – в пламени. Как вы это понимаете?
4. Однажды в геологическую лабораторию принесли цветы, но не для того, чтобы поставить их в вазу. Колокольчики, лесные фиалки, ромашки стали проверять специальными приборами. Вдруг геолог, который изучал растения, закричал: «Откуда вы взяли эти удивительные, эти замечательные цветы?»
Человек, который принес цветы, рассказал, где он их нашел. Геолог его поблагодарил и сказал, что это очень важная находка.
Объясните, почему обычные лесные цветы геолог назвал важной находкой?
5. Многие ценные природные богатства сегодня недоступны человеку, не могут быть использованы, например ископаемые залежи нефти, которые находятся на глубине 15 км, ведь мы не умеем бурить скважины такой глубины. Как же извлечь оттуда нефть?
То же самое можно сказать и об угольных пластах, залегающих на глубине 3–4 км. Добывать уголь из шахт такой глубины пока невыгодно: он будет слишком дорогим.
Как вы думаете, можно ли считать полезными ископаемыми недоступные человеку месторождения? Бывают ли «бесполезные» ископаемые?
6. Почему такие полезные ископаемые, как торф, уголь, нефть, природный газ, ученые называют «кладовыми Солнца»?
7. В связи с чем академик Д.Н. Прянишников назвал торф «азотной рудой»?
8. По преданию, в 1696 году во время Азовского похода несколько кусков донецкого каменного угля показали Петру I. Один из них царь бросил в костер и, видя, как он горит, произнес историческую фразу: «Сей минерал если не нам, то потомкам нашим… полезен будет».
Объясните смысл этих слов.
9. Почему нефть называют черным золотом?
10. Почему минеральная вода относится к полезным ископаемым?
11. Почему глина может иметь разный цвет? От чего это зависит?
12. Почему почва, содержащая много песка, быстро высыхает после дождя?
13. Почему песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо?
14. Почему песок рассыпчатый, а глина вязкая и из нее можно лепить фигурки?
15. На песчаных дорожках после дождя не образуется луж, а на глинистых скапливается много воды. Почему?
Почему глинистые почвы долго не просыхают?
16. Почему песок можно легко пересыпать из одного стакана в другой, а глину нельзя пересыпать?
17. Песок – это горная порода. Цвет у него бывает различным: черным, зеленоватым, красноватым, желтым, белым. Почему?
18. Почему песок незаменим в стекольном производстве?
19. Почему гранит используется человеком как строительный материал для постройки и облицовки зданий, сооружения памятников?
20. Почему гранит пестрый? Почему он бывает разного цвета?
21. Почему гранит оставляет на стекле царапину?
22. Почему гранит трудно расколоть или разъединить на части?
23. Почему песок и глину можно образно назвать «детьми гранита»?
24. Почему писатель М.Пришвин назвал болота «кладовыми Солнца»?
25. Почему пожар на торфяном болоте очень трудно погасить?
26. Разреши спор двух учеников. Один утверждает, что торф легче воды, другой – что он может быть тяжелее воды. Кто прав и почему?
27. Известно, что полезные ископаемые нужны человеку. Почему же мы постоянно слышим, что необходимо ограничивать добычу полезных ископаемых?

Источник

Глава 1

Повествование ведется от лица жителей села, расположенного возле Блудова болота, в районе города Переяславль-Залесский. Они помогают двум осиротевшим деткам, потерявшим своего отца на войне, мать же ребят умерла от болезни.

Дети были очень милые. Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки… носик глядел вверх. А Митраша …был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. Звали его все в селе «мужичок в мешочке».

После смерти родителей на долю детей выпала забота обо всем большом крестьянском хозяйстве и о скотине, которой у них было достаточно. Сначала деткам помогали дальние родственники, но потом сироты быстро научились со всем справляться сами.

«Не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы»

Вместе держали огород, Настя работала по дому и на дворе, а Митраша, научившись у своего отца, делал деревянную посуду и соседям помогал, за что и они платили ему в ответ добром.

Глава 2

Весной, в конце апреля, стали Настя и Митраша собираться за клюквой, самая сладкая она бывает, когда перележит зиму под снегом. Митраша взял с собой отцовское ружье, волков в лесу много было, компас, а Настя в корзинку положила картошки (вдруг заблудятся), накрыла все полотенцем, дала корма скотине, и засветло дети отправились на болото. Митраша вспомнил, что отец рассказывал ему, как добраться до заветной полянки – палестинки, где ягоды будет полным-полно, только одно страшное место под названием Слепая елань обогнуть нужно. Брат с увлечением стал рассказывать сестре об этом месте в надежде, что сегодня они до него доберутся.

Глава 3

Дети пришли на Блудово болото. Оно открывалось непроходимою зарослью ольхи, ивы и других кустарников. Болото некогда было дном древнего моря, повсюду виднелись небольшие холмы, которые в народе называли «боринами». Дети добрались до первой борины под названием Высокая Грива. Отсюда уже видны были кое-где россыпи красной ягоды, но путь охотников за клюквой лежал дальше, к борине Звонкой. На пути брату и сестре стали встречаться и первые весенние цветочки и растения: подснежники, волчье лыко. Брат стал рассказывать, вспоминая разговоры с отцом, что водится в этих местах волк Серый помещик, главная беда жителей деревни, перетаскал он много скота в этом году.

Болото наполняется звоном птичьих голосов, криками зайцев, выпи, журавлиным стоном по мере наступления дня, вся природа пробуждается и приветствует новый день. Но солнце еще не успело взойти, как дети спустились в большое болото, где ребята услышали протяжный вой Серого помещика. Оказавшись, на небольшой развилке, брат с сестрой стали спорить, куда идти дальше. Митраша настоял, что двигаться надо на север по компасу, и ребята пошли по тропе, указанной стрелкой, теперь уже не рядом, как раньше, а друг за другом, гуськом.

Глава 4

Настя и Митраша добрались до чудесного места: два дерева, ель и сосна, причудливо сплелись корнями и стволами, а у их подножия располагался большой холодный Лежачий камень, на него-то и присели отдохнуть наши герои в ожидании первых лучей солнца. Дети наблюдали, как дружно бормотали тетерева на ветвях деревьев, а потом вдруг птицы начали драться, пух и перья полетели в разные стороны, вот тут-то и случилась первая серьезная ссора брата с сестрой. Широкая тропа у этого камня расходилась в разные стороны, но справа была хорошая, плотная тропка, видно, что часто по ней люди ходили, надежная она; а прямо шла слабенькая совсем тропка, но стрелка компаса упрямо показывала именно на нее. Насте не удалось убедить брата, что нужно идти по проверенному пути, он упрямо зашагал напрямик, а сестра, устав от упорства брата, пошла по своей тропинке. Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул.

Глава 5

От этого порыва ветра вокруг застонали все деревья, от этого стона проснулась гончая собака Травка, которая жила в лесу возле заброшенной сторожки. Стон деревьев напоминал ей плач ребенка, а она не могла выносить этих звуков, потому что сама испытывала неуемное горе: уже целых два года как умер ее любимый хозяин, лесник Антипыч.

Местные охотники частенько наведывались к Антипычу, описывали его как мудрого и доброго старика, все понимающего про эту жизнь.

Но после смерти Антипыча Травка не смогла уйти из леса, она все ждала своего хозяина, как будто он скоро вернется с охоты. А по ночам тоска овладевала ей и она выла. К этому вою давно прислушивался Серый помещик.

Глава 6

Жилище Антипыча находилось недалеко от Сухой речки, где некоторое время назад волчья бригада истребила по заявке крестьян всю стаю волков, кроме Серого помещика, ему тогда удалось сбежать. Но после этого случая он озверел совсем: порезал овец и коров больше, чем в свое время вся его стая. И до того обнаглел, что однажды, преследуя собаку, бегущую за санями хозяина, загнал ее в сани и вырвал ее прямо из рук хозяина. И теперь по весне волк ждал, когда же настанет конец голоду.

В то утро, когда Настя и Митраша поссорились, волк особенно был зол. Он выбрался из своего логова и протяжно и жалобно завыл.

Глава 7

Травка, услышавшая стон деревьев, завыла, но голод, который она испытывала, заставил ее замолчать, и это стало ее спасением, иначе Серый помещик быстро нашел бы ее по вою. Гончая собака учуяла след зайца и отправилась на охоту. Заяц как раз проскакал мимо камня, где сидели утром дети, и Травка, напав на его след, почувствовала и сладкий запах хлеба и человека, который совсем недавно был у этого камня. Уж не Антипыч ли это здесь останавливался? Но дальше следы расходились: направо раздавался манящий запах хлеба, а след зайца уходил в сторону Слепой елани. Выбор перед Травкой стоял нелегкий. Но надежда встретить любимого хозяина, человека пересилила, и Травка быстро побежала в сторону, уходящую от Слепой елани.

Глава 8

Слепая елань – очень опасное место на Блудовом болоте, много здесь народу и скота погибло. Хотя само болото обладало огромными запасами торфа, горючего материала, так называемая кладовая солнца здесь находилась:

«…горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь в удобрении, передавали его …другим растениям, кустикам, ягодкам. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство»

Но слой этого торфа не везде одинаков, у Слепой елани он совсем был тоненьким, незаметным. И поэтому кочки под ногами Митраши становились все более хлипкими, мягкими. Но «мужичок в мешочке» упрямо продолжал свой путь. И снова перед ним возникла развилка: тропа уходила влево, а стрелка компаса показывала в противоположном направлении, где кочки сменялись абсолютно ровной поверхностью болота. Нисколько не смутившись, Митраша решил пересечь эту чистую полянку.

Еще Антипыч при жизни говорил своим охотникам-гостям: «Не знавши броду, не лезьте в воду!». Нет, полез же наш Митраша прямиком в Слепую елань. Ноги его утопали все глубже и, на секунду задумавшись и остановившись, мальчик оказался в один миг погруженный по колена, а в следующий – уже по грудь. Он снял с себя ружье, положил перед собой и постарался опереться руками. И в этот момент Митраша услышал крик сестры. Мальчик ответил Насте, но ветер дул в другую сторону и не донес его призыва:

«Маленький человечек…перестал кричать. По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слезы»

Глава 9

Что же все это время происходило с Настенькой? Вначале она собирала ягодку за ягодкой, каждый раз наклоняясь к кочкам. Но потом ей захотелось собирать горстями больше и больше, и она, совершенно забыв о ссоре с братом, думала только о клюкве, жадность ею овладела и она сошла с набитой тропы. Оглянулась, поняла, что заблудилась и тут только вспомнила о своем брате.

Одного не знали Настя и Митраша, что обе тропки огибают Слепую елань и выходили как раз к палестинке, и ссора их пустяковая, оба оказались правы. К палестинке-то и подошла Настенька, к кроваво-красной от клюквы полянке, заветному месту. Снова забыв обо всем, Настя присела на корточки и стала ползать, собирать клюкву, бросая ее прямо сверху на картошку и хлеб. Даже лось, притаившийся за ольхой, принял Настю сначала за какого-то ползающего зверька. Ничего не видела и не слышала девочка, с таким усердием она собирала ягоды. И подползла она таким образом к пню, на котором нежилась в лучах солнца гадюка. Змея зашипела, и Настя наконец подняла голову, не понимая, где она. А совсем недалеко от нее стояла и смотрела на девочку собака, Травка. И Настя даже вспомнила ее. Антипыч не раз приходил с ней в село.

Настенька позвала ласково собаку и накормила ее хлебом, который с трудом достала из-под ягод. И в этот-то момент она вспомнила о брате, голодном, обиженном на нее за упрямство. И вскрикнула сестра, вот этот-то крик и услышал тогда Митраша, увязнув в болоте.

Глава 10

Не получив ответа, Настенька заплакала, а Травка, почуяв беду человеческую, подошла к девочке и лизнула в щеку. И вместе с Настей собака заплакала по-своему, завыла. И в полной тишине этот вой, конечно же, услышал Серый помещик, он понял, где находится его добыча, и направился прямиком туда.

А Травка, перестав выть, сама услышала потявкиванье лисицы и поняла, что та напала на след зайца. Значит, есть прекрасная возможность поймать для нового человека в ее жизни, Настеньки, зайца и поднести как дар. Травка незамедлительно бросилась к Лежачему камню. Лиса гнала зайца прямо на Травку. И тут охотница немного не рассчитала, слишком велико было ее желание добыть этого зайца, она прыгнула не на него, а через него. И заяц, обезумев, понесся прямиком в Слепую елань. Травка затявкала от азарта, а Серый помещик наконец услышал долгожданный лай.

Глава 11

Травка неслась за зайцем и вдруг резко остановилась: перед ней возник человек.

«Для Травки все люди были как два человека – один Антипыч с разными лицами и другой человек – это враг Антипыча. И вот почему умная собака не подходит сразу к человеку, а становится и узнает, ее это хозяин или враг его»

Она ждала словно какого-то знака. И она услышала «слово» и какое! Антипыч вначале назвал свою собаку Затравка, от охотничьего «затравить», но потом это имя упростилось до Травки. Но Митраша произнес: «Затравка!», и счастливая собака наконец признала своего хозяина в лице маленького человека.

Травка подползла аккуратно к Митраше, и он, схватившись за ее задние лапы, смог выбраться из трясины.

«С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею, и человек целовал своего друга и в нос, и в глаза, и в уши»

Счастью Травки не было предела.

Глава 12

Но охота Травки не была закончена, она должна была поймать зайца для своего Антипыча-Митраши. А Митраша понимал, что он голоден, и жареный заяц был бы в самый раз, да еще и отцовское ружье можно будет испытать. Митраша спрятался в куст можжевельника, чтобы удобно было стрелять, но забравшись туда, нос к носу столкнулся с Серым помещиком, который выбрал этот же куст для засады. Тут-то и окончился земной путь голодного волка Серого помещика. Митраша не растерялся и выстрелил почти в упор.

Настя же, услышав выстрел, быстро нашла брата. Обнявшись, дети отправились домой, где соседи уже ждали их, все были обеспокоены отсутствием детей. А брат с сестрой с целой корзинкой ягод, с Травкой довольные идут со стороны болота. Они рассказали жителям, что случилось с ними. Никто не поверил, что Митраше удалось убить Серого помещика. Но мальчик точно описал место, где лежит убитый волк, и местные охотники привезли в деревню его.

«Мужичок в мешочке» незаметно для всех вырос после этого случая, превратился в прекрасного стройного парня, а Настенька отдала свою целебную ягоду для детей, эвакуированных из ленинградского детдома.

Торфа же на Блудовом болоте хватит для работы большой фабрики лет на сто вперед.

«Вот какие богатства скрыты в наших болотах! А многие до сих пор только и знают об этих великих кладовых солнца, что в них будто бы черти живут: все это вздор, и никаких нет в болоте чертей»

Источник