Когда полезны закрытые вопросы в коуч сессии

Когда полезны закрытые вопросы в коуч сессии thumbnail

Оценка закрытых и открытых вопросов

Гибкость, которую должен развивать в себе коуч, частично может проявляться в эффективном использовании открытых и закрытых вопросов. Закрытые вопросы требуют ответа «да» или «нет», а открытые позволяют получить больше информации, побуждают к участию в разговоре, а также помогают нам узнать мысли и идеи собеседника.

• Закрытые вопросы (да/нет).

– Вам понравилось это?

– Вам бы понравилось это?

– Вы можете сделать это?

– Это будет здесь в среду?

– Это все?

• Открытые вопросы.

– Что вас привлекло в этом?

– Кому это может понравиться?

– Как нам это сделать?

– Когда это будет доставлено?

– Что там есть еще?

В ходе типичной коучинг-сессии клиент должен говорить около 70 % времени. Для того чтобы этого добиться, нужно использовать открытые вопросы. Однако и закрытые вопросы могут оказаться весьма полезными, особенно в тех случаях, когда подробный ответ не нужен, например.

Подтверждение информации: «Я правильно вас понял?»

Продвижение разговора: «Продолжим?»

Завершение разговора: «Мы закончили?»

УГОЛОК КОУЧА

Что делать, если не удается подыскать следующий вопрос?

Иногда случается, что коуч теряется, «застряв» на одном месте и не зная, что говорить дальше! Это нормально, такое может произойти с любым человеком, в том числе и с коучем. Почему это происходит и как с этим справиться? Приведем некоторые варианты.

Коуч ослабил внимание и потерял нить разговора

Будьте честным, сообщите клиенту, что произошло, и двигайтесь дальше, например: «Извините. Повторите, пожалуйста, то, что вы сейчас сказали, я отвлекся именно на этом месте». Затем сосредоточьтесь на разговоре, на речи клиента, чтобы восстановить ход беседы.

Коуч отвлекся на другую мысль или идею

Будьте честным, сообщите клиенту, что произошло, например: «Извините, но я продолжал обдумывать ваши слова, сказанные о том, что вам не нравится, когда все получается слишком просто; мы не могли бы к этому вернуться?». Возможно, ваша интуиция вам подсказала, что этот момент стоит рассмотреть подробнее.

Беседа не продвигается вперед, «завязла», например, разговор утратил живость или стал казаться бессмысленным

Будьте честным (опять!). Сообщите о своих ощущениях и мыслях – ведь клиент может думать точно так же. Например: «Ну ладно, мне кажется, я как-то застрял, перестав понимать направление нашего разговора. Он вам все еще интересен?». Клиент может ответить: «Да, он мне очень многое дает». Если клиент находит разговор по-прежнему полезным, поинтересуйтесь, чем именно: «Помогите мне понять это получше». Это позволит вам найти новый фокус в разговоре. Если же клиент ответит: «Я понимаю, что вы имеете в виду, я сам застрял», вы можете подумать над тем, как продолжить беседу, например: «Ну что, мы оставим это или попытаемся выяснить, почему застряли?» или: «Ну что, о чем же мы еще могли поговорить?».

Коуч растерялся от волнения или от недостатка опыта

Предотвратить эту ситуацию поможет небольшая предварительная подготовка. Научитесь расслабляться и «переключаться». Это можно сделать, изменив положение тела. Слегка откиньтесь, отведите плечи назад, дышите животом (живот должен подниматься и опускаться при вдохе и выдохе). Используйте «удерживающую» фразу, которая поможет вам «переключить» свои мысли, например: «Я делаю небольшую паузу, чтобы сконцентрироваться на том, что вы только что сказали» (затем сосредоточьтесь на только что сказанном). Помните, что паузы бывают полезны и для клиента, и для коуча – тишина может иметь силу! Другой вариант: подведите промежуточный итог сказанному, используя при этом свои записи, если вы их ведете, например: «Давайте подытожим: мы начали с того, что…». Обычно этого бывает достаточно, чтобы вернуть вас обратно в русло разговора и помочь определиться с дальнейшим его направлением.

Сильные вопросы

У сильных вопросов много достоинств, например, они помогают:

• переключить мысль, например с проблемы на ее решение;

• почувствовать собеседнику себя более сильным и конструктивным в отношении какой-либо ситуации;

• раскрыть творческий потенциал и найти варианты выбора;

• воспринять проблему как дерзкий вызов или как возможность;

• продвинуться вперед – от проблемы к решению.

Сильный вопрос формулируется таким образом, чтобы «окружить» проблему и стимулировать ответ. Ответ на сильный вопрос касается более глубокой части проблемы, а не поверхностного ее проявления. В табл. 6 приводится ситуация, описанная как проблема, и та же ситуация, описанная с помощью сильного вопроса.

Таблица 6. Использование сильных вопросов

Когда мы в ответ на какую-то ситуацию задаем действительно сильный вопрос, то буквально ощущаем, как наш мозг резко «переключает передачу». Создается ощущение, что человеческий мозг не может отказать в удовольствии найти ответ на действительно сложный, превосходный вопрос. Представьте себе ситуацию. Вы постоянно жалуетесь, что хотите уйти в отпуск, но в то же время вам нужны деньги на ремонт машины. Вы ненавидите эту машину, вы бы хотели что-нибудь поменьше, но поменять ее – слишком много мороки. И вот кто-то задает вам вопрос:

«Каким образом можно и поменять машину, и поехать в отпуск?».

Гм… Есть над чем подумать, не так ли?

Сильный вопрос – это бесценный инструмент в коучинге.

Сильный вопрос – это бесценный инструмент в коучинге; коучи пользуются им в самых разных ситуациях. Возможно, клиент все время жалуется и никак не продвигается в сторону решения. Или он обвиняет во всем сложившуюся ситуацию и всех окружающих. Сильный вопрос часто переводит разговор в другую плоскость, позволяя взглянуть на дело под другим углом зрения. Кроме того, он подводит клиента к возможности нахождения решения, чего не было до того, как был задан вопрос.

В табл. 7 приведены примеры сильных вопросов.

Таблица 7. Сильные вопросы

Иногда клиент настолько «вязнет» в своих жалобах на жизнь, на трудности и проблемы, что никак не может продвинуться к решению. В коучинге сильные вопросы эффективно продвигают клиента от проблемы к решению и действию. Это неотъемлемая составляющая функции коуча; она может стать очень полезной и для клиента.

УПРАЖНЕНИЕ

Сильные вопросы

Следующее упражнение поможет вам научиться задавать сильные вопросы.

Шаг первый: напишите три утверждения, содержащих проблему

Запишите три свои проблемы. Пусть они будут значимыми для вас, но не являющимися жизненно важными, например: «Мне не хватает времени для физ-зарядки».

Под каждым утверждением оставьте место для нескольких предложений.

Шаг второй: преобразуйте утверждение в сильный вопрос

Под каждой проблемой напишите вопрос, который бы побуждал к поиску решения, например: «Как мне найти время для физических упражнений?».

Помните, сильный вопрос должен:

• предполагать существование решения проблемы;

• побуждать мышление к поиску решения;

• затрагивать глубинную суть проблемы и таким образом подводить к всеохватывающему решению.

Если вам требуется помощь, обратитесь к ранее приведенным примерам.

Шаг третий: ответьте на собственные вопросы!

На одной стороне листа напишите сформулированные вами сильные вопросы. Затем, сконцентрировавшись на каждом вопросе, запишите ответы, например: «Вставать на час раньше», «Попросить Джона иногда забирать детей из школы», «В воскресенье готовить еду на несколько дней». Найдя несколько хороших решений, выберите то, которому будете следовать!

Читайте также:  Вкусные и полезные рецепты из семги

Что делать, если вопрос не продвигает беседу?

Иногда случается, что несмотря на все ваши великолепные вопросы, клиент «застревает» и не может продвинуться в разговоре.

Например, на вопрос коуча: «Что еще вы могли бы сделать в этой ситуации?» клиент просто не может найти ответ. Коуч задал этот вопрос, чтобы показать клиенту варианты выбора или помочь ему извлечь какой-то опыт из ситуации. Коуч предпочитает, чтобы клиент сам озвучил этот опыт. Однако похоже, что тот просто не в состоянии дать ответ. В этой ситуации у коуча есть несколько альтернативных выборов.

• Нужно ли клиенту дополнительное время или пауза для ответа на вопрос?

• Существует ли другой, похожий вопрос, который бы помог клиенту, например: «Какие альтернативы у вас были?» или: «Что бы Зорро сделал в этой ситуации?» (хорошо, может не Зорро, а кто-то другой).

• Возможно, что-то беспокоит клиента, поэтому надо выяснить это, например: «Вам удобно обсуждать это именно сейчас?»

Прежде чем дать ответ, поделитесь своими наблюдениями

Если указанные способы не помогли продвижению разговора, у коуча может возникнуть желание самому ответить на вопрос, например: «Ну, вы могли бы сначала поговорить с Бобом о своих планах». Как уже говорилось выше, это не самый лучший способ побудить клиента почерпнуть опыт из ситуации; кроме того, коуч может дать неверный совет. Однако есть удобный способ подведения клиента к ответу: вы делаете промежуточный шаг.

Коуч сначала может озвучить свои наблюдения, тем самым побудив клиента к размышлениям. Предлагаем следующие варианты наблюдений.

• «Вот что вы сделали: вы самостоятельно подготовили отчет и затем представили его на собрании».

• «Отчет стал для всех неожиданностью, не так ли?».

• «Что ж, вы сказали, что отчет не произвел того впечатления, на которое вы рассчитывали. Я вот думаю, что еще вы могли бы сделать для того, чтобы его наверняка хорошо восприняли»?

Последний вариант, похоже, должен сработать лучше остальных, поскольку он сочетает наблюдение и мягкий вопрос.

Таким образом, важно помнить, что у коуча всегда есть варианты действий, если клиенту не удается сразу ответить на вопрос. Пауза, другой вопрос или наблюдения могут побудить клиента к размышлению.

РЕЗЮМЕ РАЗДЕЛА

Навык четвертый. Задавание вопросов

Умение задавать вопросы является одним из важнейших навыков коуча. На хороший вопрос легко ответить, он придает направленность разговору и оказывает некоторое влияние на мышление клиента. Вовремя заданный простой вопрос может кардинальным образом изменить или сформировать мысли и идеи клиента.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

2.2. Обходим (поднимаем) рейтинг на закрытых торрентах
На сегодняшний день пользоваться закрытыми торрент-трекерами (там, где нужна обязательная регистрация для скачивания), в особенности теми из них, где до сих пор учитывается рейтинг, острой необходимости нет. Это было

Эффект «открытых» глаз
На рисунке 50 показано, как преобразилась бровь после придания ей правильной формы. Удаление излишней густоты в сочетании с приданием определенной формы создало эффект «открытых» глаз.

Рис. 50. Эффект «открытых»

Магазин вопросов и ответов
(все ссылки дана на «Закон РФ „О защите прав потребителей“.Магазин, где я купила для мужа осенние ботинки, согласился мне их обменять на другой размер, но в данный момент в подсобках не было этой партии ботинок. Когда будет, неизвестно, что же

Разрешения на посещение закрытых районов
В ряде стран есть специальные районы, в которые иностранцам вход категорически запрещен. Тех, кто туда все же просачивается, подозревают в шпионаже – со всеми вытекающими из этого последствиями. Бывают и такие районы, вход в

Политика открытых дверей
Выражение связано с политикой мировых держав в отношении китайского рынка для товаров этих стран. В сентябре 1899 г. глава внешнеполитического ведомства Соединенных Штатов Джон Хэй разослал всем американским дипломатическим представительствам

У матросов нет вопросов
Название кинофильма (1981, режиссер Владимир Роговой), снятого по сценарию кинодраматурга Аркадия Яковлевича Инина

5 ключевых вопросов
Если вы сомневаетесь, кормить ли грудью, обдумайте такие вопросы:1. Что советует вам врач? Ваш врач будет сторонником грудного вскармливания, если только у вас нет проблем со здоровьем – некоторых болезней или необходимости особого лечения, – тогда

Навык четвертый. Задавание вопросов
Если коуч и его клиент подобны путникам, то вопросы коуча и его умение слушать – это луч света, который освещает их путь.

Рис. 8. Задавание вопросовИх ответ заключен в вашем вопросеСпособность задавать последовательно правильные

Источник

Когда полезны закрытые вопросы в коуч сессииМы уже затрагивали тему коучинговых вопросов в нашей статье: «Какова цена коуч вопроса?», в ней мы рассматривали для чего нужны эти вопросы, их отличия от других вопросов, также описывали общие типы коучинговых вопросов, сейчас же мы подготовили для вас небольшое руководство по использованию вопросов для коучинга.

Чем полезно это руководство? В нем собраны все типы коучинговых вопросов с примерами их использования.

А все для чего? Для лучшего усвоения материала и закрепление полученной информации (начинающим коучам), а также для интересующихся этой темой и для того, чтобы вы смогли сделать еще один шаг вперед, и нашли новые возможности, которую просто не замечали ранее.

Какие вопросы мы используем?

Открытые и закрытые вопросы:

Открытые используются с целью сбора информации. (Что? Где? Когда? Для чего? Зачем? В связи с чем?…).
Открытыми вопросами пользуются часто, так как они дают информацию о клиенте. Такие вопросы вы можете услышать в самом начале коуч-сессии: «Что вас привело ко мне? Как добрались? Когда это произошло? Что вы делали в тот момент? и т.д».

Закрытые вопросы используются на стадии проверки и подтверждения информации, резюмирование. (Правильно ли я поняла, что…так? Вы имели в виду то…? Вы хотели сказать что…?)
Используются закрытые вопросы для уточнения, для получения подтверждения «Правильно ли я вас поняла, что вы хотите, научится управлять своим временем? Говоря о вашей работе, вы имели ввиду тот факт, что не справляетесь со своими обязанностями, а хотите справляться?»

Перейдем к другим типам вопросов:

  • Прояснение причин

Почему люди ходят на двух ногах? Почему ты это спрашиваешь? Почему ты это делаешь?

  • Выяснение цели результаты

Чего хотите достичь? Что будете с этого иметь? Что получиться?

  • Проговаривание процесса

Как нам достичь запланированного? Как сделать?

  • Вопросы о субъекте

Кто сделал? Кто участвовал? С Кем вы были? Они с вами общались?

  • Вопросы о месте и времени

Где это происходило? Куда двигаемся дальше? Когда это даст «первые плоды»? Сколько времени необходимо, чтобы?

  • Проверка намерений

Это так? Ты уверен в этом? Это правда, необходимо?

Приведем некоторые функции вопросов:
  • Установка и поддержание раппорта
  • Отслеживание и оформление общения
  • Прояснение и организация общения
  • Перевод в новые или игнорируемые области
  • Определение проблемы
  • Постановка целей
  • Стимулирование творческого потенциала
  • Стимулирование мыслей действия (вопросов к себе)
  • Суммирование (выводы)
Вопросы для более качественного прояснения ситуации:

Насколько тема работы является срочной и важной?
Насколько клиент направлен на проблему или избегает ее?
Насколько точно клиент излагает информацию или объясняет ее, оправдывается или действительно заблуждается?
Есть ли сопротивление? Скован ли клиент? Держит ли себя в руках?
Свои или чужие мысли излагает клиент (так я думаю, на самом деле или ссылаюсь на слова другого)
Какие глаголы использует клиент (хочу, желаю или мог бы должен нуждаюсь)?
Клиент говорит об источнике проблемы или симптоме?
То, что клиент излагает, открыто для изменений, или это просто «к вашему сведению»?
От чего отталкивается клиент: от настоящего, прошлого или будущего?
Как относится к изменениям новому − принимает или сопротивляется?

Читайте также:  Пальмовое масло и ее полезные свойства
Наши рекомендации при задавании вопросов:
  1. Делайте паузы после вопросов (дайте время для ответа клиенту).
  2. Задавайте вопросы по одному (если задавать много подряд − клиент запутается, и вы заодно с ним — Вы же в раппорте!).
  3. Дождитесь ответа. Воздержитесь от своих ответов (мы задаем вопросы, чтобы узнать мнение клиента, а не подтвердить нашу гипотезу).
  4. Слушайте внимательно — важен искренний интерес (применяем активное слушание).

Когда полезны закрытые вопросы в коуч сессииЗадавайте вопросы уверенным тоном голоса (вы коуч, а значит, знаете какие вопросы необходимы в данный момент).

Коучи используют не только активное слушание и еще много других фишек, но это уже другая тема.

Существует множество моделей коучинговых вопросов: Модель GROW, ХСР,Техника «Декартовы координаты», рамка “как если бы…”, метамодель и т.п.

Мы описали самые основные вопросы для коучинга и уверены, что наши рекомендации будут вам полезны.

Источник

Одна из основных компетенций коуча — умение задавать продвигающие вопросы, которые помогут клиенту найти выход из сложной ситуации. В этой статье описаны десять главных ошибок в постановке вопросов, которые обычно делают начинающие коучи, и даны простые советы по их исправлению.

Ошибка №1. Закрытые вопросы

Закрытые вопросы – главный враг коуча. По сравнению с ними, открытые вопросы имеют два ключевых преимущества: позволяют клиенту управлять процессом, так как предполагают множество возможных вариантов ответов. 

Это заставляет клиента думать, побуждая его к более развернутым ответам. 

Несмотря на то, что большинство людей даже в ответ на закрытый вопрос могут рассказать коучу длинную историю, много закрытых вопросов подряд заставят человека замкнуться.

Решение: Превратите закрытые вопросы в открытые

Чтобы превратить закрытый вопрос в открытый, для начала осознайте закрытость своего вопроса.

Если вы поймали себя еще до того, как закончили говорить, остановитесь и переформулируйте вопрос.

Закрытый вопрос легко распознать: на него можно ответить «да» или «нет», как в этих примерах:

— Можно ли найти способ, чтобы ежедневно уделять время семье по вечерам?

— Можешь ли ты взять эту задачу на себя?

— Есть ли другие способы, чтобы решить этот вопрос?

— У тебя есть другой вариант?

Когда вы поймали себя на том, что задаете закрытый вопрос, можно быстро исправиться. Переформулируйте вопрос так, чтобы он начинался со слов «что» или «как».

К примеру, закрытые вопросы, перечисленные выше, могут прозвучать так:

— Что можно сделать, чтобы уделять время семье по вечерам?

— Как изменится твоя жизнь, если ты это возьмешь на себя?

— Как еще ты можешь решить этот вопрос?

— Какие еще варианты у тебя есть?

Ошибка №2. Наводящие вопросы

Особый вид закрытых вопросов — наводящие вопросы. Это, по сути, совет, но он ловко замаскирован под вопрос.

Коуч хочет подсказать клиенту нужный ответ, поэтому выдает свой совет в форме вопроса:

— Не следует ли тебе посоветоваться со своим начальником, прежде чем ты начать действовать? Не кажется ли тебе, что личный разговор с этим человеком даст лучший результат?

— Мог бы ты заниматься бегом вместе со своей женой? Можешь ли ты показать ей преимущества найденного решения?

«Не следует ли тебе…», «можешь ли ты…», «не кажется ли тебе…». Если вопросы коуча часто начинаются с этих фраз, то это может стать серьезной проблемой.

Решение: Будьте любопытны

Зачастую наводящие вопросы вызваны внутренним озарением: коуч цепляется за какую-то фразу клиента, анализирует ее и мгновенно диагностирует проблему клиента, а затем выдает свой вариант решения задачки.

Вместо этого можно вернуться в тот момент, когда вы мысленно зацепились за какую-то фразу в речи клиента, и спросить именно об этом.

Этот прием позволяет расширить наводящий вопрос и получить открытый вопрос со множеством вариантов развития событий. Например:

— Ваша идея заключалась в том, чтобы выяснить — кто принимает решения в данной организации. С кем вам хотелось бы согласовать свои действия до того, как начать?

(Такой вопрос подразумевает разные варианты ответа, кроме как «согласовать с начальником»).

—Я заметил, что все твои предыдущие попытки заниматься спортом ты предпринимал в полном одиночестве. Как ты можешь вовлечь других людей в совместные занятия спортом?

Ошибка №3. Поиск «единственно верного вопроса»

Один из самых больших камней преткновения начинающих коучей — это поиск «святого грааля». Того самого вопроса, который откроет клиенту все секреты Вселенной.

И перед каждым вопросом коуча возникает долгая неловкая пауза. Она нужна коучу для того, чтобы подобрать правильные слова. Тем временем момент в диалоге может быть упущен.

Решение: доверяйте процессу

Клиента продвигают не идеальные вопросы. Вы можете помешать своему клиенту тем, что думаете чуть быстрее. Доверяйте процессу, который создает клиент, а не величию своих озарений.

Один из отличных работающих приемов — опереться на простую последовательность вопросов из серии «расскажи об этом больше» или «что еще?».

Сила таких коротких вопросов заключается в том, что они не прерывают мыслительный процесс клиента. 

Варьируя вопросы (вместо «расскажи мне больше..» попробуйте сказать «продолжай» или «как это происходит?»), коуч может сфокусироваться на клиенте, а диалог будет выглядеть очень естественным.

Ошибка №4. Неупорядоченные вопросы

Вариацией на тему «самого правильного вопроса» является проблема неупорядоченных вопросов. Некоторые коучи никак не могут остановиться и задают один и тот же вопрос в разных вариантах.

Тем самым нанизывая друг на друга разные детали потенциальных решений. К тому времени, когда коуч закончит задавать свой витиеватый вопрос, клиент может запутаться и окончательно потерять нить диалога.

Решение: Сначала думайте, потом говорите

Склонность к бессвязному говорению можно преодолеть двумя способами. Во-первых, чаще всего коучи допускают такую ошибку в тот момент, когда, начав задавать вопрос, продолжают обдумывать свои слова.

Если вы заметили за собой такую привычку, возьмите паузу на 1-2 секунды. Тишина побуждает клиента говорить без дополнительных вопросов.

Вторая распространенная причина бессвязных вопросов состоит в том, что коуч сконцентрирован на том, чтобы быть понятым. Это происходит из-за попыток провести клиента определенным путем.

Задайте вопрос, остановитесь и посмотрите, куда решит двигаться клиент. Самые потрясающие моменты в коучинге случаются в те минуты, когда клиент не понимает, о чем его спрашивает коуч.

Читайте также:  Чем полезно сдавать донорскую кровь для организма

Ошибка №5. Вопросы-интерпретации

Иногда, задавая вопрос, коуч искажает то, что сказал клиент. Например, клиент говорит: «Я обнаружил, что в последнее время ме трудно подняться с постели по понедельникам.

Я недоволен своим текущим проектом. У меня нет той поддержки, которая мне нужна. Я часто ловлю себя на том, что смотрю на часы и мечтаю о том, чтобы этот день поскорее закончился». 

Реакция коуча из серии «Как долго ты ненавидишь свою работу?», скорее всего, вызовет недоумение клиента: «Погоди, я же не говорил, что ненавижу свою работу…» 

Этот вопрос является всего лишь интерпретацией коуча, и не соответствует действительности. Это резко снижает доверие (коуч навесил на клиента ярлык) и блокируют диалог, так как клиент вынужден реагировать на искажение его слов.

Решение: используйте слова клиента

Вопросы-интерпретации легко скорректировать. Например, можно спросить: «как долго вы недовольны текущим проектом?», «какого рода поддержка тебе нужна?».

Часть слов в этих вопросах взяты напрямую из высказываний клиента. Этот прием позволяет удерживать диалог в продуктивном русле.

Ошибка №6. Риторические вопросы

Фактически любой риторический вопрос является утверждением (зачастую эмоциональным) и выражают оценку коуча по поводу ситуации клиента:

— О чем ты думал?

— Ты действительно хочешь бросить свою карьеру?

— Разве это не отговорка?

— Не стоит ли тебе наладить отношения с супругой?

Такие вопросы вызывают защитную реакцию, так как наделяют диалог с клиентом директивными нотками.

Решение: поменяйте свое отношение

Устранение риторических вопросов требует изменения отношения коуча к клиенту. Один из способов: обратить внимание на то, какие элементы в истории клиента включают эмоциональные кнопки у коуча. 

Второй подход — обновить внутреннюю картину потенциала клиента и его возможностей. Коучу стоит уделить этому пристальное внимание, чтобы переориентировать себя и поверить в клиента:

— Почему я здесь формирую суждение?

— Как фокус на негативе удовлетворяет мои собственные потребности?

— Что я могу с этим сделать?

— Что я упускаю?

— Какой потенциал и возможности я вижу в этом человеке?

— Кем он может стать?

— Почему он выбрал меня в качестве личного коуча?

Ошибка №7. Наводящие вопросы

Наводящие вопросы тонко подводят клиента к тому ответу, который коуч (осознанно или нет) хочет услышать.

Если риторические вопросы являются заведомо предвзятыми, то коуч может даже не осознавать, что своими наводящими вопросами направляет диалог в желаемое русло.

Например:

— Как бы ты оценил свои чувства? Это похоже на озадаченность?

— Мы потратили много времени, работая над этим вопросом несколько недель. Ты уже готов принять какое-то решение?

— Ты хочешь остаться в этой организации, в которую ты вложил так много сил и времени?

— Кажется, этот вариант тебе нравится больше, но зато другой вариант даст тебе долгосрочное удовлетворение. Так что ты выберешь в итоге?

Решение: Множественные варианты или противоположность

Когда вы ловите себя на том, что задаете наводящий вопрос, вы можете часть его исправить созданием множества решений. 

Возьмите наводящий вопрос, например, «Назови эту эмоцию: ты разочарован?», и добавьте несколько вариантов в конце «… ты разочарован, воодушевлен, расстроен или что?».

Так у клиента появляется возможность выбора, и ему не нужно идти по легкому пути, соглашаясь с единственной версией коуча.

Другая техника называется «или наоборот».

Если коуч понял, что только что задал наводящий вопрос, например, «Если ты займешь новую должность, отнимет ли это время и энергию у твоей семьи?», добавьте «или», а затем задайте противоположный вопрос: «или это откроет двери для того, чтобы иметь столько времени на семью, сколько ты хотел?».

Эти техники эффективны потому, что коуч может на лету поймать себя «за хвост» и мгновенно переформулировать наводящий вопрос.

Ошибка №8. Пренебрежение прерыванием

Нет, это не опечатка. Когда коуч слишком робок и склонен застревать на деталях — это может стать проблемой.

Одни клиенты отвечают кратко, другие же могут по 10-15 минут давать развернутые ответы на каждый уточняющий вопрос коуча.

И тогда коуч вынужден прерывать клиента на полуслове, так как изобилие деталей затормаживают процесс и размывают фокус внимания клиента и коуча.

Решение: восстановите фокус

Часть работы коуча — управление диалогом, и когда вы видите, что клиент просто болтает, вклиньтесь с вопросом и сфокусируйте клиента на теме запроса.

Проактивный шаг заключается в том, чтобы открыто обсудить проблему бессвязности и заручиться разрешением клиента прерывать его монолог в случае необходимости:

— Мое внимание привлекло то, что ранее ты упомянул о… Давай к этому вернемся.

— Ты чудесный рассказчик. Не возражаешь, если я буду иногда прерывать тебя, чтобы мы больше успели сделать за то время, которое у нас есть?

Ошибка №9. Перебивание

Привычка перебивать собеседника (часто это многословные или общительные личности) зачастую бывает неосознанной. Если вы хотите отследить, есть ли у вас такой триггер, рекомендую проделать одно упражнение.

Записывайте свои коуч-сессии (с разрешения клиента, конечно же). Потом прокрутите запись до середины (к этому времени вы забудете о том, что ведете запись), послушайте свои реплики и пометьте те моменты, когда вы:

— перебиваете клиента или комментируете в то время, пока клиент еще говорит (прерывание);

— продолжаете говорить в тот момент, когда клиент пытался перебить вас или вы говорите одновременно, не уступая друг другу (перехват инициативы);

— заканчиваете мысли клиента за него (говорение за другого).

Решение: посчитайте до двух

Чтобы избавиться от привычки перебивать, делайте паузу на 2 секунды (считая про себя «один, одна тысяча, два, две тысячи»).

Если клиент продолжит говорить во время этой паузы, не дожидаясь следующего вопроса, это будет означать, что вы на верном пути.

Задача коуча не в том, чтобы вставлять свои идеи, а в том, чтобы помочь клиенту найти и применить собственные.

Ошибка №10. Вопросы «почему»

Вопросы «почему» заставляют людей замолчать (отбивают охоту в общению), так как подвергают сомнению мотивы клиента.

Когда вы спрашиваете: «Почему ты так поступил?», вы вынуждаете человека оправдываться, и он мгновенно занимает оборонительную позицию.

Решение: вместо «почему» используйте «что». 

Такие вопросы легко перефразировать. Например:

Вместо «Почему ты отказался от работы?» спросите: «Какие причины побудили тебя отказаться от этой работы?».

Вместо «Почему ты думаешь, что она так ответит?» спросите: «Что заставляет тебя ожидать такой ответ?».

Вместо «Почему ты не можешь поговорить с ним об этом?» лучше задать вопрос: «Что тебе нужно, чтобы поговорить с ним об этом?».

Практическое задание: 

Запишите несколько своих сессий и выявите в них самые частые ошибки.

Делайте на листе бумаги соответствующие пометки, когда услышите в своих репликах одну из десяти перечисленных выше ошибок.

На будущее выберите зону роста и практикуйте корректирующие стратегии, предложенные в этой статье.

Источник