Конспект полезные ископаемые 3 класс плешаков
2.
Постановка учебных задач и её решение
Словесн.: ответы на вопросы;
Практический:
формулирование темы и цели урока;
5
-Отгадайте загадки:
.Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
-Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)
— Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»
— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)
— Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)
— Верно, молодцы!
Отвечать на вопросы;
Определять тему урока;
Ставить цели урока;
Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
3.
Решение частных задач
Словесный:
учебный диалог;
Словесный:
ответы на вопросы;
Практический:
Практическая работа в группах;
Практический: защита работ;
10
7
5
— А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?
— А из чего делают автомобили, самолёты?
— Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)
— Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.
Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.
— А почему они полезные? (Ответы детей)
— Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.
— Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).
Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.
— Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?
— К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.
— А какое значение имеет топливо? (ответы детей)
— При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.
— Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.
— Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды — чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.
— Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?
— Молодцы. Перейдём к третьей группе.
— Как вы думаете, почему они называются строительными?
— Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).
— А сейчас мы проведём практическую работу в группах.
(Изучение свойств песка, угля)
В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.
Инструкция:
1. Название полезного ископаемого.
2. Твёрдое или жидкое ископаемое?
3. Прочное или хрупкое?
4. Определить цвет, прозрачность.
5. Где можно использовать, применить.
— Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!
Высказывать свои предположения;
Отвечать на вопросы
Анализировать;
Высказывать свои предположения;
Выполнять практическую работу в группах
К: участвуют в учебном диалоге;
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
К:аргументация своего мнения и позиции;
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
П: извлечение необходимой информации;
К: высказывать своё предположение;
П: поиск и выделение необходимой информации;
Р:учиться высказы вать
своё предположение;
П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Практический:
тестирование;
7
— Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? — У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)
— Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.
Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
а) песок, глину
б) гранит, торф
в) уголь, соль
Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) нефть, руда
б) уголь, торф
в) известняк, газ
Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) гранит, песок
б) уголь, руда
в) нефть, газ
Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
а) строители
б) геологи
в) шахтёры
Большинство полезных ископаемых:
а) жидкие
б) твердые
в) газообразные
Нефть и газ добывают
а) на суше
б) на море
в) и на суше, и на море
Что не является горючим полезным ископаемым?
а)каменный уголь
б)гранит
в)торф
Какое полезное ископаемое является жидким?
а)нефть
б)глина
в)газ
— Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.
Выполнять тестирование
П: поиск и выделение необходимой информации;
4.
Итог урока.
Рефлексия.
Словесн.: ответы на вопросы;
3
Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.
— Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?
— Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.
— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
— Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.
Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.
— Какие задачи ставили в начале урока?
— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
— Что помогло нам в работе?
— Какие открытия для себя сделали?
— Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!
Записывать д.з
Отвечать на вопросы;
Подводить итог урока;
Р: осуществлять итоговый контроль
Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;
Источник
Разработка урока окружающего мира в 3 классе на тему: Полезные ископаемые
Прогнозируемые результаты:
• Третьеклассники узнают о разнообразии полезных ископаемых, их значении, способах добычи. Научатся различать важнейшие полезные ископаемые.
Учебные материалы: образцы из коллекции полезных ископаемых для начальной школы (железная руда, каменный уголь, нефть, глина, известняк); интерактивная доска; презентации по темам «Глина», «Известняки».
Ход урока
1. Актуализация знаний
Дети отвечают на вопросы теста по теме «Природные богатства и труд людей — основа экономики».
2. Мотивация учебной деятельности
— Сегодня на уроке мы подробнее поговорим об одной из составляющих природных богатств — о полезных ископаемых. В конце урока вы должны будете ответить на два вопроса:
1. Для чего добывают полезные ископаемые?
2. Как добывают полезные ископаемые?
3. Работа по теме урока
— Что такое полезные ископаемые? Прочитайте об этом в учебнике на странице 46. Запишите это определение в рабочей тетради (с. 25, № 1).
Вся толща земной коры состоит из разнообразных по свойствам, составу и происхождению горных пород. В свою очередь горная порода состоит из минералов. В жаркий летний день, лежа на берегу реки, мы пересыпаем из руки в руку нагретый песок. Это горная порода. Скульптор работает с вязкой и податливой глиной. Это тоже горная порода. На них не похож прочный и твёрдый гранит. И он тоже — горная порода. Почему они так отличаются друг от друга? Это зависит от тех условий, в которых они образовались.
Познакомимся с некоторыми полезными ископаемыми.
Практическая работа
Класс делится на группы. Каждая группа получает образцы полезных ископаемых. Работа выполняется по плану на с. 46 учебника. Представитель от группы рассказывает о полезном ископаемом классу. В ходе работы заполняется таблица в рабочей тетради (с. 26, № 2; с. 27, № 4).
Название | Основные свойства | Применение |
Железная руда | Чёрного цвета, твёрдая, плотная, непрозрачная | Все изделия из металла |
Известняк | Светлый, (белый, серый, желтоватый), твёрдый, плотный, непрозрачный | Мел в строительстве, известь в сельском хозяйстве |
Каменный уголь | Чёрный, твёрдый, но хрупкий, непрозрачный, плотный, горючий | Отопление, изготовление пластмассы, лекарств, красок |
Нефть | Жидкая, тёмная, непрозрачная, горючая | Керосин, бензин, масла, лекарства, мыло |
Глина | Белая, красная, жёлтая или коричневая, непрозрачная, рыхлая, негорючая | Посуда, кирпич, краны для ванной, алюминий |
Гранит | Зернистый, твёрдый, непрозрачный, плотный, негорючий | Строительство, облицовка зданий |
4. Работа по теме урока (продолжение)
— О какой горной породе сочинил стихотворение поэт Владимир Демидов?
Солнышко подземное
Когда поднимается солнце над нами,
Смеется подсолнух в широкой панаме,
Светлеет река от задорной улыбки,
Кузнечик играет на тоненькой скрипке,
Проворная ласточка песню щебечет,
Дубы расправляют могучие плечи,
Цветы, как глаза, раскрывают бутоны,
В ладошки зелёные хлопают клены.
И лаской, и красками солнце богато.
Но есть ещё солнце другое, ребята.
Оно необычное, чёрного цвета,
Оно под землёю зимою и летом.
И твёрдо на ощупь, похоже на камень.
И холодно — можно потрогать руками.
Но столько тепла в нём — скажу по секрету, —
Что хватит согреть им всю нашу планету.
От света его города молодеют,
Лишь смелые люди тем солнцем владеют.
Их лица светлы, и открыты их взоры,
Добытчики этого солнца — шахтёры.
— О каком же солнце шла речь в стихотворении?
Это каменный уголь. Что бы вы сказали о человеке, если бы он сказал вам: «Меня сегодня грели солнечные лучи, падавшие на Землю 250 миллионов лет назад».
Этот человек не шутил бы и сказал вам правду.
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, сколько лет каменному углю который даёт тепло многим квартирам нашей страны? Ему десятки и даже сотни миллионов лет. В этом угле заключено тепло солнечных лучей, падавших на землю в то время.
Энергию солнечных лучей собрали в себе гигантские растения тех лет, и из их остатков потом образовался каменный уголь. Без угля не смогут работать многие заводы и фабрики, электростанции.
Что получают из железной руды? Что делают из этих металлов? Послушайте сказку.
Чугун и сталь
Промчалась огневой струёй из печи горячая Сталь. Засверкала золотыми звёздами; остыла дорогими слитками и зазналась. Перед серым Чугуном так стала выхвалять себя, что тот чуть не изоржавел от стыда.
— Я, — говорит Сталь, — нержавеющая, нетемнеющая, хитро сваренная. Как алмаз крепка, как змея гибка. Пилить, сверлить, резать — всё могу, на всё пригодна. Хочешь — булатом (мечом) стану, хочешь — иглой. Мостом лягу. Рельсами побегу. Машиной заработаю. Пружиной совьюсь. А ты что, Чугун? На сковородки да на утюги только и годен. Ну да разве ещё на станины второстепенные да на шестерни молотильные. Не ковок, хрупок, как лёд. Немодный металл…
Говорит так Сталь, на весь цех себя славит. И самолётом-то она полетит, и кораблём-то поплывёт, и чем только ни станет. Даже перо писчее не забыла. Часовую стрелку и ту не пропустила. Всё перебрала. Столько наговорила, что и в семи коробах не свезти. Но ничего лишнего не прибавила. Была в её стальном звоне правда.
Конечно, Чугуну далеко до Стали. Только об одном ей забывать не надо бы. О том, что Чугуну родной дочерью доводится. Что ему своей жизнью обязана…
(По Е. Пермяку)
Что значит «Сталь доводится Чугуну родной дочерью»?
Сначала из руды выплавляется чугун, а потом он переплавляется и из него получается сталь. Какие предметы делают из стали? Нужна ли железная руда людям?
Ещё одно полезное ископаемое, которое лежит у вас на столах, — глина. Самая обычная глина. Нужна ли она человеку? Для чего? Что из неё делают?
Учитель показывает слайды с изделиями из глины.
Если педагог не смог составить такую презентацию, то можно прочитать сказку-рассказ «Глиняное серебро».
Лежала у дороги глина. Лежала она без дела, никому не нужная. Деревья на ней не росли, травы глину тоже не любили. Один только дождь её не забывал. А пройдёт дождь, станет глине скучно, вот и зовёт она всех к себе в гости.
Затянула однажды глина к себе колесо. Узнала от него, что люди из глины чудесные вещи делают: тарелки, чашки, кирпичи обжигают, дома строят…
И с тех пор потеряла покой. Надоело ей лежать у дороги, захотелось посудой стать или кирпичом, чтобы пользу приносить, людей радовать. Стала глина дождик просить, уговаривать: «Помоги. Не хочу без дела лежать». Согласился дождь: «Хорошо, помогу. Сегодня же брату ветру скажу».
А ветер шепнул геологу на ухо, что ценная глина без дела лежит. Заинтересовались люди, приехали, посмотрели. Оказалось, что это не простая глина, а боксит. Стали её на заводы возить. Там её жарили, сушили, и стала она не красивой безделушкой, не фарфоровой посудой, а серым, лёгким глиняным серебром, которое люди алюминием назвали. Чего только не делают из него! И самолёты, и машины, и вилки, и ложки, и ножи. Всего не перечесть.
(По М. Гавриловой)
Мы с вами привыкли к тому, что из глины делают посуду. Что ещё можно сделать из определённого сорта глины — боксита?
Давным-давно, в древнем море встречались не только рыбы, но и животные. Эти животные жили в раковинах. Они умирали и падали на дно моря. Их было много, они покрывали дно сплошным слоем. Слой за слоем накапливать раковинки. Их засыпало песком, заносило глиной, слои раковин слёживались. Это продолжалось миллионы лет, пока море не отступило. На месте моря постепенно выросли леса, потекли реки, построили города. А белые пласты ракушек, спрессованные временем, все лежат на глубине. О каком полезном ископаемом я рассказала? Правильно, это известняк. Посмотрите презентацию «Известняки» и расскажите, где они применяются.
Можем ли мы ответить на первый вопрос, заданный в начале урока?
Перейдём ко второму вопросу. Прочитайте статью «Как добывают полезные ископаемые» в учебнике на странице 48.
Рассмотрите фотографии на страницах 48-49. Для чего в море стоит буровая установка? Что здесь добывают?
Нефть и природный газ добывают из недр земли при помощи скважин по трубам. Главная машина для добычи этих полезных ископаемых — буровой станок. С его помощью бурится отверстие, в которое опускаются трубы. Нефть находится под землёй и сдавлена пластами земли, глины, песка и других горных пород. Поэтому она под давлением начинает подниматься по трубам вверх. Нефть могут обнаружить и на морском дне. Тогда её добычу производят со специальных эстакад или с помощью плавучих «островов». Одна из таких нефтедобывающих платформ показана у вас в учебнике.
Что добывают в шахтах? (Каменный уголь.)
Что такое карьер?
В словаре Ожегова даётся такое определение: «Карьер — место открытой разработки неглубоко залегающих ископаемых». Что можно добывать в карьере? (Песок, глину, иногда гранит или уголь.)
Вот мы с вами ответили на второй вопрос нашего урока.
Рассмотрите рисунки в задании 5 на странице 28 в рабочей тетради. Соедините их с названиями.
5. Рефлексия учебной деятельности
— Для чего человек добывает полезные ископаемые? Что из них производят? Перечислите полезные ископаемые, которые вам известны.
Вы угадывали названия полезных ископаемых по описаниям поэтов и писателей. А теперь попробуйте отгадать, о каких ископаемых рассказывал Серёжа.
Дети выполняют задание № 3 на с. 26 в рабочей тетради.
Дома дети выполняют задания на с. 50 учебника и № 6-8 на с. 28-29 в рабочей тетради.
Похожие статьи:
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Государственный бюджет. Плешаков
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. По знаменитым местам мира. Плешаков
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Человек. Плешаков
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Животноводство. Плешаков
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Для чего нужна экономика? Плешаков
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник
Цели деятельности учителя: формирование представления о разнообразии полезных ископаемых; формирование умения
работать с образцами горных пород; формирование умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.
— иметь представления о разнообразии полезных ископаемых; уметь работать с образцами горных пород; различать полезные ископаемые.
— сотрудничать с учителем.
Оборудование: компьютер; презентация, учебник «Мир вокруг нас» авт. Плешаков А.А., «Рабочая тетрадь» авт. Плешаков А.А., занимательный материал: экологические загадки, занимательные факты; тематический кроссворд
Этапы, методы и приемы.
Хронометраж
Содержание урока
УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Этап самоопределения к деятельности (словесный, инструктаж)
1-2 мин
Приветствие:
— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Владимировна, я студентка педагогического колледжа. И сегодня, урок окружающего мира, проведу у вас я.
-Приветствовать учителя;
— Проверять рабочее место;
П: строить речевое высказывание
Л: принимать образ хорошего ученика.
Актуализация опорных знаний и мотивация (словесный, беседа)
Проверка д.з
Д.з.
-Ребята для начала давайте проверим домашнее задание. Кто может сказать о чем вы разговаривали на прошлом уроке? (Три кита экономики)
Сегодня мы проверим усвоение пройденного материала с помощью теста.
1. Три кита экономики – это:
А) транспорт Г) капитал
Б) строительство Д) труд
В) природные богатства
2. В каком утверждении содержится ошибка?
А) Физическим трудом занимаются строитель, шахтёр, писатель.
Б) Умственным трудом занимаются архитектор, учитель, учёный.
3. К природным богатствам не относятся:
А) воздух В) почва
Б) вода Г) завод
4. К природным богатствам относятся:
А) одежда и обувь В) полезные ископаемые
Б) игрушки Г) книги
-Выполнять задание
П:строить речевое высказывание
П:структурировать знания;
Постановка учебной задачи (репродуктивный)
10 мин
. Подведение к теме урока:
-Ребята, сегодня у нас состоится не совсем обычный урок. Это будет урок – экспедиция. Мы будем учиться, путешествуя. И с небес мы спустимся на землю. Даже не на землю, а под землю.
-Но для начала, давайте отгадаем загадки:
Это топливо, сырьё
Из земли качают.
«Черным золотом» его
Люди величают.
(Нефть)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (ПЕСОК)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу —
Она понадобится сразу. (ГЛИНА)
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (ГРАНИТ)
— Дайте общее название всем этим предметам.
(Полезные ископаемые)
— Что такое полезные ископаемые?
— Недра Земли и её поверхности хранят в себе многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр Земли или с её поверхности, называют полезными ископаемыми. Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых. Одни используются в строительстве (песок, глина, гранит), другие – как топливо (нефть, газ, каменный уголь, торф), из третьих выплавляют металлы.
— Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
-Правильно, сегодня мы поближе познакомимся с полезными ископаемыми. И для этого мы заглянем в кладовую Земли.
Отгадывать загадки. Предполагать тему урока.Отвечать на вопросы, работать с учебником, выполнять задание
П:строить речевое высказываниеП:строить рассуждения
К:планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Динамическая пауза
2 мин
Физминутка.
Видеоматериал.
Участвовать в физминтке.
Р.:умение соотносить свои действия с действиями учителя;
Открытие нового знания (объяснительно –иллюстративный)
(словесный, беседа)
5 мин
Работа над новым материалом:
— Итак, тему нашего урока мы будем рассматривать с помощью практической работы.
-Откройте учебник на странице 46.
— Прочитайте первый пункт плана. Что нужно сделать?
Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Поможет вам в этом инструкция, учебник, атлас-определитель «От земли до неба». Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 26 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.
Придумайте, где применяется это полезное ископаемое
-Но сначала, давайте послушаем немного о них, ваши одноклассники подготовили небольшое выступление.
1 ученик. Рассказывает о песке (слайд)
Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2мм до пяти сотых миллиметра. Он представляет собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего песок образуется из кварца.
Занимательные факты:
Песок бывает чёрной, красной, жёлтой, белой и даже зелёной окраски. На земле существуют «поющие» пески, способные под действием ветра или при ходьбе по ним издавать звуки.
При попадании молнии в песок образуются стеклянные фигуры-фульгуриты. Температура плавления песка более 1700 градусов.
2 ученик. Рассказывает о глине (слайд).
Глина-осадочная порода. Она как и песок, образуется в результате выветривание различных горных пород, но осаждается на дне морей и озёр.
Занимательные факты:
у некоторых народов было принято употреблять глину в пищу. Блюдам из глин приписывались бодрящие и лечебные свойства. Так, в начале нашего столетия в Италии было распространено кушанье под названием «алипа». Оно состояло из смеси пшеницы и мергеля — глинистой породы, добывавшейся недалеко от Неаполя. У некоторых африканских племен, у аборигенов Австралии и островов Тихого океана деликатесом считаются определенные виды белых, голубых и зеленоватых глин. На базарах Ирана до сих пор продается съедобная глина. У народностей Сибири и Дальнего Востока лакомством считалась сметана, приготовленная из каолинита — одного из видов глины — и оленьего молока.
3 ученик. Рассказывает об известняке (слайд).
Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.
Мел – самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий.
Занимательные факты:
Всем известно второе название Москвы – Москва Белокаменная. Именно из известкового камня ее и возводили, так как сравнительно недалеко находились огромные залежи этого материала.
4 ученик. Рассказывает о нефти ( слайд).
Нефть – жидкое полезное ископаемое. Её называют « чёрным золотом». Происхождение нефти полностью не изучено. До сих пор учёные разных стран спорят о том, как же появилась нефть. Одно очевидно – нефть образовалась из остатков каких — то живых организмов.
Занимательные факты:
Всем знакомое «черное золото» оказывается, может иметь другие цвета. Известны месторождения красной нефти, голубой, зеленой и бесцветной.
Помада, чулки, жев.резинка изготавливаются при помощи нефтепродуктов и продуктов переработки нефти.
5 ученик. Рассказывает о граните (слайд)
Гранит — это очень прочный натуральный камень, который формируется в недрах нашей земли из горячей расплавленной магмы. Гранит выгладит так, как будто он склеен из множества осколков других минералов. Основу этой породы составляют такие камни как полевой шпат и полупрозрачные кварц и слюда. Цвет гранита может быть самым разнообразным. Природе чаще всего встречается и используется в промышленности сероватый гранит, но этот камень бывает и красный, и розовый, и даже оранжевый. Используется в строительстве: зданий, опоры мостов, ступенек лестниц. Украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники. Состоит из кварца, слюды и полевого шпата.
Занимательные факты:
В среднем возраст гранита на Земле составляет около пятидесяти миллионов лет.
Сквозь гранитный массив звуки распространяются намного быстрее, чем по воздуху. Примерно в десять раз.
6 ученик. Рассказывает о каменном угле.
Уголь твердый, но хрупкий, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, тонет в воде. Применяется, как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из смолы делают лекарство. Уголь представляет собой останки растений, невообразимо долгое время пролежавшие глубоко под землёй, в условиях чудовищного давления и без доступа кислорода. Последний фактор является ключевым — именно отсутствие кислорода не позволило растениям сгнить.
Занимательные факты:
Возраст наиболее древних угольных пород составляет порядка 300-400 млн лет.
Японцы использовали уголь для изготовления знаменитых самурайских мечей.
Выполнять практическую работу. Отвечать на вопросы.
П:структурировать знания;
Первичное закрепление во внешней речи (словесный, беседа)
5-7 мин
-Теперь приступайте к выполнению задания.
-Работа в рабочих тетрадях.
— Давайте откроем рабочие тетради на с. 28 и выполним задание под номером 3.
-Работа в учебниках.
— Чтобы узнать, для чего добывают полезные ископаемые прочитайте текст на странице 47. Кто уже прочитал, покажите свою готовность.
-Где используют богатство земных кладовых?
-Какие цели преследуют люди, добывая полезные ископаемые?
Работа с учебником.
-Откройте учебник на стр.48, прочитайте текст по цепочке (1 ч.-2 строки)
-Как добывают п.и? По картинке, расскажите о труде шахтёра и геолога.
— Все ли полезные ископаемые твёрдые?
— Как называется место, где хранят полезные ископаемые?
Слушать рассказ, смотреть на экран, отвечать на вопросы, работать с учебником.
П:строить речевое высказывание
П:строить рассуждения
П:осуществлять синтез
Закрепление изученного (словесный, беседа)
3 мин
Мы с вами познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию и разгадать кроссворд.
Слайд-14 кроссворд
Слайды 15-22-загадки.
По горизонтали:
1.Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
3.Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
4.Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
5.На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)
6.Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
8.Она варились долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи… (Руда)
По вертикали:
1.Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
2.Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)
7.Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением. (Торф)
9.Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
Слушать рассказ.
П: структурирование знаний
Итог урока (словесный, беседа)
3 мин
Проверка:
-Наше путешествие подходит к концу. Где мы сегодня побывали?
— Что мы увидели, заглянув в кладовые Земли?
— Что нового и интересного узнали?
— А как вы думаете, горные породы и минералы к какой природе будут относиться: живой или неживой? Почему так думаете?
Отвечать на вопросы. Подводить итоги
П:Применять полученные знания,
П:формулироватьт речевое высказывание,
Домашнее задание
в тетрадях выполнить № 4, 5. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.
Записать д.з
Рефлексия
2 мин
Закончите фразы:
-Я узнал…
-Мне понравилось…
-Мне было интересно…
-Ну, вот мы и дома. На память о нашем путешествии я хочу подарить вам маленького гномика. Если понравилось, нарисуйте улыбку, а если не понравилось, то грустное. Покажите, что у вас получилось.
Анализ деятельности
Р: оценивать результаты работы
Источник