Кому полезны грибы беседа с детьми
Нина Шимберева
Конспект беседы с детьми в летний период «Грибы»
Цель:
Ознакомление детей с грибами (как выглядят, каковы их свойства и чем отличаются, уточнение условий необходимых для роста и развития грибов, польза и значение грибов в жизни человека и животных, обогащение словарного запаса.
Задачи:
1. формировать бережное отношение к природе;
2. продолжать знакомить с особенностями внешнего вида грибов и месте их произрастания;
3. учить быть осторожными с неизвестными объектами, воспитывать бережное отношение к природе;
4. учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы воспитателя, побуждать детей к участию в беседе и к связным высказываниям;
5. учить детей правильно называть предметы, их качества, цвет, называть величину (большой- маленький, учить образовывать существительные с помощью суффиксов;
6. закрепить представление о понятиях «грибы»;
Cтих:
Под березой, под осиной,
Он такой всегда красивый.
И лисичка, и сморчок,
Гриб торчит, как пятачок.
Шляпка, ножка, все мы знаем,
Гриб найдем, не потеряем.
Можем жарить, посолить,
Вкусом маму удивить.
Беседа и просмотр картинок с грибами и ягодами:
Вопросы:
Воспитатель:
«Какие грибы вы знаете?»
— волнушки, грузди, сыроежки, боровики (белые грибы, подосиновики, подберезовики, грузди. маслята, лисички, рыжики
Воспитатель:
«Где растут грибы?»
Дети: в лесу
Воспитатель:
-Но у грибов есть не только имя как у нас, у них есть еще что-то очень интересное!
Мы живем в городах и домах, и у нас есть адрес. Спросите у ребенка, в каком городе он живет и какой у него адрес? Зачем нужно знать свой адрес наизусть?
Если к Вам приходили посылки или бандероли, письма — то покажите ни них, где написан адрес. Зачем на них написали адрес?
Оказывается, и у грибов есть… свой адрес! По этому адресу гриб всегда можно найти. Но этот «грибной адрес» знают не все, а только самые — самые внимательные к природе люди.
Сейчас мы с вами постараемся этот адрес отгадать!
каждый гриб «любит» своё дерево и свой лес и живет только по своему адресу.
-Например, что мы можем найти под сосной? Конечно же, маслят или белые грибы — боровики.
-Боровик — это царь среди всех грибов. Ножка у них толстая — как картофелина. Шляпка коричневая, мякоть белая, крепкая, вкусная. Белые грибы — боровики — и сушат, и варят, и жарят. Адрес этих грибов: «сосновый бор». Там их можно найти.
-А под березой, на лужайках и на скошенных полянах — подберезовики. Подберезовики по одному обычно не растут. Рядом с одним всегда другой растет.
-Под осинами — подосиновики.
-На пнях живут и растут опята.
-В сосновых и еловых лесах много маслят с блестящими шляпками.
-А где живут грибы лисички — дружные сестрички, которые всегда растут рядом друг с другом семейками? В смешанных лесах.
-Рыжики любят хвойные леса — ельники и сосняки.
Интересное об «адресе» грибов: к осени грибы немного меняют свой «адрес», то есть переезжают. Правда, переезжают совсем недалеко — на более теплое место. Если раньше летом в июле — начале августа они жались к деревьям и часто росли с северной более прохладной стороны, то сейчас их можно найти на открытой полянке, дорожке, у просек. Там, где тепло и солнечно.
«Зачем грибы и ягоды в лесу» -они полезны и нужны и людям, и зверям, и птицам, и растениям,которые растут рядом с ними в лесу: Грибы — настоящие друзья деревьев!
«Что мы знаем о ядовитых грибах и ягодах?»
Есть грибы съедобные, а есть ядовитые. Поэтому в лесу детям нужно обязательно спрашивать взрослых, можно ли взять в руки найденный в лесу или в парке гриб. Если не знаешь гриба, то лучше его оставить в лесу и не брать.
«Что такое безопасность в лесу?»
— не ходите в лес одни, только со взрослыми;
— возьмите с собой телефон для связи с родственниками;
— вернуться из леса нужно до наступления темноты;
— не уходите вглубь леса;
— не стоит въезжать в лес на транспорте, это вредит растительности;
— запрещено разжигать костер без взрослых, ведь огонь опасен, как для человека, так и для обитателей леса, очень трудно остановить его распространение;
— не сжигайте высохшую траву или листья;
— не бросайте мусор, нельзя загрязнять природу, это дом для зверей и птиц;
— не бейте стекло, поранитесь сами и нанесете вред обитателям леса;
— нельзя шуметь в лесу: кричать, слушать громкую музыку, такое поведение вызывает беспокойство у лесных жителей;
— не обижайте диких животных, они опасны в разъяренном состоянии, если появилась опасность нападения, не показывайте страх и не стойте спиной, лучше потихоньку постоять и подождать, когда животное уйдет;
Пальчиковая гимнастика «Грибы» «Этот пальчик»
этот пальчик в лес пошел, этот пальчик гриб нашел,
этот пальчик чистить стал, это пальчик жарить стал,
этот пальчик все съел, оттого и потолстел.
(Массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца)
«По грибы»
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем мы грибы искать.
Первый гриб- боровик, Полезай в лукошко!
Подосиновик стоит
На высокой ножке.
Подберезовик нашли,
Под березой прямо.
И масленок прячется, Вот какой упрямый!
(Дети поочередно массируют пальцы рук)
Прогулка по нашему лесу на территории детского сада
Игровое упражнение.
«Грибники»
Воспитатель говорит: «Сейчас олин из вас будет грибником, а остальные грибами. Каждый гриб найдет себе место в лесу, а грибни внимательно посмотрит и запомнит. После этого грибник и грибы танцуют, когда музыка закончится, грибник отвернется, а грибы займут свое место. Затем грибник проверит, правильно ли сели грибы.
Игра малой подвижности
«А мы по лесу шли»
А мы по лесу шли,
Под кустом грибки нашли
Боровик, моховики, подберезовики
Источник
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Не растения и не животные» (грибное царство).
Программное содержание:
1.Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе и окружающей среде.
2.Расширять знания ребят о природе. Показать, что природа –это великое единство всего
существующего в ней.
3.Воспитывать чувство сопричастности к защите природы, окружающей среды.
4.Расширять представление детей о разнообразии грибов, растущих в лесах средней полосы
России.
5.Формировать умение ребят различать съедобные и несъедобные грибы и меры
предосторожности, необходимые при их сборе.
Ход занятия.
Ребята, сегодня мы побываем в сказке. Но, чтобы попасть в нее необходимо отгадатьзагадку:
«У кого одна нога,
да и та без башмака?» (Ответы детей).
Да, это грибы.
Ученые объединили все растения в одну большую группу –царство растений. Животных объединили в царство животных. А куда относятся грибы?
(Ответы детей).
Воспитатель продолжает:
Долгое время грибы считали растениями. Но, постепенно выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых нет, ни в каких растениях, но они есть в теле некоторых животных. Поэтому их нельзя относить ни к растениям, ни к животным.
Грибы –это грибы. Это особое царство.
Приглашаю Вас, ребята, в грибное царство!
Царство грибов находится в лесу.
Грибов на свете много: 100 тысяч видов и все ониделятся на съедобные и несъедобные.
Назовите, какие грибы вы знаете? (Ответы детей).
А для чего нужны грибы? (Ответы детей).
Воспитатель продолжает:
Лес без грибов растет плохо, деревья чахлые, сохнут. Деревья и грибы дружат между собой.
Тонкие, белые на паутину нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их, срастаются с ними. Грибница как бы становится продолжением корня.
Она всасывает из почвы и посылает дереву воду с растворенными в ней минеральными
солями. А дерево отдает грибу питательные вещества, которые образуются в зеленых листьях.
Одни грибы дружат с разными деревьями, другие –с какими –то определенными.
Знаете ли вы, ребята, где растут подберезовики? (Ответ детей: под березой).
Где растут подосиновики? (Ответ детей :под осиной).
Воспитатель продолжает: Рыжики растут под сосной и елью, маслята–под сосной, а белый гриб –под березой, елью, сосной и дубом(называя грибы,воспитатель показывает их муляжи).
Кроме того грибы могут вступать в содружество с кустарниками и даже травами.
Вот как –то раз собрались все грибы на большой поляне и стали спорить, кто же
самый лучший из них, кого выбрать царем в грибном царстве.
Съедобные грибы: подберезовики, подосиновики, рыжики, лисички, маслята, опята,
грузди и другие грибы хотели выбрать царем боровика или, как его еще называют, белый
гриб. Они говорили, что белый гриб люди считают самым лучшим и ценным. Он выглядит
очень важным, настоящим его величеством. Если даже людиназывают его «царем» грибов
или «полковником» -значит именно его нужно и выбирать царем.
Знаете ли вы стихи про белый гриб?
Вот и гриб –боровик!
И красив он и велик!
В толстой шляпке набекрень,
Ножка крепкая, как пень».
Несъедобные грибы завозмущались, онибыли не согласны.Они говорили, что и у них
есть гриб похожий на белый гриб –это ложный белый или желчный гриб
.
(У настоящего белого гриба шляпка внизу белая или желтоватая, на ножке рисунок в виде белой сеточки, мякоть на срезе белая. У ложного белого гриба –шляпка внизу розовая, на ножке черная сеточка, мякоть на срезе розовеет).
Несъедобные грибы говорили, что у них есть и другие двойники съедобных грибов: ложные опята, ложная лисичкаи другие.
А главное -у несъедобных грибов есть гриб –красавец, которого нельзя не заметить.
Вот его и хотели они выбрать царем. Что же это за гриб?
«Красная шляпка, белые горошки,
С виду красавец, что ни говори.
Только его мы не берем в лукошко,
Он опасный очень –очень
Этот самый гриб». (Мухомор)
Да, это мухомор –ядовитый, опасный гриб. Он, действительно очень красив, но и очень
ядовит, опасен для человека. Но для лосей мухомор –лекарство, поэтому не нужно топтать
его ногой или сбивать палкой.Многие животные едят грибы, лечатся ими. Слизни, сороки,
белки не брезгуют мухомором. Мухомор помогает расти соснам, елям, березам и другим
деревьям, украшает лес.
Но самый опасный из ядовитых грибов –бледная поганка (показ картинки). Спасти человека,
отравившегося ею, почти невозможно. Сильный яд. Первые признаки отравления через10-
12 часов. За это время яд основательно «поработает» в организме: головная боль, головокружение, ухудшение зрения, чувство беспокойства.
Бледная поганка похожа на шампиньон. Ноу шампиньонов пластинки под шляпкой —
розовые, с возрастом фиолетовые, а у поганки -чисто белые.
У бледной поганки у основания ножки разорванный мешочек,
которого нет у шампиньонов. Сверху шляпка у поганки –зеленоватая, но бывает и белая.
«На полянке спозаранку
Повстречала я поганку.
Почему ты бледная?
Потому что вредная!»
Так спорили грибы между собой очень долго. В это время на поляну пришли люди.
Собрали они все съедобные грибы, а не съедобные остались нетронутыми. Они людям не
нужны, но нужны лесу и животным. Лес лучше растет, когда в нем есть грибы.
Вот и мы, ребята соберем с вами все съедобные грибы в корзину.
Очень важно: Если неизвестно, съедобен гриб или нет, лучше его не класть в корзину!
Грибами можно и отравиться!
Проводится дидактическая игра «Что в корзину мы берем?» -закрепление пройденного
материала о грибах.
Грибное царство –особое. В теле грибов немало таких веществ, которых нет, ни в каких растениях, но они есть в теле некоторых животных. Поэтому их нельзя относить ни к растениям, ни к животным.
Грибы –это грибы. Это особое царство.
Необходимо помнить, что лесу нужны разные грибы и съедобные, и несъедобные.
К окружающей нас природе относитесь бережно, с любовью.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 3 «Ручеёк»
Конспект беседы в средней группе на тему:
«Грибы – съедобные и не съедобные».
Воспитатель:
Сметанина И.Н.
г.о.г. Выкса 2017г
Цель: формировать знания детей о грибах.
Задачи:
Образовательные задачи:
Закреплять и обобщать знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы. Познакомить детей с особенностями внешнего вида и роста грибов.
Дать детям представления о правилах сбора грибов.
Развивающие задачи:
Развивать наблюдательность, память, воображение, умение анализировать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
Воспитывать экологическую культуру, умение правильно вести себя в лесу при сборе грибов.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, сюжетных картин на тему «Грибы», загадывание загадок, разучивание пальчиковых игр.
Планируемый результат:
Дети должны знать:
— какие бывают грибы, чем они отличаются, где растут;
— основные виды съедобных и несъедобных грибов;
— правила поведения при сборе грибов в лесу;
— использовать активный словарь по теме.
Ход беседы.
Дети занимаются игровой деятельностью. Слышатся звуки в дверь.
Дети подходят к воспитателю и говорят, что к нам кто-то стучится.
— Ребята, как вы думаете, кто это может быть? (предположения детей).
В группу вносится корзинка с муляжами грибов и письмо от старичка — лесовика. Так кто же оставил нам эту корзину?
(это дедушка Лесовик).
В письме загадка:
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листья у дорожки?
Встала шапка из травы –
Нет под шапкой головы.
Ребята, эти грибы собрал для нас старик Лесовик
— Ребята, так о чём сегодня пойдёт речь? Правильно о грибах. А вы знаете, кто это такие? (ответы детей). Мы все любим собирать грибы, а они бывают съедобные и несъедобные.
Грибы – это не растения, и не животные, поэтому их и называют загадочными созданиями. Их можно встретить везде. Как вы думаете где? (ответы детей).
Грибы можно встретить: в почве, в воде, на камнях, на растениях, в лесу
— А где встречали их вы? (в лесу).
Давайте вспомним, как это было.
Дети рассказывают:
В руки возьмём по корзинке,
В лес за грибами пойдём.
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибком.
Пальчиковая игра «Грибы».
— Каких только грибов нет в лесу. Лесные красавцы – эти грибочки!
Воспитатель: Многие думают, что грибы растут сами по себе. Но это не так. Грибница спрятана в почве. Состоит она из тонких белых ветвящихся нитей – грибницы. Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастают плодовые тела. Грибы поодиночке не растут.
— Ребята, а вы знали раньше об этом? Так почему же грибы не растут поодиночке?
Предложить детям рассмотреть плакат (грибница, тонкие нити, изображение грибов). Многие лесные грибы очень «дружат» с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними.
Из корзинки воспитатель достаёт гриб.
— Ребята, посмотрите, кто знает этот гриб? Как он называется? (белый). Белый гриб растёт только в лесу. Его ещё называют боровиком, растёт он на вырубках, в хвойных лесах, близ дорог; в глухомани его не встретишь. Шляпка у него мясистая, упругая, светло-серая, но может быть и желтоватая или бурая. Низ шляпки, как губка – губчатый, желтоватого цвета с чуть зеленоватым оттенком. А сам гриб, действительно, на изломе белый.
Достаёт из корзины грибы один за другим.
— А как называются эти грибы? Рыжики растут под соснами и елями.
А этих красавцев знаете? Ну, конечно, это подосиновики. А где они растут, уже догадались? Правильно, под осиной, поэтому, так и называются.
А вот этот удивительный гриб узнали?. Как вы думаете, почему он так называется? (ответы детей). Правильно, за сходство его окраски с цветом лисьего меха. (Рассматривают гриб). Шляпка у лисички не отделяется от ножки, как у других грибов. Есть у лисички очень ценная для грибников особенность. Ребята, может вы, знаете какая? (ответы детей). Они никогда не бывают червивыми. Старые лисички высыхают или загнивают, но в них никогда не поселяются другие насекомые. Ребята, так какие съедобные грибы вы знаете? (ответы детей).
Эти грибы очень питательные и вкусные. Но растут в наших лесах и несъедобные, ядовитые грибы.
— Дети, кто знает, какие? (ответы детей). Правильно, бледная поганка и мухомор. Но самый опасный из ядовитых грибов – бледная поганка. Съешь её, и умрёшь. Шляпка у неё в центре как шар, а по краям плоская, шелковистая, бледно-зелёного цвета. Ножка белая, длинная, тонкая, с кольцом наверху и оторочкой у основания. Растёт она летом и осенью, обычно в лиственных лесах, реже в хвойных.
На самом дне корзины лежит мухомор.
— А этот гриб красивый, красный. Но, поверьте, — он опасный.
Дети: мухомор.
Мухомор – самый нарядный гриб. Его вы ни с чем не спутаете Шляпка у него…ярко-красная с белыми крапинками, на ножке кольцо, как будто мини-юбочка. А знаете что? Мухомор – гриб не такой простой. Людям его можно есть? (нет, он ядовитый и опасен). А вот многим лесным жителям без него не обойтись. Почему? (размышления детей).
— Ребята, как вы думаете, кто из животных может, есть мухомор? Правильно, белочки иногда сушат их на зиму. А ещё и и сороки. А лоси проглатывают их целиком, иногда несколько штук за один раз. Зачем? (ответы детей). Мухоморы для лосей – лекарство, которое помогает им избавиться от глистов. Вот так-то!
— Ребята, так о каких грибах вы сегодня узнали? Какие из них съедобные, а какие ядовитые – несъедобные? (ответы детей).
— Что общего между мухомором и бледной поганкой? (это ядовитые, несъедобные грибы).
— Что вы сделаете, увидев в лесу мухомор: пройдёте мимо или собьёте ногой? Почему? (мухомор нужен животным).
— Ребята, а почему говорят, что маленький и старый гриб не надо срывать? (маленький должен вырасти, а старый в пищу не годится – пусть им лесные жители полакомятся).
— А вы любите собирать грибы вместе папами и мамами? (да, очень любим…)
— А теперь, подумайте и скажите, как правильно собирать грибы в лесу? (ответы детей).
Воспитатель: Для настоящего грибника поход за грибами – радостная встреча с лесом, приобщение к его красоте, к его тайнам. Каждый гриб он осторожно срежет, да ещё полюбуется им, а потом только положит в корзину. Незнакомые и несъедобные грибы не тронет, ногами не собьёт. Они нужны лесу. Сухую листву и мох не перевернёт, не разбросает. Настоящему грибнику лес радуется, как другу и грибов для него не пожалеет. Отправляясь за грибами, не забывайте об этом.
— Ребята, давайте напишем Лесовику письмо, поблагодарим его за грибы, а корзину с мухомором вернём в лес. Лесным зверям мухомор ещё пригодится. Я тоже надеюсь, что Вы, ребята, запомнили, как нужно собирать грибы и будете стараться не навредить лесу.
Воспитатель предлагает детям поиграть игру «Собери грибы в лукошко». На полу разложены разные картинки с грибами: съедобные и несъедобные. Звучит музыкальный фон, дети собирают в корзинки грибы. В конце игры дети объясняют, почему они собрали именно эти грибы. Проверяет, правильно ли дети запомнили съедобные грибы. Делает акцент на то, что дети не трогали ногами несъедобные грибы, потому что они пригодятся диким животным. Благодарит детей за их знания, и желания научиться правильно вести себя в лесу при сборе грибов.
Источник
Светлана Гудиева
НОД в старшей группе «Грибы»
«Грибы«
Цель:
— познакомить детей с грибами;
— закрепить представление о лесе и растениях, произрастающих в лесу;
— учить детей различать съедобные и ядовитые грибы;
— воспитывать у детей бережное, не потребительское отношение к природе;
— познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов.
Задачи:
— закрепить знания о ядовитых грибах.
— развивать внимание память, познавательные интересы.
— закрепить умение различать грибы по картинам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя.
Оборудование:
— картинки и фотографии грибов, силуэтные изображения грибов съедобных и ядовитых.
Ход:
1.Загадка:
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки
Встала шляпка из травы –
Нет под шляпкой головы? (гриб)
Д.: Это — гриб.
В.: Правильно, молодцы!
В.: Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (На доску вывешивается картинка – схема гриба). Что есть у грибов? (Дети отвечают, что есть ножка и шляпка.) Правильно, ножка, шляпка, корни – грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают маленькие грибочки. Через корни-ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами, называют грибниками. Настоящие грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем, так можно повредить грибницу, тогда не вырастут на этом месте маленькие грибочки. Гриб нужно аккуратно срезать ножом.
2.Беседа: «Гриб и его дом».
(Воспитатель, рассказывая о грибе, выставляет картинку с его изображением.)
В.: У каждого гриба есть свой дом, где он растёт. Белый гриб – боровик растёт в сосновом и еловом лесу. Шляпка у него мясистая, упругая, светло серая или коричневая. Ножка толстая – белая. Белые грибы сушат, а потом варят из них суп. В сосновом лесу растут маслята. Как вы думаете, почему эти грибы так называются? (Ответы детей.) Да, у них шляпка скользкая, словно маслом смазана. А какой гриб мы нашли под осиной?
Д.: Под осиной нашли подосиновик.
В.: Правильно, а под берёзой?
Д.: Под берёзой нашли подберёзовик.
В.: Молодцы! У подосиновика и подберёзовика длинная ножка и шляпка коричневого цвета или красноватая (как опавшие осенние листья, в которых грибы прячутся). А вот в густой траве выросли лисички – рыжие, как лесной зверь – лиса. Ай, а это что за чудо-пень? Весь усыпан грибами. Это опята – дружные ребята, растут они большими семьями на пеньках. Мы говорили про съедобные грибы. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить. А вот на полянке мы увидели красивый гриб: тонкая белая ножка с юбочкой, шляпка красная с белыми пятнами. Догадались, что это за гриб?
Д.: Это мухомор!
В.: Да. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнуться кверху и он превратится в блюдечко. Пройдёт дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьётся этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухомор. А какой ещё ядовитый гриб вы, ребята, знаете? (Ответы детей.) Правильно, бледная поганка. У этого гриба длинная тонкая ножка и бледно-серая шляпка. Запах у неё неприятный.
Теперь вы знаете, какие грибы — съедобные, а какие – ядовитые.
3. Физкультминутка и гимнастика для глаз «Дождик».
В.: Вставайте, ребята, подходите ко мне, беритесь за руки и цепочкой пойдём по извилистой тропинке в лес.
Напомните, как нужно вести себя в лесу?
Д.: (Предположительные ответы: нельзя шуметь в лесу, ломать ветки деревьев, внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить на гриб, не повредить муравейник.)
(Дети за воспитателем идут змейкой от стульчиков на ковёр.
Гимнастика «Дождик»
Капля первая упала – кап!
И вторая пробежала!
(Сверху пальцем показывают траекторию
движения капли и прослеживают взгляд)
Мы на небо посмотрели:
(Смотрят вверх)
Капельки «кап-кап» запели.
Намочились лица, мы их вытирали.
(Вытирают лицо руками)
Туфли – посмотрите – мокрыми стали.
(Показывают руками вниз и смотрят на ноги)
Мы плечами дружно поведём,
Капельки с себя стряхнём.
(Двигают плечами из стороны в сторону, руки на поясе)
От дождя мы убежим,
(Бегают друг за другом по кругу)
Под кусточком посидим.
(Приседают)
4. Дидактическая игра «Что в лукошко мы берём?»
Воспитатель называет грибы, которые упоминались в ходе НОД. Если съедобный, дети хлопают (кладут в лукошко, если ядовитый – не хлопают.
5. Сбор грибов называют «тихой охотой». Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости –уважайте хозяев леса: растительный и животный лесной народ. Как правильно вести себя в лесу? (Ответы детей). Не шумите, не мусорьте, не топчите, не срывайте грибы с корнем. На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами. Зачем, знаете? (Ответы детей). Грибы нужно не срывать, а срезать. А для чего? (Ответы детей). Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов. Без грибницы не бывать новым грибам.
6. Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик только ел,
Оттого и потолстел.
7. Правила сбора грибов:
1. Грибы можно собирать только со взрослыми, которые хорошо знают лес;
2. Не срывать, не топтать ядовитые грибы — они нужны многим жителям леса;
3. Не раскапывать палкой грибницу—она может высохнуть, не покрытая листвой;
4. Не собирать грибы у проезжей части;
5. Собирать только известные грибы;
6. Не срывать старые и очень маленькие грибы.
7. Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их— можно повредить грибницу.
8. Игра «Чего не стало?»
В.: – Я положила на стол 4 гриба. Посмотрите на них и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу один, а вы скажете, чего не стало.
9. Загадки о грибах:
— Может быть, вы не поверите мне,
Но я увидала грибы на сосне.
Разве грибы на деревьях растут?
Что-то совсем непонятное тут…
Надеты на ветки маслята, опята…
Кто же их на зиму сушит, ребята? (Белка)
— Стоит лепешка
На одной ножке.
Кто не пройдет,
Всяк поклон отдает. (Гриб)
— Весь Антошка –
Шляпка да ножка.
Дождь пойдет –
Он подрастет. (Гриб)
— Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три – и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду. (Боровик)
— Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще. (Подберезовик)
— У кого одна нога,
Да и та без башмака? (У гриба)
— Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту –
Зовусь я? (Подосиновик)
— Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. (Гриб)
— Нет грибов дружней, чем эти, —
Знают взрослые и дети –
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)
— Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный. (Мухомор)
9. Игра Какие грибы«
Цель: учить образовывать отглагольные прилагательные.
-Если грибы сварить, то они будут. вареные;
-а если грибы пожарить, тогда они будут. жареные;
-если засолить, они будут. соленые;
— если замариновать, они будут. маринованные;
— если засушить- сушенные.
10. Физкультминутка «За грибами»
Все зверушки на опушке Идут по кругу, взявшись за руки.
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, Скачут вприсядку,
Рыжики срывали. Срывают «грибы».
Лисичка бежала, Бегут, собирают «грибы».
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, Скачут, срывают «грибы»
Искали опятки.
Медведь проходил, Идут вразвалку,
Мухомор раздавил. Топают правой ногой.
11. Игра «Посчитай»
Цель: согласование числительных с существительными
1 гриб,. 3. , 5.
1 лисичка, 3. , 5.
1 опенок, 3. , 5.
Итог:
В.: — Вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями!
— Понравилось вам путешествие?
— Что вы о нём расскажите своим родителям, о чём узнали, что делали? Ответы детей.
Источник