Концепция полезного музея дж к дана

Программа экзамена для поступления в магистратуру по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

Тема 1. Музеология как научная дисциплина: история становления и современное значение

Основные этапы становления музеологии как научной дисциплины. Этимология термина «музей». Коллекции и собрания античности. Музей в культуре Возрождения. Палисси, У. Альдрованди. К. фон Геснера. «Музеография» К.-Ф. Енкеля (К. Найкеля). Музей в культурной традиции Просвещения. Поиск новых моделей музея в конце XIX – начале XX вв. Проект «идеального» музея . Концепции «полезного музея» Дж. К. Дана и «живого музея» .

Музеология как междисциплинарная область знания. Взаимодействие музеологии с гуманитарными и естественными науками. Соотношение с историей, археологией, этнологией, географией, литературой, различными видами искусств и т. д. Роль современной музеологии в изучении культурного и природного наследия. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Уникальные историко-культурные территории. Культурные ландшафты.

Тема 2. Музей: понятие, функции и основные классификации

Понятие «музей»: подходы к определению. Социокультурные функции музея. Основные задачи музея как учреждения культуры. Теория музейной коммуникации. Государственная музейная сеть Российской Федерации: история формирования.

Разновидности классификаций музеев. Понятие «профиль музея» и профильная классификация. Основные группы исторических музеев. Художественные, искусствоведческие, литературные и архитектурные музеи. Естественно-научные музеи. Комплексные музеи. Мемориальные музеи: основные разновидности и особенности. Краеведческие музеи.

Классификация по административному принципу. Классификация музеев по юридическому положению: государственные, общественные, частные. Классификация музеев по признаку общественного назначения: научно-исследовательские, научно-просветительские и учебные. Музеи под открытым небом: понятие, опыт создания за рубежом и в России.

Тема 3. История предмузейного коллекционирования

от античности до XVII столетия

Феномен коллекционирования. Практика хранения и показа протомузейных коллекций античности. Ликей в Афинах. Мусеи (мусейоны) в Древней Греции. Александрийский музейон. Частные и общественные собрания в Древнем Риме.

Сокровищницы средневековых европейских храмов. Светские собрания эпохи Средневековья. Состав и организация ренессансных коллекций. Выдающиеся коллекционеры эпохи Возрождения. Галерея Уффици во Флоренции. Центрально-европейские кунсткамеры: примеры и особенности собраний. Кабинеты естествоиспытателей: специфика организации и функционирования. Особенности коллекционирования в XVII в. Художественные собрания европейских монархов. Эстетика дворцовых галерей. Естественно-научное коллекционирование.

Тема 4. Возникновение первых музеев в России

Кабинеты и галереи петровской эпохи. Значение деятельности «Великого посольства». Петергофский Монплезир. Петербургская Кунсткамера: история строительства и формирования собрания. Кунсткамера как академический музей: методика комплектования и описания фондов.

Оружейная палата: эволюция от Древлехранилища царской семьи к дворцовому музею. Галерея Эрмитаж: история формирования живописных коллекций и прочие собрания. Положение об Эрмитаже. «Археологический бум» и открытие первых археологических музеев на юге России. Феодосийский музей древностей. Археологические музеи в Одессе, Керчи и Херсонесе. Иркутский «музеум» – один из первых провинциальных музеев в России. Первые учебные музеи: история формирования и значение.

Тема 5. Феномен публичного музея в Европе и России

Музей в парадигме эпохи Просвещения. Слоуна и открытие Британского музея. Условия посещения. Дворцовый комплекс Лувр и попытки реализации идеи публичного музея во Франции. Преобразование закрытых собраний европейских монархов в общедоступные учреждения. Венская картинная галерея. Музейное строительство в империи Наполеона. Художественные трофеи в музеях Франции. Реституция культурных ценностей. Новые возможности в области музейного строительства. Открытие музея Прадо. Музеи Берлина. Мюнхенская Глиптотека. Национальная галерея в Лондоне. Публичные музеи в США. Смитсоновский институт. Музей Метрополитен.

Идея общественного назначения музея в России. Императорская галерея в Бельведере. Новый Эрмитаж. Условия посещения Эрмитажа и Оружейной палаты. Университетские музеи: понятие, история развития и особенности комплектования. Университетские уставы и виды учебных музеев. Создание Румянцевского музея. История становления Государственного исторического музея. Третьяковская галерея как музей национального искусства.

Тема 6. История создания и деятельность Международного совета музеев (ICOM)

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (UNESCO): история создания и функции. Культурная политика ЮНЕСКО. Международный совет музеев (ICOM): сущность, основные задачи организации и направления деятельности. Кодекс профессиональной этики ИКОМ. Основные качества музейного работника. Личная ответственность за коллекции.

Тема 7. Организационно-законодательные основы деятельности музеев в России

Нормативно-законодательная база музейного дела в России: история становления и современное состояние музейного права в России. Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996 г.): характеристика основных статей (общие положения, музейный фонд и его государственная и негосударственная части, музеи в Российской Федерации, доступ к музейному фонду, ответственность за нарушение законодательства). Положение о музейном фонде Российской Федерации (1998 г.).

Тема 8. Формы и методы культурно-образовательной деятельности музея

«Культурно-образовательная деятельность»: понятие и основные формы. Советские музеи как идеологические учреждения. Музей как средство «эстетической пропаганды» во 2-й половине 1980-х гг. Утверждение термина «культурно-образовательная деятельность» в отечественной музеологии. Основные формы культурно-образовательной деятельности музея. Музейная экскурсия и ее характерные признаки. Разновидности музейных экскурсий. Музейный экскурсовод. Прочие формы культурно-образовательной деятельности музеев. Лекция: разновидности и их примеры в отечественных музеях. Консультация. Кружок и студия. Клуб: особенности организации. Конкурсы. Праздники в музее.

Тема 9. Менеджмент в музейной деятельности: особенности и методы

Особенности менеджмента в музейной деятельности. Структура современной музейной организации. Персонал. Роль волонтеров в музее. Служба волонтеров в Государственном Эрмитаже. Директор современного музея: ответственность и квалификационные требования. Управление различными структурными элементами и фондами музея. Музейная недвижимость. Распоряжение финансами и бюджет музея. Фандрайзинговая политика музея. Общества друзей музеев: отечественная практика.

Маркетинг в музейной деятельности: понятие и функции. Музейный посетитель как адресат предложения. Маркетинг и коммуникативная политика современного музея. Преодоление «барьера недоверия» к музейному предложению и «барьера непонимания» у сотрудников музея. Музейный посетитель: исследование и особенности. Составление анкет. Коммерческая деятельность музеев, оценка ее эффективности. Музейный магазин: основные элементы и особенности организации. Опыт работы магазинов в Государственном Эрмитаже. Электронная коммерция в музее.

Тема 10. Экскурсионно-туристическая деятельность

Основные понятия и разновидности туризма. Содержание понятия «туризм». Базовые понятия экскурсионно-туристической деятельности: тур, турист, экскурсант, туристские ресурсы, индустрия туризма, субъекты индустрии туризма, туристский продукт, туристские услуги, комплексная туристская услуга. Туристский район (регион): основные черты и циклы развития. Виды современных туристских организаций. Туроператор. Турагент. Особые виды туризма. Экологический туризм. Культурный туризм: понятие, особенности, ресурсы, объекты. Городские экскурсии.

Туристическая экскурсия: понятие и методика разработки. Виды тематических экскурсий. Систематизация экскурсий по составу участников, по месту проведения, по способу передвижения, по форме проведения. Этапы подготовки экскурсии для туристов. Определение идеи, темы, цели и задач. Изучение и отбор экскурсионных объектов. Составление карточки объекта. Разработка экскурсионного маршрута. Методическая разработка (технологическая карта) экскурсия: структура документа. Приемы показа и рассказа экскурсионных объектов.

Контрольные вопросы

1.  Основные этапы становления музеологии как научной дисциплины.

2.  Музеология как междисциплинарная область знания.

3.  Понятие «музей»: подходы к определению.

4.  Разновидности классификаций музеев. Понятие «профиль музея» и профильная классификация музеев.

5.  Классификации музеев по административному принципу, по юридическому положению, по признаку общественного назначения. Музеи под открытым небом.

6.  Феномен коллекционирования. Практика хранения и показа протомузейных коллекций античности.

7.  История коллекционирования в эпоху средневековья.

8.  Кабинеты и галереи петровской эпохи.

9.  Формирование отечественных музеев в XVIII – начале XIX вв.

10.  Музей в парадигме эпохи Просвещения.

11.  Идея общественного назначения музея в России.

12.  История создания и деятельность Международного совета музеев (ICOM)

13.  Нормативно-законодательная база музейного дела в России: история становления и современное состояние музейного права в России.

14.  «Культурно-образовательная деятельность» понятие и основные формы.

15.  Особенности менеджмента в музейной деятельности.

16.  Маркетинг в музейной деятельности: понятие и функции.

17.  Основные понятия и разновидности туризма.

18.  Туристическая экскурсия: понятие и методика разработки.

Библиографический список

1.  Барри Лорд, Лорд. Менеджмент в музейном деле / Пер. с англ. и ; под ред. . М., 2002.

2.  Биржаков в туризм: Учебник. СПб, 2006.

3.  Долженко дело: Учебное пособие. М.; Ростов н/Д, 2005. (Серия «Туризм и сервис»).

4.  Емельянов : Учебник. М., 2

5.  Музеи. Маркетинг. Менеждмент: Практическое пособие. М., 2001.

6.  Музейное дело России / под общ. ред. , , . М., 2005.

7.  Музеология и основы музейного дела: библиографический указа–2006 гг.). / Сост. , , . Барнаул, 2006.

8.  Основы музееведения / Отв. ред. . Изд. 2-е, испр. М., 2010

9.  Российская музейная энциклопедия: в двух томах. М., 2001.

10.  Словарь актуальных музейных терминов // Музей. 2009. №5. С. 47‑68.

11.  Сотникова : пособие для вузов. М., 2004.

12.  Тельчаров музейного дела. М, 2005.

13.  Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» // Мир музея. 1996. №6 (152).

14.  Шляхтина музейного дела. М., 2005.

15.  Юренева : Учебник. М., 2006.

16.  Юренева в мировой культуре. М., 2003.

17.  Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике. М., 2001.

Электронные ресурсы

1.  Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия // https://www. *****/world-heritage/convention. html

2.  Закон о музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации // https://www. *****/status/documents/zakon. html

Источник

Программа экзамена для поступления в магистратуру по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

Тема 1. Музеология как научная дисциплина: история становления и современное значение

Основные этапы становления музеологии как научной дисциплины. Этимология термина «музей». Коллекции и собрания античности. Музей в культуре Возрождения. Деятельность Б. Палисси, У. Альдрованди. К. фон Геснера. «Музеография» К.-Ф. Енкеля (К. Найкеля). Музей в культурной традиции Просвещения. Поиск новых моделей музея в конце XIX – начале XX вв. Проект «идеального» музея Н.Ф. Федорова. Концепции «полезного музея» Дж. К. Дана и «живого музея» П.А. Флоренского.

Музеология как междисциплинарная область знания. Взаимодействие музеологии с гуманитарными и естественными науками. Соотношение с историей, археологией, этнологией, географией, литературой, различными видами искусств и т.д. Роль современной музеологии в изучении культурного и природного наследия. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Уникальные историко-культурные территории. Культурные ландшафты.

Тема 2. Музей: понятие, функции и основные классификации

Понятие «музей»: подходы к определению. Социокультурные функции музея. Основные задачи музея как учреждения культуры. Теория музейной коммуникации. Государственная музейная сеть Российской Федерации: история формирования.

Разновидности классификаций музеев. Понятие «профиль музея» и профильная классификация. Основные группы исторических музеев. Художественные, искусствоведческие, литературные и архитектурные музеи. Естественно-научные музеи. Комплексные музеи. Мемориальные музеи: основные разновидности и особенности. Краеведческие музеи.

Классификация по административному принципу. Классификация музеев по юридическому положению: государственные, общественные, частные. Классификация музеев по признаку общественного назначения: научно-исследовательские, научно-просветительские и учебные. Музеи под открытым небом: понятие, опыт создания за рубежом и в России.

Тема 3. История предмузейного коллекционирования

от античности до XVII столетия

Феномен коллекционирования. Практика хранения и показа протомузейных коллекций античности. Ликей в Афинах. Мусеи (мусейоны) в Древней Греции. Александрийский музейон. Частные и общественные собрания в Древнем Риме.

Сокровищницы средневековых европейских храмов. Светские собрания эпохи Средневековья. Состав и организация ренессансных коллекций. Выдающиеся коллекционеры эпохи Возрождения. Галерея Уффици во Флоренции. Центрально-европейские кунсткамеры: примеры и особенности собраний. Кабинеты естествоиспытателей: специфика организации и функционирования. Особенности коллекционирования в XVII в. Художественные собрания европейских монархов. Эстетика дворцовых галерей. Естественно-научное коллекционирование.

Тема 4. Возникновение первых музеев в России

Кабинеты и галереи петровской эпохи. Значение деятельности «Великого посольства». Петергофский Монплезир. Петербургская Кунсткамера: история строительства и формирования собрания. Кунсткамера как академический музей: методика комплектования и описания фондов.

Оружейная палата: эволюция от Древлехранилища царской семьи к дворцовому музею. Галерея Эрмитаж: история формирования живописных коллекций и прочие собрания. Положение об Эрмитаже. «Археологический бум» и открытие первых археологических музеев на юге России. Феодосийский музей древностей. Археологические музеи в Одессе, Керчи и Херсонесе. Иркутский «музеум» – один из первых провинциальных музеев в России. Первые учебные музеи: история формирования и значение.

Тема 5. Феномен публичного музея в Европе и России

Музей в парадигме эпохи Просвещения. Деятельность Х. Слоуна и открытие Британского музея. Условия посещения. Дворцовый комплекс Лувр и попытки реализации идеи публичного музея во Франции. Преобразование закрытых собраний европейских монархов в общедоступные учреждения. Венская картинная галерея. Музейное строительство в империи Наполеона. Художественные трофеи в музеях Франции. Реституция культурных ценностей. Новые возможности в области музейного строительства. Открытие музея Прадо. Музеи Берлина. Мюнхенская Глиптотека. Национальная галерея в Лондоне. Публичные музеи в США. Смитсоновский институт. Музей Метрополитен.

Идея общественного назначения музея в России. Императорская галерея в Бельведере. Новый Эрмитаж. Условия посещения Эрмитажа и Оружейной палаты. Университетские музеи: понятие, история развития и особенности комплектования. Университетские уставы и виды учебных музеев. Создание Румянцевского музея. История становления Государственного исторического музея. Третьяковская галерея как музей национального искусства.

Тема 6. История создания и деятельность Международного совета музеев (ICOM)

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (UNESCO): история создания и функции. Культурная политика ЮНЕСКО. Международный совет музеев (ICOM): сущность, основные задачи организации и направления деятельности. Кодекс профессиональной этики ИКОМ. Основные качества музейного работника. Личная ответственность за коллекции.

Тема 7. Организационно-законодательные основы деятельности музеев в России

Нормативно-законодательная база музейного дела в России: история становления и современное состояние музейного права в России. Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996 г.): характеристика основных статей (общие положения, музейный фонд и его государственная и негосударственная части, музеи в Российской Федерации, доступ к музейному фонду, ответственность за нарушение законодательства). Положение о музейном фонде Российской Федерации (1998 г.).

Тема 8. Формы и методы культурно-образовательной деятельности музея

«Культурно-образовательная деятельность»: понятие и основные формы. Советские музеи как идеологические учреждения. Музей как средство «эстетической пропаганды» во 2-й половине 1980-х гг. Утверждение термина «культурно-образовательная деятельность» в отечественной музеологии. Основные формы культурно-образовательной деятельности музея. Музейная экскурсия и ее характерные признаки. Разновидности музейных экскурсий. Музейный экскурсовод. Прочие формы культурно-образовательной деятельности музеев. Лекция: разновидности и их примеры в отечественных музеях. Консультация. Кружок и студия. Клуб: особенности организации. Конкурсы. Праздники в музее.

Тема 9. Менеджмент в музейной деятельности: особенности и методы

Особенности менеджмента в музейной деятельности. Структура современной музейной организации. Персонал. Роль волонтеров в музее. Служба волонтеров в Государственном Эрмитаже. Директор современного музея: ответственность и квалификационные требования. Управление различными структурными элементами и фондами музея. Музейная недвижимость. Распоряжение финансами и бюджет музея. Фандрайзинговая политика музея. Общества друзей музеев: отечественная практика.

Маркетинг в музейной деятельности: понятие и функции. Музейный посетитель как адресат предложения. Маркетинг и коммуникативная политика современного музея. Преодоление «барьера недоверия» к музейному предложению и «барьера непонимания» у сотрудников музея. Музейный посетитель: исследование и особенности. Составление анкет. Коммерческая деятельность музеев, оценка ее эффективности. Музейный магазин: основные элементы и особенности организации. Опыт работы магазинов в Государственном Эрмитаже. Электронная коммерция в музее.

Тема 10. Экскурсионно-туристическая деятельность

Основные понятия и разновидности туризма. Содержание понятия «туризм». Базовые понятия экскурсионно-туристической деятельности: тур, турист, экскурсант, туристские ресурсы, индустрия туризма, субъекты индустрии туризма, туристский продукт, туристские услуги, комплексная туристская услуга. Туристский район (регион): основные черты и циклы развития. Виды современных туристских организаций. Туроператор. Турагент. Особые виды туризма. Экологический туризм. Культурный туризм: понятие, особенности, ресурсы, объекты. Городские экскурсии.

Туристическая экскурсия: понятие и методика разработки. Виды тематических экскурсий. Систематизация экскурсий по составу участников, по месту проведения, по способу передвижения, по форме проведения. Этапы подготовки экскурсии для туристов. Определение идеи, темы, цели и задач. Изучение и отбор экскурсионных объектов. Составление карточки объекта. Разработка экскурсионного маршрута. Методическая разработка (технологическая карта) экскурсия: структура документа. Приемы показа и рассказа экскурсионных объектов.

Контрольные вопросы

  1. Основные этапы становления музеологии как научной дисциплины.

  2. Музеология как междисциплинарная область знания.

  3. Понятие «музей»: подходы к определению.

  4. Разновидности классификаций музеев. Понятие «профиль музея» и профильная классификация музеев.

  5. Классификации музеев по административному принципу, по юридическому положению, по признаку общественного назначения. Музеи под открытым небом.

  6. Феномен коллекционирования. Практика хранения и показа протомузейных коллекций античности.

  7. История коллекционирования в эпоху средневековья.

  8. Кабинеты и галереи петровской эпохи.

  9. Формирование отечественных музеев в XVIII – начале XIX вв.

  10. Музей в парадигме эпохи Просвещения.

  11. Идея общественного назначения музея в России.

  12. История создания и деятельность Международного совета музеев (ICOM)

  13. Нормативно-законодательная база музейного дела в России: история становления и современное состояние музейного права в России.

  14. «Культурно-образовательная деятельность» понятие и основные формы.

  15. Особенности менеджмента в музейной деятельности.

  16. Маркетинг в музейной деятельности: понятие и функции.

  17. Основные понятия и разновидности туризма.

  18. Туристическая экскурсия: понятие и методика разработки.

Библиографический список

  1. Барри Лорд, Гейл Д. Лорд. Менеджмент в музейном деле / Пер. с англ. Э.Н. Гусинского и Ю.И. Турчаниновой; под ред. А.Б. Голубовского. М., 2002.

  2. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебник. СПб, 2006.

  3. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие. М.; Ростов н/Д, 2005. (Серия «Туризм и сервис»).

  4. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. М., 2003 (2007).

  5. Музеи. Маркетинг. Менеждмент: Практическое пособие. М., 2001.

  6. Музейное дело России / под общ. ред. М.Е. Каулен, И.М. Коссовой, А.А. Сундиевой. М., 2005.

  7. Музеология и основы музейного дела: библиографический указатель (1929–2006 гг.). / Сост. Т.Г. Горбунова, Е.В. Евглевская, А.А. Тишкин. Барнаул, 2006.

  8. Основы музееведения / Отв. ред. Э.А. Шулепова. Изд. 2-е, испр. М., 2010

  9. Российская музейная энциклопедия: в двух томах. М., 2001.

  10. Словарь актуальных музейных терминов // Музей. 2009. №5. С. 47 68.

  11. Сотникова С.И. Музеология: пособие для вузов. М., 2004.

  12. Тельчаров А.Д. Основы музейного дела. М, 2005.

  13. Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» // Мир музея. 1996. №6 (152).

  14. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела. М., 2005.

  15. Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник. М., 2006.

  16. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003.

  17. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике. М., 2001.

Электронные ресурсы

  1. Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия // /world-heritage/convention.html

  2. Закон о музейном фонде российской федерации и музеях в Российской Федерации // /status/documents/zakon.html

Источник