Классный час полезные привычки в 5 классе
Классный час в 5 классе
ПОЛЕЗНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
Цель: пропагандировать здоровый образ жизни
Оборудование: листы ватмана, клей, цветные карандаши или фломастеры.
Ход классного часа
Интерактивная беседа
Классный руководитель: Здравствуйте! Улыбнувшись, мы друг другу сказали. Просто здравствуйте.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
А все потому, что мы сказали друг другу « здравствуйте!»
Здороваясь, люди желают друг другу здоровья. А как вы думаете, от чего зависит наше здоровье? Ответы детей.
Прослушивание и обсуждение отрывка из сказки Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц». «Есть такое твердое правило, — сказал мне Маленький принц. – Встал поутру. Умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная».
— Какую замечательную привычку Маленький принц взрастил в себе? Можно ли баобабы сравнить с вредными привычками, которые человек побеждает в себе?
Ответы детей.
Классный руководитель: — Ребята, какие ассоциации у вас вызывает слово «привычка»? Выслушав ответы, учитель предлагает обратиться к объяснению этого понятия в толковом словаре Д. Ушакова.
«Привычка — образ действия, состояние, поведение или склонность, усвоенные кем-нибудь за определенный период жизни, вошедшие в обыкновение, ставшие обычными, постоянными для кого-нибудь». Таким образом, привычка – это такое действие, которое человек выполняет как бы автоматически. У каждого человека в течение жизни вырабатывается много привычек. Это относится и к вам. Для кого-то стало привычным делом заниматься спортом, читать книги, помогать по дому, без напоминаний делать уроки. Это все привычки полезные. Давайте продолжим начатый список. А теперь давайте вместе подумаем, какими бывают вредные привычки?
Игра-упражнение «Сорняки и розы»
На цветных листочках напишите полезные привычки, а на белых – вредные.
Дышать свежим воздухом
Заниматься спортом
Соблюдать чистоту и порядок
Спать достаточно
Чаще улыбаться
Любить жизнь
Почаще есть рыбу, овощи, фрукты
Пить воду, молоко, соки, чай
Как можно больше ходить
Помогать окружающим
Больше читать
Слоняться без дела
Сидеть дома
Играть на компьютере
Употреблять алкоголь, курить
Смотреть часами телевизор
Быть раздражительным
Унывать, сердиться, обижаться
Переедать
Грызть ногти, карандаш или ручку
Употреблять нецензурные слова
Опаздывать
Много болтать
Затем листы с плохими привычками скомкать и выбросить в мусорное ведро.
Так мы сделаем первый шаг от избавления привычек.
А вот хорошие привычки мы будем в себе вырабатывать.
Классный руководитель: Давайте, в начале нашей работы определим отношение к своему здоровью, своему образу жизни. А сделаем мы это при помощи цветных наклеек. Ребятам предлагается выбрать наклейку-цветок желтого, красного или голубого цвета в соответствии с их значением:
К.— я веду здоровый образ жизни;
Ж.- я стараюсь, но не всегда получается;
Г.- я не обращаю внимание на свое здоровье.
Выберите наклейку нужного цвета и прикрепите к листку, который есть у ваших команд.
Выполнение.
Классный руководитель: Вот так выглядит ваше отношение к своему здоровью. Очень хорошо, что мы смогли оценить его, задумались о том, что очень важно для каждого современного человека. Все ли задумываются о своем здоровье?
Одна из основных проблем XXI века – сохранение здоровья. Важная составляющая – это отказ от вредных привычек и выработка привычек полезных.
Работа в группах.
Классный руководитель Мы с вами совершим путешествие в Царство хороших привычек.
Классный руководитель: Просмотрев мультфильм из серии «Смешарики», угадайте, о какой полезной привычке мы с вами поговорим сначала. (Просмотр мультфильма «Распорядок»)
Первая хорошая привычка – это соблюдение распорядка дня. Режим дня — это сочетание слов вызывает у многих школьников раздражение: ведь соблюдение режима требует проявление воли. Школьникам кажется, что легче жить, не выполняя его. Но это неверно. На самом же деле беспорядочный образ жизни истощает силы человека, мешает ему добиться поставленных целей.
Конкурс 1 « Мой режим дня».
Командам раздаются конверты с разрезанным на полоски перечнем режимных моментов. Команды должны разложить их по порядку и отметить, как проходит их день. (см. Приложение)
Классный руководитель: Как вы думаете, с чего должен начинаться день здорового человека? Конечно, с утренней гимнастики. Утреннюю гимнастику часто называют зарядкой. Не случайно говорят: утро определяет день. Утренняя гимнастика помогает приобрести бодрость, положительный настрой, будит и заряжает организм на весь день.
Значит, следующая хорошая привычка – это зарядка по утрам, занятия спортом. Ни для кого не секрет, что трудно заставить себя по утрам делать зарядку. А такие упражнения помогут сделать не только физическую разминку, но и зарядиться хорошим настроением. Занятия спортом же укрепляют наше здоровье.
Тест, который поможет оценить уровень своего физического развития
Отвечать честно самому себе.
Соблюдаю ли я режим дня?
Да—3, нет—1.делаю ли я утреннюю зарядку?
Да—3, нет—1.С удовольствием ли я хожу на уроки физкультуры?
Да—3, нет—1.Занимаюсь ли я физическим трудом?
Да—3, нет—1.Вызывает ли у меня отвращение табачный дым?
Да—3, нет—1.Могу ли я несколько раз подтянуться на перекладине?
Да—3, нет—1.Люблю ли я свежий воздух?
Да—3, нет—1.Много ли я двигаюсь?
Да—3, нет—1.Умею ли я плавать?
Да—3, нет—1.
Подсчитайте набранные баллы и по их сумме определите, на какой ступени физического развития вы находитесь.
9-13 баллов—низкая. Задумайтесь над вашим здоровьем.
14-19 баллов—средняя. Не всегда все получается.
20-27 баллов—высокая. Ваше здоровье в порядке.
Конкурс 2 « Веселая зарядка» и «Любители спорта»
А теперь небольшую зарядку под музыку для вас проведет ученица нашего класса. Попрошу всех встать. Немного отдохнем и разомнемся. Звучит музыка. Ученики повторяют движения.
Молодцы, ребята! А теперь я предлагаю выйти 5 участникам. Они выбирают карточки, на которых написано название вида спорта. Одна команда показывает пантомиму, другие разгадывают, что за вид спорта был показан.
Классный руководитель: Вы знаете также, что основными режимными моментами являются завтрак, обед и ужин. С пищей человек получает все вещества, необходимые для роста, развития организма и для пополнения энергии, затрачиваемой при физическом и умственном труде. Основные пищевые вещества: углеводы – самый главный источник энергии. Они просто необходимы для работы мышц, сердца и нервной системы. Белки – основной строительный материал для всех органов и тканей организма. При недостатке белков может замедлиться рост волос, снизиться сопротивляемость к болезням, ухудшиться умственная и физическая работоспособность. Жиры – также важный источник энергии. Ведь они при сгорании в организме выделяют в два раза больше калорий, чем углеводы. Витамины и минеральные вещества помогают нормальному росту и развитию организма. Они способствуют правильному обмену, повышению умственной и физической работоспособности, хорошей сопротивляемости организма различным заболеваниям. В вашем возрасте питаться в течение дня следует 4 раза. Попробуем составить меню на один день.
Конкурс 3 «Составь меню».
Классный руководитель: Составьте меню на завтрак, обед и ужин. Выберите те блюда, которые считаете нужными. Напишите их на карточке «Меню». (см. Приложение)
Для поддержания своего здоровья очень важно, чтобы ваше питание было сбалансировано.
Конкурс 4 «Хорошее настроение».
Классный руководитель: Кроме физического здоровья существует еще и психическое. Часто вы не задумываетесь, что словами обижаете своих одноклассников, друзей, родителей. И эти слова ранят душу и сердце людей, наносят им психологическую травму. Поэтому очень хочется сказать о «добрых словах», которые тоже способствуют укреплению здоровья.
Игра- тренинг «Нить добрых слов»
Предлагается выйти учащимся для игры. В руки одному дается клубочек. Начало нити он оставляет у себя, и, называя своего соседа добрым и ласковым словом, передает клубочек и т.д. В конце получается круг с нитью, натягивая которую учащимся предлагается почувствовать силу и взаимосвязь дружеских взаимоотношений.
-Надо гнать со своего лица сердитое выражение, чаще улыбаться. Психологи установили: улыбка не только признак хорошего настроения, но и способ его улучшить. Будьте же приветливы. Это поможет сохранить здоровье и вам, и тем, кто вас окружает.
Конкурс 5 «Чистота – залог здоровья».
Классный руководитель: Как вы думаете, а что должно быть чистым у человека? Какие правила чистоты вы можете назвать?
мыть руки перед едой,
умываться
стирать и гладить свои вещи,
чистить каждый день зубы
наводить порядок в помещении
не мусорить
мыть за собой посуду
и т. п.
Конкурс 6 «Правила хорошего тона».
Классный руководитель:
Когда вы встречаете взрослых, друзей, знакомых, что нужно сделать? Здороваться
Мальчик и девочка входят в помещение. Кто первый? (Входит первой всегда девочка).
Паре нужно в театре, кинозале пройти до места. Кто идет первым? (Мужчина)
Чем вытирает губы после еды культурный человек? (Салфеткой)
Если ты опоздал на урок. Что нужно сделать? (Извиниться и попросить разрешения у учителя пройти в класс)
Если ты нечаянно толкнул соседа. Твои действия. (Извиниться)
Как нужно себя вести в общественном месте? (Не шуметь)
Если разговаривают между собой взрослые, а тебе нужно что-то спросить. Как ты поступишь? (Дождаться, пока договорят)
Что нужно сделать с телефоном во время уроков? (убрать в сумку, выключить звук)
Мама подарила подарок, который вы долго ждали. Ваши действия. (Отблагодаить)
Классный руководитель Мы с вами совершили путешествие в Царство хороших привычек.
Представьте себе, что вы работаете в туристском агентстве. Вы получили задание – сделать рекламу одной из хороших привычек. Продолжительность рекламы – 1 минута. Каждая группа получила ключевые слова для работы. В течение 5 минут вы будете работать над текстом рекламного ролика. Желательно, чтобы каждый член группы сказал несколько слов о «своём» городе. (5 минут на подготовку)
Группа 1. Привычка чистить зубы.
Группа 2. Привычка не мусорить, соблюдать чистоту.
Группа 3. Привычка заниматься спортом.
Группа 4. Привычка говорить вежливые слова.
Дети рекламируют одну из хороших привычек.
6. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель Нужно ли нам было говорить о наших привычках?
Полезен ли такой классный час для нас? (Ответы детей)
Учитель:
Я желаю вам, ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
Не возможно без труда.
Постарайтесь не лениться-
Каждый раз перед едой,
Прежде, чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь-
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Я открыла вам секреты,
Как здоровье сохранить,
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!
Желаю всем крепкого здоровья, быть умными, добрыми и счастливыми.
Спасибо за работу на уроке!
Приложение
Подъем
Зарядка
Завтрак
Свободное время
Дорога в школу
Прогулка
Ужин
Умывание
Дорога из школы
Отдых
Обед
Подготовка ко сну
Учебные занятия
Приготовление уроков
Сон
Источник
«ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ»
Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:
- Появился ли у вас интерес к внутреннему миру человека?
- Почему возникает потребность разобраться в особенностях людей и в самих себе?
- Как правильно поставить реальные задачи самовоспитания и добиваться их осуществления?
- Зачем нужно вести дневник самонаблюдений?
- Организация упражнений для развития определенных качеств.
Основные понятия:
Самовоспитание — это осознанное управляемое личностью саморазвитие, в котором в соответствии с требованиями общества, целями и интересами самого человека формируются запроектированные им силы и способности.
Воля — морально-психологическое качество личности, заключающееся в ее способности ставить цель, принимать решение и добиваться его реализации.
Подготовительный этап:
Нарисовать маски, вырезать рисунки животных, имитирующих типы характеров, написать на доске текст стихотворения Н. Заболоцкого, отпечатать на листочках тест.
Алгоритм деятельности: Вот и пришло это Время вопросов к самому себе.
Они волнуют и мучают, заставляют заглянуть в самого себя, и невозможно однозначно ответить на эти вопросы только «Нет» или только «Да». Вам рассказывают о замечательных людях прошлого и настоящего, показывают красоту их жизни, оценивают их ум, характер, отношение к окружающим. Похожие черты вы находите в близких людях, тогда, естественно, появляется вопрос «А какой я сам?» Какими вы видите себя сами в действительности? Не противоречит ли ваше «Я» тем оценкам, которые дают вам окружающие? В равновесии ли находятся понятия «Что Я есть» и «Чем Я Хочу и Должен стать»?
Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь, —
На самом деле то, что называют мной, —
Не я один. Нас много. Я — живой.
Чтоб кровь моя остынуть не успела,
Я умирал не раз. О, сколько мертвых тел
Я отделил от собственного тела!
Н. Заболоцкий. Метаморфозы
— А сколько же «Я» в вас на самом деле? Вероятно, все зависит от того: как внутреннее «Я» удовлетворяет вас самих и одобряют ли его окружающие. Вот видите, как все туманно и запутанно? Поисками ответов на все ваши вопросы занимаются психологи разных стран, они проводят интересные эксперименты, создают необычные тесты, призванные помочь нам всем разобраться во внутреннем мире человека и его поведении. Найденные ими ответы, может быть, и спорные, но они не лишены разумности и помогают понять себя и других.
■ Знаете ли вы свой характер? Интересно узнать? Существует множество классификаций характера человека по его психологическим особенностям. Еще одну предложил недавно американский психолог Эрнст Хартман. Оказывается, есть люди «толстокожие», а есть «тонкокожие». Различия по этому признаку проявляются довольно рано, уже в возрасте 3—4 лет. Конечно же, люди отличаются по толщине своих защитных барьеров. Как вам это поможет? Зная свои особенности, вы будете искать согласия с самим собой, взаимопонимания с окружающими, сможете поставить перед собой цели и будете добиваться их, чтобы в конечном счете Построить себя. (Детям раздаются листочки с тестами*)
Тест состоит из 18 утверждений, вы оцениваете верность утверждения по отношению к себе по шкале из пяти баллов от 1 (совершенно неверно) до 5 (это полностью относится ко мне);
- — скорее неверно, чем верно;
- — иногда;
- — скорее верно, чем неверно.
- Мои чувства незаметно перетекают одно в другое.
- Мне очень легко вспомнить свои ранние детские чувства.
- Меня легко обидеть или задеть.
- Много времени у меня уходит на мечты и фантазии.
- В художественной литературе, театре и кино я предпочитаю четкие сюжеты, имеющие определенное начало, середину и конец.
- Хорошей организацией можно назвать только такую, в которой все четко представляют себе свои обязанности и ясно, кто за что отвечает.
- Всему есть свое место, и все должно быть расставлено по своим местам.
- Излишняя близость с другими людьми иногда меня пугает.
- Хорошие родители — всегда немножко дети.
- Я легко могу представить себя каким-нибудь животным.
- Когда что-нибудь случается с близким мне человеком или моим другом, я чувствую себя так, словно это случилось со мной.
- Берясь за какую-то работу, я не люблю связывать себя планом действий, а во многом следую интуиции.
- Персонажи моих снов часто переходят один в другой, оказываются другими людьми.
- Часто мне кажется, что на меня влияют посторонние, таинственные силы.
- Невозможно провести четкие границы между нормальными людьми и людьми с психологическими проблемами: невротиками и просто сумасшедшими.
- Я человек приземленный, практичный, реалист.
- По характеру я мог бы быть поэтом, художником, артистом.
- Иногда я слышу, что меня кто-то зовет по имени, но, оглянувшись, не нахожу никого.
Произведите подсчеты. Сложите все баллы по всем 18 пунктам, кроме 5, 6, 7 и 16. Баллы этих
четырех вопросов надо считать наоборот: 1 за 5, 2 за 4, 4 за 2, 5 за 1, 3 балла — 3.
Результаты: средний человек набирает обычно 35 очков, если у вас 50 и более — ваши барьеры слишком тонки, 20 и менее — слишком толсты.
К какой бы группе вы себя ни отнесли, все равно очень важно знать и определить свои сильные и слабые стороны, чтобы затем целенаправленно развивать первые и стараться компенсировать вторые.
Трудно Строить самого себя, но не погружайтесь в самокопание. Четко определите свои цели в жизни, сформируйте План и творчески подойдите к составлению собственного Сценария жизни. А для того, чтобы он был удачным, нужно потрудиться. Для начала заведите Личный Дневник (выберите самую красивую тетрадь) и доверяйте ему свои ежедневные наблюдения, мысли, предположения, давайте оценку ситуациям и не забудьте о Самооценке. Так вы научитесь понимать себя, слушать свой внутренний голос—Я. Формируя полезную привычку — ведение Дневника, вы обогатите себя психологическим анализом, с помощью которого сможете закалить Волю, развить Ум, выковать Характер. Многие из великих людей вели такие Дневники наблюдений. Например, Л. Н. Толстой давал себе такую самооценку: «Я дурен собой, неловок… скучен для других, нескромен, нетерпелив и стыдлив, как ребенок. Я почти невежда. Что я знаю, тому я выучился кое-как сам, урывками, без толку, и то так мало. Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, глуп, тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр. Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой. Я умен, но ум мой еще никогда ни на чем не был основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума делового. Я честен, то есть я люблю добро, сделал привычку любить его; и когда отклоняюсь от него, бываю недоволен собой и возвращаюсь к нему с удовольствием; но есть вещи, которые я люблю больше добра, — славу». Довольно-таки суровая оценка… А привела она к достойной Самореализации.
Воспитывай в себе правильные привычки, такие, при которых ты поступишь правильно, не раздумывая, а в силу сложившейся системы, возникшей на сознательной основе. Вот что написал один из школьников: «У меня вошло в привычку все задуманное выполнять, не откладывая в долгий ящик. Это было трудно сделать, особенно в младших классах, когда хочется идти погулять или просто забываешь. Преодолеть это мне помог папа. Он научил меня оценивать силы, намечать посильный план и, конечно, его выполнять. Это стало привычкой. Она здорово помогает в работе над собой».
— Давайте заглянем в Толковый словарь и посмотрим, как ученый Д. Ушаков объясняет это понятие.
«Привычка, образ действия, состояние, поведение или склонность, усвоенные кем-нибудь за определенный период жизни, вошедшие в обыкновение, ставшие обычными, постоянными для кого-нибудь».
Одним словом, привычки — это как бы автоматизированные действия, выполнение которых становится потребностью. Только при этом следует различать привычки полезные и вредные.
- Что бы вы, ребята, отнесли к полезным привычкам?
- Самоприказ! Он должен быть кратким и категоричным: «Буду заниматься!»
- Самоободрение! Психологи советуют вспоминать только успехи и помнить о вере в себя!
- Самовнушение! Подберите короткие фразы-формулы в зависимости от ваших конкретных целей, только не употребляйте отрицательную частицу не, пусть формулы самовнушения будут достаточно утвердительными. Занимайтесь аутотренингом серьезно и, главное, систематично. (Полезными привычками дети называют выполнение режима дня, культуру поведения.)» Повелевать самому себе, властвовать над собой учись с малого. Заставляй себя делать то, чего не хочется, но надо. Поставь над собой сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставлять себя и сам требовать от себя» (В. Сухомлинский).
Подумайте над этими словами известного педагога. Научившись властвовать над собой, вы сделаете еще один шаг к своей Цели.
■ А пока предлагаю вам самохарактеристику, которая позволит определить свои полезные и вредные привычки. Под знаком (+) напишите полезные, под знаком (-) вредные. Отнеситесь предельно самокритично. Потом дома, оставшись наедине, проанализируйте, сделайте соответствующие выводы и составьте программу-минимум. Ежедневно подводите итоги, выясняйте, что удалось и чего не удалось сделать и почему. А тут нужна именно привычка — доводить каждое дело до конца. Успехов вам!
Источник