Когда скорочтение вредно а когда полезно

Когда скорочтение вредно а когда полезно thumbnail

Умение быстро читать (скорочтение) афишируется в определенной среде человечества, желающей получать много информации очень быстро. Казалось бы — научись этому делу, используя тренировки — и дело в шляпе. Теперь, обладая навыками скорочтения вы сможете стать обладателем энциклопедических знаний, да и просто интеллектуальн развитым человеком. Все это произойдет за небольшой промежуток времени. Но не все так просто…

Техника чтения

Особенности чтения у человека имеют определенные ограничительные возможности и сам процесс чтения у всех людей одинаков. Происходит все примерно так: вы смотрите на слово или пару слов. Это называется фиксацией и требует приблизительно 0,25 секунды. Дальше вы перемещаете глаза на следующее слово или группу слов. Это называется скачком и занимает в среднем 0,1 секунды. После нескольких таких повторений вы делаете паузу, чтобы понять фразу, которую только что прочли. На это уходит примерно 0,3–0,5 секунды. И так по кругу.  Таким образом в процессе нормального чтения происходит несколько видов необходимых задержек. В итоге получаем, что средний читатель осиливает около 200 слов в минуту.

Особенности техники скорочтения

Вся суть скорчтения заключается в том, что оно сокращает продолжительность задержек и их количество, за счёт чего и увеличивается общая скорость чтения.

Среди основных техник скорочтения обычно выделяют четвёрку наиболее распространённых.

  1. При методе беглого скольжения человек оценивает области текста и выделяет из них важные части. Несмотря на то, что такой подход причисляют к методам скорочтения, вы не учитесь читать быстрее, а тренируетесь в поиске отрезков текста, которые можно перескочить.
  2. При методе исключения регрессий человек ведёт свои глаза вдоль строк с определённым ритмом при помощи ручки (или без неё), исключая тем самым непроизвольное возвращение и перечитывание фраз.
  3. При методе расширения периферического зрения человек охватывает больший объём текста за один зрительный контакт, уменьшая количество переводов взгляда. Дополнительное преимущество этой техники — снижение нагрузки на глаза.
  4. При методе быстрой визуальной последовательности весь текст дробится на отдельные слова, которые одно за одним вспыхивают с большой скоростью посередине экрана любого электронного устройства. Движение глаз не происходит вообще.

Почему скорочтение не дает той пользы, на которую рассчитывают

Виной всему человеческие возможности. Анатомические и возможности мозга. Восприятие информации при чтении завист от анатомических возможностей глаз. Так вот, острота зрения и уровень сосредоточенности заметно снижаются, если вы стараетесь сразу охватить большой обен знаковой информации. Буковки и слова просто начинают сливаться, когда зрение слишком напряжено.

Вы можете натренировать себя и увидеть хоть 1000 слов за одну минуту, но оперативная память человеческогомозга тоже имеет предел: при скорчтении вы просто не будете усваивать, а тем более хорошо запоминать прочтенный материал. Увы. И это подтверждают исследования ученых. Например, это утверждают ученые-исследователи из группы когнитивных психологов из США под руководством Кейта Рейнера (Keith Rayner) — одного из самых авторитетных учёных в области изучения движений глаз, визуального восприятия и чтения.

Нужно ли использовать методы скорочтения и когда

Несмотря на недостатки скорочтения, оно имеет положительные стороны. Использовать его можно при изучении материалов, котороые не требуют глубокой мыслительной деятельности и тщательного запоминания содержания текста. Например новости из почти (газетной или электронной) — вы хорошо знаете предложенный материал и хотите уточнить лишь некоторые детали.

Постоянная практика чтения позволяет нам усваивать и запоминать новые слова — увеличивать словарный запас. В свою очередь, этот запас позволяет, без ущерба для усвоения прочитанного, быстрее изучать материал, тем самым увеличивая скорость чтения.

А вы практикуете скорочтение? Можете ли опровергнуть (или подтвердить) результаты исследований ученых?

(Visited 1 times, 1 visits today)

Источник

Чтобы справиться с потоком информации, пользователи вынуждены осваивать все новые приемы скорочтения, а авторы конкурируют за рассеянного читателя, сокращая объемы текстов. Но до какой степени мы можем ускорить процесс чтения без ущерба для смысла?

Запуск нового приложения для быстрого чтения Spritz взбудоражил умы читающего сообщества. Соединяя в себе идеалы cкорочтения и технологии электронных книг, приложение сделало быстрое чтение более доступным для тех, кто предпочитает электронные книги бумажным и не хочет тратить много времени на специальные тренинги. Принцип работы приложения прост: оно выделяет наиболее часто повторяющиеся слова или группы слов (до 13 знаков) и выводит их в четкой последовательности на экране. Это позволяет пользователям читать текст, не водя глазами по строчкам и не меняя фокуса, вместо этого приложение само доставляет самые важные слова текста в поле вашего зрения, так, что взгляд остается неподвижным. Таким образом, постоянная работа и напряжение глаз, от которых мы страдаем при обычном чтении, уже не актуальны. Наконец-то, в череде посудомоечных машин и пылесосов появилось еще одно устройство, которое сокращает наши физические затраты и экономит время.
Идея создателей Spritz заключается в том, что приложение позволяет не тратить энергию на движения глазами при чтении, на которую мы обычно затрачиваем 80% от всего времени, которое расходуем на чтение. Таким образом, мы можем посвятить 100% времени вместо традиционных 20% на то, чтобы понять содержание прочитанного текста. Это утверждение подозрительно схоже с расхожим мифом о том, что человек затрачивает возможности всего 10% своего головного мозга, и только невозможность получить доступ к остальным 90% удерживает нас от того, чтобы стать суперменами. Но было бы преждевременно заявлять, что просто перестав скользить глазами по тексту, мы можем читать намного быстрее, при этом не меняя качества чтения.
Эксперты уже бьют тревогу. Психолог Майксл Мэссон, который проводил исследования по быстрому чтению, рассказал изданию The New Yorker, что движение глазами во время чтения, которое приложение Spritz считает пустой тратой времени, дает мозгу требуемое время для анализа текста. «Одна из причин, по которой происходит однотипное повторяемое движение глазами во время чтения, заключается в том, чтобы избежать непонимания содержания текста во время чтения», — говорит Мэссон.
Другой психолог, Кит Райнер, в интервью тому же изданию соглашается с мнением коллеги. Spritz не оставляет читателям даже небольшой паузы для того, чтобы мозг мог осознать прочитанное или перечитать предложение в случае затруднения. Вместо этого, по словам Райнер, «каждый раз, когда мозгу будет требоваться время на осознание прочитанного, читатель будет сбиваться», — а это может стать значительной проблемой в использовании приложения, учитывая, что текст постоянно продолжает возникать на экране, а у вас нет времени прочитать и осознать прочитанное.

Принцип работы Spritz вполне соответствует духу времени. Новое приложение — это часть быстро развивающегося тренда «интернетизации» чтения и письма. Короче, быстрее, проще — нам нужны не только приложения, которые позволяют читать тексты быстрее и эффективнее, нам требуются, чтобы написано было четко, ясно и просто для понимания.
Мы ожидаем от писателей не только того, что они будут пользоваться Твиттером, но и того, что они будут писать свои авторские тексты, даже книги, в формате постов в соцсетях. Так, к примеру, до Spritz уже существовало довольно известное литературное приложение Hemingway App, которое было призвано помочь современному писателю. Название приложения — это отсылка к авторскому стилю Эрнеста Хемингуэя.
Технология приложения заключалась в том, чтобы указывать на «слабые» места в вашем тексте, которые могут быть написаны более просто. К таким местам, например, относятся косвенная речь, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, наречия (которые всегда должны быть заменены на более выразительные глаголы). Чем больше их в тексте, тем слабее он, по мнению Hemingway App. Запомните, авторы: если ваше произведение не написано самым простым стилем, на который только способен человек, оно написано плохо. Писателям постоянно дают понять: «Послушай, в мире полно книг и статей, которые я могу прочесть вместо твоих опусов. В интернете существуют тысячи картинок, видео, твиттов и инфографики. Все это доступно для меня одним кликом мыши. Поэтому не стоит слишком уж усложнять свой текст, понятно?».
Еще в 1993 году Дэвид Фостер Уоллес, писатель, обладающий довольно сложным авторским стилем, жаловался в своем интервью: «Молодым людям, которые выросли с осознанием того, что искусство должно быть на 100% приятным и не требовать при этом никаких усилий, очень сложно читать и воспринимать серьезную литературу». Уоллес говорил о пагубном влиянии телевидения, однако развитие интернета значительно усилило эту потребность в удовольствии без всяких усилий, предлагая нам бесконечные возможности для все более полного и менее затратного с нашей стороны удовлетворения.
Ни для кого не секрет, что современные писатели все больше пользуются Twitter-стилем не только в социальных сетях, но и в своих произведениях. При этом тексты порой теряют в красоте слога и правдивости гораздо больше, чем приобретают в простоте восприятия. Мир, в котором не может быть написано ничего, что было бы неясным и нечетким по своему содержанию — это мир, где теряет выражение и осмысление большая часть человеческой жизни и опыта.

Источник

Поводом для написания этой статьи стало вот такое послание мне во ВКонтакте от человека, которого я не знаю:

«Скорочтение вредно для ребёнка!!!

Нужно развивать концентрацию внимания и умение анализировать прочитанное.

При скорочтении ребёнок тупо перелопачивает поток информации не успевая при этом осознать смысл прочитанного.

Оперативная память перегружается и даёт сбои.

Зачем из ребёнка делать тупого энерджайзера???

Нужно учить думать, размышлять, концентрироваться, развивать визуальную память, учить ребёнка работать с образами.

Это взрослым при работе с большим количеством документов может помочь скорочтение, а ребёнку оно не нужно, он не пылесос для сборки информационного мусора».

(прим. В тексте сохранена пунктуация автора)

Меня зовут Гюльнара.

Я – руководитель школы скорочтения по методике Шамиля Ахмадуллина в Уфе.

Единственный в городе сертифицированный специалист и официальный представитель.

Я специально сохранила знаки препинания автора этого текста. Они хорошо передают эмоциональный посыл автора.

Нас окружают очень много слов, которые у нас «на слуху», и, мы считаем, что мы понимаем значение этих слов.

Но когда возникает потребность объяснить суть того или иного слова, становится очевидным, что сути-то многие и не понимают.

Вот и со СКОРОЧТЕНИЕМ «та же беда».

Одни утверждают, что «всего 1 навык сделает вашего ребенка успешным, и это навык скорочтение».

Другие же им противостоят с аргументом «При скорочтении ребёнок тупо перелопачивает поток информации не успевая при этом осознать смысл прочитанного».

Кто прав? Кому верить? Предлагаю разобраться

Вот определение термина скорочтения, которое дает нам Википедия:

«Скорочте́ние — способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании особых способов чтения. Обычная скорость чтения на русском языке у взрослого человека лежит в пределах 120—180 слов в минуту. Под скорочтением понимают способность чтения в 3—4 раза быстрее средней скорости, максимально примерно до 600 слов в минуту»

Это определение означает, что скорочтение, это не «тупое перелопачивание информации», а «быстрое восприятие текстовой информации».

А что такое «восприятие»?

Мне понравилось вот такое определение:

«Восприятие — это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств».

Я уже не раз писала о том, что «скорочтение» — это навык.

Такой же навык, как ходить или плавать.

Человек ведь не рождается с умением ходить.

Он этому тренируется в первый год своей жизни.

Сказать, «скорочтение вредно для ребёнка», это — то же самое, что сказать – «ребенку вредно ходить. Он ведь может и упасть. Зачем же так рисковать здоровьем ребенка? Пусть взрослые ходят. Они ведь умеют ходить. Взрослым надо ходить на работу. А ребенку не надо ходить. Ему надо память тренировать, учиться думать, размышлять. Для того, чтобы книжки читать и в игрушки играть, уметь ходить не надо!».

Мы на наших тренингах как раз и учим детей, подростков и студентов «думать, размышлять, концентрироваться, развивать визуальную память, учим ребят работать с образами».

Но… пока ребенок «заторможен», пока он «не слышит» заданий, пока глазам больно двигаться по тексту (потому что не натренированы глаза сегодняшних детей на работу с текстом), пока мозг «отключается», как только по-настоящему включится в работу, у ребенка просто не получается «думать, размышлять, запоминать, работать с образами…».

Наша школа работает уже больше года.

Более 500 детей были у нас на собеседовании.

Более 300 ребят прошли наши тренинги.

Кому интересно – заходите в нашу группу во ВК vk.com/ufa_turboread

В группе самая актуальная информация, фото и результаты наших выпускников.

Все выводы, которые я пишу в своих статьях, я пишу на основании практического опыта работы с детьми и подростками.

Обучение скорочтению – это в первую очередь тренировки. Тренировки глаз, мозга, внимания, чувства времени, умения быстро включаться в работу.

Наш опыт показывает, что тренировки по скорочтению очень полезны и детям и подросткам и взрослым.

Хочу высказать свое мнение и на тему второго утверждения:

«всего 1 навык сделает вашего ребенка успешным, и это навык скорочтение».

Представьте, что вы учитесь плавать.

Что надо для этого уметь?

Держаться на воде, правильно дышать (чтобы не захлебнуться), выполнять правильные движения руками, ногами, всем телом.

В зависимости от разных стилей плавания – движения выполняются в разных вариациях.

В зависимости от цели плавания – стили разные.

  • Вы можете плавать для тренировки или на соревнованиях – на скорость.
  • Вы можете плавать, чтобы расслабиться или снять напряжение
  • Вы можете плыть, чтобы перейти на другой берег в походе или путешествии.
  • Вы можете плыть, чтобы помочь или спасти утопающего или попавшего в беду человека.

В каждом случае – вы будете выбирать стиль, который будет вам наиболее эффективен и удобен.

Так же и с чтением. Есть много разных стратегий чтения

Для разных целей – разные стратегии и разные техники чтения.

Чтобы получить хорошую оценку по технике чтения – достаточно прочитать быстро, можно при этом ничего не понимать

  • Чтобы подготовить устный ответ – надо прочитать, понять, запомнить
  • Чтобы подготовить доклад или презентацию – надо прочитать, понять, выделить главное, структурировать.
  • Чтобы подготовиться к экзамену – надо прочитать, систематизировать, структурировать, понять, запомнить….

Для того, чтобы получить желаемый результат в каждой из этих задач – недостаточно одного навыка скорочтения.

Нужны еще и навык понимать, навык помнить, навык рассказать – пересказать.

На наших тренингах мы учим ребят быстро читать, понимать и структурировать текстовую информацию.

Мы учим ребят применять все эти умения при изучении школьных предметов.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Вот отзыв мамы нашего выпускника:

«Мы довольны. Сын занимается, если только ему нравится. Вы смогли заинтересовать его. Если бы в школе так мотивировали и интересно преподносили… Он сказал, что на следующий год еще придет к вам на другой курс. От вас, наверно, все довольные уходят».

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок учился с интересом, тратил меньше времени на уроки, получая при этом хорошие оценки, был уверен в себе, дайте ему шанс – приходите к нам на собеседование и узнайте подробнее о методиках эффективного обучения.

15 августа стартуют последние летние тренинги.

Следующие группы у нас стартуют только в конце сентября

15 августа стартует группа детей 9-11 лет. Тренинг САМ СЕБЕ РЕПЕТИТОР. Присоединяйтесь!

15 августа стартует группа детей 12-14 лет. Тренинг САМ СЕБЕ РЕПЕТИТОР. Присоединяйтесь!

15 августа стартует группа ребят 15-17 лет. Тренинг САМ СЕБЕ РЕПЕТИТОР. Присоединяйтесь!

Источник

Большинство из нас прочитывают от 150 до 250 слов в минуту. Скорочтение увеличивает эти объёмы в 3–4 раза. Но есть ли от этого толк?

Сторонники скорочтения могут рассказать множество историй о выгоде этого умения. Приведу один из наиболее ярких примеров.

В 2007 году англичанка Энн Джонс (Anne Jones), шестикратная чемпионка мира по скорочтению, прочитала свежую книгу о приключениях Гарри Поттера за 47 минут. Получается, она впитывала около 4 200 слов в минуту. Затем Энн кратко описала роман для британских СМИ (поди, не за просто так). Гроссмейстерский результат, которому тогда позавидовали миллионы человек по всей земле: им-то пришлось утолять своё любопытство всю ночь и на следующий день тоже.

Но так ли всё однозначно, как кажется на первый взгляд? Прежде чем ответить на этот вопрос, стоит пробежаться по теории.

Как мы читаем

Чтение — методичный механический процесс, если человек читает для удовольствия и не тратит время на обдумывание сложных и незнакомых понятий. Вот как это происходит…

Вы смотрите на слово или пару слов. Это называется фиксацией и требует приблизительно 0,25 секунды. Дальше вы перемещаете глаза на следующее слово или группу слов. Это называется скачком и занимает в среднем 0,1 секунды. После нескольких таких повторений вы делаете паузу, чтобы понять фразу, которую только что прочли. На это уходит примерно 0,3–0,5 секунды. И так по кругу. В итоге получаем, что средний носитель русского языка осиливает около 200 слов в минуту.

Скорочтение сокращает продолжительность задержек и их количество, за счёт чего и увеличивается скорость.

Техники скорочтения

Среди основных техник скорочтения можно выделить четвёрку наиболее распространённых.

  1. При методе беглого скольжения человек оценивает области текста и выделяет из них важные части. Несмотря на то, что такой подход причисляют к методам скорочтения, вы не учитесь читать быстрее, а тренируетесь в поиске отрезков текста, которые можно перескочить.
  2. При методе исключения регрессий человек ведёт свои глаза вдоль строк с определённым ритмом при помощи ручки (или без неё), исключая тем самым непроизвольное возвращение и перечитывание фраз.
  3. При методе расширения периферического зрения человек охватывает больший объём текста за один зрительный контакт, уменьшая количество переводов взгляда. Дополнительное преимущество этой техники — снижение нагрузки на глаза.
  4. При методе быстрой визуальной последовательности весь текст дробится на отдельные слова, которые одно за одним вспыхивают с большой скоростью посередине экрана любого электронного устройства. Движение глаз не происходит вообще.

Что не так со скорочтением

Скоростное чтение — хорошее умение видеть хоть 1 000 слов в минуту. Тем не менее по-настоящему понять громаду этих слов невозможно. Об этом говорит исследование, проведённое группой когнитивных психологов из США под руководством Кейта Рейнера (Keith Rayner) — одного из самых авторитетных учёных в области изучения движений глаз, визуального восприятия и чтения.

Исследование показало, что существует компромисс между скоростью и точностью чтения. Маловероятно, что читатели смогут удвоить или утроить скорость и сохранить при этом привычный уровень усвоения.

Виной тому анатомия глаз, особенности кратковременной памяти человека и ограниченные возможности мозга по обработке зрительной информации. Острота зрения и уровень сосредоточенности заметно снижаются при попытке охватить большой объём текста.

Скорочтение полезно при получении несложной информации, например при чтении новостей или почты. Если глубокое понимание вовсе не требуется, то и скольжение по тексту может оказаться к месту: вы хорошо знаете предложенный материал и хотите уточнить лишь некоторые детали. Во многих других ситуациях, наоборот, необходимо замедляться и перечитывать текст, чтобы разобраться в его сути.

Самый верный способ читать быстрее

В заключении своего научного изыскания психологи дают простую формулу, как ускорить процесс чтения.

Постоянная практика чтения делает вас более квалифицированным носителем языка за счёт пополнения словарного запаса. Это и является верным способом научиться читать быстрее без ущерба для понимания смысла.

Практикуете ли вы скорочтение? Можете подтвердить или опровергнуть мнение учёных?

Источник